Эпоха Средневековья: характеристики и особенности
Средневековье и эпоха Возрождения – ярчайшие периоды в истории человечества. Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.
Общие сведения
Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация – переход к Новому времени. Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 — конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода буржуазную революцию в Англии. Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 – начала 17 столетия. Этим «самостоятельным» временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.
Характеристика эпохи Средневековья
В данный период происходило формирование европейской цивилизации. В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии – парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи «мракобесия» и «темных веков», стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.
Общественная структура
Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:
- Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
- Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
- Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.
Государственное устройство
Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде «варварских королевств». На 2-м этапе государство и феодальное общество представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками – населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.
Второй период
После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории – поместья, а в идеологическом – у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.
Роль церкви
Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь – от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа – Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим религиозная философия эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.
Влияние религии на развитие цивилизации
Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки – нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.
Экономическое развитие
По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.
Формирование нового восприятия
В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.
В заключение
Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину «феод» – пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:
- сосредоточение в деревнях абсолютного большинства жителей;
- преобладание натурального хозяйства;
- господствующее положение крупных землевладельцев в обществе;
- разделение между королями и вассалами власти;
- господство христианского вероисповедания;
- несвободное положение землевладельцев-крестьян, находящихся в личной зависимости от господ;
- отсутствие безудержной жажды богатства и накопления в обществе.
Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, — все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.
fb.ru
Ответы@Mail.Ru: Черты средневековья
Средневековьем называют период между падением Древнего Рима в 5 веке и Новым временем, 15 век, его условно можно разделить на три периода:Раннее средневековье, от начала эпохи до 9 – 10 в.
Высокое (классическое) средневековье, 10, 11 – 14 в.
Позднее средневековье, 14—15 в.
Раннее средневековье установилось после падения Римской империи, варвары селились на территории бывшей великой империи и ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые европейцы, как правило принимали Христианство, которое к концу существования римской империи стало государственной религией. Распространение христианской религии стало важной чертой средневековья. Третьим важнейшим процессом было формирование молодых европейских государств, находящихся на территории бывшей римской империи. Становление государств сопровождалось постоянными войнами набегами и грабежами, которые замедляли экономическое и культурное развитие.
Основная масса населения средневековой Европы состояла из сельских жителей, жизнь которых была подчинена ежедневной рутине и их кругозор был значительно ограничен. Не смотря на презрение аристократических слоев к крестьянству, последнее было главным регулятором социального ритма жизни. Между правящим классом и крестьянством стояла церковь, которая призывала сильных мира к милосердию по отношению к слабым и обездоленным. Это отношение происходило из христианских идеалов бедной и смиренной жизни. Правда осуждение богатсва яростно звучавшее в 3—5 веках в последствии было значительно приглушено, так как в это время церковь становится крупным собственником.
Характерной чертой раннего средневековья была плохо распространенная письменность, разнообразные диалекты распространненый в западной Европе не могли овладеть письменностью, поэтому оставались под властью латыни, основным носителем которой было духовенство. Быть грамотным в то время означало знать латынь, поэтому было распространено разделение общества на litterari, образованных людей и illiterari – темных и неученых, довольствующихся грубым народным языком.
далее см здесь.. .
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
otvet.mail.ru
Чем люди Средневековья отличались от людей XXI века?
Думаю, что самое радикальное отличие, которое сразу внешне бросилось бы в глаза — это рост людей тех времён, и нынешних. Акселерация. Большинству, кто ещё в XX веке пробовал примерить настоящие средневековые доспехи, они были малы. Кроме того, у бедных слоёв населения, вследствие недоедания, в детстве могла наблюдаться приостановка в росте, и как следствие, он был небольшим и в зрелом возрасте. Такое встречается регулярно и сейчас, но в странах «третьего мира». Тогда же и в Европе было обычным делом.
Тем не менее, не стоит утрировать. Бытовые различия не были такими колоссальными, как их любят рисовать в попсовых статьях в Интернете.
В Западной Европе (но не на Руси), например, в XV веке ели достаточно много мяса по сравнению со всем остальным миром, но не по сравнению с нашими днями. XV век большинство историков сейчас признают последним веком Средневековья. Вот уже в Новое Время просиходит рост численности населения, и потребление мяса резко сокращается. ВНЕЗАПНО массы населения начинают в основном есть каши и хлеб. Очень хорошо, на мой взгляд, это описано у французского историка Фернана Броделя в его книге: «Структуры повседневности: возможное и невозможное.» Там же, но не только, развеевается другой популярный миф: что в Западной Европе в Средние века якобы не мылись. Как раз в эту эпоху существовали общественные бани. Зато настоящая деградация личной гигиены наблюдается в Новое время. Это было связано с совокупностью факторов. Как религиозно-идеологических, так и экономических.
Продолжительность жизни? Если смотреть на биографии известных деятелей той эпохи, то не так уж радикально это отличалось от нынешних дней. Некоторым, особо изворотливым, и умудрённым удавалось дожить до достаточно пожилого возраста. Уж во всяком случае, по меркам современного СНГ… У «простолюдинов» было сложнее. Но опять-таки, замечательная экология, по сравнению с nowadays; чистые, без устрашающих элементов таблицы Менделеева, продукты питания. Правда, они же изобиловали яйцами паразитов и отложениями различных инфекций — про это просто не знали.
Конечно, у большинства не было возможности так развиваться, и прокачивать эрудицию, как сейчас. Наверное, в процентном отношении, количество извилин было чуть меньше. Тем не менее, Леонардо да Винчи родился-таки ещё в Средние века. И на Западе, и на Востоке жили люди, имевшие доступ, и, соответствено, знания, касающиеся сокровищ достижений культуры Античности. И не факт, что их было значительно меньше тем теперь. А что-то было доступно именно в ту эпоху, но было утрачено позднее.
Подводя итог, можно сказать следующее. Отличия в одежде, быту и обычаях — преходящи. Главное, чтобы сразу радикально отличило средневековых людей от современных — их рост, и состояние здоровья. Увы, среднестатичстический средневековый человек, даже не зная об этом, был носителем тех или иных паразитов, тех или других болезней. Многие из того списка в наши дни шокировали. Если бы кому удалось бы проникнуть в Средние века, то ему бы следовало запастись большим набором медикаментов — обеззараживающего, антисептического, борющегося с инфекциями свойства.
(С другой же стороны, у простых, скажем так, колхозников, было множество лайфхаков, ныне в нормальном (в нашем понимании) мире почти утраченных: как жить без спичек, Интернета, туалетной бумаги, антибиотиков (список произволен) и т.д).
Конечно, ещё и кое-что о нравах почитать. Ну так и в наше время по некоторым летосчислениям выходит, что сейчас только XV век. И нравы и быт многих тех, кто придерживается такого календаря (пусть эти господа обратят внимание, что не называю их конкретно), сплошь и рядом укладывается в нашем сознании именно со Средневековьем. Чтоб встретиться с ними на их территории, тоже нужно проштудировать нужную литературу. Как-то так.
thequestion.ru
Trojden | От традиционного общества к обществу индустриальному: Юдовская А. Я.
ЕВРОПА ПОСЛЕ ВЕНСКОГО КОНГРЕССА (1815 г.)
Каковы хронологические рамки Нового времени? Назовите черты традиционного общества. Укажите черты раннего Нового времени, отличающие его от Средневековья. Какие черты личности присущи человеку Нового времени?
Изучая в 7 классе события XVI—XVIII вв., вы узнали об эпохе раннего Нового времени, когда в Западной Европе происходило разрушение традиционных обществ.
В 8 классе вам предстоит познакомиться с историей XIX в. В это время в Западной Европе и США зарождается и получает своё дальнейшее развитие индустриальное общество.
В XIX в. в Западной Европе и США перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации.
Изучая историю раннего Нового времени, вы могли убедиться в том, что разрушение традиционного общества в странах Европы происходило неравномерно. В связи с этим учёные выделяют в XIX в. три эшелона модернизации. Первый эшелон — страны старого капитализма, или центра (его развитие совпадает с началом Нового времени), где индустриальное общество развивалось эволюционно и это развитие носило естественный характер (например, Англия, Франция). Второй эшелон — страны молодого капитализма, или срединная зона, где модернизация проводилась в основном за счёт целенаправленных реформ (например, Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия). Третий эшелон модернизации — страны, отдалённые от центра (например, Латинская Америка, Испания, Португалия и др.), где преобладали нормы традиционного общества и процессы модернизации распространялись очень ограниченно.
Коснулась ли модернизация стран Востока? Следует отметить, что модернизация носила в них запаздывающий и ограниченный характер, имела свои особенности. Раздел мира на сферы влияния индустриально развитыми странами рождал у народов Востока враждебное отношение к колонизаторам и, как следствие этого, неприятие всего того, что имело западное происхождение (исключение составляло только, пожалуй, современное оружие). Кроме
того, в традиционных обществах Востока существовали свои ценности, основанные на ином, чем у европейцев, восприятии мира. Восточные общества стремились сохранить традиции, которыми дорожили, не желали в подавляющем большинстве перенимать чуждый им европейский образ жизни. Уникальным для рубежа XIX—XX вв. явился только опыт Японии, сумевшей встать на путь индустриализации и развиваться согласно девизу «Восточная мораль— западная техника».
Существовавшее в XIX в. понимание модернизации имеет чисто европейское происхождение. Ведь европейцы стремились подчинить себе природу, переделать мир на свой лад согласно своим представлениям о прогрессе.
С точки зрения европейцев, модернизация — это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу.
В целом же модернизация — длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В XIX в. процесс модернизации происходит в Западной Европе и в США и приводит к преобразованию традиционного общества в индустриальное.
Изучая историю XIX в., мы увидим новые демографические процессы: в это время в Европе происходит бурный рост численности населения, «люди приходят в движение», т. е. усиливаются миграционные процессы. В поисках работы, лучшего заработка потоки сельских жителей направляются в города. Быстро растёт численность городского населения, впервые в истории города начинают преобладать в экономической жизни. В XIX в. усиливается эмиграция в страны Нового Света.
В экономической области проявлением модернизации является индустриализация.
В XIX в. благодаря завершению промышленного переворота развивается индустриализация — ручной труд постепенно вытесняется машинным. Сами машины начинают производиться также при помощи станков, усложняются технологические процессы, углубляется разделение труда, что ведёт к дальнейшей его специализации. Индустриальная революция, постепенно охватывающая страны и континенты, приводит к появлению новых материалов, новых источников энергии, новых средств сообщения и связи, новой организации труда. Создаётся единая система мирохозяйственных связей, возникает мировой рынок, обостряется соперничество между наиболее развитыми европейскими государствами из-за владения колониями и сферами влияния.
В XIX в. появляются новые скорострельные виды оружия: винтовки, пулемёты. Военный флот пополняется паровыми крейсерами, броненосцами и другими типами кораблей. Парусный флот уходит в прошлое.
В политической области модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни.
В ходе продолжающихся в первой половине XIX в. революций и реформ идёт перестройка государственной власти. Всё больше сторонников находит идея просветителей: источником власти является народ. Власть королей и императоров ограничивается конституциями и парламентами, а в ряде стран (например, в 70-е гг. во Франции) побеждает республиканское государственное устройство. Усиливается влияние политических партий. Укрепляются принципы правового государства и гражданского общества, расширяются права личности.
В ряде стран разрушается традиционная сословная структура. Формируется как мощный класс буржуазия.
Модернизация в области культуры — это быстрый рост научных знаний, формирование в умах людей новых представлений о развитии природы и общества, это процесс дальнейшего обмирщения сознания, начатый в XVI в. Реформацией, это придание светского характера школьному образованию.
Оформляются основные социальные учения: консерватизм, либерализм, социализм.
Подводя итоги развития общества в XIX в., мы можем сказать: прекрасен век, давший миру господство машинного производства, общественное разделение труда, развитой рынок, окончательно превратившийся в регулятор товарного хозяйства; прекрасен век, в котором в Европе и США усилилось стремление к демократизации государственного и общественного устройства, когда постепенно, через революции и реформы, шло формирование правовых государств, складывались гражданские общества; прекрасен век, усиливший влияние человека в обществе и его власть над природой.
Но всё ли было прекрасно? Уже в первой трети XIX в. учёные начинают проявлять беспокойство о последствиях влияния индустриализации на окружающую среду. Они предупреждают, что выделения двуокиси углерода вызывают потепление атмосферы. Создание новых видов оружия сделало войны особенно опасными, а мощное развитие производства поставило его в зависимость от источников энергии.
Технический прогресс, делая жизнь человека богаче и комфортнее, предоставляя ему больше досуга, в то же время породил экологические проблемы, грозящие существованию человечества.
Так что же дал человеку XIX в.?
1. Объясните термин модернизация. 2. Покажите на карте страны первого, второго и третьего эшелонов модернизации. 3. Перечислите демографические процессы, характерные для XIX в. 4. Объясните понятие «индустриальная революция». В чём она проявляется? 5. Объясните понятие «демократизация». Какие явления свидетельствуют о демократизации общественной жизни? 6. Приведите факты, свидетельствующие о противоречивости общественного прогресса.
1. Подумайте, чем можно объяснить существование различных эшелонов модернизации. 2. Как вы считаете, почему процесс модернизации в XIX в. почти не коснулся стран Востока? 3. Обсудите с одноклассниками, что составляло основное содержание процесса модернизации в Западной Европе в XIX в. 4. Выделите проблемы, порождённые техническим прогрессом в XIX в. Сравните их с проблемами, связанными с техническим прогрессом в наше время, и раскройте особенности проблем XIX в. Используйте данные физики, химии, географии и биологии.
trojden.com
Общая характеристика Средневековья — 5х5
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
mkstanislavovna.livejournal.com
Раздел 4. От средневековья к новому времени. Европа в конце XV
Данный раздел посвящен переходной эпохе истории стран Запада – истории раннего нового времени. Средневековая система экономической жизни, построенная на личной зависимости крестьянина от феодала, все меньше соответствовала развивающимся началам рыночных отношений. Сословная структура (дворянство, духовенство, третье сословие) менялась под воздействием растущей общественной динамики. Происходила духовная и идеологическая смена вех, которую выражают два ключевых понятия «гуманизм» и «реформация».
Без уяснения изменений, которые произошли в Европе в конце XV — XVI веке, будет невозможно понять историю современного мира. Программа фокусирует внимание на пяти основных проблемах, тесно взаимосвязанных друг с другом:
социальные и экономические преобразования. Обратите внимание на следующие факты: рост населения, начало внедрения достижений науки в производство, становление книгопечатания, металлургии, изменения в сельском хозяйстве. Дайте оценку революции цен, развитию торговли, возникновению хозяйственных обществ, роли городов как деловых центров. Отметьте размывание традиционного сословного строя.
общее изменение геополитической картины мира. Великие географические открытия изменили представления европейцев о мире, они начали новую эпоху в истории всего мира — переход от замкнутых цивилизаций (Северная и Южная Америка, Европа, Африка) к мировой системе. Непосредственными итогами явился процесс европейской колонизации, слом традиционного общества Нового света.
политические преобразования. Складывание европейского абсолютизма обычно интерпретируется только как усиление власти монарха, централизация системы управления страной. Но не меньшее значение имеет то обстоятельство, что монарх (а по сути — формировавшийся тип европейского государства) призван был гарантировать права и привилегии сословий, безопасность страны, прекращение феодальной «войны всех против всех». Абсолютизм стал важнейшим этапом создания сегодняшней европейской государственности, построенной на принципах верховенства государственной власти, единого экономического и политического пространства страны, общегосударственного права, единой армии и государственного аппарата. Естественно, что этот процесс имел различные особенности в Англии (династия Тюдоров), Франции (Валуа — Бурбоны), Испании (Испанские Габсбурги). Абсолютизм был реальностью во многих германских государствах. Важно отметить, не только экономические и социальные факторы, но и индивидуальную роль монархов, министров, философов в формировании абсолютизма.
Реформация и ее последствия. Следует проанализировать Реформацию не только как религиозное движение, но и как социально-экономическое и политическое явление. Одна из наиболее распространенных в научной литературе оценок влияния Реформации на последующее развитие экономики, рыночных отношений на Западе содержится в работах немецкого историка и социолога Макса Вебера (см. библиографию).
культура, искусство эпохи Возрождения. В центре внимания общественно-политической мысли того времени — личность, человек. Изобразительное искусство XV-XVI вв., связанное с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, является наиболее ярким воплощением идей гуманизма. Всю противоречивость этой эпохи символизирует трактат «Государь» Макиавелли. Следует обратить внимание на особенности Северного Возрождения (Рабле, Эразм Роттердамский).
Отметим, что традиционная интерпретация истории относит все эти темы к разделу средневековья (они включены в учебники по средневековью, а не новому времени).
Обязательная литература
— Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. С. 345-401.
— Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.61-306.
Дополнительная литература
— Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.: В 3 т. / Вступ. Ст. и ред. Ю.Н.Афанасьева. Т.1. М.,1986.
— Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв.: Общая характеристика бюрократического государства и сословного общества “старого порядка”. СПб., 1908.
Контрольные вопросы по теме
1. Назовите основные изменения в экономической жизни Европы в конце XV — XVI вв.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
2. Назовите 7-8 ключевых имен философов, литераторов и деятелей искусства эпохи Возрождения из различных государств Европы. Укажите период (век, годы) их жизни, главные произведения.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
3. Каковы главные социально-политические аспекты учения Мартина Лютера?
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
4. Каковы характерные черты европейского абсолютизма как политического режима (сформулируйте главные тезисы).
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
studfiles.net
Сущность нового времени
Середина XVII в. явилась гранью, отделяющей новое время от средневековья и даже от раннего нового времени, тесно связанного с предыдущей эпохой. Что же принципиально отличает новое время от средневековья и других, более ранних эпох? Главным отличием принято считать утверждение буржуазных отношений в Западной Европе, которое обычно связывают с Английской революцией середины XVII в. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму, обозначив начало процесса ломки феодальных отношений и в других странах.
В новое время началось формирование индустриальной цивилизации, которая строилась на принципиально иных основах, нежели традиционная. Сложный и длительный процесс разрушения устоев традиционной цивилизации обобщенно именуется модернизацией. В сфере экономики модернизация включает в себя урбанизацию — небывалый доселе рост городов, решительно оттесняющих деревню на второй план, и индустриализацию — активное использование в производстве машин, начало которого было положено во второй половине XVIII в. промышленным переворотом в Англии. Модернизация затрагивает и социальную сферу, где происходит демократизация политических структур, создающая предпосылки для формирования гражданского общества и правового государства. Развивается и процесс секуляризации (обмирщения) сознания, что становится возможным прежде всего благодаря стремительному росту знаний о природе и обществе.
Совокупность всех этих процессов меняет самого человека, его систему ценностей. Если человек традиционной цивилизации был уверен в неизменности природы и общества, то человек нового времени считает возможным (а порой и необходимым) контролировать и видоизменять природу и общество. Иным становится и отношение людей к государственной власти, которую уже не воспринимают как нечто данное свыше и к которой начинают относиться критически.
Человек нового времени необычайно мобилен, он быстро приспосабливается к изменениям в окружающей жизни. В отличие от человека средневековья он не ограничен рамками своего сословия или корпорации, родного города или деревни и ощущает себя частицей более крупной общности — класса, нации, государства. В новое время изменяется и массовое сознание. Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации сужается пропасть, которая отделяла рядового человека средневековья от интеллектуальной элиты.
Конечно, процессы, связанные с модернизацией, различались по скорости и глубине. Так, в XVII и особенно в XVIII в. довольно быстро росли города, но ведущие позиции в экономике по-прежнему занимало сельское хозяйство, в котором была занята основная часть населения. Вместе с тем в аграрном секторе в отличие от промышленного долго сохранялись техническая отсталость и мелкое производство.
Во второй половине XVIII в. начинается использование машин, но в целом экономика еще только приближается к стадии индустриализации. Все эти процессы, постепенно набирая скорость, подрывают основы традиционализма. В передовых странах Западной Европы его крушение становится очевидным уже в первые десятилетия XIX в. Утверждение капитализма идет рука об руку с модернизацией. История убедительно показывает, что оба эти процесса теснейшим образом связаны и взаимозависимы: капитализм невозможно построить в традиционном обществе, а истинную модернизацию нельзя осуществить, минуя капитализм.
Эпоха становления капитализма сопряжена с социальными революциями — радикальным и довольно быстрым насильственным изменением политической и общественной структур, а также основных систем ценностей. Внешне революции могут быть сходны с бунтами, восстаниями, дворцовыми переворотами, но лишь революции приводят к глобальной ломке старых устоев. Вплоть до нового времени революций не переживала ни одна цивилизация (а некоторые страны и позже сумели обойтись без них, развиваясь по эволюционному пути). В отличие от так называемых революционных, или формационных, сдвигов (например, переход от античности к средневековью) социальные революции могли появиться только на заре нового времени как органичный (но отнюдь не обязательный) элемент модернизации традиционного общества.
Поначалу область распространения революций была сравнительно небольшой. В конце XVI-XVIII в. она включала в себя лишь три страны Западной Европы: Голландию (1566-1609), Англию (1642-1653) и Францию (1789-1794). Революцией нередко называют и Войну за независимость североамериканских колоний Англии (1775-1783), хотя фактически капитализм утвердился в Северной Америке задолго до этой войны. В XIX в. географические рамки процесса модернизации значительно расширяются, что приводит к учащению революций. Революционное брожение вслед за Западом постепенно охватывает и Восток (в основном уже в XX в.).
Обычно революции вспыхивают в ситуации, когда социально-экономическое развитие вступает в противоречие со сдерживающей его косной политической структурой. Это противоречие, как правило, обостряется тяжелым кризисом, который и создает революционную ситуацию: поражение в войне, неудачные меры правительства, провоцирующие недовольство широких слоев общества, и т. д. Например, в Англии накануне революции разразился финансовый кризис, который обострялся массовыми гонениями на пуритан — английских кальвинистов. Общую картину кризиса довершали своевольные действия королей Якова l и Карла I, в результате которых парламент оказался в оппозиции монархии.
В Америке ситуацию накалили ограничительные меры британского правительства. Метрополия вводила новые налоги, повышала таможенные сборы, запрещала колонистам продвигаться на еще неосвоенные западные земли. Ограничивалось также экономическое развитие колоний и их самоуправление.
Крайне напряженное положение сложилось к 1789 г. и во Франции. В торговле и промышленности царил застой, казна пустела из-за чрезмерных трат двора. А последней каплей, переполнившей чашу терпения французов, стала попытка короля ограничить права созванного после длительного перерыва представительного собрания — Генеральных штатов.
Помимо кризисов для возникновения революций необходимо еще одно условие: сознание людей должно измениться («модернизироваться») настолько, чтобы они поверили в свои силы, в возможность изменить государственный строй. А это может произойти только в том случае, если рухнут традиционные представления о незыблемости политических порядков и о Божественном происхождении власти.
В преддверии революций в Англии, Северной Америке и Франции передовые философы и публицисты обосновывали право народа на насильственное свержение деспотической власти и установление справедливых порядков, устраивающих большинство населения. В каждой последующей революции эти идеи корректировались с учетом исторического опыта. Декларация независимости США (1776) стала первой в мире декларацией прав человека, ее создателей вдохновляли идеи французских и других просветителей. Эти же идеи были запечатлены и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789).
Как правило, на первом этапе революций нового времени королевская власть теряла в глазах общества свою законность и авторитет, и в итоге наступал своего рода вакуум власти. В этих условиях управление переходило к представительным органам: Генеральным штатам в Голландии, парламенту в Англии, Национальному собранию во Франции, Континентальному конгрессу в Северной Америке.
После первого этапа революций обычно наступал более или менее продолжительный период (в Голландии он охватывал несколько десятилетий) корректировки основ нового общества — как политических, так и социально-экономических. На этом этапе единство участвовавших в революции группировок нередко распадалось и начиналась их борьба за власть. В одних случаях она могла носить относительно мирный характер (США), в других была жестокой и беспощадной, связанной с многочисленными жертвами (Англия и в особенности Франция). От исхода борьбы между радикальными и умеренно-консервативными течениями в революции зависели в конечном счете характер и глубина будущих преобразований.
Так, в Англии и Франции после вспышек радикальных настроений (во втором случае носивших сверхбурный характер) установился режим военной диктатуры (протекторат Кромвеля и консульство и империя Наполеона). А за этим последовала реставрация монархии: в 1660г. в Англии и в 1815 г. во Франции. Однако возвращение к эволюционному пути развития не означало «отмену» революционных преобразований, а лишь делало ритм начавшихся изменений более спокойным и равномерным. Наиболее радикальными и эффективными были эти изменения в Северной Америке, которая фактически не знала монархического строя и после завоевания независимости пошла по республиканскому, демократическому пути.
www.examen.ru