Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения клетки и тканей».
Лабораторная работа №1.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Ход работы.
Рассмотреть под микроскопом строение животной клетки.
Зарисовать клетку и подписать основные части клетки.
Рассмотреть готовые микропрепараты тканей.
Вывод: Зависят ли особенности строения клеток от выполняемой функции?
Каково значение многообразия клеток для многоклеточного организма?
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения клетки и тканей». »
11/11/16 07:05:28 PM
Лабораторная работа № 1
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
11/11/16 07:05:28 PM
Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Ход работы.
- Рассмотреть под микроскопом строение животной клетки.
- Зарисовать клетку и подписать основные части клетки.
- Рассмотреть готовые микропрепараты тканей.
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
11/11/16 07:05:28 PM
Оформление результатов: зарисуйте рассмотренные препараты тканей; заполните таблицу
Название тканей
Строение ткани
Местонахождение
Функции
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
ТКАНИ
Эпителиальные
Соединительные
КОСТЬ
КРОВЬ
Нервная
Мышечные
11/11/16 07:05:28 PM
. Вывод : Зависят ли особенности строения клеток от выполняемой функции? Каково значение многообразия клеток для многоклеточного организма?
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
kopilkaurokov.ru
Лабораторная работа: «Изучение тканей организма человека на готовых микропрепаратах»
Вопросы и критерии оценки ответов
PÕHIKOOLI LÕPUEKSAM BIOLOOGIA 13. JUUNI 2013 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Общие рекомендации Ответы оцениваются с точностью до 0,5 балла. Конечную сумму баллов округляют до целого балла в сторону большего
ПодробнееУДК 618.2 ББК 57.1 В17
УДК 618.2 ББК 57.1 В17 В17 Вантурина Т. Б. Книга-практикум для подготовки к родам, или о чем должна знать каждая женщина, собираясь в родильный дом / Т. Б. Вантурина СПб.: Изд-во Н-Л, 2011. 96 с. ISBN
ПодробнееЕ. М. Пекерская. Вокальный букварь
Е. М. Пекерская Вокальный букварь Москва 1996 Вокальный букварь предназначается людям, которые хотят научиться петь и тем, у кого есть или могут быть голосовые проблемы в любой голосоречевой профессии
ПодробнееПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ Внешнее дыхание это совокупность процессов, совершающихся в легких и обеспечивающих нормальный газовый состав артериальной крови. Нормальный газовый состав артериальной
ПодробнееДРЕВЕСИНА ЛИСТВЕННИЦЫ И ЕЕ ОБРАБОТКА
Б.С. ЧУДИНОВ, Ф. Т. ТЮ РИКОВ, П. Е. ЗУБАНЬ ДРЕВЕСИНА ЛИСТВЕННИЦЫ И ЕЕ ОБРАБОТКА М ИЗДАТЕЛЬСТВО.ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ* Москва 1965 УДК 674.032.14:621.011 Древесина лиственницы представляет собой один из
ПодробнееТема урока: Вид. Критерии вида. 9 класс
Тема урока: Вид. Критерии вида. 9 класс Учебник: Биология 9 класс. И.Н. Пономарева. Издательский центр Вентана-Граф Цели: сформировать понятия «вид» и «критерии вида»; показать механизмы репродуктивной
ПодробнееСИСТЕМА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЕОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕЕО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ЕОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Подробнееdocplayer.ru
Лабораторная работа. изучения микроскопического строения тканей. по теме:общий обзор организма человека.
Цель работы: Изучить особенности микроскопического строения тканей организма человека.Оборудование: микроскопы, микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Ход работы
1. Рассмотрите микропрепарат эпителиальной ткани (например, эпителия полости рта) . Обратите внимание на характер расположения отдельных клеток этой ткани. Они лежат так плотно одна к другой, что межклеточное вещество между ними практически отсутствует.
2. Рассмотрите микропрепарат рыхлой волокнистой соединительной ткани (например, рыхлой соединительной ткани подкожной клетчатки крысы; ткани человека и позвоночных животных имеют сходное строение, поэтому при их изучении можно пользоваться микропрепаратами, приготовленными из тканей животных) . Эта ткань получила свое название благодаря рыхло расположенным, следующим в различных направлениях волокнам. Она состоит из клеток и межклеточного вещества, содержащего волокна.
На препарате найдите участок с рыхлым расположением структурных элементов. При большом увеличении микроскопа рассмотрите форму соединительнотканных клеток и структур межклеточного вещества (прямые или извитые ленты — коллагеновые волокна и тонкие, ветвящиеся, образующие сеть нити — эластические волокна) .
3. Отметьте основные отличия рыхлой волокнистой соединительной ткани от эпителиальной ткани. У эпителиальной ткани клетки плотно прилегают друг к другу, нет волокон.
4. Рассмотрите препарат поперечно-полосатой мышечной ткани (для этого можно воспользоваться, например, микропрепаратом «Поперечный срез языка кролика») . При малом увеличении микроскопа найдите продольные и поперечные мышечные волокна. Переведите микроскоп на большое увеличение. Обратите внимание на форму мышечных волокон, их строение, поперечную исчерченность цитоплазмы, многочисленные ядра.
Зарисуйте одно-два мышечных волокна, обозначьте ядра.
5. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани («Нервные клетки (нейроны) передних рогов мозга крысы») .
Нервные клетки позвоночных животных и человека (нейроны) имеют отросчатую форму. Наличие отростков в таких типах клеток является приспособлением к восприятию и проведению нервного импульса.
На поперечном срезе спинного мозга при малом увеличении в центре виден канал, окруженный со всех сторон веществом в форме бабочки. Ткань этого вещества состоит преимущественно из тел нейронов и окружающих нейроны мелких клеток. При большом увеличении микроскопа рассмотрите ф
iotvet.com
«Строение тканей человеческого организма»
скачать Тема урока: «Строение тканей человеческого организма»Цели урока: формирование опыта творческой работы учащихся , развитие личности, открытой для общения и сотрудничества, формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни, развивать способности к анализу и синтезу, наблюдательности и
Цели для учащихся: 1). Определить сущность понятий «ткань» и «орган»; изучить и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека. 2). Формировать умения: распознавать ткани и органы ими образованные; 3). Продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами.
Оборудование: таблицы «Ткани», органы человека, муляжи органов человека, микроскопы и микропрепараты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка Домашнего задания:
1. Вопрос: Почему клетку считают структурным и функциональным элементом тела? Ответ:
— активно реагирует на раздражение;
— участвует в обмене веществ;
— растет;
— размножается;
-обладает способностью к регенерации;
— Способна передавать наследственную информацию.
Из клеток построены все части организма (ткани,органы).
2. Проверка заполнения таблицы(выборочно несколько тетрадей, либо фронтально)
Органоид клетки | Строение | Функции |
III. Изучение нового материала:
Знакомство с темой урока и целями (для учащихся) (слайд 1)
1). Беседа по изученному в 6 классе
— Что такое ткань? Ответ: Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.
— Какие типы тканей вам известны? Ответ: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.(слайд 3)
2). Строение тканей.
Учащиеся разбиваются на 4 группы. Каждая группа получает задание изучить один тип ткани. В каждой карточке указаны страницы учебника, где учащиеся могут найти интересующую их информацию.
Группа 1 работает на зеленых листах, на столе табличка с надписью «Зеленый цвет – цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.»
Группа 2 работает на желтых листах: желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, повышает аппетит.
Группа 3 работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения снимает раздражительность.
Группа 4 работает на красных листах: красный цвет- цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды, возвращает жизненную силу. Сообщаем учащимся, что лечение цветом называется – хромотерапией.
Через пять-семь минут работа должна быть завершена и прежде чем проконтролировать выполнение задания предлагаем учащимся релаксационную минутку.
«Закройте глаза и представьте себя там где бы вы больше всего хотели бы оказаться.» Следите за дыханием, оно должно быть ровным и спокойным. А теперь медленно откройте глаза и возвращаемся к работе.
Учащиеся по очереди проводят презентацию своего материала, делают выводы. Под руководством учителя заполняют таблицу.(слайд 4)
Тип ткани | Характерные особенности | Виды тканей | Где встречается в организме | Выполняемая функция |
Для глаз полезно перемещать фокус: до тетради 30-40см, до доски несколько метров.
Чтобы глаза отдохнули выполняем упражнение для глаз.
Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа(повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить то же, но в обратную сторону.
Затем проверяем правильность заполнения таблицы.(слайд 5-8) (приложение 1)
3).Органы.
Беседа:
— Что образуют ткани? (органы)
— Что представляет собой орган? (орган- это часть тела, имеющая определенную форму и строение, занимающая в организме определенное место и выполняющая определенную функцию.)
Далее учитель предлагает перейти к столу где разложены муляжи органов человека, чтобы рассмотреть их форму и размеры. Динамичность урока дает возможность не проводить физминутку, перемещение по классу позволяет размять мышцы. Рассматривая и узнавая органы учащиеся называют систему органов, к которой он относится. Завершив работу с муляжами органов, учащиеся берут из шкафа микроскопы и приступают к выполнению лабораторной работы.
IV. Закрепление.
Лабораторная работа «Ткани человеческого организма» (слайд 9-10). Ход работы на цветных листах. (приложение 2)
V. Д/з. стр. 32-35 учебника.
Приложение 1.
Приложение 2.
nenuda.ru
Лабораторная работа Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом
1. Рассмотрите клетки эпителиальной ткани под микроскопом. Найдите ядро, цитоплазму и мембрану. Укажите четыре вида эпителия. Зарисуйте виды эпителия и подпишите их. Заполните таблицу.
2. Рассмотрите микропрепараты соединительных тканей сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на развитость межклеточного вещества. С чем это связано? Клетки хряща располагаются группами. Какую форму имеют клетки хряща? Где в человеческом организме встречается разные виды соединительной ткани?
3. Рассмотрите микропрепараты строения мышечной ткани сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание, что клетки гладкой мышечной ткани имеют веретеновидную форму и как бы собраны в единый пучок. Каково строение скелетной и сердечной поперечно – полосатой мышечной ткани?
4. Рассмотрите микропрепарат «Нервные клетки» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на звёздчатую форму клеток нервной ткани и наличие отростков. С чем это связано? В каких органах человеческого организма встречается нервная ткань? Зарисуйте нейрон, обозначьте характерные элементы строения.
Вывод: в теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, то есть соответствующим образом изменяют свои форму и структуры, оставаясь вместе с тем связанными между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множеству различных их видов, составляющих ткани человека. Эволюция тканей проходила в процессе исторического развития животных организмов под влиянием внешней среды. Вначале возникли ткани внутренней среды и пограничные ткани. Последние, отделяя внутреннюю среду организма от внешней среды и выполняя в основном защитную функцию, также принимают участие в процессе обмена веществ между внешней средой и организмом. В дальнейшем возникли и получили развитие специальные виды тканей (мышечная и нервная). Поперечнополосатая мышечная ткань обеспечивает передвижение организма в пространстве, нервная ткань объединяет деятельность отдельных частей организма и уравновешивает организм с изменяющимися условиями внешней среды.
www.soloby.ru
Тема: «Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом»
Лабораторная работа
Тема: «Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом»
Цель: используя инструментальный метод рассмотреть под микроскопом различные виды клеток на микропрепаратах тканей организма человека
Оборудование: микропрепараты тканей, микроскоп, карандаши
Ход работы.
Пояснение:
Клетка – это структурная функциональная единица живого. Организм человека состоит из нескольких триллионов клеток. Они различны по форме и функциям. Одинаковые клетки объединяются в ткани, ткани в органы, органы в системы органов. Относятся к эукариотическому типу.
Задания:
Рассмотреть несколько микропрепаратов различных тканей организма человека, убедиться, что клетки имеют разную форму, размеры и особенности строения. Найдите наружную цитоплазматическую мембрану, ядро, цитоплазму.
Сравните клетку под большим ( в учебнике) и под малым увеличением. Чем отличается строение клетки под световым и электронным микроскопом? (см. рисунок в учебнике)
Рассмотри под микроскопом микропрепарат тканей: эпителиальной, соединительной, нервной, мышечной. Определите форму клеток, степень соединения с соседними клетками, размеры клеток (большие, маленькие). Занесите в таблицу наблюдения.
Таблица:
Название тканей | Форма и размеры (рисунок одной клетки). | Выполняемая функция |
4. Вывод:
Зависят ли особенности строения клеток
от выполняемой функции?
Каково значение многообразия клеток для многоклеточного организма?
gigabaza.ru
Занятие № 1. Лабораторная работа «Типы тканей и их функции»
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.
Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы; учебник [3, с. 27-40].
Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.
Ход работы:
Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей человека.
Используя учебник [3, с. 27-40], заполните таблицу 1 «Типы тканей и их функции».
Таблица 1 – Типы тканей и их функции
Виды тканей | Рисунок (схема) | Особенности строения | Функции |
Эпителиальная ткань | |||
Соединительная ткань | |||
Мышечная ткань | |||
Нервная ткань | |||
Вопросы к занятию № 1:
Где находится эпителиальная ткань?
К какой ткани относятся железы?
3. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?
4. В чем состоит особенность строения соединительной ткани?
5. Межклеточное вещество крови – жидкость; костной ткани – плотные костные пластины. Чем объяснить различие в свойствах межклеточного вещества у этих видов соединительной ткани?
6. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляются произвольные движения?
7. Для каких тканей характерны электрические сигналы?
8. Какие ткани участвуют в заживлении ран?
9. Какие ткани лишены кровеносных сосудов? Почему?
10. Каковы особенности строения нервной ткани? Что такое нейроглия?
Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет»
Опорно-двигательный аппарат – комплекс образований, придающий форму и опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Данный аппарат состоит из пассивной части – скелета и активной части – мышечной системы.
Цель: изучить строение и функции скелета.
Оборудование: модель скелета, черепа, позвонков, костей конечностей, таблицы, атласы [1, с.12-23; 5, с.14-21], учебник [4, с. 144-151].
Задание 1. Рассмотрите модель скелета и рисунок 1 «Скелет человека» и сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте красным цветом осевой скелет и синим цветом – периферический.
Рисунок 1 – Скелет человека
Задание 2. Рассмотрите модель позвоночника и рисунок 2 «Позвоночный столб» и сделайте соответствующие подписи к нему, на рисунке «а» укажите число позвонков в каждом отделе позвоночника, на рисунке «в» подпишите название физиологических изгибов позвоночника, укажите в каком возрасте и в связи с каким видом деятельности они формируются.
Рисунок 2 – Позвоночный столб
Задание 3. Рассмотрите рисунок 3 «Скелет верхней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.
Рисунок 3 – Скелет верхней конечности
Задание 4. Рассмотрите рисунок 4 «Скелет нижней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.
Рисунок 4 – Скелет нижней конечности
Задание 5. Рассмотрите рисунок 5 «Вид черепа спереди и сбоку», подпишите соответствующие цифры. Выделите красным цветом кости лицевого отдела черепа, зеленым цветом – кости мозгового отдела черепа.
Рисунок 5 – Вид черепа спереди (а) и сбоку (б)
Задание 6. Рассмотрите рис.16 «Череп новорожденного», подпишите название родничков и некоторых частей черепа. Ответьте на вопросы: 1) Что такое родничок? 2) В каком возрасте происходит зарастание родничков? 3) В чем функциональное значение родничков?
Рисунок 6 – Череп новорожденного
studfiles.net