Великие гуманисты европы 7 класс доклад – Методическая разработка по истории (7 класс) на тему: Урок Великие гуманисты Европы 7 класс Новая история | скачать бесплатно

Великие гуманисты Европы 7 класс

Политика, наука и культура не может развиваться в постоянных условиях. Восприятие людей окружающей среды и их взгляды обязательно должны подвергаться изменениям.

Гуманизм – система взглядов в центре которых стоит человек, который интересуется искусством, наукой и совершенствует себя во всех областях.

Великие гуманисты Европы 7 класс творили в эпоху Возрождения. Они воспевали античную эпоху, забытую в средние века. Основным объектом изучения стал человек и его чувства.

Новые взгляды людей не могли появиться просто так. Большое значение гуманизм уделял воспитанию будущего поколения. Первым об этом заговорил Витторино де Фельтре. В XV века он основал детскую школу, занятия в которой проходили на природе. В ней отсутствовало физическое наказание и принуждение. Обучались там не только дети высшего сословия, но и из простых семей. Детей развивали разносторонне не только интеллектуально, но и физически.

Обучение детей через систему вопросов и ответов предложил Эразм Роттердамский в трактате «О приличии детских нравов». Так же он считал невежливо при беседе с человеком поднимать брови, зевать, морщить нос, ковыряться в ушах и трясти головой. Подобные правила существуют и сегодня.

Родился Роттердамский в 1469 году около Роттердама. В девятнадцатилетнем возрасте его отправили на службе в монастырь. Там он прочел множество книг из библиотеки монахов. В должности секретаря епископа через 5 лет он покинул монастырь. Эразму Роттердамскому удалось стать студентом парижского богословского факультета. В Лондоне он познакомился с Томасом Мором, который станет его другом до конца жизни.

Роттердамский прославился своим произведением «Похвала Глупости». В нем Глупость выступает перед читателем. Ее отцом был Плутос (бог Богатсва), кормилицами были Невоспитанность и Опьянение. В произведении высмеиваются многие пороки общества. Это первый голос нового времени и желание коренным образом поменять общество.

Эразм проработал в Кембриджском университете и был назначен на должность испанского короля. Он много путешествовал и завоевывал уважение людей. Умер в 1536 году.

Другим известным гуманистом был Томас Мор. Родился в 1478 году в Англии. Учился в Оксфорде, работал адвокатом и был членом Парламента. Спустя пару лет он получает рыцарское звание и входит в состав Тайного совета.

Известным творением Томаса Мора стала «Золотая книжечка…». В ней критикуется устройство современного общества и описывается модель идеального общества. В первой части причиной государственных бед европейских стран называют деньги и собственность. Правители стремятся не к хорошему управлению, а увеличению территории. Вторая часть посвящена Утопии – модели идеального государства. Оно расположено на острове и состоит из 54 городов (число городов в Англии в XVI веке). Во главе стоит князь, избранный на пожизненное правление. Только обвинение в тирании может стать поводом для его смещения. Законы и вопросы решаются Народным сбором – по 3 человека с каждого города. Люди живут семьями, работу которых контролирует филарх. Каждый житель знает азы земледелия и одно ремесло на выбор. В городе все склады общие. Больные жители расположены в специальных больницах за городам, что бы не заражать остальных. Золото ценится в Утопии не более воды или железа. Что бы предотвратить его накопление, золото стало соответствовать позору. Еще много интересного описал Томас Мор в своем идеальном городе.

Известным гуманистом был Франсуа Рабле. Его родиной является французский городок Шинон. Свое детство провел в монастыре. Там его обучили греческому и латинскому языкам. В Пуатье он изучал медицину в университете. Всю жизнь занимался сатирической литературой. Он считал, что смех способен вылечить все заболевания. Самым популярным стала «Гаргантюа и Пантангрюэль». Гаргатюа воспитывали богословы, которые заставляли его заучивать все наизусть. В итоге он отупел еще больше. Его сын Пантагрюэль становиться противоположностью отца – он более гуманный. Книга высмеивает папство, богословство, судейство и правительства.

Как видно, люди в эпоху Возрождения по-другому начали смотреть на окружающий мир. Они почти все повседневные вещи подвергли критике. Многие гуманисты предлагали свое понимание идеального государственного строя и общества. Человек во всех образцах становиться основной ценностью. Отличительной чертой эпохи Возрождения стало массовое стремление к получению образования, уважение к людям, которые хотят учиться и помогают людям.

www.istmira.com

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

 

Понятие «гуманизм»

Воспитание детей

Эразм Роттердамский

Томас Мор

Франсуа Рабле

 

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.

На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм, и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения. 

Понятие «гуманизм». Начнем с определения понятия.

Гумани́зм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.

Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения – «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.

 

 

Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период Средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.   

Воспитание детей. Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Виттори́но да Фе́льтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В процессе обучения не применялись физические наказания. Учиться здесь могли не только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. А что самое важное: уделялось внимание разностороннему развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой системы стали античные школы.

 

 

Эра́зм Роттерда́мский написал трактат «О приличии детских нравов», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Эра́зм Роттерда́мский. Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно.

 

 

Родился он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с греческого как «любимый, желанный», а на латинский переводится – disidenus. Объединив эти слова, философ стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря. Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в монастыре ему удалось покинуть его стены, став секретарем епископа. В скором времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей Европе, и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536 года.

Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году.

 

 

В этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос – бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой части Эразм Роттердамский показывает нам, что порождает глупость и сопутствует ей.    

Далее он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу, восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости. Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.

В следующей части Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Грамматические училища Глупость называет «

размышляльниками». Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами. Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями.

 

Юристы очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины. Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют представления о праведной жизни и хотят только денег.

 

 

Таким образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.

Томас Мор. Следующий гуманист, с которым мы познакомимся, – это То́мас Мор. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.  

 

Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

 

 

В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско, состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных солдат появился опыт в военном деле.

Во второй части книги описывается модель идеального государства – Утопия. Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно: именно столько было городов в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты специальным составом, который защищает от пожаров. (Вспомните пожары в Лондоне и других городах, когда разрушался практически весь город.)

Очень интересным является государственное устройство. Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей – фила́рх, который следит, чтобы никто не бездельничал. У фила́рхов очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для представителей семей. Дома почти никто не ест.

 

 

Все жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6 часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.

 

 

В каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят. Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно. 

Внимательно относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли их заразить.

Интересно отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора. Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.

 

Очень мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы, для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед епископом несут большую свечу. (Вспомните, какое огромное количество нарядов в Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.)

 

 

В Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу, которому пожелает. (А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда религия стала насаждаться насильственно.)

Как видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом чего-то несбыточного, фантастического.

Франсуа Рабле. Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания, – Франсуа́ Рабле́. Родился он в маленьком французском городке Шино́н в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.

 

 

Самым известным произведением Франсуа Рабле стала книга «Гаргантюа́ и Пантагрюэ́ль». В центре сюжета книги – добрые великаны.

 

 

События, которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и искусства.

Рабле высмеивает систему управления государством. Для этого он использует слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пикро́хла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа — Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гуманностью.

В книге встречаются и народные персонажи. Например, Пану́рг. Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ является пародией на типичного городского бродягу.

Еще один друг Пантагрюэля – брат Жан, который носит рясу скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за свободу личности и основывает Телемское аббатство, над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».

В книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и правителей.

Как видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи людям.  

 

 

videouroki.net

Великие гуманисты Европы | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Выдаю­щимся историком и политиком был автор знаменитого трактата «Государь» флорен­тиец Никколо Макиавелли (1469-1527), который неоднократно повторял, что его самое любимое занятие — это «рассуждать о государственном искусстве» — политике. Истовый патриот своего отечества, Маки­авелли жил в эпоху, когда Италия оста­валась раздробленной и неоднократно страдала от вторжений чужеземных армий. Считая главным препятствием к объединению корыстную политику пап­ства, Макиавелли не сомневался, что в таких условиях спасти страну и создать единую мощную Италию способен только сильный правитель. Причем ради достижения большой цели он мог действовать вероломно, безжалостно и нечестно.

Немало людей думало так же, но зая­вить об этом открыто отважился именно Макиавелли. Поэтому нередко считается, что, восхваляя отрицательные качества правителей, он избавил политику от мора­ли. Возникло даже понятие «макиавел­лизм» — политическая беспринципность. На самом же деле, Макиавелли первым сказал, что политика является самостоя­тельной сферой деятельности со своими законами и принципами. Ее трудно совме­щать с понятиями морали, а громкими моральными лозунгами политики нередко лишь прикрывают непривлекательные цели. Макиавелли мечтал о единой Италии и наметил путь и средства к достижению этой цели. Его произведение — не утопия, а книга о реальных политических дей­ствиях.

Санти ди Тито. Никколо Макиавелли. XVI в.
Герб Флоренции

С середины XVI в. новая культура выходит за пределы Италии и начинает развиваться в других европей­ских странах — Германии, Франции, Англии, Нидерландах, Испании. За Альпами, на просторах бывшего «варварского мира», следы древнерим­ской цивилизации были не такими глубокими, как в Италии. Тут гума­нисты тоже увлекались античностью, но значительно больше внимания они уделяли собственному прошлому — истории германских народов и Средневековью в целом. Повсюду действовали университеты — центры научных знаний. Изобретение книгопеча­тания сделало книгу главным источником знаний, что способствовало успешному распространению идей гуманизма.

Подлинным вождем гуманистов в начале XVI в. стал Эразм Роттердамский (1469-1536) — самая выдающаяся лич­ность Северного Возрождения.

Сын голландского священника, Эразм (настоящее имя — Герхард Гергардс), родился в Роттердаме. Он рано потерял родителей и был вынужден самостоятель­но прокладывать себе дорогу в жизни. После окончания школы Эразм стал мона­хом, однако со временем оставил мона­стырь ради учебы в университете. Монархи разных стран Европы приглашали его на службу, но всем им Эразм отказывал, не желая терять свою независимость. Он считал, что не при­надлежит одному народу, и называл себя «гражданином мира». И дей­ствительно, Эразм жил, учился и писал свои произведения во многих странах Европы. Особенной популярностью пользовалось произведение Эразма «Похвала Глупости», которое он посвятил своему лучшему дру­гу — Томасу Мору.

Ганс Гольбейн Младший. Эразм Роттердамский. 1523 г.
Ганс Гольбейн Младший. Томас Мор. 1527 г.

Томас Мор был человеком исключи­тельно порядочным, справедливым и уважаемым. Наблюдая страдания на­рода, он написал свою знаменитую «Утопию». Рассказ ведется от имени бывалого путешественника Гитлодея. Он рассказывает о жестоких порядках в Англии того времени и, тут же, — о счастливом острове, где нет частной соб­ственности и бедности, все работают и живут в мире и согласии. Здесь не суще­ствует денег, каждый получает «все по потребности». Утопийцы живут больши­ми семьями в обустроенных домах, пита­ются вместе в общественных столовых-дворцах. Однако это совсем не означает примитивного общего уравнивания. Одаренная молодежь освобождается от физического труда и изучает науки. Все прочие после шестичасового рабочего дня могут по желанию учиться, заниматься спортом, развле­каться. Утопийцы убеждены, что счастье человека заключается в его гармоничном развитии, а также в разумном совмещении труда и отдыха. Государством управляют уважаемые ученые, а знаком их власти вместо короны служит пучок колосьев. «Утопия» имела огромный успех у читателей. Встречались даже люди, которые верили в существование счастливой страны и были готовы отправиться на ее поиски.

Джулио да Сан Галло. Вид идеального города

Вершиной испанской литературы XVI в. и одновременно началом европейской литературы Нового времени стало творчество Мигеля Сер­вантеса (1547-1616).

Сервантес происходил из обедневшего дворянского рода. Не имея возможности получить серьезное образование, Мигель читал все подряд и сумел приобрести обширные знания. Большую часть своей бурной жизни Сервантес оставался солда­том, а потом стал сборщиком налогов. Не имея никакого умения в этом занятии, бед­няга даже временно оказался за решеткой.

Освободившись, бросил службу и занялся литературным творчеством. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Мигель Сервантес
Памятник Дон-Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде

Роман Сервантеса «Премудрый идальго Дон Кихот Ламанчский» сразу принес автору всеобщее признание. Произведение было задумано как пародия на рыцарские романы. Его герой, полунищий дворянин Алонсо Кохано, живет в сельской глуши, беспрерывно читает рыцарские романы и мечтает о собственных подвигах в духе этих романов. Одинокий идальго делает своим оруженосцем обычного крестьянина Санчо Пансу — человека сообразительного и простодушного одновременно. Вместе они отправляются на поиски славы.

Подвиги бесстрашного идальго выгля­дят бессмысленными и смешными, но он мечтает о том, чтобы «повсеместно царили дружба, любовь и согласие». И постепенно на смену иронии приходит симпатия к Рыцарю Печального Образа, великодушно защищающему слабых и помо­гающему обездоленным. Сегодня «Дон Кихот» — вторая после Библии книга по количеству языков, на которые она переведена.

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите выдающихся деятелей гуманизма.

  • Назовите основные политические идеи Никколо Макиавелли.

  • Какие новые проблемы поднимали в своем творчестве гуманисты за пределами Италии?

worldofschool.ru

Великие гуманисты Европы

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.

На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения.

Начнем с определения понятия гуманизм — это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности. Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение, или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения — «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был в первую очередь образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.

Скачать видеоурок «Великие гуманисты Европы»

Скачать видеоурок «Великие гуманисты Европы» с яндекс-диска

Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.

Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Витторино де Фельтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В процессе обучения не применялись физические наказания. Обучаться здесь могли не только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. А что самое важное, уделялось внимание разностороннему развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой системы стали античные школы.

Эразм Роттердамский написал трактат «О приличии детских нравов», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно. Родился он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с греческого — «любимый, желанный», а на латинский переводится — disidenus. Объединив эти слова, философ стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря. Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в монастыре ему удалось покинуть его стены, став секретарем епископа. В скором времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей Европе и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536 года.

Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году. В этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос — бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой части Эразм Роттердамский показывает нам, что порождает глупость и сопутствует ей.

Далее он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу, восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости. Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.

В следующей части Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Грамматические училища Глупость называет «размышляльниками». Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами. Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями. Юристы очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и Пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины. Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют представления о праведной жизни и хотят только денег.

Таким образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни и общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.

Следующий гуманист, с которым мы познакомимся — это Томас Мор. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.

Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско, состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных солдат появился опыт в военном деле.

Во второй части книги описывается модель идеального государства — Утопия. Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно, именно столько было городов в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты специальным составом, который защищает от пожаров. Помните пожары в Лондоне и других городах, когда разрушался практически весь город.

Очень интересным является государственное устройство. Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей — филарх, который следит, чтобы никто не бездельничал. У филархов очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для представителей семей. Дома почти никто не ест.

Все жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6 часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.

В каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят. Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно.

Внимательно относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли их заразить.

Интересно отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора. Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.

Очень мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы, для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед епископом несут большую свечу. Вспомните, какое огромное количество нарядов в Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.

В Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу, которому пожелает. А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда религия стала насаждаться насильственно.

Как видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом чего-то несбыточного, фантастического.

Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания — Франсуа Рабле. Родился он в маленьком французском городке Шинон в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все его произведения были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.

Самым известным его произведением стала книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре сюжета книги — добрые великаны. События, которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания, зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и искусства.

Рабле высмеивает систему управления государством. Для этого он использует слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пирохла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гумманостью.

В книге встречаются и народные персонажи. Например, Панург. Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ является пародией на типичного городского бродягу.

Еще один друг Пантагрюэля — брат Жан, который носит рясу скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за свободу личности и основывает Телемское аббатство, над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».

В книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и правителей.

Как видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи людям.

videouroki.net

Гуманизм и гуманисты | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Культура Западной Европы в средневековье

Как известно, образцом для средневекового человека был аскет, отказывавшийся от земных удовольствий ради спасения души. Эпоха Возрождения принесла с собой совершенно другие идеалы и ценности. Писателей и художников больше всего теперь интересовал сам человек, его внутренний мир. Поэтому их стали называть гуманистами (от латинского слова «гуманус» — человеческий). Гуманисты оставались добрыми христианами, продолжающими ходить в церковь, соблюдать посты. Но при этом они не отказывали себе и в простых земных радостях и удовольствиях.

Писателей-гуманистов интересовали не только святые, но и живые люди с их бедами и радостями. Поэты воспевали не только блаженство, ждущее человека на небесах, но и земные чувства: любовь к женщине, любовь к родине, верность долгу. Земную любовь они не считали грехом, а называли ее Божьим даром, веря, что она дана человеку свыше.

Главной темой в творчестве художников-гуманистов по-прежнему были картины, написанные на религиозные темы. Но теперь Иисуса Христа, апостолов и святых они писали с реальных, а не вымышленных людей. Они изображали их в костюмах своего времени и помещали на фоне прекрасных земных ландшафтов. Эти картины прославляли уже не только святых, но и красоту человека, природы, радость земной жизни.

Фреска из капеллы Бранкаччи

В новую эпоху живопись и скульптура сделали большой шаг вперед. Мастера Возрождения научились изображать тело человека более живо и достоверно, чем прежде. Они открыли и начали применять в своих произведениях закон перспективы. Все эго сделало их картины более живыми и реалистичными чем прежде. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В своих произведениях гуманисты прославляли доблестных, благородных, сильных духом людей, чьей целью было служение людям и любимой родине. Именно таким людям и посвящались книги, картины, поэмы. Благородство человека гуманисты мерили не древностью его рода, а его собственными трудами и заслугами.

Гуманисты были уверены в том, что человек может достичь в жизни всего, если по-настоящему этого захочет. Нельзя во всем надеяться только на Бога, считали они. Бог помогает лишь тому, кто помогает себе сам. Только сам человек способен сделать свою жизнь счастливой и интересной.

На этой странице материал по темам:
  • Доклад по истории о великих гуманистах

  • Выписать гуманистов из параграфа великие гуманисты европы

  • Доклад на тему первые гуманисты среднивековья

  • Рассказ о великом гуманисте европы

  • Краткое содержание великое гуманисты европы

Вопросы по этому материалу:
  • Кто такие гуманисты и почему их так называли?

  • Чем идеалы гуманизма отличались от идеалов людей Средневековья?

worldofschool.ru

Великие гуманисты.

Количество просмотров публикации Великие гуманисты. - 2534

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ назы­вал ʼʼфилософией Христаʼʼ. В этой системе главное внимание со­средоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нрав­ственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразре­шимыми и не имеющими жизненно важного значения.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги ʼʼГаргантюа и Пантагрюэльʼʼ, в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всœем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.

Еще одним величайшим писателœем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматурᴦ. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения ʼʼДон Кихотʼʼ. Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность,

Томас Мор является выдающимся английским мыслителœем-гу­манистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор опи­сывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В ʼʼУтопииʼʼ Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или дру­гое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут боль­ше одного дня.

Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о ʼʼестествен­номʼʼ состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек вправе на собственность. При этом право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфлик­ты, в связи с этим оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может ли­шить человека какой-либо части его собственности, в случае если послед­ний не согласен. Локк заложил основу идеи разделœения граждан­ского общества и государства.

ʼʼТитаны Возрождения*.

Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы

природы.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д'1' вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всœесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отраже­на серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной кар­тиной художника является ʼʼСикстинская мадоннаʼʼ.

Испанский художник Эль Грека воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта͵ выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителœем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер.
Размещено на реф.рф
Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета͵ картин на библейские и ми­фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художни­ку создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

referatwork.ru

Краткий пересказ 7 параграфа Великие гуманисты европы

Эразм Роттердамский (1469-1536).Богослов и филолог. Самые знаменитые творения «Разговоры запросто» и «Похвала Глупости». Эразм Роттердамский (1469-1536).Богослов и филолог. Самые знаменитые творения «Разговоры запросто» и «Похвала Глупости».

Томас Мор (1478-1535). Политик и первый министр короля Англии. В начале 16 века написал и опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Томас Мор (1478-1535). Политик и первый министр короля Англии. В начале 16 века написал и опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Франсуа Рабле (1494-1553). Писатель. Наиболее известное произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

или 

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ- ГУМАНИСТЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫМногие писатели-гуманисты резко осуждали феодальные порядки и обосновывали в своих трудах возможность существования нового, справедливого общества.
 Английский писатель Томас Мор (1478-1535) получил прекрасное образование, хорошо знал древние языки. Будучи юристом, он часто защищал бедняков. В 1516 г. им была издана "Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Мор описал придуманную им страну на далеком острове Утопия (в переводе с греч. - "нигде", "несуществующее место"), В Утопии имеются прекрасные города и цветущие поля. Там нет эксплуатации одних людей другими, нет богатых и бедных, все жители острова обязаны трудиться и получают жизненные блага в строгом соответствии со своими потребностями.
Мор явился основоположником нового жанра литературы - утопического романа, повествования о лучшем, более справедливом устройстве человеческого общества.
Французский писатель-сатирик Франсуа Рабле написал книгу "Гаргантюа и Пантагрюэль", которая до сих -пор привлекает внимание читателей. В книге высмеиваются законы феодального государства, обличается католическая церковь.
С театром была связана вся жизнь великого писателя Вильяма Шекспира! (1564-1616). Он был актером, а затем одним из владельцев театра "Глобус" в Лондоне. Шекспир написал 37 пьес: трагедий, комедий, исторических драм. Глубокое проникновение в психологию человека обеспечило произведениям Шекспира долгую жизнь: его пьесы до сих пор ставятся в театрах и служат основой для многочисленных кинофильмов.
Свой бессмертный роман "Дон Кихот" великий испанский писатель Мигель Сервантес (1547-1616) создал сидя в тюрьме по ложному обвинению. В этом романе с замечательной силой и остротой передана нравственная трагедия человека, оказавшегося на стыке эпох, при переходе от средних веков к новому времени.
 В произведениях писателей-гуманистов, наряду с критикой отживавшего свой век феодального уклада, отразился интерес к личности человека, к самым тонким проявлениям его душевной жизни. Произведения Шекспира, Сервантеса и других авторов стали основой для творчества писателей нового времени.

Оцени ответ

shkolniku.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *