Конспект «Ткани, органы и системы органов»
ТКАНИ, ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.
1. Типы тканей многоклеточных животных
У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани, выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.
Ткань — это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.
Эпителиальные ткани (эпителии) образуют внешние покровы животных, снаружи защищая тело от механических повреждений, от проникновения вредных и ненужных веществ и паразитов. Они состоят из одного или нескольких слоёв плотно прилегающих друг к другу клеток. Эпителиями покрыты полости разных внутренних органов, например полости желудка, кишечника, поэтому они выполняют не только защитную, но и многие другие функции.
Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.
В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей — выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.
Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь, участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань, в которой запасаются питательные вещества (жир).
Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.
Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.
Схема «Ткани, органы животных»
2. Органы и системы органов
Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.
Орган — это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.
Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов, которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.
Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная — за газообмен, выделительная — за выведение ненужных веществ из организма, половая — за размножение.
Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.
Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.
Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (
Поведение животных
Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.
Рефлекс — опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы — это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия. Условные рефлексы — это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.
Инстинкт — совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.
Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов». Выберите дальнейшие действия:
Ткани, органы и системы органов
5 (100%) 5 votesuchitel.pro
Урок 7. Ткани | Поурочные планы по биологии 6-7 класс
Урок 7. Ткани
07.01.2015 4455 0Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о тканях, их многообразии и значении; дать представление о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функций.
Оборудование: Таблица «Виды тканей животных».
I. Актуализация знаний
Биологический диктант.
1) Наука, изучающая строение и функции клеток — ….
2) Основная структурно — функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система —
3) Тело клетки и ее содержимое отделено от внешней среды — ….
4) Основное содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
5) Органоид клетки, в котором происходит синтез белков —….
6) Главнейшая структура ядра, обеспечивающая передачу наследственной информации —….
7) Впервые клетки были обнаружены в 1665 году ….
8) Основное содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
9) В клетках животных, в отличие от растительных, отсутствуют….
10) Органоиды клетки, ферменты которых расщепляют белки, жиры, углеводы —….
II. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
У многоклеточных животных клетки специализируются на выполнении определенных функций. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
— Какие типы тканей встречаются у растений, какие функции они выполняют?
Наука, изучающая ткани, называется гистологией.
Дифференцировка клеток на различные типы тканей это своего рода разделение труда в организме. Такое разделение труда выгодно для организма, поскольку ткани выполняют специфические функции эффективнее отдельных клеток. Такая специализация повышает эффективность работы всего организма в целом. Работа клеток в тканях скоординирована и они представляют собой самостоятельную функциональную единицу. Кроме того, совместная деятельность различных тканей тоже строго скоординирована, так как только таким образом организм может сохранить свою жизнеспособность.
В теле животных выделяют четыре вида тканей: эпителиальная (покровная), соединительная, мышечная, нервная. Каждый из видов ткани имеет свое характерное строение и выполняет в организме свою строго определенную функцию. Внешний вид и строение ткани четко соответствуют ее назначению.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
О Заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника §7, стр. 28-30.
Название ткани | Строение | Функции | Примеры |
Эпителиальная |
|
|
|
Соединительная |
|
|
|
Мышечная |
|
|
|
Нервная |
|
|
|
III. Закрепление знаний
1. Фронтальный опрос.
— Что такое ткань? Какие виды тканей вы знаете?
— Какова функция эпителиальной ткани? Где может быть расположена эпителиальная ткань?
— Какова функция сальных желез?
— Какие еще железы могут встречаться у животных?
— Какие элементы организма состоят из соединительной ткани?
— Какова функция соединительной ткани?
— Какие вы знаете виды мышечной ткани?
— Какова особенность клеток нервной ткани?
2. Игра «Слабое звено».
Учитель называет орган или структурный элемент организма и указывает на одного из учеников. Ученик должен назвать ткань, из которой состоит данная структура и назвать следующую, указав на другого ученика (или назвав его имя). Если какой-либо ученик затрудняется ответить, учитель сам отвечает на вопрос и дает задание другому ученику. Задача игры — составить как можно более длинную цепочку.
Домашнее задание
§7 учебника, вопросы в конце параграфаtak-to-ent.net
Презентация по биологии на тему «Ткани » (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Строение клетки Проверка домашнего задания
2 слайд
9 8 7 6 5 4 3 2 1 Назовите составляющие животной клетки
3 слайд
Ткани.
4 слайд
Ткань – это группа сходных по строению и функциям клеток и межклеточное вещество, выделяемое этими клетками. Виды тканей: эпителиальная соединительная мышечная нервная
5 слайд
Эпителиальные ткани. Эпителиальные ткани образуют покровы, выстилают полости тела и внутренних органов. Состоят из одного или нескольких слоев плотно прилегающих клеток и почти не содержат межклеточного вещества. Функции: защитная секреторная газообмен всасывающая
6 слайд
В коже позвоночных животных находятся железы. Сальные железы у птиц и млекопитающих выделяют жирный секрет, смазывающий перья, шерсть, придающий им эластичность и препятствующий намоканию. У зверей есть потовые пахучие млечные железы Как с гуся вода
7 слайд
Соединительные ткани Соединительные ткани состоят из сравнительно небольшого числа клеток, разбросанных в массе межклеточного вещества. Функции: Опорная Поддерживающая Защитная Связывающая. Из этих тканей состоят хрящи, кости, сухожилия, связки.
8 слайд
Своеобразная соединительная ткань – кровь обеспечивает внутреннюю связь между органами: от легких ко всем органам и тканям переносит кислород, а от них к легким – углекислый газ, доставляет питательные вещества от кишечника ко всем органам, а далее – к органам выделения вредных продуктов обмена веществ.
9 слайд
Мышечные ткани Мышечные ткани состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Мышцы придают форму телу, поддерживают, защищают внутренние органы.
10 слайд
Внутренние органы имеют гладкую мышечную ткань, состоящую из вытянутых клеток с палочковидными ядрами. Поперечно-полосатая мышечная ткань у млекопитающих образует скелетные мышцы. Мышечные волокна ее длинные, многоядерные, имеют хорошо заметную поперечную исчерченность
11 слайд
Нервные ткани Входят в состав нервных узлов, спинного и головного мозга. Состоят из нервных клеток – нейронов, тела которых имеют звездчатую форму, длинные и короткие отростки. Нейроны воспринимают раздражение и передают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам. Нервные ткани обеспечивают согласованную работу организма.
12 слайд
Домашнее задание. Заполнить таблицу. П.7 Название ткани Особенности строения Функции Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-013628
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Параграф 10. Ткани
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ — ВСТУПЛЕНИЕ — УРОКИ БИОЛОГИИ — 7 класс — к учебнику Л. И. Остапченко
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Урок 3. ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
С миру по нитке — голому рубашка.
Поговорка
Цель урока: рассмотреть ткани животных; ознакомить учащихся с типами тканей животных и их функциями. Развивать логическое мышление; воспитывать культуру общения.
Основные понятия: клетка, органеллы, ткани животных: эпителиальные, соединительные, нервные, мышечные, нейрон.
Оборудование и материалы: таблицы «Клетка животных», «Ткани животных», видеофрагменты движений животных (червяка, кенгуру; чешуи рыбы или перья птицы).
Тип урока: усвоение новых знаний.
План-схема урока
Этап урока | Время (мин) | Формы и методы деятельности учителя | Результат деятельности |
1. Организационный этап | 1 1 | Организация класса. Разминка «Объясните эпиграф к уроку» | Настройка на продуктивную работу. Появление интереса к теме урока |
II. Актуализация опорных знаний | 3 3 | Проверка домашнего задания. Повторение материала 6-го класса | Проверка усвоения материала по теме «Клетка животных». Повторение тканей растений |
III. Мотивация учебной деятельности | 2 | Работа с видеофрагментами | Интерес закономерностями строения тела животных |
IV. Усвоение новых знаний | 18 | Объяснение учителя с использованием рисунков учебника | Изучение особенностей тканей животных, их строения и функций |
V. Обобщение и систематизация знаний | 11 | Коллективная работа с таблицей | Систематизация полученных знаний, оформление таблицы |
VI. Итоги | 5 | Упражнение «Бумеранг» | Взаємоопитування учащихся с вопросами по теме |
VII. Домашнее задание | 1 | Репродуктивного характера | Усвоение материала темы |
I. Организационный этап.
Разминка. Учитель предлагает учащимся зачитать эпиграф, объяснить его и найти аналогию между эпиграфом и темой «Ткани животных». Составьте логические цепочки: рубашка — ткань-нитка; орган-ткань-клетка.
Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. По таблице дать характеристику клетке животных. Указать органеллы и их роль.
2. Фронтальное опрос (повторение особенностей тканей растений) за вопросами: Что такое ткань? Какие ткани образуют тело растений? Назовите их. Какая ткань растений формирует покровы? Которая обеспечивает транспорт веществ? Какое название имеет ткань, которая дает начало всем другим тканям и обеспечивающая рост? Какая из тканей укрепляет тело растения? Которая образует основу органов, заполняя промежутки между покровными и проводящими тканями?
III. Мотивация учебной деятельности.
Видеофрагменты: 1) прыжок кенгуру или гепарда; как ползет дождевой червяк и тому подобное; 2) чешуя рыбы; как линяет змея или уж или как птица чистит перья. Попробуйте объяснить, благодаря каким тканям и органам животного на первом фрагменте могут двигаться. Что образует покровы животного на втором видеофрагменте?
IV. Усвоение новых знаний.
1. Объяснение учителя с использованием рисунков учебника: а) эпителиальная (рис. 8), б) связующее (рис. 9-12), в) мышечная (рис. 13), г) нервная (рис. 14).
V. Обобщение и систематизация знаний.
Заполнение таблицы «Строение и функции тканей животных»
Ткань | Эпителиальная | Соединительная | Мышечная | Нервная |
Особенности строения | ||||
Разновидности | ||||
Функции |
VI. Итоги.
Подведение итогов с использованием упражнения «Бумеранг»: ученики посылают друг другу «бумеранги» в виде коротких вопросов относительно изучения нового материала по теме «Ткани животных».
VII. Домашнее задание.
Проработать § 3. Повторить строение и функции клетки животных, изучить строение и функции тканей животных.
schooled.ru
Ткани: строение и их функции
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
Ткани и органы. Биология 9 класс Сапин
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me