Таблица органы дыхания – Урок по биологии на тему «Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких» (8 класс)

Дыхательная сискема (Таблица)

Транспорт кислорода Путь доставки кислорода Строение Функции
Верхние дыхательные пути Носовая полость Начальный отдел дыхательного пути. От ноздрей воздух проходит по носовым ходам, выстланным слизистым и реснитчатым эпителием Увлажнение, согревание, обеззараживание воздуха, удаление частиц пыли. В носовых ходах находятся обонятельные рецепторы
Глотка Состоит из носоглотки и ротовой части глотки, переходящей в гортань Проведение согретого и очищенного воздуха в гортань
Гортань Полый орган, в стенках которого имеется несколько хрящей - щитовидный, надгортанный и др. Между хрящами находятся голосовые связки, образующие голосовую щель Проведение воздуха из глотки в трахею. Защита дыхательных путей от попадания пищи. Образование звуков путем колебания голосовых связок, движения языка, губ, челюсти
Трахея Дыхательная трубка длиной около 12 см, в стенке ее находятся хрящевые полукольца. Свободное продвижение воздуха
Бронхи Левый и правый бронхи образованы хрящевыми кольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, в которых количество хрящей постепенно уменьшается. Конечные разветвления бронхов в легких - бронхиолы Свободное продвижение воздуха
Легкие Легкие Правое легкое состоит из трех долей, левое - из двух. Находятся в грудной полости тела. Покрыты плеврой. Лежат в плевральных мешках. Имеют губчатое строение Органы дыхания. Дыхательные движения осуществляются под контролем центральной нервной системы и гуморального фактора, содержащегося в крови - СО2
Альвеолы Легочные пузырьки, состоящие из тонкого слоя плоского эпителия, густо оплетенные капиллярами, образуют окончания бронхиол Увеличивают площадь дыхательной поверхности, осуществляют газообмен между кровью и легкими
Кровеносная система Капилляры легких Стенки состоят из однослойного эпителия. Концентрация газов в капиллярах и альвеолах разная. Кровь в капиллярах венозная, насыщенная СО2 Транспортируют венозную кровь из легочной артерии в легкие По законам диффузии О2 поступает из мест большей концентрации (альвеолы) в места меньшей концентрации (капилляры),в то же время СО; диффундирует в противоположном на правлении
Легочная вена Капилляры, соединяясь в более крупные сосуды, образуют легочную вену, которая заканчивается у левого предсердия Транспортирует О2 от легких к сердцу Кислород, попав в кровь, сначала растворяется в плазме, затем соединяется с гемоглобином, и кровь становится артериальной
Сердце Левая - артериальная - сторона сердца состоит из левого предсердия и левого желудочка, соединенных двухстворчатым клапаном Проталкивает артериальную кровь по большому кругу кровообращения
Артерии Кровеносные сосуды большого круга кровообращения разветвляются на более мелкие артериолы, а затем на капилляры Обогащают кислородом все органы и ткани
Капилляры тела Строение такое же, как и капилляров легких, но кровь они приносят артериальную, насыщенную О2 Осуществляют газообмен между кровью и тканевой жидкостью. О2 переходит в тканевую жидкость, а СО2 диффундирует в кровь. Кровь становится венозной
Клетка Митохондрии Органеллы клеток, в которых содержатся дыхательные ферменты. На внутренней мембране, образующей кристы, и в матриксе, осуществляется кислородный этап дыхания Клеточное дыхание - усвоение О2 воздуха. Органические вещества благодаря О2 и дыхательным ферментам окисляются (диссимиляция). Конечные продукты Н2О, СО2 и энергия, которая идет на синтез АТФ. Н2О и СО
2
, выделяются в тканевую жидкость, из которой они диффундируют в кровь.

www.examen.ru

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • разобрать с учащимися значение процесса дыхания в жизнедеятельности человека;
  • раскрыть особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;
  • продолжить развитие логического мышления учащихся;
  • продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

Оборудование урока:

  • таблица “Органы дыхания”,
  • набор терминов (на плакатах),
  • раздаточный материал (рисунок “Органы дыхания”,
  • карточки к составлению таблицы “Строение и функции органов дыхания”,
  • карточка с перечнем процессов для распределения в существующей последовательности,
  • таблица к лабораторной работе “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

3. Постановка целей и задач урока

4. Изучение нового материала

5. Домашнее задание

6. Подведение итогов урока

I. Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

Беседа

1. Как вы себя чувствуете?

(Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

Ответы детей: Мы не дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови.

3. Сколько времени мы можем не дышать?

Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом, продолжительность пребывания нерпы под водой.

4. Зачем же мы дышим?

Для обеспечения газообмена: кислород поступает в организм, углекислый газ удаляется из организма.

5. А как мы дышим? Делаем вдох и анализируем наши ощущения.

Обсуждение. Воздух всасывается через нос и движется внутрь организма, затем выталкивается из организма во время выдоха.

II. Постановка целей и задач урока. Сегодня на уроке мы:

  • познакомимся с системой органов дыхания,
  • выясним значение процесса дыхания в жизнедеятельности человека,
  • раскроем особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями,
  • рассмотрим влияние дыхания на наше здоровье.

Записываем дату и тему урока “Дыхание”

III. Изучение нового материала

Все живые организмы дышат. При дыхании осуществляется газообмен: в организм поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ на более простые. Выделяемая при этом энергия используется организмом для осуществления процессов жизнедеятельности. Одноклеточные организмы, кишечнополостные, многие черви дышат всей поверхностью тела. Различают несколько типов дыхания: кожное, трахейное, жаберное и легочное.

У человека – легочное дыхание.

1. Рассматриваем термины, которые будут использоваться на уроке.

Вывешиваются таблички с терминами, и разбирается их значение.

  • Дыхание – газообмен между внешней средой и организмом.
  • Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, занимающая в организме определенное место и выполняющая определенную функцию.
  • Система органов - группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.
  • Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.

Мнения, высказанные ребятами подтверждаются текстом учебника “Человек. 8 класс” (Н. И. Сонина, М. Р. Сапина)

2. Разбираем строение дыхательной системы.

Учебник страницы 138 - 139, таблица “Органы дыхания” на доске, раздаточный материал – карточки с рисунком строения системы органов дыхания.

<Рисунок №1> “Органы дыхания”

Записываем в тетрадь обозначенные цифрами органы, выделяя органы дыхания:

  1. носовая полость
  2. гортань
  3. язык
  4. ротовая полость
  5. гортань
  6. пищевод
  7. трахея
  8. бронхи
  9. альвеолы
  10. легкие
  11. легкие

Вопрос для учащихся: Какие органы не относятся к органам дыхания?

Ответы учащихся: К пищеварительной системе относятся ротовая полость, язык, пищевод. Но при дыхании ртом мы задействуем ротовую полость.

3. Каждый орган системы выполняет определенную функцию. Давайте выясним, какую функцию выполняет каждый из перечисленных органов.

Задание для учащихся: Из набора карточек составляем таблицу “Строение и функции органов дыхания”, (работа в парах), используется при необходимости учебник “Человек. 8 класс” (Н. И. Сонина, М. Р. Сапина). Дан набор из 15 карточек, нужно расположить их в логически группы.

Анализируем собранные таблицы.

Таблица №1 “Строение и функции органов дыхания”

Название органа Функции органа Взаимосвязь строения и функции органа
Носовые полости Насыщение вдыхаемого воздуха входящими парами и его очищение
Слизистая оболочка внутренней стенки содержит многочисленные клетки ресничного эпителия. Здесь

происходит насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение от пыли.

Гортань Осуществление обмена газов между вдыхаемым воздухом и кровью. Клетки реснитчатого эпителия очищают вдыхаемый воздух; происходит насыщение его водяными парами.

Выделяющаяся слизь с частицами пыли и микроорганизмами движется в глотку.

Трахея Проведение воздуха в трахею, участие в производстве звуков человеческой речи, предохранение дыхательных путей от проникновения туда вредных для организма веществ Стенки полости выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия. Функция слизистой оболочки – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению. Чувствительные клетки обеспечивают защитную функцию. Под слизистой оболочкой

ветвятся многочисленные кровеносные сосуды. Эти сосуды согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

Бронхи Очистка выдыхаемого воздуха от пыли, увлажняют его, согревают до температуры тела и обезвреживают оказавшихся микробов Пузырьки снаружи оплетены густой сетью капилляров и так тесно прилегают друг к другу, что капилляры оказываются зажатыми между ними. Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки, что расстояние между воздухом и кровью очень малы. Это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и пузырьков
Легкие Насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение Легкое состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель . В щель между ними проходит весь выдыхаемый воздух . Вдыхаемый воздух, с силой, прорываясь через сомкнутые края голосовых связок, вызывает вибрацию, порождающую возникновение звука. Внутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами. При раздражении рецепторов возникает усиленный выдох – кашель. Благодаря этому полость очищается, что предотвращает проникновение вредных веществ.

4. Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы:

(учащимся предлагается работа с раздаточным материалом: карточка с перечнем процессов для распределения в существующей последовательности)

  • Поступление воздуха в легкие;
  • Удаление воздуха из легких;
  • Перенос кровью углекислого газа от ткани к легким;
  • Перенос кровью кислорода от легких к тканям;
  • Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких;
  • Поступление кислорода в тканевую жидкость;
  • Поступление кислорода в клетки тела;
  • Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
  • Окисление органических веществ с освобождением энергии;
  • Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях.

Подчеркните названия процессов, осуществляемых органами дыхания. Объясните, почему дыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом.

Проверяем правильность расположения процессов

  1. Поступление воздуха в легкие;
  2. Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких;
  3. Перенос кровью кислорода от легких к тканям
  4. Поступление кислорода в тканевую жидкость;
  5. Поступление кислорода в клетки тела;
  6. Окисление органических веществ с освобождением энергии
  7. Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
  8. Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях
  9. Перенос кровью углекислого газа от ткани к легким;
  10. Удаление воздуха из легких;

Какие процессы вы, ребята, выделили?

Ответы учащихся: вдох, поступление кислорода в кровь, транспорт кислорода кровью, газообмен в клетке, поступление углекислого газа в кровь, транспорт углекислого газа кровью, выдох.

Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей средой. Важнейший механизм газообмена у животных и человека – диффузия. При диффузии молекулы перемещаются из области более высокой концентрации в область низкой концентрации за счет их собственной кинетической энергии. Однако перемещаться путем диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния (до 1 мм). При переносе веществ на большие расстояния в организме животных используются различные системы вентиляции и транспорта газов. Обмен газов в организме животных и человека осуществляется за счет органов дыхания и кровеносной системы.

IV. Домашнее задание.

Качество нашего дыхания зависит от состояния воздуха, которым мы дышим и микроклимата помещения.

Дома выполните лабораторную работу и заполните таблицу “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”

Каждый учение получает раздаточный материал

Таблица №2 “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”

Признак Состояние
Температура воздуха  
Влажность воздуха  
Движение воздуха (Сквозняк)  
Чистота воздуха  
Наличие пыли  
Наличие специфических запахов  
Освещенность  
Ориентация по сторонам света  
Наличие растений  
Комфортность рабочего места  
Выводы:  

V. Итог урока.

Что нового вы, ребята, сегодня узнали на уроке?

Возможные варианты ответов:

  • Сущность понятия “дыхание”
  • Роль кислорода в процессах обеспечения организма энергией
  • Строение органов дыхания во взаимосвязи с выполняемой функцией
  • Последовательность процессов дыхания

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Органы дыхания человека. Строение и функции органов дыхания

Что можно назвать главным показателем жизнеспособности людей? Конечно же, речь идет о дыхании. Человек может обойтись без еды и воды некоторое время. Без воздуха же жизнедеятельность не представляется возможной вообще.

Общие сведения

Что такое дыхание? Это связующее звено между окружающей средой и людьми. Если поступление воздуха по каким-либо причинам затруднено, то сердце и органы дыхания человека начинают функционировать в усиленном режиме. Это происходит из-за необходимости обеспечения достаточного количества кислорода. Органы дыхательной системы способны адаптироваться к условиям изменчивой окружающей среды.

Интересные факты

Ученые смогли установить, что воздух, попадающий в органы дыхания человека, образует два потока (условно). Один из них проникает в левую часть носа. Исследование органов дыхания показывает, что второй проходит с правой стороны. Специалисты также доказали, что артерии мозга имеют разделение на два потока получения воздуха. Таким образом, дыхательный процесс должен быть правильным. Это очень важно для поддержания нормальной жизнедеятельности людей. Рассмотрим строение органов дыхания человека.

Важные особенности

Когда говорят о дыхании, речь идет о совокупности процессов, которые направлены на обеспечение непрерывного снабжения всех тканей и органов кислородом. При этом из организма удаляются вещества, которые образуются в ходе обмена углекислого газа. Дыхание представляет собой очень сложный процесс. Он проходит несколько этапов. Стадии входа и выхода воздуха в организм следующие:

  1. Вентиляция легких. Речь идет о газообмене между атмосферным воздухом и альвеолами. Данный этап считается внешним дыханием.
  2. Обмен газов, осуществляемый в легких. Он происходит между кровью и альвеолярным воздухом.
  3. Два процесса: доставка кислорода от легких к тканям, а также транспорт углекислого газа от последних к первым. То есть речь идет о перемещении газов с помощью кровотока.
  4. Следующая ступень обмена газов. В нем участвуют клетки тканей и кровь капилляров.
  5. Наконец, внутреннее дыхание. Имеется в виду биологическое окисление, которое происходит в митохондриях клеток.

Основные задачи

Органы дыхания человека обеспечивают удаление углекислого газа из крови. В их задачу входит также ее насыщение кислородом. Если перечислять функции органов дыхания, то эта – самая важная.

Дополнительное назначение

Имеются и другие функции органов дыхания человека, среди них можно выделить такие:

  1. Принятие участия в процессах терморегуляции. Дело в том, что температура вдыхаемого воздуха оказывает влияние на аналогичный параметр тела человека. Во время выдоха организм отдает тепло во внешнюю среду. При этом он охлаждается, если это возможно.
  2. Принятие участия в выделительных процессах. Во время выдоха вместе с воздухом из организма (кроме углекислого газа) устраняются пары воды. Также это относится и к некоторым другим веществам. К примеру, этиловому спирту во время алкогольного опьянения.
  3. Принятие участия в иммунных реакциях. Благодаря данной функции органов дыхания человека появляется возможность обезвреживания некоторых патологически опасных элементов. К ним, в частности, относят болезнетворные вирусы, бактерии и другие микроорганизмы. Этой способностью наделены определенные клетки легких. В связи с этим их можно отнести к элементам иммунной системы.

Специфические задачи

Существуют весьма узконаправленные функции органов дыхания. В частности, специфические задачи выполняют бронхи, трахея, гортань, носоглотка. Среди таких узконаправленных функций можно выделить следующие:

  1. Охлаждение и согревание входящего воздуха. Выполнение этой задачи осуществляется в соответствии с температурой окружающей среды.
  2. Увлажнение воздуха (вдыхаемого), что предотвращает высыхание легких.
  3. Очищение входящего воздуха. В частности, это относится к инородным частицам. Например, к входящей с воздухом пыли.

Строение органов дыхания человека

Все элементы соединяются специальными каналами. По ним входит и выходит воздух. Также в эту систему включаются легкие – органы, где происходит газообмен. Устройство всего комплекса и принцип его работы являются достаточно сложными. Рассмотрим органы дыхания человека (картинки представлены ниже) более подробно.

Информация о носовой полости

Дыхательные пути начинаются именно с нее. Носовая полость отделяется от ротовой. Спереди – это твердое небо, а сзади – мягкое. У носовой полости имеется хрящевой и костный остов. Она делится на левую и правую части благодаря сплошной перегородке. Также присутствуют три носовые раковины. Благодаря им полость разделяется на проходы:

  1. Нижний.
  2. Средний.
  3. Верхний.

По ним проходит выдыхаемый и вдыхаемый воздух.

Особенности слизистой

У нее есть ряд приспособлений, которые предназначены для обработки вдыхаемого воздуха. Прежде всего, ее покрывает мерцательный эпителий. Его ресничками образуется сплошной ковер. Благодаря тому, что реснички мерцают, пыль достаточно легко устраняется из носовой полости. Волоски, которые находятся у наружного края отверстий, также способствуют задержанию инородных элементов. Слизистая оболочка содержит специальные железы. Их секрет обволакивает пыль и способствует ее устранению. Кроме того, происходит увлажнение воздуха.

Слизь, которая находится в носовой полости, имеет бактерицидные свойства. В ней присутствует лизоцим. Данное вещество способствует понижению способности бактерий к размножению. Также оно убивает их. В слизистой оболочке находится множество венозных сосудов. При различных условиях они могут набухать. Если они повреждены, то начинаются носовые кровотечения. Цель данных образований заключается в обогреве проходящей через нос воздушной струи. Лейкоциты покидают кровеносные сосуды и оказываются на поверхности слизистой. Они также выполняют защитные функции. В процессе осуществления фагоцитоза лейкоциты погибают. Таким образом, в слизи, которая выделяется из носа, содержится множество мертвых "защитников". Далее воздух проходит в носоглотку, а оттуда – в другие органы дыхательной системы.

Гортань

Она находится в передней гортанной части глотки. Это уровень 4-6-го шейных позвонков. Гортань образуется хрящами. Последние делятся на парные (клиновидные, рожковидные, черпаловидные) и непарные (перстневидный, щитовидный). При этом надгортанник прикрепляется к верхнему краю последнего хряща. Во время глотания он закрывает вход в гортань. Таким образом, он препятствует попаданию в нее еды.

Две голосовые связки идут от щитовидного к черпаловидному хрящу. Голосовая щель представляет собой пространство, которое образуется между ними.

Общие сведения о трахее

Она является продолжением гортани. Разделяется на два бронха: левый и правый. Бифуркация – это место, где разветвляется трахея. Для нее характерна следующая длина: 9-12 сантиметров. В среднем поперечный диаметр достигает восемнадцати миллиметров.

Трахея может включать до двадцати неполных хрящевых колец. Они соединены при помощи фиброзных связок. Благодаря хрящевым полукольцам дыхательные пути становятся упругими. Кроме того, они делаются ниспадающими, следовательно, легко проходимы для воздуха.

Перепончатая задняя стенка трахеи является уплощенной. В ней содержится гладкая мышечная ткань (пучки, которые идут продольно и поперечно). Благодаря этому обеспечивается активное движение трахеи при кашле, дыхании и так далее. Что касается слизистой оболочки, то ее покрывает мерцательный эпителий. В данном случае исключением является часть надгортанника и голосовые связки. Также она обладает слизистыми железами и лимфоидной тканью.

Бронхи

Это парный элемент. Два бронха, на которые делится трахея, входят в левое и правое легкие. Там они древовидно ветвятся на более мелкие элементы, которые включаются в легочные дольки. Так, образуются бронхиолы. Речь идет о еще более мелких дыхательных ветвях. Диаметр дыхательных бронхиол может составлять 0,5 мм. Они, в свою очередь, образуют альвеолярные ходы. Последние заканчиваются соответствующими мешочками.

Что представляют собой альвеолы? Это выпячивания, имеющие вид пузырьков, которые располагаются на стенках соответствующих мешочков и ходов. Их диаметр достигает 0,3 мм, а число может доходить до 400 млн. Это обеспечивает возможность создания большой дыхательной поверхности. Данный фактор существенно влияет на объем легких. Последний можно увеличивать.

Важнейшие органы дыхания человека

Ими считаются легкие. Серьезные заболевания, связанные с ними, могут угрожать жизни. Легкие (фото представлены в статье) находятся в грудной полости, которая герметично закрыта. Ее задняя стенка образована соответствующим отделом позвоночника и ребрами, которые присоединены подвижно. Между ними располагаются внутренние и наружные мышцы.

Грудная полость отделяется от брюшной снизу. В этом участвует грудобрюшная преграда, или диафрагма. Анатомия легких не отличается простотой. У человека их два. Правое легкое включает в себя три доли. В то же время левое состоит из двух. Верхушка легких – это их суженная верхняя часть, а расширенная нижняя считается основанием. Различаются ворота. Они представлены углублениями на внутренней поверхности легких. Через них проходят кровеносные сосуды, бронхи, нервы, а также лимфатические сосуды. Корень представлен совокупностью вышеперечисленных образований.

Легкие (фото иллюстрирует их расположение), точнее их ткань, состоят из мелких структур. Они называются дольками. Речь идет о небольших участках, имеющих пирамидальную форму. Бронхи, которые входят в соответствующую дольку, подразделяются на дыхательные бронхиолы. Альвеолярный ход имеется на конце каждой из них. Вся эта система представляет собой функциональную единицу легких. Она называется ацинусом.

Легкие покрыты плеврой. Это оболочка, состоящая из двух элементов. Речь идет о наружном (париетальном) и внутреннем (висцеральном) лепестках (схема легких прилагается далее). Последний покрывает их и в то же время является внешней оболочкой. Он делает переход в наружный листок плевры по корню и представляет собой внутреннюю оболочку стенок грудной полости. Это приводит к образованию геометрически замкнутого мельчайшего капиллярного пространства. Речь идет о плевральной полости. В ней содержится небольшое количество соответствующей жидкости. Она смачивает листки плевры. Благодаря этому облегчается их скольжение между собой. Смена воздуха в легких происходит по многим причинам. Одной из основных является изменение размера плевральной и грудной полостей. Такова анатомия легких.

Особенности механизма входа и выхода воздуха

Как уже говорилось ранее, между газом, который находится в альвеолах, и атмосферным происходит обмен. Это обусловлено ритмическим чередованием вдохов и выдохов. Легкие не имеют мышечной ткани. По этой причине их интенсивное сокращение невозможно. В данном случае наиболее активная роль отдана дыхательным мышцам. При их параличе сделать вдох не представляется возможным. При этом органы дыхания не поражаются.

Инспирация представляет собой акт вдоха. Речь идет об активном процессе, в ходе которого обеспечивается увеличение грудной клетки. Экспирация является актом выдоха. Данный процесс пассивный. Он происходит из-за того, что грудная полость уменьшается.

Дыхательный цикл представлен фазами вдоха и последующего выдоха. В процессе вхождения воздуха принимает участие диафрагма и наружные косые мышцы. При их сокращении ребра начинают подниматься. В то же время происходит увеличение грудной полости. Диафрагма сокращается. При этом она занимает более плоское положение.

Что касается несжимаемых органов брюшной полости, то в ходе рассматриваемого процесса они оттесняются в стороны и вниз. Купол диафрагмы при спокойном вдохе опускается примерно на полтора сантиметра. Таким образом, происходит увеличение вертикального размера грудной полости. В случае очень глубокого дыхания в акте вдоха принимают участие вспомогательные мышцы, среди которых выделяются следующие:

  1. Ромбовидные (которые поднимают лопатку).
  2. Трапециевидная.
  3. Малая и большая грудные.
  4. Передняя зубчатая.

Стенку грудной полости и легкие покрывает серозная оболочка. Плевральная полость представлена узкой щелью между листками. В ней содержится серозная жидкость. Легкие все время в растянутом состоянии. Это обусловлено тем, что давление в плевральной полости является отрицательным. Речь идет об эластичной тяге. Дело в том, что объем легких постоянно стремится к уменьшению. В конце спокойного выдоха практически каждая дыхательная мышца расслабляется. При этом давление в плевральной полости ниже атмосферного. У разных людей главную роль в акте вдоха играет диафрагма или межреберные мышцы. В соответствии с этим можно говорить о разных типах дыхания:

  1. Реберном.
  2. Диафрагмальном.
  3. Брюшном.
  4. Грудном.

В настоящее время известно, что у женщин преобладает последний тип дыхания. У мужчин в большинстве случаев наблюдается брюшной. Во время спокойного дыхания выдох происходит благодаря эластичной энергии. Она накапливается во время предыдущего вдоха. Когда мышцы расслабятся, ребра могут пассивно вернуться в исходное положение. Если сокращения диафрагмы уменьшатся, то она займет свою прежнюю куполообразную позицию. Это обусловлено тем, что органы брюшной полости воздействуют на нее. Таким образом, давление в ней уменьшается.

Все вышеперечисленные процессы приводят к сдавливанию легких. Из них выходит воздух (пассивно). Усиленный выдох – это активный процесс. В нем принимают участие внутренние межреберные мышцы. При этом их волокна идут в противоположном направлении, если проводить сравнение с наружными. Они сокращаются, и ребра опускаются вниз. Также происходит уменьшение грудной полости.

fb.ru

Краткая характеристика органов дыхательной системы — Мегаобучалка

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА и дыхание

Дыхательная система включает воздухоносные пути и легкие.

Газоносные (воздухоносные) пути – полость носа, глотка (перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути), гортань, трахея и бронхи. Основная функция воздухоносных путей – проведение воздуха извне в легкие и из легких наружу. Газоносные пути имеют в своих стенках костную основу (носовая полость) или хрящи (гортань, трахея, бронхи), вследствие чего органы сохраняют просвет и не спадаются. Слизистая оболочка воздухоносных путей покрыта мерцательным эпителием, реснички их клеток своими движениями изгоняют наружу вместе со слизью попавшие в дыхательные пути инородные частицы.

Легкие составляют собственно дыхательную часть системы, в них происходит газообмен между воздухом и кровью.

Полость носавыполняет двоякую функцию – она является началом дыхательных путей и органом обоняния. Вдыхаемый воздух, проходя через полость носа, очищается, согревается, увлажняется. Содержащиеся в воздухе пахучие вещества раздражают обонятельные рецепторы, в которых возникают нервные импульсы. Из полости носа вдыхаемый воздух попадает в носоглотку, затем – в гортань. Воздух может поступать в носоглотку и через ротовую полость. Полость носа и носоглотку называют верхними дыхательными путями.

Гортаньрасполагается в передней части шеи. Скелетом гортани служат 6 хрящей, соединенных друг с другом при помощи суставов и связок. Вверху гортань подвешана связками к подъязычной кости, внизу соединяется с трахеей. При глотании, разговоре, кашле гортань смещается вверх‒вниз. В гортани находятся голосовые связки из эластичных волокон. При прохождении выдыхаемого воздуха через голосовую щель (узкое пространство между голосовыми складками) голосовые связки колеблются, вибрируют и воспроизводят звуки. Более низкий голос у мужчин зависит от большей длины голосовых связок, чем у женщин и детей.

Трахеяимеет скелет в виде 16‒20 хрящевых полуколец, не замкнутых сзади и соединенных кольцевыми связками. Задняя часть полуколец замещена перепонкой. Впереди трахеи в верхней ее части находится щитовидная железа и вилочковая, сзади – пищевод. На уровне V грудного позвонка трахея делится на два главных бронха – правый и левый. Правый главный бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого, в него чаще попадают инородные тела. Стенки главных бронхов имеют такое же строение, как трахея. Слизистая оболочка бронхов, как и трахеи, выстлана мерцательным эпителием, богата слизистыми железами и лимфоидной тканью. В воротах легких главные бронхи делятся на долевые, те, в свою очередь, на сегментарные и другие более мелкие. Разветвление бронхов в легких называется бронхиальным деревом. Стенки мелких бронхов образованы эластическими хрящевыми пластинками, а самых мелких – гладкомышечной тканью ( см. рис. 21).



 

 

Рис. 21. Гортань, трахея, главные и сегментарные бронхи

 

Легкие(правое и левое) расположены в грудной полости, справа и слева от сердца и крупных кровеносных сосудов ( см. рис. 22). Легкие покрыты серозной оболочкой – плеврой, которая имеет 2 листка, первый окружает легкое, второй – прилегает к грудной клетке. Между ними пространство, которое называется плевральной полостью. Плевральная полость содержит серозную жидкость, физиологическая роль которой состоит в уменьшении трения плевры во время дыхательных движений.

 

 

Рис. 22. Положение легких в грудной клетке

 

Через ворота легкого входят главный бронх, легочная артерия, нервы, а выходят легочные вены и лимфатические сосуды. Каждое легкое бороздами делится на доли, в правом легком 3 доли, в левом – 2. Доли делятся на сегменты, которые состоят из долек. В каждую из них входит дольковый бронх диаметром около 1 мм, он делится на концевые (терминальные) бронхиолы, а концевые – на дыхательные (респираторные) бронхиолы. Дыхательные бронхиолы переходят в альвеолярные ходы, на стенках которых имеются миниатюрные выпячивания (пузырьки) - альвеолы. Одна концевая бронхиола с ее разветвлениями – дыхательными бронхиолами, альвеолярными ходами и альвеолами называется легочным ацинусом. Под микроскопом кусочек ткани легкого (дыхательные бронхиолы, альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки с альвеолами) напоминают виноградную гроздь (acinus), что послужило причиной образования названия. Ацинус является структурно-функциональной единицей легкого, в нем происходит газообмен между протекающей по капиллярам кровью и воздухом альвеол. В обоих легких человека имеется примерно 600‒700 млн альвеол, дыхательная поверхность которых составляет около 120 м2.

 

Физиология дыхания

Дыхание – это процесс газообмена между организмом и внешней средой. Из внешней среды организм потребляет кислород, обратно выделяет углекислый газ. Кислород необходим клеткам, тканям организма для окисления питательных веществ (углеводов, жиров, белков), в результате чего освобождается энергия. Углекислый газ является конечным продуктом обмена веществ. Остановка дыхания ведет к немедленному прекращению обмена веществ. Ниже в табл. 4 приведено содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Выдыхаемый воздух состоит из смеси альвеолярного воздуха и воздуха мертвого пространства (воздух газоносных путей), состав которого мало отличается от вдыхаемого воздуха.

 

Таблица 4

Содержание кислорода и углекислого газа

во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, %

 

Воздух   Содержание кислорода Содержание углекислого газа
Вдыхаемый   20,94 0,03
Выдыхаемый   16,30 4,00
Альвеолярный   14,40 5,60

 

Процесс дыхания включает в себя следующие этапы:

- внешнее дыхание – газообмен между окружающей средой и альвеолами легких;

- газообмен между альвеолами и кровью. Поступающий по газоносным путям в легкие кислород через стенки легочных альвеол и кровеносных капилляров поступает в кровь и захватывается эритроцитами, а углекислый газ выводится из крови в альвеолы;

- транспорт газов кровью – кислорода из легких ко всем тканям организма, а углекислого газа – в обратном направлении.

- газообмен между кровью и тканями. Кислород из крови через стенки кровеносных капилляров поступает к клеткам и другим тканевым структурам, где включается в обмен веществ.

- тканевое или клеточное дыхание – основное звено дыхательного процесса; оно заключается в окислении ряда веществ, в результате чего высвобождается энергия. Процесс тканевого дыхания происходит при участии специальных ферментов.

 

megaobuchalka.ru

Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания



1. Заполните схему.

Функции дыхательной системы: 1) газообмен; 2) энергетическая

2. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы дыхательной системы, обозначенные цифрами.

1 - носовая полость, 2 - носоглотка, 3 - гортань, 4 - трахея, 5 - бронхи, 6 - легкие, 7 - диафрагма.

3. Рассмотрите рисунок. Подпишите части гортани, обозначенные цифрами.

1 - надгортанник, 2 - щитовидный хрящ, 3 - голосовые связки.

4. На рисунке изображена структурно-функциональная единица легких. Рассмотрите и напишите, из каких частей она состоит.

1 - бронхиолы, 2 - капилляры, 3 - альвеолы.

5. Изучив материал § 34 учебного пособия, заполните таблицу.

Строение и функции органов дыхания

Дыхание (кроссворд)

По вертикали:

2. Парный орган, в котором происходит обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью. (ответ: ЛЕГКИЕ)

По горизонтали:

1. Легочные пузырьки. (ответ: АЛЬВЕОЛЫ)

3. Микроскопические выросты клеток, которыми покрыта поверхность дыхательных путей. (ответ: РЕСНИЧКИ)

4. Куполообразная мышца, участвующая в дыхании. (ответ: ДИАФРАГМА)

5. Микроскопические организмы, содержащиеся в пыли. (ответ: МИКРОБЫ)

6. Наружные отверстия. ведущие в носовую полость. (ответ: НОЗДРИ)

7. Процесс поддержания оптимального состава воздушной среды в помещении. (ответ: ВЕНТИЛЯЦИЯ)

resheba.com

Значение дыхания. Органы дыхания

Разделы: Биология


Цели урока:

  • Раскрыть значение дыхания для организма.
  • Рассмотреть строение органов дыхания.
  • Поговорить о функциях, выполняемых органами дыхания.
  • Показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Человек родился и сразу же он кричит, значит, дышит, значит живет. Жизнь и дыхание неотделимы.

Попробуйте объяснить, что такое дыхание? Что происходит при дыхании?

(определение на экране, записывается в тетрадь).

Дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы, которая состоит из воздухоносных путей и легких.

(схема на экране, записывается в тетрадь).

А теперь с помощью сообщений, которые вы подготовили, мы рассмотрим строение органов дыхания. Разделите страницу на две части, по ходу рассказа мы будем подводить итоги и заполнять таблицу "Функции, выполняемые органами дыхания".

Учитель

Каково строение носовой полости? (рисунок строения носовой полости на экране).

Ученик

Носовых полостей две. Они имеют сложную форму, а стенки их выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки реснитчатого эпителия. Их реснички создают сплошную ворсистую поверхность. У взрослого человека слизистая оболочка выделяет за сутки около 0,5 л cлизи. Ее функция - увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению.

Учитель

Почему даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями?

И почему рекомендуется дышать не ртом, а носом?

Ученик

Под слизистой оболочкой носовых полостей ветвятся многочисленные кровеносные сосуды. И поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. При увеличении физической нагрузки люди часто переходят на дыхание ртом и поэтому подвергаются простудам. Из - за поступления в легкие холодного воздуха организм теряет много тепла. Поэтому дышать рекомендуется через нос.

Учитель

Чем вызывается рефлекс чихания?

Ученик

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию. Крупные частицы пыли, а при простудных заболеваниях и избыток слизи вызывают рефлекс чихания и вместе с находящимися там микроорганизмами сильным потоком воздуха удаляются из организма. Поэтому больной человек, не соблюдающий гигиенических правил становится источником распространения болезнетворных вирусов и микробов.

Учитель

Итак, подведем итоги: Какова роль носовой полости в процессе дыхания?

Ученик

Носовые полости очищают вдыхаемый воздух от пыли, увлажняют его, согревают до температуры тела и обезвреживают оказавшихся там микробов.

Учитель

Запишем это в таблице (таблица на экране).

За носовой полостью следует носоглотка. Какую же она выполняет функцию?

Ученик

В носоглотке уничтожается почти половина микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе. Остальные проникают в трахею и могут достигнуть легких. При дыхании ртом болезнетворные организмы легче попадают в легкие и вызывают заболевание. Слаженные волнообразные движения ресничек - тончайших выростов клеток реснитчатого эпителия - гонят слизь с осевшими на нее пылинками и микроорганизмами в сторону глотки, где она проглатывается.

Учитель

Нужно помнить, что в любом случае вся пыль, все частички вредных веществ, оказавшихся во вдыхаемом воздухе, остаются в организме. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой воздуха, которым мы дышим. Запишем о значении носоглотки

(таблица на экране).

Из носовой полости воздух через носоглотку поступает в гортань. Теперь рассмотрим гортань, какое она имеет строение? (Рисунок строения гортани на экране)

Ученик

Гортань образована несколькими хрящами. Самый крупный - щитовидный хрящ защищает гортань спереди. Вверху гортань сообщается с носоглоткой, внизу - с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не попадала из носоглотки в гортань, закрывается хрящевым надгортанником.

Учитель

У детей и женщин щитовидный хрящ изогнут назад, поэтому у них связки короткие и голос высокий. У юношей в период полового созревания щитовидный хрящ распрямляется и становится заметным кадык. Это приводит к удлинению голосовых связок, и голос становится низким. Параллельно увеличивается и толщина связок, что тоже понижает тембр голоса. Как происходит формирование звуков речи?

(Схема строения голосовых связок на экране)

Ученик

По внутреннему строению гортань напоминает песочные часы, так как состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель. В щель между ними проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. В спокойном состоянии, когда человек молчит, щель имеет треугольную форму и достаточно велика. Во время пения или разговора связки натягиваются, сближаясь между собой. Выдыхаемый воздух, с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, порождающую возникновение звука.

Учитель

Посмотрим небольшой фильм о том, как это происходит (просмотр фильма).

Вопрос: Как вы думаете, к чему может привести заболевание связок?

Ученик

Заболевание голосовых связок может привести к изменению голоса, его охриплости, к серьезным затруднениям при произнесении любых звуков, вплоть до полной невозможности говорить. Причиной заболеваний могут быть: переутомление голосовых связок при произнесении громких звуков, курение, прием алкоголя, острой, очень горячей или холодной пищи, простуда.

Учитель

Как возникает кашель?

Ученик

Внутри гортань выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами. При раздражении рецепторов случайно попавшими кусочками пищи, различными твердыми или жидкими веществами вредными газовыми примесями возникает кашель, т. е. усиленный выдох. Благодаря этому полость гортани очищается, что предотвращает проникновение вредных веществ в более глубокие отделы дыхательной системы.

Учитель

Итак, подведем итоги: какова роль гортани в процессе дыхания?

Ученик

Участие в производстве звуков речи, предохранение от проникновения в дыхательные пути вредных веществ.

Учитель

Записываем значение гортани в таблице (таблица на экране).

Далее гортань переходит в трахею (рисунок - строение трахеи на экране).

Какую роль в дыхании играет трахея?

Ученик

Трахея - это трубка, состоящая из хрящевых полуколец, что придает ей жесткость и способствует свободному прохождению воздуха. Слизистая оболочка внутренней стенки трахеи содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Выделяющуюся слизь с частичками пыли и микроорганизмами реснички гонят в глотку, где она проглатывается. При воспалительных процессах секреция слизи усиливается, возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Учитель

Заполняем таблицу (таблица на экране).

Трахея делится на два крупных бронха, которые входят в правое и левое легкое. Как устроены бронхи?

Ученик

Бронхи, входя в легкие, многократно ветвятся на более мелкие веточки - бронхиолы, в результате формируется бронхиальное дерево. Бронхиолы заканчиваются легочными пузырьками - альвеолами, через которые осуществляется газообмен.

Учитель

Продолжаем заполнять таблицу (таблица на экране).

Мы с вами рассмотрели все воздухоносные пути. Попробуйте дать определение, что такое воздухоносные пути?

Ученик

Это пути, по которым воздух проходит в легкие.

Учитель

Давайте запишем определение (определение на экране).

Наконец мы подошли к самому главному органу дыхания - к легким.

Какое же они имеют строение?

Ученик

Легкие - крупные парные органы конусообразной формы. Они помещаются в грудной клетке. Правое легкое разделено на три доли, а левое - на две. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой - плеврой. У здоровых людей микроскопическая щель между этими оболочками - плевральная полость - заполнена жидкостью. При дыхательных движениях она уменьшает трение легких о стенки грудной полости.

Учитель

Заполняем таблицу (таблица на экране).

Дыхательная система очень тесно связана с кровеносной системой. Чтобы убедиться в этом мы сейчас рассмотрим процессы газообмена в легких и в тканях (схема газообмена в легких и в тканях на экране). Во время вдоха наружный воздух засасывается в легкие и заполняет легочные пузырьки, т. е. поступил кислород. Кровь, поступающая в легкие по системе малого круга кровообращения, содержит мало кислорода и много углекислого газа. В легких происходит газообмен между кровью и воздухом. Кровь стала артериальной. Кислород, растворившийся в крови, проникает внутрь эритроцитов и соединяется с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. Далее по артериям кровь поступает в капилляры, которые подходят ко всем внутренним органам. Здесь кислород поступает в ткани, а углекислый газ в кровь. Происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Таким образом, происходит газообмен в тканях.

Воздух в легких постоянно обновляется, благодаря чему в них поддерживается постоянство газового состава. Это происходит благодаря дыхательным движениям - вдоху и выдоху. Посмотрим небольшой фильм о том, как это происходит (просмотр фильма).

3. Закрепление.

А теперь я предлагаю поиграть в биологический гольф (раздаются карточки)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Носовая полость                    
Носоглотка                    
Гортань                    
Трахея                    
Бронхи                    
Легкие                    

1. В каком органе при воспалительных процессах усиливается секреция слизи, приводящая к возникновению кашля?

2. Из носоглотки воздух поступает в :

3. Парные органы конусовидной формы - это :

4. Где происходит образование звуков и речи?

5. Орган, в котором происходит газообмен между кровью и вдыхаемым воздухом.

6. Этот орган образован несколькими хрящами.

7. Конец этого органа делится на два бронха.

8. Здесь происходит увлажнение, обогрев, обезвреживание микробов.

9. Носовая полость и гортань соединены :

10. Какой орган входит в легкие, и ветвиться с образованием альвеол?

4. Домашнее задание.

№ 23, 24. Составить таблицу "Функции, выполняемые органами дыхания".

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Строение и функции органов дыхания

К органам дыхания относятся: носовая полость, глотка. гортань, трахея, бронхи и легкие. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. Ее внутреннюю поверхность образуют три извилистых хода. По ним воздух, поступающий через ноздри, проходит в носоглотку. Многочисленные железы, расположенные в слизистой оболочке, выделяют слизь, которая увлажняет вдыхаемый воздух. Обширное кровоснабжение слизистой оболочки согревает воздух. На влажной поверхности слизистой оболочки задерживаются находящиеся во вдыхаемом воздухе пылинки и микробы, обезвреживаемые слизью и лейкоцитами.

Слизистая оболочка дыхательных путей выстлана мерцательным эпителием, чьи клетки имеют на внешней стороне поверхности тончайшие выросты — реснички, способные сокращаться. Сокращение ресничек совершается ритмически и направлено в сторону выхода из носовой полости. При этом слизь и прилипшие к ней пылинки и микробы выносятся наружу из носовой полости. Таким образом, воздух, проходя через носовую полость, согревается и очищается от пыли и некоторых микробов. Этого не происходит, когда воздух проникает в организм через ротовую полость. Вот почему следует дышать через нос, а не через рот. Через носоглотку воздух попадает в гортань.

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Вход в гортань во время проглатывания пиши закрывается надгортанником, щитовидным хрящом, который легко можно прощупать снаружи. Гортань служит для проведения воздуха из глотки в трахею.

Органы дыхания

Трахея, или дыхательное горло — это трубка длиной около 10 см и диаметром 15–18 мм, стенки которой состоят из хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Задняя стенка перепончатая, содержит гладкие мышечные волокна, прилегает к пищеводу. Трахея делится на два главных бронха, которые входят в правое и левое легкое и в них разветвляются, образуя так называемое бронхиальное дерево

На конечных бронхиальных веточках находятся мельчайшие легочные пузырьки — альвеолы, диаметром 0,15–0,25 мм и глубиной 0,06–0,3 мм, заполненные воздухом. Стенки альвеол выстланы однослойным плоским эпителием, покрытым плотной пленкой вещества, препятствующего их спадению. Альвеолы пронизаны густой сетью кровеносных сосудов — капилляров. Через их стенки происходит газообмен.

Легкие покрыты оболочкой — легочной плеврой, которая переходит в пристеночную плевру, выстилающую внутреннюю стенку грудной полости. Узкое пространство между легочной и пристеночной плеврой образует плевральную щель, заполненную плевральной жидкостью. Ее роль — облегчать скольжение плевры при дыхательных движениях.


shkolo.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *