Теория социальных инстинктов – 3 Теория инстинктов социального поведения

3 Теория инстинктов социального поведения

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В.Макдугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э.Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж.Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»).

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения — наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

ВЫВОД

Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интересно также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, переход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точно. Во втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» подходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени уже накопила достаточный опыт в использовании экспериментального метода.

studfiles.net

Ответы на вопрос «Теория «инстинктов социального поведения» Мак-Дугалла»

Одной из первых отдельных концепций социальной психологии была теория социальных инстинктов поведения, автор которой У.Мак-Дугалл. Его работа  «Введение в соц.психологию» была опубликована в 1908г.. Именно в этом году соц.психология стала самостоятельной наукой. Содержание этой теории заключается в том. Что причиной соц.поведения являются врожденные инстинкты.

Автор назвал свою теорию целевой иди гормической (от слова «corme»-порыв, страсть, желание)-именно это является движущей силой соц.инстинктов.

Мак-Дугалл утверждал, что поведением социума руководят врожденные инстинкты. Причиной таких выводов было убеждение Мак-Дугалла во всеобщем стремлении  как человека ,так и животного к достижению цели.

Эту концепцию противопоставляли бихевиористам, которые говорили о поведении как о реакции на какой-либо внешний стимул.. А в гормической теории – индивидуальные склонности каждого человека , его наследственность определяют круг инстинктов. Все человеческие инстинкты вырабатываются посредством эмоций.

Мак-Дугаллом были перечислены 6 основных инстинктов, которым соответствует 6 эмоций:

1.инстинкт борьбы(выражается страхом и гневом)

2. инстинкт воспроизведения рода(соответствует ревность и женская робость)

3.инстинкт бегства(самосохранение)

4.инстинкт приобретения(чувство собственности)

5.инстинкт строительства(чувство созидания)

6.стадный инстинкт, который  удерживает всех людей вместе( чувство принадлежности)

Также благодаря врожденным инстинктам были созданы : семья, торговля, война и другие процессы. Именно из-за этого утверждения проводилась параллель между идеей Мак-Дугалла и Дарвиновской теорией , несмотря на то, что перенесенная на социум теория теряла свою научную ценность.

Теория Мак-Дугалла обрела огромную популярность в начале 20в. Но эта теория привела также к негативным последствиям: объяснение поведения человека по инстинктам узаконивало любые иррациональные импульсивные поступки не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.

На сегодняшний день эта концепция утратила свою актуальность, но ее значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих человеческое поведение. Кроме того в рамках этой теории впервые появился сам термин «социальная психология».

 

 

 

 

www.konspektov.net

Теория инстинктов социального поведения

Статьи по психологии Социальная психология Теория инстинктов социального поведения

Психология инстинктов социального поведения – это направление социальной психологии, которое появилось в США благодаря трудам известного американского психолога Уильяма Мак-Дугалла, которую он изложил в своем труде «введение в социальную психологию». Эта книжка стала настолько фундаментальной, что ее в американских университетах используют в качестве учебника по соцпсихологии. В Российских образовательных программах занимает менее значимую роль и рассматривается только в общих чертах и вкладе в социальную психологию. Именно благодаря этому труду психологическая наука кардинально изменилась. Эта теория является ведущей в Америке. Обучение психологии дистанционно в современности — самый удобный способ получить полноценное высшее образование независимо от географического положения.

В основу этой теории был положен психоанализ, который основным своим постулатом делает мысль, что человек – это существо, которое постоянно находится между своими желаниями и требованиями социума. Для того чтобы не чувствовать себя некомфортно в этой борьбе, у него срабатывают механизмы психологической защиты, помогающие ему сохранить свою самооценку даже в самых сложных ситуациях. Впрочем, иногда они все же приводят к ухудшению благополучия человека, если срабатывают по отношению не к тем вещам.

Давайте более подробно остановимся на основных положениях этой теории. Согласно психологии инстинктов социального поведения, психология личности является очень важным фактором при формировании общественной психологии. Вообще, можно считать социальную психологию неким продолжением индивидуальной психологии. Согласно теории инстинктов социального поведения оно обусловлено инстинктами человека. Каждому из них соответствует определенная эмоция или желание.

Под инстинктом человека воспринимается врожденная предрасположенность к определенным действиям, которые он может совершить. Собственно, в более поздние времена из этой теории слово «инстинкт» было исключено из обихода, и заменено термином «предрасположенность». Эти изменения суть теории не изменили. Каждому инстинкту соответствует эмоция, которую человек может подавлять или реализовывать. Что касается подавления, то это может происходить посредством механизмов психологической защиты, которые были предложены еще Фрейдом.

Согласно этой теории одним из самых сильных инстинктов является социальный инстинкт, который подразумевает чувство принадлежности человека к определенной социальной группе, какой бы она не была по величине.

1vc0.ru

ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Поиск Лекций

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В.Макдугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э.Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж.Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»).

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения — наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалласклонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

3 статья

Психология инстинктов социального поведения – это направление социальной психологии, которое появилось в США благодаря трудам известного американского психолога Уильяма Мак-Дугалла, которую он изложил в своем труде «введение в социальную психологию». Эта книжка стала настолько фундаментальной, что ее в американских университетах используют в качестве учебника по соцпсихологии. В Российских образовательных программах занимает менее значимую роль и рассматривается только в общих чертах и вкладе в социальную психологию. Именно благодаря этому труду психологическая наука кардинально изменилась. Эта теория является ведущей в Америке. Обучение психологии дистанционно в современности — самый удобный способ получить полноценное высшее образование независимо от географического положения.

В основу этой теории был положен психоанализ, который основным своим постулатом делает мысль, что человек – это существо, которое постоянно находится между своими желаниями и требованиями социума. Для того чтобы не чувствовать себя некомфортно в этой борьбе, у него срабатывают механизмы психологической защиты, помогающие ему сохранить свою самооценку даже в самых сложных ситуациях. Впрочем, иногда они все же приводят к ухудшению благополучия человека, если срабатывают по отношению не к тем вещам.

Давайте более подробно остановимся на основных положениях этой теории. Согласно психологии инстинктов социального поведения, психология личности является очень важным фактором при формировании общественной психологии. Вообще, можно считать социальную психологию неким продолжением индивидуальной психологии. Согласно теории инстинктов социального поведения оно обусловлено инстинктами человека. Каждому из них соответствует определенная эмоция или желание.

Под инстинктом человека воспринимается врожденная предрасположенность к определенным действиям, которые он может совершить. Собственно, в более поздние времена из этой теории слово «инстинкт» было исключено из обихода, и заменено термином «предрасположенность». Эти изменения суть теории не изменили. Каждому инстинкту соответствует эмоция, которую человек может подавлять или реализовывать. Что касается подавления, то это может происходить посредством механизмов психологической защиты, которые были предложены еще Фрейдом.

Согласно этой теории одним из самых сильных инстинктов является социальный инстинкт, который подразумевает чувство принадлежности человека к определенной социальной группе, какой бы она не была по величине.

 

Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Теория инстинктов социального поведения.

Количество просмотров публикации Теория инстинктов социального поведения. — 1307

Возникла в США. Первым серьезным центральным трудом считается книга английского психологического работавшего в США Мак-Дугалла ʼʼВведение в социальную психологиюʼʼ (1920). В течение ряда лежит эта книга использовалась как учебник в американских университетах. Согласно его теории психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

Главной причиной социального поведения индивидов является врожденные инстинкты, ᴛ.ᴇ. врожденная предрасположенность к воспринимаемости окружающего и готовность реагировать тем или иным образом. Он считал, что каждому инстинкту соответствует определœенная эмоция. Особое значение он придавал социальному инстинкту, который порождает чувство принадлежности к какой-либо группе.

Эта теория была ведущей в США. Понятие инстинкта со временем заменилось понятием предрасположенность, но основными движущими силами человеческого поведения, основой общественной жизни всœе равно считались потребность в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении и т.д. Большое значение для развития этой теории приобрели работы Фрейда особенно структура личности и движущих сил развития, также важными оказались механизмы снятия стресса. Созданная им теория психологической защиты получила дальнейшее развитие в социальной психологию в настоящее время выделяют 8 способов психологической защиты:

1)Отрицание проявляется в бессознательном отказе от негативной для самооценки информации. Человек как бы слушает, но не слышит, не воспринимает то, что угрожает его благополучию…

2)Вытеснение – активный способ предотвращения внутреннего конфликта͵ предполагает не только выключения из сознания негативной информации, но и особые действия по сохранению позитивного я образа, ᴛ.ᴇ. человек не только может забывать не приемлемые для него факты, но и выдвигает ложные, но приемлемые объяснения его поступков. 3)Проекция – бессознательное приписывание другому лицу собственных желаний и стремлений личностных качеств, чаще всœего негативного свойства.

4)Замещение – снятие внутреннего напряжения путем переноса, переадресовки действия направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию.

5)Идентификация – установление эмоциональной связи с другим объектом отождествления себя с ним. Часто позволяет преодолеть чувство собственной неполноценности.

6)Изоляция – защита от травмирующих фактов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми. Утрата способности к сопереживанию. И самыми эффективными являются:

7)Рационализация проявляется в форме снижения ценности недостижимого. 8)Сублимация — ϶ᴛᴏ перевод нереализованных желаний (сексуальных) в социальное приемлемое русло.

9)Регресс — ϶ᴛᴏ возврат к прошлым (детским) формам поведения. Идеи Фрейда относительно человеческой агрессивности и способов психологической защиты нашли новое развитие в работах американского психолога Эрика Фромма (1900-1980) (2Бегство от свободыʼʼ).

referatwork.ru

ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Количество просмотров публикации ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. — 314

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ.

Основа социального поведения- психическая реальность. Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Вместе с тем, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивало социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Важным моментом для исследователœей научного поиска оказалось то, что представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую. Вообще, следует сказать, что для сторонников этого направления основными категориями являются сознание и самосознание.

Связана с бихевиоризмом(поведением). Основа поведения об-ва и ч-ка – инстинкт:врожденная реакция на внешнее воздействие,психофизическое предрасположение. Любой инстинкт сопровождается соответствующей эмоцией,которые не осознаны,но определяют дальнейшее поведение.

Инстинкт борьбы — гнев, страх;

И. бегства – самосохранение;

И. приобретения – собственничество;

И. строительства – чувство созидания;

И. стадности – чувство принадлежности:самый социальный и главный инстинкт,т к благодаря ему люди группируются,деятельность приобретает коллективный характер,следствием этого является рост городов,массовые сборища и т.п.

М. Даугалл выделяет групповой разум-результат эволюции.

В ходе эволюции истинкт был облогорожен интеллектом.Благодаря отличию человека от животного на базе интеллекта выделяет дух причины,который имеет 3 формы духовной взаимосвязи:

1) Симпатия 2) Внушение 3) Подражание

41.»ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ».

В корне лежит чисто философская концепция.Главная движущая сила истории -дух целого народа, он выражается в искусстве ,религии языке, обычаях и обрядах. Самое главное-это национальное слзнание,ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет направление деятельности.Дух индивида не является самостоятельным целым, это лишь часть общего. Все решается в пользу общества, индивид лишь звено. В дальнейшем отказался от понятияʼʼ дух целого и дал более четкое понятие. Далее предложил исследовать язык обычаи и мифологию. В языке заложены великие смыслы, разные я зыки своеобразны (порядок слов, лексическое значение). Народы по –разному мыслят. Вундт создал 1 в мире психологическую лабораторию для изучения индивидуальной психологии. Там изучались пласты обыденного сознания : культура, формула повсœедневного поведения.Все изучения дают возможность предсказывать реакцию народов на определœенные внешние воздействия. Вундт противопоставил индивидуальной психологии психологию народов. Мышление и речь и другие психологические явления невозможно понять вне психологии народов. Она должна схватывать общее в психологии больших масс. Язык, миф, обычай — ϶ᴛᴏ не фрагменты народного духа, но самый данный дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который обуславливает всœе остальные процессы. Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом ʼʼмифʼʼ принято понимать всœе первобытное миросозерцание, под словом ʼʼобычайʼʼ — всœе зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, их взаимодействие: язык — ϶ᴛᴏ форма мифа; обычай выражает миф и развивает его.Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методы психологии народов по В. Вундту — ϶ᴛᴏ анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в т.ч. и психология народов, — ϶ᴛᴏ не наука о законах, по крайней мере, не только о них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии народов – развития ʼʼдуши народаʼʼ.

referatwork.ru

ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Количество просмотров публикации ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. — 372

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ Ф.ТЕННИСА.

Типология – метод научного познания, в базе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Ф.Теннис выделяет два типа соц.связей: община(1) и об-во(2)

1)Община выступает в форме семьи, сосœедства и дружбы. Отношения носят эмоц.хар-р.
Размещено на реф.рф
Община основана на согласии, на межличностном контакте. Проявляется в обычаях, традициях и преобладает в основном в сельской местности. Основана на иррациональной воле. Иррациональная воля предстает в форме инстинкт. влечений, памяти и привычке.

Община характеризуется естественной (инстинктивной) волей. В общинœе господствуют инстинкты, чувства, органические отношения.

2)Об-во выступает в форме юрид.лица.Об-во основано на обществ.договоре. Связь опосредована соц.институтами. Об-во реализуется в объединœениях, присущих городу.

Об-во основано на рациональной избират.воле, которая предстает в форме умышленности.

Об-во основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения.

На смену общинной связи приходит общественная связь.

Любое соц.образование одновременно содержит и общинную и общественную связь.

Ф.Теннис делил соц-ию на общинную и специальную.

Общинная рассматривает об-во в целом.

Спец-ая рассматривает отдельные аспекты (пример: соц-ия религии)

Специальная соц-ия делится на 3 вида:

-чистая (теоретич.ур-нь)

-прикладная

-эмпирическая (социография)

Основа социального поведения- психическая реальность. Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Вместе с тем, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивало социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Важным моментом для исследователœей научного поиска оказалось то, что представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую. Вообще, следует сказать, что для сторонников этого направления основными категориями являются сознание и самосознание.

Связана с бихевиоризмом(поведением). Основа поведения об-ва и ч-ка – инстинкт:врожденная реакция на внешнее воздействие,психофизическое предрасположение. Любой инстинкт сопровождается соответствующей эмоцией,которые не осознаны,но определяют дальнейшее поведение.

Инстинкт борьбы — гнев, страх;

И. бегства – самосохранение;

И. приобретения – собственничество;

И. строительства – чувство созидания;

И. стадности – чувство принадлежности:самый социальный и главный инстинкт,т к благодаря ему люди группируются,деятельность приобретает коллективный характер,следствием этого является рост городов,массовые сборища и т.п.

М. Даугалл выделяет групповой разум-результат эволюции.

В ходе эволюции истинкт был облогорожен интеллектом.Благодаря отличию человека от животного на базе интеллекта выделяет дух причины,который имеет 3 формы духовной взаимосвязи:

1) Симпатия 2) Внушение 3) Подражание

41.»ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ».

В корне лежит чисто философская концепция.Главная движущая сила истории -дух целого народа, он выражается в искусстве ,религии языке, обычаях и обрядах. Самое главное-это национальное слзнание,ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет направление деятельности.Дух индивида не является самостоятельным целым, это лишь часть общего. Все решается в пользу общества, индивид лишь звено. В дальнейшем отказался от понятияʼʼ дух целого и дал более четкое понятие. Далее предложил исследовать язык обычаи и мифологию. В языке заложены великие смыслы, разные я зыки своеобразны (порядок слов, лексическое значение). Народы по –разному мыслят. Вундт создал 1 в мире психологическую лабораторию для изучения индивидуальной психологии. Там изучались пласты обыденного сознания : культура, формула повсœедневного поведения.Все изучения дают возможность предсказывать реакцию народов на определœенные внешние воздействия. Вундт противопоставил индивидуальной психологии психологию народов. Мышление и речь и другие психологические явления невозможно понять вне психологии народов. Она должна схватывать общее в психологии больших масс. Язык, миф, обычай — ϶ᴛᴏ не фрагменты народного духа, но самый данный дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который обуславливает всœе остальные процессы. Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом ʼʼмифʼʼ принято понимать всœе первобытное миросозерцание, под словом ʼʼобычайʼʼ — всœе зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, их взаимодействие: язык — ϶ᴛᴏ форма мифа; обычай выражает миф и развивает его.Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методы психологии народов по В. Вундту — ϶ᴛᴏ анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в т.ч. и психология народов, — ϶ᴛᴏ не наука о законах, по крайней мере, не только о них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии народов – развития ʼʼдуши народаʼʼ.

referatwork.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *