Учебные дисциплины какие бывают – Глава 6 Учебные дисциплины, письменные работы, экзамены : Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя : Юридическая библиотека

Содержание

Какие учебные дисциплины бывают | levconsulting.ru

Глава 6Учебные дисциплины, письменные работы, экзамены

Таким способом получают различные изделия из металлов и полуфабрикаты.Цель: улучшение существующих и создание новых более совершенных способов прокатки металлов.Место: изучение курса требует знания таких учебных дисциплин как «Теория процессов прокатки», «Оборудование прокатных цехов», «Термическая обработка металлов» и др.Например «Фармацевтическая химия».Суть: наука о способах получения, составе и свойствах лекарств.Цель: создание научных основ получения лекарств с требующимися лечебными свойствами, включая установление связи между химическим строением веществ и их действием на организм.Место: курс основан на знании химии (органической, неорганической, физической, коллоидной), а также биохимии. На «Фармацевтическую химию» опирается, с одной стороны, курс «Технология лекарств», а с другой – «Фармакология».

Учебная дисциплина — это что такое?

Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже — нескольких лет.Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.В сферу интересов Н.Д.

также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).При этом — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний.

Обо Всём

Однако чтобы она действовала, наказания и поощрения должны находиться в равновесии и соответствовать проступкам или достижениям.К сожалению, на практике не всегда все выглядит так радужно. В теории за нарушение дисциплины человека должны карать (финансово или понижать в должности), а за соблюдение правил — выдавать финансовую премию, другие материальные награды или продвигать по карьерной лестнице.

Вот только на практике дисциплинированность людей чаще всего воспринимают как должное и не поощряют, в то время как за малейший проступок — штрафуют. Кстати, такая политика противоречит действующему законодательству, согласно которому в любой организации нельзя использовать штрафы, если нет системы премий, и наоборот.Существует несколько вариантов классификаций этого понятия.

Чаще всего дисциплину разделяют на специальную и общеобязательную.

Какая бывает дисциплина?

Понятие дисциплина может иметь несколько значений. Это зависит от того контекста, в рамках которого употребляется данное понятие.

Их необходимо рассмотреть более подробно:

  • Дисциплина, как система подчиненности. Например, существует военная дисциплина, которая означает соблюдение военнослужащим ряда определенных правил. Кроме того, в этом контексте понятие дисциплины означает еще и принятие четкой иерархии, то есть подчинения низшего по званию вышестоящему;
  • Дисциплина, как знания о том или ином предмета. Выделяют множество научных дисциплин. Фактически, это отдельные отрасли научного знания;
  • Дисциплина, как учебное направление. В этом смысле, данное понятие представляет собой тот или иной учебный предмет, который проходят в школе или ВУЗе. То есть, математика будет отдельной дисциплиной. Понятие дисциплины и предмета будут являться синонимами. Такая дисциплина является совокупностью сложившихся общепризнанных норм. Этим она отличается от науки, которая открыта новым идеям.

В целом, указанное понятие имеет единое значение.

Следует выделить два основных значений данного понятия.

Это свод знаний, которые нужно изучать. А применительно к военной дисциплине, в соответствии с таким сводом знаний нужно еще и действовать. Использование слова в разных контекстах наделяет его различным смысловым значением. Так, применительно к подчиненности и соблюдению неких установленных норм, дисциплина предполагает наказание за нарушения.

Поэтому, она может быть не только воинской, но и ученической, гражданской и так далее. Если человек, обязанный следовать правилам дисциплины, этого не делает, то он должен быть наказан. Соответственно, это призвано вернуть его к соблюдению обязательного свода правил поведения.

Учебная дисциплина не предполагает наказания.

Она означает только совокупность знаний о том или ином изучаемом предмета, явлении. Кроме того, разными могут быть и субъекты дисциплины.

hoche83

Источник — отличнейший журнал Empire , откуда я часто беру информацию для блога.

военная распространяется на военнослужащих, гражданская на сотрудников властных органов. А ученическая дисциплина действует в отношении студентов ВУЗа или колледжа.

Небольшой экскурс в химию, в котором расскажу как получили названия все химические элементы. Азот (7, N, Nitrogenium) Русское названи. Скажу сразу, этот актер далеко не самый любимый у меня, и к его творчеству я отношусь очень критически. Но из всех периодов кинематогр. Променяв пятничные посиделки в пивбаре на педали и руль, отправился в путь по окрестностям Запорожья.

Холодный и дождливый день сменил. Этот интересный список нашел на сайте журнала Empire , который целиком посвящен кинематографу.

В оригинале звучит как «The 100 Greate. По прошествии нескольких недель снова появилось желание повспоминать про университетские годы. Первый курс, как и у всех самый тяжелый.

Недавно мне показали интересный рейтинг в онлайн-журнале Total Film.

Зачем нам нужна дисциплина в учебных заведениях школ ??

Зачем нужна ДИСЦИПЛИНА в общеобразовательных учреждениях??школах

  1. Дисцыплина — определеный порядок поведения людей
  2. чтобы учителям уталять свои комплексы
  3. В школах еще уроки не отменяли, а дисциплина это послушание (на уроке, например).
  4. В школах без дисциплины все будут ходить на головах друг у друга и у учителей. Школу можно будет спокойно закрывать
  5. Дисциплина -это необходимая норма поведения в определенных местах , для обеспечения адекватно качественной работы определенных учреждений….к примеру школы.
  6. 1.Дисциплина-это меры поведения. 2.Дисциплина бывает разной. Она бывает, например :»Плохой и Хорошей». 3.Последствия нарушения дисциплины бывают разные. Для детей младше 18 лет, это наказание. А старше, возможно уголовное наказание. 4.Дисциплина хромает-это значит что мера поведения не совсем хороша.
  7. Опоздания, драки, грязь везде, телесные травмы. И это только малость того что будет при отсутствии дисциплины. Порядок нужен во всем. Дисциплина, вообще совокупность мер и правил, обязательных для всех, входящих в состав известного организованного целого
  8. Дисциплина это безконфликтное отношения, научиться управлять собственным поведением. Это не строгость и наказания, а четкие границы, которые подскажут как себя вести в разных ситуациях.Зачем она нужна?: Она помогает вырасти ответственным человеком, который способен отличить плохое от хорошего. Дисциплина должна включать в себя обучение, предубеждение и наставление. Какая бывает дисциплина?: Трудовая дисциплина-это соблюдение правил, установленных в данном коллективе: фирме, предприятии. Школьная дисциплина, для решения внутренних задач школы. Каковы последствия нарушения дисциплины?: Иногда педагоги используют словесные оскорбления, высмеивание перед коллективом, что вызывает у школьника чувство боязни школы. Ученик не должен скучать без дела, так как от безделья начинает заниматься посторонними делами, отвлекать от работы других, что раздражает учителя. Увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности позволяют вовлекать каждого ребнка в урок. Позитивное влияние на дисциплину также имеет выдержка педагога, дружелюбное отношение к ученикам, знание возрастных и индивидуальных особенностей ребнка.

Внимание, только СЕГОДНЯ! Опубликовано Автор Рубрики Ваш e-mail не будет опубликован.

Обязательные поля помечены *КомментарийИмя * E-mail * Сайт

Разделы дисциплины и виды учебных занятий

2. ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫсоставляет 4 зачетных единицы Общее количество 145 часов, из них: лекций – 36, практических занятий – 54, СРС – 28 часов. В первом семестре – зачет, во втором семестре – экзамен 27 часов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Дисциплина «История древнего мира» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин направления «Педагогическое образование» (050100), профиль «История».

Для освоения дисциплины «История древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, формируемые в ходе сопряженного изучения дисциплин «История», «Культурология», «Философия», «Иностранный язык», «Естественнонаучная картина мира».

Освоение дисциплины «История Древнего мира» является необходимой основой для одновременного изучения дисциплин «История Средневекового Запада», «История Средневекового Востока», «История Древней Руси», и всех последующих дисциплин по всеобщей истории, а также «Религиоведение», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Археология».

Что такое дисциплина?

По сути, дисциплина структурно состоит из:

  1. Своевременность – выполнение поставленных задач и целей точно в срок без оттягивания решений и действий на потом.
  2. Самоконтроль. Это слежение за своими действиями и в итоге устранение внутренних преград вроде пассивности и других негативных эмоций и процессов в собственном сознании. Благодаря этому можно двигаться вперед несмотря ни на что, убирая внутренние противоречия;
  3. Терпение. Часто на пути к цели может быть очень тяжело и будут возникать различные преграды. Необходимо быть терпеливым при выполнении задач;

Регулярной тренировкой и самовоспитанием формируется крепкая дисциплина и сила воли.

Дисциплина имеет множество разновидностей и классификаций, так как это понятие широко используется во многих областях жизни человека.

Дисциплина — что такое?

Значение термина

Однако чтобы она действовала, наказания и поощрения должны находиться в равновесии и соответствовать проступкам или достижениям.К сожалению, на практике не всегда все выглядит так радужно.

В теории за нарушение дисциплины человека должны карать (финансово или понижать в должности), а за соблюдение правил — выдавать финансовую премию, другие материальные награды или продвигать по карьерной лестнице. Вот только на практике дисциплинированность людей чаще всего воспринимают как должное и не поощряют, в то время как за малейший проступок — штрафуют. Кстати, такая политика противоречит действующему законодательству, согласно которому в любой организации нельзя использовать штрафы, если нет системы премий, и наоборот.Существует несколько вариантов классификаций этого понятия.

levconsulting.ru

Учебная дисциплина — это что такое?

Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин. Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.

(У. Д.) Учебная дисциплина – это…

Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.

Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».

Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.

Учебный (академический) курс и предмет

Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.

Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.

Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже — нескольких лет.

Учебная и научная дисциплины

Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).

При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

«Три кита» учебных дисциплин

Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.

  • Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
  • Поставленные цели и задачи — чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
  • Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.

Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один — строение может распасться.

Информацию о любом академическом предмете и его «трех китах» всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.

В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».

Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.

Целями изучения «Фармацевтической химии» является:

  • создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
  • установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.

Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями — в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Типы учебных дисциплин

По содержанию У. Д. делятся на две большие категории:

  • Общеобразовательные, иногда называются общенаучными или вариативными дисциплинами.
  • Специализированные (профессиональные) учебные дисциплины, которые и позволяют определить профиль подготовки учащегося к той или иной категории.

Этот тип дисциплин более характерен для вузов.

В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.

Задачи и цели учебной дисциплины

В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.

При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.

Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития государств;
  • сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.

Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.

Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:

  • Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
  • Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна — воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.

Программа учебной дисциплины

Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

  1. Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
  2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
  3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
  4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины

Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.

Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.

Предмет этой У. Д. — нормы гражданского права.

Цели изучения — освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.

Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.

В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.

Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.

На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.

fb.ru

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — это… Что такое УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА?


УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным, определяющим профиль подготовки специалиста. Совокупность учебных предметов определяет все то, что усваивает учащийся за годы обучения.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН
  • УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:

  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • учебный предмет — (учебная дисциплина), система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… …   Энциклопедический словарь

  • Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… …   Большой юридический словарь

  • Предмет — В Викисловаре есть статья «предмет» Предмет: Вещь, конкретный материальный объект. В н …   Википедия

  • ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач …   Толковый словарь Ожегова

  • Предмет учебный —         дисциплина учебная, дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности и др. для изучения в учебном заведении. Содержание П. у.… …   Большая советская энциклопедия

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Детская литература — У этого термина существуют и другие значения, см. Детская литература (значения). Джон Тенниел. Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола …   Википедия

professional_education.academic.ru

Учебная дисциплина — это что такое?

Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин. Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.

(У. Д.) Учебная дисциплина – это…

Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.

Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже нескольких лет.

Учебная и научная дисциплины

Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).

При этом цель науки выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

«Три кита» учебных дисциплин

Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.

  • Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
  • Поставленные цели и задачи чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
  • Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.

Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один строение может распасться.

Информацию о любом академическом предмете и его «трех китах» всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.

В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».

Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.

Целями изучения «Фармацевтической химии» является:

  • создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
  • установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.

Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико биологическим дисциплинам.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Типы учебных дисциплин

По содержанию У. Д. делятся на две большие категории:

  • Общеобразовательные, иногда называются общенаучными или вариативными дисциплинами.
  • Специализированные (профессиональные) учебные дисциплины, которые и позволяют определить профиль подготовки учащегося к той или иной категории.

Этот тип дисциплин более характерен для вузов.

В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.

Задачи и цели учебной дисциплины

В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.

При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.

Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития государств;
  • сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.

Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.

Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:

  • Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
  • Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.

Программа учебной дисциплины

Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

  1. Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
  2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
  3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
  4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины

Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.

Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.

Предмет этой У. Д. нормы гражданского права.

Цели изучения освоение учащимися основных положений и понятий гражданско правовой науки. А также анализ основного массива гражданско правового законодательства и практики его применения.

Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.

В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.

Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.

На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.

autogear.ru

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — это… Что такое УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА?


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и практика обучения иностранным языкам» для педагогических вузов, готовящих преподавателей иностранного языка, включает лекционный курс по названной дисциплине, семинарские занятия, педагогическую практику, подготовку и защиту курсовых и дипломных работ, сдачу экзаменов. Структура лекционного курса включает следующие разделы: теоретические основы методики, обучение средствам общения, обучение деятельности общения, организация и обеспечение учебного процесса, этапы и уровни владения иностранным языком, история методики (Щукин, 2003). В зарубежной высшей школе содержание предмета «Методика преподавания иностранных языков» передается английскими терминами Language Pedagogy и Language Teaching. Содержание курса в отечественной и зарубежной методиках в основном совпадает.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Синонимы:
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • УЧЕБНАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:

  • учебная дисциплина — дисциплина, предмет Словарь русских синонимов. учебная дисциплина сущ., кол во синонимов: 2 • дисциплина (12) • …   Словарь синонимов

  • Юридическая психология — учебная дисциплина — Изучение психологических аспектов правоохранительной деятельности ведет начало с 1907 г., когда в ряде высших образовательных учреждений России была введена учебная дисциплина «Судебная психология». С середины 30 х годов и до 60 х ее преподавание …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Законодательная стилистика как учебная дисциплина — сформировавшаяся на «стыке» лингвистики и юридической теории «пограничная» область знаний, преподавание которой имеет своей задачей формирование у обучаемых лингвистических навыков и умений работы с законодательными текстами. И хотя сейчас… …   Элементарные начала общей теории права

  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным,… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… …   Большой юридический словарь

  • дисциплина — См. повиновение, учение… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дисциплина наука, п …   Словарь синонимов

  • Дисциплина — (лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • дисциплина — 1. дисциплин/а¹ (трудовая). 2. дисциплин/а² (учебная) …   Морфемно-орфографический словарь

  • Закон Божий (дисциплина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон Божий. Закон Божий религиозно ориентированная учебная дисциплина, существовавшая или ныне существующая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе… …   Википедия

  • Информационная безопасность (учебная программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… …   Википедия


methodological_terms.academic.ru

учебная дисциплина — это… Что такое учебная дисциплина?


учебная дисциплина
учебная дисциплина

дисциплина, предмет

Словарь русских синонимов.

учебная дисциплина

сущ., кол-во синонимов: 2


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

Синонимы:
  • учеба
  • учебник

Смотреть что такое «учебная дисциплина» в других словарях:

  • УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Юридическая психология — учебная дисциплина — Изучение психологических аспектов правоохранительной деятельности ведет начало с 1907 г., когда в ряде высших образовательных учреждений России была введена учебная дисциплина «Судебная психология». С середины 30 х годов и до 60 х ее преподавание …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Законодательная стилистика как учебная дисциплина — сформировавшаяся на «стыке» лингвистики и юридической теории «пограничная» область знаний, преподавание которой имеет своей задачей формирование у обучаемых лингвистических навыков и умений работы с законодательными текстами. И хотя сейчас… …   Элементарные начала общей теории права

  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным,… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… …   Большой юридический словарь

  • дисциплина — См. повиновение, учение… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дисциплина наука, п …   Словарь синонимов

  • Дисциплина — (лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • дисциплина — 1. дисциплин/а¹ (трудовая). 2. дисциплин/а² (учебная) …   Морфемно-орфографический словарь

  • Закон Божий (дисциплина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон Божий. Закон Божий религиозно ориентированная учебная дисциплина, существовавшая или ныне существующая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе… …   Википедия

  • Информационная безопасность (учебная программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… …   Википедия


dic.academic.ru

Какая бывает дисциплина?

Понятие дисциплина может иметь несколько значений. Это зависит от того контекста, в рамках которого употребляется данное понятие.

Какой бывает дисциплина

Следует выделить два основных значений данного понятия. Их необходимо рассмотреть более подробно:

  • Дисциплина, как система подчиненности. Например, существует военная дисциплина, которая означает соблюдение военнослужащим ряда определенных правил. Кроме того, в этом контексте понятие дисциплины означает еще и принятие четкой иерархии, то есть подчинения низшего по званию вышестоящему;
  • Дисциплина, как знания о том или ином предмета. Выделяют множество научных дисциплин. Фактически, это отдельные отрасли научного знания;
  • Дисциплина, как учебное направление. В этом смысле, данное понятие представляет собой тот или иной учебный предмет, который проходят в школе или ВУЗе. То есть, математика будет отдельной дисциплиной. Понятие дисциплины и предмета будут являться синонимами. Такая дисциплина является совокупностью сложившихся общепризнанных норм. Этим она отличается от науки, которая открыта новым идеям. 

В целом, указанное понятие имеет единое значение. Это свод знаний, которые нужно изучать. А применительно к военной дисциплине, в соответствии с таким сводом знаний нужно еще и действовать.

В чем различия

Использование слова в разных контекстах наделяет его различным смысловым значением. Так, применительно к подчиненности и соблюдению неких установленных норм, дисциплина предполагает наказание за нарушения.

Поэтому, она может быть не только воинской, но и ученической, гражданской и так далее. Если человек, обязанный следовать правилам дисциплины, этого не делает, то он должен быть наказан. Соответственно, это призвано вернуть его к соблюдению обязательного свода правил поведения.  

Учебная дисциплина не предполагает наказания. Она означает только совокупность знаний о том или ином изучаемом предмета, явлении. 

Кроме того, разными могут быть и субъекты дисциплины. военная распространяется на военнослужащих, гражданская на сотрудников властных органов. А ученическая дисциплина действует в отношении студентов ВУЗа или колледжа.

shkolnikru.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *