Темы для написания эссе – Персональный сайт — Эссе, требования к написанию эссе, примеры

Содержание

тематика, особенности и правила написания

Многим современным школьникам и студентам нужно знать, как писать эссе. По крайней мере, поступление в ВУЗ предполагает подготовку и сдачу ЕГЭ, где под категорией С как раз поставлена задача написания эссе. Получается, что представленная категория приносит больше всего баллов и существенно увеличивает ваши возможности быть в будущем студентом. Вот почему важно знать правильность написания очерка, выучить основные правила этого процесса, определенные сложившиеся клише, зная которые, вам будет значительно легче.

Актуальный жанр

Для современной литературы эссе может считаться достаточно актуальным жанром. Это же касается и публицистики. Дело в том, что в представленной письменной форме открываются отличные возможности воздействовать на читателя. Вместе с тем очерк обращает его к рациональным началам, так как в нем используются логические конструкции, констатируются факты.

Применение принципа металогии позволяет оказывать эмоциональное влияние. Целью составления эссе, когда оно делается маститым писателем, является необходимость затронуть за живое читательскую мысль, заставить его думать о проблемах, указанных в написанном тексте. Что касается школьников, то зачастую их уровень интеллекта и определяется посредством анализа их умений делать выводы из прочитанных текстов, проводить какие-то аналитические процедуры. Наконец, они должны понимать, что необходимо писать при составлении очерка.

Эссе на бумаге

В действительности, ничего сложного в изложении собственных мыслей на бумажный лист нет. Но даже в тех случаях, когда никаких оригинальных собственных мыслей у школьника по тому или иному поводу не имеется, все равно можно написать качественный очерк, если воспользоваться уже наработанными клише и перед написанием составить план.

Прежде всего, не стоит забывать об официальных критериях к тексту, которые существуют и являются достаточно четкими. В частности, из года в год учениками допускаются аналогичные ошибки, которые можно было бы избежать, если внимательнее относиться к критериям. Иногда необходимость написания эссе воспринимают, как письменный пересказ или процедуру его лингвистического анализа.

Что нужно для написания

Для нормального написания каждому выпускнику необходимо уметь:

  1. Делать анализ текстового содержания, а также выделять ту проблему, которая ставится в тексте.
  2. Комментировать авторское мнение.
  3. Делать правильную аргументацию собственного мнения.

Существуют и обязательные условия, которые должны соблюдаться во время составления задания:

  • Пользоваться только уместной лексикой, стараясь ее разнообразить.
  • Писать максимально грамотно, чтобы мысли можно было оформить исходя из нормативов грамматики, стилистики, синтаксиса.

Эссе пишут грамотно и аккуратно

Эссе должно начинаться со вступления. Именно там обозначается основная исходная проблема. По размерам вступление занимает около 10 процентов от общего объема. Потом должен следовать ученический комментарий по поводу оговариваемой проблемы. Он тоже занимает около 10 процентов.

Впоследствии начинают анализироваться авторские позиции и языковые средства, использованные им. Эта часть должна занять 20 процентов.

Наконец, ученик пишет о том, согласен он или не согласен с авторскими тезисами, приводит соответствующие аргументы и говорит о собственном мнении по данному вопросу. Эта часть занимает 40 процентов. В заключение указывается, почему и для чего все было написано – автором и учеником. Эта часть является обязательной в качестве определенного показательного вывода, что вы что-то усвоили.

Пишется данное сочинение всегда от первого лица, которое должно быть в единственном числе. Если определять жанры, к которым может относиться эссе, то это скорее персональный и лиричный. Соответственно, наблюдается совпадение «лирического героя» с повествовательным. После написания никогда не забывайте и не ленитесь перечитывать только что написанное. Все смысловые части старайтесь делить на различные абзацы и, соответственно, новую мысль начинайте с новой строчки.

Особенности эссе на ЕГЭ

Если говорить про то, как писать эссе и про задание, дающееся на ЕГЭ, то там будут оценивать, прежде всего, не оригинальность, а те знания, которые вы успели получить за время школьной учебы. Получается, что умелое владение стандартным клише может спасти ситуацию. Потому не стесняйтесь пользоваться клишированными выражениями, существенно облегчающими задачу и задающими основную логику данному повествованию.

Не торопитесь при написании эссе

Попытайтесь отделять мнения от фактов, а также оставлять определенное место для определенного диалога и спора, не претендуя на окончательную истину. Проблема высказывания должна быть выражена с максимальной четкостью. Объясняйте также со всей доступностью собственный выбор тематики, почему она актуальна для вас или вообще, значима ли она.

Дополнительным плюсом считается предоставление информационных данных об авторе или же определения той сферы, которая была выбрана для описания. Аргументация описываемой проблемы должна быть теоретической, а также практической. При теоретической раскрываются основные тематические аспекты, разбираются признаки, характеристики примеров. При практической части приводится какой-нибудь реальный пример.

Наконец, в заключении необходим возврат к той проблеме, которая описывается и общий вывод, который можно по ней сделать. Желательно, чтобы вывод включал в себя пару частей: собственные итоговые мысли и общий возврат к основной тематике.

Важным оказывается вопрос, связанный с распределением времени. Как показывает практика, обычно эссе можно написать примерно за полтора часа.  Хотя общее время на задание ЕГЭ отводится 3,5 часа. Лучше всего заниматься этим заданием тогда, когда другие части уже сделаны.

Представленная работа нуждается в том, чтобы выпускник был максимально сконцентрирован.  Для выбора тематики прочитываются все варианты, которые предлагаются, анализируются и выбираются. Рассматривая основную тематику, необходимо выделить главную мысль. Тема, конечно, выбирается та, которая больше всего известна.

Мысли по написанию эссе

Как показывает опыт, экзаменующиеся нередко останавливают собственный выбор на тематике, кажущейся им совершенно легкой, но когда она начинает раскрываться, оказывается, что вопрос чрезвычайно сложен. Например, может не хватать фактического материала.

Тематика

Нельзя чтобы эссе оказалось обыкновенным изложением, представленным в различных вариантах. По меньшей мере, оценка такого эссе будет крайне невысокой. Выбор темы должен быть таким, чтобы была продемонстрирована полнота ученических знаний, а также глубина мыслительного анализа. Выбирайте выигрышную тему.

Когда выбирается тематика эссе, особое внимание обращается на принадлежность описываемой проблемы к определенной социальной науке. Временами она может принадлежать сразу к некоторому количеству наук. Что касается содержания эссе, то оно как раз определяется той социальной наукой, принадлежность к  которой будет определена.

Полностью записывать очерк на черновом листе не следует. Это лишняя трата времени. К тому же в процессе переписывания в голову придут другие мысли, наверняка, а переделка текстового материала делается сложнее, чем написание нового. Что же делается на черновике? Только план. Можно также набросать небольшие наброски, собственную аргументацию, вывести теоретические положения. В эссе должно указываться личностное отношение ученика к выбранной теме. Это, безусловно, важный критерий, по которому эксперты оценивают сделанную работу. Как правило, все это делается ближе к началу письменной работы.

Подбирать аргументы, которые бы подтверждали ученическое мнение по поводу проблемы, рассматриваемой в эссе, необходимо со всей внимательностью. Эксперты обычно не очень высоко оценивают аргументы, которые приводятся из персональной жизни автора очерка. Вот почему их использование в качестве убеждений и доказательств является нежелательным.

По своему количеству аргументы не ограничены. Но лучше всего использовать от трех до пяти штук. Лучше пользоваться примерами из исторической, политологической, социологической науки. Хорошо подойдут примеры, взятые из социальной практики.

Если говорить о том, как писать эссе, то эта не такая уж сложная процедура, если знать все стандарты написания и умело пользоваться разработанными клише.

kakznatok.ru

Как выбрать тему для эссе?

Подпишитесь на нас в ВК.

Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Выбор темы эссе может надолго застопорить ваш процесс его написания, ведь вы просто не знаете, о чем будете писать. Не считая случая, когда точную тему эссе формулирует ваш преподаватель, выбор темы может сводиться к сужению заданного педагогом направления, выбору из предложенного списка тем или к «свободному плаванию».

Варианты уточнения темы

  • Сужение заданного направления

Первый из названных случаев подразумевает, что вам дали некое общее направление. Например, написать эссе на тему культуры Екатеринбурга. Такая тема слишком обширна и требует сузить ее до какого-то одного вопроса. Допустим, побывав в этом славном городе, вы совершили путешествие по «Красной линии» и теперь имеете идею об открытии подобного туристического маршрута в своем городе. Тогда вы можете сформулировать тему, например, так: «Создание в Костроме “Красной линии”». При этом сама ваша работа может быть посвящена тому, какие объекты города можно включить в данный маршрут, или какие выгоды получит город после создания «Красной линии».

Обратите внимание на то, для кого именно вы пишете эссе. Рядовая работа для сдачи преподавателю в вузе будет существенно отличаться от эссе, сдаваемое при поступлении в учебное заведение, литературный кружок или при устройстве на работу. Чего ждет от вас человек, который будет читать ваше эссе? Проявления оригинальности, умения грамотно и красиво рассуждать, профессиональных качеств или чего-то иного?

  • Выбор из списка тем

Этот вариант проще предыдущего, но требует проанализировать, в чем вы разбираетесь лучше всего или хотели бы разобраться. Выбирая тему из данного преподавателем списка, оцените, какими знаниями и опытом вы уже располагаете по той или иной теме. Какую авторскую позицию вы могли бы высказать по выбранной теме?

  • Отсутствие темы

Третий случай — это полное отсутствие какой-либо темы. Этот вариант наиболее труден в плане выбора, но зато буквально распахивает перед вами двери в мир, позволяя писать о том, о чем хочется. Чтобы не утонуть в этом океане возможностей, вначале определите, что вам наиболее интересно. О чем вы думаете чаще всего? Что привлекает ваше внимание до такой степени, что вы забываете обо всем остальном? Что бы вы хотели улучшить в обществе, вашем городе, окружающих предметах?

После того, как вы определитесь с направлением, выясните, что вам нравится больше всего. Одни любят живописно описывать какие-либо события, места, интересных людей, удивительные вещи, другим нравится анализировать, третьим — писать о себе, а четвертые предпочтут раскритиковать то, что им не нравится. В зависимости от этого ваше эссе будет описательным, аналитическим, рефлексивным, критическим или каким-то иным.

Соединив интересную для вас тему с видом эссе, набросайте несколько вариантов тем. На этом этапе важна не точная формулировка темы, а понимание сути проблемы и потенциала ее решения.

Оценка выбранных тем

После выбора конкретных тем оцените каждую из них на предмет того, насколько содержательно вы можете ее раскрыть. Есть ли у вас интересные наблюдения и идеи по этой теме, можете ли вы чем-то удивить читателя, испытываете ли вдохновение при рассуждении на данную тему? Вы должны понимать, что в ходе работы вам придется сформулировать определенный тезис и затем аргументировано доказать его. Сумеете ли вы это сделать для выбранных тем? Каковы ваши козыри?

При изучении потенциала той или иной темы обращайте внимание на доступность литературных источников. В некоторых случаях логичнее вначале попытаться найти необходимую информацию в источниках, а затем уже приступать к оформлению мыслей в виде эссе. Например, для темы о создании в городе «Красной линии» может понадобиться проанализировать состояние данной проблемы на сегодняшний день. Выяснить, не опоздали ли вы с вашей идеей. Может, кто-то уже успел вдохновить других на ее реализацию и в данный момент проводит «Красную линию» прямо под вашим окном? Какие достопримечательности вашего города заслуживают включения в туристический маршрут? Сколько денег потребуется на создание такой линии?

Если преподаватель потребовал согласования темы с ним, обязательно покажите ему план работы, основной тезис эссе и аргументы для его подтверждения.

help.akademikz.ru

Как написать эссе? | Блог 4brain

В жизни многих людей бывают случаи, когда нужно в письменной форме обосновать какую-либо точку зрения, пояснить свои действия, описать впечатления о чём-либо, рассказать о себе и т.д. и т.п. И для этого более всего подходит именно написание эссе. В представленной статье мы как раз поговорим о том, что такое и как его написать. Сразу же дадим небольшое пояснение: статья представлена в виде конкретных информационных блоков, раскрывающих те или иные особенности эссе.

Что такое эссе?

Эссе – это небольшое сочинение, написанное в прозаическом стиле и имеющее свободную композицию, а также выражающее личные соображения, умозаключения и впечатления человека на заданную тему, но изначально не претендующее на то чтобы быть исчерпывающим или основополагающим в рассматриваемом вопросе.

Цель эссе

Целью эссе, как правило, является развитие творческого мышления и навыка письменного изложения своих мыслей. А сам процесс его написания очень полезен, т.к. способствует обучению и улучшению навыка формулировки мыслей, структурирования информации, выявления причинно-следственных связей, иллюстрации имеющегося опыта всевозможными примерами и аргументации выводов.

Классификация эссе

Классификация эссе производится по следующим признакам:

По содержанию

  • Духовно-религиозные
  • Художественно-публицистические
  • Художественные
  • Исторические
  • Литературно-критические
  • Философские и т.д.

По литературной форме

  • Письма
  • Страницы дневника
  • Заметки
  • Лирические миниатюры
  • Рецензии

По форме

  • Аналитические
  • Критические
  • Рефлексивные
  • Повествовательные
  • Описательные
  • Композиционные

По форме описания

  • Субъективные, отражающие особенности личности автора
  • Объективные, описывающие предмет, явление, идею и т.п.

Признаки эссе

1

Небольшой объём

Вообще, конечно, каких-то определённых границ в плане объёма для эссе нет. Но рекомендуется писать эссе, что и делается практически всегда, объёмом от трёх до семи страниц печатного текста (компьютерного). Но, к примеру, во многих университетах России разрешается писать эссе объёмом до десяти страниц (машинописный текст), а в Гарвардской школе бизнеса эссе вообще пишут лишь на двух страницах.

2

Конкретика темы и субъективность трактовки

В любом эссе всегда присутствует конкретная тема. Поэтому эссе по определению не может рассматривать обширные темы, содержать большое количество идей и должно отражать и развивать только одну мысль или отвечать на один вопрос.

3

Свободная композиция

В эссе не должно присутствовать абсолютно никаких формальных рамок. Зачастую многие работы в жанре эссе построены отнюдь не на законах логики, а подчинены неким произвольным ассоциациям и могут даже быть выстроены по принципу «Всё наоборот».

4

Непринуждённость повествования

Работая над эссе, автор обязательно должен придерживаться доверительной манеры общения с читателем, избегать сложных, излишне строгих, неясных формулировок, а также свободно владеть темой, уметь показать её с разных ракурсов, чтобы предъявить читателю разносторонний взгляд на рассматриваемую проблему, которая станет основой его будущих размышлений.

5

 Использование парадоксов

Во многих случаях эссе рассчитано на то, чтобы вызвать у читателя удивление. Некоторые специалисты даже считают это условие обязательным. Отправной точкой для размышлений читателя может стать какой-либо афоризм, парадокс, яркое высказывание, способное столкнуть друг с другом две взаимоисключающие мысли (утверждения) и т.п.

6

Смысловая целостность

Это как раз один из парадоксов эссе: отличающееся свободной композицией и субъективностью изложения произведение наряду с этим обладает внутренней смысловой целостностью, т.е. согласованностью основных тезисов и утверждений автора, гармонией ассоциаций и аргументов и непротиворечивостью суждений.

7

Ориентация на разговорную речь

Эссе должно быть ориентировано на понятную каждому человеку разговорную речь, но не должно содержать шаблонных фраз и выражений, легкомысленной окраски, сленга или жаргона. Повествование должно быть простым, но воспринимаемым достаточно серьёзно.

Структура и план эссе

Структура эссе практически всегда определяется двумя требованиями:

  • Мысли автора должны быть представлены в форме кратких тезисов
  • Тезисы должны быть аргументированы

В качестве аргументов здесь можно использовать какие-то факты, явления, события, ситуации, опыт, научные доказательства, мнения экспертов и т.п. Лучше всего использовать два аргумента для каждого тезиса. Именно два, потому что один может показаться неубедительным, а три и более – перегрузят краткое и образное изложение. Исходя из этих предпосылок, образуется и примерный план эссе:

  1. Вводная часть
  2. Тезис, подкреплённый аргументами
  3. Тезис, подкреплённый аргументами
  4. Тезис, подкреплённый аргументами
  5. Заключительная часть

Что нужно учитывать при написании эссе?

  • Должна быть чётко определена как главная тема и цель эссе, так и темы и цели отдельных его разделов.
  • Для захвата внимания читателя можно использовать яркую фразу, парадокс, аллегорию, интересный факт и т.п.
  • Во вступительной и заключительной частях внимание должно быть сфокусировано на основной проблеме (введение – постановка проблемы, заключение — резюме).
  • Должны выделяться абзацы, разделы и красные строки, а также должна присутствовать логическая связь между абзацами и разделами эссе – так достигается целостность работы.
  • Изложение должно быть экспрессивным, эмоциональным и художественным. В большей мере этому способствует использование простых, коротких и разнообразных по интонации предложений.

Правила написания эссе

  1. Формальное правило лишь одно – эссе должно иметь заголовок.
  2. Допускается произвольная внутренняя структура. Учитывая, что эссе является малой формой письменной работы, не обязательно повторять выводы, которые могут содержаться в основном тексте или заголовке.
  3. Формулировке проблемы вполне может предшествовать аргументация, а сама формулировка может быть тождественна окончательному выводу.
  4. Эссе не стоит загромождать служебными деталями типа: «я расскажу о том-то и том-то» или «я определил то-то и то-то», как, например, часто делается в рефератах. Вместо этого лучше уделить больше внимания раскрытию темы.

Самые распространённые ошибки при написании эссе

Плохая проверка. Проверяя эссе нужно уделять внимание не только ошибкам в правописании, но также двусмысленным выражениям, неудачным речевым оборотам, излишне резким фразам. Работу следует несколько раз перечитывать, выявлять всевозможные недочёты и устранять их.

Долгие предисловия и недостаток деталей. Нередки случаи, когда хорошие и интересные эссе представляют собой утомительные вступительные части, не разжигающие интерес читателя, а усыпляющие его, или сплошные перечисления каких-либо утверждений, без надлежащих иллюстраций в виде примеров и интересных фактов. Нужно стремиться к тому, чтобы вступление было небольшим, но ярким и чётким, а любые утверждения и мысли сопровождались наглядными примерами.

Длинные фразы. Многие авторы считают, что длинные предложения – это хорошо. Но это отнюдь не так. Короткие предложения производят гораздо больший эффект на читателя, а длинные могут лишь перегрузить материал и усложнить восприятие. Поэтому рекомендуется чередовать длинные и короткие предложения. При проверке прочитайте свою работу вслух и если почувствуете, что на каком-то предложении у вас не хватает дыхания, чтобы его закончить, разбейте его на несколько более мелких.

Многословие. Специфика эссе в том, что оно ограничено определённым объёмом. И некоторым авторам не удаётся полноценно раскрыть тему по причине того, что они вдаются в излишнюю детализацию и подробности отдельных моментов. По этой причине объёмом нужно распорядиться умело и грамотно, изначально отказавшись от некоторых идей, мыслей и деталей, если о них и так упоминается в ходе повествования.

Перегруженность. Эссе не следует перегружать научными терминами и энциклопедическими данными, т.к. это не только отвлекает внимание читателя от основной темы, но и отрицательно сказывается на качестве всего произведения, а также преуменьшает его значение и затмевает собой выражение позиции автора.

Обращайте внимание на эти ошибки и избегайте их. Проверяйте своё произведение на несколько раз, изменяйте и при необходимости переписывайте, отсекайте лишние части и дополняйте новыми элементами – только так ваше эссе сможет стать действительно интересной, грамотно написанной и качественной работой.

Успехов в написании эссе!

4brain.ru

Что такое эссе и как его писать: план и примеры

Умение писать эссе сейчас имеет большое значение, поскольку тексты в этом жанре чаще всего требуют от учеников и абитуриентов на экзаменах, а также от кандидатов при приёме на работу. Многие не до конца понимают, что такое эссе, потому у них возникают сложности.

Что такое эссе: задачи, характеристики, типы

Это литературный жанр, небольшое сочинение, целью которого является изложение своего мнения по какому-либо вопросу. Позицию нужно подкрепить логичными доводами и аргументами.

Происхождение слова «эссе» французское, от «essai» – очерк, опыт, проба. В свою очередь, слово «essai» пришло от латинского «exagium» – «взвешивание». Так что, по сути, автор, когда пишет эссе, занимается взвешиванием аргументов и изложением на бумаге своей точки зрения, основываясь на собственном опыте.

Цель и признаки

У этого жанра есть следующие особенности:

  • Небольшой объём. Требования могут отличаться в зависимости от темы и ситуации, однако растягивать эссе нет смысла. Например, рекомендованный максимальный объем для студентов Гарвардской бизнес-школы — два листа рукописного текста, а российские вузы требуют уложиться максимум в десять печатных листов.
  • Тема всегда конкретная. Ей не свойственны символические высказывания, образность и размытые суждения, которые каждый может понять по-своему. Тезис, который выдвигается в теме, выражен чётко и ясно. Раскрытие темы идёт, отталкиваясь именно от него.
  • Содержание всегда субъективно, поскольку цель задачи — выразить своё мнение, продемонстрировать свои познания. Именно поэтому одна и та же тема может быть раскрыта разными людьми по-разному. Так и должно быть.
  • Парадоксы. Сейчас этот признак эссе часто опускается, но многие лингвисты уверены, что парадоксальность высказываний, яркие тезисы, столкновение, казалось бы, противоречивых и нелогичных аргументов — неотъемлемая часть жанра, поскольку он призван удивить читателя.
  • Простота изложения мыслей. В отличие от сочинения-размышления или реферата нужно вести повествование максимально просто и понятно, избегать сложных речевых оборотов и синтаксических конструкций, клишированных слов и фраз.
  • Логичность повествования, смысловое единение текста. Возможно, по этой причине сейчас и пропускаются парадоксальные высказывания и тезисы, ведь нужно быть настоящим мастером слова, чтобы сделать два противоречивых тезиса взаимодополняющими.
  • Разговорный стиль изложения. При этом нужно соблюдать баланс, чтобы повествование не было излишне небрежным. Также важно исключать употребление сленга, если его использования не требует смысл и тема в обязательном порядке.

Одно из ключевых заданий на ЕГЭ по английскому языку является написание эссе. Вы легко справитесь с этой задачей, зная простые правила и фразы-клише: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-angliyskomu.html.

Классификация

Существует несколько классификаций — в зависимости от темы, цели и способа повествования.

Каждая классификация имеет множество видов эссе за счёт свободности повествования этого жанра, потому перечислить их все очень сложно. Выделяют две общие группы эссе:

  • личностное, цель которого — раскрыть какую-либо сторону личности или особенности, характера автора текста;
  • объективное — где необходимо проанализировать или описать какие-либо ситуации или явления, не связанные с автором.

С точки зрения литературной формы можно выделить такие виды эссе, как:

  • рецензии;
  • заметки;
  • миниатюры;
  • мемуары;
  • корреспонденция и многие другие.

Исходя из того, с какой целью пишется эссе, их можно классифицировать по содержанию:

  • исторические;
  • литературно-критические;
  • философские;
  • художественные;
  • художественно-публицистические и так далее.

По способу выражения мысли эссе могут быть:

  • повествовательными;
  • критическими;
  • описывающими;
  • аналитическими;
  • рефлективными и прочее.

Чтобы написать хорошее эссе, нужен продуманный план, веские аргументы и проявление индивидуальности автора

Писать сочинение на ЕГЭ по литературе может показаться сложным занятием. Но зная простые правила и приёмы, вы сможете получить высший балл за работу. Читайте об этом в нашей статье: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-literature.html.

Как писать эссе: общие правила

Особенность этого жанра — полная свобода построения структуры и выражения мыслей. Единственное чёткое правило — надо недвусмысленно высказываться по заданной теме, которая выступает в роли заголовка.

Наиболее часто рекомендуемая структура эссе:

  • введение;
  • тезис-аргумент;
  • вывод.

Тезисов и аргументов может быть столько, сколько нужно автору для раскрытия темы и сколько позволяет максимально требуемый объем текста. Вместе с тем это рекомендуемая, но не обязательная структура. Она может быть и произвольной. Вывод разрешено представить в виде тезиса в начале, а в самом тексте его аргументировать. Либо можно выдвинуть тезис, который опровергается по ходу эссе, а вывод выносится абсолютно противоположный первоначальному тезису. Также допустимо представить несколько тезисов и аргументов, а затем сделать вывод. Возможен и любой другой порядок изложения мыслей.

Также обратите внимание, что обычно читатель имеет общее представление о тематике эссе, поэтому отсутствует необходимость раскрывать специфические термины и объяснять сложные нюансы. Надо просто высказаться на заданную тематику.

В наше следующем материале вы узнаете об особенностях написания эссе по русскому языку: https://tonusmozga.ru/ucheba/esse-po-russkomu-yazyiku.html.

План, примеры, шаблоны

Поскольку чёткой структуры нет, то и конкретный шаблон плана тоже отсутствует. Для тех, кому нужна «канва» при подготовке текста, можно воспользоваться стандартной:

  1. Вступление, во время которого выдвигается основной тезис. Например:

    Однажды я участвовал в региональном патриотическом конкурсе, для которого проводил социологические исследования. Их результат натолкнул меня на мысль, что современная молодёжь уже почти не интересуется историей родного города. Это плохо влияет на подрастающее поколение.

  2. Основная часть, в которой выдвигаются аргументы для подтверждения основного тезиса. В случае с приведённым ранее примером нужно доказать, почему снижение интереса к истории города плохо влияет на подрастающее поколение. Важно следить за тем, чтобы не произошло подмены тезисов: сначала нужно привести аргументы в доказательство того, о чём шла речь во вступлении, и только потом (при необходимости) выдвигать следующий тезис. Если есть желание или необходимость, таким же образом выдвигаются следующие тезисы с аргументами, вытекающими из предыдущих.
  3. Вывод, который подытоживает все сказанное (написанное).

Чтобы было проще написать текст, подготовьте детальный план эссе

Другой вариант — пойти от обратного. Но это может быть сложнее.

  1. Вступление, в котором автор задаёт интересующий его вопрос и сам же ищет на него ответ во время написания эссе. Например:

    Недавно я посетил краеведческий музей и был крайне удивлён: в день его открытия присутствовало очень мало молодых людей, несмотря на то, что это было грандиозное культурное событие. Этот факт натолкнул меня на мысль, что современная молодёжь почти не интересуется историей города. Я задался вопросом, действительно ли это так.

  2. Далее в основной части необходимо найти ответ на выдвинутый вопрос путём приведения реальных аргументов для себя и читателя. Важно не забыть, что текст пишется именно для читателя, потому повествование должно быть интересным. Как и в случае с предыдущей структурой, нельзя допустить подмены тезисов. Абстрактные аргументы, домыслы и нелогичные доводы не ценятся. Более того, они напоминают газетные штампы «жёлтой прессы», а штампов желательно избегать. Примером таких аргументов является:
    • «Если дети не пришли на открытие краеведческого музея, то их однозначно не интересует история родного края» (это домысел).
    • «После открытия краеведческого музея я провёл опрос в социальных сетях, в котором приняло участие 4 000 учащихся 5–9 классов. 67% респондентов не смогли ответить правильно больше чем на пять вопросов из тридцати об истории родного города, а 42% утверждали, что им это даже неинтересно. На основе этого становится понятно, что большинство детей от 11 до 15 лет не воспитываются в патриотическом ключе» (вывод сделан на основе статистических данных).
  3. Вывод, к которому автор пришёл в процессе размышления. Этот пункт обязательный.

Эссе нужно писать не только на ЕГЭ по литературе и русскому языку. Это задание входит в экзаменационный билет по обществознанию. Как его написать, узнаете из нашей статьи: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-obshhestvoznaniyu.html.

Критерии проверки текстов

Произвести впечатление на членов комиссии несложно, для этого понадобится персональный подход к теме эссе и умение красиво излагать свои мысли

Во время проверки работы обычно ориентируются на следующие критерии:

  • Данные и аргументы, представленные в тексте. При желании можно написать два листа текста «ни о чём», но в случае с эссе это вряд ли высоко оценят. Необходимо привести логичные аргументы и данные, подтверждающие выдвинутые автором тезисы. Комиссия оценивает информативность текста, уместность аргументов и умение доказывать свою точку зрения с их помощью.
  • Богатство речи, умение полно высказывать своё мнение, лексические и синтаксические способы выражения мысли. Эссе не должно быть сухим перечнем тезисов и аргументов, оно должно быть легко читаемым. Идеальный текст — тот, от которого читатель получает удовольствие.
  • Индивидуальность, роль личности автора. Такой жанр, как эссе, требует, чтобы личность автора и его точка зрения выходили на первый план, потому клишированные фразы, слова и аргументы не приветствуются.
  • Отсылки к персональному опыту автора. Поскольку цель — выразить собственное мнение, отсылки к реально существующему опыту не только не будут лишними, но и обычно поддерживаются при оценке эссе. Например, если тема связана с событиями во времена Второй мировой войны, можно упомянуть недавний поход в музей, где представлена солдатская форма того времени.
  • Оригинальность. Обычно читателей цепляют оригинальные и нестандартные тексты, так сказать, «с изюминкой». Если автор не сторонник юмора или необычных, присущих только ему высказываний, выжать их из себя очень тяжело, а подражание кому-то скрыть очень сложно. И все же большим плюсом будет умение выразить в эссе свою индивидуальность. Но сделать это нужно так, чтобы используемые способы были уместны и лексически грамотны.
  • Честность и объективность — особенно если необходимо писать личностное эссе. Некоторые авторы стараются приукрасить действительность и показаться умнее, талантливее или опытнее, чем они есть на самом деле, поэтому рассказывают о несуществующем опыте или присваивают себя несуществующие достижения. Например, если ученик 9 класса написал, что имеет семилетний опыт работы в сфере экономики и торговли, обман будет заметен сразу. Если в эссе для урока литературы или экзамена по психологии комиссия может это пропустить, то при приёме на работу или стажировку на такую выдумку сразу обратят внимание.

Одним из заданий в ЕГЭ по истории является эссе. Для его написания нужно выбрать тему об историческом событии из списка предложенных и раскрыть её. Об особенностях подготовки работы читайте в нашем материале: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-istorii.html.

Писать эссе — несложно, а порой даже приятно, поскольку в этом присутствует изрядная доля творчества. Если изучить принципы подготовки текста такого жанра, внимательно вычитать готовый материал на предмет ошибок и опечаток, подойти к процессу подготовки с ответственностью, то результат с большей вероятностью будет положительным.

Оцените статью:

(2 голоса, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

tonusmozga.ru

1. Эссе как жанр сочинения. Зачем нужно эссе?

Тема 1.

Эссе как жанр сочинения. Зачем нужно эссе?

Эссе – это такой жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Эссе пишется его в свободном стиле и на любую тему. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский или научно-популярный характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. Эссе предлагается в качестве задания не только в международных школах. В некоторых высших учебных заведениях с помощью эссе сдаются вступительные экзамены. Написание эссе является требованием многих международных образовательных программ. В некоторых европейских ВУЗах прием студентов происходит только на основании конкурса эссе.

       Стиль эссе отличается: образностью афористичностью парадоксальностью Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры проводит параллели подбирает аналогии использует всевозможные ассоциации. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры аллегорические и притчевые образы символы сравнения Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют: непредсказуемые выводы неожиданные повороты интересные сцепления По речевому построению эссе – это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику. Специфика жанра эссе Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе – ярко выражена авторская позиция. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль – требование жанра. Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе – это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Вопросы в эссе даны для того, чтобы было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь этого — писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Справка из истории жанра.

Для начала небольшая справка из истории, а именно предлагаем вернуться в 1580 год, когда впервые французский писатель и философ Мишель Монтень опубликовал книгу, которую назвал Les Essais (фр. "еssai" - очерк, попытка, проба). В своем «детище» писатель сделал каждую главу как бы неоконченной, нарочито подчеркивая отсутствия структуры либо плана книги, оставляя читателям, место для домыслов и наталкивая их на определенную тему и мысли связанные с ней. Что собственно и является главной идеей эссе - побуждать к размышлению. Написание эссе полезно для развития более четкого и грамотного формулирования мыслей, а так же тесно связано с умением работы с литературой и источниками, что, несомненно, поможет во многих сферах.

Структура эссе.

Эссе не имеет особой структуры, как например научная, исследовательская работа, реферат либо курсовой проект. Конечно же, если вы пишете эссе впервые, то следует рассмотреть, хоть один вариант структуры, чтобы знать, как структурировать свои мысли и удачно написать свое эссе.

Итак, рассмотрим структуру эссе, но повторюсь, эссе не имеет особой структуры, данная структура призвана направить ваши мысли в правильное русло при структурировании эссе. Обязательным и основным условием при написании эссе, является наличие темы, которая является заглавием Вашей работы.

  1. Титульный лист – его структуру предопределяют заранее и заполняют по единой форме, принятой в учебном заведении.

  2. Введение – здесь следует изложить суть, цель и обоснование выбора темы. Введение состоит из связанного логически и стилистически ряда компонентов. На данном этапе Вы должны четко сформулировать вопрос, ответ на который Вы намерены изложить в ходе раскрытия темы эссе.

  3. Основная часть – эта часть предполагает полное раскрытие и аргументацию основной проблемы, изложение основного вопроса. Важно знать, что один параграф должен содержать только одно утверждение, которое выделяют заголовком, и, конечно же, соответствующее доказательство, что можно разнообразить графическим и иллюстрированным материалом.

  4. Заключение – в этом пункте обычно излагаются собственные обобщения и выводы, вытекающие из рассмотрения темы. Так же эссе может содержать указание на применение исследования, которое не исключает взаимосвязь с иными проблемами.

Как написать эссе?

Начните с главного — выберите тему, определите желаемый объем и цель каждого параграфа. Запишите наиболее удачные мысли и сформируйте из них основу будущей работы. Развейте мысль в каждом параграфе, начните усложнять, используя придаточные и развернутые описания. В завершение не забудьте проверьте грамматику и синтаксис. Главное - эссе должно читаться легко.

Давно известно, что такой вид легко доступной манеры изложения как эссе, например в зарубежных странах, применяется для оценки личности автора, его чувств, степень своеобразия мыслей, а так же мировоззрения человека. Эссе ни коем образом не зависит от количества знаний либо от предмета исследований, что делает его своеобразной противоположностью давно известного теста. Основной целью эссе, является уход от рамок, преобладание ассоциаций, над логикой. Если Вам сложно уложиться в твердые рамки реферата, либо в какую-либо заданную структуру, свободная форма эссе для Вас.

Итак, что же все-таки нужно знать об эссе для успешного его написания?

Правила написания эссе.

Если у Вас возникают трудности, с чего начать и как действовать в дальнейшем, давайте рассмотрим несколько этапов.

Тему для эссе выбирают или получают от преподавателя, но если Вы столкнулись с вольным выбором темы, основное что Вы должны помнить, что тема эссе призвана раскрывать не только определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Вольная тема прекрасна тем, что Вам дается возможность раскрыть себя и поделиться с людьми тем, что интересует Вас, что Вас удивило, заставило посмотреть иначе на людей и мир. Т.е, если Вам дали вольную тему для написания эссе, Вам предоставили вольные пути раскрытия себя и своих мыслей .

Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик. Неко­торые учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (то есть окончательный) вариант работы — плотно заполненный лист, практиче­ски без полей, но написанный более небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, тем самым тренируя практику отсутствия самостоятельного мышле­ния. В результате этот метод приводит к панической боязни самостоятельного высказывания. Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми и писать на одной их стороне. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются и поля, а на обороте страницы — простор для конкре­тизации, подтверждения своей мысли примерами и цитатами.

С чего начать? С записи темы эссе, при этом тему надо записать точно, и обязательно в черновике. Тема — это некое условие задачи, в которое надо вдуматься. А задачу надо понять, осознать. Формулировка темы — тоже зада­ча, только неизмеримо более объемная и сложная, имеющая не одно решение. Вчитываясь в тему, вы входите в то творческое пространство, которое ею очер­чено. Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае, вся формулировка будут повторены в тексте эссе, открывая или завершая фрагменты работы или всего эссе в целом, — это не недостаток. Ведь главная задача ученика — понять и рас­крыть тему, а не уйти от нее. Работая с эссе, время от времени нужно перечи­тывать формулировку темы. Темы эссе по обществознанию на экзамене пред­лагаются на выбор учащемуся из шести вариантов, соответствующих разделам курса обществознания: философии, культурологии, экономике, социологии, политологии, правоведению.

Целесообразно выбирать тему наиболее близкую и понятную, при рас­крытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способ­ности.

Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма об­разно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.

Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает пробле­матику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духов­ных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы.

Итак, главное — вчитаться, вдуматься в тему, как вчитываешься в условие задачи, чтобы определить границы (пространство) темы и пути ее раскрытия.

Тема выбрана, осознана, понята. Как правило, темы эссе по обществозна­нию философского содержания имеют проблемный характер, авторскую ин­терпретацию и предложены в виде высказывания. Поэтому, первоначально ра­ботая с обществоведческой проблемой, необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения. Для этого необходимо в свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытово­го характера, имена, события, недописанные мысли... Есть рациональное зер­но во фразе: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: тогда вы­светится идея, путь движения мыслей. Теперь главное — найти фразу, мысль, цитату, которая могла бы стать заключением к работе.

Да, заключение, как и вступление, является важной частью работы. Вступ­ление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоре­чия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.

Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или быто­вого характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жиз­ненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут пере­грузить все же «маленький» жанр.

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Количе­ство тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли учащегося. Схематично изображая структуру эссе, можно получить следующую цепочку:

В Т А А Т А А В

Название «кольцевая композиция» не случайно, так как вступление и вы­вод фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении про­блему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения.

Следует отметить, что логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый из элементов ком­позиции (вступление, тезисы, аргументы, вывод) должен быть выделен крас­ной строкой. Каждый абзац — предыдущий и последующий — связан между собой. Так достигается целостность работы.

При написании эссе необходимо обратить внимание и на стиль изложения материала. Все же не надо забывать о том, что эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля — весьма неплохое ка­чество письменной речи. Достигается это в основном за счет коротких, про­стых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в пред­ложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несет в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совер­шенствуешь себя!

Помните главное: эссе обязательно должно быть «эмоционально заряже­но», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.

Хотелось бы дать совет, о стандартном наборе ошибок.

  • - не стоит брать уже написанное кем-то эссе, сделайте ставку на новизну, конечно рискованно, но оно того стоит. Тем более, если цитируемые Вами источники изложены корректно, и выводы Вы сделали собственные, основательно аргументированные, это уже больше чем половина успеха;

  • - не стоит обращаться за эссе, в сети интернет, это не сыграет Вам на руку, так как темы эссе проверяются и люди, часто работающие с эссе, конечно же, знают об интернете и его возможностях.

13 правил написания эссе

Если хотите написать удачное эссе, не обязательно читать огромное число книг и пересматривать множество сайтов. Достаточно руководствоваться тринадцатью принципами.

1. Не коверкайте правду
Факты из своей жизни менять не стоит, даже если очень хочется. Во-первых, это не всегда выглядит убедительно. Во-вторых, лжецам нужно иметь очень хорошую память – чтобы помнить все нюансы измененной биографии и не ударить в грязь лицом.

2. Не подлизывайтесь
Не стоит слишком много говорить о репутации университета, отменном преподавательском составе, сети выпускников и тому подобное. Лучше говорите о себе и о том, что Вы дадите университету.

3. Не оправдывайтесь
Оправдания слабых оценок, плохого GMAT, недостаточного опыта работы делает эссе смешным. Говорите только о хорошем. О плохом, если не спрашивают, не распространяйтесь.

4. Не пытайтесь быть кем-то другим
Все хотят подойти школе, которую выбрали. Но в погоне за этим многие теряют свое истинное «Я». Будьте тем или той, кем Вы есть - бизнес-школы ищут разнообразия.

5. Не поддавайтесь стадному инстинкту
Первый успешный шаг в позиционировании – дифференциация. Начните с того, кем Вы не являетесь. Потом перейдите к тому, чем Вы выгодно отличаетесь от других. Если Вы можете только сказать, а не доказать, будьте специфичными.

6. Не будьте стереотипным
Развейте стереотипы читателей. Это касается Вашего опыта, национальности, функций на работе. Сделайте себя уникальным.

7. Не будьте всезнайкой
Никто не совершенен. MBA звучит амбициозно, но это не значит, что у Вас не должно быть слабостей. Будьте правдивы и, если Вас спрашивают, не бойтесь сказать, что Вам нужно чему-то научиться.

8. Не повторяйтесь
У читателя будет полный профайл на Вас, поэтому старайтесь не повторять содержимое. Во-первых, таким образом Вы занимаете место, важное для другой информации. Во-вторых, Вы раздражаете читателя.

9. Не говорите много
Лучше сфокусироваться на одном моменте Вашей жизни, чем стараться описать всю жизнь в нескольких эссе. Сузьте горизонты, сделайте анализ серьезнее.

10. Не делайте списков
Списки воспринимаются лучше, чем истории. Но списки скучны, поэтому лучше напишите историю. Люди любят истории, списки оставьте на потом.

11. Не добавляйте натянутых фактов
Конечно, история должна быть подкреплена фактами. Но если их нет, придумывать или «притягивать за уши» не стоит. Это напрягает читателя, а он должен просто читать эссе.

12. Не обвиняйте
Если Вы негативно отзываетесь о ком-то, то негативно подумают прежде всего о Вас. Извлекайте уроки и делайте выводы – это лучше. you.

13. Не говорите о распространенном
О политике, религии, абортах, наркотиках, сексе, Востоке, национальности, Джордже Буше и тому подобное лучше не говорить. Читатель может быть другого мнения.

Что делать...
Выбирайте интересные темы, которые относятся к Вам и Вашему развитию. Не отклоняйтесь от темы. В общем, соблюдайте 13 правил.

Проверьте ваши знания! (нажми сюда)

refdb.ru

Что такое эссе?

Нас учат писать эссе с детства, с первых классов. Вы этого, возможно, и не подозревали, но те самые сочинения на вольные темы («Как я провел лето», «Кем я хочу стать», «Что для меня школа») – первая проба пера начинающего эссеиста. Первый опыт, который вы наверняка имеете.

Написать эссе несложно, если вы соблюдаете правила жанра. Но перед тем, как знакомиться с правилами, нужно понять, что такое эссе.

Итак, в переводе с французского essai означает «очерк, проба, попытка». Это слово произошло от латинского exagium – «взвешивание».

В «Большом энциклопедическом словаре» под эссе понимают жанр прозы – философской, публицистической, литературно-критической или историко-биографической. В «Краткой литературной энциклопедии» эссе прямо называют сочинением (в широком смысле этого слова), а в «Толковом словаре иноязычных слов» – очерком. Во всех определениях подчеркнуты ключевые признаки эссе – свободная форма, индивидуальная трактовка и субъективность.

Основные признаки эссе:

  1. Малый объем: две-три или десять страниц – решать вам. Главное – раскрыть тему. Ну и, конечно, не нацеливаться на эпопею – никто ваших стараний не оценит.
  2. Свободная форма: вплоть до разговорной речи. Эссе не претендует на научность, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В отношении стилистики автору оставляют полную свободу творчества. Впрочем, переходить на сленг и допускать речевые ошибки все-таки не стоит. Особенно если вы учитесь на лингвиста.
  3. Наличие конкретной темы, которую и раскрывает эссе. Тема может быть любой – от «Кем я хочу стать, когда вырасту» (вы же помните эти сочинения) до «Основная причина проблем с трудоустройством молодого специалиста». Если вы хотите опубликоваться в местной газете, выбирайте конкретный вопрос. Если вы пишете по заданной теме, будьте добры – раскрывайте именно ее.
  4. Субъективность: личность автора – главное. Помните: вы не претендуете на истину в последней инстанции. Вы выражаете свое личное мнение. И вас никто не обязывает раскрывать тему до конца.
  5. Новизна: скажите новое слово по теме. Главное, чтобы это слово было вашим. Не нужно прописных истин. Поверьте, ваших читателей давно тошнит от «вуз – это второй дом», «моя главная мечта – мир во всем мире» и тому подобных фраз.
  6. Честность: фиксируйте свои мысли и эмоции по теме. Конечно, если вы ненавидите родной вуз или устраиваетесь на работу в крупную компанию исключительно из-за денег и «плюшек», вашу честность вряд ли оценят. В остальных случаях субъективный взгляд будет гораздо интереснее для читателей, чем хвалебные оды.

Для кого пишут эссе?

Оставим в стороне эссе публицистов, философов, докторов наук и писателей. До этих высот еще нужно дорасти. На повестке дня у студента – эссе в качестве проверочной работы в вузе и альтернативы собеседованию.

Таким образом, главным (подчас – единственным) читателем является преподаватель или работодатель.

Что оценивают в эссе?

Умение грамотно формулировать мысли и писать без ошибок – это, конечно, хорошо. Более того, это само собой разумеющееся. Может быть, работодатель и пропустит мимо ушей одну-две ошибки, но текст, написанный кое-как, даже без проверки в Word, охарактеризует вас не лучшим образом.

Форма и стиль для эссе скорее вторичны. Да, креатив может понравиться работодателю. Но если в тексте – исключительно прописные истины, ваши старания пропадут даром.

Содержание – вот главное. Ваши идеи, мысли, эмоции – именно это интересно читателю. Именно для этого вы и пишете эссе.

Эссе характеризует вас, вашу личность, ваши умения, ваш темперамент и характер. Аккуратный почерк (если вы сдаете работу в письменной форме), отсутствие ошибок, идеальный стиль охарактеризуют вас как ответственного, усидчивого человека. Необычная форма покажет вашу креативность. Четкая структура и последовательное изложение мыслей укажут на рациональность, способность к концентрации и логику. Наконец, крупица негатива расскажет работодателю о вашей честности и смелости.

Стоит ли учиться писать эссе и как это делать правильно?

Студлансеру может показаться удивительным неумение писать на заданную тему. Но есть и такое. Если все школьные сочинения вы заказывали за деньги или благополучно скатывали с интернета, эссе может показаться недосягаемой вершиной. Отчаиваться не стоит. Напишите так, как вы бы сделали это для блога. Перечитайте, исправьте все, что нужно, дайте на проверку другу.

Заказывать эссе стоит только в том случае, если у вас нет времени, а тема навевает тоску. В эссе не всегда вчитываются, увы. Иногда письменные работы нужны «для галочки». Впрочем, именно на таких работах и стоит учиться – умение грамотно излагать мысли вам еще пригодится.

Читайте также по теме:

studlance.ru

Библиотека МОУ ООСШ№2 - Примеры эссе

НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Примеры сочинения в жанре эссе для ЕГЭ

Эссе по обществознанию 

"Объявить себя гением легче всего по радио" (Дон Аминадо)

Радио в 19 веке стало первым шагом к появлению массовой культуры.

Радио, телевидение, пресса, Интернет – продукты информационной эпохи, которые состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно в постиндустриальном обществе возможно искусственное создание кумиров литературы, поп-музыки, кино и т.д., так называемые «фабрики звезд».

Зачастую звездами подобного рода становятся люди, не обладающие должными способностями в реальности. Об их мнимой талантливости трезвонят радио, телевидение, пресса, Интернет. Так, за короткий промежуток времени огромные массы людей вдруг узнают имена и фамилии людей, находившихся ранее в неизвестности. В таких случаях говорят: «Он проснулся знаменитым».

Вот более позитивный пример влияния СМИ на сознание общества: чтобы Александра Исаевича Солженицына признали классиком русской литературы, ему пришлось пройти длинный путь непризнания и гонений равный почти 90 годам жизни, а о талантливом писателе Евгении Гришковце сообщили СМИ, и его имя стало широко известным в короткий строк.

Через сколько лет мы бы узнали поэта и барда Владимира Высоцкого, если бы не «магнитофонная революция» в СССР 70-х годов? 

         Согласимся с мнением русского поэта 20 века Д.Аминадо, что сообщить человечеству, что кто-то гений легче всего по радио, но является ли человек гением на самом деле, выяснится через много-много лет, когда будет осмыслен вклад данной личности в развитие общества.   (Источник)

Эссе по обществознанию

"Свобода есть право на неравенство"

Свобода - это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Но для того, чтобы понять всю ее значимость, необходимо обратиться к примерам из истории.

Закономерной чертой развития человечества является неравномерность распределения свободы между представителями различных сословий, слоев, классов, что порождает неравномерное распределение прав между людьми, и приводит к социальному и правовому неравенству. Даже в первобытном обществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Самым ярким же примером, показывающим значение свободы для человека, является рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства труда являлся собственностью своего хозяина - рабовладельца. В истории России таким примером является крепостное право. Но каждая новая ступень общественного развития добавляет новые качества свободе и равенству людей, распространяя их на все более широкий круг субъектов.

В самом общем смысле слова свобода является возможностью выбора действия, не зависящего ни от какой внешней силы, поэтому она, как и многие социальные ценности, нуждается в праве. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с активностью других людей. Право является мерой свободы. Ведь ничем не ограниченная свобода порождает преступность: если человек совершил преступление и не подвергся за это никакому наказанию, он будет считать, что ему все дозволенно и станет совершать все новые и новые преступления. А как писал великий римский государственный деятель Луций Анней Сенека: «Щадя преступников, вредят честным людям». Но для борьбы с нарушениями закона, государству необходимо не только ужесточать наказания и приводить их в исполнение, но и развивать правосознание у своих граждан. Люди должны научиться уважать законы и считать своим долгом их соблюдать. А закон в свою очередь должен быть гуманным, справедливым, но и одновременно с этим, как говорил Шарль Монтескье, «похож на смерть, которая не щадит никого».

Но почему же тогда и в современном обществе, гарантирующем равноправие, существует проблема разного распределения свободы и как следствие появления неравенства?

         Причина этой проблемы на протяжении всей истории человечества остается одна и та же. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества, а в последствии и разным количеством правовой свободы. Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы была и есть главным препятствием на пути к становлению правового государство. И как показывает мировой опыт, на общественное развитие, в том числе и правовое, наибольшее влияние оказывают интересы не всех социальных групп, а только тех, которые находятся у власти: эксплуататорские классы и правящие элиты.

          Свобода есть право на неравенство, ведь чем у человека больше возможностей, тем больше привилегий. И поэтому «свобода,- как писал О. Бисмарк,- это роскошь, которую не каждый может себе позволить».   (Источник)

Примеры эссе, написанных на олимпиаде по предмету
Сначала приводим несколько высказываний, данных в задании, а затем - эссе, написанное на основании одного из них.
1. «Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую вдобавок может отнять у нас всякий, кто этого захочет… Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя   оно  единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании». (Сенека, римский философ I в. до н.э.,автор знаменитых писем к Луцилию)

 

2. «Мы, по своему самомнению, уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерить  его  как следует не умели, а значит, и не берегли. Прогресс —  он  ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда на самолёт. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — шариковую ручку… Тем не  менее  почему-то нехватка этого  времени  у человека возрастает… Цейтнот  становится  всеобщим. Недостаёт  времени  на друзей, на письма, на детей, нет  времени  на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет  времени  ни на стихи, ни на могилы родителей.  Времени  нет и у школьников, и у студентов, и у стариков.  Время   куда-то   исчезает ,  его   становится   всё   меньше .  Время  распределяется почти так же, как и две тысячи лет назад, при том же Сенеке…» (Даниил   Гранин , современный писатель)

 

3. "Давай поговорим сегодня о самом ценном…
Как ты думаешь — о чём?
О деньгах? — Нет…
О драгоценных металлах и камнях? — Нет.
Ни за какие богатства ты не купишь дополнительно даже одну минуту своей жизни!
Поэтому самое дорогое, что есть у человека, — это Время.
Время — это к тому же то единственное, что принадлежит тебе лично…
А давай подумаем, на что ты тратишь своё время? Узнаёшь ли что-то новое для себя? Или гуляешь по улице со своими сверстниками?..
Но время идёт, бесполезные часы складываются, и, пока ты «надеялся и ждал», другие быстро выучили азбуку, научились читать и считать, заняли первые места на школьных олимпиадах…

А чего я, собственно, жду? Жизнь-то проходит… " (Александр Красный, современный поэт и писатель)

Эссе (по Д. Гранину)

Хорошо, что в пятнадцать лет человек не читает Сенеку, не задумывается о быстротечности времени... Наоборот, юное создание терзается тем, что время ползет медленно-медленно... Для кого-то звучит уже последний звонок, а ему, бедному, еще долгие два года за школьной партой сидеть... Кто-то под марш Мендельсона открывает новую страницу жизни, такую интересную! А он - мечтает о первом поцелуе и, краснея, дергает за косичку синеглазое чудо... Когда же, когда можно будет считать себя взрослым? Человечек торопит события, часто допускает ошибки, стараясь опередить детство. У него хватает времени на все: на уроки, на их выполнение, на футбол и на дискотеку, на дружеские посиделки и разговоры ни о чем, и на мечту о будущем... Он богач! Он хозяин собственного времени! Возможно, потому что в его жизни, в его • мироощущении нет пока обязательств... Он свободен!

Д. Гранин поднимает очень важную проблему: дефицит времени. Прогресс, пишет он, сводится, по мнению делового человека, к тому, чтобы сэкономить время. Но почему: "время куда-то исчезает", "его становится все меньше"... По-моему, Гранин не случайно акцентирует наше внимание на слово "деловой". В одном предложении оно звучит дважды, указывая на источник информации (по мнению делового человека) и поясняет (чтобы сэкономить время этому деловому человеку). Не показалось ли вам, что во втором случае писатель иронизирует? И в этом, я думаю, есть объяснение. Человек сам придумал себе "дела", установил рамки, границы, и оказалось, что в его жизни на первом месте -работа. Не важно, карьеры ради, накопления денег, или просто - потому что интересно... Работа вышла за границы семичасового рабочего дня. К ней нужно готовиться, совершенствовать свое мастерство, добиваться высоких результатов, следить за успехами и неуспехами других, помогать коллегам. Как тут не вспомнить печальный сюжет "Телеграммы" Паустовского: не нашлось времени у Насти на встречу с матерью. Внешне благополучный человек (ценный работник, уважаемый сотрудниками, заботливый, бескорыстный в помощи; деньги высылает матери регулярно...) вдруг показался чудовищем! До боли знакомым... Потому что, каждый взрослый увидел в Насте себя!

Мы придумали себе дела, повесили на собственные плечи ответственность за их выполнение, влачим это тяжкое бремя вместо того, чтобы, как говорит Гранин, наслаждаться черенковым хрустом облетающих листьев в осеннем лесу... Встречаться с друзьями, общаться с самыми дорогими и любимыми...

            Деловой человек украл собственное время и от себя самого его спрятал... А к старости разучился им пользоваться. Разве не боится каждый из нас пенсионного времени? Того самого, когда остаемся мы вдруг не у дел...  (Источник)

Примеры эссе, написанных для конкурса 




Эссе опубликовано в журнале Исследовательская работа школьников. - 2009. - №2. - С.106-108.

ЕщЁ рекомендации см. здесь.


-------------------
Архив записей

schoolbiblio.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *