Конспект «Ткани, органы и системы органов»
ТКАНИ, ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.
1. Типы тканей многоклеточных животных
У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани, выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.
Ткань — это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.
Эпителиальные ткани (эпителии) образуют внешние покровы животных, снаружи защищая тело от механических повреждений, от проникновения вредных и ненужных веществ и паразитов. Они состоят из одного или нескольких слоёв плотно прилегающих друг к другу клеток. Эпителиями покрыты полости разных внутренних органов, например полости желудка, кишечника, поэтому они выполняют не только защитную, но и многие другие функции.
Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.
В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей — выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.
Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь, участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань, в которой запасаются питательные вещества (жир).
Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.
Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.
Схема «Ткани, органы животных»
2. Органы и системы органов
Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.
Орган — это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.
Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов, которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.
Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная — за газообмен, выделительная — за выведение ненужных веществ из организма, половая — за размножение.
Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.
Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.
Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (
Поведение животных
Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.
Рефлекс — опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы — это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия. Условные рефлексы — это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.
Инстинкт — совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.
Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов». Выберите дальнейшие действия:
Ткани, органы и системы органов
5 (100%) 5 votesuchitel.pro
Урок 7. Ткани | Поурочные планы по биологии 6-7 класс
Урок 7. Ткани
07.01.2015 4455 0Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о тканях, их многообразии и значении; дать представление о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функций.
Оборудование: Таблица «Виды тканей животных».
I. Актуализация знаний
Биологический диктант.
1) Наука, изучающая строение и функции клеток — ….
2) Основная структурно — функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система —
3) Тело клетки и ее содержимое отделено от внешней среды — ….
4) Основное содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
5) Органоид клетки, в котором происходит синтез белков —….
6) Главнейшая структура ядра, обеспечивающая передачу наследственной информации —….
7) Впервые клетки были обнаружены в 1665 году ….
8) Основное содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
9) В клетках животных, в отличие от растительных, отсутствуют….
10) Органоиды клетки, ферменты которых расщепляют белки, жиры, углеводы —….
II. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
У многоклеточных животных клетки специализируются на выполнении определенных функций. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
— Какие типы тканей встречаются у растений, какие функции они выполняют?
Наука, изучающая ткани, называется гистологией.
Дифференцировка клеток на различные типы тканей это своего рода разделение труда в организме. Такое разделение труда выгодно для организма, поскольку ткани выполняют специфические функции эффективнее отдельных клеток. Такая специализация повышает эффективность работы всего организма в целом. Работа клеток в тканях скоординирована и они представляют собой самостоятельную функциональную единицу. Кроме того, совместная деятельность различных тканей тоже строго скоординирована, так как только таким образом организм может сохранить свою жизнеспособность.
В теле животных выделяют четыре вида тканей: эпителиальная (покровная), соединительная, мышечная, нервная. Каждый из видов ткани имеет свое характерное строение и выполняет в организме свою строго определенную функцию. Внешний вид и строение ткани четко соответствуют ее назначению.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
О Заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника §7, стр. 28-30.
Название ткани | Строение | Функции | Примеры |
Эпителиальная |
|
|
|
Соединительная |
|
|
|
Мышечная |
|
|
|
Нервная |
|
|
|
III. Закрепление знаний
1. Фронтальный опрос.
— Что такое ткань? Какие виды тканей вы знаете?
— Какова функция эпителиальной ткани? Где может быть расположена эпителиальная ткань?
— Какова функция сальных желез?
— Какие еще железы могут встречаться у животных?
— Какие элементы организма состоят из соединительной ткани?
— Какова функция соединительной ткани?
— Какие вы знаете виды мышечной ткани?
— Какова особенность клеток нервной ткани?
2. Игра «Слабое звено».
Учитель называет орган или структурный элемент организма и указывает на одного из учеников. Ученик должен назвать ткань, из которой состоит данная структура и назвать следующую, указав на другого ученика (или назвав его имя). Если какой-либо ученик затрудняется ответить, учитель сам отвечает на вопрос и дает задание другому ученику. Задача игры — составить как можно более длинную цепочку.
Домашнее задание
§7 учебника, вопросы в конце параграфаtak-to-ent.net
Презентация по биологии на тему «Ткани » (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Строение клетки Проверка домашнего задания
2 слайд Описание слайда:9 8 7 6 5 4 3 2 1 Назовите составляющие животной клетки
3 слайд Описание слайда:Ткани.
4 слайд Описание слайда:Ткань – это группа сходных по строению и функциям клеток и межклеточное вещество, выделяемое этими клетками. Виды тканей: эпителиальная соединительная мышечная нервная
5 слайд Описание слайда:Эпителиальные ткани. Эпителиальные ткани образуют покровы, выстилают полости тела и внутренних органов. Состоят из одного или нескольких слоев плотно прилегающих клеток и почти не содержат межклеточного вещества. Функции: защитная секреторная газообмен всасывающая
6 слайд Описание слайда:В коже позвоночных животных находятся железы. Сальные железы у птиц и млекопитающих выделяют жирный секрет, смазывающий перья, шерсть, придающий им эластичность и препятствующий намоканию. У зверей есть потовые пахучие млечные железы Как с гуся вода
7 слайд Описание слайда:Соединительные ткани Соединительные ткани состоят из сравнительно небольшого числа клеток, разбросанных в массе межклеточного вещества. Функции: Опорная Поддерживающая Защитная Связывающая. Из этих тканей состоят хрящи, кости, сухожилия, связки.
8 слайд Описание слайда:Своеобразная соединительная ткань – кровь обеспечивает внутреннюю связь между органами: от легких ко всем органам и тканям переносит кислород, а от них к легким – углекислый газ, доставляет питательные вещества от кишечника ко всем органам, а далее – к органам выделения вредных продуктов обмена веществ.
9 слайд Описание слайда:Мышечные ткани Мышечные ткани состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Мышцы придают форму телу, поддерживают, защищают внутренние органы.
10 слайд Описание слайда:Внутренние органы имеют гладкую мышечную ткань, состоящую из вытянутых клеток с палочковидными ядрами. Поперечно-полосатая мышечная ткань у млекопитающих образует скелетные мышцы. Мышечные волокна ее длинные, многоядерные, имеют хорошо заметную поперечную исчерченность
11 слайд Описание слайда:Нервные ткани Входят в состав нервных узлов, спинного и головного мозга. Состоят из нервных клеток – нейронов, тела которых имеют звездчатую форму, длинные и короткие отростки. Нейроны воспринимают раздражение и передают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам. Нервные ткани обеспечивают согласованную работу организма.
12 слайд Описание слайда:Домашнее задание. Заполнить таблицу. П.7 Название ткани Особенности строения Функции Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-013628
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Параграф 10. Ткани
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ — ВСТУПЛЕНИЕ — УРОКИ БИОЛОГИИ — 7 класс — к учебнику Л. И. Остапченко
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Урок 3. ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
С миру по нитке — голому рубашка.
Поговорка
Цель урока: рассмотреть ткани животных; ознакомить учащихся с типами тканей животных и их функциями. Развивать логическое мышление; воспитывать культуру общения.
Основные понятия: клетка, органеллы, ткани животных: эпителиальные, соединительные, нервные, мышечные, нейрон.
Оборудование и материалы: таблицы «Клетка животных», «Ткани животных», видеофрагменты движений животных (червяка, кенгуру; чешуи рыбы или перья птицы).
Тип урока: усвоение новых знаний.
План-схема урока
Этап урока | Время (мин) | Формы и методы деятельности учителя | Результат деятельности |
1. Организационный этап | 1 1 | Организация класса. Разминка «Объясните эпиграф к уроку» | Настройка на продуктивную работу. Появление интереса к теме урока |
II. Актуализация опорных знаний | 3 3 | Проверка домашнего задания. Повторение материала 6-го класса | Проверка усвоения материала по теме «Клетка животных». Повторение тканей растений |
III. Мотивация учебной деятельности | 2 | Работа с видеофрагментами | Интерес закономерностями строения тела животных |
IV. Усвоение новых знаний | 18 | Объяснение учителя с использованием рисунков учебника | Изучение особенностей тканей животных, их строения и функций |
V. Обобщение и систематизация знаний | 11 | Коллективная работа с таблицей | Систематизация полученных знаний, оформление таблицы |
VI. Итоги | 5 | Упражнение «Бумеранг» | Взаємоопитування учащихся с вопросами по теме |
VII. Домашнее задание | 1 | Репродуктивного характера | Усвоение материала темы |
I. Организационный этап.
Разминка. Учитель предлагает учащимся зачитать эпиграф, объяснить его и найти аналогию между эпиграфом и темой «Ткани животных». Составьте логические цепочки: рубашка — ткань-нитка; орган-ткань-клетка.
Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. По таблице дать характеристику клетке животных. Указать органеллы и их роль.
2. Фронтальное опрос (повторение особенностей тканей растений) за вопросами: Что такое ткань? Какие ткани образуют тело растений? Назовите их. Какая ткань растений формирует покровы? Которая обеспечивает транспорт веществ? Какое название имеет ткань, которая дает начало всем другим тканям и обеспечивающая рост? Какая из тканей укрепляет тело растения? Которая образует основу органов, заполняя промежутки между покровными и проводящими тканями?
III. Мотивация учебной деятельности.
Видеофрагменты: 1) прыжок кенгуру или гепарда; как ползет дождевой червяк и тому подобное; 2) чешуя рыбы; как линяет змея или уж или как птица чистит перья. Попробуйте объяснить, благодаря каким тканям и органам животного на первом фрагменте могут двигаться. Что образует покровы животного на втором видеофрагменте?
IV. Усвоение новых знаний.
1. Объяснение учителя с использованием рисунков учебника: а) эпителиальная (рис. 8), б) связующее (рис. 9-12), в) мышечная (рис. 13), г) нервная (рис. 14).
V. Обобщение и систематизация знаний.
Заполнение таблицы «Строение и функции тканей животных»
Ткань | Эпителиальная | Соединительная | Мышечная | Нервная |
Особенности строения | ||||
Разновидности | ||||
Функции |
VI. Итоги.
Подведение итогов с использованием упражнения «Бумеранг»: ученики посылают друг другу «бумеранги» в виде коротких вопросов относительно изучения нового материала по теме «Ткани животных».
VII. Домашнее задание.
Проработать § 3. Повторить строение и функции клетки животных, изучить строение и функции тканей животных.
schooled.ru
Ткани: строение и их функции
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
Ткани и органы. Биология 9 класс Сапин
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me