Уроки французского равнодушие и отзывчивость – Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему: Итоговое сочинение по направлению «Равнодушие и отзывчивость» | скачать бесплатно

Какой эпиграф можно подобрать к теме сочинения Равнодушие и отзывчивость: «Чудесный доктор», «Уроки Французского»

Существует много высказываний великих людей о равнодушии и никто из них не отхзывается об этом человеческом качестве положительно. Да и как можно хвалить такое качество, которое приносит остальным людям только горе?

Как можно пройти мимо утопающего, как можно не накормить голодного котенка, как можно отказать в помощи человеку, который не по своей вине попал в сложную ситуацию?

Говорят, что равнодушие тихо и медленно убивает самого человека, убивает его душу. Прояви равнодушие один раз и ты уже не можешь остановиться, тебе начинает казаться, что остальные не достойны твоего сочувствия.

Вот несколько цитат, которые могли бы стать эпиграфами для сочинения о равнодушии:

А вот красивые цитаты про отзывчивость:

ЕГЭ 2018. Как написать сочинение — рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

В рассказе «Чудесный доктор» Куприна семья Мерцаловых оказывается в тяжелой жизненной ситуации. Отец заболел и потерял работу, его семья, жена и трое детей ведут жизнь впроголодь в какой-то мрачной каморке и у них нет никакой надежды на улучшение ситуации.

 

Бывший начальник Мерцалова, работника ответственного и когда-то бывшего на хорошем счету, легко отворачивается от больного подчиненного, не желая даже выслушивать просьбы о помощи. Мир богатых и сытых людей оказывается поразительно единодушно равнодушен к страдальцам и казалось бы помощи уже ждать не от кого.

И тут светлым ангелом на скамейку опускается простой человек в калошах и меховом пальто и отчаявшейся, мечтающий о самоубийстве Мерцалов вдруг узнает, что есть оказывается в мире и доброта и отзывчивость. Ангел в калошах оказывается известным хирургом Пироговым, который выслушав трагическую историю Мерцаловых решает помочь им. Он осматривает больную девочку, выписывает рецепт, оставляет денег и совершает тот самый чудесные переворот в судьбе Мерцаловых, который позволяет им вновь встать на ноги.

Этот рассказ утверждает нам, что если и есть вокруг нас равнодушие, то конечно существует и отзывчивость. И если равнодушие вызывает в нас отвращение, то отзывчивость заставляет сжиматься сердце и наворачиваться на глаза слезы, ведь отзывчивость — это одно из самых светлых и благородных чувств.

ЕГЭ 2018. Как написать сочинение — рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Валентина Распутина «Уроки Французского»

Прекрасный пример отзывчивости к чужой беде показан в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского».

Герой, мальчик из деревни переезжает в райцентр, чтобы иметь возможность продолжать учебу. Он оказывается совершенно один в сравнительно большом поселении и оказывается обречен на одиночество. он часто голодает, у него нет друзей, а редкие приятели при случае предают его. Родные, родственники у которых он живет обворовывают скудные продовольственные запасы мальчика и он ходит голодный и оборванный. Казалось бы людскому равнодушию нет предела, но все не так.

Находится добрая душа, учительница французского Лидия Михайловна, которой оказался небезразличен угрюмый и гордый мальчик. Она, еще совсем молоденькая учительница решает помочь ему хоть чем-то. Она пытается передавать ему еду, понимая, что мальчик голодает, она приглашает его домой якобы позаниматься французским, но на самом деле чтобы просто накормить мальчика. Она даже начинает играть с ним на деньги, чтобы хотя бы таким противозаконным способом помочь бедняге.

Лидия Михайловна очень добрый и отзывчивый человек, который не может остаться равнодушным видя горе и трудности другого человека, тем более маленького мальчика.

Конечно их игра на деньги раскрывается и учительницу увольняют, но она нисколько не жалеет о своем проступке, который и проступком назвать нельзя — это доброта в ее чистом виде, бескорыстная и беззаветная.

Именно эта отзывчивость, с которой удалось столкнуться герою, сделала его настоящим человеком, заставила его поверить в то, что в мире очень много хороших людей и очень много тех, кто нуждается в помощи.

 

faston24.ru

Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

(349 слов) Зачастую люди выполняют просьбы на каких-либо условиях: требуют что-то взамен. Бескорыстным такого человека точно назвать нельзя, а отзывчивым? Скорее всего, тоже нет, ведь отзывчивость – это, прежде всего, добровольная, безвозмездная помощь. Никто не ищет в сочувствии пользы для самого себя, это противоречит самой идее милосердия. Поэтому отзывчивость подразумевает бескорыстие.

Яркий пример, подтверждающий эту мысль, представлен в произведении В. Распутина «Уроки Французского». Главному герою во время учебы в другом городе тяжело жилось: он часто тосковал по родной деревне, но самое страшное – недоедал, хоть мать и высылала ему продукты, их не хватало. Он решил играть на деньги с друзьями, но после того, как он стал часто выигрывать, его избили. Когда он пришел на занятия, Лидия Михайловна, учительница французского языка, выяснила, почему у него разбито лицо. К счастью, она оказалась очень отзывчивым и добрым человеком: она стала заниматься с ним французским и тайно играть на деньги, специально проигрывая ему. И даже когда директор школы узнал, чем занимается учительница, и выгнал ее из школы, Лидия прислала мальчику посылку с едой, тем самым помогла ему в трудную минуту. Однако если бы мы знали, что за свои поступки она получала какую-то выгоду, мы бы не называли ее «отзывчивой»: она помогала бы не ученику, а себе.

Еще одним наглядным примером доброго и отзывчивого человека является Андрей Соколов из повести М. Шолохова «Судьба человека». Вернувшись с войны, он остался совсем один: вся его семья погибла. Переехав в другой город, возвращаясь с работы домой, он часто на улице видел маленького парнишку, который был так же, как и главный герой, одинок. Он ходил в рваной одежде, и, судя по всему, ему негде было жить. Андрей забрал его себе на воспитание, сказав, что он – его папа, тем самым проявив отзывчивость к мальчику. Несмотря на горькую и несправедливую участь, он сохранил в себе самые ценные качества: доброта, любовь, милосердие. Но если бы Соколов, например, получал деньги за воспитание сироты, то его поведение было бы истолковано по-другому.

Отзывчивый человек всегда будет помогать другим в трудные минуты, дарить добро, а главное – он будет это делать великодушно, не прося ничего взамен и не ища выгоды в чем-либо. Поэтому не бывает корыстной отзывчивости, это качество предусматривает безвозмездность.

Автор: Наталья Тихомирова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Поговорим о равнодушии. Готовимся к итоговому сочинению

Беседуя с ребятами о предстоящем декабрьском сочинении, прихожу к выводу, что одно из самых интересных для них направлений  - «Равнодушие и отзывчивость». Возможно, потому, что слова в его названии для них не пустой звук: каждый в своей жизни встречался и с тем, и с другим. На просторах интернета уже много рекомендаций, различных подборок, даже предполагаемых тем сочинений. Предлагаю материалы, которые позволят порассуждать о равнодушии, ведь проблема равнодушия в современном мире стала чрезвычайно актуальной. Среди различных определений понятия остановилась на этом:
«Равнодушие – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет  желания вносить изменения в эти отношения. Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей».
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

 Да, равнодушие – самое страшное состояние души. Это ее паралич. А парализованная душа не может ни видеть, ни слышать,  ни чувствовать.

Бруно Ясенский, замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, к своему роману «Заговор равнодушных» в качестве эпиграфа  взял очень правильные слова Роберта Эберхардта:  «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».


Мир глазами равнодушного


     — Моя хата с краю, ничего не знаю.
     — Своя рубашка ближе к телу.
     — После нас – хоть потоп.
     — Наше дело – сторона.
     — Хоть трава не расти.

Афоризмы о равнодушии
1. Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие (К.Л. Берне). 2. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть (А.П. Чехов). 3. Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям (Мать Тереза). 4. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека (М. Саади). 5. Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия (Хелен Келлер). 6. Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности (Альберт Швейцер). 7. Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности (Бернард Шоу).
Сказка-притча “Равнодушие” - Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как и ты! – Восхищённо повторяла Влюбленность. Ты намного сильнее меня. - А ты знаешь, в чём моя сила? – Спросила Любовь, задумчиво качая головой. - Потому что ты важнее для людей. - Нет, моя дорогая, совсем не поэтому, – вздохнула Любовь и погладила Влюблённость по голове. – Я умею прощать, вот что делает меня такой. - Ты можешь простить Предательство? - Да, могу, потому что Предательство часто идёт от незнания, а не от злого умысла. - Ты можешь простить Измену? - Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее. - Ты можешь простить Ложь? - Ложь – это меньшее из зол, глупышка, потому что часто бывает от безысходности, осознания собственной вины, или из нежелания делать больно, а это положительный показатель. - Я так не думаю, бывают ведь просто лживые люди!!! - Конечно, бывают, но они не имеют ни малейшего отношения ко мне, потому что не умеют любить. - А что ещё ты можешь простить? - Я могу простить Злость, так как она кратковременна. Могу простить Резкость, так как она часто бывает спутницей Огорчения, а Огорчение невозможно предугадать и проконтролировать, так как каждый огорчается по-своему. - Ещё могу простить Обиду – старшую сестру Огорчения, так как они часто вытекают одно из другого. Я могу простить Разочарование, так как за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает. - Ах, Любовь! Ты действительно удивительна! Ты можешь простить всё-всё, а я при первом же испытании гасну, как догоревшая спичка! Я так завидую тебе!!! - И тут ты не права, малышка. Никто не может прощать всё-всё. Даже Любовь. - Но ведь ты только что рассказывала мне совсем другое!!! - Нет, то о чём я говорила, я на самом деле могу прощать, и прощаю бесконечно. Но есть на свете то, что не может простить даже Любовь. Потому что это убивает чувства, разъедает душу, ведёт к Тоске и Разрушению. Это причиняет такую боль, что даже великое чудо не может излечить её. Это отравляет жизнь окружающим и заставляет уходить в себя. Это ранит сильнее Измены и Предательства и задевает хуже Лжи и Обиды. Ты поймёшь это, когда столкнёшься с ним сама. Запомни, Влюбленность, самый страшный враг чувств – Равнодушие. Так как от него нет лекарства.



Произведения для аргументации к направлению «Равнодушие и отзывчивость»


Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание Л.Н. Толстой. Война и мир А.П. Чехов. Тоска  А. Солженицын. Матренин двор В.Г. Короленко. Дети подземелья В. Тендряков. Хлеб для собаки К.Г.  Паустовский. Телеграмма В.П. Астафьев. Людочка Т.  Кудрявцева. Детский дом. Лёка…
В. Конецкий. Кто смотрит на облака. (1 новелла - "Тамара")
В. Распутин. Уроки французского О.  Павлов.  Конец века Л. Петрушевская. Котенок Господа Бога П. Васильев. Уродина
О.Генри. Последний лист

kashctan.blogspot.com

"Равнодушие и отзывчивость. Подготовка к итоговому сочинению по одному из направлений"

«Равнодушие и

отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Равнодушие - безразличие, отсутствие интереса, безучастие, холодность, косность души.

Равнодушный человек не интересуется тем, что происходит вокруг. Он живёт в своём мире, своими проблемами, заботами, а всё, что интересует и волнует людей, живущих с ним в одной стране, городе, работающих в одном коллективе, всё это ему безразлично.

Равнодушие – это черта характера человека, которая приводит его к душевной пустоте, нежеланию откликаться на чувства и эмоции других, к злобе и даже жестокости. Равнодушному человеку ничего и никого не жалко, он теряет стыд, совесть.

Синонимы:

Бесстрастие, безразличность, безучастие, холод, бесстрастность, хладнокровие, безразличие, бесчувственность, жестокость.

Отзывчивость – это одно из положительных качеств личности, которое проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, оказать помощь.

Отзывчивый человек чувствителен к состоянию другого, он может сам предугадать, что тому нужна помощь и поддержка, не доживаясь, когда его об этом попросят. Отзывчивость это результат тактичности, внимательности, душевности по отношению к другим. Это черта сильных и воспитанных людей.

Отзывчивость соседствует с бескорыстностью, потому что не требует похвалы, награды. Это состояние души, когда человек просто не может жить по-другому, проходя мимо людей и всего живого, кому нужна помощь.

Синонимы:

Душевность, сердечность, чуткость, участливость, внимательность, доброта, человечность, сострадательность, добродушие .

Афоризмы и высказывания известных людей:

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится» Ч. Айтматов

«По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен!» М. Горький

«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»

Н. С. Лесков

«Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу» В. А. Сухомлинский

«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности» Джордж Шоу

«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям» Мать Тереза

«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» М. Горький

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу.

Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества. Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других. Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным.

Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского» Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна находит удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё – «сеятеля доброго и вечного» – увольнением с работы. Зато она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые в обществе, и равнодушно пройти мимо.

Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор» В центре повествования писателя – бедная семья Мерцаловых, которая голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться на зов больного о помощи. Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов.

Отношение к людям М. Горький «Старуха Изергиль» Данко и Ларра — два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.

Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма» Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.

-Что значит быть отзывчивым?

-Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

-Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

-Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

-Сочувствие и доброта – это синонимы?

-Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?

multiurok.ru

Уроки французского Равнодушие и отзывчивость

HYPERLINK "http://faston24.ru/kakoj-epigraf-mozhno-podobrat-k-teme-sochineniya-ravnodushie-i-otzyvchivost-chudesnyj-doktor-uroki-frantsuzskogo/" Какой эпиграф можно подобрать к теме сочинения Равнодушие и отзывчивость: «Уроки Французского»

Существует много высказываний великих людей о равнодушии и никто из них не отхзывается об этом человеческом качестве положительно. Да и как можно хвалить такое качество, которое приносит остальным людям только горе?

Как можно пройти мимо утопающего, как можно не накормить голодного котенка, как можно отказать в помощи человеку, который не по своей вине попал в сложную ситуацию?

Говорят, что равнодушие тихо и медленно убивает самого человека, убивает его душу. Прояви равнодушие один раз и ты уже не можешь остановиться, тебе начинает казаться, что остальные не достойны твоего сочувствия.

Вот несколько цитат, которые могли бы стать эпиграфами для сочинения о равнодушии:

А вот красивые цитаты про отзывчивость:

ЕГЭ 2018. Как написать сочинение — рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Валентина Распутина «Уроки Французского»

Прекрасный пример отзывчивости к чужой беде показан в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского».

Герой, мальчик из деревни переезжает в райцентр, чтобы иметь возможность продолжать учебу. Он оказывается совершенно один в сравнительно большом поселении и оказывается обречен на одиночество. он часто голодает, у него нет друзей, а редкие приятели при случае предают его. Родные, родственники у которых он живет обворовывают скудные продовольственные запасы мальчика и он ходит голодный и оборванный. Казалось бы людскому равнодушию нет предела, но все не так.

Находится добрая душа, учительница французского Лидия Михайловна, которой оказался небезразличен угрюмый и гордый мальчик. Она, еще совсем молоденькая учительница решает помочь ему хоть чем-то. Она пытается передавать ему еду, понимая, что мальчик голодает, она приглашает его домой якобы позаниматься французским, но на самом деле чтобы просто накормить мальчика. Она даже начинает играть с ним на деньги, чтобы хотя бы таким противозаконным способом помочь бедняге.

Лидия Михайловна очень добрый и отзывчивый человек, который не может остаться равнодушным видя горе и трудности другого человека, тем более маленького мальчика.

Конечно их игра на деньги раскрывается и учительницу увольняют, но она нисколько не жалеет о своем проступке, который и проступком назвать нельзя — это доброта в ее чистом виде, бескорыстная и беззаветная.

Именно эта отзывчивость, с которой удалось столкнуться герою, сделала его настоящим человеком, заставила его поверить в то, что в мире очень много хороших людей и очень много тех, кто нуждается в помощи.

www.freedocs.xyz

Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость» Итоговое сочинение по литературе

Транскрипт

1 Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость» Итоговое сочинение по литературе Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества. Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других. Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Отношение к людям М. Горький «Старуха Изергиль» Данко и Ларра два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

2 А.И. Солженицын «Матренин двор» В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом. М. Горький «На дне» В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны). В. Железников «Чучело» В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться,

3 а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других. Отношение к своему профессиональному долгу. В. Г. Распутин «Уроки французского» Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна

4 находит удачный выход игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё «сеятеля доброго и вечного» увольнением с работы. Зато она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые в обществе, и равнодушно пройти мимо. А.И. Куприн «Чудесный доктор» В центре повествования писателя бедная семья Мерцаловых, которая голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться на зов больного о помощи. Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов. А.П. Чехов «В аптеке» Другое отношение к своему долгу мы видим в рассказе Чехова «В аптеке». Безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и равнодушный к просьбе больного провизор, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки, отказывает больному в лекарстве, так как тому не хватает шести копеек. Обратившийся за помощью учитель Свойкин пытается завести разговор с провизором и найти понимание, обещает вернуть долг, но его не слышат, не хотят слышать. Строгий человек за прилавком равнодушно наблюдает за тем, как остро нуждающийся в помощи уходит ни с чем. Отзывчивость вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям мы становимся ничем. Автор оставляет повествование о судьбе учителя незавершенным. Такой открытый финал дает читателю возможность самому предположить, что в итоге случилось с больным. Умер он или утром сходил в аптеку? Этот вопрос

5 автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и равнодушия. Отношение к близким людям. Л. Н. Толстой «Война и мир» На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения. Если для Ростовых главное эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых любовь к друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери, которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и добра. Эти качества в ней воспитали родители. Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика. К.Г. Паустовский «Телеграмма» Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого. Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори». Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду. Отношение власти к простому человеку.

6 Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев представлено достаточно широко в русской литературе: «Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» Основной темой творчества Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Писатель уделяет внимание равнодушному отношению властьимущих к судьбам простых людей, являющихся лишь винтиком в огромной машине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» в центре повествования Шухов, попавший в лагерь по обвинению в предательстве, хотя вся его вина состояла в том, что он несколько дней был в плену. Однако власть это расценила как предательство, и такие факты в истории нашего государства далеко не единичны. Глухо и слепо оказалось государство к судьбе простого человека. И отбывает свой срок Иван Денисович в лагере, стараясь сохранить в себе человека. Эта же тема затрагивается и в «Матренином дворе», где изображается нелегкая судьба Матрены Васильевны женщины-праведницы. Несправедливое отношение власти к героине проявляется в вопросе попыток получения ею заслуженной пенсии. Немало было отдано поклонов чиновничьей власти (сама героиня жалуется герою-рассказчику: «Притесняют меня, Игнитич, жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. Иззаботилась я»), при том что труд Матрены в конечном итоге так и не был оценен по достоинству. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» В повести автор говорит о затоплении острова Матера и о переселении стариков в комфортабельные городские квартиры. В центре внимания писателя старики, обращающиеся к «административным людям», не понимающим чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать». Так и поднимается в

7 повести вопрос равнодушного отношения власти к народу. Распутин показывает, как несвойственна отзывчивость чиновникам, оправдывающим свое действие благом всего народа. Отношение к миру, к жизни в целом. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Главный герой, по имени которого и назван роман, Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком. Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. «Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика. Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он не создан для блаженства, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность, желание покоя, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.

docplayer.ru

Уроки французского Равнодушие и отзывчивость


HYPERLINK "http://faston24.ru/kakoj-epigraf-mozhno-podobrat-k-teme-sochineniya-ravnodushie-i-otzyvchivost-chudesnyj-doktor-uroki-frantsuzskogo/" Какой эпиграф можно подобрать к теме сочинения Равнодушие и отзывчивость: «Уроки Французского»
Существует много высказываний великих людей о равнодушии и никто из них не отхзывается об этом человеческом качестве положительно. Да и как можно хвалить такое качество, которое приносит остальным людям только горе?
Как можно пройти мимо утопающего, как можно не накормить голодного котенка, как можно отказать в помощи человеку, который не по своей вине попал в сложную ситуацию?
Говорят, что равнодушие тихо и медленно убивает самого человека, убивает его душу. Прояви равнодушие один раз и ты уже не можешь остановиться, тебе начинает казаться, что остальные не достойны твоего сочувствия.
Вот несколько цитат, которые могли бы стать эпиграфами для сочинения о равнодушии:

А вот красивые цитаты про отзывчивость:

ЕГЭ 2018. Как написать сочинение — рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Валентина Распутина «Уроки Французского»
Прекрасный пример отзывчивости к чужой беде показан в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского».
Герой, мальчик из деревни переезжает в райцентр, чтобы иметь возможность продолжать учебу. Он оказывается совершенно один в сравнительно большом поселении и оказывается обречен на одиночество. он часто голодает, у него нет друзей, а редкие приятели при случае предают его. Родные, родственники у которых он живет обворовывают скудные продовольственные запасы мальчика и он ходит голодный и оборванный. Казалось бы людскому равнодушию нет предела, но все не так.
Находится добрая душа, учительница французского Лидия Михайловна, которой оказался небезразличен угрюмый и гордый мальчик. Она, еще совсем молоденькая учительница решает помочь ему хоть чем-то. Она пытается передавать ему еду, понимая, что мальчик голодает, она приглашает его домой якобы позаниматься французским, но на самом деле чтобы просто накормить мальчика. Она даже начинает играть с ним на деньги, чтобы хотя бы таким противозаконным способом помочь бедняге.
Лидия Михайловна

filesclub.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *