Укажите вечные темы и проблемы русской литературы – Понятие литературной традиции: вечные темы, традиционные проблемы

Понятие литературной традиции: вечные темы, традиционные проблемы

 

Термин «литературная традиция» применяется в литературе, если речь идет о преемственной связи, которая объединяет последовательные литературные явления.

Понятие литературной традиции

По своему смыслу понятие литературной традиции тождественно понятию заимствования, влияния и подражания. Составляющими элементами литературной традиции могут служить такие компоненты поэтики: стилистика, композиция, ритмика и тематика. Эти составляющие зачастую передаются литературной традицией не порознь, а в сочетании друг с другом.

Достаточно широка и область литературной традиции: это может быть как международное творчество, так и творчество одного народа. К примеру, Гоголь создал литературную традицию в России, которая со временем распространилась далеко за ее приделы. Литературная традиция не отличается интенсивностью, так мы видим, что пушкинские традиции в разные времена то усиливаются в литературе, то исчезают фактически полностью.

На первый взгляд угасшая традиция, может не только возродится, но и занять место доминирующей в литературном процессе, благодаря влиянию подходящих исторических условий.

В литературном процессе существует понятие пародирование литературной традиции. Ярким примером тому является произведение Достоевского «Село Степанчиково», в котором автор парадирует стиль Гоголя и его идеологию.

Вечные темы в литературе

Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.

Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками. 

Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:

1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.

2. Антропологические темы:
— понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть.
— эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность.
— сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, рвение к власти, социальные трансформации человека.

Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.

Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т.д.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Целостность русской литературы: общие черты русской литературы XIX и XX веков
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Сквозные» образы Дон Кихот и Гамлет: различные типы литературных героев

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века. 19 век Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай

litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.

    Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».
    Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.

    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.
    Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.
    На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.
    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.
    Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.
    Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.
    В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.
    Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.
    Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.
    Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
    Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.
    Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.
    За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.
    В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.
    Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
    Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
    Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.
    В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.


Смотрите также по произведению «19 век»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Вечные вопросы в русской литературе

Мы живем, наша жизнь никогда не стоит на месте, время проходит безвозвратно. На протяжении всей жизни у людей возникает множество вопросов и порой ответы на эти вопросы мы находим в книгах. Книга, которая писалась много веков назад остается актуальной в наши дни. Многие темы и вопросы, которые поднимались тогда, волнуют нас и сейчас.

Вечным вопросом в русской литературе осталась любовь.

Все писатели описывают любовь по-разному. Для кого-то любовь это светлое чувство, как например у А. С. Пушкина. Своими стихами Пушкин преподносит любовь до небес, а для кого-то любовь, это лишь мгновенье, которое было, и вот его уже нет. Такую мгновенную любовь мы можем заметить в рассказах у И. А. Бунина. Во всех его произведениях, по моему мнению, показана совсем не любовь, а влюбленность. Ведь, только влюбленность может длиться не вечно, всего лишь мгновенье, такую влюбленность можно назвать ошибочной в нашей жизни, которую, наверно испытал каждый из нас. Такая “любовь” дается нам для опыта. А если говорить о любви, о любви настоящей, то такая любовь будет длиться вечно, именно такую любовь мы проносим через всю свою жизнь. Она может быть несчастной, неразделенной, но она есть, была и будет. Возвращаясь к творчеству А. С. Пушкина, самым его известным произведением про любовь, является роман в стихах “Евгений Онегин”. В этом произведении красиво описаны чувства,

эмоции, переживания и волнения героев. А. С. Пушкин сумел донести до нас главный смысл романа. “Что имеем не храним, а потерявши плачем”. Онегин опоздал, он раскрыл в себе это великое чувство любить слишком поздно. И за это наказал себя одиночеством. А Татьяна, любит и будет любить Онегина, при этом оставаясь верной своему супругу. Вот они, герои романа, любящие друг друга, но, не имея ни единого шанса быть вместе. Татьяна до конца жизни будет несчастна, ведь ее любовь, совсем не ее муж, который тоже останется несчастным, ведь он чувствует, что Татьяна любит совсем другого человека. Также несчастен и Онегин, который сначала не принял любовь, а потом стал требовать ее, уже от замужней женщины. Вот она жизнь, вот она любовь.

Конечно, понять любовь по романам, стихам, даже хорошо написанным очень сложно, но извлечь для себя полезный урок можно. “Наверное, правильно делают, что помещают любовь в книги, именно там ей и место”. Читая произведения писателей, например как Куприна, (“Гранатовый браслет”), Толстого (“Война и Мир”), Шолохова (“Тихий Дон”), мы понимаем, какая бывает любовь, и какой ценой она дается. Благодаря писателям тех времен, мы осознаем, что ничего не изменилось. Любовь существует и сейчас, любовь светлая и добрая, горькая и несчастная. И большое счастье, если удалось почувствовать это светлое чувство, почувствовать так, как чувствовала Татьяна к Онегину, как чувствовала Наташа к Болконскому.

Вопросы о любви в русской литературе останутся актуальными во все времена. Люди вновь и вновь будут возвращаться, и поднимать эту тему постоянно. И каждый будет находить в произведениях о любви, что-то свое личное, до боли знакомое и понятное.

.

ege-essay.ru

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.

Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».

Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.

Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.

Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.

На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.

Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.

Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.

В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.

Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.

Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.

Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.

Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.

За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.

В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.

Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.

Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.

Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.

В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

my-soch.ru

Подготовка к экзаменам по литературе. Вечные темы в литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе или итоговому сочинению включает в себя умение правильно и грамотно писать тексты. А знакома ли вам ситуация, когда вы с ужасом понимаете, что не можете ничего написать? Или мысли вертятся в голове, но не изливаются на бумаге? Иногда написание сочинения становится настоящим кошмаром. Мы подскажем, как сделать жизнь лучше и успешно сдать экзамен по литературе.

Чтобы успешно выполнить самый коварный вариант ЕГЭ по литературе или написать хорошее сочинение, нужно не только знать стандартный набор определений вроде «роды, жанры и виды литературы» или «образ автора», «литературно-исторический процесс» и т.п., но и уметь ориентироваться в темах литературных произведений.

Основная масса текстов из школьной программы — произведения русских классиков XIX века. Мы имеем в виду Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского и других мастеров слова. Говоря об их тематическом своеобразии, нельзя не отметить, что классическая литература затрагивает в основном так называемые «вечные темы». И если вы научитесь в этом разбираться и должным образом размышлять, то, считайте, полэкзамена сдано.

Большинство произведений затрагивают традиционные проблемы, стабильные вечные темы, интересовавшие человека с самого момента его появления. А новые поколения писателей наделяют рассуждения своим смыслом.

Итак, людей веками волновали темы жизни, смерти, любви, ненависти, смирения, гордыни и т.д. Например, Достоевский в «Преступлении и наказании» показывает мятущегося Родиона Раскольникова, который не может обрести гармонию с окружающим миром и совершает преступление. Его «тварь я дрожащая или право имею» затрагивает вечную тему нравственности, проблему выбора человеком того или иного пути.

Другой интересующий классиков вопрос – поиски «героя времени», образа человека, отражающего духовные искания в 19м веке. В этом контексте писателей волнует проблема особенного человека, героя-одиночки, которого не принимает общество. Ее затрагивают, к примеру, романы Лермонтова «Герой нашего времени», Тургенева «Отцы и дети» и Пушкина «Евгений Онегин». 

Литература в 19-м веке вообще была зациклена на поисках, стремлении найти не только героя поколения, но и нравственные идеалы, понять смысл жизни, приблизиться к основам существования вселенной и т.д. Таким образом, классики пытались ответить на основополагающие вопросы бытия человека. 

Поэтому мы рекомендуем сначала погрузиться в эти проблемы, а после – научиться размышлять. Тогда скоростное заучивание сюжетов школьной классики может отпасть вообще, потому что в любом экзамене по литературе, ЕГЭ или сочинении, главное все-таки – знание не содержания, а проблематики текстов. По-другому, их сущности.

Назад >>

www.examen.ru

Сочинение на тему «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.

Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».

Так, «Горе от ума» А. С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.

Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина — чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.

Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века — И. С. Тургенев — также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.

На примере главного героя — Евгения Васильевича Базарова — писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы — это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.

Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин — поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.

Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии — убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.

В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.

Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.

Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.

Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века — Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент — преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.

Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.

За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.

В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.

Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.

Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.

Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.

В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

www.allsoch.ru

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века

     Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».
    Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.
    Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.
    На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.
    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.
    Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.
    Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.
    В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.
    Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.
    Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.
    Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
    Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.
    Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.
    За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.
    В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.
    Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
    Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
    Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.
    В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

reshebnik5-11.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *