В нарушение в построении сложного предложения – ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 7. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Ошибка в построении сложного предложения – задание 7 ЕГЭ русский язык

Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

  • Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
  • Составные союзы не должны быть искаженными;
  • В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1:

Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2:

Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Пример 2

Предложение:

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант:

Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Пример 3

Предложение:

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.

Верный вариант:

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Пример 4

Предложение:

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Верный вариант:

Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

Пример 5

Предложение:

Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.

Верный вариант:

Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

worksbase.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 7. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 7.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 7. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 7.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

 

 

 

 

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

 

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

 

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

 

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев

.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

 

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

 

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

 

 

 

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

 

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

 

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

 

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

 

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

 

Алгоритм выполнения задания № 7.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

 

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

 

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

 

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

 

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

 

Следствия

Что из этого следует?

Так что

 

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

 

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

 

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

 

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

 

Присоединительные

______

 

 

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

 

 

Таков алгоритм выполнения задания № 7, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 7. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 7.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 7. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 7.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

 

 

 

 

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

 

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

 

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

 

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

 

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

 

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

 

 

 

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

 

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

 

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

 

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

 

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

 

Алгоритм выполнения задания № 7.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

 

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

 

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

 

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

 

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

 

Следствия

Что из этого следует?

Так что

 

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

 

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

 

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

 

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

 

Присоединительные

______

 

 

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

 

 

Таков алгоритм выполнения задания № 7, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

poznaemvmeste.ru

9. Ошибки при построении сложных предложений

Предложения, состоящие из двух или нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один из главных членов), называют сложными. Части могут соединяться с помощью союзов или только с помощью интонации. В письменном тексте части сложного предложения обычно разделяются запятой или другими знаками препинания.

Ошибки в сложносочиненных предложениях

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных — для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных — для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда».

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи».

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Ошибки в бессоюзном сложном предложении

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Ошибки в сложном предложении с различными видами связи

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

studfiles.net

Ошибки, связанные с нарушением ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. — Мегаобучалка

9.1. При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор, неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза.

Пример с ошибкой Комментарий причин Правильный вариант
Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека. В контексте данного сложноподчинённого предложения употребление союза «что» является излишним, так как придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи союзного слова «насколько». Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика.

Задание № 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить так, как ему предлагают.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике».
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Автор показывает подсознательное нежелание что-либо менять в устоявшейся жизни И. Обломова и ярко раскрыл это в отношениях героя с Ольгой Ильинской.
  6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много интересных знакомых.
  7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий.
  8) Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
  9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



А Б В Г Д
         

Задание № 2.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Прослеживая историю создания Шарикова, вспоминаешь, что насколько иллюзорным оказалось намерение перевоспитать миллионы людей, осуществив социалистическую революцию.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В. Астафьев вспоминал, что «я нигде не видел таких подснежников, как на иссечённых ветром сопках».
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Анализируя стихотворный текст, у нас завязался спор.
  6) И.А. Гончаров не только раскрывает глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Обломова, его лень и бездействие.
  7) Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет.
  8) Те, кто с детства стремятся к мечте, часто реализуют жизненные планы.
  9) Сразу же по приезду в столицу известный актёр встретился с журналистами.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №3.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Прохожий спросил меня, что не знаю ли я, где находится универмаг «Москва».
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Чёрное Ухо».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Все, кто читали рассказы и повести К. Паустовского, убедились в живом интересе писателя к слову, к его образной основе.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4)Вопреки предсказаний моего спутника, погода прояснилась.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Следя за логикой развития образа Шарикова, сознаёшь, что до какой степени безнравственен этот персонаж, не останавливающийся перед доносом на своего «благодетеля», всеми путями способный добиться места под солнцем.
  6) В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.
  7) Н.А. Островский подвергает Катерину самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл всю трагедию русской женщины.
  8) Окончив с отличием университет, мне предстояла успешная карьера.
  9) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождения на вершину этой горы, рискуют своей жизнью.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Л.Н. Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) В один из осенних дней освежённый лес холодным воздухом как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артиста.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Немало критических статей и литературоведческих исследований посвящено комедии «Горю от ума».
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) По приезду в Петербург мы разместились в удобной гостинице.
  6) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.
  7) Прочитав повесть «Собачье сердце», осознаёшь, что в какой мере превращение Шарика в Шарикова является буквальной реализацией идеи строчек известного гимна: «Кто был ничем, тот станет всем».
  8) Приходя в новый коллектив, отношения иногда не складываются.
  9) Все, кто не потеряли ещё головы, были против нацизма.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) П.И. Багратион говорил о себе, что ради России я пожертвую последней каплей крови.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Проведя операцию над смышлёным псом, профессор понимает, что до какой степени он ошибался, считая возможным воспитать интеллигентного человека из завсегдатая пивных, трижды судимого Чугункина.
  6) Л.Н. Толстой любил своего героя и раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, «диалектику души».
  7)В картине Левитана «Дожде» передана вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.
  8) Парк вдалеке, окутанной синеватой мглой, был очень красив.
  9) Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №6.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Обращаясь к биографии М.А. Булгакова, понимаешь, что насколько трагична судьба писателя, лишённого возможности быть напечатанным с 1927 г. до дня своей смерти (1940 г.).
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Мы любим и гордимся своей школой.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих пианистов.
  6) Князь Андрей в своем стремлении к духовному совершенству совершает немало ошибок и осуждал себя за них гораздо больше других.
  7) Согласно данных древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
  8) Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными.
  9) Браконьерам, нарушившим закон, грозит серьезный штраф.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) По прибытию в аэропорт руководитель группы выдал каждому из нас загранпаспорт.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознал все ничтожество своего стремления к славе, а после понимает необходимость жизни для других.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Многие из тех, кто читал произведения Довлатова, восхищался тонким чувством юмора писателя.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Размышляя над живучестью шариковых, понимаешь, что до какой степени они лишены человеческих чувств, кроме инстинкта самосохранения.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющим значение слова «Москва».
  6) Используя метафоры и сравнения, достигается эмоциональность и образность описания.
  7) Мы часто бываем и рассказываем о музеях.
  8) Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
  9) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Войне и мире» более двухсот второстепенных персонажей.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Составляя предложение, пишущим каждый раз обдумывается его структура.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) В натюрморте И.И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Размышляя над истоками творчества М.А. Булгакова, понимаешь, что в какой степени он являлся учеником его любимых писателей: М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Л.Н. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих героев и потому подвергает их суровыми испытания- ми: светским обществом, богатством, смертью, любовью.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Кто бы ни приезжали в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.
  6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечению срока его действия.
  7) По рассказу А.П. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный фильм.
  8) Во время войны народ надеялся и верил в победу.
  9) Поэзия пробуждающейсяя весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №9

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Картину «Девочку с персиками» живописец Серов писал в течение года.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Повторяя одни только старые истины, логическим путем выводятся новые законы.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Обращаясь к творчеству М.А. Булгакова, осознаёшь, что до какой степени велик его вклад в нашу литературу.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Кто бы ни изучали историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова.
  6) И.А. Куприн не хотел смириться с пошлыми, практическими взглядами на любовь и брак и пишет рассказ «Гранатовый браслет» о настоящей любви.
  7) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.
  8) Высокие дома, квадратом окаймлявших пруд, приковывали внимание иностранцев.
  9) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского моря циклона и что тёплой погоды больше не будет.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

Задание №10.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Писателя часто спрашивают, что смогут ли все люди когда-нибудь быть счастливыми.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы М.А. Булгакова: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский патруль.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4)Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
  6) В антиутопической повести А. Платонова «Котловане» люди мечтают о светлом будущем, лишённом печали.
  7) В рассказе «Старуха Изергиль» Горький изображал исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.
  8) А. Платонов в этой повести исследует и рассуждает об утопичности идеи коллективного строительства «рая на земле».
  9) Согласно намерения писателя читатели должны задуматься о будущем, о том, как не потерять, не погубить его.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 

 

Ответы

ЗАДАНИЕ 7

№ задания Ответ

 

 


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:


©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку…

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


megaobuchalka.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 7. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 7.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 7. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 7.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

 

 

 

 

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

 

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

 

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

 

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

 

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

 

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

 

 

 

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

 

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

 

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

 

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

 

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

 

Алгоритм выполнения задания № 7.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

 

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

 

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

 

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

 

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

 

Следствия

Что из этого следует?

Так что

 

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

 

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

 

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

 

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

 

Присоединительные

______

 

 

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

 

 

Таков алгоритм выполнения задания № 7, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 7. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 7.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 7. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 7.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

 

 

 

 

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

 

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

 

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

 

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

 

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

 

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

 

 

 

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

 

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

 

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

 

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

 

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

 

Алгоритм выполнения задания № 7.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

 

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

 

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

 

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

 

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

 

Следствия

Что из этого следует?

Так что

 

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

 

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

 

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

 

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

 

Присоединительные

______

 

 

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

 

 

Таков алгоритм выполнения задания № 7, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

poznaemvmeste.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *