Астрономия вернулась в школы
В любом случае, астрономия в наших школах – это важно хотя бы для формирования правильного мировоззрения и сохранения любопытства в детях. Потому что любопытство – это главная потеря при переходе из детства во взрослую жизнь, а что может лучше подогревать любопытство, если не необъятный, непостижимый, разнообразный и бесконечно красивый космос? Во-вторых, наличие астрономии в базовом образовательном пространстве очень важно именно для нашей страны, ведь с одной стороны, именно Россия открыла для мира космическую эру – мы вывели на орбиту первый спутник, первыми запустили человека в космос, посадили космические аппараты на Луну и на Венеру, а с другой стороны, из фундаментальных астрономических открытий за нашей страной можно упомнить, разве что открытие атмосферы на Венере Ломоносовым – и все. Сейчас же в астрономии наступает совсем новая эра – и делать науку можно вообще не имея собственных инструментов: накоплен огромный объем «сырых» наблюдательных данных, с которыми может работать любой человек и делать новые открытия, например, находить новые галактики или неизвестные доселе черные дыры. В этом направлении, кстати, мировое признание получили молодые российские ученые-астрофизики из МГУ Игорь Чилингарян и Иван Золотухин – которые уже не изучали астрономию в школе, но занимались ей в кружках дополнительного образования в 90-е годы.
Мы прожили без астрономии в школе практически четверть века. С распадом Советского Союза этот предмет перестал быть обязательным для изучения — на него могли выделять часы из курса физики. Астрономию начали заменять «более полезными» и «жизненными» предметами, как «этика и психология семейной жизни». А в 2008 году ее вообще стало нельзя преподавать: ни один из четырех учебников, по которым ее преподавали, не был одобрен Министерством образования и науки для использования в школе. Результат не замедлил сказаться: по результатам Всероссийского астрономического диктанта, который прошел осенью 2016 года по инициативе Московского планетария, только 7% из почти 4 000 участников смогли получить оценку «отлично», то есть правильно ответить на 25 и более вопросов из 35. «Хорошистами» (19-24 правильных ответа) оказались 17%. Почти половина участников — 46% — стали «троечниками», а 30% участников не смогли дать более 11 правильных ответов.
К счастью, интерес к астрономии в стране не угас – благодаря преподавателям-энтузиастам и ученым из разных городов была проведена первая Всероссийская олимпиада по астрономии, число участников /которой неизменно растет год от года. Российские школьники и студенты в последние годы демонстрируют отличные результаты на международных астрономических и астрофизических олимпиадах. В последние пару лет фонд «Траектория» начал проводить уникальную астрофизическую школу, где отобранных по всей стране юных любителей астрономии ученые готовят три года, очно собирая их в крупнейших обсерваториях страны на школьных каникулах.
«Когда астрономию убрали из списка обязательных предметов и перестали преподавать, все эти годы продолжала проводиться Всероссийская олимпиада по астрономии. Она проводится ежегодно с 1994 года, и благодаря ей предмет выжил, остались коллективы, которые ведут кружки, готовят детей., — вспоминает Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский), за последние десять лет его воспитанники завоевали более ста призовых мест на Всероссийской и Международной олимпиадах по астрономии. — Интересующиеся дети вообще есть всегда, они во многом выживают не благодаря, а вопреки. И когда есть поддержка со стороны педагогов, то будут и результаты, в том числе и на международных олимпиадах. Поскольку предмета не было, деградировала система подготовки педагогов. И естественно, что кафедры, которых было 14 по всему Советскому союзу, были сокращены в педагогических вузах. Остались единицы, причем объединенные с физикой и информатикой. Такая ситуация сохранялась до возвращения предмета в школы».
Четверть века отсутствия предмета в обязательной программе в школе привело и еще к одной, а точнее – к двум большим проблемам. Когда новый министр образования, Ольга Васильева неожиданно для всех решила ввести астрономию в учебные программы с 1 сентября 2017 года, стало ясно, что у нас нет актуального учебника по астрономии (самый известный в советское время учебник Бориса Воронцова-Вельяминова устарел, да и автор его скончался в 1994 году) и нет массы учителей, которые способны этот предмет преподавать.
А ведь за четверть века астрономия стала вообще другой наукой: в ней изменилось абсолютно все. Сверхмассивные дыры в центрах галактик, темная материя, темная энергия, экзопланеты… Обо всем этом дети, не участвовавшие в астрономических олимпиадах, знают исключительно из интернета и из голливудских фильмов (спасибо Кипу Торну за «Интерстеллар»). Только за эти 25 лет 13 человек получили 5 Нобелевских премий по физике, напрямую связанных с астрономией: ускоренное расширение Вселенной, гравитационные волны, анизотропия реликтового излучения, космические нейтрино, рентгеновская астрономия, пульсары… Не говоря уже о том, что количество планет в Солнечной системе с одной стороны уменьшилось на одну, был «разжалован» Плутон (впрочем, по теоретическим расчетам в Солнечной системе есть-таки девятая большая планета). При том человечество долетело до окраин Солнечной системы и увидело с близкого расстояния Плутон, посадило спускаемый аппарат на комету, открыло похожие на Землю планеты у ближайших звезд, на которых может быть жизнь, создает принципиально новые телескопы – всего этого нет в старых учебниках, написанных еще до запуска телескопа «Хаббл» на околоземную орбиту.
И тем не менее все эти открытия и события нашли отражение в новой версии учебника астрономии, выпущенном издательством «Просвещение». Его автор — профессор астрофизики МПГУ, Виктор Чаругин, действующий ученый и педагог, который руководит единственной пока в нашей стране аспирантурой «Методика преподавания астрономии». И в этом ему помогло и то, что долгие годы Виктор Максимович принимает участие в организации олимпиад по астрономии разного уровня, постоянный профессиональный интерес к новейшим достижениям и событиям в этой удивительной области человеческого познания.
Новая версии учебника астрономии — 2018 год
«Учебник Виктора Максимовича Чаругина сделан по современным стандартам, в нем масса иллюстративных материалов, он выполняет свою главную задачу – показывает весь предмет целиком, — говорит Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский). — У него хорошо подобранный, современный иллюстративный и информационный материал, современные фотографии, освещены все современные открытия и им там уделяется немалое место. Я с удовольствием преподаю в своей школе астрономию по этому учебнику. Если к этому учебнику выпустят еще и задачник, то это будет блестящий комплект».
www.kp.ru
Астрономия вернется в школьную программу с сентября — Новости
ВасилискаВ Омске учитель и директор затравили ученика до госпитализации в неврологиюУ меня опять невеселые новости, дорогие сообщницы. Невеселые в том смысле, что не новые, и с непонятным пока финалом. В Омске ученика элитной гимназии начал травить классный руководитель — за то, что вместо урока физкультуры детей заставили чистить снег, а мальчик почувствовал себя нехорошо и ушел домой, так как отпроситься было не у кого. С этого все и началось. Ответной мерой стали публичные разбирательства на уроке физкультуры — классный руководитель отчитал ученика при всем классе. При этом педагогу показалось, что мальчик записывает ее речь на диктофон в телефоне, что дало второй толчок развитию конфликта. [i]«Тогда в присутствии всего класса она пообещала его засудить, произнеся при этом следующую фразу: «У родителей В* (другого ученика класса) есть хороший адвокат, он мне поможет, и мы тебя засудим», — [/i]рассказывает Наталья. Затем последовал отказ от классного руководства из-за якобы плохого поведения ребенка. В итоге против мальчика оказались настроены не только учителя гимназии, но и одноклассники, и часть родителей. Маму ребенка мгновенно исключили из группового родительского чата, и дальше обсуждали ситуацию без нее. Некоторые ученики также поддержали травлю, устроив ребенку бойкот, а другие начали закидывать его сообщениями с угрозами и обзывательствами в соцсетях. Мама ребенка попробовала урегулировать конфликт, обратившись за помощью к директору: она предлагала провести совместную встречу с участием психолога, но директор гимназии отказалась. [i]«В то, что происходило дальше — я до сих пор не могу поверить. Мне кажется это бредом, сюрреализмом, дурным сном. Вместо уроков Р* водят на беседы к директору и завучу, где настаивают на том, что он должен принести извинения.(…) В вину моему ребенку также ставят нерегулярное ведение бумажного дневника и однократное опоздание на дежурство в школу. На этот раз Р* записывает беседу на диктофон, чтобы себя защитить, так как ему никто не верит. И это, видимо, окончательно выводит директора из себя». [/i] Когда ребенок по просьбе матери (об этой просьбе она сейчас жалеет!) подошел к классной руководительнице, чтобы перед ней извиниться, она… молча развернулась и ушла от него, не дослушав. После этого у ребенка случился нервный срыв, приступ тахикардии и гипертензии. Ребенка госпитализировали. Сейчас, пока мальчик находится в неврологическом стационаре, Наталья ждет ответы от прокуратуры, уполномоченного по правам ребенка и департамента образования, куда направила жалобы. К сожалению, пока никаких ответов не поступало. Маме ученика предлагают помощь в соцсетях, о конфликте с директором и учителем написали несколько местных изданий. Нашлись еще пострадавшие от учителей этой гимназии: им из-за конфликтов пришлось перевести детей в другие школы. Самое интересное, что сразу же после того, как о конфликте стало известно, директор немедленно ушла в отпуск! Да, прямо посреди учебного года. И на звонки не отвечает. Посмотрим, что ответит прокуратура: в настоящее время инициирована проверка. Не знаю, что они напроверяют: вполне может оказаться, что никаких нарушений они не найдут. Такие случаи уже бывали.
deti.mail.ru
Астрономию вернут в школы с сентября, но без отдельных часов
Министр образования и науки России Ольга Васильева сообщила, что с началом нового учебного года в школьную программу вернется астрономия. Однако возвращение вряд ли можно назвать полным: вести новый предмет будут учителя физики, а дополнительных часов на предмет выделяться не будет.
«С этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного – астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне учебников, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета «Физика», а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», – сказала Васильева на заседании Министерства образования и науки России. Ее слова приводит «Интерфакс».
Годом ранее вернуть астрономию в школы Минобрнауки просили в Роскосмосе.
Требования по астрономии
Ранее Минобрнауки разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором было выдвинуто предложение ввести перечень требований, чему должны научиться школьники на уроках астрономии.
На базовом уровне требования к предметным результатам освоения базового курса астрономии должны отражать:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области.
На углубленном уровне требования должны дополнительно отражать:
- сформированность представлений о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строения и эволюции Вселенной;
- сформированность представлений о действии во Вселенной законов, открытых в земных условиях;
- сформированность умения объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития.
www.infox.ru
Астрономия в школе: новое — хорошо забытое старое?, Школьная жизнь – “Навигатор Образования”
Госкорпорация «Роскосмос» обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.
В начале 1990-х годов в российских школах перестали преподавать астрономию. И хотя в Минобрнауки отрицают факт исключения курса астрономии из обязательной школьной программы (по словам сотрудников ведомства, астрономия стала составной частью дисциплин «Физика» и «Окружающий мир»), по факту, информацию о небесных телах и связанных с ними явлениях школьникам приходилось искать и изучать самостоятельно. В результате, уровень астрономической грамотности среди населения упал ниже некуда – например, больше трети россиян не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Такая астрономическая безграмотность в 21 веке, веке космических открытий, и в стране, запустившей первые спутники, недопустима. Именно поэтому госкорпорация «Роскосмос» обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.
Почему астрономия исчезла из школьных программ?
Среди причин, нивелировавших астрономию, как школьный предмет, можно назвать апокалипсис СССР – не до образования было, когда страна разваливалась. Но это – не самый главный фактор, уничтоживший возможность получения научных представлений об окружающем мире. Были и другие причины, не менее объективные.
История преподавания предмета в России, как естественной науки насчитывает больше ста лет. Из элитной науки космография (астрономия) в начале 20-х годов прошлого века стала доступной, а в связи с реформой образования тридцатых годов прошлого века астрономия получила статус отдельного школьного предмета, и на ее изучение в выпускном классе общеобразовательной школы до 1991 года отводилось 35 часов.
Второе полугодие для выпускников – горячая пора, подготовка к экзаменам, поэтому учителя физики, они же – учителя астрономии, отменяли уроки астрономии в пользу подготовки к выпускному экзамену по физике. И уроков астрономии становилось в два раза меньше – даже меньше, чем космических тел в Солнечной системе, о которых желательно было бы дать учащимся, по крайней мере, поверхностное представление.
Изучение строения дальнего Космоса с его законами оставалось мечтой, которую подпитывали сценаристы и режиссеры фантастических фильмов о внеземных цивилизациях, полетах к созвездию Большого Пса и так далее. К киносценариям о космосе, как псевдонаучному дидактическому материалу, добавились гороскопы и астрологические прогнозы, расплодившиеся во всех печатных изданиях и на центральных телеканалах – будто нарочно кто-то стряхнул пыль веков с древних представлений человека о мироздании, и растиражировал их в стране, встречавшей из космоса своего Гагарина.
А ведь изучение астрономии, как естественной науки, помимо расширения знаний в области естественных наук, влияет на формирование мировоззрения школьников. Но с 1991 года эта ниша заполнялась лженаучными знаниями, незаметно уводя новые поколения в средневековые дебри невежества.
Доступность изучения астрономии, которая была обеспечена советской системой образования, достигла наивысшей кризисной точки и исчезла вместе с государством, которое первым запустило спутник и отправило человека в космос – «…гений – парадоксов друг», как сказал великий русский поэт. Кому было выгодно исчезновение СССР и ликвидация предмета астрономии из обязательной школьной программы – тема для изучения на уроках истории и обществоведения.
Нужна ли астрономия в школе?
Сегодня Россия в области проведения космических исследований и освоения Космоса соперничает только с США. Пока, первый спутник, первый космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос – наше превосходство, и пока без российских ракетоносителей американцы могли бы заглядывать в космос только с помощью телескопов. В мире все взаимосвязано. От успехов в изучении и освоении космического пространства многое зависит на Земле. Абсолютно уверенно можно сказать: сильнее тот, кто умнее, а сила – в знании.
Специалисты уверены, что изучать астрономию в школе необходимо. Хотя бы только потому, что наука о Вселенной поможет школьникам расширить кругозор и удовлетворит их природное любопытство. Интересен ли будет новый предмет школьникам? Сами знания о космосе, безусловно, будут вызывать интерес у ребят, утверждают работники планетариев и астрокомплексов. А вот насколько интересен будет курс астрономии в школе, во многом зависит от педагогов.
О необходимости изучения астрономии в школе говорят и отдельные представители власти. Например, сенатор Людмила Бокова на наш вопрос ответила: «Астрономия раньше была полноценным предметом и изучалась в старших классах. Ее необходимость очевидна, есть даже олимпиадное движение в данной предметной области. Также за возврат этой дисциплины неоднократно выступали общественники и педагоги. На мой взгляд, вводить отдельный предмет в ущерб другим нецелесообразно, но можно подготовить интегрированную программу по физике, включив туда темы, посвященные астрономии. Это потребует дополнений в учебники физики».
К слову
Представители компании BRAINLY Sp. z o.o. вместе с сайтом Znanija.com взяли на себя труд провести «совершенно бескорыстно» социологическое исследование на тему, хотят ли школьники в России изучать астрономию? Оказалось, что почти не хотят! Подробные результаты этого опроса можно найти на указанном сайте, но дело не в них.
Откуда и зачем появилась компания в нашей стране, и в связи с чем она озабочена желанием или нежеланием детей изучать астрономию? Любое исследование требует немалых материальных затрат – и их было не жаль! Дети не любят молоко и манную кашу, боятся прививок, мечтают, чтобы каникулы продолжались девять месяцев в году, а учебный год – три. Можно было бы провести соцопрос и на эту тему.
Выводы по поводу такого интереса к российской образовательной системе читатели сделают самостоятельно.
Астрономия возвращается в школу. Кто и как будет учить?
Теперь о самом важном. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован приказ от 20.06.2017 г. «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» с приложением методических рекомендаций по введению этой дисциплины как обязательного курса.
В методических рекомендациях прописано, что «с целью организации эффективной (!) работы…» обязательному, на уровне среднего общего образования, предмету отводится не менее 35 часов (!) «за два года обучения». Снова, как и в советской школе, включение астрономии в число предметов для ЕГЭ не планируется, даже на добровольных началах. Правда, на этот раз, вопросы по астрономии запланировано ввести в материалы госэкзамена по физике. Подготовка и переподготовка кадров, создание учебников, материально-технической базы – в стадии планирования и разработки.
»Сироту» вернули в храм знаний, но снова поставили в угол. Да, астрофизиками станут не все, потому что астрономия – наука очень сложная и многокомпонентная, и стране нужны ученые в этой области, а не огромный штат рядовых техников. Но, может быть, при более серьезном подходе к изучению предмета в школе, удалось бы со временем вырастить квалифицированных преподавателей астрономии, которые бы смогли привить интерес к науке, объяснить ее значимость будущим поколениям? Никто же не говорит, что не надо изучать правила дорожного движения, если не собираешься управлять автомобилем.
Да, объем знаний сегодня такой, что вызывает обоснованное беспокойство о высокой психоэмоциональной и учебной нагрузке детей, и неизвестно, куда «вставить» дополнительный час старого-нового предмета. Но астрономия может быть и частью географии или природоведения, она вполне вписывается в разделы других естественных наук. Наука развивается стремительно, и дальше учиться будет еще сложнее.
Хорошо, что астрономия вернулась в школу. Лишь бы не наступить «на старые грабли»! Прошлое должно стремиться в будущее, и над этим нужно задуматься, на этот раз – всерьез и бесповоротно.
Источники изображений: tvc.ru, sibmama.ru, newsland.com, inruza.ru
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
Министр образования пообещала, что астрономия точно вернется в школьную программу
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что считает необходимым вернуть уроки астрономии в школьную программуGlobal Look Press
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что считает необходимым вернуть уроки астрономии в школьную программу. Об этом глава министерства сказала на пресс-конференции Москве в среду, отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе отмененного предмета, сообщает «Интерфакс».
«Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться», — сказала Васильева, слова которой приводит ТАСС. Глава Минобрнауки не смогла ответить на вопрос, когда именно астрономия снова окажется в расписании уроков, но заверила, что это точно произойдет.
Глава департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова на пресс-конференции напомнила, что астрономия из базисного плана школьной программы исчезла в 1991 году, передает РИА «Новости». Она напомнила, что при этом остались астрономические кружки, а во многих школах раздел астрономии проходят на уроках по физике.
Что касается других упраздненных предметов из школьной программы, то, по мнению Ольги Васильевой, к примеру, занятия по начальной военной подготовке, которые ранее были в старших классах средней школы, возвращать не стоит. «Мне кажется, что те навыки, которые были у нас на этом предмете, успешно есть на предмете ОБЖ. Причем с самых младших классов», — сказала министр, добавив, что вводить конкретный новый предмет не представляется возможным.
В феврале сообщалось, что комитет по образованию Госдумы предложит вернуть астрономию в школьную программу, а сбор подписей по этому поводу проводил московский планетарий при поддержке Роскосмоса. Депутаты высказывали мнение, что изучение астрономии важно для формирования научной картины мира и было ошибкой исключить этот предмет из программы.
До 1991 года на изучение астрономии отводилось 35 часов в выпускном классе, и она была отдельной школьной дисциплиной. В настоящее время официального запрета на преподавание этого предмета нет, в то же время астрономия не фигурирует в федеральном базисном учебном плане. Школы могут по желанию вводить ее как курс по выбору, но обычно дополнительные часы достаются профильным предметам. Астрономию преподают лишь в школах с углубленным изучением физико-математических и естественных наук.
В октябре прошлого года предшественник Васильевой, бывший глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что министерство не планирует возвращать астрономию в школьный курс.
Напомним, Ольга Васильева, ранее занимавшая пост заместителя начальника управления администрации президента по общественным проектам, была назначена на должность министра образования 19 августа. Выступая перед журналистами на следующий день после назначения, Васильева заявила о необходимости совершенствования подготовки к ЕГЭ и его сдачи. В середине сентября министр предложила сократить количество линеек учебников в начальных классах, а также заверила, что оценки в российских школах отменять не будут.
www.newsru.com
Астрономию собираются вернуть в школьную программу
В ЧИСЛО школьных предметов астрономия не входит с 1994 года, а ее элементы стали входить в курс географии и физики. Пожалуй, с тех самых пор в данном вопросе интересующееся темой население разделилось на два фронта — одни жаждали вернуться к советской системе образования, то есть вернуть астрономию, другие были противниками этой идеи.
Предложения о возвращении астрономии в школы поступают по сей день от представителей различных организаций и министерств. Например, только весной текущего года за возвращение астрономии выступал Роскосмос, а в конце прошлого месяца на пресс-конференции глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что астрономия в качестве отдельного предмета точно будет возвращена в школы, вот только пока непонятны конкретные детали данного возвращения.
Заявление Васильевой обсуждали в Новосибирске на форуме «СибАстро-2016», на котором были специалисты по изучению космоса, а также любители астрономии из России, Казахстана и Франции. Специалисты уверены, что вводить предмет в средних классах рано, а в старших — уже невовремя, так как наибольшее внимание уделяется подготовке к ЕГЭ. Однако, если вспоминать слова Ольги Васильевой, на ЕГЭ не стоит зацикливаться и нужно уделять немало времени и другим предметам, не входящим в список основных экзаменов. И несмотря на то что школьники и так сильно загружены, для астрономии время должно быть отведено. В интервью «Комсомольской правде» новый министр образования объяснила, что уроки астрономии появятся в школьной программе за счет сокращения учебных часов на второй иностранный язык. По ее словам, на второй язык выделяется 250 часов, а если школа не является языковой, то второй язык является профанацией, а значит, его лучше изучать в качестве факультатива. Так что один час, предусмотренный для второго иностранного, будет отведен на астрономию в 10-м классе и еще один в 11-м.
«Я считаю, что нужно возвращать не только астрономию, но и уроки труда, и домоводство, — комментирует Николай Тямин, депутат Совета депутатов Новосибирска. — Я, наверное, старорежимный человек, но это то, что давало нашим детям возможность ознакомиться с трудом и другими областями. Так что я глубоко убежден, что эти предметы нужно возвращать, и новый министр в данном вопросе на правильном пути».
Одной из главных проблем планируемого возвращения предмета является дефицит учителей астрономии, поэтому некоторые эксперты уверены, что вернуть астрономию в школы получится только через несколько лет. Заниматься переподготовкой учителей физики нет смысла, так как физика входит в школьную программу и учителя для нее также необходимы. Кстати говоря, в девяностых на астрономию отводился один час в неделю, а преподавали ее чаще всего учителя физики, иногда географии и в редких случаях этот предмет вели астрономы. Помимо всего, в ближайшее время для астрономии придется издавать новые учебные пособия на замену устаревшим учебникам, а школам будет достаточно приобрести телескоп и не строить обсерватории, изучать небо ученики смогут и с помощью телескопов. Также, по словам экспертов, нужно всерьез заняться популяризацией астрономии и развивать интерес к данной области не только у детей, но и у взрослых. В этом случае важную роль играют планетарии; например, наш новосибирский планетарий сотрудничает с коллегами по всему миру.
Многие сетуют на то, что из-за отсутствия астрономии в школьной программе некоторые люди даже не могут ответить на элементарный вопрос: Солнце вертится вокруг Земли или Земля вокруг Солнца? Вот только дело, возможно, не в отсутствии данного предмета, а в отсутствии интереса к развитию в целом, так как существуют и те, кто изучал астрономию, числился даже отличником, а на этот вопрос ответить все равно не могут. В данном случае проблема стоит в базовой эрудиции. Ну а если мы говорим о перспективе, то почему бы нам не добавить в школьную программу астрологию? Практической пользы от нее в дальнейшей жизни будет гораздо больше. На ней хоть заработать можно. А знания по астрономии могут пригодиться, скорее всего, лишь в случае, если ты заблудился в лесу без компаса. Да и в этом случае необходима еще и ясная погода.
Please follow and like us:
Вконтакте
Google+
comments powered by HyperCommentsnewsib.net
астрономия в школах вернет амурчанам утерянный кругозор — Амурская правда
Ближе к звездам
В школе у Натальи Лучко астрономии не было. Хотя небо будущую учительницу манило с детства. «Мой папа, полицейский, очень любил эту науку. Вечерами мы выходили на улицу и вместе искали созвездия», — вспоминает Наталья. В юности она с упоением читала о планетах и была, пожалуй, единственной ученицей в старших классах, поражавшей кругозором.
— Знакомые и сейчас удивляются, когда узнают, что я могу рассчитать расстояние до любой звезды, — смеется Наталья Александровна.
Сегодня молодое поколение в большинстве своем не знает о ледяных дождях во Вселенной и что такое световой год. Четверть века назад астрономия была исключена из школьной программы. Телескоп у учителя физики ныне — диковинка.
Даже Наталье Лучко, которая грезила звездами всю жизнь, впервые довелось посмотреть в подзорную трубу лишь несколько лет назад. Технику приобрел такой же увлеченный знакомый. В этом году благовещенская школа № 26, где трудится Наталья, обзавелась телескопом. «Первое время я часами могла наблюдать за звездами», — рассказывает учитель, как засиживалась на работе дотемна. Благодаря ее хобби в родной школе небо стало ближе для учеников на полгода раньше. Астрономию здесь ввели в программу с 1 сентября 2017‑го.
Учитель благовещенской школы Наталья Лучко: «Знакомые удивляются, когда узнают, что я могу рассчитать расстояние до любой звезды».
— Мы закупили новые учебники, карты звездного неба, по которым учащиеся могут высчитать расстояние до звезд. Приобретен теллурий — модель для наблюдения за движением Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, — перечисляет заместитель директора школы № 26 Людмила Павлюченко.
В этом кабинете рукой подать до Луны. Глобус светится в темноте, и ученики с интересом рассматривают темные впадины под таинственными названиями: «Море ясности» и «Море кризиса». Отныне астрономии посвящен один урок в неделю. Педагоги уверяют: «звездный час» не будет бесполезен. Хотя оценка за предмет пока не идет в аттестат, с этого года в ЕГЭ по физике будет включен вопрос из астрономии. А для кого‑то наука станет путеводной звездой в выборе будущей профессии.
— Многие старшеклассники, которые не планируют уезжать из Амурской области, связывают свое будущее с космодромом Восточный. Они просто обязаны иметь представление об астрономии, — отмечает Людмила Павлюченко.
Астрономию в амурских школах преподают учителя физики. Летом 2017 года все педагоги прошли курсы повышения квалификации. На предмет в школьной программе отведено 70 часов.
Прививка от лженауки
Астрономия была исключена из школьной программы в начале 90‑х. Основы науки заложили в курсы естествознания и физики. В большинстве школ предмету посвящали считаные часы. Ученое сообщество давно бьет тревогу: уровень знаний по астрономии катастрофически упал. В 1600 году мыслитель Джордано Бруно был сожжен на костре за утверждение о том, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. В XXI веке каждый четвертый житель космической державы заблуждается, как и римская инквизиция.
Пример вопиющей безграмотности Россия наблюдала в 2013 году, после падения метеорита в Челябинске. «Возможно, что метеорит был газообразным, то есть жесткий газ, лед из газа, газовый лед или как?» — рассказывал в прямом эфире федерального канала губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Интервью чиновника обрело колоссальную популярность и обросло насмешливыми мемами.
Вернуть астрономию в школы просил даже Роскосмос. Возрождение предмета, по мнению ученых, станет прививкой от лженауки и псевдонаучных сенсаций. Как ни удивительно, в современное время по всему миру распространено движение адептов плоской земли. И многие россияне высаживают рассаду по лунному календарю и связывают головную боль с затмениями светил.
В Благовещенске введут астрономию с 1‑го класса
8000
амурских школьников 10—11‑х классов теперь изучают астрономию. Предмет ввели в программу во всех 297 школах региона
Интерес к одной из древнейших наук в Приамурье не вымер благодаря энтузиастам. Вопреки тотальному забвению некоторые школы Благовещенска десятилетиями сохраняли астрономию в качестве факультатива. В городской гимназии № 1 с 2004 года была восстановлена обсерватория, не действовавшая почти сорок лет. И с лета 2005‑го здесь проходит профильная смена «Юный астроном». Вскоре был введен элективный курс по астрономии для старшеклассников. А с 2007‑го гимназия по своей инициативе включила предмет в учебную программу. В благовещенской школе № 26 с 2006 года астрономию преподают на факультативах. Педагоги отмечают интерес школьников к предмету.
— Когда я своим 10‑классникам рассказываю, что в нашем северном полушарии можно наблюдать 2,5 тысячи звезд, которые объединяются в 88 созвездий, они очень удивляются. Ребята любят практические занятия, которые проходят поздно вечером. Приходят наблюдать за звездным небом вместе с родителями, — отмечает замдиректора школы № 26 Людмила Павлюченко.
По данным ВЦИОМ, около 30% россиян считают, что Солнце вертится вокруг Земли.
В этом году в благовещенской школе астрономию начнут изучать с 1‑го класса. «Мы будем вести кружок «Юный астроном». Дети с первого класса будут смотреть в телескоп», — отмечает Людмила Павлюченко.
МНЕНИЕ
Ольга Мартынова, учитель благовещенской гимназии № 1, больше 20 лет преподает астрономию:
— Современные люди привыкли смотреть себе под ноги. Красоты звездного неба затмеваются гаджетами. Причем человеку не нужно напрягаться, чтобы узнать, как они работают. Он просто ими пользуется. Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов». Зачем нужна астрономия? Я не думаю, что мои ученики когда-нибудь окажутся в пустыне и будут самостоятельно оттуда выбираться, ориентируясь по сторонам света. Но для того чтобы поддержать имидж образованного человека, астрономию изучать нужно.
Материалы по теме
«Кровавую» луну увидят амурчане в ночь на 28 июляЖители Благовещенска наблюдают за полетом МКС в небе без телескоповЗемля попадет под геомагнитный удар из космосаРекордный звездопад накроет Землю в ночь на 14 декабряМощные звездопады накроют Землю этой осеньюАмурские астрономы: «Конца света 12 октября не будет»Дождевые облака скроют от амурчан затмение ЛуныДва затмения ожидают землян в последний месяц летаАмурские десятиклассники будут изучать астрономиюС 16 апреля амурчане будут наблюдать в небе потоки падающих звездПоказать еще
ampravda.ru