Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии 10
Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии
10 — 11-е классы
ТЕКСТ № 1
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.
Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка… Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки… Нежное лич_ко… Волосы… В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое… Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку…
После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?
Задание. Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.
1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.
5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.
ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.
Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка… Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.
С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки… Нежное личико… Волосы… В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное… Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку…
После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.
Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.
Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?
xn--j1ahfl.xn--p1ai
10-11 классы. Упражнения по орфографии и пунктуации
Во всех упражнениях раздела необхожимо переписать тексты, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1.
СЕНТЯБРЬСКИЙ САД
Я проснулся ра__им(пр__)ра__им утром. Комн__та была залита ровным ж__лтым светом буд(то) от к__роси(н,нн)овой лампы. Свет шел (с)низу из окна и ярче всего осв__щал бревен__чатый потолок. Стра__ый свет (не)яркий и (не)подвижный был вовсе (не)похож на солнечный. Это светили осе__ие листья.
(В)течени__ ветре__ой долгой ноч__ заметно изм__нилась роща (в)далеке и сад __бросил сухую листву. Она лежала разн__цветно(пёстрыми) грудами на (З,з)емле и ра__простр__няла (не)ясное с__яние и от этого ли́ца людей к__зались заг__релыми. Осень словно см__шала все чистые краски какие сущ__ствуют (на)свете и (на)несла их как (на)холст (на)далёкие пространства земли и неба.
Я видел сухую листву (при)чём (не)только золотую и пурпурную но и ф__олетовую и серую и почти серебря__ую. Краски к__азалось см__гчились из-за осе__ей мглы и (от)того (не)подвижно в__сели в воздухе. А когда бе__пр__рывно шли дожди мягкость красок см__нялась блеском и это (не)к__залось удивительным небо сплош__ покрытое облаками всё(же) давало достаточно света что(бы) мокрые леса могли заг__раться (в)дали как велич__стве__ые багря__ые пожары. Теперь конец сентября и в небе какое-то стра__ое соч__тание наивной голуб__зны и (тёмно)махровых туч. Время(от)времени проглядывает ясное солнце и тогда ещё чернее делают__ся тучи ещё голубее чистые участки неба ещё чернее (не)широкая прое(жж,зж,ж)ая дорога ещё белее проглядывает сквозь (полу)опавшие липы стари__ая к__л__кольня.
Если с этой к__л__кольни забравшись по деревя__ым расшата__ым лес__ницам поглядеть на (северо)запад то сразу ра__ширится круг__зор и открывшаяся картина произв__дёт сильное вп__ч__тление. (От)сюда особе__о хорошо видны реч__нка обв__вающая подножие холма на котором ра__кинулась деревня и лес.
Стало см__ркаться с (В,в)остока наносило то(ли) низкие тучи то(ли) дым гиган__ского пожара и я вернулся домой. Уже поз__ним вечером (в)потьмах вышел в сад. Найдя (на)ощупь фонарь подош__л к колодцу и достал воды. В ведре плавали ж__лтые листья. (Н__)куда от них (н__)спрятаться они были (по)всюду. Стало (не)легко ходить по дорожкам сада пр__ходилось идти по листьям как (по)настоящ__му ковру. (В)последстви__ мы находили их и в доме на полу на застеле__ой кровати на печке всюду. Они были (на)сквозь пропита__ы их ви__ым ар__матом.
2.
Р__ВНИНА
Стел__т__ся бе__крайняя р__внина и прост__раясь до самого гор__зонта лежит свободно просторно открытая насте__ всем ветрам. (Из)давна она славилась сенокосными лугами пастб__щами да вольным житьём овеч__их стад. Весной тут нал__вались соком такие (не)коше__ые травы полыхало такое разноцветие что когда проходила косилка то следом за ней ра(с,сс,зс)т__лалась будто (н__)трава а ковёр из цветов. Давно (не)стало в этих местах (н__)трав (н__)цветов (в)доль и поперёк погуляли плуги и теперь стояла покач__вая золочё__ыми колосьями пшеница. Только (кое)где на пр(е,и)горке ра__им июньским утром подн__мался как (не)обыкнове__ое чудо пол__вой мак (тёмно)красный похожий на зат__рявш__йся в пшеничном царстве од__нокий огонёк или на древнем кургане подставляла в ветре__ую погоду свои разв__вающиеся кудри ковыль-трава. Цепко держалась также полынь не ум__рала сизым дымком пр__чудливо курилась то близ дороги то на выгоне, примыкавшем к хутору.
У моей бабушки с полынью связа__а древняя дружба. Полынь р__стение полезное говорила она.
Земля__ой маза__ый глиной пол в своей хате бабушка уст__лала полынью словно зелё__ым п__хучим ковром. Идёшь по такому ковру а он зыблется потрескивает под ногами и издаёт (н_)(с)чем (н__)ср__внимый аромат. Бабушк__ были извес__ны и целебные свойства полын__. При каких только болезнях н__ применяла она её и одним из бабушкиных пациентов был (н__)кто иной как я сам.
Когда я учился в пятом классе у меня заболело горло и бабушка перво(на)перво пр__готовила отвар цветков полыни это была такая гореч__ какой я (н__)когда не пробовал однако горло (в)скоре прошло. Прополощешь горло отваром положишь на нос веточки с цветочками хорошенько подыш__шь ими и хвори как н__ бывало.
(В)последстви__ (в)течени__ многих лет особе__о в те минуты когда вспоминаю о бабушке и о хутор__ я чу__ствую такой приятный для меня запах полын__ и этот запах словно (не)вид__мым магнитом каждую весну тян__т туда на приволье где я выр__с.
3.
НА ПРИСТАНИ
Стояла чудесная весе__яя пора. Море пробуждалось от сковывавш__й его дремоты и как(бы) посылало свой утре__ий привет ещё (не)проснувш__йся земле. Желтовато-розовые лучи солнца едва к__снулись поверхности воды позолотили пристань корпуса судов стоявших на рейде и краешки парусных лодок. На до(щ,сч)атых настилах и прямо на песке всего(на)всего шагах в пяти от воды лежали (в)повалку какие(то) люди. Некоторые из них (не)давно пришли сюда в надежде на заработок другие были иско(н,нн)ыми мес__ными бродягами которые пр__выкли проводить летние ночи под открытым небом. С краешка настила ра__пластались два мес__ных «галаха» которые (до)упаду набродились (в)потьмах ра__читывая чем(нибудь) поживит__ся. Ра__делив добычу они заснули каме__ым сном.
Едва-едва забре(ж,жж,зж)ил ра__вет как пристань стала (по)немногу пробуждаться. Из(за) кормы (н__)кому не пр__надлежащей старой баржи появилась к__мпания запоздалых гуляк которые нарушали тишину (Ю,ю)жного ум(е,и)ляющего душу утра (не)стройными выкриками. Двое из них шли (в)обнимку и пели какую(то) зал__хватскую песню. Голоса их звучали (не)стройно а (в)разнобой внося ди(с,зс,сс)онанс в гармонию просыпающегося утра. О как раздр__жало это тонко чу__ствующего художника который явился сюда с мольбертом и пр__готовился запеч__тлеть на своём холсте (не)подр__жаемые краски моря. Песнь оборвалась и послышалась брань. (По)вид__мому приятели поссорились (в)серьёз ибо один из них наскак__вал на другого размах__вая руками и крича что(то) (в)сердцах. Им всегда было вместе тесно а (в)розь скучно.
Через час пристань была (не)узнава__ма. Народ сновал (в)зад и (в)перёд мальчишки торговали папиросами (в)розницу то есть (по)штучно. Лоточницы прод__вали печё__ые пирожки. Все ож__дали пр__бытия (Т,т)ихоокеанского парохода. Взвод солдат промаршировал (в)ногу по набережной и ост__новился у берега. (В)скоре на гор__зонте пок__зался с__луэт судна а через (пол)часа железное чудовище (в)(пол)оборота подходило к причалу. Пароход пр__шёл (во)время и пристанская администрация была во всеоружии. Первым сошёл на берег генерал(майор) в сопров__ждении денщика. (В)след за ним семенила старуш__нка в душегрейке держа на руках дре(с,сс)ирова__ую собач__нку. Далее двигалась дама в экстр__вагантном жёлто(зелё__ом) в полоску жакете а так(же) молодой человек с моноклем в глазу в бл__стящем цилиндре и в макинтоше (в)накидку. Старуш__нку еле-еле державшуюся от усталости на ногах встрет__ла толпа родстве__иков. Они (до)верху нагрузили бричку корзинками и баульчиками набившись туда (до)отказа.
4.
ПОЧЕМУ СЕЙЧАС МАЛО ЧИТАЮТ?
В совреме__ом обществе бушует (не)об__ятный ок__ан весьма ра__пространё__ых проблем. (По)всюду обступая нас они проявляют__ся (по)разному. Куда(бы) ты (н__)шёл, чем бы (н__)зан__мался, (н__)куда (н__)спряч__шься от них. (По)вид__мому, многие из этих проблем связа__ы со снижением (в)течени__ последних лет уровня духовных потребностей.
(На)пример сейчас мало читают. А ведь какой (не)обычайной це__остью была для детей дотелевизио__ой эпохи книга! Мои ю__ые товарищи умевшие пересказать книгу пользовались особе__ым поч__том. Увлекавш__ся чтением мальчишки (не)боясь запутат__ся в сложном сюжете упоё__о пересказывали и «Трёх мушкетёров» и «Всадника без головы» и даже «Войну и мир». Мне самому дов__лось прочитать в десять лет «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. Тогда я разумеет__ся (не)многое понял но (до)(сих)пор пр__дставляю себе какие(то) сцены из Шиллера. (В)последстви__ име__о эти книги сформ__ровали мой художестве__ый вкус оставш__йся со мной (на)всегда.
В нын__шнем же ускоряющ__мся ритме жизн__ возникло явление считающ__ся (не)избежным. (В)место чтения об__ёмных романов великих писателей люди (за)частую предпоч__тают смотреть экранизации что(бы) с__экономить время. Для многих телевизор становит__ся источником хаотичной информации. (Не)сомн__ваясь в (не)обходимости телевидения я всё(таки) пол__гаю что использовать его нужно разумнее. Ведь не берём мы в ресторане все предл__гаемые блюда (под)ряд! Точь(в)точь то(же) происходит пожалуй и с телевидением. (Не)возможно воспитать хороший эстетический вкус часами глядя в экран и просматривая все передачи (без)разбора.
К сож__лению и в литературе и(н,нн)огда появляют__ся произведения весьма (не)высокого уровня. Пр__выкая к бе__дарным текстам мы мало(по)малу теряем ориентиры. Это на мой взгляд очень опас__но. Точно так(же) можно отвыкнуть от разл__чения оттенков вкуса потребляя (не)кач__стве__ую пищу. Вдумч__во читая Пушкина и Гоголя и Достоевского можно воспитать в себе гра__отного читателя умеющего разл__чать красивое и по(д,дд, тд)ельное ориг__нальное и банальное новое и сотни раз и(з,с,сс)тёртое. Благод__ря кла(с,сс)икам можно делать в себе глубочайшие открытия. (По В. Лакшину)
5. Перепишите предложение из повести Л.Н. Толстого «Два гусара», вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Числительное запишите словами.
В 1800-х годах в те времена когда (н..)было ещё н.. железных н.. шо(с,сс)ейных дорог н.. газового н.. стеаринового света н.. пружи..ых низких диванов н.. мебели без лаку н.. разоч..рова..ых юнош..й со стёклышками н.. либеральных философов-женщин н.. милых дам-камелий которых так много разв..лось в наше время в те наивные времена когда из Москвы выезжая в Петербург в повозке или карете брали с собой целую кухню домашнего приготовления ехали восемь суток по мягкой пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты в валдайские колокольчики и бублики когда в дли..ые осе..ие вечера наг..рали сальные свечи осв..щая семейные кружки из двадцати и тридцати человек на балах в к..нделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи когда мебель ставили си..етрично когда наши отцы были ещё молоды (н..)одним отсутствием морщин и седых волос а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать (не)чая..о и (не)(не)ча..но уроне..ые платочки наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела вын..манием билетиков когда пр..лес..ные дамы-камелии прятались от дневного света в наивные времена масонских лож во времена Милорадовичей Давыдовых Пушкиных в губернском городе К. был с..езд помещиков и кончались дворянские выборы.
moslingvist.ru
Комплексное повторение орфографии и пунктуации. Подготовка к ЕГЭ
Разделы: Русский язык
Цели урока:
- Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
- отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи;
- Н-НН в полных прилагательных и причастиях;
- навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
- Развивающие:
- использовать приемы педагогической технологии Т.Я.Фроловой для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала;
- создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ;
- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
- Воспитательные:
- создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование:
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
- рабочие папки с заданиями
- тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку)
- ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Целеполагание
Слайд 1
Учитель зачитывает цели урока и предлагает учащимся определить целеполагание, используя следующий текст:
Слайд 2
Учащиеся делают вывод: цели урока:
– повторить орфограммы – НЕ с разными частями
речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях;
пунктограммы – деепричастные и причастные
обороты;
– закрепить навыки правописания НЕ с разными
частями речи; Н и НН в полных прилагательных и
причастиях; постановки знаков препинания при
обособленных членах предложения;
– обобщить знания по орфографии и пунктуации;
– подготовиться к ЕГЭ ( части А)
3. Определение этапов урока
Урок состоит из нескольких этапов:
1. Повторение орфограммы « НЕ с разными частями
речи».
2. Повторение орфограммы «Н и НН в полных
прилагательных и причастиях».
3. Повторение пунктограммы « Обособленные
члены предложения».
Слайд 3
На каждом этапе урока учащиеся выполняют определенные задачи:
1. Работа с опорным конспектом (повторение)
2. Тренировочное задание (закрепление)
3. Тест по теме (по части А) (контроль)
4. Повторение и закрепление знаний по блоку «НЕ с
разными частями речи».
А) Работа по опорному конспекту «НЕ с разными частями речи».
Учитель совместно с учащимися анализирует
конспект, определяет роль сигналов.
Учащиеся проговаривают правила (8 орфограмм).
Слайды 4-5
Б) Тренировочное задание
Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными частями речи, но и расставить ударения в данных словах.
Не с разными частями речи
- Афера (не)удалась
- (Не)подписанный договор
- (Не)обычный случай
- Вовсе (не)большой ломоть
- (Не)громко кашлянуть
- (Не)подумав о намерении
- Водопровод, (не)проведённый рабочими
- Позвонишь (не)знакомцу
В) Работа с тестом
Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)
НЕ с разными частями речи
Тестирование (А18)
1 вариант
1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
б) (не)думающий человек; (не)думая
в) не)знал; (не)читая;
г) (не)отъемлемый; (не)редко.
2.В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Книгу читали далеко(не)многие.
б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
в) (Не)ответив, она ушла
г) Озеро оказалось (не)глубокое.
3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
в) (не)званный гость; (не)правда
г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя
4. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Ничуть (не) интересно.
б) Он пел песню,(не)смущаясь.
в) На экзамене он (не)набрал баллы.
г) Слышны(не)умолкающие звуки.
5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
в) (не)мелко; (не)лепо.
г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.
2 вариант
1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
в) (не)сладкий; (не)годовать;
г) (не)заметив; (не)далеко.
2. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
б) Это было вовсе (не)известно.
в) (Не)размышляя, она уехала.
г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.
3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)маленькая; (не)верно
б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
г) (не)видя; (не)добрый взгляд.
4. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Это были (не)привычные звуки.
б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
в) Я никогда (не)играл в шахматы.
г) Она прошла, (не)поднимая глаз.
5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)думать; далеко (не)интересно.
б) (не)легко; (не)брежный.
в) (не)возлюбить; (не)читая
г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.
1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».
После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.
Слайд 6
5. Повторение и закрепление знаний по блоку «Н и НН в полных прилагательных и причастиях»
А) Работа по опорному конспекту «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
Слайды 7-8
Б) Тренировочное задание
Учащиеся проговаривают орфограммы в предложенных словосочетаниях и поясняют их.
Н и НН
Квалифицирова..ый специалист
Вяза..ая кофта
Вяза..ая спицами кофта
Свяще..ый союз
Выглаже..ое мной платье
Высуше..ые грибы
Пече..ый в золе картофель
Потеря..ая книга
Операцио..ый стол
Разброса..ые вещи
Краше..ый пол
Исклева..ые ягоды
Песча. ый берег
Клюкве..ый кисель
Тополи..ый пух
Выигра.ый матч
Фасова..ые продукты
В) Работа с тестом
Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)
Правописание Н и НН
Тестирование (А17)
1 вариант
1. В каком ряду пропущено НН:
а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо
2. В каком ряду пропущено Н:
а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо
3. В каком ряду указаны слова с НН:
а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод
а) В, Г б) А, В в) А, Б г) Б, Г
4. В каком ряду пропущено Н:
а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.
5. В каком ряду пишется НН:
а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ые дома; змеи..ый
2 вариант
1. В каком ряду пропущено НН:
а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо
2. В каком ряду пропущено Н:
а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо
3. В каком ряду указаны слова с НН:
а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель; пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод
а) В, Г б) А, В в)А, Б г) Б, Г
4. В каком ряду пропущено Н:
а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.
5. В каком ряду пишется НН:
а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ыедома; змеи..ый
1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»
После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.
Слайд 9
6. Лингвистическая задача
Учитель предлагает учащимся поразмышлять:
– Как связаны между собой фрагменты опорных
конспектов?
(Тесная связь между орфографией и пунктуацией)
Слайд 10
7. Повторение и закрепление знаний по блоку «Обособленные члены предложения»
А) Работа по опорному конспекту «Обособленные члены предложения».
Слайды 11-12
Б) Тренировочное задание
Учащимся в качестве тренинга предлагаются задания из вариантов ЕГЭ разных лет. (Класс работает совместно)
Слайды 13-15
8. Комплесное закрепление знаний по орфографии и пунктуации
Частичный анализ текста.
1) Учащиеся поясняют орфограммы и пунктограммы
в предложенном тесте. Делают вывод о связи
пунктуации и орфографии.
2) Определяют стиль и тип речи.
3) Находят ключевые слова, подсказывающие тему
текста.
4) Анализируют проблематику.
Слайд 16
9. Пояснение домашнего задания. Итоги урока
Учащиеся дома должны продолжить работу с текстом и написать сочинение-рассуждение.
Слайд 17.
10. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает состояние учащегося в конце урока.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тест по орфографии с ответами
1. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) честный профессор
б) ветреная девчонка
в) предотвратить терракт +
г) договор подписан
2. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) филигранная посуда
б) оловянный солдатик
в) серебрянная цепочка +
г) безветренная погода
3. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) вертуозная игра +
б) ювелирное изделие
в) филигранное стекло
г) частная клиника
4. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) бессонная ночь
б) беззаботный человек
в) полать аппеляцию +
г) съешь винегрет
5. В каком варианте на месте пропуска пишется одна буква Л?
а) ка..ория +
б) а..ея
в) ко..егия
г) ко..ега
6. Какое слово пишется раздельно?
а) расходятся (в)розь
б) нападают (по)одиночке
в) (в)течение жизни +
г) (в)виду опасности
7. В каком варианте на месте пропуска пишется С?
а) ра..сказ +
б) ..десь
в) ..дание
г) ра..вестись
8. В каком варианте слово не пишется через дефис?
а) (лук) шалот
б) (по) осеннему
в) точь (в) точь
г) (пол) страны +
9. В каком слове пишется буква А:
а) м…билизация
б) импр…визация
в) кр…потливый
г) п…рфюмерия
10. В каком слове пишется буква О:
а) апл…дисменты +
б) к..ссета
в) б..ррикада
г) л…биринт
11. В каком слове пишется буква Е:
а) им…тация
б) доверч…вый
в) к…бернетика
г) к…рамический +
12. В каком слове пишется И?
а) пр…увеличение
б) непр…тязательный +
в) пр…града
г) пр..умный
13. В каком слове пропущена согласная буква:
а) опас…ность
б) аген…ство +
в) гнус…ный
г) опас…ный
14. В каком слове пропущена согласная буква:
а) сума…шедший +
б) уча…ствовать
в) фил…игранный
г) искус…ный
15. В каком слове пишется одна -Н-:
а) околдован…ый
б) маринован…ый
в) глинян…ая посуда +
г) избалован….ые дети
16. В каком варианте частица НЕ пишется отдельно:
а) (не)приятель
б) (не)(с)кем +
в) (не)взлюбить
г) (не)утомимый труженик
17. В каком варианте допущена грамматическая ошибка?
а) договоры
б) бухгалтера +
в) честнейший
г) красивее
18. В каком варианте допущена пунктуационная ошибка?
а) Чуден Днепр при тихой погоде, когда всё засыпает: и человек, и зверь, и птица.
б) Живее кони, живее! +
в) Заря давно погасла, и едва белел на небосклоне её последний след.
г) Не каждая ошибка – шаг к истине.
19. В каком варианте допущена пунктуационная ошибка?
а) В начале летних каникул, мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие на резиновой лодке по нашей речке. +
б) Пылай, камин, в моём пустынном доме!
в) Чтобы пленник не упал, привязали его ремнём к седоку и повезли в горы.
г) Гость зябко поёжился и пробормотал: «Холодно тут у вас».
20. В каком варианте допущена пунктуационная ошибка?
а) Повсюду мох: под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
б) Оглушенный тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
в) Канавы, наполненные водой делали дорогу непроходимой. +
г) Сказка года — зимняя пора леса.
21. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка:
а) Однако следует предостеречь от абсолютизации сказанного.
б) Здравствуйте, Марина Петровна!
в) Было бы, например, неумно и в некотором роде даже беспардонно утверждать, что Запад никогда не притязает на неподдельное, подлинное искусство.
г) И совсем непонятно, отчего безмолвствует наше закосневшее в интригах и пустой канители Госкино не приобретая столь блистательные, отточенные вещи. +
22. В каком варианте неправильно выделено ударение?
а) звонИт
б) красИвее
в) щАвель +
г) договОр
23. В каком слове ударение поставлено неправильно:
а) диспансЕр
б) докумЕнт
в) ждалА
г) жАлюзи +
24. В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов:
а) критиковать ошибки
б) опираться на фактах +
в) виднеющийся вдали
г) коснуться проблем
25. Найдите ошибку:
а) самый сильнейший +
б) самый добрый
в) красивее
г) более умный
26. Ошибка в произношении слов — …
а) орфографическая
б) орфоэпическая +
в) грамматическая
г) пунктуационная
27. Ошибка в написании слова — …
а) грамматическая
б) орфоэпическая
в) орфографическая +
г) пунктуационная
28. Раздел языкознания, изучающий звуки языка, свойства звуков, — …
а) графика
б) орфография
в) фонетика +
г) пунктуация
29. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов, — …
а) фразеология
б) пунктуация
в) фонетика
г) этимология +
30. Раздел языкознания, изучающий слова языка, словарный запас языка, — …
а) лексикология +
б) грамматика
в) синтаксис
г) орфоэпия
testdoc.ru
Тест по орфографии и пунктуации с ответами
- Пишется Ь на всех пропусках в рядах:
1) ноч..ной, невтерпёж..
2) умнож..те, пожалуйста на два; трёх туш..
3) гвоз..дик, роскош..
4) сем..юдесятью, в..южный
5) отказываеш..ся, мурав..ед
2. пишется А в словах:
1) п..норама
2) запел соловушк..
3) выр..щенный
4) м..рщинистый
5) сорок..метровый
3. Пишется О в словах:
1) с кирпич..ом
2) стереж..т
3) прощ..о
4) алыч..вый
5) ему всё нипоч..м
4. Буква С пропущена в словах:
1) ра..тянуть
2) бе..вкусный
3) эскимос..кий
4) мус..оропровод
5) агрес..сивный
5. Укажите пары слов, в которых все звуки одинаковы:
1) лес-сел
2) ямка-майка
3) лось-соль
4) семь –съем
5) лён-ноль
6. Пишется И на месте пропуска в словах:
1) пр..толстый журнал
2) пр..ступить к выполнению
3) пр..ободрить друга
4) пр..спосабливать
5) пр..секать нарушение
7. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) установле..ый; письмо получе..о
2) штопа..ый, волося..ой
3) тренирова..ый, бараба..ый
4) овчи..ый; вздохнуть утомле..о
5) мече..ый мелом; ремесле..ый
8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:
1) (не)аккуратный очерк; (не)взрачность
2) механизм (не)отрегулирова
3) (не)государствен
4) совсем (не)долго погостить; (не)сговорчивые покупатели
5) (не)красивый, но обаятельный; (не)думая об усталости
9. Через дефис пишутся слова:
1) всё будет (шито)крыто
2) (пол)Узденского района
3) (товарно)пассажи
4) работать (по)вахтенно
5) (семи)тысячный
10. Слитно пишуться выделенные слова в предложениях:
1) Городок этот (в)плотную входил в сельскую жизнь.
2) Мне захотелось проникнуть внутрь шатра, что(бы) посидеть и отдохнуть.
3) Изящество для тела – это то(же) самое, что здравый смысл для ума.
4) (В)виду недостатка в продовольствии сокращение пути было очень важно.
5) (По)низу крутого склона громоздились острые камни.
11. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:
1) Везде: в сухой траве, в листьях деревьев, в воздухе чувствовалось приближение осени.
2) Умеренность есть страж здоровья.
3) Я знал: в этом доме давно никто не живёт.
4) Дамаск один из самых древних городов на земле.
5) Попробовал идти – ноги мои подкосились.
12. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Он _ как чуткий и благородный сын, конечно, будет стремиться помогать нам _ как помогал до сих пор.
2) Всякая охота предполагает _ как удачу_ так и неудачу.
3) Мне довольно в глазки ваши ясные посмотреть, и я вижу всё _ как на ладони.
4) И от этого бальзама волосы делаются у них _ как золото.
5) В интервью он утверждал, что Пьер Гарри не кто иной _ как известный русский авантюрист инженер Гарин.
13. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении местоимению?
В пансионате появился некто, о ком она точно знала, что он экстрасенс.
- отрицательное
2) неопределенное
3) 3-го лица
4) в форме винительного падежа
5) в форме именительного падежа
14. Строение каких слов соответствует схеме:
приставка+корень
1) ограблен
2) удлинитель
3) изломанный
4) удивление
5) всплакнувший
15. В каких рядах все причастия образованы от одного глагола?
1) молотый, моловший, мелющий
2) проповедующий, проповедуемый, проповедовавший
3) воспроизведённый
4) подхваченный, подхвативший, подхватываемый
5) получаемый, получающий, получивший
Ответы:
1 – 4,5
2 – 1,2,3,5
3 – 1,4
4 – 3,5
5 – 2,5
6 – 2,3,4
7 – 3,4,5
8 – 2,3
9 – 1,3
10 – 1,2,4
11 – 1,4
12 – 1,5
13 – 2,5
14 – 2,3,5
15 – 1,2
refdocx.ru
Тест: Пунктуация — Русский язык 9 класс
Выберите верный ответ.
Русский язык 9 класс | Автор: Алексеева Т.Н. | ID: 906 | Дата: 6.1.2014
«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(10)==»1″) {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(11)==»1″) {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(12)==»1″) {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(13)==»1″) {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(14)==»1″) {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;}; } }Получение сертификата
о прохождении теста
testedu.ru
Тест по орфографии и пунктуации, 9-11 классы
Тест по орфографии и пунктуации
Буква «и» пишется
Сообщение о поездк..
Обв..вает ветром
На вечерних пос..делках
Раст..реть щёки
Бл..стательные песни
Буква «о» пишется
Ш..лковые травы
Переписать занов..
Выр..стал на грядках
Трудный зач..т
Маленький крюч..к
«НИ» пишется
Не мог н.. радоваться
Н.. ценил заботы
Н.. два, н.. полтора
Н..когда не видел
Н.. прочитал ни строчки
«ь» пишется
Нареж.. хлеб
Вопрос малозначащ..
Летучая мыш..
Разглядеть меж.. листьев
Сколько дач..
5.Слитно пишутся слова
1. Говорил (без)умолку
2. (Рельсо)прокатный цех
3. Греет (по)весеннему
4. Полетел (в)верх
5. Ни(о)чём не догадывался
6. «При» пишется
1. Пр..увеличенные факты
2.Пр..небрегать очевидным
3.Пр..вивка против гриппа
4. Пр..странный случай
5.Опасный пр..ступник
7. Одна «н» пишется
1. Плавле..ый сыр
2.Сдержа..ое высказывание
3.Тума..ый вечер
4.Редкий оси..ик
5.Свидание разреше..о
8. В предложении допущены орфографические ошибки в словах, обозначенных цифрой
Итак, несмея(1) расчитывать(2) на прекращение дождей, я расположился(3) у окна с недурными(4) намерениями посмотреть не прочитанные(5) за последние дни газеты.
9. В предложении допущены пунктуационные ошибки на месте цифр
К счастью,(1) Печорин был погружён в задумчивость,(2) глядя на синие зубцы Кавказа,(3) и(4)кажется,(5) вовсе не торопился в дорогу.
Ответы:
Критерии оцениванияКаждая правильная цифра – 2 балла, ошибочная цифра или неполный ответ – минут 1 балл.
Максимум за тест – 32 балла.
«5» — 32-28 баллов
«4» — 27-23 баллов
«3» — 22-18 баллов
«2» — менее 18 баллов
infourok.ru