Участник исследования выступающий в роли опрашиваемого – качественные и количественные методы / Слободчиков / Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении норм и стандартов его выполнения

Содержание

Глоссарий Опрос.org

Здесь вы найдете определения к часто используемым на сайте специализированным терминам.

Опросная компания, опросник – компания, занимающаяся организацией и проведением маркетинговых и социологический исследований. Строго говоря «опросником», в первую очередь, именуется опрос/анкета, а не компания его проводящая, но зачастую данный термин употребляется по отношению к компаниям.

Онлайн панель – сайт опросной компании, платформа, через которую проводится организация и проведение исследований.

Рекрутер – сотрудник маркетинговой компании, занимающийся набором респондентов по требуемым критериям для участия в опросах и других исследованиях.

Респондент – участник исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Интервьюер – лицо, выступающий в роли опрашивающего (обычно применимо только к опросам, проводимым в реальности, т.к. в онлайн панелях функции интервьюера требуются только при проведении сложных исследованиях, в частности фокус-групп).

Маркетинговые исследования – деятельность по сбору и анализу информации с целью понимания потребностей рынка и проведения эффективной маркетинговой политики компании.

Выборка – количество респондентов из целевой аудитории, необходимое для проведения исследования.

Фокус-группа – вид маркетинговых исследований, заключающийся в глубинном интервьюировании группы респондентов (обычно 6-12 человек) на заданную тему. Применительно к онлайн панелям фокус-группы обычно проводятся в формате чата/форума из группы респондентов и интервьюера/координатора. В виду того что участие в фокус-группе требует от респондента значительно больше времени (1-2 часа) и усилий по сравнению с обычными опросами, где, обычно все ограничивается выбором из предлагаемых вариантов ответа, оплата за участие в фокус-группах значительно выше.

Холл-тест (hall-тест)

– метод маркетинговых исследований, основанный на непосредственном тестировании участником предмета исследования (дегустация продукта, оценка упаковки товара, рекламных материалов и т.д.) и последующем анкетировании. Обычно холл-тесты проводятся в большом помещении при одновременном участии большого количества людей (до нескольких сотен участников).

База/базовый – применительно к опросам, проводимым оффлайн, подразумевает в качестве организатора исследования одну из компаний, входящую в сеть специализированных маркетинговых организаций с общей базой данных и ограничение на возможность участия в исследованиях любой из компаний сети в течение нескольких месяцев с момента прохождения последнего опроса.

Мини-опрос – анкета, состоящая из небольшого количества опросов, как правило, от трех до пяти на отечественных опросниках и от одного до трех на зарубежных. Мини-анкеты могут не оплачиваться или приносить незначительную прибыль (1-2 рубля для СНГ, несколько центов для США и Европы).

Реферальная (партнерская) программа – условия выплаты вознаграждения за привлечение новых пользователей на сайт. Как правило, при развитии реферальной сети, вы будете получать процент от заработка приглашенных пользователей (рефералов), некоторые опросники выдают единовременное вознаграждение либо сразу после регистрации нового реферала, либо после заполнения им одного опроса или нескольких.

Реферер – человек, который строит сеть по условиям реферальной программы, приглашая на опросный сайт новых участников. Реферер может получать единоразовое или регулярное вознаграждение за свою работу. Отсутствие реферальной программы сделает невозможной оплату труда реферера.

Awards – название раздела, посвященного выплате вознаграждений на иностранных опросниках. В данном разделе обычно помещается информация о текущем состоянии баланса, возможностях вывода средств, совершенных финансовых операциях и так далее. Выплаты по реферальной программе могут фиксироваться в отдельном разделе.

Teen-surveys – опросы, ориентированные на подростковую аудиторию (от 13 до 18 лет или до 21 года) на иностранных опросных компаниях. Высылаются только тем пользователям, которые попадают в соответствующую категорию после заполнения профильных данных. Как правило, данные опросы более дешевы, в сравнении с обычными.

Mobile App – мобильное приложение, которое устанавливается на сотовый телефон или мобильный компьютер для заработка на опросах. Мобильные приложения могут самостоятельно собирать необходимые статистические сведения и давать владельцу устройства автоматический доход, либо могут служить платформой для заполнения присылаемых анкет.

IT-surveys – опросы, посвященные тематике информационных технологий, либо доступные для заполнения только с определенного вида устройств. В большинстве случаев высылаются только тем респондентам, которые подтверждают наличие знаний в сфере информационных технологий, либо работают в этой области. IT-surveys относятся к категории самых высокооплачиваемых опросов.

Траст – уровень доверия, выражаемый в баллах, который ставится определенному опросному сайту на основании его статистических данных, а также оценок респондентов. Чем выше траст, тем надежнее опросный сайт, мошеннические ресурсы, как правило, обладают отрицательным уровнем траста. Примеры сервисов оценки уровня доверия: Довериевсети.рф (русскоязычный), SurveyPolice.com – зарубежный.

Поинт – внутренняя валюта на многих зарубежных опросных сайтах. Конвертируется в валюту по определенному курсу, необходима для ведения расчетов в различных валютах одновременно. Кроме термина «поинт» может использоваться «балл», «кредит» либо иное наименование, например, на Avtoopros.ru – «баранка».

Минимальный порог – сумма денег, необходимая для активации возможности вывода заработка. До тех пор, пока респондент не наберет минимального порога, он не сможет получить заработанных денег. Многие опросники-мошенники устанавливают высокие пороги, чтобы не выплачивать вознаграждения за труд респондентов.

Компенсации – суммы денег, которые выплачиваются опросником респондентам при отклонении от опроса (по причине набора необходимой группы, технических сбоев или иного), могут соответствовать стоимости одной мини-анкеты. Выплата компенсаций предусмотрена не на всех опросных сайтах, условия их получения могут быть лимитированы.

opros.org

Респондент – значение слова в словарях и энциклопедиях

(от лат. responsare — отвечать, реагировать) — участник социологич. опроса,  отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной эм-пирич. информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. занимает в процессе  социологич. исследования одну из ключевых позиций, детерминирующих надежность  его конечного рез-та. Ролевая позиция  Р., с одной стороны, определяется и достаточно жестко регламентируется целым рядом объективных факторов, связанных с природой опроса как средства соц. коммуникации. С другой  — участие Р. в опросе и надежность сообщаемой им информации зависят от целого ряда его соц., соц.-психологич. и психологич. особенностей и связаны с относительной свободой его волеизъявления, со степенью интериоризации ролевой позиции, предлагаемой ему исследователем в ситуации опроса. К числу внешних по отношению к Р. факторов относятся следующие. Во-первых, процессы демократизации существующего об-ва, ведущие к возрастанию роли обществ. мнения в планировании и реализации целей соц. политики. Данные  социологич. опросов становятся необходимым компонентом информационного обеспечения управленч. решений различн. уровня. В связи с этим возможность участия в социологич опросе для каждого члена об-ва является одним из средств участия в управлении, проявлением  его соц. активности и гражданского самосознания. Во-вторых, включение Р. в ситуацию опроса определяется принципами выборочн. процедуры обеспечивающей равный шанс для каждого члена генеральной совокупности быть включенным в выборку, репрезентирующую изучаемую соц. общность.  Т. обр., инициатива  участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю. В-третьих содержание вопросника, форма  вопросов, их последовательность, а также ситуация опроса определяются исследователем до начала опроса и предлагаются Р. в виде завершенных стандартизированных процедур (методика  отбора, установление контакта, разновидность опроса, форма вопросов и т. д.). Ход опроса и форма контактов Р. с вопросником регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной инструкцией, единой для всех Р. Т. обр., в ситуации опроса ролевая позиция Р. является априори заданной, требующей подчинения целому ряду весьма жестко регламентированных требований. В то же время  это не означает, что Р. является пассивным объектом воздействий со стороны исследователя. Природа коммуникативного взаимодействия социолога и Р. в социологич. опросе имеет субъектный характер. В связи с этим возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс  требований, обусловленных свойствами Р. как носителя и потенциального источника информации. Во-первых, Р. массовых социологич. опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научн. сознания, в сфере к-рого формируются исследовательские цели и задачи  опроса. С этой особенностью связано требование «перевода»  программных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. Без учета специфики сознания Р. рез-ты опроса могут содержать систематические ошибки.  Во-вторых, существенным свойством Р. является его компетентность,  информированность. Уровень информированности определяется способом и интенсивностью включения респондента  в изучаемую сферу соц. реальности. Р. может быть либо непосредственно участником или наблюдателем процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредствованных процессами социализации (воспитание,  обучение, деятельность  средств массовой информации и др.). Уровень компетентности учитывается при разработке вопросника и при интерпретации рез-тов опроса. В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и к практике социологич. опросов вообще. Последнее связано с состоянием обществ. мнения по поводу необходимости и эффективности опросов в конкретно-историч. ситуации. Напр., польские социологи фиксируют значительный рост общего числа неответивших в опросах, проводимых в периоды кризисных состояний об-ва. Установка  на участие в конкретном опросе во многом зависит от квалификации интервьюера  или анкетера,  от степени заинтересованности Р. темой опроса, от степени учета его психич. характеристик. Эта установка динамична и может меняться по ходу опроса в различн. направлениях. Индикаторами отношения к опросу являются число отказов от участия в опросе, число неответивших на отдельные вопросы, логич. не-лротиворечивость ответов, заинтересованность и внимание в течение опроса. Использование этих индикаторов обеспечивается неукоснительным соблюдением права  Р. на отказ от участия в опросе, обязательным включением вариантов ответов типа «не знаю», «затрудняюсь ответить», не думал об этом», «не имею мнения» и т. п. В-четвертых, существенным для успешности опроса является учет социокультурных и национальных особенностей Р. С этими особенностями связаны нормативные, престижные представления Р. о способах установления контактов интервьюерами и анкетерами, о приемлемых тематич. границах  беседы с незнакомым человеком, о возможном языке  и психологич. стиле опроса, о нормах  формирования и высказывания уценок различн. явлений и т. д. Значение  этих особенностей возрастает в межнациональных мнительных исследованиях и в опросах специфич. соц. слоев и групп (городское и сельское население;  дети, молодежь  и пенсионеры;  отдельные профессиональные группы; группы с отклоняющимся поведением  и др.). В-пятых, психич. особенности Р. также оказывают значительное влияние  на рез-ты опроса, поскольку ответы на вопросы анкеты, образующие первичные эмпирич. данные, формируются в ситуации индивидуального контакта опрашиваемых с содержанием вопросников. К этой группе относятся такие признаки Р., как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, аналитич. возможности, коммуникабельность уверенность в себе, память,  воображение, темперамент, искренность, конформизм  и др. Эта группа  характеристик Р. учитывается с помощью психологич. тестов, включаемых в структуру анкеты. Подавляющее большинство нормативных представлений и рекомендаций в социологии по поводу метода  опроса призваны обеспечить учет вышеназванных особенностей Р. В настоящее время методич. исследования особенностей Р. и их влияния на рез-ты опроса не имеют система-тич. характера как в отечественной, так и в зарубежной социологии, хотя число таких исследований постепенно возрастает. По признанию большинства ведущих социологов, поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологич. исследования. Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Массовые опросы.  М., 1978; Рабочая книга  социолога. М., 1983. О.М. Маслова.

vslovare.info

Респондент — это… Что такое Респондент?

лицо, отвечающее на вопросы анкеты.

(Источник: Сексологический словарь)

Синонимы:
  • Репрессивная Половая Мораль
  • Ретардация Сексуальная

Смотреть что такое «Респондент» в других словарях:

  • респондент

    — (от англ. rеsроndent отвечающий) участник социально психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. предстает как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник. Краткий… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕСПОНДЕНТ — [англ. respondent Словарь иностранных слов русского языка

  • Респондент — Респондент: Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании. Банк респондент  банк, открывший корреспондентский счёт в другом банке …   Википедия

  • Респондент — лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Респондент — (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса человек …   Психологический словарь

  • РЕСПОНДЕНТ — РЕСПОНДЕНТ, а, муж. (офиц.). Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. | прил. респондентский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • респондент — сущ., кол во синонимов: 2 • обследуемый (18) • участник (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕСПОНДЕНТ — (от лат. responsum ответ) англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • респондент — Лицо, отвечающее на вопросы анкеты. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология …   Справочник технического переводчика

  • Респондент — (от англ. respondent < to respond отвечать, откликаться) субъект, реагирующий на сообщение …   Реклама и полиграфия

  • Респондент — участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования респондент выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др …   Исследовательская деятельность. Словарь


dic.academic.ru

респондент — это… Что такое респондент?

  • РЕСПОНДЕНТ — [англ. respondent Словарь иностранных слов русского языка

  • Респондент — Респондент: Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании. Банк респондент  банк, открывший корреспондентский счёт в другом банке …   Википедия

  • Респондент — лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Респондент — (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса человек …   Психологический словарь

  • РЕСПОНДЕНТ — РЕСПОНДЕНТ, а, муж. (офиц.). Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. | прил. респондентский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • респондент — сущ., кол во синонимов: 2 • обследуемый (18) • участник (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕСПОНДЕНТ — (от лат. responsum ответ) англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • респондент — Лицо, отвечающее на вопросы анкеты. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология …   Справочник технического переводчика

  • Респондент — (от англ. respondent < to respond отвечать, откликаться) субъект, реагирующий на сообщение …   Реклама и полиграфия

  • Респондент — участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования респондент выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • psychology.academic.ru

    Респондент это что такое Респондент: определение — Психология.НЭС

    Читать PDF

    Поиск и привлечение респондентов как этап экспериментального исследования супружества

    Адмиральская Инга Сергеевна

    В статье рассматриваются способы привлечения респондентов для участия в исследовании супружества.

    Читать PDF

    Определение уровня социальной желательности ответов респондентов, обследуемых в области экологическо

    Дорофеева Галина Анатольевна

    В целях оптимизации усилий по формированию владений экологическими навыками как учёные, так и педагоги-практики проводят исследования с людьми различных возрастов.

    Читать PDF

    Разумная достаточность как стратегия реагирования респондентов в веб-опросах

    Марченко Александра Александров- На

    Теория разумной достаточности в массовых опросах Джона Кросника в России изучена мало.

    Читать PDF

    К проблеме психологической адаптации респондента к ситуации социологического опроса

    Добрянская Диана Владимировна

    Анализируется современная социально-психологическая ситуация, понимаемая как кризисная и фрустрирующая. Осуществляется поиск путей преодоления и выхода из стрессогенных ситуаций.

    Читать PDF

    Кросскультурное сравнение установок на любовь и секс у русскоязычных и американских респондентов (ре

    Екимчик Ольга Александровна, Крюкова Татьяна Леонидовна

    В статье обсуждаются результаты кросскультурного изучения установок на любовь и секс как актуальную и малоисследованную сферу в отечественной психологии, приведены данные сравнения русскоязычных и аме

    Читать PDF

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСПОНДЕНТОВС РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПОСТУРАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ (ОСАНКИ)

    Брижатая Анна Сергеевна, Ширяева Ольга Сергеевна, Пискунова Галина Евгеньевна

    Настоящее исследование посвящено теме взаимосвязи психологических особенностей личности с типом колесной организации.

    Читать PDF

    ГЛАЗАМИ ИНТЕРВЬЮЕРА, ГЛАЗАМИ РЕСПОНДЕНТА: КОНТУРЫ НОВОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКИ ПРИ П

    Девятко Инна Феликсовна, Лебедев Даниил Вадимович

    Представление о том, что инструментарий исследования, опосредующий коммуникацию между интервьюером и респондентом, влияет на качество получаемой в процессе проведения интервью информации, давно стало

    Читать PDF

    Модифицированная методика выборки, которая направляется респондентами, как практический метод доступ

    Смирнов Павел Львович

    BACKGROUND. Network epidemiology is a promising area of an epidemiological research that can facilitate understanding of an infection transmission within a population.

    vocabulary.ru

    качественные и количественные методы / Слободчиков / Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении норм и стандартов его выполнения

    Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении норм и стандартов его выполнения. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой.

    Достаточно длительное время к тестам в нашей стране относились критически; в педагогической практике они были вовсе запрещены. Тесты критиковались за их слабую теоретическую обоснованность, за игнорирование индивидуальных особенностей человека и т.п. В настоящее время в психологии общепризнано, что критиковать следует конкретные тестовые методики, но не метод теста как таковой. Существует особая область психологиитестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста — дело трудоемкое и длительное.

    Особое значение имеют тесты в педагогической практике. Здесь они выполняют ряд существенных функций, главная среди которых — это диагностика. Одной из основных задач психодиагностики в сфере образования является оценка соответствия уровня психического развития школьника возрастным нормам и стандартам. Несоответствие уровня развития конкретного ребенка некоторому возрастному нормативу ставит перед педагогом задачу определения индивидуального психологического портрета учащегося и средств психолого-педагогической коррекции его развития.

    Другая задача психологической диагностики в сфере образования состоит в оценке развивающего эффекта определенной педагогической практики, конкретных образовательных программ. Тесты должны показать, насколько та или иная дидактическая система способствует психическому развитию школьников. Осо­бенно актуальна такая диагностика в условиях многовариантности школ. Еще одна задача психодиагностики в школе — дифференциация учащихся по интересам, склонностям, способностям (тесты способностей), оценка уровня овладения учебными знания­ми и навыками (тесты достижений), профориентационная рабо­та, самопознание и саморазвитие.

    Квалификационное применение тестов, проведение психологической диагностики требуют профессиональной психологической подготовки и связаны с принятием этических норм тестирования. Непрофессиональное использование тестов может принести вред личности из-за ложной интерпретации его данных. Отдельные тесты, не требующие специальных знаний при их интерпретации, может использовать в своей работе и педагог. Но и в этом случае необходима его предварительная консультация с психологом.

    Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

    Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В педагогической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

    Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие Объектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

    Респондент – участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

    Не всякая беседа педагога с учащимся может рассматриваться как опрос. Беседа как метод имеет место в том случае, ее педагог занимает исследовательскую позицию, когда ее проведение определяется целями изучения или оценки каких-либо явлений. Педагогическая практика предоставляет большие возможности применения метода беседы для психологического изучения школьников. К сожалению, многие педагоги не используют такую возможность и ограничивают свое общение со школьниками рамками урока, изучаемого предмета, вопросами дисциплины, поддержания порядка и т.п.

    Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

    Правомерность использования метода анализа продукта деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. Л.Н.Толстой писал, что он весь в своих творениях. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности — контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистически) текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент-анализа широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ.

    Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

    Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования. В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого метода, основанные на качественном анализе продуктов ученической деятельности: сочинений, поделок, рисунков и т.п.

    Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

    Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эмпирических данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов. Особые математические процедуры и формулы используются при обработке результатов тестового обследования.

    Проблема возможностей и границ использования математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естественнонаучного направления настаивают на необходимости превращения психологии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и математике. Гуманитарная психология ориентируется на специфические методы познания человека.

    3.3. Методы описательной (гуманитарной) психологии

    Назначение методов описательной психологии. Методы описания и понимания психологии человека

    Каковы возможности понимания человеческого в человеке? В чем состоит своеобразие методов гуманитарной психологии? Каковы методы понимания психологии человека?

    Назначение методов описательной психологии

    В предыдущем изложении мы стремились показать, что ориентация психологии на естественнонаучную парадигму познания приводит к тому, что человек в ней рассматривается не как целое, а как совокупность определенных свойств, процессов, состояний, элементов и структур. Изучение человека при таком подходе состоит в абстрагировании какой-либо части и исследо­вании ее как самостоятельной и самоценной. Для этого в психо­логии используются приемы исследования, заимствованные из арсеналов естествознания, объективные методы, и в первую оче­редь наблюдение и эксперимент.

    Такой подход к человеку не является вполне адекватным. Человек не только и не столько природное существо, сколько су­щество социальное и духовное. Он живет по законам общества, истории, морали. Способы и пути познания природного мира, выработанные в естествознании, не могут быть прямо и целиком перенесены в науки, изучающие человека и общество, в котором он живет.

    Гуманитарные науки (или гуманитарная парадигма в науке) возникли в XIX в., т.е. спустя два века после оформления естествознания. В представлении исследователей уже были выработаны образцы научности — это математика, физика, химия, биология и другие науки. От гуманитарного знания требовались ориентация на естествознание, рассматриваемое как всеобщая форма научного знания, и на выработанные внутри него методы познания. Поэтому гуманитарные науки вынуждены были резко противопоставиться естественным наукам. В психологии это проявилось в различении В.Дильтеем «объяснительной» и «описательной» психологии,

    В.Дильтей обосновал специфический предмет описательной (понимающей) психологии и доказал, что такая психология должна выработать собственные способы и методы познания. Предметом описательной психологии является душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Гуманитарная психология выявляет структуру душевной жизни как целого, а не суммирует его из отдельных частей. «Необходима и возможна психология, — писал В.Дильтей, — кладущая в основу своего развития описательный и аналитический метод», нацеленный на понимание связности и целостности внутреннего мира человека, дающий основу «для постижения отдельных форм душевной жизни, различий полов, национальных характеров, вообще главных типов целевой человеческой жизни, а также типов индивидуальностей». Таким образом, назначение методов описательной психологии, в отличие от объяснительной, состоит не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании м постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека — это не объяснение ее в терминах причинных зависимостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого. Объяснению в естествознании гуманитарная психология противопоставляет понимание.

    Методы описания и понимания психологии человека

    Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание — это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В ка­честве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внут­реннего мира другого человека, герменевтика (рис.4).

    Предваряя описание конкретных методов понимания в гуманитарной психологии, отметим существующую здесь объективную трудность: в систематическом виде эти методы пока не изложены. В данном случае — это одна из первых попыток такого рода. Потому она не претендует на полноту и завершенность классификации метода. Различение понятий «описание» и «понимание» в контексте изложения связано с достаточно очевидным значением термина «описание» — словесным (знаковым) Сражением понимаемого, знаемого.

    Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики — ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. В.Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внутренним восприятием. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов — различения, анализа, абстрагирования синтеза, обобщения.

    Рис 4 Методы описательной психологии

    Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С Л Рубинштейн отмечал, что «данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира». Тем большее значение данные самонаблюдения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека.

    Высоко оценивая самонаблюдение и субъективное познание, американский психолог К Роджерс писал, что «один из важных путей познания идет через формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к внутреннему опыту», однако «этому типу познания уделяется мало внимания, ибо он считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знаниям Но с моей точки зрения, это основной путь познания, это глубокое организменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши сознательные представления и концепции».

    Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т п Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их самосознания и рефлексии.

    Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблюдения Показания самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей Напомним отмеченную ранее особенность психического — внутренний субъективный мир есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действительностью Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний — природный и социальный — мир.

    Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими.

    Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточно значительном.

    В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых — склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что более всего ценится автором самоотчета в его представлении перед другими. Большинству же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойственно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авторов, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуациях. Замечательным примером здесь может служить «Исповедь» Л.Н.Толстого.

    Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т.п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. Собственно, во включенном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять позицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя.

    В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы. В педагогической практике метод включенного наблюдения может органично использоваться педагогом при проведении совместной деятельности со школьниками.

    Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему — переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обосновал и использовал в своей психотерапевтической практике К.Роджерс.

    Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слушание представляет собой определенную технику поведения субъекта-исследователя (терапевта, педагога) и субъекта-исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником («центрированность» на нем), эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т.д. Подобное поведение терапевта (педагога) способствует установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода, по К.Роджерсу, «требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание».

    Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п.

    Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание. «Точные науки, — писал М.М.Бахтин, — это монологическая форма знания; интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Ему противостоит безгласная вещь, но субъект не может изучаться как вещь, не может стать безгласным, познание его может быть диалогичным». В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.

    Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

    Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продуктов деятельности и т.д.

    Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; в силу этого субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения», внутреннего постижения. Описать способы и пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в силу самой природы интуиции. Однако в психологии установлено, что интуитивное усмотрение, «целостное схватывание» ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в соответствующей области. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психологов и т.п.).

    Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. «Внутреннее восприятие, — писал В.Дильтей, — мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри их. Происходит это путем духовного процесса, соответствующего заключению по аналогии». При интерпретации внутреннего мира другого человек использует многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т.п.

    Герменевтика метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, — представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.

    «Феномен понимания и правильного истолкования понятого — писал Х.-Г.Гадамер, — является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научно-образованных судьи или священника». Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом.

    С этих позиций правомерно говорить о педагогической или психологической герменевтике как искусстве и теории истолковывать и понимать педагогический или психологический опыт. Этот опыт может быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т.п.

    studfiles.net

    Респондент — это… Что такое Респондент?

  • респондент — (от англ. rеsроndent отвечающий) участник социально психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. предстает как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник. Краткий… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕСПОНДЕНТ — [англ. respondent Словарь иностранных слов русского языка

  • Респондент — Респондент: Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании. Банк респондент  банк, открывший корреспондентский счёт в другом банке …   Википедия

  • Респондент — лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Респондент — (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса человек …   Психологический словарь

  • РЕСПОНДЕНТ — РЕСПОНДЕНТ, а, муж. (офиц.). Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. | прил. респондентский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • респондент — сущ., кол во синонимов: 2 • обследуемый (18) • участник (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕСПОНДЕНТ — (от лат. responsum ответ) англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • респондент — Лицо, отвечающее на вопросы анкеты. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология …   Справочник технического переводчика

  • Респондент — (от англ. respondent < to respond отвечать, откликаться) субъект, реагирующий на сообщение …   Реклама и полиграфия

  • Респондент — участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования респондент выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • smi.academic.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *