Тест по истории Средневековье 10 класс
Тест по истории Средневековье Возрождение для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 15 заданий.
1 вариант
1. Итоги развития Европы в Средние века
1) возникновение суда присяжных
2) отказ от христианства
3) складывание европейской общности
4) упадок строительства и городов
5) утверждение авторитарного типа правления в большинстве государств
2. Средневековая европейская цивилизация была преимущественно
1) промышленной
2) ремесленной
3) мелкотоварной
4) аграрной
3. В основе Крестовых походов лежала идея
1) защиты христианского мира от неверных
2) уничтожения всех иноверцев
3) захвата всего мира
4) объединения мира в единое государство
4. Начиная с XII в. в Европе формируются государства, в которых
1) укрепилась политическая раздробленность
2) власть короля ограничивалась сословным представительством
4) была упразднена монархия
5. Особенность, определившая развитие Византии в Средние века
1) её связи с Древним Римом оборвались ещё в Античности
2) в ней была слаба роль церкви
3) она была прямой наследницей Древнего Рима
4) она была полностью разгромлена варварами
6. Установите соответствие между событием и датой.
Событие
А) Изгнание арабов из Испании, окончание Реконкисты
Б) Раскол христианской церкви на западную и восточную
В) Захват Константинополя турками, падение Византии
Дата
1) 1054 г.
2) 1204 г.
3) 1453 г.
4) 1492 г.
7. Шиизм — это течение в исламе, представители которого
1) считают халифов, правивших после Мухаммеда, святыми
2) почитают Коран и дополнения к нему
3) почитают только Коран
4) призывают к активным завоеваниям
8.
Стабильность жизни индийцев при всех политических переменах обеспечивалась1) наличием сильного государства
2) благоприятными природными условиями
3) деспотической властью
4) существованием общины
9. Император в Японии
1) был фигурой ритуальной, олицетворявшей страну
2) являлся носителем реальной высшей власти
3) командовал армией
4) обладал властью только в столице
10. Особое значение в мусульманской культуре имело искусство
1) миниатюры
2) скульптуры
3) каллиграфии
4) иконописи
11. Предпосылки Возрождения
1) географические открытия, расширение кругозора людей
2) рост светских настроений среди горожан
3) усиление роли церкви в жизни общества
4) распространение аскетической морали
5) пробуждение личной инициативы
6) сохранение в Италии памятников античной культуры
12. Установите соответствие между деятелем Возрождения и его вкладом в искусство.
Деятель Возрождения
А) Франческо Петрарка
Б) Питер Брейгель Старш
В) Леонардо да Винчи
Вклад в искусство
1) Изобретатель техники масляной живописи
2) Основоположник пейзажа как жанра живописи
3) Родоначальник гуманизма
4) Автор фрески «Тайная вечеря»
13. Особенности византийского феодализма
1) получение земли феодалами в собственность
2) отсутствие крупных городов
3) император — верховный собственник земли
4) существование системы титулов, передаваемых по наследству
5) отсутствие иерархической сеньориально-феодальной системы
14. Одной из особенностей развития Китая в Средние века был(а)
1) мобильность членов общества, возможность менять свой социальный статус
2) отказ от традиционных устоев существования общества
3) жёсткая и дифференцированная административно-бюрократическая система
4) отказ от идеи сильного государства
15. Дайте определение понятию
1) феодализм
2) гуманизм
2 вариант
1. Итоги развития Европы в Средние века
1) сближение с Востоком
2) создание университетов
3) возникновение сословного представительства
4) перенаселение Европы
5) отказ от частной собственности
2. Важный признак феодального общества
1) развитие индивидуализма
2) неграмотность
3) его независимость от государства
4) корпоративность
3. Важнейший итог Столетней войны между Англией и Францией
1) разорение и упадок территории Англии
2) оформление их как национальных государств
3) объединение территорий обоих государств
4) усиление Германии, вызванное ослаблением Англии и Франции
4. Вслед за распадом раннефеодальных государств в Европе
1) установилась политическая раздробленность
2) возникли абсолютные монархии
4) установилась власть арабов
5. Особенность, определившая развитие Византии в Средние века
1) преобладание языческих культов среди народов, её населявших
2) полный разгром варварами в начале Средневековья
3) её существование было неразрывно связано с христианской религией
4) её связи с Древним Римом оборвались ещё в эпоху Античности
6. Установите соответствие между событием и датой.
Событие
А) Возникновение ислама
Б) Установление в Японии сёгуната
В) Начало китайского Средневековья
Дата
1) III в.
2) V в.
3) VII в.
4) XII в.
7. Суннизм — это течение в исламской религии, представители которого
1) почитают Коран и дополнения к нему
2) считают, что наследниками Мухаммеда могут быть только его прямые потомки
3) выступают против завоеваний
4) почитают только Коран
8.
Устойчивость и традиционность индийского общества обеспечивалась1) существованием сильного государства
2) наличием варно-кастовой системы
3) отсталостью в хозяйственном развитии
4) распространением единой для всех религии
9. Чиновником в средневековом Китае можно было стать
1) имея аристократическое происхождение
2) одержав победу в битве
3) купив должность
4) получив образование и сдав экзамены
10. Особая роль в культуре Византии принадлежала искусству
1) миниатюры
2) скульптуры
3) иконописи
4) каллиграфии
11. Принципы гуманизма
1) возрождение нравственных норм и культуры античного мира
2) осознание невозможности рационального познания
3) утверждение о возможности обрести счастье в Царствии Божьем
4) сохранение традиций церковно-феодальной культуры
5) утверждение идеала свободного человека-творца
6) провозглашение красоты мира и человека
12. Установите соответствие между деятелем Возрождения и его вкладом в искусство.
Деятель Возрождения
А) Ван Эйк
Б) Мазаччо
В) Микеланджело
Вклад в искусство
1) Основоположник реалистического искусства Возрождения
2) Автор росписей Сикстинской капеллы
3) Первооткрыватель законов перспективы
4) Автор полиптиха «Гентский алтарь»
13. Особенности византийского феодализма
1) феодалы владели не землей, а правом сбора налогов на этой территории
2) собственниками земли были крупные чиновники
3) император не был собственником земли
4) существовало множество городов, подчинённых центральной власти
5) феодалы зависели от сеньора, который давал им землю в пользование
14. Характерная черта политической истории средневековой Индии
1) отсутствие крупных государственных образований
2) завоевание её территории монголами
3) существование единого сильного централизованного государства
15. Дайте определение понятию
1) феод
2) Возрождение
Ответы на тест по истории Средневековье Возрождение
1 вариант
1. 13
2. 4
3. 1
4. 2
5. 3
6.
А-4
Б-1
В-3
7. 3
8. 4
9. 1
10. 3
11. 256
12.
А-3
Б-2
В-4
13.35
14. 3
2 вариант
1. 23
2. 4
3. 2
4. 1
5. 3
6.
А-3
Б-4
В-1
7. 1
8. 2
9. 3
10. 4
11. 156
12.
А-4
Б-1
В-2
13. 14
14. 4
testschool.ru
Trojden | Индия в Средние века: Уколова В. И.
1. Вехи истории. Индийское Средневековье начинается с империи Гуптов, пришедшей на смену Кушанской. Империя Гуптов существовала на Севере Индии с IV по VI в. В Европе это время распада Западной Римской империи и возникновения первых варварских королевств. Таким образом, условная нижняя граница индийского Средневековья совпадает с началом западноевропейского Средневековья.
Гупты объединили многочисленные княжества, создав своеобразную систему, при которой воины и чиновники получали право на долю налогового сбора с пожалованного участка земли, на выплаты из казны. При Гуптах наметилось возрождение брахманизма, расцвела литература, вершиной которой было творчество поэта и драматурга Калидасы. В VI в. Гуптская империя пала под натиском кочевников-гуннов и гурджаров, вовлечённых в процесс Великого переселения народов.
VII—XII вв. — время существования многочисленных государств в Северной Индии. В результате слияния пришлых воинственных племён с местным населением образовалась новая этнополитическая общность — раджпуты. Они создали около 20 государств, соперничавших друг с другом. Эти государства были объединены в VIII в. Государство раджпутов вело борьбу с другими индийскими княжествами за земли в центральной части Северной Индии и междуречье Ганга и Джамны, которые были колыбелью индийской цивилизации.
На рубеже X—XI вв. в Северную Индию из Центральной Азии и Афганистана вторглись мусульманские войска под командованием Махмуда Газневи. Он разграбил Северную Индию и присоединил эти земли к государству Газневидов.
Центральные районы полуострова Индостан и юг Индии, населённый дравидскими племенами, отставали в своём развитии от Севера. Однако и тут сложились княжества, правители которых вели непрерывную междоусобную борьбу. Попытки создать объединённые крупные государства были кратковременными и не имели устойчивого успеха.
В начале XIII в. мусульманские нашествия завершились созданием в Северной Индии самостоятельного государства — Делийского султаната. За триста лет его существования сменилось пять династий. Государственной религией в султанате был ислам, в его суннитском истолковании. Центральная администрация опиралась на государственную собственность на землю. Высшая власть принадлежала султану. Покорённые индийские князья вынуждены были выплачивать дань султану, а их владения и владения раджпутских воинов меняли свой характер в соответствии с исламскими принципами землепользования.
Бабур в саду. Индийская миниатюра XVI в.
В 1398 г. в Северную Индию вторглись войска завоевателя Тимура (Тамерлана), правителя могучего государства со столицей в Самарканде. Представители двух последних династий Делийского султаната являлись, по существу, ставленниками тимуридов. Конец их господству и существованию Делийского султаната был положен в XVI в. Бабуром, тюрко-монгольским правителем Ферганы и Кабула. Он разгромил армию последнего делийского султана и основал государство, получившее название империи Великих Моголов.
В последние десятилетия существования Делийского султаната началось проникновение европейцев в Индию, сопровождавшееся захватом земель. Португальцы овладели Гоа и сделали его форпостом распространения своего влияния на полуострове Индостан.
В Южной Индии в XIV—XVI вв. наиболее крупными были исламское государство Бахмани и индусское государство Виджаянагар. В 1469—1472 гг. государство Бахмани посетил тверской купец Афанасий Никитин, оставивший его описание в сочинении «Хождение за три моря».
2. Социополитическое устройство. В истории средневековой Индии чередовались длительные периоды государственной раздробленности и более короткие периоды централизации. Это обусловило наличие в индийских государствах двух форм управления и двух типов политической администрации.
С одной стороны, постоянно существовали неустойчивые государственные образования типа княжеств, обладавшие разной степенью автономии. Правитель княжества — раджа — обладал наследственной властью и был главным распорядителем общественного богатства. Верхи жили за счёт ренты-налога, взимаемого с населения, основная часть которой шла в казну правителя. Князь давал своим воинам за службу наделы земли, не имевшие наследственного статуса, но предоставлявшие его владельцу право взимать определённые налоги для себя. Владелец надела мог передать своему наследнику не землю, а свою службу, свою должность, земля же к такой передаче прилагалась.
С другой стороны, в крупных централизованных государствах собственность на всю землю номинально принадлежала верховному правителю. Однако в его непосредственном распоряжении были только собственно государственные земли. Они делились на наместничества, глав которых назначал верховный правитель. Как правило, это были его родственники, прежде всего наследник и сыновья. Положение наместников было подобным положению раджи, однако главное отличие заключалось в том, что наместник являлся назначаемым и сменяемым чиновником, отвечавшим перед правителем. Он был частью бюрократического аппарата и не имел прав власти-собственности, которые принадлежали правителю.
Тем не менее оба типа политической организации нередко оказывались взаимозаменяемыми, что приводило к слабости административной системы. Недавнее маленькое княжество за счёт захватов могло трансформироваться в крупное государство, в котором завоёванные земли сохраняли властную автономию. Земли, где не было устойчивой традиции наследственной власти, в крупном государстве становились наместничествами, попадали под управление центра. Имел место и обратный процесс — крупные, но обладавшие малой степенью централизации государства по тем или иным причинам распадались на отдельные части, при этом самостоятельными становились не только княжества, но и наместничества, обретавшие статус княжества. Всё это привело к тому, что средневековая Индия домусульманского периода не знала чётко сформированной и действенной административно-бюрократической традиции.
Мусульманское завоевание изменило ситуацию. Ислам, для которого характерно единство религии и политики, декларировал абсолютную власть правителя. От имени Аллаха правитель распоряжался землёй и богатством государства. Султан раздавал своим воинам, чиновникам, духовным лицам наделы из земель, принадлежавших казне. Такие наделы назывались икта. В основном их держателями были мусульмане, но среди них встречались и раджпуты. Икта не была наследственным наделом, государство могло заменить его жалованьем, но это встречало сопротивление и порождало выступления против центральной власти.
Власть имела разветвлённый административно-управленческий аппарат, во главе которого, как и в других исламских государствах, стоял великий вазир (визирь). Ему подчинялись управляющие ведомства, военное, финансовое и др. Суд вершили представители исламского духовенства, но в ходу было и обычное индуистское право. Наместники являлись проводниками центральной власти на местах. Таким образом, вся система управления приобрела более оформленный и жёсткий характер.
Индия и Дальний Восток в Средние века
3. Касты и община. Важнейшей особенностью жизни Индии в Средние века было сохранение варново-кастовой системы, возникновение которой восходило к эпохе Вед. Варны составляли костяк этой
системы, однако дифференциация внутри варн привела к появлению многочисленных каст — замкнутых групп людей, принадлежность к которым определялась наследственными занятиями, профессией, выполнением специфических социальных функций. Касты образовывали сложную иерархическую систему. Существование её было освящено индуизмом — самой распространённой религией в Индии. Общение между кастами было обусловлено множеством ограничений, которые предписывалось неукоснительно соблюдать. Самое низкое положение занимали касты неприкасаемых. К ним принадлежали люди, занимавшиеся «нечистыми» работами — уборкой мусора, обработкой кож и т. п. Представителям других каст было строго запрещено общаться с ними.
Жизнь индийцев регулировалась кастовыми принципами: они сохраняли стабильность в жизни низших общественных слоёв, относительную независимость от центральной власти. Эти принципы, строго определявшие, что должен делать каждый человек, зная своё место, права и обязанности, делали индийскую общину саморегулирующейся.
Наиболее высокое положение в общине занимали земледельцы, владевшие земельными наделами и имевшие наследственное право на них. Зажиточные землевладельцы-общинники нанимали для обработки своих участков представителей каст неприкасаемых за мизерную оплату. Распределение в общине было тоже строго регламентированным: каждый получал ту долю общественного продукта, которая причиталась ему в соответствии с кастовой принадлежностью.
Существование варново-кастового строя в значительной мере изолировало общину от политических изменений, в которых были задействованы верхи общества, в частности от вооружённой борьбы за власть. Этим объясняется то, что в средневековой Индии не было крупных волнений, подобных, например, крестьянским восстаниям в Китае. Варново-кастовая система обеспечивала устойчивость и традиционность индийского общества.
В городах общинно-кастовая система была ещё более жёсткой. Общины здесь, как правило, формировались одной кастой, определявшейся профессиональной принадлежностью её членов. Существовали касты ремесленников — оружейников, гончаров, ткачей, красильщиков и др.
В средневековой Индии было много процветающих городов с большим населением. Творения ремесленников высоко ценились в других странах. Индийские города и государства имели разветвлённые торговые связи со странами Востока. Индийские товары достигали и Европы, где в основном считались предметами роскоши, — изысканные ткани, ювелирные изделия, пряности.
Мать и дитя. Индийская скульптура. X в.
4. Религия и культура. В средневековой Индии исключительно важной была роль религии, которая во многом определяла социальную структуру общества, формировала мироощущение людей. Однако в религиозной сфере не было единообразия. С первых веков н. э. начался процесс ослабления влияния буддизма, уступившего позиции традиционной религии — индуизму, который тоже не был единообразным: в нём существовало много направлений и сект. Огромное количество богов в индуистском пантеоне предоставляло широкий выбор для предпочтения того или иного культа. Однако едиными для всех индуистов были установления дхармы и ахимсы, которые вошли и в буддизм. Дхарма, закон, обязанность, истина, добродетель, предписывала неуклонное соблюдение установленных богами принципов отношений между людьми, безусловного подчинения низших каст высшим; сохранение образа жизни, культов и обычаев, изначально определённых для каждой касты. Соблюдение дхармы считалось добродетелью, нарушение — грехом. Ахимса, запрет на причинение боли живым существам, также возводилась в ранг долга, который обязан был исполнять каждый индус. Ахимса была связана с представлениями о переселении душ. Индуистская религия делала индийское общество особенно устойчивым к социальным переменам, питала его традиционализм.
С XII в. начинает распространяться движение Бхакти, зародившееся в Южной Индии. Его сторонники отрицали божественное происхождение варново-кастовой системы. В индийских городах часть ремесленников и торговцев исповедовала джайнизм.
Когда Северная Индия была завоёвана мусульманами, возникли попытки соединить традиционные индуистские верования с исламом.
Мнение учёного
Конечный результат этого исламского вторжения, охватившего полностью весь средневековый период, довольно поучителен. Приверженцы индуизма, не обратившиеся в новую веру, были обязаны пла-
тить более или менее обременительный налог, известный под названием джизьи, но постепенно восторжествовали старые порядки. Индуизм, по-видимому, не подвергся влиянию догматов ислама или пяти способов его исповедания, т. е. тех принципиальных конфессиональных положений, благодаря которым ислам стал наиболее чётко выраженной и декларативной из всех мировых религий. С другой стороны, ислам оказался втянут в неизбежный процесс ассимиляции культуры Южной Азии, который выразился в серии небольших видоизменений, ставших очевидными уже к концу средневекового периода… Они включают в себя принятие кастовой иерархии и ограничений, создающих целую гамму различий между теми людьми, которые считаются «чистыми», и теми, кто попал в разряд «нечистых»; признание института наставников, подобных гуру и обладающих большой духовной силой, и института нищенствующих подвижников, напоминающих йогов или святых (садху)… особые техники медитации…
Д. Найп
Каков был результат взаимодействия ислама и индуизма? Подумайте, почему он был именно таким.
Своеобразный синтез мусульманских и индуистских элементов был осуществлён в XVI в. в религии сикхизма. Сикхи признавали существование единого неперсонифицированного бога, отрицали касты и племенные культы. Сикхи активно боролись против существующих порядков и империи Великих Моголов. Эта борьба завершилась созданием собственного сикхского государства.
Со времени утверждения мусульманского владычества в Северной Индии появился особый стиль исламской архитектуры. Замечательным её памятником является Кутб-Минар (Башня Победы), высота которого составляет 87 м.
История средневековой Индии — это история взаимопроникновения и переплетения различных этносов, культур и религий, образовавших живое единство индийской цивилизации.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: раджпуты, раджа, каста, варно-кастовый строй, индуизм, дхарма, ахимса, сикхизм.
1. Проанализируйте политическую историю средневековой Индии. Какая особенность прослеживается? Наблюдалась ли она в древности?
2. По карте (с. 156) проследите изменения территории Делийского султаната.
3. Выделите факторы, которые обеспечивали стабильность и традиционность индийского общества. Объясните роль каждого фактора.
4. Что такое индийская община? Приведите примеры уже изученных вами древних и средневековых государств, где община играла большую роль. Как вы думаете, почему?
5. Какую роль играл индуизм в индийском обществе? Согласны ли вы с мнением историка Ф. Броделя: «Индуизм — это нечто большее, чем религия или социальный порядок, это квинтэссенция индийской цивилизации». Аргументируйте своё мнение.
1. Какова была религиозная ситуация в Древней Индии? Изменилась ли она к Средневековью? Почему в Индии не утвердилась единая религия?
2. Сравните типы политической организации индийских государств Средневековья. Выявите их сходство и различия.
3. Какие достижения индийской средневековой цивилизации привлекали европейцев настолько, что в конце XIV в. они стали искать туда морской путь?
4. Подберите в Интернете иллюстрации произведений искусства средневековой Индии, доказывающие мысль о том, что «это искусство находилось под мусульманским и индийским влиянием». Обоснуйте свой выбор.
Эхо эпохи
Сюан Цзан (китайский путешественник VII в.)
«Описание Индии». Фрагмент
Обычаи и одежда индийцев
Когда индийцы сидят или отдыхают, они используют циновки. Члены царской семьи, знатные лица и чиновники пользуются циновками, украшенными разнообразными рисунками, но по величине одинаковыми. Трон государя широкий, высокий, богато украшен драгоценными камнями и называется львиным троном. Трон покрыт тончайшей тканью. Скамеечка для ног государя украшена самоцветами…
Одежду индийцы не кроят и не шьют. Они очень любят белые ткани и мало ценят цветные или украшенные рисунком… Своё платье индийцы делают из шёлка и из хлопка. Шёлк производится диким шелковичным червём. У них имеются платья из особого вида конопли. Одежда делается также из ткани, вытканной из тонкой козьей шерсти…
Рассказ о письменности
Буквы у индийцев расположены в порядке, установленном Брахмой, и дошли до нашего времени в своей первоначальной форме. Это письмо, распространившись по Индии, дало разнообразные варианты в соответствии с местными особенностями…
В каждой области имеются свои чиновники, которые записывают происходящие события. Подробные записи такого рода называются нилапита. В них регистрируются хорошие и дурные события, счастливые и несчастные происшествия.
Рассказ о суде
Простой народ в Индии, хотя и неглубокомыслен, тем не менее честен и заслуживает уважения. В денежных делах индийцы бесхитростны и в отправлении правосудия внимательны к людям. Они боятся возмездия в будущих воплощениях души и равнодушны к земным делам. Индийцы не допускают обмана или предательства и верны данной клятве или обещанию. В управлении у них царит удивительная честность, а во всём поведении мягкость и любезность.
Уголовных преступников или бунтовщиков в Индии мало, и они лишь иногда доставляют беспокойство. Когда имеет место нарушение закона или покушение на власть государя, то дело тщательно расследуется и виновного в преступлении заключают в тюрьму. Телесных наказаний при этом не применяют, а человека перестают считать существующим и не заботятся, умрёт он или будет жить. Когда же совершается преступление против собственности или справедливости или когда человек виновен в неверности или в непочтении к родителям, то за это обрезают нос или уши, или отрубают руки или ноги, или изгоняют из страны, или прогоняют в безлюдную пустыню.
За другие проступки, кроме указанных выше, взимают небольшой денежный штраф, и это освобождает от иного наказания… Если обвиняемый упорно отрицает свою вину или, несмотря на наличие вины, старается оправдать себя, то для установления истины и принятия приговора применяют четыре рода ордалий (особых испытаний): водою, огнём, взвешиванием, ядом.
Какие сведения о характере народа и быте индийцев даёт нам источник? Можем ли мы на его основании говорить о наличии права в Индии? Обоснуйте свой ответ.
trojden.com
Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций — Мегаобучалка
Тема 1.3.Буддизм на Востоке в средние века
Задачи урока:
– получить знания о периодизации средневековой истории Индии, о сущности буддизма, о распространении буддизма в Китае и Японии; усвоить понятия Средние века, буддизм, кочевники, варварство, традиционные устои;
– учить представлять результаты изучения исторического материала в форме кратких конспектов, таблиц;
– содействовать развитию умения выделять главное.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока: иллюстрации, схемы, таблицы
План урока
1. Периодизация средневековой истории Индии. Индийское общество в Средние века.
2. Сущность буддизма. Этапы превращения буддизма в мировую религию
3. Особенности распространения буддизма в Китае
4. Буддизм в Японии
Ход урока
1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели
2. Входной контроль
В ходе беседы вспомнить основные положения буддизма и историю его возникновения.
3. Изучение нового материала
1. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Лекция преподавателя. Студенты составляют краткий конспект в тетради.
2. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Лекция преподавателя Составление таблицы “Этапы превращения буддизма в мировую религию”
3. Особенности распространения буддизма в Китае. Составление краткого конспекта.
4. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Составление краткого конспекта.
4. Завершающий контроль
Проверить, удалось ли достичь поставленных в начале урока целей. Обучающиеся сдают тетради на проверку.
5. Рефлексия
Сформулируйте свое мнение об уроке. Ваши пожелания.
Самостоятельная работа: ответьте на вопросы устно или в форме сообщений, презентаций.
1. Укажите шедевры индийской средневековой культуры.(презентация)
2. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: раджпуты, раджа, каста, варно-кастовый строй, индуизм, дхарма, ахимса, сикхизм.(письменно)
3. Проанализируйте политическую историю средневековой Индии. Какая особенность прослеживается? Наблюдалась ли она в древности?
4. По карте проследите изменения территории Делийского султаната.
5. Выделите факторы, которые обеспечивали стабильность и традиционность индийского общества. Объясните роль каждого фактора.
6. Что такое индийская община? Приведите примеры уже изученных вами древних и средневековых государств, где община играла большую роль. Как вы думаете, почему?
7. Какую роль играл индуизм в индийском обществе? Согласны ли вы с мнением историка Ф. Броделя: «Индуизм — это нечто большее, чем религия или социальный порядок, это квинтэссенция индийской цивилизации». Аргументируйте своё мнение.
8. Какова была религиозная ситуация в Древней Индии? Изменилась ли она к Средневековью? Почему в Индии не утвердилась единая религия?
9. Сравните типы политической организации индийских государств Средневековья. Выявите их сходство и различия. (таблица)
10. Какие достижения индийской средневековой цивилизации привлекали европейцев настолько, что в конце XIV в. они стали искать туда морской путь?
11. Подберите в Интернете иллюстрации произведений искусства средневековой Индии, доказывающие мысль о том, что «это искусство находилось под мусульманским и индийским влиянием». Обоснуйте свой выбор.(презентация)
(лекция преподавателя истории Барановой И.П.)
План лекции
1.Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы.
2. Индийское общество в Средние века.
3. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию.
4. Особенности распространения буддизма в Китае.
5. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.
Вы узнаете:
1. Что нового появилось в развитии средневековой Индии?
2. Почему север Индии потерпел исламизации? Что такое Делийский султанат?
3. Какие достижения средневековой культуры Индии?
Опрос:
Что мы понимаем под термином «восток»?
Какие черты характерны для восточных цивилизаций?
Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций.
1. Каковы основные черты развития стран Востока в средние века?
Под термином «Восток» в исторической науке принято понимать общество не только Азии, но и Африки и Океании. Ниже познакомитесь с развитием типичных цивилизаций Востока: индийско-южноазиатский и китайско-дальневосточной, Хотя эти цивилизации во многом различаются, они имеют и некоторые общие черты, дающие возможность оценивать их как принадлежащие к одному типу — восточного, который отличный от западного.
2. Назовите характерные черты цивилизаций Востока:
1. государство является верховным собственником земли.
2. кто имеет власть, тот имеет собственность;
3. основа общества и государства — сельская община;
4. частная собственность играет лишь вспомогательную роль, а господствующей является государство;
5. наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли.
3. Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций.
На отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках.
Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Те, кто обрабатывали землю, были объединены в общины, которые имели гарантированное право и обязанность обрабатывать ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, предместья т.д. Вместе право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках государственного аппарата. Между обществом и государственным аппаратом существовало четкая связь. Выработанный избыточный продукт община передавала как налог государству, его перераспределяла в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т.п.). Следовательно, тот, кто принадлежал в государственный аппарат, имел доступ к распределению производимых продуктов и, соответственно, получал их долю в собственность. Чем выше должность занимала человек в государственном аппарате, тем большую долю она получала. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации была наличие власти собственности.
Чем эффективнее работал государственный аппарат, тем регулярнее и в достаточном объеме собирались налоги. Государство было крепким и мощным. Его могущество возрастало от производительности труда крестьянина или ремесленника. Но если в этом четком механизме случались сбои, то жизнь всего общества нарушалось: восстание, голод, гибель государств и т.п. Сбои этой системы происходили через две главные причины: когда объемы налогов через неразумную политику правителей превышали возможности производства или после внешнего вторжения, которое разрушало традиционную систему жизни.
megaobuchalka.ru
Факторы, относящиеся к мягким, в зарубежной классификации — это стабильность политической ситуации, стабильность общественного климата
Сущность понятия «закономерность размещения производственных сил» — это
(*ответ*) обусловленность размещения предприятий, народного хозяйства и устойчивого развитии регионов в рациональных связей между ними
сочетание отраслей специализации, имеющих общероссийское значение
исходные научные помещения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике
рациональное размещение производственных сил
Сфера деятельности, входящая в состав материальной сферы, — это
(*ответ*) швейная
образование
бытовое обслуживание
культура и искусство
Термин «физическое планирование функционирования экономики» – это планирование
(*ответ*) инфраструктуры
регионального развития в физических единицах
развития физической культуры
системы физических ресурсов
Термин «физическое планирование» означает планирование
(*ответ*) инфраструктуры
регионального развития в физических единицах
развития физической культуры
системы физических ресурсов
Территориально-производственный комплекс — это
(*ответ*) территория, на которой расположена группа взаимосвязанных предприятий
отрасли, ориентированные на внешний спрос
набор отраслей, из которых состоит хозяйство
комплексное развитие отдельно взятой территории
Территориально-хозяйственное сочетание, которое возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации; отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения — это
(*ответ*) агломерация
регион
региональное государство
регионометрика
Технологии регионального уровня — это
(*ответ*) совокупность базовых, критических и прорывных технологий, разработка и использование которых обеспечивает достижение конкретных целей регионального развития и осуществляется с привлечением средств региональных и местных бюджетов
процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны
относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики
топливно-энергетический комплекс региона, область хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы региона, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии
Топливно-энергетический комплекс региона, область хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы региона, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии, — это
(*ответ*) региональная энергосистема
региональная рыночная инфраструктура
региональная экономика
факторы размещения производительных сил
Условие, в соответствии с которым рациональными являются такие структуры и механизмы управления, для которых любое допустимое изменение централизации приводит к снижению эффективности управления, — это
(*ответ*) условие рациональной централизации
автаркизация региональная
программирование
целостность региона
Устойчивая совокупность производственных процессов, группирующихся вокруг основного процесса, связанного с освоением и использованием конкретного вида сырья или энергии, — это
(*ответ*) энергопроизводственные циклы
теория пространственных преимуществ, или теория размещения
факторы размещения производительных сил
экономические зоны
Факторы, относящиеся к мягким, в зарубежной классификации — это
(*ответ*) стабильность политической ситуации, стабильность общественного климата, качество системы образования
наличие развитой социальной инфраструктуры, система налогообложения, наличие сырья
обеспеченность ресурсами ТЭК, обеспеченность земельными ресурсами, обеспеченность водными ресурсами
экономико-географическое положение, стоимость перевозок, наличие коммуникаций
www.soloby.ru
Кастовое общество традиционной индии | KazOrta.org
Исключительной особенностью социально-экономического строя Индии является зарождение и развитие в течение более двух тысячелетий, вплоть до настоящего времени, уникальной кастовой системы, пронизывающей общество сверху донизу. Известно о существовании некого подобия такой системы и в других странах, но это в лучшем случае лишь признаки кастового различия — только в Индии она приняла законченные организационные формы с собственными органами управления, аналогии которым нет ни в одном другом обществе. Отношения в кастах и между ними, в общинах и между общинами, общин и государства в совокупности представляют социальную систему этого общества. Процесс трансформации традиционного общества Индии протекает медленно и трудно. Для выявления причин этого следует рассмотреть структуру кастового традиционного общества.
.Индийская модель ориентирована на общество в целом. Идеалом признается такая организация общества, которая является оптимальной для достижения его целей (а не счастья индивида). Главным понятием здесь выступает иерархия, где каждая социальная группа (каста или подкаста) имеет свое место, более высокое по отношению к одним группам и низкое по отношению к другим в зависимости от того, насколько важны ее функции в достижении целей. Градация статусов имеет свои корни в религии. Самыми важными признаются религиозные ценности и цели, так как религия представляет в этом обществе абсолютную, конечную истину.
Система каст представляет собой иерархию наследственных групп, которые одновременно различаются и взаимодействуют между собой на основе трех факторов: 1) градация статусов, 2) детальные правила, которые призваны обеспечить их разделение, 3) разделение труда и взаимозависимость.
.Базисный принцип этой концепции основан на оппозиции чистое/нечистое. Эта оппозиция подразумевает иерархию, которая есть превосходство чистого над нечистым, она предполагает разделение труда, так как чистые и нечистые профессии должны быть разделены. Во многом она совпадает с оппозицией высшее/низшее. Но эта оппозиция создает устойчивое внутреннее разделение общества.
Из-за того, что неприкасаемые физически удалены из деревни и вынуждены исполнять всю черную работу, их иногда принимают за аутсайдеров религиозного общества. В то время как принцип, на основе которого они отделяются от других, является принципом религиозным, основой оппозиции. Выполнение нечистых работ одними необходимо для поддержания чистоты других. Оба полюса необходимы, хотя и не равны. Целое основано на необходимом и иерархизированном сосуществовании двух противоположностей. Вывод, который из этого следует: социальная реальность — это совокупность двух неравных, но взаимодополняемых частей. И неприкасаемость действительно исчезнет только тогда, когда чистота брахманов будет совершенно обесценена.
Помимо иерархии чистого/нечистого в Индии существует и другая иерархия, а именно традиционная градация четырех варн, «цветов» или сословий, в рамках которой различаются четыре категории: на самом верху находятся брахманы или жрецы, затем кшатрии или воины, затем вайшьи, в современном употреблении, скорее, торговцы, и, наконец, шудры, слуги или бедняки. [1, С. 36-81, 110-150]
Система каст включает специализацию и взаимозависимость групп, которые она организует. Специализация влечет за собой разделение между группами, но она направлена на нужды целого. Эта связь с целым создает сочетание разделения труда с иерархией отношений. Она также отличает индийскую форму разделения труда от современной экономической формы, которая ориентирована на получение индивидуальной прибыли и предоставляет рынку регулировать целое, по крайней мере, в теории.
С одной стороны, джаджмани — это разделение труда, основанное на личных наследственных отношениях: для выполнения каждого конкретного дела каждая семья имеет в своем распоряжении семью специалистов. С другой стороны, это основанный на обычае способ регулировать обмен услугами (за обычные работы платят натурой, причем вознаграждение дается не за каждую работу, а растягивается на целый год), что естественно для стабильных отношений, существующих в кругу земледельцев.
К. Маркс писал об этом: «В древнеиндийской общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами» [2, Т. 23, С.50-51]. Эта система призвана обеспечивать самоуправление деревни и ритуальное обслуживание (староста и брахман), сельскохозяйственное производство и изготовление инвентаря (сельскохозяйственные рабочие и распределитель воды, кузнец, плотник), бытовое обслуживание (горшечник, прачка, цирюльник) и т.п. «Подводя итоги, можно сказать, что джаджмани охватывает те сферы межкастового обмена, которые являются или представляются крайне необходимыми для благополучия общины в целом… те сферы, перебои в функционировании которых, совершенно нетерпимы…» — отмечает Л.Б. Алаев, и продолжает: «Натуральность хозяйства оказывается следствием не автаркичности, отсутствия рынка, замкнутости, а объективно происходившего ограничения рыночных связей лишь определенными видами товаров и услуг» [3, С.209-210,219].
Однако экономическая и политическая власть доминирующих каст оказывается жестко ограниченной. Главная идея — это ориентация на целое, которая, даже не будучи осознанной, определяет самые мельчайшие нюансы отношений, так как именно она управляет специализацией и взаимозависимостью. Экономический феномен предполагает наличие индивидуального субъекта, а здесь, наоборот, именно целое — деревенская община, стоит как бы в центре системы. Этот взгляд на вещи, согласно которому упорядоченное целое определяет место каждого, является целиком религиозным. И все функции и специальности, которые кажутся нам в разной мере религиозными, находятся именно в рамках этого общего подхода.
.Несомненно, что в современной Индии четко выделенная сфера собственно экономической деятельности появилась благодаря английскому правлению. То, что характеризует именно это общество, как и другие традиционные общества, — это тесная связь двух аспектов одного феномена, их неразличение. Подобно тому, как религиозное вмещает политическое, так же политическое вмещает в себя экономическое. Разница между ними состоит в том, что политико-экономическое, находясь в подчинении у религиозного, все же выделено, названо, тогда как экономическое остается невыделенным из политического. [4, С. 372-380]
При рассмотрении этих аспектов делается вывод о том, что властным и экономическим отношениям в индийском обществе не придается самостоятельной ценности, они не осознаются отдельными от религии. Религия «объемлет» собой властные отношения так же, как экономика остается невыделенной из политической сферы. Индия находится на пути трансформации и модернизации, но процесс этот идет медленно, сохраняются сильные традиционные структуры, в том числе и кастовость организации общества. Без изучения специфики кастового строя, его социально-экономических и религиозных основ, невозможно понять причину такой устойчивости кастового строя и формировать эффективные программы по трансформации с учетом современных условий и задач, стоящих перед индийским обществом.
Литература:
- Дюмон Л. Опыт описания системы каст — П., – 480 с.
- Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Политиздат, 1983. — 3883 с.
- Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии – М., 1986. — 240 с.
- Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия — М., 1998. — 556 с.
Вконтакте
Мой мир
kazorta.org
Индийская цивилизация
Своеобразие исторического пути Индии определял целый ряд факторов. Но среди них необходимо выделить весьма необычное воздействие религии спасения на духовную и социальную жизнь, а также особенности главной социальной ячейки — общины.
К началу I тыс. до н. э. в Индии сложилась специфическая религиозная система ведизм (от названия древнейших религиозных текстов — «Веды», что означает «священное знание»). С ведизмом связана вера в переселение душ и учение о карме (мистической судьбе), которое освящало деление общества на касты.. Эти идеи оказались удивительно жизнестойкими, они сохраняются на протяжении всей индийской истории.
Другой религией, возникшей в Индии, стал буддизм. — одна из основных мировых религий. Создателем этой религии спасения считается царевич Сиддхартха Гаутама, живший на севере страны в 624-544 гг. до н. э. и именовавший себя Буддой (т. е. «просветленным высшей истиной»), В основу буддизма положены четыре «благородные истины»: мир есть страдание, источник страдания — это человеческие страсти и желания, освобождение от страстей позволяет перейти в высшее состояние духа — нирвану, достигается это состояние через путь спасения. Буддизм призывал человека к неустанному самосовершенствованию, говоря, что все блага земного мира ничтожны в сравнении с нирваной. Будда отрицал касты и делил людей прежде всего по степени их овладения своими страстями. Таким образом, право на спасение было у всех, даже у неприкасаемых — низшей из каст.
В древности индийские цари пытались использовать буддизм как идейную основу для создания сильного централизованного государства. В отдельные периоды такие попытки удавались, но в целом буддизм не сыграл в Индии такой роли, как конфуцианство в Китае. Он слабо воздействовал на цивилизационные структуры, не смог разрушить кастовую систему — одно из главных зол Индии. Буддизм по своей сути вряд ли вообще способен стать государственной религией: ведь он фактически отрицает значимость государства и проповедует идеал духовно свободной и независимой от внешнего мира личности. К тому же буддизм был крайне сложен для усвоения широкими массами.
.Последнее обстоятельство умело использовали брахманы (жрецы), стремившиеся сохранить за собой ключевые позиции в религиозной и социальной жизни. Несколько видоизменив ведические верования (а отчасти и переняв демократизм буддизма), они создали пышный зрелищный культ — индуизм, который успешно конкурировал с буддизмом.
Попытались реформировать свое учение и буддисты, рассчитывая сделать его проще и доступнее для масс. Так появилась махаяна («большая колесница» — широкий путь спасения) — вариант буддизма, в котором спасение было открыто не только для аскетов, но и для мирян, а нирване предшествовал рай, полный земных наслаждений. В махаяне были сделаны и уступки ведическим верованиям. И все же буддизм, распространившийся в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в самой Индии неуклонно терял приверженцев.
Периоды централизации в индийской истории обычно были сравнительно недолгими. В IV-II вв. до н. э. раздробленную страну сплотила империя Маурьев, но затем она распалась надвое. В I в. н. э. в Индии возникло Кушанское царство, постепенно превратившееся в одну из сильнейших держав мира. Однако и оно в III в. пришло в упадок. В IV-V вв. сильное государство Гуптов объединило почти весь север Индии, но под натиском гуннов пала и эта империя. Вплоть до мусульманских завоеваний на территории Индии непрерывно возникали и распадались государства, ожесточенно боровшиеся друг с другом.
В условиях отсутствия централизованной власти каждый правитель делил свое государство на области (наместничества) и назначал туда губернаторов, которые ведали налогами, судом, войсками. Помимо относительно крупных государств существовало и множество мелких княжеств, во главе которых стояли раджи или махараджи. От губернаторов они, в сущности, отличались только тем, что были наследственными правителями, а губернаторы — назначаемыми и сменяемыми чиновниками, ответственными перед центром. В атмосфере политической нестабильности княжества нередко превращались в крупные государства, где, в свою очередь, выделялись наместничества и мелкие княжества.
Главной силой, цементирующей индийскую цивилизацию, была не государственная власть, а сельская община. Она обычно охватывала несколько деревень (а порой и целый округ) и была вполне самостоятельным социально-экономическим организмом. Это связано с тем, что в общине объединялись самые разные виды деятельности: земледелие, ремесло, торговля, ростовщичество и пр. Наиболее привилегированное положение занимали полноправные общинники-землевладельцы, которые могли сдавать свою землю в аренду, передавать по наследству, продавать (правда, только членам общины). Однако индивидуальные участки земли не были частной собственностью: их нельзя было продать без согласия семьи.
В общине были и неполноправные члены: разорившиеся землевладельцы (в основном члены низших каст) и неприкасаемые. Такие общинники становились арендаторами или наемными работниками, а при потере личной свободы — рабами или крепостными. Формально во главе общины стоял совет, но ее цементирующей основой были касты, которые узаконивали неравенство. Представители высших каст всячески унижали тех, кто принадлежал к низшим, но вера в перерождение и карму обязывала последних терпеливо сносить это. Любой член общины — от богача до презренного мусорщика — ощущал, что находится на месте, отведенном ему кармой и определяющем его поведение и образ жизни в целом.
Замкнутость и самодостаточность индийской общины делали ее практически независимой от центральной власти. Единственная связь с государством заключалась в том, что община должна была отдавать властям шестую часть урожая. Политические неурядицы, смена правителей, перекройка границ государств и княжеств мало затрагивали жизнь общины, если она исправно продолжала платить налог.
Серьезные изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии внесло лишь создание мусульманских государств — Делийского султаната (1206-1526) и империи Великих Моголов (1526-1858). Возросла централизация, укрепился бюрократический аппарат, стали довольно быстро развиваться феодальные отношения. Но фундамент индийской цивилизации был настолько прочным, что после распада этих государств мгновенно началось возвращение к прежним формам жизни. Значительную роль в этом сыграла сельская община и ее городской вариант — профессиональные корпорации купцов и ремесленников. Придавая большую внутреннюю устойчивость традиционной цивилизации, община вместе с тем была силой, сдерживавшей развитие индийского общества.
Итак, в средние века в жизни цивилизаций Востока произошли немалые изменения: росли города, укреплялась торговля, успешно развивались науки и искусства. И все же темпы развития Востока были значительно медленнее, чем Запада. Это во многом связано с тем, что восточные цивилизации в целом ориентированы на постоянное воспроизведение старых форм государственности, социальных отношений, идей, чрезвычайно большую роль в них играют традиции. Поэтому эти цивилизации принято называть традиционными.
Конечно, традиционность была присуща всем доиндустриальным цивилизациям, в том числе и в Западной Европе. Но там примерно с XV в. начинается борьба с косными традициями, что нередко приводит к тяжелым социально-политическим потрясениям. Поэтому в целом исторические пути Запада и Востока можно определить как соответственно революционный и эволюционный.
Это различие довольно долго не ощущалось, но во второй половине XVIII в., когда западная цивилизация вступила в эпоху индустриального развития, баланс сил начал быстро меняться в ее пользу. Традиционность, которая на протяжении веков обеспечивала определенную устойчивость восточных цивилизаций, нередко оборачивалась трагедией при их столкновении с активным сильным противником, рвущимся к новым рынкам сырья и сбыта.
www.examen.ru
Средневековье возрождение (§ 8—14) — стр. 14
3. Средневековье. Возрождение (§ 8—14)
Вариант 1
1. Итоги развития
Европы в Средние века
а) возникновение
суда присяжных
б) отказ
от христианства
в) складывание
европейской общности
г) упадок
строительства и городов
д) утверждение
авторитарного типа правления в большинстве
государств
2. Средневековая
европейская цивилизация была
преимущественно
а) промышленной
б) ремесленной
в) мелкотоварной
г) аграрной
3. В
основе Крестовых походов лежала
идея
а) защиты
христианского мира от
неверных
б) уничтожения
всех иноверцев
в) захвата
всего мира
г) объединения
мира в единое государство
4. Начиная
с XII в. в Европе формируются государства,
в которых
а) укрепилась
политическая раздробленность
б) власть
короля ограничивалась сословным
представительством
в) власть
короля была абсолютной
г) была
упразднена монархия
5. Особенность,
определившая развитие Византии в Средние
века
а) ее
связи с Древним Римом оборвались еще в
Античности
б) в
ней была слаба роль церкви
в) она
была прямой наследницей Древнего
Рима
г) она
была полностью разгромлена
варварами
6. Установите
соответствие между событием и датой
1) изгнание
арабов из Испании, окончание
Реконкисты |
| а) 1054 г |
7. Шиизм —
это течение в исламе, представители
которого
а) считают
халифов, правивших после Мухаммеда,
святыми
б) почитают
Коран и дополнения к нему
в) почитают
только Коран
г) призывают
к активным завоеваниям
8. Стабильность
жизни индийцев при всех политических
переменах обеспечивалась
а) наличием
сильного государства
б) благоприятными
природными условиями
в) деспотической
властью
г) существованием
общины
9. Император
в Японии
а) был
фигурой ритуальной, олицетворявшей
страну
б) являлся
носителем реальной высшей
власти
в) командовал
армией
г) обладал
властью только в столице
10. Особое
значение в мусульманской культуре имело
искусство
а) миниатюры
б) скульптуры
в) каллиграфии
г) иконописи
11. Предпосылки
Возрождения
а) географические
открытия, расширение кругозора
людей
б) рост
светских настроений среди
горожан
в) усиление
роли церкви в жизни
общества
г) распространение
аскетической морали
д) пробуждение
личной инициативы
е) сохранение
в Италии памятников античной
культуры
12. Установите
соответствие между деятелем Возрождения
и его вкладом в искусство
1) Франческо
Петрарка |
| а) изобретатель
техники масляной живописи |
13*.
Особенности византийского
феодализма
а) получение
земли феодалами в
собственность
б) отсутствие
крупных городов
в) император —
верховный собственник
земли
г) существование
системы титулов, передаваемых по
наследству
д) отсутствие
иерархической сеньориально-феодальной
системы
14*. Одна
из особенностей развития Китая в Средние
века
а) мобильность
членов общества, возможность менять
свой социальный статус
б) отказ
от традиционных устоев существования
общества
в) жесткая
и дифференцированная
административно-бюрократическая
система
г) отказ
от идеи сильного государства
15. Дайте
определение
понятиям
а) феодализм
б) гуманизм
Вариант 2
1. Итоги развития
Европы в Средние века
а) сближение
с Востоком
б) создание
университетов
в) возникновение
сословного представительства
г) перенаселение
Европы
д) отказ
от частной собственности
2. Важный
признак феодального общества
а) развитие
индивидуализма
б) неграмотность
в) его
независимость от
государства
г) корпоративность
3. Важнейший
итог Столетней войны между Англией
и
Францией
а) разорение
и упадок территории Англии
б) оформление
их как национальных
государств
в) объединение
территорий обоих государств
г) усиление
Германии, вызванное ослаблением этих
государств
4. После
распада раннефеодальных государств в
Европе
а) установилась
политическая раздробленность
б) возникли
абсолютные монархии
в) распространилось
сословное представительство
г) установилась
власть арабов
5. Особенность,
определившая развитие Византии в Средние
века
а) преобладание
языческих культов среди народов, ее
населявших
б) полный
разгром варварами в начале
Средневековья
в) ее
существование было неразрывно связано
с христианством
г) ее
связи с Древним Римом оборвались еще в
Античности
6. Установите
соответствие между событием и датой
1) возникновение
ислама |
| а) III в. |
7. Суннизм —
это течение в исламе, представители
которого
а) почитают
Коран и дополнения к нему
б) считают,
что наследниками Мухаммеда могут быть
только его прямые потомки
в) выступают
против завоеваний
г) почитают
только Коран
8. Устойчивость
и традиционность индийского общества
обеспечивалась
а) существованием
сильного государства
б) наличием
варно-кастовой системы
в) отсталостью
в хозяйственном развитии
г) распространением
единой для всех религии
9. Чиновником
в Китае можно было стать
а) имея
аристократическое происхождение
б) одержав
победу в битве
в) купив
должность
г) получив
образование и сдав экзамены
10. Особое
значение в культуре Византии имело
искусство
а) миниатюры
б) скульптуры
в) иконописи
г) каллиграфии
11. Принципы
гуманизма
а) возрождение
античных нравственных норм и
культуры
б) осознание
невозможности рационального
познания
в) утверждение
о возможности обрести счастье в Царствии
Божьем
г) сохранение
традиций церковно-феодальной
культуры
д) утверждение
идеала свободного
человека-творца
е) провозглашение
красоты мира и человека
12. Установите
соответствие между деятелем Возрождения
и его вкладом в искусство
1) Ван
Эйк |
| а) основоположник
реалистического искусства
Возрождения |
13*. Особенности
византийского феодализма
а) феодалы
владели не землей, а правом сбора
налогов
б) собственниками
земли были крупные чиновники
в) император
не был собственником
земли
г) существовало
множество городов, подчиненных центральной
власти
д) феодалы
зависели от сеньора, который давал им
землю
14*. Характерная
черта политической истории средневековой
Индии
а) отсутствие
крупных государственных
образований
б) завоевание
ее территории монголами
в) существование
единого сильного государства
г) чередование
периодов раздробленности и
централизации
15. Дайте
определение
понятиям
а) феод
б) Возрождение
4. Экономика и общество (§ 15—18)
Вариант
1
1. Предпосылки
Великих географических
открытий
а) представление
о том, что Земля плоская
б) расширение
астрономических знаний
в) строительство
небольших судов
г) стремление
европейцев установить прямые торговые
отношения с Востоком
д) наличие
в Европе большого количества золота и
серебра
2. Установите
соответствие между процессом и датой
1) Великие
географические открытия |
| а) конец XV —
начало XVI в. |
3. Главный
экономический результат Великих
географических открытий
а) подъем
мировой торговли
б) открытие
новых материков
в) развитие
кораблестроения
г) усиление
Испании и Португалии
4. Сельское
хозяйство «старого порядка»
характеризует
а) широкое
распространение технических
культур
б) сохранение
двуполья
в) высокая
продуктивность
г) распространение
многопольного севооборота
д) слабое
развитие животноводства
5. Основной
путь развития общественных отношений
в странах Восточной Европы
а) медленное
приспособление сеньориального строя
к условиям капитализма
б) «повторное
закрепощение
крестьян»
в) огораживания
г) законодательная
отмена сеньориального строя
6. Промышленная
революция началась в
(во)
а) Франции
б) Германии
в) Великобритании
г) Испании
7. Изменение,
произошедшее в положении рабочих в
XIX в.
а) сложилась
группа работников квалифицированного
труда
б) увеличилась
значимость мастеров ручного
труда
в) численность
рабочих сокращалась
г) был
запрещен женский и детский труд
8. В
результате индустриализации
а) машины
стали активно использоваться в сельском
хозяйстве
б) началось
производство машин машинами
в) произошел
подъем преимущественно базовых отраслей
промышленности
г) наиболее
активно развивались обрабатывающие
отрасли промышленности
9. Во
второй половине XIX в. в процессе новой
технической революции
а) появился
железнодорожный транспорт
б) стали
применять машины в промышленности
в) начали
использовать энергию атома
г) появился
автомобильный транспорт
10*. Одним
из результатов «великой депрессии»
являлось
возникновение
а) машиностроения
б) монополий
в) банковского
кредита
г) товарных
бирж
11*. Промышленная
революция в странах континентальной
Европы
а) началась
с аграрной революции
б) получила
законодательное оформление
в) началась
с изобретений в хлопчатобумажной
промышленности
г) не
получила поддержки со стороны сельского
хозяйства
12*. Мануфактуру,
на которой все стадии технологического
процесса рассредоточены по разным
мастерским, называют
_______________
13. Дайте
определение понятиям
а) промышленная
революция
б) социальный
вопрос
Вариант 2
1. Предпосылки
Великих географических
открытий
а) нехватка
в Европе наличного золота и
серебра
б) неразведанная
береговая линия Африки
в) необходимость
сбыта европейских товаров на
Восток
г) появление
судов, способных выдержать длительное
плавание
д) стремление
европейцев открыть новые
материки
2. Установите
соответствие между событием и датой
1) появление
железных дорог |
| а) XVI в. |
3. В
результате притока драгоценных металлов
в Европу
а) возросла
покупательная способность
денег
б) стали
делать больше ювелирных
украшений
в) разбогатели
дворяне
г) стали
расти цены на все товары и
услуги
4. Сельское
хозяйство «старого порядка»
характеризует
а) низкая
продуктивность
б) распространение
трехполья
в) использование
примитивного инвентаря
г) преобладание
овощеводства
д) широкое
распространение животноводства
5. Основной
путь развития общественных отношений
в деревне Великобритании
а) медленное
приспособление сеньориального строя
к условиям капитализма
б) «повторное
закрепощение
крестьян»
в) огораживания
г) законодательная
отмена сеньориального строя
6. Начало
промышленной революции в
Европе
а) первая
половина XVIII в.
б) вторая
половина XVIII в.
в) первая
половина XIX в.
г) вторая
половина XIX в.
7. Изменение,
произошедшее в положении буржуазии в
XIX в.
а) ее
численность многократно
увеличилась
б) у
нее появилось стремление влиться в
сословие дворян
в) значительно
увеличилось ее экономическое
могущество
г) сложилась
влиятельная группа торговой
буржуазии
8. В
результате индустриализации
а) промышленность
стала преобладать над сельским
хозяйством
б) главную
роль в промышленности стали играть
обрабатывающие отрасли
в) стали
использовать машины в
промышленности
г) появилась
новая форма предприятия —
завод
9. Во второй
половине XIX в. в процессе новой
технической революции
а) сократилось
число промышленных
предприятий
б) появилось
машиностроение
в) начал
развиваться городской
транспорт
г) стали
использовать в быту и производстве
электричество
10*.
Промышленная революция в странах
континентальной Европы
а) нуждалась
в поддержке со стороны
государства
б) началась
раньше, чем в Англии
в) привела
к отказу от политики протекционизма
г) не
заимствовала опыт Англии
11*. Процесс
миграции населения из сельской местности
в города
называется
а) социализация
б) урбанизация
в) индустриализация
г) демографический
кризис
12*. Мануфактуру,
на которой все стадии технологического
процесса собраны под одной крышей,
называют ______________
13. Дайте
определение
понятиям
а) индустриализация
б) огораживания
5. Духовная жизнь общества (§ 19—21)
Вариант 1
1. К началу
Нового времени католическую церковь
критиковали за
а) замкнутость
сословия духовенства
б) торговлю
индульгенциями
в) несоблюдение
церковных обетов и уставов
г) стремление
монахов вести аскетический образ
жизни
д) существование
монастырей
е) стремление
к роскоши
2. Основание
ордена иезуитов для борьбы с Реформацией
произошло
в
а) 1492 г.
б) 1534 г.
в) 1571 г.
г) 1648 г.
3. Идеи
М. Лютера
а) единственный
источник истины — Священное Писание
(Библия)
б) учение
о спасении верой
в) Священное
Писание (Библию) нельзя переводить с
латыни
г) учение
о Божественном предопределении
д) упразднение
духовенства и монашества
е) сохранение
пышного богослужения
4. Индуктивный
метод, т. е рассуждение от частного
к общему, в XVII в. обосновал
а) Николай
Коперник
б) Френсис
Бэкон
в) Рене
Декарт
г) Исаак
Ньютон
5. Просвещение
возникло
в
а) XVI в.
б) начале XVII в.
в) конце XVII в.
г) начале XVIII в.
6. Установите
соответствие между названием течения
общественно-политической мысли XIX в.
и идеей
1) либерализм |
| а) революционный
путь перехода к коммунизму |
7. Для
архитектуры классицизма
характерна
а) симметричность
зданий
б) утонченность
и затейливость убранства
в) архитектурная
деталь в виде спиралевидного
завитка
г) чрезмерная
пышность и нарядность убранства
8. Для
архитектуры барокко
характерна(о)
а) симметричность
зданий
б) простота
убранства
в) оформление
зданий в стиле ордерной архитектуры
Античности
г) плавность
очертания построек
9. Установите
соответствие между деятелем искусства
романтизма и его вкладом в искусство
1) Джордж
Байрон |
| а) художник,
автор работ, посвященных борьбе за
свободу |
10*.
К концу XIX в. во многих странах Европы
и Северной Америки
а) появились
публичные библиотеки
б) искусство
оставалось привилегией
знати
в) периодическая
печать была доступна
немногим
г) достигнута
почти поголовная грамотность
населения
д) ученые
не представляли отдельной профессиональной
группы
11*. Политические
теории эпохи Просвещения включали
идеи
а) сохранения
абсолютной монархии
б) гражданское
общество предшествует
государству
в) необходимость
правового государства
г) монарху
должна принадлежать законодательная
власть
д) разделение
властей
е) королевский
суверенитет
12*. Реформа
католической церкви в XVI в.
предполагала
а) упразднение
монашества и монастырей
б) запрещение
торговли индульгенциями
в) повышение
образовательного уровня
священников
г) запрещение
пышных богослужений
д) отмену
некоторых обрядов
13. Дайте
определение
понятиям
а) Реформация
б) Просвещение
Вариант 2
1. К началу
Нового времени католическую церковь
критиковали за
а) стремление
духовенства вести светский образ
жизни
б) занятия
прибыльной деятельностью
в) запрещение
торговли индульгенциями
г) сохранение
обета безбрачия
д) продажу
церковных должностей
е) чересчур
ревностное соблюдение церковных
обрядов
2. Первое
выступление М. Лютера с реформаторскими
идеями произошло
в
а) 1498 г.
б) 1517 г.
в) 1555 г.
г) 1618 г.
3. Идеи
Ж. Кальвина
а) единственный
источник истины — Священное Писание
(Библия)
б) учение
о спасении верой
в) сохранение
епископального строя
г) учение
о Божественном предопределении
д) подчинение
церкви не папе, а королю
е) республиканское
устройство церкви
4. Философский
рационализм как метод познания истины
обосновал
а) Николай
Коперник
б) Френсис
Бэкон
в) Рене
Декарт
г) Исаак
Ньютон
5. Просвещение
возникло в
(во)
а) Англии
б) Франции
в) Германии
г) Испании
6. Установите
соответствие между названием течения
общественно-политической мысли XIX в.
и идеей
1) либерализм |
| а) введение
всеобщего избирательного права |
7. Для
архитектуры барокко
характерны(а)
а) стилизованные
раковины с многочисленными
завитками
б) рельефность,
волнообразность, создающие иллюзию
движения
в) регулярные
парки
г) симметричность
зданий
8. Для
романтического искусства
характерно
а) принцип
симметрии
б) увлечение
народными преданиями и
легендами
в) отражение
преимущественно современной
жизни
г) восхищение
итогами революционных преобразований XVIII в.
9. Установите
соответствие между деятелем искусства
романтизма и его вкладом в искусство
1) Франц
Шуберт |
| а) зачинатель
детективной литературы |
10*. К
концу XIX в. во многих странах Европы
и Северной Америки
а) появились
художественные музеи
б) было
слабо развито издательское
дело
в) ученые
превратились в самостоятельную и
уважаемую группу населения
г) около
половины населения были
грамотными
д) возникли
частные закрытые библиотеки
11*. Экономические
теории эпохи Просвещения включали
идеи
а) внешняя
торговля — главный источник обогащения
государства
б) необходимость
расширения протекционизма
в) промышленность
является источником богатства
народов
г) законы
рыночной системы хозяйства
д) необходимость
помощи государства
предпринимателям
е) свобода
торговли и конкуренции
12*. Католическая
церковь боролась с
протестантизмом
а) военными
действиями
б) повышением
налогов на протестантов
в) принудительным
переселением протестантов на вновь
открытые земли
г) введением
цензуры печати
д) с
помощью суда инквизиции
13. Дайте
определение понятиям
а) научная
революция XVII в.
б) либерализм
6. Политические отношения (§ 22—25)
Вариант 1
1. Централизованными
государствами в Европе к концу XV в.
были
а) Франция
б) Италия
в) США
г) Священная
Римская империя германского
народа
д) Испания
2. Правовой
характер абсолютной монархии выражался
в
а) разделении
властей
б) нераспространении
власти монарха на собственность
подданных
в) законодательном
упразднении старинных обычаев
провинций
г) личном
составлении законов монархом
3. Реформы
в духе Просвещения, проводившиеся в
европейских странах
а) централизация
системы управления страной
б) ограничение
произвола помещиков по отношению к
крестьянам
в)
реорганизация и укрепление
армии
г) развитие
системы образования
д) запрещение
протестантизма
4. Причины
Французской революции
конца XVIII в.
а) сохранение
сеньориального строя
б) подчинение
Франции власти Габсбургов
в) недовольство
пуритан итогами Реформации
г) созыв
Генеральных штатов
д) плохое
управление страной и расточительность
двора
5. Установите
соответствие между событием и датой
1) начало
Французской революции |
| а) 1640 г. |
6. К
концу XVII в. в Англии
установилась
а) республика
б) конституционная
монархия
в) федеративное
устройство
г) всеобщее
избирательное право
д) принцип
разделения властей
е) личная
неприкосновенность граждан
7. В
1834 г. после смерти Фердинанда VII в
Испании
а) учреждались
двухпалатные кортесы
б) устанавливалась
республика
в) вводилось
всеобщее избирательное
право
г) вводилась
свобода торговли
8. В
ходе Гражданской войны в США
а) США
стали независимы от Великобритании
б) было
введено всеобщее избирательное
право
в) установилась
республика
г) было
отменено рабство
9. В
последней трети XIX в. в большинстве
стран Европы
а) возникла
республиканская форма
правления
б) власть
монарха была ограничена
конституциями
в) были
предоставлены избирательные права
женщинам
г) были
запрещены политические партии
10*. В
результате Войны за независимость в
Северной Америке возникла
а) конституционная
монархия
б) абсолютная
монархия
в) федеративная
республика
г) диктатура
11*. Характерная
черта деспотизма
а) одностороннее
представление об обязанностях
подданных
б) разделение
властей
в) право
частной собственности
г) участие
граждан в управлении государством
12*. Один из лозунгов
революций 1848—1849 гг. в ряде европейских
стран
а) создание
многопартийной системы
б) создание
национального государства
в) борьба
с демократическим движением
г) сохранение
монархии
13. Дайте
определение понятиям
а) просвещенный
абсолютизм
б) либеральная
демократия
Вариант 2
1. К концу XV в.
в Европе не были объединены
государства
а) Франция
б) Испания
в) Речь
Посполитая
г) Италия
д) Священная
Римская империя германского
народа
2. Опора
абсолютной монархии
а) бюрократический
аппарат
б) сословные
собрания
в) аристократия
г) церковь
3. Реформы
в духе Просвещения проводились
в
а) Италии
б) Пруссии
в) монархии
Габсбургов
г) Португалии
д) Франции
4. Причины
Английской революции
середины XVII в.
а) поражение
Англии в войне с Шотландией
б) роспуск
парламента
в) недовольство
пуритан итогами Реформации
г) сохранение
сеньориального строя
д) поползновение
королей на права парламента
5. Установите
соответствие между событием и датой
1) начало
Английской революции |
| а) 1640 г. |
6. Итоги
Французской революции
а) установление
республики
б) введение
всеобщего избирательного
права
в) отмена
сеньориального строя
г) разделение
властей
д) установление
конституционной монархии
е) установление
диктатуры
7. Демократическое
движение в Великобритании — чартизм —
выдвинуло лозунг
а) установления
республики
б) отмены
имущественного ценза на выборах в
парламент
в) разделения
властей
г) политических
прав для женщин
8. К
концу XIX в. Франция
стала
а) республикой
б) парламентской
монархией
в) федеративным
государством
г) империей
9. К
концу XIX в. в большинстве европейских
государств сфера применения демократических
норм расширялась за счет
а) установления
республиканского
правления
б) предоставления
женщинам избирательных
прав
в) введения
всеобщего избирательного
права
г) предоставления
гражданских прав и свобод
10*. В
конституции США 1787 г.
а) закреплялась
неограниченная власть
президента
б) устанавливался
принцип разделения властей
в) вводились
права и свободы граждан
г) предоставлялась
полная самостоятельность
штатам
11*. Характерная
черта деспотизма
а) сильная
армия
б) отделение
судебной власти от
законодательной
в) наличие
разработанного
законодательства
г) распоряжение
жизнью и имуществом подданных
12*. Один
из лозунгов революций 1848—1849 гг. в
Европе
а) введение
республики
б) предоставление
всем гражданам избирательных
прав
в) предоставление
женщинам избирательных прав
г) отмена
рабства в США.
13. Дайте
определение
понятиям
а) абсолютизм
б) консерватизм
gigabaza.ru