Примеры равнодушия из литературных произведений 10-11 класса на пример самое…
Никто до него не умел так беспощадно,но правдиво нарисовать людям позорную
и тоскливую картину их жизни в тусклом
хаосе мещанской обыденщины.
М. Горький
“Палата №6” — рассказ, где и герои, и обстановка, и весь смысл очень символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном “серым больничным забором с гвоздями”, в комнате, “обезображенной железными решетками”. Такое описание условий жизни подготавливает читателя к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный герой.
За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за “лень, факирство, сонную дурь”, за то, что видел “всеобщее безумие, бездарность, тупость” и принимал их.
Чехов «Тоска» — у мужика сын погиб, мужик извозчик, возит людей, каждому пытается пожаловаться, чувство сострадания только у тетки получает,
«Вишневый сад»,Чехова… Вырубают сад, цветущий сад… но… никому до этого и дела нет… Кругом — равнодушные….
Пушкин «Медный всадник» после потопа все идет как было, кто помер кто нет, каждый занят своим делом…
Лермонтов «Герой нашего времени» сам герой «болен» равнодушием….
Толстой. » Война и мир» . Батарея Тушина. про которую «было забыто», потому что один из адъютантов туда просто не доехал. Яркий пример равнодушия.
Или Наполеон смотрит на переплывающих реку солдат в самом неудобном месте. Он смотрит холодно и равнодушно…
К. Паустовский «Телеграмма». Дочь Катерины Петровны уехала работать в город и уже давно не навещала родную мать. Катерина Петровна писала ей письма, просила приехать. Но дочери все некогда было — будничная жизнь никак не давала выбраться из города. А Катерина Петровна очень болела, все жители села ходили навещали ее. Дочь нашла время только тогда, когда матери не стало. Настя, единственная дочь К. П., поняла насколько жестоко отнеслась к родному человеку, но, к сожалению, ничего уже изменить нельзя…
otvet.mail.ru
Все аргументы к итоговому сочинению. Направление «Равнодушие и отзывчивость».
Все аргументы к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость».
Чем опасно равнодушие? Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.
Нужно ли учиться сочувствию?
Сочувствию можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа немецкий военный офицер нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно не интересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.
Неравнодушное (равнодушное) отношение к природе
Один
Равнодушие и отзывчивость — аргументы к итоговому сочинению 2017/2018
- 07.09.2017
«После бала», Л.Н. Толстой
Равнодушие
Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.
Отзывчивость
Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.
«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов — равнодушие
Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.
«Крокодиловы слёзы», А.П. Чехов — равнодушие
Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».
«Крыжовник», А.П. Чехов — равнодушие
Николай Иванович Чимша-Гималайский — всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»
«Судьба человека», Шолохов — отзывчивость
Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.
«Над пропастью во ржи», Д.Д. Селинджер — отзывчивость
История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.
Дополнительные ссылки:
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Сохранить ссылку:
Добавить комментарий
Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.
www.ctege.info
список произведений для итогового сочинения 2017/218 по литературе
- 17.09.2017
Список произведений, на которые можно опираться (и обязательно нужно прочитать) при написании итогового сочинения по направлению «Равнодушие и отзывчивость».
- А.Н. Островский «Гроза»
- В.К. Железников «Чучело»
- А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»
- Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»
- М.А.Шолохов «Судьба человека»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
- К. Г. Паустовский «Телеграмма»
- А.В. Вампилов «Старший сын»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
- М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
- Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
- В. Гюго «Отверженные»
- Х. Ли «Убить пересмешника»
- В. Г. Короленко «Дети подземелья»
- В. Закруткин «Матерь человеческая»
- Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
- Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Ф.М. Достоевский «Идиот»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день»
- М. Гелприн «Свеча горела столе»
- А.П. Платонов «Юшка»
- Б. Фредерик «Приказ есть приказ»
- В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
- А.И. Куприн «Изумруд»
Составлено по материалам rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Сохранить ссылку:
Добавить комментарий
Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.
www.ctege.info
Как написать сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость в произведениях русской литературы»
Тематика равнодушия и отзывчивости имеет очень большой спектр примеров в произведениях культуры, и в русской литературе в частности. Герои практически любой книги так или иначе взаимодействуют, мыслят, общаются, делают так или иначе.
Каждым поступком руководит определенная мотивация, и именно в ней и есть секрет равнодушия или отзывчивости.
Например, когда Наташа Ростова в романе Война и Мир помогает раненым солдатам, она думает именно о них, а не о своих интересах — ее мотивация как раз рождается из внутренней отзывчивости души.
И наоборот, для примера можно взять Николая Ивановича из новеллы Чехова — Крыжовник. Этот барин абсолютно равнодушен ко всему происходящему за воротами его усадьбы, так как его основная мотивация в жизни — это растить свой крыжовник в поместье и пить с ним чай. Все, его не интересует ни политика, ни отношения, ни светская жизнь, ни еще какие-либо проблемы. Можно сказать, что этот персонаж является квинтэссенцией равнодушия, он исключительно замкнут сам на себя.
«Равнодушие и отзывчивость в произведениях русской литературы». Что писать
Если брать непосредственно русские произведения, то негде так четко т точно не расскрыта эта проблематика, как в произведении Толстого «Война и Мир». Героев там конечно много, но среди всех них, есть только две женщины, которые деонстрируют эти качества и состояния в полной мере. Речь идет конечно же о красивейшей Элен Безуховой и Наташе Ростовой.
Элен, толстой описывает как очень крассивую особу, но при этом, равнодушную практически ко всему. Ее равнодушие, проявляется даже тогда, когда ее сватают за Пьера, когда она сидела с ним друг напротив друга на скамье и не вырожала не малейшей эмоции. Даже кода ее уже засватали и попросили поцеловаться, она при равнодушии, которое однако в ней напротив, вызвало брезгливость, только лишь попросила Пьера снять его очки, не знав как они даже называются.
В дальнейшем по ходу прочтения романа, казалось что эту женщину, нетрогают никакие слухи, а их было много, так как весь тогдашний российский бомонд, судачил о том что она неверна своему мужу и это был камень не только в его, но и конечно в ее огород, но она только хлопала своими глазами, что особенно четко просматривалось по фильму Бандорчук.
На фоне Элен, Наташа Ростова, была просто сверх отзывчивым человеком и апогеем ее отзывчивости, стало конечно ее отношение к раненным солдатам горящей Москвы и конечно князю Андрею. Кстати ее почти измена и бегство с Курагиным, было тоже отзывчевостью, так как она отозвалась на его как ей казалось очень глубокие чувства.
Кроме всего перечисленного, Толстой показывает Наташу чуткой и отзывчивой даже ко всему происходящему в культурном плане. Чувствовалось как по описанию ее переживаний она горела от любви и готова была на нее отозватся, что в итоге и вылилось в ее роман с князем Андреем. Ну и здесь нельзя не вспомнить ее танцы в срубленом доме в лесу, когда она чутко, быстро и точно, отозвалась на игру на гармошке ее дяде и в ней практически мгновенно проснулся русский дух, который восспроизвел искуссные и грациозные движения.
faston24.ru
Равнодушие в произведениях Чехова | Инфошкола
13 Октябрь 2017 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 2496В творчестве Антона Павловича Чехова можно найти большое количество отсылок к разным проблемам человека и общества. Все эти проблемы достаточно интересно анализировать, выделяя что-то более и менее важное из них. Анализируя творчество Чехова, можно выделить самую большую и серьезную проблему — это равнодушие. Писатель рассматривает не только равнодушие человека к тому, что его не касается, но и к своей собственной судьбе.
Чтобы оценить безразличие человека к окружающему для него общества, достаточно прочитать рассказ писателя под названием «Крыжовник». В нем описана жизнь человека, который всегда мечтал о собственном загородном дом, рядом с которым рос бы крыжовник. Казалось бы, в этом желании нет ничего плохого, но стоит понаблюдать немного за человеком, чтобы понять, насколько же сильно он не прав.
Герой рассказа стал игнорировать весь окружающий мир, зациклился на себе и только на своей жизни. Чехов считал, что человек всегда должен стремиться к развитию и открытию нового. По мнению писателя, жить так, как жил главный герой рассказа «Крыжовник», просто недопустимо — нельзя быть настолько безразличным ко всему окружающему.
Но еще большей проблемой по Чехову было безразличие к самому себе. Лучшим примером тому есть главный герой рассказа «Человек в футляре» — Беликов. Этот человек стал очень закрытым от окружающих и перестал замечать, насколько плохо это на нем сказывалось. Он прЧеховаевратился в настоящую живую мумию, поскольку избегал взаимодействия со всем окружающим миром.
В конце концов, желание жизни все же проснулось в главном герое рассказа. Но он не смог справиться с проблемами бытия, не выдержал насмешек над собой от той женщины, которая могла стать его женой, и поэтому просто умер от стыда за свой позор.
Рассказ потому и называется «Человек в футляре», потому что в нем показан пример человека, который закрылся в футляре своего равнодушия не только от окружающего мира, но и от самого себе.
Проблематика, раскрыта Антоном Чеховым в его рассказах, во многом была продиктована взглядами писателя на жизнь. Он считал, что человек просто обязан стремиться к развитию, открывать что-то новое, самосовершенствоваться путем взаимодействия с другими. Чехов отказывался понимать, как человек может убедиться в бесполезности бытия и стать равнодушной к миру и даже к себе. Именно поэтому главной проблемой творчества Чехова стала проблема равнодушия, об этом писатель беспокоится больше всего.
Равнодушие в произведениях Чехова
Поставь оценку статье
info-shkola.ru
Равнодушие и отзывчивость » Рустьюторс
Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. «Равнодушие и отзывчивость».
Примерные темы итогового сочинения 2017-2018. Направление «Равнодушие и отзывчивость». Список литературы. Аргументы.
Все аргументы к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость».
Равнодушие и отзывчивость
Комментарий ФИПИ: «Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности».
Как мы знаем, конфликты делятся на два типа: внутренние и внешние. В данном направлении рассматривается один из главных конфликтов человечества — это конфликт человека и общества. В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций.
1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким, друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем кому повезло меньше). Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев (эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть равнодушие в любви
2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.
3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.
4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой личности. Если крайность равнодушия — это беспросветный эгоизм, то крайность отзывчивости — фанатизм. Человек, склонный помогать всем, не задумываясь о себе, часто оказывается в положении, когда просящий «садится на шею». Таких примеров в литературе можно найти огромное количество (Например, «Размазня» А.П. Чехова).rustutors.ru