В каком слове буква д обозначает звук т – в каком слове буква «д» обозначает звук «т»

Звуки [д], [д’] буквы Д, д. Видеоурок. Чтение 1 Класс

Познакомимся со звуком [д]. Произнесите звук [д] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот немножко приоткрылся, кончик языка достал до зубов и перегородил дорогу звуку. Из-за этого получился небольшой шум, а не только голос. Значит, звук [д] – согласный.  

Когда звук согласный, можно узнать его звонкость и глухость. Для того чтобы это сделать, нужно положить руки на шею или закрыть ушки, произнести звук и послушать. Звук [д] звонкий. Произнесите парой два звука [д], [т]. Почувствовали разницу?

Ещё вы можете выяснить мягкость и твёрдость звуков [д] и [д′].

Выясним, встречаются ли слова со звуками [д] и [д′]. Для этого отправимся в сказочный музей.

 

Что за чудище такое,

Трёхголовое, большое,

Над землёй оно летит,

Жарким пламенем пыхтит?

(Дракон)

В слове дракон звук [д] твёрдый в начале слова (рис. 2).

Рис. 2. Дракончик (Источник)

У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:

2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′], а какие – с твёрдым [д].

[д′]

[д]

9

10

19

900

2

12

20

200

 

Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.  

Враждовать – дружить (твёрдый звук [д])

Безделье – дело (мягкий звук [д′])

Ночь – день (мягкий звук

[д′])

Нет – да (твёрдый звук [д])

А третья голова дракона очень любит читать.

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей…

Много сказок знает он –

Мой летающий дракон.

Владимир Степанов

 

А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».

Крокодил – в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).

Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем (Источник) 

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).

Дюймовочка – мягкий звук [д′] в начале слова.

Рис. 4. Дюймовочка (Источник)

Мой вопрос совсем нетрудный,

Он – про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Гудвин – в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).

Рис. 5. Гудвин (Источник)

Что у попа за работник:

И повар, и конюх, и плотник,

В няньках с ребёнком сидит,

Чертям верёвкой грозит,

С чертёнком на спор соревнуется?

Чей образ сейчас вам рисуется?

Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, кото

interneturok.ru

Согласные звонкие звуки [д], [д’], буквы «Д, д»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Познакомить учащихся со звонкими звуками [д], [д’] ,буквами Дд.
  • Упражнять в чтении слогов,слов и текстов с буквой “д”.
  • Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
  • Закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков.
  • Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг-друга.

Оборудование:

  • Мешочек с разрезными буквами (б,п,д,т,з,с)
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Сегодня к нам на урок пришёл герой одной знаменитой сказки. Кто он, скажите, отгадав загадку:

Все мы с детства любим книжки 
Про забавных коротышек .
Он, конечно, самый главный 
Озорник-шалун забавный. 
Он в огромной синей шляпе 
Неумеха и растяпа. (Незнайка) Слайд2

— Правильно. Он пришёл к нам, чтобы научиться красиво, правильно читать, развивать внимание, речь, мышление, познакомиться с новыми словами.

2. Повторение ранее изученного материала.

— Незнайка пришёл не с пустыми руками. У него есть задания, которые он сам не смог сделать. Давайте, ребята, поможем Незнайке?

а) Игра “Чудесный мешочек” (лото).

— Здесь чудесный мешочек, и надо узнать какие буквы в нём.(б, п, д, т, з, с).

Дети узнают их на ощупь и ставят парами.

— Какие это буквы?

б) Игра “Слоги перепутались”

— Незнайка очень торопился к нам на урок, упал и рассыпал слоги слов. Давайте поможем ему собрать слова.

Слайд 2

Дети собирают слова и читают их хором.

в) Игра “Прятки” Слайд 4.

— Назовите по порядку первые буквы названий того, что изображено на картинке, и вы узнаете, какое слово “спряталось” в клеточках. Слайд 5

3. Сообщение темы урока.

— Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)

— Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?(Динь-динь –динь)

— Какие звуки слышим в начале этих слов?

— Что вы можете сказать об этих звуках?

— Назовите тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой “ д”.Слайд 6

— Определите цели на сегодняшний урок.

— Познакомимся с новым звуком и новой буквой, которая его обозначает.

— Научимся правильно произносить новый звук.

— Вспомним “Правило чтения звуковых моделей”.

— Посмотрим ,какие новые значки, модели есть на странице учебника.

4. Знакомство с новым звуком и с новой буквой.

— Незнайка принёс нам загадку,послушайте и отгадайте:

1. Круглая и жёлтая,
Словно солнце яркое.
Самая вкусная,
Сочная и яркая.
(дыня)

Слайд7.

— Прочитайте слово “дыня” по слогам и орфоэпически.

— Произнесите первый звук в слове “дыня”.

— Дайте характеристику звуку[ д]. (Звук согласный, звонкий, твёрдый)

— Объясните, почему звук [д] произносится твёрдо? (За буквой “д” в слове стоит гласная буква “ы”).

— А сейчас смотрим сюда: Слайд 8

— Кто изображён на рисунке?

(Девочка)

— Проанализуйте схему-модель слова и определите, как зовут девочку?

(Дина)

— Прочитайте слово “Дина” по слогам и орфоэпически.

— Произнесите первый звук в слове “Дина”.

— Дайте характеристику звуку [д’] .(Звук согласный звонкий мягкий)

— Объясните, почему звук [д’] произносится мягко?

(За буквой “д” в слове стоит гласная буква “и”)

5. Вывод.

Итак, сделаем вывод, какие звуки обозначает буква “д”?

(Буква “д” обозначает два согласных звука: твёрдый звонкий [д] и мягкий звонкий [д’].

6. Физминутка. Слайд 9.

Ёлочки зелёные
На ветру качаются.
На ветру качаются.
Низко наклоняются.
Сколько ёлочек зелёных
Столько сделаем наклонов.1,2,3,4.
Приседаем столько раз
Сколько бабочек у нас.1,2,3.
Сколько синеньких кружков
Столько сделаем прыжков.1,2,3,4,5.

7. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

— Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (дом, дым, Дима)

— Прочитайте слово “дом” по слогам и орфоэпически.

— Сколько в слове слогов?

— На каком месте в слове “дом” стоит буква “д”?

— Какой звук обозначает буква “д” в слове “дом”?

— Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твёрдый)

— Объясните, почему звук [д] произносится твёрдо? (За буквой “д” в слове стоит гласная буква “о”.)

(Так же проверяются слова “дым”, “Дима”.)

8. Чтение слогов по заданным схемам.

9. Чтение слогов и слов. Чтение текста “Данила”.

10. Словарная работа.

— Д о м и н о — настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.(Слайд10)

Н а у д и л — наловил много рыбы.(Слайд11)

Н а д ы м и л — напустил много дыма.(Слайд12)

Л ё н — травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени — масло.(Слайд13)

Л о д ы р ь — лентяй, бездельник.(Слайд14)

11. Расшифруйте пословицу. Слайд 15.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
а д е л м о р с т

 

          2 3 4 6
л ю б и          

 

5 1 8 9 3 7 6 5              
                  б у д е ш ь

Люби дело — мастером будешь.

— Как вы поняли смысл пословицы?

— Кого называют мастером?

12. Итог урока

Урок подошел к концу. Ребята, мы все выполнили задачи, которые ставили в начале урока? Давайте вспомним какие задачи были у нас .

(Посмотреть ,какие новые значки, модели есть на странице учебника;

Познакомиться с новым звуком и новой буквой, которая его обозначает.

Вспомнить “Правило чтения звуковых моделей”. Составляли модель предложения).

— Давайте еще раз вспомним,  какую работу выполняет буква “д”?.

(Буква “д” обозначает два согласных звука: твёрдый звонкий [д] и мягкий звонкий [д’]).

13. Рефлексия

— Ребята, кому  было трудно сегодня на уроке?

А кому все легко и быстро удавалось?

Спасибо вам за урок. (Слайд 16)

8.04.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Звуки [д], [д’], буквы Д, д

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить детей с согласными звуками [д], [д`], буквами Д, д.
  2. Вырабатывать навыки осознанного чтения.
  3. Формировать орфографическую зоркость в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
  4. Способствовать развитию фонематического слуха учащихся.
  5. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
  6. Развивать логическое мышление, непроизвольное внимание детей.
  7. Способствовать воспитанию культуры общения.
  8. Способствовать воспитанию чувства уважения к старшим.

Оборудование:

  1. Лента букв.
  2. Карточка с изображением печатных букв Д, д.
  3. Схемы-человечки звуков Д и Т.
  4. Загадки.
  5. Сигнальные карточки синего и зеленого цвета.
  6. Сигнальные карточки с буквами Д, Т.
  7. Ребусы.
  8. Звукозапись песни “Облака” (слова Козлова С., музыка Шаинского В.).
  9. Букварь. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева , Москва, Баллас, 2008 г.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1 Повторение изученного материала.

– С какой буквой мы познакомились с вами на прошлом уроке? (С буквой А.)
– Какой звук обозначает эта буква?
– Расскажите, что вы знаете про звук [а]. (Он гласный, бывает ударный и безударный.)
– Какие слова надо писать с заглавной буквы А? (Имена собственные, географические названия, начало предложения).

2.2 Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают стихотворение Алана Милна “Почему мне нравится слон”.

– Почему же герою стихотворения больше всего нравится слон? (Он вежливый, воспитанный.)
– А вам понравился герой произведения? Почему?
– Каждый воспитанный человек знает слова вежливости. А какие слова вежливости знаете вы?
– Послушайте стихотворение Виктора Кудлачева про вежливые слова:

Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.

– Почему эти слова надо дарить с улыбкой? (Чтобы люди поверили в искренность ваших слов.)

3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новыми звуками и новой буквой.

Игра “Наоборот”.

– Я буду называть слова, а вы говорите слова, противоположные по значению (антонимы): нет – (да), злой – (добрый), короткий – (длинный), близкий – (далекий), враг – (друг), ночь – (день).
– Я еще раз повторю слова, которые вы называли. А вы подумайте, что в них общего, и определите, какова тема нашего урока. Что мы будем изучать сегодня на уроке?

4. Выделение звуков. Знакомство с буквами Д, д.

4.1 Работа с рисунком в букваре на стр. 16

– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, начинающиеся со звуков [д] или [д`] (дуб, дом, дятел, дупло, дым, дед, дверь, дорого, дерево).

4.2 Слого-звуковой анализ слова.

– Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки. (Дети работают в тетрадях по печатанию.)
– Произнесите слово дом. Сколько звуков в этом слове?
– Запишите каждый звук точкой.
– Сколько гласных звуков? Какой по счету гласный звук? Выделите его красным цветом.
– Разделите слово на слоги (Нельзя, один слог.) Как определили?
– Куда падает ударение? Будем ли обозначать ударение? (Нет, так как один гласный звук.).
– Как называются остальные звуки? (Согласные.)
– Медленно произнесите слово и обозначьте твердость и мягкость согласных звуков.
– Аналогично производится слого-звуковой анализ слова дятел.
– Произнесите первые звуки в словах дом и дятел.
– Эти звуки гласные или согласные? Как вы определили? (Воздух встречает преграду.)
– А теперь определим, звонкие или глухие эти звуки. Положите пальцы на горло, произнесите звук [д], звук [д`]. Что вы чувствуете? (Дрожание в горле.) Значит, эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие.)

4.3 Знакомство с печатными буквами Д, д.

На доске карточка с изображением печатных букв Д, д.

– На что похожа буква Д? (Ответы детей.)

Д-с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
(В. Ковшиков)

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
(В. Степанов)

Учитель показывает образец написания печатных букв Д, д на доске. Учащиеся пишут печатные буквы в тетрадях.

4.4 Работа со схемой-человечком в букваре, стр. 16.

– Итак, мы познакомились с буквой Д. Какие звуки обозначает буква Д? Дайте характеристику этим звукам. Раскрасьте схему-человечка. Образец схемы-человечка вывешивается на доску.

Физкультминутка.

4.5 Игра “Твердый-мягкий”.

– Послушайте стихотворение.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил.

– Зачем дятел долбил дерево?
– Что такое долото? (Плотничий инструмент для долбления.)
– Положите перед собой синюю и зеленую карточки.
– Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы поднимите синюю карточку, если услышите звук [д], или зеленую, если услышите звук [д`].

4.6 Парные согласные Д и Т.

– Посмотрите на ленту букв. Буква Д находится в группе согласных, на верхней строке, где расположены звонкие согласные.
– Произнесите звуки [д] и [д`] громко, а теперь тихо, без голоса.
– Что произошло со звуками? (Оглушились в звуки [т], [т`].)
– А в каком месте в слове может произойти оглушение звука. Почему? (В конце слова, так как стоит в слабой позиции.)

4.7 Звуковое письмо.

Учащиеся работают в тетради по печатанию.

– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Доскажи словечко”.
– Я буду говорить предложение, а вы должны его закончить. Слова-отгадки будете записывать точками (каждая точка обозначает звук и ставится в одной клетке).

Куда ведет подземный ход,
Об этом знает только … (крот).

Кто молод, тому не страшен ни жар, ни …(холод).

Грянул гром, веселый гром.
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют,
Это праздничный …(салют).

Он в пустыне нам поможет.
Много дней не пить он может.
Если нет вкуснее блюд,
Ест колючки. Он – … (верблюд).

Перед записью слова дети четко и медленно его проговаривают. Проверка написания проводится после каждой отгадки.

– Сколько звуков в слове? (Дети дают ответ, учитель ставит на доске необходимое количество точек.)
– Послушайте еще раз слова-отгадки: крот, холод, салют, верблюд.
– Какие звуки слышите на конце слов? (Звук [т].)
– Можем ли мы доверять этому звуку на конце слова? Почему? (Нет, так как звук стоит в слабой позиции. Это место опасное.)
– У нас есть выбор: написать букву Д или Т. Как узнать, какую парную согласную надо написать на конце слова? Для этого надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
– Положите перед собой карточки с буквами Д, Т.
– Я буду произносить слова-отгадки, а вы должны подобрать проверочное слово и показать букву, которую напишите на конце слова. (Дети показывают карточки и называют проверочные слова.)

4.8 Азбука. Работа с учебником, стр. 16.

– Прочитайте слоги по строчкам.
– Прочитайте слоги с мягким согласным.

4.9 Скороговорка.

Учитель говорит скороговорку. Дети повторяют ее несколько раз с последующим ускорением.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

4.10 Чтение столбиков слов, стр. 16.

– Прочитайте вслух первый столбик со словами. Учитель объясняет значение непонятных для учащихся слов. Дума – мысль, рассуждение. Душа – духовные качества человека, внутренние чувства, совесть, честность, порядочность, доброта. (Душа болит, добрая душа.)
– Прочитайте слова, где все согласные звонкие. (Дама, дума.)
– Прочитайте слова, где есть опасное место. (Дышит.) Подчеркните орфограмму.
– Прочитайте второй столбик со словами.
– На какие две группы можно разбить эти слова? По какому признаку? (Родственные слова: дом и домик; дол и долина.)
– Выделите корень в словах.
– Долина и дол – удлиненная впадина вдоль реки, среди гор.
– Прочитайте слова третьего столбика. Прочитайте сначала слова с корнем дым, затем – с корнем дыр.
– Выделите корень. Как называются такие слова? (Родственные.)
– Прочитайте слова четвертого столбика с радостью, восторгом.
– Что интересного заметили в этих словах? (Они родственные, корень дар.)
– Прочитайте пятый столбик со словами.
– Чем по значению отличаются слова ладони, ладошки? (Ладошки – маленькие ладони.)
– Что такое ладушки? (Игра ладошками.)
– Покажите, как вы играете в нее.
– Почему игра получила такое название?
– Что такое оладушки? (Маленькие блинчики.) Почему так назвали блинчики?
– Какой корень в этих словах? (Корень лад.)

Физкультминутка.

4.11 Чтение текста, стр. 16.

– Рассмотрите картинки. Прочтите предложения.
– Это текст? (Да, предложения связаны по смыслу.)
– Подумайте, про что говорилось в этом тексте.
– Дайте заголовок тексту.
– Прочитайте выделенные слова.
– Как они называются? (Предлоги.)
– Как пишутся предлоги со словами?
– Подчеркните пробел между предлогом и словом.

4.12 Ребусы.

– Отгадайте имя деда: (рисунок дыма, буква Ы зачеркнута, И, 3 (три), Й Дмитрий).
– Сколько ему лет? (9, ТЬ исправлено на НО, 100Девяносто.)
– Чем он топит печку? (ДРО в АДрова.)
– Отгадайте ребус: ДЕРЕ в О (Дерево.)

4.13 Чтение текста Б. Хмельницкого “Дымок”, стр. 17.

– Рассмотрите картинку. Что вы видите?
– Прочитайте заглавие.
– Прочитайте на доске ключевые слова:

Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

Прогнозирование детьми содержания текста.

Чтение текста по предложениям с комментированием.

1-е предложение. – Представьте, какой был дымок. (Автор пишет, что белый. Дымок – значит маленький, возможно, только что родился. Белый, маленький, симпатичный.)

2-е предложение. – Автор оживил его. Заметили ли вы это? (осмотревшись, быстро помчался.)

3-е предложение. – Какой вопрос зададим тексту? Почему его стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)

4-е предложение. – Каким был дымок? (Любознательным.)

– А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, все хочу увидеть.)

5-е предложение. – Почему труба сомневается в том, что ему удастся сразу увидеть весь мир? (Мир велик, а дымок маленький, неопытный.)

6-е предложение. – Каким образом дымок ответил трубе? (Выпалил – сказал быстро, громко.)

7-е предложение. – Обратите внимание на многоточие. Здесь должна быть длинная пауза.

– О чем хотела предупредить его труба? Почему не предупредила?

8-е предложение. – Что подразумевала труба под словом горячий? (Вспыльчивый, легко возбуждающийся.)

– А как вы думаете, что за послушные дети плыли по небу? Куда они могут плыть? Мог бы с ними быть наш дымок?
– Чему учит текст?
– За какие важные мысли можно тексту сказать “Спасибо!”? (Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.)
– Ребята, а кто из вас наблюдал за облаками?
– О чем вы мечтали, когда смотрели на облака?

Музыкальная минутка (песня “Облака”).

5. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Дайте характеристику звукам [д], [д`].
– Что интересного было на уроке?
– Что вам больше всего понравилось?

3.02.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Звуки т – т*, д – д*, и их обозначение буквами Т, Д»

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-028413

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Обучение грамоте «Звуки [т], [т`] и буква Т

Начинаем наше очередное интернет — занятие, где мы знакомимся со звуками и буквами русской речи. Конечно, наше новое занятие посвящено новым звукам и букве, но прежде всего выполним следующее задание….

Назовите предметы на картинках и скажите что у них общего…

 Это телевизор, телефон и телескоп. Вы знаете, что такое телескоп? Если нет, смотрите словарь внизу нашего урока.

Вы заметили, что они начинаются на ТЕЛЕ- . Знаете почему? Часть слова ТЕЛЕ… с греческого языка tele означает » вдаль», » далеко». А теперь объясните, почему «телевизор» назвали «ТЕЛЕвизором»?  А телефон, телескоп?

  • «телевидение» значит «видение на расстоянии»
  • «телефон» — «звук на расстоянии»
  • «телескоп» (от греческого skopeo — смотрю — ) «смотрю далеко». Догадались, что означает » микроскоп»?

Какие слова вы еще знаете на ТЕЛЕ…?

Телепортация (перемещение объекта на расстояние), телевидение, телезритель, телепатия(передача мыслей).

А еще эти слова начинаются на новый звук [т`]. Произнесите его несколько раз. Опишите его…. Да, это согласный, глухой, мягкий. Существует ли звук [т] твердый? Придумайте слова, которые начинаются на [т]….

1. 1-ый ряд придумывает слова со звуком [ т ], а второй ряд со звуком [ т ‘]. ( Каждый ребенок называет свое слово. Дети проверяют его. Если слово названо неправильно – хлопают в ладоши)

2. «Слоговой аукцион»

  • Придумайте слова со слогами та- (тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан, талон), те- (театр, телефон, тени, телега, тело).
  • Назовите имена детей, в которых есть слоги то-, та-, -ня, ма-, -ра, -ся. (Тоня, Тома, Таня, Тося, Тамара.)

3. Доскажи словечко Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Называюсь…   (тишина) *** По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой…   (тучи) *** аш приятель тут как тут.Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется…   (трамвай) *** – Почему корова эта Маленького роста? – Отвечает Вове Света: – Очень даже просто, Это же – ребенок, Это же…   (теленок) 4. «Поймай звук». Если в слове звук [ т ‘] – дети хлопают, если звук [ т ] – топают. Кнут, тень, тигр, торт, три, тетерев, енот, тетрадь, портфель, лето, капуста, растение, танец, картина.

5. Встаньте ребята, в чьих именах встретился звук [т] или [т`]. Назовите свое имя и звук, который в нем встретился.

6. Чистоговорки

  • То-то-то – поиграли мы в лото.Та-та-та – у нас в доме чистота.
  • Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
  • Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.Ту-ту-ту – молока налью коту.
  • Тьё-тьё-тьё – отложили мы шитьё.

7. «Один — много» 

Куст – (кусты), холод – (холода), город – города, пруд – пруды, мост – мосты, след – следы, крот – кроты, енот – еноты, лёд –льды, завод – заводы, гвоздь – гвозди, обед – обеды, привет – приветы, парад – парады, год – годы, самолёт – самолёты, билет – билеты, рекорд – рекорды, медведь – медведи, ледоход – ледоходы, прут – пруты.

Это буква Т (тэ)! С телефоном да еще и в тапочках!  

1. Найди спрятанные буквы Т. Обведи их.

2. Подчеркни такую же букву, как внизу. Обведи в кружок все буквы Т.

3. Добавь недостающий элемент букв в таблетках.

4. Раскрась большую букву Т синим, а маленькую — зелёным цветом. Поставь в букве точки Т по образцу. Найди и раскрась букву Т справа.

 

5. Соедини с буквой Т только те предметы, названия которых начинаются со звуков [т],  [т`].

6. Буква потерялась

Вставьте пропущенные буквы: ка – ок,   с – ук,   аис –,   ко –,   кус – ы,   ни – ки,   кана –,   кис – и.

7. И г р а  «Найди слово в слове»

Тигр (тир), теннис (тени), тумбочка (тумба, точка, бочка), уточки (точки, очки, кит, кот).

8. И г р а  «Волшебная цепочка»

  •  Составьте цепочку из слов, изменяя в них по одной букве. Ток – так – там – таз.
  • Составьте цепочку из слов, в которых последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Тигр – роща – аист – тень.

9. Напишите слева слова, которые оканчиваются на букву Т, а справа – которые начинаются на букву Т.

      – – Т – –    – – – Т – – – – – – – Т – – – – О т в е т: кот, ток; крот, танк; пилот, топор.

10. П и р а м и д а 

11. И г р а  «Наборщик»

Составьте как можно больше слов из букв слова транспорт.

О т в е т : торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, рапорт.

12. И г р а  «Анаграммы»

Теплица (петлица), танк (кант), товар (отвар, рвота), ток (кот), трос (торс), топка (капот), тропик (портик), тьма (мать).

13. Магический квадрат

14. Все слова на букву Т.

О т в е т : тоннель, тесто, тюлень, «Теремок», тишина, театр, трамвай

15. 

Молоток стучит: «Тук-тук!

Буквы я лучший друг».

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буква Т. 

 

16. Читаем…

17. Пишем….

Учимся красиво писать здесь

18.

Пословицы и поговорки

1. Труд кормит, а лень портит.

2. Терпенье и труд все перетрут.

3. Не будь тороплив, а будь терпелив.

4. Трус своей тени боится.

5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Скороговорки

Словарь

  • Таблоид — способ размещения рекламы на уличных щитах или экранах с яркими световыми надписями ИЛИ малоформатная газета.
  • Табун — стадо лошадей
  • Таймер — прибор, устройство, издающее сигнал по истечении заданного промежутка времени.
  • Тайфун — ураган большой разрушительной силы.
  • Тактика — это приемы, способы при игре, ведения боя.
  • Талант — выдающиеся  способности.
  • Таможня -государственное учреждение, которое контролирует перемещение через границу государства предметов, товаров, физических лиц.
  • Тариф — установленный размер стоимости чего-л., оплаты за что-л.
  • Телескоп — инструмент, который помогает в наблюдении удаленных объектов (звёзд)
  • Теория — совокупность высказываний.
  • Терпение — это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации.
  • Тираж — количество экземпляров печатного издания.
  • Титул — почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое.
  • Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
  • Традиция — множество обрядов, привычек, передаваемых из поколения в поколение.
  • Трясина — зыбкое болотистое место.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Терять почву под ногами — терять уверенность

.

 

www.klass39.ru

Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости

3. Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов

— Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 49 в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны)

— Кто такие клоуны? Чем они занимаются? (Отвечают)

— Посмотрите на схемы слов и скажите, как зовут клоунов? (Том и Тим)

— Произнесите имя первого клоуна, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [т][о][м])

— Сколько слогов в слове? (Один)

— Сколько букв? (Три буквы)

— Сколько звуков? (Три звука)

— Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т])

— Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т]-[т]- [т]-[т])

— Этот звук обозначается буквой Т. (Показ буквы).

— На что похожа буква? (Предположения детей: на антенну, на молоток)

— Давайте найдем букву Т в нашей азбуке. (Находят)

— Какого она цвета? (Синего)

— О чем это говорит? Какая это буква? (Согласная)

— Вернемся к нашей схеме слова «Том». Попробуйте дать характеристику звуку

[т] в этом слове. (Согласный, твердый)

— Полностью ли дана характеристика звука? (Нет)

— Чего мы не знаем? (Звонкий или нет звук [т])

— Ребята, обратите внимание на модель звука [т] вверху слева. Что вы заметили? (Согласный звук [т] обозначен квадратиком без кнопки в середине, значит этот звук не звонкий)

— Верно, мы с вами говорили, что в образовании звонких согласных звуков участвует голос. Произнесите еще раз звук [т]. Слышен ли глосс при его произнесении? (Нет)

Такие согласные звуки, в образовании которых голос не участвует, называются глухими, и в звуковой модели слова мы будем обозначать его пустым квадратиком. Так дайте теперь полную характеристику звуку [т]. (Согласный, глухой, твердый)

— Произнесите имя второго клоуна и проанализируйте его ([т’] [и] [м]. В слове 1 слог, 3 буквы, 3 звука)

— Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т’])

— Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т’] [т’] [т’] [т’])

— Охарактеризуйте этот звук. (Этот звук согласный глухой мягкий)

— Этот звук мы будем обозначать в звуковой модели слова пустым квадратиком с апострофом.

— Какая буква указывает на мягкость предыдущего согласного? (Буква «и»)

— Какой вывод мы можем сделать, какие звуки обозначает буква «т»? (Буква «т» обозначает согласные глухие звуки ([т] твердый и [т’] мягкий).

 

Физминутка «Клоун» (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

Вправо, влево и вперед…

Поклонился всем как мог. (Поклоны)

4. Конструирование печатной буквы “Т” “т”

Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную — “т” (Учащиеся выполняют работу)

— Итак, какие элементы вы выбрали? (Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы — №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной — №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)

5. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках

— Ребята, что вы узнали о букве “т”? (Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’])

— Назовите слова, которые начинаются со звука [т] (Такси, тундра, такса, танец)

— Назовите слова, в которых есть звук [т’] (Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки)

6. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

— Рассмотрите иллюстрации ниже на стр.49 в «Азбуке» и скажите, что изображено?

— Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева, выделяя голосом каждый звук. ([т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)

— Ребята, объясните значение слова “ тёрн”. (Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)

— Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук. ([т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)

— Ребята, объясните значение слова “торт”. (Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом).

— Чем похожи эти схемы? (В этих словах один слог, так как один гласный звук [о])

— В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы.

— Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки).

— Чем отличаются эти схемы? (В первом слове последняя буква “н”, во втором — буква “т”

— В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове — [т]

— В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором — звук [о] обозначает буква “о”)

— А почему в слове «тёрн» мы произносим [т] мягко, а в слове «торт» твердо? (в слове «торт» рядом с буквой «т» стоит гласная буква «о», указывает на твердость предыдущего согласного, а в слове «тёрн» за буквой «т» следует буква «ё», которая указывает на мягкость предшествующего согласного).

— А какие еще буквы могут указывать на мягкость предыдущего согласного? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я, и согласная буква ь)

— Ребята, какой сделаем вывод? (Буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук).

7. Чтение слогов по заданным схемам

— Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует согласный звук [т]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с твердого звука [т]. В третьем – слоги начинаются с мягкого звука[т’]).

8. Чтение слогов и слов в столбике

Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке слово-предмет «мята» преобразуется в слово-признак «мятная», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать слово-предмет, например, мята – мятная конфета)

— Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук. (“утя”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного;

— “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного).

— В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый? (“отметил”, “утята”).

— Молодцы!

9. Чтение текста

Беседа до чтения:

— Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”.

— Кто знает значение данного слова? (Омут – глубокая яма на дне реки или озера).

Омут.

Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.

(Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик)

Беседа после чтения:

— Какое время года описывается? (лето) А время суток? (утро)

— Где оказались малые утята? (У тёмного омута)

— Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута (Немало тайн он таит)

— Что хотели делать утята? (нырять)

— Что увидели утята в омуте? (Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают: «А там ил, муть и тайны нет»).

— Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять? (Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть).

— Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться на развороте учебника.

2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

1. Логические – установление причинно-следственной связи.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные УУД

1. Умение работать с ранее полученной информацией.

2.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

4. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.

2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.

3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Ответы@Mail.Ru: Помогите решить тесты.

Майя Мир Ученик (90), на голосовании

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *