Звуки [д], [д’] буквы Д, д. Видеоурок. Чтение 1 Класс
Познакомимся со звуком [д]. Произнесите звук [д] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот немножко приоткрылся, кончик языка достал до зубов и перегородил дорогу звуку. Из-за этого получился небольшой шум, а не только голос. Значит, звук [д] – согласный.
Когда звук согласный, можно узнать его звонкость и глухость. Для того чтобы это сделать, нужно положить руки на шею или закрыть ушки, произнести звук и послушать. Звук [д] звонкий. Произнесите парой два звука [д], [т]. Почувствовали разницу?
Ещё вы можете выяснить мягкость и твёрдость звуков [д] и [д′].
Выясним, встречаются ли слова со звуками [д] и [д′]. Для этого отправимся в сказочный музей.
Что за чудище такое,
Трёхголовое, большое,
Над землёй оно летит,
Жарким пламенем пыхтит?
(Дракон)
В слове дракон звук [д] твёрдый в начале слова (рис. 2).
Рис. 2. Дракончик (Источник)
У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:
2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900
Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′], а какие – с твёрдым [д].
[д′]
[д]
9
10
19
900
2
12
20
200
Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.
Враждовать – дружить (твёрдый звук [д])
Безделье – дело (мягкий звук [д′])
Ночь – день (мягкий звук [д′])
Нет – да (твёрдый звук [д])
А третья голова дракона очень любит читать.
Далеко летал дракон,
Побывал за морем он.
Видел он волшебный лес,
Заколдованных принцесс.
Видел он богатырей,
Чародеев, королей…
Много сказок знает он –
Мой летающий дракон.
Владимир Степанов
А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг,
Ой, какой везде испуг!
Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».
Крокодил – в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).
Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем (Источник)
Появилась девочка в чашечке цветка,
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку?
Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).
Дюймовочка – мягкий звук [д′] в начале слова.
Рис. 4. Дюймовочка (Источник)
Мой вопрос совсем нетрудный,
Он – про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Гудвин – в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).
Рис. 5. Гудвин (Источник)
Что у попа за работник:
И повар, и конюх, и плотник,
В няньках с ребёнком сидит,
Чертям верёвкой грозит,
С чертёнком на спор соревнуется?
Чей образ сейчас вам рисуется?
Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, кото
interneturok.ru
Согласные звонкие звуки [д], [д’], буквы «Д, д»
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,6 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Познакомить учащихся со звонкими звуками [д], [д’] ,буквами Дд.
- Упражнять в чтении слогов,слов и текстов с буквой “д”.
- Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
- Закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков.
- Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг-друга.
Оборудование:
- Мешочек с разрезными буквами (б,п,д,т,з,с)
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Сегодня к нам на урок пришёл герой одной знаменитой сказки. Кто он, скажите, отгадав загадку:
Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек .
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка) Слайд2
— Правильно. Он пришёл к нам, чтобы научиться красиво, правильно читать, развивать внимание, речь, мышление, познакомиться с новыми словами.
2. Повторение ранее изученного материала.
— Незнайка пришёл не с пустыми руками. У него есть задания, которые он сам не смог сделать. Давайте, ребята, поможем Незнайке?
а) Игра “Чудесный мешочек” (лото).
— Здесь чудесный мешочек, и надо узнать какие буквы в нём.(б, п, д, т, з, с).
Дети узнают их на ощупь и ставят парами.
— Какие это буквы?
б) Игра “Слоги перепутались”
— Незнайка очень торопился к нам на урок, упал и рассыпал слоги слов. Давайте поможем ему собрать слова.
Слайд 2
Дети собирают слова и читают их хором.
в) Игра “Прятки” Слайд 4.
— Назовите по порядку первые буквы названий того, что изображено на картинке, и вы узнаете, какое слово “спряталось” в клеточках. Слайд 5
3. Сообщение темы урока.
— Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
— Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?(Динь-динь –динь)
— Какие звуки слышим в начале этих слов?
— Что вы можете сказать об этих звуках?
— Назовите тему урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой “ д”.Слайд 6
— Определите цели на сегодняшний урок.
— Познакомимся с новым звуком и новой буквой, которая его обозначает.
— Научимся правильно произносить новый звук.
— Вспомним “Правило чтения звуковых моделей”.
— Посмотрим ,какие новые значки, модели есть на странице учебника.
4. Знакомство с новым звуком и с новой буквой.
— Незнайка принёс нам загадку,послушайте и отгадайте:
1. Круглая и жёлтая,
Словно солнце яркое.
Самая вкусная,
Сочная и яркая.
(дыня)
Слайд7.
— Прочитайте слово “дыня” по слогам и орфоэпически.
— Произнесите первый звук в слове “дыня”.
— Дайте характеристику звуку[ д]. (Звук согласный, звонкий, твёрдый)
— Объясните, почему звук [д] произносится твёрдо? (За буквой “д” в слове стоит гласная буква “ы”).
— А сейчас смотрим сюда: Слайд 8
— Кто изображён на рисунке?
(Девочка)
— Проанализуйте схему-модель слова и определите, как зовут девочку?
(Дина)
— Прочитайте слово “Дина” по слогам и орфоэпически.
— Произнесите первый звук в слове “Дина”.
— Дайте характеристику звуку [д’] .(Звук согласный звонкий мягкий)
— Объясните, почему звук [д’] произносится мягко?
(За буквой “д” в слове стоит гласная буква “и”)
5. Вывод.
Итак, сделаем вывод, какие звуки обозначает буква “д”?
(Буква “д” обозначает два согласных звука: твёрдый звонкий [д] и мягкий звонкий [д’].
6. Физминутка. Слайд 9.
Ёлочки зелёные
На ветру качаются.
На ветру качаются.
Низко наклоняются.
Сколько ёлочек зелёных
Столько сделаем наклонов.1,2,3,4.
Приседаем столько раз
Сколько бабочек у нас.1,2,3.
Сколько синеньких кружков
Столько сделаем прыжков.1,2,3,4,5.
7. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
— Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (дом, дым, Дима)
— Прочитайте слово “дом” по слогам и орфоэпически.
— Сколько в слове слогов?
— На каком месте в слове “дом” стоит буква “д”?
— Какой звук обозначает буква “д” в слове “дом”?
— Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твёрдый)
— Объясните, почему звук [д] произносится твёрдо? (За буквой “д” в слове стоит гласная буква “о”.)
(Так же проверяются слова “дым”, “Дима”.)
8. Чтение слогов по заданным схемам.
9. Чтение слогов и слов. Чтение текста “Данила”.
10. Словарная работа.
— Д о м и н о — настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.(Слайд10)
Н а у д и л — наловил много рыбы.(Слайд11)
Н а д ы м и л — напустил много дыма.(Слайд12)
Л ё н — травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени — масло.(Слайд13)
Л о д ы р ь — лентяй, бездельник.(Слайд14)
11. Расшифруйте пословицу. Слайд 15.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | д | е | л | м | о | р | с | т |
2 | 3 | 4 | 6 | |||||
л | ю | б | и |
5 | 1 | 8 | 9 | 3 | 7 | 6 | 5 | |||||||
б | у | д | е | ш | ь |
Люби дело — мастером будешь.
— Как вы поняли смысл пословицы?
— Кого называют мастером?
12. Итог урока
Урок подошел к концу. Ребята, мы все выполнили задачи, которые ставили в начале урока? Давайте вспомним какие задачи были у нас .
(Посмотреть ,какие новые значки, модели есть на странице учебника;
Познакомиться с новым звуком и новой буквой, которая его обозначает.
Вспомнить “Правило чтения звуковых моделей”. Составляли модель предложения).
— Давайте еще раз вспомним, какую работу выполняет буква “д”?.
(Буква “д” обозначает два согласных звука: твёрдый звонкий [д] и мягкий звонкий [д’]).
13. Рефлексия
— Ребята, кому было трудно сегодня на уроке?
А кому все легко и быстро удавалось?
Спасибо вам за урок. (Слайд 16)
8.04.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Звуки [д], [д’], буквы Д, д
Разделы: Начальная школа
Цели и задачи урока:
- Познакомить детей с согласными звуками [д], [д`], буквами Д, д.
- Вырабатывать навыки осознанного чтения.
- Формировать орфографическую зоркость в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
- Способствовать развитию фонематического слуха учащихся.
- Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
- Развивать логическое мышление, непроизвольное внимание детей.
- Способствовать воспитанию культуры общения.
- Способствовать воспитанию чувства уважения к старшим.
Оборудование:
- Лента букв.
- Карточка с изображением печатных букв Д, д.
- Схемы-человечки звуков Д и Т.
- Загадки.
- Сигнальные карточки синего и зеленого цвета.
- Сигнальные карточки с буквами Д, Т.
- Ребусы.
- Звукозапись песни “Облака” (слова Козлова С., музыка Шаинского В.).
- Букварь. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева , Москва, Баллас, 2008 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
2. Актуализация знаний учащихся.
2.1 Повторение изученного материала.
– С какой буквой мы познакомились с вами на прошлом уроке? (С буквой А.)
– Какой звук обозначает эта буква?
– Расскажите, что вы знаете про звук [а]. (Он гласный, бывает ударный и
безударный.)
– Какие слова надо писать с заглавной буквы А? (Имена собственные,
географические названия, начало предложения).
2.2 Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают стихотворение Алана Милна “Почему мне нравится слон”.
– Почему же герою стихотворения больше всего нравится слон? (Он вежливый,
воспитанный.)
– А вам понравился герой произведения? Почему?
– Каждый воспитанный человек знает слова вежливости. А какие слова вежливости
знаете вы?
– Послушайте стихотворение Виктора Кудлачева про вежливые слова:
Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.
– Почему эти слова надо дарить с улыбкой? (Чтобы люди поверили в искренность ваших слов.)
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новыми звуками и новой буквой.
Игра “Наоборот”.
– Я буду называть слова, а вы говорите слова, противоположные по значению
(антонимы): нет – (да), злой – (добрый), короткий – (длинный), близкий –
(далекий), враг – (друг), ночь – (день).
– Я еще раз повторю слова, которые вы называли. А вы подумайте, что в них
общего, и определите, какова тема нашего урока. Что мы будем изучать сегодня на
уроке?
4. Выделение звуков. Знакомство с буквами Д, д.
4.1 Работа с рисунком в букваре на стр. 16
– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, начинающиеся со звуков [д] или [д`] (дуб, дом, дятел, дупло, дым, дед, дверь, дорого, дерево).
4.2 Слого-звуковой анализ слова.
– Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
(Дети работают в тетрадях по печатанию.)
– Произнесите слово дом. Сколько звуков в этом слове?
– Запишите каждый звук точкой.
– Сколько гласных звуков? Какой по счету гласный звук? Выделите его красным
цветом.
– Разделите слово на слоги (Нельзя, один слог.) Как определили?
– Куда падает ударение? Будем ли обозначать ударение? (Нет, так как один
гласный звук.).
– Как называются остальные звуки? (Согласные.)
– Медленно произнесите слово и обозначьте твердость и мягкость согласных звуков.
– Аналогично производится слого-звуковой анализ слова дятел.
– Произнесите первые звуки в словах дом и дятел.
– Эти звуки гласные или согласные? Как вы определили? (Воздух встречает
преграду.)
– А теперь определим, звонкие или глухие эти звуки. Положите пальцы на горло,
произнесите звук [д], звук [д`]. Что вы чувствуете? (Дрожание в горле.)
Значит, эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие.)
4.3 Знакомство с печатными буквами Д, д.
На доске карточка с изображением печатных букв Д, д.
– На что похожа буква Д? (Ответы детей.)
Д-с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
(В. Ковшиков)Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
(В. Степанов)
Учитель показывает образец написания печатных букв Д, д на доске. Учащиеся пишут печатные буквы в тетрадях.
4.4 Работа со схемой-человечком в букваре, стр. 16.
– Итак, мы познакомились с буквой Д. Какие звуки обозначает буква Д? Дайте характеристику этим звукам. Раскрасьте схему-человечка. Образец схемы-человечка вывешивается на доску.
Физкультминутка.
4.5 Игра “Твердый-мягкий”.
– Послушайте стихотворение.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил.
– Зачем дятел долбил дерево?
– Что такое долото? (Плотничий инструмент для долбления.)
– Положите перед собой синюю и зеленую карточки.
– Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы поднимите синюю карточку, если услышите
звук [д], или зеленую, если услышите звук [д`].
4.6 Парные согласные Д и Т.
– Посмотрите на ленту букв. Буква Д находится в группе согласных, на верхней
строке, где расположены звонкие согласные.
– Произнесите звуки [д] и [д`] громко, а теперь тихо, без голоса.
– Что произошло со звуками? (Оглушились в звуки [т], [т`].)
– А в каком месте в слове может произойти оглушение звука. Почему? (В конце
слова, так как стоит в слабой позиции.)
4.7 Звуковое письмо.
Учащиеся работают в тетради по печатанию.
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Доскажи словечко”.
– Я буду говорить предложение, а вы должны его закончить. Слова-отгадки будете
записывать точками (каждая точка обозначает звук и ставится в одной клетке).
Куда ведет подземный ход,
Об этом знает только … (крот).Кто молод, тому не страшен ни жар, ни …(холод).
Грянул гром, веселый гром.
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют,
Это праздничный …(салют).Он в пустыне нам поможет.
Много дней не пить он может.
Если нет вкуснее блюд,
Ест колючки. Он – … (верблюд).
Перед записью слова дети четко и медленно его проговаривают. Проверка написания проводится после каждой отгадки.
– Сколько звуков в слове? (Дети дают ответ, учитель ставит на доске
необходимое количество точек.)
– Послушайте еще раз слова-отгадки: крот, холод, салют, верблюд.
– Какие звуки слышите на конце слов? (Звук [т].)
– Можем ли мы доверять этому звуку на конце слова? Почему? (Нет, так как звук
стоит в слабой позиции. Это место опасное.)
– У нас есть выбор: написать букву Д или Т. Как узнать, какую парную согласную
надо написать на конце слова? Для этого надо подобрать проверочное слово так,
чтобы после согласной стояла гласная.
– Положите перед собой карточки с буквами Д, Т.
– Я буду произносить слова-отгадки, а вы должны подобрать проверочное слово и
показать букву, которую напишите на конце слова. (Дети показывают карточки и
называют проверочные слова.)
4.8 Азбука. Работа с учебником, стр. 16.
– Прочитайте слоги по строчкам.
– Прочитайте слоги с мягким согласным.
4.9 Скороговорка.
Учитель говорит скороговорку. Дети повторяют ее несколько раз с последующим ускорением.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
4.10 Чтение столбиков слов, стр. 16.
– Прочитайте вслух первый столбик со словами. Учитель объясняет значение
непонятных для учащихся слов. Дума – мысль, рассуждение. Душа – духовные
качества человека, внутренние чувства, совесть, честность, порядочность,
доброта. (Душа болит, добрая душа.)
– Прочитайте слова, где все согласные звонкие. (Дама, дума.)
– Прочитайте слова, где есть опасное место. (Дышит.) Подчеркните
орфограмму.
– Прочитайте второй столбик со словами.
– На какие две группы можно разбить эти слова? По какому признаку?
(Родственные слова: дом и домик; дол и долина.)
– Выделите корень в словах.
– Долина и дол – удлиненная впадина вдоль реки, среди гор.
– Прочитайте слова третьего столбика. Прочитайте сначала слова с корнем дым,
затем – с корнем дыр.
– Выделите корень. Как называются такие слова? (Родственные.)
– Прочитайте слова четвертого столбика с радостью, восторгом.
– Что интересного заметили в этих словах? (Они родственные, корень дар.)
– Прочитайте пятый столбик со словами.
– Чем по значению отличаются слова ладони, ладошки? (Ладошки – маленькие
ладони.)
– Что такое ладушки? (Игра ладошками.)
– Покажите, как вы играете в нее.
– Почему игра получила такое название?
– Что такое оладушки? (Маленькие блинчики.) Почему так назвали блинчики?
– Какой корень в этих словах? (Корень лад.)
Физкультминутка.
4.11 Чтение текста, стр. 16.
– Рассмотрите картинки. Прочтите предложения.
– Это текст? (Да, предложения связаны по смыслу.)
– Подумайте, про что говорилось в этом тексте.
– Дайте заголовок тексту.
– Прочитайте выделенные слова.
– Как они называются? (Предлоги.)
– Как пишутся предлоги со словами?
– Подчеркните пробел между предлогом и словом.
4.12 Ребусы.
– Отгадайте имя деда: (рисунок дыма, буква Ы зачеркнута, И,
3 (три), Й – Дмитрий).
– Сколько ему лет? (9, ТЬ исправлено на НО, 100 –Девяносто.)
– Чем он топит печку? (ДРО в А – Дрова.)
– Отгадайте ребус: ДЕРЕ в О (Дерево.)
4.13 Чтение текста Б. Хмельницкого “Дымок”, стр. 17.
– Рассмотрите картинку. Что вы видите?
– Прочитайте заглавие.
– Прочитайте на доске ключевые слова:
Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.
Прогнозирование детьми содержания текста.
Чтение текста по предложениям с комментированием.
1-е предложение. – Представьте, какой был дымок. (Автор пишет, что белый. Дымок – значит маленький, возможно, только что родился. Белый, маленький, симпатичный.)
2-е предложение. – Автор оживил его. Заметили ли вы это? (осмотревшись, быстро помчался.)
3-е предложение. – Какой вопрос зададим тексту? Почему его стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)
4-е предложение. – Каким был дымок? (Любознательным.)
– А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, все хочу увидеть.)
5-е предложение. – Почему труба сомневается в том, что ему удастся сразу увидеть весь мир? (Мир велик, а дымок маленький, неопытный.)
6-е предложение. – Каким образом дымок ответил трубе? (Выпалил – сказал быстро, громко.)
7-е предложение. – Обратите внимание на многоточие. Здесь должна быть длинная пауза.
– О чем хотела предупредить его труба? Почему не предупредила?
8-е предложение. – Что подразумевала труба под словом горячий? (Вспыльчивый, легко возбуждающийся.)
– А как вы думаете, что за послушные дети плыли по небу? Куда они могут
плыть? Мог бы с ними быть наш дымок?
– Чему учит текст?
– За какие важные мысли можно тексту сказать “Спасибо!”? (Надо прислушиваться
к мнению старших, более опытных и мудрых.)
– Ребята, а кто из вас наблюдал за облаками?
– О чем вы мечтали, когда смотрели на облака?
Музыкальная минутка (песня “Облака”).
5. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Дайте характеристику звукам [д], [д`].
– Что интересного было на уроке?
– Что вам больше всего понравилось?
3.02.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Звуки т – т*, д – д*, и их обозначение буквами Т, Д»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-028413
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Обучение грамоте «Звуки [т], [т`] и буква Т
Начинаем наше очередное интернет — занятие, где мы знакомимся со звуками и буквами русской речи. Конечно, наше новое занятие посвящено новым звукам и букве, но прежде всего выполним следующее задание….
Назовите предметы на картинках и скажите что у них общего…
Это телевизор, телефон и телескоп. Вы знаете, что такое телескоп? Если нет, смотрите словарь внизу нашего урока.
Вы заметили, что они начинаются на ТЕЛЕ- . Знаете почему? Часть слова ТЕЛЕ… с греческого языка tele означает » вдаль», » далеко». А теперь объясните, почему «телевизор» назвали «ТЕЛЕвизором»? А телефон, телескоп?
- «телевидение» значит «видение на расстоянии»
- «телефон» — «звук на расстоянии»
- «телескоп» (от греческого skopeo — смотрю — ) «смотрю далеко». Догадались, что означает » микроскоп»?
Какие слова вы еще знаете на ТЕЛЕ…?
Телепортация (перемещение объекта на расстояние), телевидение, телезритель, телепатия(передача мыслей).
А еще эти слова начинаются на новый звук [т`]. Произнесите его несколько раз. Опишите его…. Да, это согласный, глухой, мягкий. Существует ли звук [т] твердый? Придумайте слова, которые начинаются на [т]….
1. 1-ый ряд придумывает слова со звуком [ т ], а второй ряд со звуком [ т ‘]. ( Каждый ребенок называет свое слово. Дети проверяют его. Если слово названо неправильно – хлопают в ладоши)
2. «Слоговой аукцион»
- Придумайте слова со слогами та- (тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан, талон), те- (театр, телефон, тени, телега, тело).
- Назовите имена детей, в которых есть слоги то-, та-, -ня, ма-, -ра, -ся. (Тоня, Тома, Таня, Тося, Тамара.)
3. Доскажи словечко Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Называюсь… (тишина) *** По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой… (тучи) *** аш приятель тут как тут.Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется… (трамвай) *** – Почему корова эта Маленького роста? – Отвечает Вове Света: – Очень даже просто, Это же – ребенок, Это же… (теленок) 4. «Поймай звук». Если в слове звук [ т ‘] – дети хлопают, если звук [ т ] – топают. Кнут, тень, тигр, торт, три, тетерев, енот, тетрадь, портфель, лето, капуста, растение, танец, картина.
5. Встаньте ребята, в чьих именах встретился звук [т] или [т`]. Назовите свое имя и звук, который в нем встретился.
6. Чистоговорки
- То-то-то – поиграли мы в лото.Та-та-та – у нас в доме чистота.
- Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
- Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.Ту-ту-ту – молока налью коту.
- Тьё-тьё-тьё – отложили мы шитьё.
7. «Один — много»
Куст – (кусты), холод – (холода), город – города, пруд – пруды, мост – мосты, след – следы, крот – кроты, енот – еноты, лёд –льды, завод – заводы, гвоздь – гвозди, обед – обеды, привет – приветы, парад – парады, год – годы, самолёт – самолёты, билет – билеты, рекорд – рекорды, медведь – медведи, ледоход – ледоходы, прут – пруты.
Это буква Т (тэ)! С телефоном да еще и в тапочках!
1. Найди спрятанные буквы Т. Обведи их.
2. Подчеркни такую же букву, как внизу. Обведи в кружок все буквы Т.
3. Добавь недостающий элемент букв в таблетках.
4. Раскрась большую букву Т синим, а маленькую — зелёным цветом. Поставь в букве точки Т по образцу. Найди и раскрась букву Т справа.
5. Соедини с буквой Т только те предметы, названия которых начинаются со звуков [т], [т`].
6. Буква потерялась
Вставьте пропущенные буквы: ка – ок, с – ук, аис –, ко –, кус – ы, ни – ки, кана –, кис – и.
7. И г р а «Найди слово в слове»
Тигр (тир), теннис (тени), тумбочка (тумба, точка, бочка), уточки (точки, очки, кит, кот).
8. И г р а «Волшебная цепочка»
- Составьте цепочку из слов, изменяя в них по одной букве. Ток – так – там – таз.
- Составьте цепочку из слов, в которых последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Тигр – роща – аист – тень.
9. Напишите слева слова, которые оканчиваются на букву Т, а справа – которые начинаются на букву Т.
– – Т – – – – – Т – – – – – – – Т – – – – О т в е т: кот, ток; крот, танк; пилот, топор.
10. П и р а м и д а
11. И г р а «Наборщик»
Составьте как можно больше слов из букв слова транспорт.
О т в е т : торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, рапорт.
12. И г р а «Анаграммы»
Теплица (петлица), танк (кант), товар (отвар, рвота), ток (кот), трос (торс), топка (капот), тропик (портик), тьма (мать).
13. Магический квадрат
14. Все слова на букву Т.
О т в е т : тоннель, тесто, тюлень, «Теремок», тишина, театр, трамвай
15.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Буквы я лучший друг».
Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буква Т.
16. Читаем…
17. Пишем….
Учимся красиво писать здесь
18.
Пословицы и поговорки
1. Труд кормит, а лень портит.
2. Терпенье и труд все перетрут.
3. Не будь тороплив, а будь терпелив.
4. Трус своей тени боится.
5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Скороговорки
Словарь
- Таблоид — способ размещения рекламы на
уличных щитах или экранах с яркими световыми надписями ИЛИ малоформатная газета. - Табун — стадо лошадей
- Таймер — прибор, устройство, издающее сигнал по истечении заданного
промежутка времени. - Тайфун — ураган большой разрушительной силы.
- Тактика — это приемы, способы при игре, ведения боя.
- Талант — выдающиеся способности.
- Таможня -государственное учреждение, которое контролирует перемещение через границу государства предметов,
товаров, физических лиц. - Тариф — установленный размер стоимости чего-л., оплаты за
что-л. - Телескоп — инструмент, который помогает в наблюдении удаленных
объектов (звёзд) - Теория — совокупность высказываний.
- Терпение — это способность сохранять спокойствие в неприятной
ситуации. - Тираж — количество экземпляров печатного издания.
- Титул — почётное
звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое. - Толерантность — терпимость к иного
рода взглядам, нравам, привычкам. - Традиция — множество обрядов, привычек, передаваемых из поколения в поколение.
- Трясина — зыбкое болотистое место.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Терять почву под ногами — терять уверенность
.
www.klass39.ru
Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости
3. Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов
— Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 49 в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны)
— Кто такие клоуны? Чем они занимаются? (Отвечают)
— Посмотрите на схемы слов и скажите, как зовут клоунов? (Том и Тим)
— Произнесите имя первого клоуна, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [т][о][м])
— Сколько слогов в слове? (Один)
— Сколько букв? (Три буквы)
— Сколько звуков? (Три звука)
— Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т])
— Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т]-[т]- [т]-[т])
— Этот звук обозначается буквой Т. (Показ буквы).
— На что похожа буква? (Предположения детей: на антенну, на молоток)
— Давайте найдем букву Т в нашей азбуке. (Находят)
— Какого она цвета? (Синего)
— О чем это говорит? Какая это буква? (Согласная)
— Вернемся к нашей схеме слова «Том». Попробуйте дать характеристику звуку
[т] в этом слове. (Согласный, твердый)
— Полностью ли дана характеристика звука? (Нет)
— Чего мы не знаем? (Звонкий или нет звук [т])
— Ребята, обратите внимание на модель звука [т] вверху слева. Что вы заметили? (Согласный звук [т] обозначен квадратиком без кнопки в середине, значит этот звук не звонкий)
— Верно, мы с вами говорили, что в образовании звонких согласных звуков участвует голос. Произнесите еще раз звук [т]. Слышен ли глосс при его произнесении? (Нет)
Такие согласные звуки, в образовании которых голос не участвует, называются глухими, и в звуковой модели слова мы будем обозначать его пустым квадратиком. Так дайте теперь полную характеристику звуку [т]. (Согласный, глухой, твердый)
— Произнесите имя второго клоуна и проанализируйте его ([т’] [и] [м]. В слове 1 слог, 3 буквы, 3 звука)
— Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т’])
— Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т’] [т’] [т’] [т’])
— Охарактеризуйте этот звук. (Этот звук согласный глухой мягкий)
— Этот звук мы будем обозначать в звуковой модели слова пустым квадратиком с апострофом.
— Какая буква указывает на мягкость предыдущего согласного? (Буква «и»)
— Какой вывод мы можем сделать, какие звуки обозначает буква «т»? (Буква «т» обозначает согласные глухие звуки ([т] твердый и [т’] мягкий).
Физминутка «Клоун» (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед…
Поклонился всем как мог. (Поклоны)
4. Конструирование печатной буквы “Т” “т”
— Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную — “т” (Учащиеся выполняют работу)
— Итак, какие элементы вы выбрали? (Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы — №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной — №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)
5. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках
— Ребята, что вы узнали о букве “т”? (Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’])
— Назовите слова, которые начинаются со звука [т] (Такси, тундра, такса, танец)
— Назовите слова, в которых есть звук [т’] (Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки)
6. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
— Рассмотрите иллюстрации ниже на стр.49 в «Азбуке» и скажите, что изображено?
— Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева, выделяя голосом каждый звук. ([т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)
— Ребята, объясните значение слова “ тёрн”. (Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)
— Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук. ([т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)
— Ребята, объясните значение слова “торт”. (Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом).
— Чем похожи эти схемы? (В этих словах один слог, так как один гласный звук [о])
— В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы.
— Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки).
— Чем отличаются эти схемы? (В первом слове последняя буква “н”, во втором — буква “т”
— В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове — [т]
— В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором — звук [о] обозначает буква “о”)
— А почему в слове «тёрн» мы произносим [т] мягко, а в слове «торт» твердо? (в слове «торт» рядом с буквой «т» стоит гласная буква «о», указывает на твердость предыдущего согласного, а в слове «тёрн» за буквой «т» следует буква «ё», которая указывает на мягкость предшествующего согласного).
— А какие еще буквы могут указывать на мягкость предыдущего согласного? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я, и согласная буква ь)
— Ребята, какой сделаем вывод? (Буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук).
7. Чтение слогов по заданным схемам
— Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует согласный звук [т]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с твердого звука [т]. В третьем – слоги начинаются с мягкого звука[т’]).
8. Чтение слогов и слов в столбике
Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке слово-предмет «мята» преобразуется в слово-признак «мятная», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать слово-предмет, например, мята – мятная конфета)
— Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук. (“утя”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного;
— “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного).
— В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый? (“отметил”, “утята”).
— Молодцы!
9. Чтение текста
Беседа до чтения:
— Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”.
— Кто знает значение данного слова? (Омут – глубокая яма на дне реки или озера).
Омут.
Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.
(Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик)
Беседа после чтения:
— Какое время года описывается? (лето) А время суток? (утро)
— Где оказались малые утята? (У тёмного омута)
— Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута (Немало тайн он таит)
— Что хотели делать утята? (нырять)
— Что увидели утята в омуте? (Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают: «А там ил, муть и тайны нет»).
— Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять? (Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть).
— Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться на развороте учебника.
2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях.
Регулятивные УУД
1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные УУД
1. Логические – установление причинно-следственной связи.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Познавательные УУД
1. Умение работать с ранее полученной информацией.
2.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД
1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.
3. Участвовать в диалоге на уроке.
Познавательные УУД
1.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.
4. Участвовать в диалоге на уроке.
Познавательные УУД
1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.
2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.
3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Ответы@Mail.Ru: Помогите решить тесты.
Майя Мир Ученик (90), на голосовании 4 года назад Задание 1Отметьте номер слова, в котором буква т обозначает звук [д] :
1) делегат;
2) отделать;
3) котлетка;
4) ответ.
Задание 2
Отметьте номер слова, в котором буква с обозначает звук [з] :
1) листва;
2) просьба;
3) весенний;
4) колос.
Задание 3
В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
1) Возчик;
2) вскользь;
3) скворечник;
4) каюта.
Задание 4
В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) Елка;
2) праздник;
3) мысль;
4) клюв.
Задание 5
В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
1) Баян;
2) салют;
3) конверт;
4) море.
Задание 6
В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Огород;
2) боец;
3) просьба;
3) ребенок.
Задание 7
В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Письмо;
2) честный;
3) каюта;
4) обезьяна.
Задание 8
В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Юный;
2) соль;
3) музей;
4) вьюга.
Задание 9
В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Письмо;
2) воробей;
3) пьют;
4) змея.
Задание 10
В каком слове верно определено количество букв и звуков?
1) Вьюга – 5 букв, 4 звука;
2) словарь – 7 букв, 7 звуков;
3) солнце – 6 букв, 6 звуков;
4) змея – 4 буквы, 5 звуков.
Голосование за лучший ответ
Похожие вопросы
Также спрашивают
otvet.mail.ru