В каком году был 3 крестовый поход – Третий крестовый поход это что такое Третий крестовый поход: определение — История.НЭС

Содержание

Третий крестовый поход — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 августа 2018;
проверки требуют 49 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 августа 2018;
проверки требуют 49 правок.

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Третий крестовый поход
Основной конфликт: Крестовые походы

Осада Акры — главное сражение Третьего крестового похода.
Дата 1189 — 1192
Место Ближний Восток
Причина Угроза государствам крестоносцев.
Итог
  • Иерусалим остался под мусульманским контролем
  • Восстановление жизнеспособности христианских государств Леванта
  • Мусульмане разрешили христианские паломничества в Иерусалим.
Изменения Большая часть Левантийского побережья, в том числе Акра и Яффа, возвратились под контроль крестоносцев. Тверия и некоторые другие крепости также захвачены у мусульман. Остров Кипр захвачен и формируется как часть христианских государст

ru.wikipedia.org

причины, участники, ход похода и последствия

Третий крестовый поход – третий по счету поход крестоносцев в Святую землю с целью изгнания из нее неверных. Был организован папой римским Григорием VIII. Начался Третий крестовый поход в 1189 году и закончился спустя четыре года.

Причины похода

В ответ на крестовые походы, мусульмане объявили священную войну – джихад, возглавил который Саладин. В 1187 году огромная армия Саладина взяла в осаду самый священный город во всей Палестине – Иерусалим. Гарнизон города был невелик, и армия Саладина превосходила его по численности в десятки раз. После непродолжительной осады, крестоносцы сдались, и им было позволено мирно покинуть город. Иерусалим был вновь в руках мусульман. Католическая церковь была озлоблена потерей Святого города и объявила о Третьем крестовом походе.

Участники похода

Всего в Третьем крестовом походе против неверных приняли участие четыре сильнейших монарха Западной Европы: император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, английский король Ричард Львиное Сердце, австрийский герцог Леопольд V и французский король Филип II Август.
Имеются сведенья о численности войск крестоносцев. Источники говорят, что изначально армия Ричарда Львиное Сердце насчитывала около 8 тыс. хорошо обученных воинов. Армия французского короля была немногочисленной – всего 2 тыс. воинов. Однако император Фридрих Барбаросса повел огромную армию числом в 100 тыс. воинов со всей империи.
Немецкая армия была способна исправить положение дел в Святой земле. Этого войска хватило бы, чтобы полностью избавить ее от присутствия мусульман. Но случилось ужасное событие, император утонул в реке, после чего часть воинов вернулась в Европу, и лишь малая ее часть дошла до Святой земли, однако их немногочисленность никак не повлияла на исход похода.

Боевые действия в Святой земле

Христиане долгое время пытались захватить Акру, но им это не удавалось, так как оборона города всегда была сильна, а для ее захвата нужны были осадные орудия, чего пока крестоносцы не могли позволить из-за отсутствия строительного леса. Кроме того, ранее христиане атаковали Акру только немногочисленными силами и никогда не объединялись в одну армию.
Когда в 1191 году к берегам Акры высадились европейские монархи, ситуация могла в корне перемениться. Но и тут возникли трудности, между французским и английским монархами развязалась вражда, причиной ей был и личная неприязнь, так и ситуация с захватом Кипра. Ричард захватил Кипр собственноручно и отказался делить его с французами, так как договор предусматривал разделение захваченных территорий только мусульман. По этим причинам две армии не могли объединиться.
Но, не смотря на это, Акра все же была взята в осаду. Крестоносцы не позволяли мусульман отправлять провизии в город, из-за чего силы защитников сильно истощились. Под угрозой голодной смерти, гарнизон Акры начал помышлять о сдачи города в руки крестоносцев. И, наконец, 12 июля этого же года, мусульмане сдали город. Именно во время осады Акры был основан Тевтонский орден, который сначала должен был помогать бедным немцам.
После захвата Акры, разногласия между монархами усилились еще сильнее, все пришло к тому, что французский монарх вместе с войском покинули Акру и отправились обратно во Францию. Таким образом, Ричард Львиное Сердце остался один на один с огромным войском Саладина.
После захвата Акры Ричард вместе с войском двинулся к мусульманскому городу Арфус. Во время похода на него напало войско мусульман. Неверные обсыпали крестоносцев стрелами. Тогда Ричард построил свои отряды таким образом, что кавалерия разместилась в центре, а вокруг нее была построена пехота с большими щитами, получились своего рода «коробочки». С помощью подобного боевого строя, крестоносцы двигались вперед, игнорируя мусульманских лучников. Но вот рыцари-госпитальеры не выдержали и перешли в атаку, Ричарду удалось выждать момент, и он приказал всем силам пойти в решительную атаку, которая завершилась победой крестоносцев.
После победы войско крестоносцев двигалось к Иерусалиму. Крестоносцы преодолели пустыню, после чего были сильно истощены. Подойдя к городу, у крестоносцев не осталось сил для осады Иерусалима. Тогда Саладин предложил крестоносцам уйти без боя, если они покинут Иерусалим. Ричард отступил к Акре и там казнил несколько тысяч мирных жителей арабского происхождения, Саладин ответил той же монетой.
Третий крестовый поход близился к своему завершению. Ричард хотел вновь пойти не Иерусалим, но всегда находился повод вернуться в Акру. Когда французский монарх спланировали захватить земли Англии, в то время управляемую братом Ричарда Иоанном, Ричард заключил перемирье с Саладином и решил вернуться чтобы спасти свою корону. В 1192 году Ричард покинул Святую Землю, и Третий крестовый поход подошел к концу.
Во время возвращения домой, Ричарда пленил Леопольд V и посадил монарха в темницу на два года. Из плена Ричард вышел только после того, как Англия заплатила выкуп размером в 23 тонны серебра.

Последствия Третьего крестового похода

Третий крестовый поход закончился полным поражением крестоносцев, хотя им и изначально удалось одержать несколько побед. Победы Ричарда в конечно итоге, не принесли никаких результатов. Иерусалим вернуть во владения католиков не удалось, а Акра была сдана после ухода Ричарда. После окончания крестового похода за крестоносцами осталась только узкая полоска побережья.
Поход закончился смертью императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Власть Ричарда была подорвана и была поставлена под угрозу вся Англия. Усилились разногласия с Францией, а самого Ричарда пленили, за что Англия выкупила его и тем самым понесла потери в экономике.
Мусульмане ж тем самым укрепили свои позиции в Святой земле, а личность Саладина стала культовой, после победы над крестоносцами к нему присоединились многие мусульмане и были готовы к новому вторжению крестоносцев.


www.istmira.com

Третий крестовый поход

Третий крестовый поход (1189 — 1192 гг.) был инициирован римскими папами Григорием VIII и (после смерти Григория VIII) Климентом III.

В этом Крестовом походе на Святую землю приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов — германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Положение христианских государств на Святой земле после Второго крестового похода осталось в том же состоянии, в каком оно находилось до 1147 г.

В самих христианских государствах Палестины замечается внутреннее разложение, которым и пользуются соседние мусульманские властители. Распущенность нравов в антиохийском и иерусалимском княжествах обнаруживается особенно резко после окончания Второго крестового похода.

В начале 80-х годов XII века в Иерусалимском королевстве на Святой земле проживало 40000-50000 человек, из которых не более 12000 были латинянами (христианами с западноевропейскими корнями). Остальные являлись коренными обитателями этой страны: «восточные» христиане, мусульмане, евреи, самаритяне.5

На Святой земле возросли мощь и влияние военно-монашеских орденов (тамплиеров и госпитальеров), в их распоряжении находилось подавляющее большинство христианских замков и крепостей, которые только они и могли эффективно защищать.

Теоретически защита Иерусалимского королевства являлась обязанностью всего западноевропейского христианства, но в действительности, после провала Второго крестового похода в 1148 году, латинским государствам приходилось рассчитывать только на собственные силы. Их правители нуждались в большом количестве профессиональных воинов и финансовой поддержке, а не в пришлых ордах воинственных крестоносцев, которые убирались восвояси, взбудоражив мусульманский мир.5

В то время как Палестина постепенно переходила в руки Нуредина, на севере возрастали притязания со стороны византийского царя Мануила I Комнина, который не упускал из виду вековой византийской политики и употреблял все меры, чтобы вознаградить себя за счет ослабевших христианских княжеств.
Рыцарь в душе, человек в высшей степени энергичный, любящий славу, царь Мануил готов был осуществлять политику восстановления Римской империи в ее старых пределах. Он неоднократно предпринимал походы на Восток, которые были для него весьма удачны.

Его политика клонилась к тому, чтобы постепенно соединить антиохийское княжество с Византией. Это видно между прочим из того, что после смерти первой своей жены, сестры короля Конрада III, Мануил женится на одной из антиохийских принцесс. Вытекавшие отсюда отношения должны были в конце концов привести Антиохию под власть Византии.4

Таким образом, как на юге, вследствие успехов мусульман, так и на севере, вследствие притязаний византийского царя, христианским княжествам Святой земли во второй половине XII столетия угрожал близкий конец.

Самоуверенность военной элиты латинских государств все еще питалась опытом легких побед Первого крестового похода, что, с одной стороны, положительно отражалось на моральном духе христиан, но с другой стороны, стало одной из основных причин разразившейся вскоре военной катастрофы.

После того, как власть над Египтом перешла к Саладину, исламские правители началицеленаправленную борьбу против «франков» (так здесь называли всех проживающих на Ближнем Востоке европейцев).


Важной переменой на Ближнем Востоке стало возрождение концепции «джихад» (jihad), «войны с неверными», долго дремавшей, но вновь призванной к жизни мусульманскими богословами-суннитами XII века. «Джихад» стал организованной кампанией по отвоеванию Святой земли, так же как крестовый поход ставил целью ее завоевание.

Мусульмане, однако, не стремились обратить врага в свою веру мечом, поскольку ислам никогда не одобрял насильственное обращение. Тем не менее, XII век стал временем ужесточения религиозной позиции ислама, большей нетерпимости и возросшего давления на местных христиан восточного толка. Те же принципы мусульмане-сунниты применяли и в отношении мусульманского меньшинства, шиитов.5

Саладин был мудрый тактик и политик. Он сознавал силу своих врагов, как сознавал и собственные слабости. Крестоносцы были сильны, когда держались вместе, но поскольку между ними шли бесконечные схватки за власть, Саладин сумел привлечь на свою сторону некоторых баронов, а затем начал натравливать их друг на друга.

Мало-помалу он вверг государства крестоносцев в полную изоляцию, объединившись сначала с сельджуками, а потом с Византией. Ему было на руку, что крестоносцы не ладят между собой.

Тогдашний король Иерусалима Балдуин IV был правителем слабым и больным, он страдал лепрой, то есть проказой, весьма распространенной на Востоке.

Военная угроза все усиливалась, но сроки перемирия между христианами и мусульманами еще не истекли. В 1184-1185 гг. крестоносцы отправили в Европу посланцев, чтобы объяснить там всю серьезность положения. На Западе уже начали собирать деньги, но пока мусульмане не пустили в ход оружие, здесь не прозвучало и призывов к новому крестовому походу на Святую землю.

Весной 1187 г., еще до истечения срока перемирия, один из франкских баронов Рено Шатильонский (Рейнальд де Шатийон) вероломно напал на мусульманский караван, перевозивший товары из Дамаска в Египет. Он и прежде грабил мусульманских паломников, идущих в Мекку, и разорял портовые города на Красном море. И поскольку Рено не пожелал возместить ущерба, Саладин объявил войну.

До существенных потерь территорий, последовавших за битвой при Хаттине, Иерусалимское королевство располагало довольно значительной армией. Согласно реестрам времен короля Бодуэна IV, в феодальном ополчении королевства насчитывалось 675 рыцарей и 5025 сержантов, не считая туркополов и наемников.

Всего же королевство могло выставить свыше 1000 рыцарей, включая контингенты, присланные из графства Триполи (200 рыцарей) и княжества Антиохия (700 рыцарей). Некоторое количество рыцарей всегда можно было набрать из числа прибывших в Святую землю пилигримов.

Кроме того, тамплиеры содержали в Святой земле постоянный орденский контингент численностью свыше 300 рыцарей и несколько сотен сержантов и туркополов. Также и госпитальеры, еще в 1168 году обещавшие дать в помощь королю для вторжения в Египет 500 рыцарей и 500 туркополов (хотя остается неясным, где они могли собрать такие силы, поскольку их орденский контингент на Ближнем Востоке также насчитывал не более 300 братьев-рыцарей). Численность войск могла быть также повышена за счет местного туземного ополчения.5

Саладин сделал ставку на полномасштабное сражение до того, как христиане выберутся с безводного плато и достигнут Тивериадского озера. Предполагаемое место сражения, разумеется, уже было осмотрено разведчиками Саладина. Его план действий был довольно простым: противник не должен достичь воды, пехоту следует отделить от конницы и обе части войск полностью уничтожить.

Дальнейшие события протекали почти в полном соответствии с замыслами Саладина, если не считать того, что с места битвы спаслось значительно большее количество христиан, чем он расчитывал.5

3 (4) июля 1187 г. у селения Хаттин (Хыттин) разгорелось жестокое сражение (битва при Хаттине или Тивериадское сражение) между крестоносцами и мусульманами. Мусульманское войско Саладина численно превосходило силы христиан.

Христианская армия выступила из лагеря в обычных порядках: конница прикрывалась рядами пехоты, а также лучниками и арбалетчиками, готовая отбросить зарвавшихся мусульман контрударами.
Первые атаки армии Саладина были ею отбиты, но при этом было потеряно множество лошадей. Но, что более важно, христианская пехота дрогнула и в больших количествах начала оставлять свои порядки и отходить в восточном направлении. Мусульманские источники утверждают, что страждущие от жажды пехотинцы бежали по направлению к Тивериадскому озеру, несмотря на то, что оно находилось значительно дальше, чем источник в Хаттине, и, следовательно, не нужно было совершать столь длительный переход, чтобы напиться. Христианские хронисты объясняют это движение масс крестоносной пехоты ее стремлением найти убежище от врага на Рогах Хаттина.

Моральный дух пехотинцев был настолько подавлен, что они лишь безучастно взирали на бой, который продолжала вести христианская кавалерия вокруг трех расставленных шатров у подножия Рогов. Несмотря на неоднократные приказания короля Гвидо и увещания епископов защитить Святой Крест, они упорно отказывались спуститься, отвечая: «Мы не пойдем вниз и не будем сражаться, потому что мы умираем от жажды».5

Тем временем оказавшиеся незащищенными лошади рыцарейкрестоносцев были сражены неприятельскими стрелами, и уже большая часть рыцарей сражалась в пеших порядках.

Остается неизвестным, когда сарацинами был захвачен Святой Крест, но то, что это было сделано воинами Таки ад-Дина, не вызывает сомнения. Одни источники указывают, что Таки ад-Дин предпринял мощную атаку на христиан после того, как позволил графу Раймону прорваться через линию мусульманских войск. В ходе этой атаки был убит державший Крест епископ Акры, но прежде, чем святая реликвия попала в руки Таки ад-Дина, она была перехвачена епископом Лидды.

Другие источники полагают, что после гибели епископа Акрского епископ Лиддский перевез святыню на южный Рог, где она и была, в конце концов, захвачена во время одной из последних атак, проведенных войсками Таки ад-Дина. Однако когда бы это ни случилось, с потерей реликвии дух христианских войск был окончательно подавлен.5

В битве при Хаттине крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Бесчисленное множество их полегло в бою, а оставшиеся в живых были взяты в плен.


Среди попавших в плен христиан оказались король Гвидо де Лузиньян, его братья Жоффруа де Лузиньян и коннетабль Амальрих (Амори) де Лузиньян, маркграф Гвиллельмо де Монферрат, Рейнальд де Шатийон, Гумфред де Торон, магистр Ордена тамплиеров Жерар де Ридфор, магистр Ордена госпитальеров Гарньс (Гарднер) де Наплус (очевидно, временно возглавивший Орден после смерти Роже де Мулена до избрания нового магистра, сам Гарнье официально занял этот пост лишь три года спустя, в 1190 году), епископ Лидды, множество других баронов, а также и Рено Шатильонский.

Еще перед сражением Саладин поклялся собственноручно отрубить голову этому нарушителю перемирия. Так, по всей видимости, и произошло.2

Все попавшие в плен туркополы, как изменившие мусульманской вере, были казнены прямо на поле сражения. Остальные пленники 6 июля прибыли в Дамаск, где Саладин принял решение, оставившее кровавое пятно на его хваленой человечности.

Всем захваченным тамплиерам и госпитальерам был предоставлен выбор: или принять ислам или умереть.

Обращение в веру под страхом смерти противоречило мусульманским законам, но, в данном случае, рыцари духовных орденов казались Саладину чем-то вроде христианских ассасинов и, таким образом, слишком опасными, чтобы их помиловать.

Поэтому 250 отказавшихся перейти в ислам рыцарей были зарезаны. Лишь некоторые воины-монахи совершили акт вероотступничества…

Остальные бароны и рыцари были отпущены за выкуп, а большинство крестоносцев незнатного происхождения и пехотинцев продали в рабство.

Сражение при Хаттине было выиграно в результате тактического превосходства мусульманской стороны, поскольку Саладин заставил своего противника сражаться в выгодном ему месте, в выгодное ему время и в выгодных ему условиях.5

Поражение в битве при Хаттине имело роковые последствия для государств крестоносцев. У них больше не было боеспособного войска и Саладин мог теперь беспрепятственно действовать в Палестине.

По словам арабского летописца, он захватил 52 города и крепости.

10 июля 1187 г. войсками Саладина был взят важный порт Аккон, 4 сентября пал Аскалон, две недели спустя началась осада Иерусалима, который сдался в начале октября.

В противоположность крестоносцам Саладин не устроил резни в побежденном городе и за выкуп выпустил из него христиан. В качестве выкупа Саладин взял по 10 золотых динаров за мужчину, по 5 золотых динаров за женщину и по 1 золотому динару за ребенка.

Те лица, которые не внесли выкупа, были обращены Саладином в рабство. Таким образом, не прошло и ста лет с тех пор, как крестоносцы захватили Иерусалим, а он уже был ими потерян. Это свидетельствовало прежде всего о той ненависти, которую крестоносцы внушили к себе на Востоке.6

Мусульманские воины снова овладели своей святыней — мечетью аль-Акса. Триумф Саладина был безграничен. Даже такие неприступные крепости, как Крак и Крак-де-Монреаль, не выдержали натиска мусульман.

В Краке французы под конец даже выменяли своих жен и детей на съестные припасы, но и это им не помогло. В руках христиан осталось всего несколько мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат…

Для того, чтобы спасти оставшиеся территории на Святой земле и отвоевать Иерусалим, был организован третий, наиболее известный крестовый поход.

Необходимо было поддержать и честь церкви, и дух всего западного христианства. Невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа принял под свое покровительство идею поднятия Третьего крестового похода. В ближайшее время было составлено несколько определений, имевших целью распространить мысль о крестовом походе по всем западным государствам.

Кардиналы, пораженные событиями на Святой земле, дали папе слово принять участие в поднятии похода и проповедуя его, пройти босыми ногами по Германии, Франции и Англии. Папа же решился употребить все церковные средства к тому, чтобы облегчить участие в походе по возможности всем сословиям. Для этого было сделано распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов.2

Обязательным налогом, непосредственно связанным с Третьим крестовым походом, была знаменитая Саладинова десятина (1188 год). Этот налог был также введен во Франции и в Англии, и его отличало то, что он был гораздо выше предыдущих, а именно — одна десятая доля годового дохода и движимого имущества всех подданных, как мирян, так и клириков и монахов. Не платили налог только крестоносцы, получавшие десятину от каждого своего вассала, не отправлявшегося в поход.

Саладинова десятина принесла колоссальный доход — один из хронистов пишет, что только в Англии было собрано 70 000 фунтов, хотя, возможно, он и преувеличивает. Во Франции введение этого налога натолкнулось на сопротивление, что помешало Филиппу II получить столь же значительную сумму. Более того, Филиппу даже пришлось пообещать, что ни он, ни его преемники не будут более облагать своих подданных подобным налогом, и, судя по всему, они это обещание сдержали.7

И все же средств на третий крестовый поход было собрано довольно много…
Весной 1188 года германский император Фридрих I Барбаросса принял решение об участии в Третьем крестовом походе на Святую землю.

Кораблей не хватало, поэтому решено было не идти морем. Большая часть войска двинулась по суше, несмотря на то, что путь этот был нелегок. Предварительно были заключены договоры с балканскими государствами, чтобы обеспечить крестоносцам беспрепятственный проход через их территории. Это крайне раздосадовало византийского императора.

11 мая 1189 г. войско вышло из Регенсбурга, оно было огромно, до 100 000 человек, хотя, возможно, эта цифра и завышена. Возглавил его 67-летний император Фридрих I.

А сын Фридриха Генрих отплыл с итальянским флотом, который должен был помочь крестоносцам переправиться через Дарданеллы в Малую Азию.

В Анатолии крестоносцы вступили на земли сельджуков. Перед этим они заключили договор с турецким правителем Коньи о свободном проходе через его земли. Но тем временем султан Коньи был свергнут собственным сыном, и прежний договор утратил силу.

Из-за нападений сельджуков и нестерпимой жары крестоносцы продвигались вперед очень медленно. Среди них начались повальные болезни.

Значение Фридриха I Барбароссы вполне оценил Саладин и со страхом ожидал прибытия его в Сирию. В самом деле, Германия, казалось, готова была поправить все ошибки прежних крестовых походов и восстановить на Востоке достоинство немецкого имени, как неожиданный удар уничтожил все добрые надежды…

10 июня 1190 г. император Барбаросса утонул при переправе через горную речку Салеф. Его гибель была тяжелым ударом для немецких крестоносцев.

Особого доверия к Фридриху, старшему сыну Барбароссы, у германских крестоносцев не было, а потому многие повернули обратно. Лишь небольшое число верных рыцарей продолжило свой путь под предводительством герцога Фридриха. 7 октября они подошли к Аккону (Акре) и осадили его.2

Зимой 1190-1191 гг. в осажденном городе начал свирепствовать голод…

На успех Третьего крестового похода большое влияние оказало участие английского короля Ричарда I Львиное Сердце. Ричард, человек в высшей степени энергичный, живой, раздражительный, действовавший под влиянием страсти, был далек от идеи общего плана, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. В самих сборах его к походу слишком рельефно отразились черты его характера.
Ричард окружил себя блестящей свитой и рыцарями, на свое войско, по свидетельству современников, он издерживал в один день столько, сколько другие короли издерживали в месяц. Собираясь в поход, он все переводил на деньги; свои владения он или отдавал в аренду, или закладывал и продавал. Таким образом, он действительно собрал громадные средства; его крестоносное войско отличалось хорошим вооружением. Казалось бы, что хорошие денежные средства и многочисленное вооруженное войско должны были обеспечить успех предприятия…

Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем Филиппом II Августом и направить свой путь через Италию. Движение это началось летом 1190 года.

Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться.

Французский король шел впереди и в сентябре 1190 года прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Когда прибыл сюда и английский король, движение союзного войска было задержано теми соображениями, что начинать поход осенью по морю неудобно; таким образом оба войска провели осень и зиму в Сицилии до весны 1191 года.2

Между тем Ричард по прибытии в Сицилию заявил свои притязания на норманнские владения. Фактически он обосновывал свое право тем, что за умершим Вильгельмом II была замужем Иоанна, дочь английского короля Генриха II и сестра самого Ричарда. Временный узурпатор норманнской короны, Танкред, держал в почетном заключении вдову Вильгельма.

Ричард потребовал выдать ему сестру и заставил Танкреда дать ему выкуп за то, что английский король оставил за ним фактическое обладание норманнской короной. Этот факт, возбудивший вражду между английским королем и германским императором, имел большое значение для всей последующего.

Все это ясно показало французскому королю, что ему не удастся действовать по одному плану с королем английским. Филипп считал невозможным, ввиду критического положения дел на Востоке, оставаться далее в Сицилии; в марте 1191 года он сел на корабли и переправился в Сирию.

Главная цель, к которой стремился французский король, был город Птолемаида (французская и немецкая форма — Accon, русская — Акра). Этот город в течение времени от 1187—1191 годов был главным пунктом, на котором сосредоточивались виды и надежды всех христиан. С одной стороны к этому городу направлялись все силы христиан, с другой — сюда стягивались мусульманские полчища.

Весь Третий крестовый поход сосредоточился на осаде этого города; когда весной 1191 года прибыл сюда французский король, казалось, что главное направление дел дадут французы.

Король Ричард не скрывал, что он не желает действовать заодно с Филиппом, отношения к которому особенно охладели после того, как французский король отказался от женитьбы на его сестре.

Флот >, отплывшего из Сицилии в апреле 1191 года, был захвачен бурей, и корабль, на котором шла новая невеста >, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр.

Остров Кипр находился в это время во власти Исаака Комнина, который отложился от византийского императора того же имени. Исаак Комнин, узурпатор Кипра, не различал друзей и врагов императора, а преследовал свои личные эгоистические интересы; он объявил своей пленницей невесту английского короля. Таким образом, Ричард должен был начать войну с Кипром, которая была для него непредвиденна и неожиданна и которая потребовала от него много времени и сил.

Завладев островом, Ричард заковал в серебряные цепи Исаака Комнина; начался ряд торжеств, сопровождавших триумф английского короля: впервые англичане приобрела территориальное владение на Средиземном море. Но само собою разумеется, что Ричард не мог рассчитывать на долгое обладание Кипром, который находился на таком большом расстоянии от Британии.

В то время, когда Ричард праздновал на Кипре свою победу, когда он устраивал торжество за торжеством, на Кипр прибыл титулярный король Иерусалима Ги де Лузиньян; мы называем его титулярным королем потому, что фактическии он не был уже королем Иерусалима, он не имел никаких территориальных владений, а носил только имя короля. Ги де Лузиньян, прибывший в Кипр, чтобы заявить знаки преданности английскому королю, увеличил блеск и влияние >, который и подарил (по сведениям из других источников — продал) ему остров Кипр.

В апреле 1191 г. к Аккону (Акре), осажденному немецкими крестоносцами, подоспел французский флот, а вслед за ним и английский.

После прибытия Ричарда I Львиное Сердце (8 июня) все крестоносцы молчаливо признали его лидерство. Он отогнал армию Салах-ад-Дина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон капитулировал.6

Саладин всячески старался избежать заранее оговоренного выкупа, и тогда английский король Ричард I Львиное Сердце не колеблясь приказал убить 2700 плененных мусульман. Саладину пришлось просить перемирия…

При занятии Акры среди христиан имел место весьма неприятный случай. Герцог Австрийский Леопольд V, завладев одной из стен города, выставил австрийкое знамя: Ричард I> велел сорвать его и заменить своим; это было сильным оскорблением для всего немецкого войска; с этого времени Ричард приобрел себе в лице Леопольда V непримиримого врага.

Французский король дошел до крайнего раздражения; неприязнь Филиппа к Ричарду раздувала слухи о том, что английский король замышляет продать все христианское войско мусульманам и даже готовится посягнуть на жизнь Филиппа. Раздраженный Филипп оставил Акру и отправился домой…
Крестоносцы отошли к югу и направились через Яффу в сторону Иерусалима. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим по-прежнему оставался в руках мусульман. Столицей королевства стал теперь Аккон. Власть крестоносцев ограничивалась в основном полосой побережья, которая начиналась чуть севернее Тира и тянулась до Яффы, а на востоке не доходила даже до реки Иордан.

Поскольку Филипп II ранее вернулся во Францию, в войске > воцарилось единоначалие, и его дальнейшие действия против Саладина, а также уважение, которое эти два воина питали друг к другу, составили самый известный эпизод в истории крестовых походов на Святую землю.1

После умело подготовленного броска вдоль побережья (один из его флангов был защищен морем), Ричарддал бой и разбил Саладина под Арсуфом (1191 г.).

Вообще же столкновение это служило апофеозом двухнедельного противостояния турков и крестоносцев, которые 24 августа выступили на юг из недавно освобожденной Акры. Главной целью похода франков служил Иерусалим, дорога к которому лежала со стороны побережья от Яффы.
Почти сразу арьергард, состоявший из французских рыцарей герцога Гуго Бургундского, подвергся атаке мусульман, смешался и был окружен ими, однако Ричарду удалось выручить хвост колонны.

В результате на самые опасные участки — в авангард и в арьергард — он поставил братьев-рыцарей военню-монашеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Связанные строгим уставом и привычные к дисциплине куда больше, чем их светские товарищи, монахи в доспехах больше других годились для выполнения подобных задач.

Хотя крестоносцы вообще, и Ричард в частности, ассоциируются в массовом сознании с кавалерией, король понимал жизненную важность пехоты. Держа в руках щиты, одетые поверх кольчуг в толстые войлочные балахоны, копейщики прикрывали малочисленных рыцарей и особенно их коней на марше, а лучники и арбалетчики компенсировали «огневую мощь» конных лучников противника.

Основная нагрузка в обороне колонны на маршруте легла на пехоту. Насчитывавшая до 10 000 человек, она была разделена примерно надвое так, чтобы конница (всего до 2000 чел.) и обоз находились между двумя эшелонами. Поскольку крестоносцы двигались в южном направлении, правый фланг им прикрывало море. Кроме того, с моря они получали снабжение от крестоносного флота на всем пути там, где береговая линия позволяла кораблям подойти близко к берегу.

Ричард приказал, чтобы оба эшелона ежедневно менялись местами, один день сдерживая наскоки мусульман, а другой — в относительной безопасности шагая вдоль берега.

Саладин располагал не менее чем 30 000 воинов, которые делились в пропорции 2:1 на кавалерию и пехоту. Пехоту его хронисты называют «черной», хотя также описывают как бедуинов «с луками, колчанами и круглыми щитами». Не исключено, что речь может идти о суданских воинах, которых правители Египта часто брали о свои войска как умелых лучников.

Однако не они, а конные лучники представляли источник наибольшей тревоги для крестоносцев. Амбруаз, поэт и крестоносец, так говорит об угрозе го стороны
противника:

«У турок одно преимущество,
служившее источником большого урона для нас. Христиане вооружены тяжело, тогда как сарацины имеют лук, палицу,
меч или копье со стальным наконечником.

Если им приходится уходить, за ними не угнаться — лошади их
столь хороши, что нигде в мире нет подобных, кажется, будто они не скачут, но летят словно ласточки. Они словно жалящие осы: погонишь их — бегут прочь, а повернешься — догоняют».8

Только когда неприятель был дезорганизован потерями и измотан, Ричард давал рыцарям приказ довершить дело сокрушительным броском.

На побережье возле Арсуфа Салах-ад-Дин устроил засаду, а затем организовал мощную атаку на тылы колонны Ричарда I, чтобы вынудить арьергард крестоносцев ввязаться в бой.

Сперва Ричард I> запретил оказывать сопротивление, и колонна упорно продолжала марш. Потом, когда турки совсем осмелели, а давление на арьергард стало совершенно невыносимым, Ричард приказал трубить заранее обусловленный сигнал к атаке.

Хорошо скоординированная контратака застала ни о чем не подозревавших турок врасплох.

Битва кончилась буквально за несколько минут…

Повинуясь приказам >, крестоносцы преодолели искушение броситься преследовать разгромленного противника. Турки потеряли около 7 тысяч человек, остальные обратились в беспорядочное бегство. Потери крестоносцев составили 700 человек.

После этого Салах-ад-Дин ни разу не решался вступать с Ричардом I в открытый бой.6 Турки были вынуждены перейти к обороне, но несогласованность действий не дала крестоносцам развить успех.

В 1192 г. Ричард I> выступил на Иерусалим, по пятам преследуя Салах-ад-Дина, который, отступая, применял тактику выжженной земли — уничтожал все посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда волей-неволей прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска.

Он неохотно отступил к побережью. До конца года происходило множество мелких стычек, в которых Ричард I проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком.

Штабная служба и организация снабжения его армии на порядок превосходили типичные для средневековья. Ричард I предусмотрел даже прачечную службу чтобы одежда была чистой, во избежание распространения эпидемий.6

Оставив надежду взять Иерусалим, 1 сентября 1192 года Ричард подписал договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не возвращен.

Саладин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам.

Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые, само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих.

Этот бесславный мир лег тяжелым обвинением на Ричарда. Современники подозревали его даже в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости…

9 октября 1192 г. Ричард покинул Святую землю

На троне Ричард I Львиное Сердце находился десять лет, но из них провел в Англии не более года. Умер он при осаде одного из французских замков 6 апреля 1199 г., раненный стрелой в плечо…4

Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего крестового похода; крестоносцы бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, вполне бесполезного, которым хотели наградить иерусалимского короля Ги де Лузиньяна.

С уходом Ричарда Львиное Сердце героическая эпоха крестовых походов в Святую землю подошла к концу…1

 

history-paradox.ru

Третий Крестовый поход 1189-1192 гг.

События, приведшие к новому походу

После второго крестового похода на Востоке усилилась власть Салах-ад-дин Юсуфа ибн-Айюба (в Европе его звали Саладин). Он подчинил сначала Дамаск, затем Сирию и Месопотамию. Саладин стал султаном. Основным соперником был король Иерусалимского государства Балдуин IV. Оба правителя избегали генерального сражения друг с другом.

В 1185 году после смерти Балдуина королём становится, женившийся на его сестре, радикал Ги де Лузиньян. Вместе с с Рено де Шатильоном он стремился покончить с Саладином. Рено провоцирует дамасского султана и нападает на обоз с его сестрой. В 1187 году начинает войну. Он захватывает Тивериаду, Акру, Бейрут и другие христианские города. 2 октября 1187 года под натиском его армии падает Иерусалим. Лишь три города (Антиохия, Тир и Триполи) остаются под властью крестоносцев.

Замечание 1

Сообщение о падении Иерусалима всколыхнуло европейцев. К войне с неверными призвал папа Григорий VII.

Состав и цели участников третьего крестового похода

Общей провозглашённой целью нового похода стало возвращение Святой земли Иерусалима в руки христиан. Реально каждый монарх-участник похода стремился добиться своих политических устремлений.

Английский король Ричард I пытался достичь осуществления замыслов отца Генриха II Плантагенета. В его планы входило подчинение Иерусалимского королевства, упрочение власти в Средиземноморье и формирование мировой Анжуйской державы.

Германский император Фридрих I ставил цель укрепить династию Барбароссов. Для этого ему хотелось восстановить границы великой Римской империи. Поэтому Фридрих II стремился усилить влияние в Италии и Сицилии, разгромить Византию.

Французский король Филипп II видел ослабление королевской власти в государстве и пытался исправить ситуацию победоносной войной. Одновременно с повышением престижа он надеялся собрать силы для подавления Плантагенетов.

Не отставал в захватнических планах от своих могущественных союзников сицилийский адмирал Маргаритон.

Пути продвижения к Иерусалиму полководцы избрали следующие:

  • англичане переправлялись через Ла-Манш, соединялись с французами, дальше двигались вместе через Марсель и Геную в Мессину и Тир;
  • немцы планировали вдоль Дуная дойти до полуострова Галлиполи и переправиться в Малую Азию.

Основные события третьего крестового похода

Замечание 2

Новый крестовый поход начали итальянцы. В 1188 адмирал Маргаритон отплыл со своей эскадрой из Пизы и Генуи. В мае 1189 года выступили из города Регенсбурга немцы.

Первыми выступили итальянцы под командованием адмирала Маргаритона, к флоту которого присоединились корабли из Пизы и Генуи (1188). В мае 1189 г. из Регенсбурга отправились немцы. Весной следующего года (март 1190) крестоносцы прибыли в Иконий. 10 июня 1190 года при переправе через реку Салеф утонул король Фридрих I. Немцы были сломлены и вернулись домой. Лишь небольшая группа достигла Акру.

Летом этого же года наконец-то отправились в поход французы и англичане. Ричард переправил свои войска из Марселя на Сицилию. Местного правителя Танкреда ли Лечче поддерживал французский король. Англичане потерпели поражение, и Ричард, захватив по пути остров Кипр, отправился Тир. Здесь уже был Филипп II.

Объединённые силы европейцев и восточных христиан осадили Акру. В июле 1191 года город был захвачен. Филипп II отправился во Францию и начал подготовку к войне с Ричардом I. В это время английскй король пытался освободить Иерусалим. 2 сентября 1192 года Саладин и Ричард подписали мирный договор. Он закрепил следующие положения:

  1. война между христианами и мусульманами прекращалась;
  2. Иерусалим оставался мусульманским, его правителем признавался Саладин;
  3. крестоносцам передавалась прибрежная полоса между городами Тиром и Яффом для развития торговли.

Итоги третьего крестового похода

Официально провозглашённая цель крестоносцами не была достигнута. Им удалось захватить лишь остров Кипр. Отрицательное последствие похода: обострение отношений между европейскими государствами. Положительное последствие – оживление торговли между Западом и Востоком.

spravochnick.ru

Участники Третьего крестового похода, цель, результаты

Крестовые походы как военно-религиозное явление возникли во времена правления римского папы Григория Седьмого и были направлены на освобождение от «неверных» Палестины и Иерусалима, где находился гроб Господень, а также распространение христианства военным путем среди язычников, мусульман, жителей православных государств и еретических движений. В последующие столетия крестовые походы велись преимущественно ради христианизации населения Прибалтики, подавления еретических проявлений в ряде европейских стран или для решения каких-то личных задач лиц, возглавлявших престол в Ватикане.

Всего было девять военных кампаний. К чему стремились основные участники Третьего крестового похода? Таблица приблизительно отражает их притязания в конкретном походе в общих чертах так:

Кто ходил в крестовые походы?

Рядовые участники Третьего крестового похода по своему составу не сильно отличались от контингента, принимавшего участие в подобных действиях ранее. Например, в первом походе принимали участие многочисленные французские вельможи того времени, которые со своими дружинами и примыкавшими к ним монахами и обывателями (были даже дети, готовые идти на «неверных» во имя обещанного папой прощения всех грехов) различными путями пришли в Константинополь и в 1097 году перешли Босфор.

Триста тысяч крестоносцев участвовали в одном из походов

Общее число крестоносцев достигало приблизительно трети миллиона человек. Через два года они с боями достигли Иерусалима, вырезав значительную часть мусульманского населения, проживавшего здесь. Потом рыцари со своими войсками вели войны как с мусульманами, так и с греками, византийцами и др. Они основали несколько христианских государств на территории Ливана, которые контролировали торговлю между Европой, Китаем и Индией до тех пор, пока не были открыты новые пути в азиатские земли через Восточную Русь. Торговлю через русские земли также попытались контролировать с помощью крестоносцев, поэтому сторонники этого военно-религиозного движения дольше всего сохранялись именно в Прибалтике.

Древняя Эдесса как повод для войны

Участники Третьего крестового похода (1147-1149) фактически были задействованы во втором крестовом походе. Это событие также начиналось с прибытия в Константинополь германского короля Конрада со своими войсками в 1147 году. Предпосылками для второй волны военных действий на Священной земле послужило то, что мусульманская цивилизация активизировалась и стала возвращаться на отбитые у нее ранее земли. В частности, была захвачена Эдесса, в Иерусалиме умер король Фульк, имевший также владения во Франции, а его дочь не могла обеспечить должной защиты интересов из-за мятежа вассалов.

Святой Бернард благословлял немцев и французов на поход

Участники третьего крестового похода (фактически второго, в середине 12-го века) готовились не один год. Предполагалось, что за него активно выступит Римский Папа Евгений Третий, который, однако, в то время был ослаблен как авторитет демократическими течениями в Италии (под руководством Арнольда Брешианского). Французский правитель Людовик Седьмой, рыцарь по духу, тоже претерпевал некоторые колебания, пока на поход его не благословил Папа Римский в лице Святого Бернарда, который прочитал проповедь о необходимости освобождения Гроба Господня в 1146 году, вдохновив население средней и южной Франции. Участники 3 крестового похода (историки считают его вторым) вышли из Франции общим числом около 70 тысяч человек, к которым по пути присоединилось столько же людей из паломников. Годом позже Святой Бернард вызвал такую же волну народного движения среди германского населения, когда прибыл с визитом к королю Конраду.

Переправившись через Босфор, германцы короля Конрада столкнулись с таким сопротивлением сельджуков, что не смогли пройти вглубь страны и, в конце концов, вернулись на родину (в том числе Конрад и король Людвиг Седьмой). Французы же пошли вдоль берегов Малой Азии, и наиболее знатные из них приплыли в Сирию в 1148 году. Сухопутные войска почти в полном составе погибли во время перехода. Эдесса, отбитая крестоносцами у «неверных», была опять отвоевана мусульманами, Нур ад Дин захватил земли рядом с Антиохией, курды под предводительством Ширку захватили Египет, в котором воцарился впоследствии знаменитый Саладин, подчинивший себе также мусульманскую Сирию, Дамаск и часть Месопотамии.

Обострение отношений на Востоке после смерти Балдуина Четвертого

В те годы в Иерусалиме правил тяжело больной проказой Балдуин Четвертый, который был хорошим дипломатом и удачно поддерживал нейтралитет между Иерусалимом и Дамаском. Однако после его смерти некто Ги де Лузиньян сочетался браком с сестрой Балдуина, провозгласил себе королем Иерусалима и стал провоцировать Саладина на военные действия, в которых последний более чем преуспел, отвоевав у крестоносцев почти все земли.

Военные успехи Саладина привели к тому, что в Европе появились потенциальные участники третьего крестового похода, которые захотели ему отомстить. Новую военную операцию на востоке с благословления Папы Римского возглавили Фридрих Барбаросса, король Филипп Август Второй (французский) и Ричард Львиное Сердце – король Англии того времени. Стоит отметить, что Филипп и Ричард явно недолюбливали друг друга. Это было обусловлено тем, что Филипп был мастером интриг (в том числе с братом Ричарда, Иоанном Безземельным, который руководил Англией в отсутствие основного правителя), что не отличало его английского противника. Последний, впрочем, многое терпел, не пуская в ход военную силу своего государства.

Фридрих Барбаросса был осторожным военачальником

Такие отношения имели между собой главы государств – участники Третьего крестового похода. Фридрих Первый, как полагают некоторые историки, был далек от подобных склок и готовился к своему предприятию на Востоке очень тщательно. Есть некоторые данные, что он перед походом провел переговоры и с Византией, и с иконийским султаном, и, возможно, с самим султаном Саладином. По договору с византийским императором участники 3 крестового похода получали свободный проход через земли и поставку провианта по заранее установленным ценам. Венгерский король Бэла, не участвовавший в походе, провел армию Барбароссы через свою территорию оптимальным путем. Но во время пути на германцев начали нападать шайки разбойников. В число крестоносцев стали входить местные жители, недовольные своими правителями, что увеличило число боевых столкновений.

С какими трудностями столкнулись германские участники Третьего крестового похода? Фридрих 1 не учел, что после переправы Босфора в марте 1190 года его уже истощенным войскам придется идти по Малой Азии, ранее опустошенной войнами с сельджуками, где они будут испытывать проблемы с вьючными животными и провиантом. Король Германии одержал крупную победу при Иконии, но в Киликии, при переходе через горную речку Салеф, Фридрих захлебнулся и погиб. Это разрушило успех всего предприятия, так как часть крестоносцев вынуждена была вернуться в Европу морским путем, а часть, дошедшая до Агры (основной цели похода) под руководством герцога Швабского участвовала в сражениях вместе с остальными христианами.

Ричард и Филипп пошли морским путем

Другие высокопоставленные участники Третьего крестового похода (1189-1192) прибыли для осады Агры со своими войсками весной 1190 года. По пути Ричарду удалось захватить Кипр. А вот Агра, преимущественно из-за противоречий между Ричардом и Филиппом, продержалась до лета 1191, почти два года. Часть французских рыцарей после этого отплыла на родину под руководством своего короля. Но некоторые, вроде Генриха Шампанского, Гуго Бургундского и др. остались воевать в Сирии, где нанесли поражение Саладину при Арсуфе, но не смогли вернуть Иерусалим. В сентябре 1192 г. участники Третьего крестового похода подписали с султаном мирный договор, по которому христиане могли только посещать Священный город. Ричард Львиное сердце после этого вернулся на родину. Приблизительно в этот же период появился тевтонский рыцарский орден, который получился путем преобразования немецкого госпитального братства Св. Марии, организованного в период нашествия на Восток.

Результаты крестовых походов

Какие результаты имели государства-участники Третьего крестового похода? Таблица показывает, что европейцы и народы Востока, скорее, больше потеряли от этих исторических событий. Но стоит отметить, что Крестовые походы в качестве результата имели не только гибель большого количества людей, ослабление средневековых форм правления, но и способствовали сближению между собой классов, различных национальностей и народов, содействовали развитию мореплавания и торговли, распространению христианства, взаимному проникновению культурных ценностей Востока и Запада.

fb.ru

Третий Крестовый Поход





Тем не менее, церковнослужители и монахи увернулись от участия в христианском походе. Все же в этот раз к организации крестового похода подошли более благоразумно, дабы исключить весь тот сброд, что был угнетающей обузой при двух предыдущих походах, было введено ограничение цензом. В подготовленные третьего похода организаторы были столь осмотрительны и осторожны. К венгерскому королю, императору Греции, и к сельджукскому султану Кылыч-Арслану, что с враждой смотрел на могущество Саладина, были отправлены посольства. Саладина также осчастливили визитом послов, однако после того, как он отверг предложенный ультиматум, ему объявили войну. Становится понятно, что о грубом и хаотичном военном беспорядке, как во время первого похода, тут и речи не может быть, форма государственных отношений делается более приличной.
Теперь не составляло трудности организовать управление империей в отсутствие императора: он передал всю власть сыну Генриху, вернувшемуся из Италии. Только вот стечения обстоятельств вызвали у императора подозрения: Генрих Лев совсем недавно возвратился с туманного Альбиона в Германию, но все же воздержался от предложения поучаствовать в походе. В связи с этим надо было бы принять меры безопасности и обезопасить свое королевство от стараний захватить власть в отсутствие Фридриха. В апреле 1189 году на рейхстаге всеми единогласно было решено «еще на три года» выслать неугомонного принца с отчизны. Под конец апреля с Регенсбурга, что был для всех участников похода сборным пунктом, в путь тронулось множество вооруженных паломников. Впереди огромной армии выступало войско, состоявшее со ста тысяч рыцарей, надежно вооруженных, благоразумно предугадываемых. Крестоносцы решили пойти по стопам Готфрида, и они пустились вниз по Дунай реке.

 

Герои Третьего Крестового Похода

В Крестовом походе участвовали практически рыцари и знатные феодалы западноевропейских государств. А вот бедняки были изначально не допущены к участию в походу. При формировании войска, император Фридрих приказывал беднякам выдать по 3 марки. Те, у кого такой сумы не было, не допускались к крестовому походу, ведь малопригодный к борьбе народ отягощал полк, и только путался под ногами. Активное участие в Третьем походе играли и феодальные страны.
Ричард Львиное Сердце навсегда оставил о себе память в заморских краях. Арабы называли его Малик Рид, то есть Царь Ричард. Почти до XIX арабские женщины страшили своих расплакавшихся детей Маликом Ридом.

События Третьего Крестового Похода

Совсем юный курд Юсуф ибн Айюб завладел Египтом и принял титул султана, вместе с тронным именем: ал-Малик ан-Насир Салах-ад-Дин. Иными словами его звали Победоносный король, Заступник Веры, однако европейцы называли его Саладином. Он сумел расширить свои имения до Сирии и Палестины, как предусмотрительный дипломат и талантливый военачальник Саладин принимается за планомерное наступление на Иерусалим. 1187 год ознаменовался, проигрышем крестоносцев, Саладин разбил их войско и вступил в Иерусалимское королевство. Европа еще долго была в шоковом состоянии. Папа римский обнародовал крестовый поход и призвал к прекращению всех христианских войн. Ведь во главе Третьего христианского похода стояли два соперника: король Франции Филипп II Август и король Англии Ричард Львиное Сердце. Самодержцы не прекращали между собой ссориться. Каждый из королей преследовал свои цели. Вот примером Филипп, он повиновался только требованиям папы римского, и беспокоился о своем королевстве даже больше чем об Иерусалиме, Ричард же размечтался о славе больше, чем о спасении Гроба Господнего.
Отвоевать Иерусалимское королевство крестоносцам так и не удалось, поэтому третий Крестный поход не принес желаемого результата.

Итоги Третьего Крестового Похода

Третий крестовый поход завершился не так, как ожидала Европа, хотя в этом нет ничего странного. Ведь с самого начала, этот поход являлся завоевательным делом, и его руководящая роль относилась к государственной власти. Ни для кого, со всех трех военачальников, крестовый поход религиозного характера не имел более или менее существенного значения. Жадность, ненависть, желание поживиться, привели крестоносцев к поражению.




20.11.2018

listatel.ru

Цель Третьего крестового похода. Цели 3-го крестового похода и результаты

В 2011 году Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый извинился за Крестовые походы. И действительно, трудно представить нечто более неестественное, чем война во имя Христа, в основе учения которого лежит принцип непротивления злу насилием. Однако, как отмечают историки, религиозные мотивы были далеко не главными в ряду причин, заставивших, например, четырех могущественных европейских монархов отправиться отвоевывать у арабов Иерусалим в 1189-м. Так какими же были цели Третьего крестового похода? Чем и когда он закончился?

Предшествующие события

В 1183 году один из величайших лидеров мусульманского мира того времени — Саладин — завоевал важные в стратегическом плане города Халеб и Мосул. Это означало, что на Ближнем Востоке появилась могучая сила, которая представляла огромную угрозу для христианских государств. Однако властители крестоносских княжеств были заняты междоусобными конфликтами и интригами и не заметили, что со всех сторон окружены единственным, а потому очень сильным противником с огромной армией. При этом они не переставали предпринимать враждебные вылазки по отношению к мусульманам. В частности, однажды рыцарь Рено де Шатильон, который занимался грабежом караванов, шедших из Египта, нанес личное оскорбление Саладину, изнасиловав его сестру, отправлявшуюся к своему жениху. За это преступление он не понес достойного наказания со стороны иерусалимского короля Балдуина Четвертого, что дало повод мусульманам начать войну, важнейшее сражение которой — битва при Хатинне — состоялось в 1187-м году и закончилось поражением христиан. Более того, их главные военные организации — ордена тамплиеров и госпитальеров — были уничтожены сарацинами, и защищать Иерусалим стало просто некому. В результате в сентябре 1187-го город был сдан жителями на милость Саладину, который, однако, проявил невиданный по тем временам гуманизм, отпустив всех горожан, включая воинов, за небольшой выкуп.

Подготовка и цель 3 крестового похода (кратко)

Вести об этих событиях достигли Европы лишь несколько месяцев спустя. Римский папа просто не мог не призвать к оружию “христово воинство” и вскоре объявил католикам всего мира цель Третьего крестового похода, заключающуюся в том, чтобы вернуть Иерусалим и наказать сарацин.

Однако у каждого из трех монархов, изъявивших желание отправиться сражаться “во славу Христа”, были свои мотивы. Так, главная цель 3 крестового похода виделась Ричарду Львиное сердце, совсем недавно вступившему на английский престол, как возможность прославить себя героическими подвигами и снискать славу великого воина. Что касается короля Франции Филиппа Второго и германского императора Фридриха Первого, то они надеялись таким образом упрочить свою власть внутри собственных государств, избавившись от неугодных рыцарей, а также усилить влияние на мировой политической арене. Таким образом, никакого единства между христианскими вождями не было, и каждый из них предпочитал действовать самостоятельно. Поэтому, рассказывая про ход и цель Третьего крестового похода (1189-1192 гг.), следует рассматривать маневры английских, германских и французских войск, а также действия их полководцев по-отдельности.

Выступление Ричарда Львиное Сердце и Филиппа Второго

Перед отправкой в Палестину англичанам удалось собрать значительно больше средств, чем остальным странам-участникам вместе взятым. Дело в том, что многие английские ростовщики считали, что цель Третьего крестового похода — это быстрое обогащение короля за счет ценностей, которые можно было бы отобрать в случае победы у мусульман и евреев, и поэтому они с удовольствием снабжали деньгами Ричарда, беря в залог королевские земли. Когда был издан приказ выступать, войска были погружены на корабли и отправились в Святую землю морем. Сам же король направился в Италию, встретившись по пути с французским монархом. Так как свита Ричарда и войско Филиппа двигались достаточно медленно, то они прибыли на Сицилию только осенью, и армии крестоносцев пришлось стать на квартиры и ждать весны. Во время вынужденного простоя английский король успел заочно поссориться с германским императором, а французский отбыл в Палестину в марте без союзников, так как ему донесли, что положение местных христиан еще более ухудшилось.

Захват Кипра

Король Ричард отправился в поход в апреле 1191 года. Однако по пути ему пришлось захватить Кипр, так как местный правитель взял в плен его невесту Беренгарию Наваррскую. У англичан не было достаточно сил, чтобы долгое время удерживать остров. Кроме того, цель Третьего крестового похода была совсем иной, поэтому они его продали вовремя появившемуся Ги де Лузиньяну. Последний на тот момент считался титулярным королем Иерусалима, захваченного Саладином, и ему, таким образом, удалось не только получить во владение за смешные деньги такой лакомый кусок, как Кипр, но и уговорить Ричарда принять участие в осаде Акры, где уже находились войска Филиппа. Это никак не отвечало истиной цели Третьего крестового похода, но было выгодно лично Лузиньяну.

Выступление Фридриха Барбароссы

Историки считают, что цели Третьего крестового похода, участники которого были раздираемы внутренними противоречиями, были бы достигнуты, если бы ими руководил германский император. Дело в том, что Фридрих Барбаросса на тот момент был старше и опытнее двух других монархов. Он основательно подготовился к своему выступлению, заключив договор с Византийским императором, в котором даже указывались такие подробности, как доставка продовольствия германским крестоносцам по заранее оговоренным ценам. В то же время Фридрих начал двойную игру и стал вести переговоры с сербами и болгарами, готовыми восстать против Византии и признать его власть в обмен на некоторые привилегии. Таким образом, хотя изначально цель Третьего крестового похода была обозначена как освобождение Иерусалима, германский император некоторое время даже сомневался, а не начать ли войну с Византией за господство на Балканах.

Гибель Барбароссы

Как бы то ни было, в конце марта 1191 года началась переправа германских войск через Босфор. Далее их путь проходил по территориям Малой Азии, занятой турками-сельджуками, которые часто нападали и ослабляли армию крестоносцев. Чтобы наказать их, было дано сражение под городом Икония, после которого германское войско получило большую контрибуцию провиантом и фуражом. Наконец, немецкая армия вступила на территорию Киликийского армянского царства, которое традиционно дружественно относилось к крестоносцам. Однако 9 июня во время переправы через бурную реку Каликадн (Селиф) пожилой император упал с коня в воду в тяжелых доспехах и утонул. Весть об этом событии несказанно обрадовала Саладина, который понимал, что теперь цель 3 крестового похода христианами вряд ли будет достигнута. После смерти Фридриха большая часть его войска вернулась домой, а небольшой отряд отправился в Акру, где, однако, ничем не проявил себя.

Осада Акры и битва при Арсуфе

Как соглашается большинство историков, на вопрос о том, какова была изначальная цель Третьего крестового похода, ответ может быть один — осада Иерусалима. Однако современному человеку трудно понять, почему, вместо того чтобы направляться в Святой город, войска христианских королей три долгих года осаждали Акру, не имеющую никакого стратегического значения. Причем за это время они основательно перессорились, и после захвата города в Сирии остался только английский король Ричард с войском, несколько влиятельных герцогов из разных стран со своими отрядами, а также рыцари тамплиеры и госпитальеры. Эти остатки армии крестоносцев совершили переход до Арсуфа и 7 сентября разгромили войско сарацин. Далее они направились к Иерусалиму, причем Ричард чувствовал, что не готов продолжать войну, и попросил Саладина о перемирии. Однако владыка мусульман ответил ему отказом, понимая, что никогда уже не будет достигнута цель Третьего крестового похода, 1096-1099 годы христианам не возвратить, и они не смогут возродить основанное тогда Иерусалимское королевство.

Завершение войны

Вернувшись во Францию, король Филипп стал всяческий мстить Ричарду за все оскорбления, которые тот ему нанес во время похода. Почувствовав, что трон под ним может зашататься, английский монарх заключил унизительный мир на условиях Саладина и отправился домой, оставив Иерусалим в руках мусульман.

Таким образом, все усилия христианского мира вернуться на святую землю оказались напрасны, и огромные человеческие жертвы ни к чему не привели. Ниже представлена таблица, по которой можно отследить основные моменты рассматриваемых нами событий.

ГодСобытие
1188В Европе узнают о захвате Иерусалима сарацинами
1189Фридрих Барбаросса выступает в поход
1190Ричард Первый и Филипп Второй выступают в поход, погибает Фридрих Барбаросса
1190Филипп Второй прибывает в Сирию, Ричард Первый захватывает Кипр
1191Ричард Первый и Филипп Второй осаждают и захватывают Акру
1191Завершение Третьего крестового похода

Итак, на вопрос о том, какой была цель Третьего крестового похода, ответ таков: захват Иерусалима. Кроме того, теперь вам известны некоторые факты, объясняющие, почему она не была достигнута.

fb.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о