История Арабского Халифата | История
Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова — здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют «бедуины» (люди пустыни). В конце VI — начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка.
Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.
Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама — Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) — Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:
- 630-661 годы. Период правления Пророка Мухаммеда и после него четырех халифов — Абу Бекра, Омара, Османа, Али. Столицей халифата были Мекка и Медина.
- 661-750 годы. Период правления династии Омейядов начиная с Муавии. Столицей халифата был город Дамаск.
- 750-1258 годы. Период правления Аббасидов. Столицей с 762 года был город Багдад. При Аббасидах в 120 км от Багдада, в городе Самира, была построена резиденция халифа. Как Арабский Халифат развился на протяжении всей истории?
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.
В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” — в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII — первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.
Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:
- создавая этническую опору, укрепиться;
- переселяя тех, кто находился государственном обеспечении, освободить казну от лишних платежей.
Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.
В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.
В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.
Управляющая Египтом династия Тулун была тюркского происхождения. Во времена египетского наместника Ахмеда ибн Тулуна была построена сильная флотилия, которая царила в Средиземном море. Тулун руководил строительными работами и заботился о благосостоянии народа. Египетские историки называют период его правления (868-884) «золотым временем».
В середине VIII века Испания отделилась от халифата и здесь возникло независимое государство — Кордовский эмират. В IX веке Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан также откололись от халифата.
В XI веке всеми территориями халифата завладели Сельджуки.
Первая мировая войнаistoriyamira.ru
Мир ислама. Омеяйды и Аббасиды. Распад халифата
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 5 Класс
resheba.me
Праведный халифат — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуИсторическое государство | |||
Праведный халифат | |||
---|---|---|---|
араб. الخلافة الراشدية | |||
| |||
← ← ← → 632 — 661 | |||
Столица | Медина (632—656) Эль-Куфа (656—661) | ||
Язык(и) | арабский | ||
Религия | ислам |
ru.wikipedia.org
Арабский халифат: какой была исламская супердержава
Третья волна
Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.
Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.
Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.
Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.
Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.
Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.
Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.
В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.
Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.
russian7.ru
Падение Арабского Халифата. Часть I
СИГУРД! ТЫ ДОЖДАЛСЯ!!!!!!!!!!(60:4) «Началась между нами и вами вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого.»
(8:39) «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, и вся религия будет принадлежать Аллаху.»
Арабский халифат… Гигантская империя, распространившаяся по ближнему Востоку со скоростью степного пожара, резко изменившая картину мира и его историю на многие века.
Начало.
До принятия ислама арабский мир представлял собой конгломерат отдельных племен, вожди которых именовались шейхами. Бульшая их часть вела кочевую жизнь, хотя в Хиджазе и Йемене у арабов были, как и города.
Отношения между этими племенами можно охарактеризовать, как череду кровавых и запутанных междоусобиц. Споры возникали в первую очередь из-за границ районов, где происходило кочевье. Из-за кровной мести вражда не прекращалась на протяжении многих десятилетий. Столкновения несколько затихали только в месяцы Зулькада [джулькада], Зульхиджа [джульхиджа] и Мухаррам, т.е. с мая по август, а также в месяц Раджеб [раджаб] — январь—февраль, которые назывались запретными, ибо в это время возбранялось проливать кровь. В «запретные месяцы» активизировались часто совмещавшиеся торговая деятельность и паломничество.
Как вероучение и мировоззрение ислам развивался и вследствие контактов его адептов с представителями других религий. На Аравийском полуострове помимо язычников-политеистов жили в то время иудаисты и христиане. Единобожия придерживалось также племя Ханифов, отвергавшее поклонение идолам.
Мухаммед, зарекомендовавший себя в Мекке как противник язычества и его жрецов, концентрировавшихся вокруг храма, выступил в Ясрибе (Медине) уже в качестве борца за объединение арабов. Эта консолидация должна была проходить под знаменем ислама и вокруг нового места обитания пророка, где он был признан арбитром в межплеменных спорах.
В результате мединцы начали вооруженную борьбу с Меккой, которая продолжалась вплоть до 630 г., когда был достигнут компромисс. Мекканцы признали власть Мухаммеда и его учение, однако их город сохранил значение главного арабского религиозного центра, а основной святыней новой веры стал храм Кааба, куда должны были по-прежнему стекаться паломники: уже не язычники, но мусульмане. Слово это происходило от арабского «муслим» — приверженец ислама (во множественном числе — «муслимуна»).
Объединенные вокруг Мухаммеда, ислама и Мекки с Мединой арабы нашли в себе силы создать качественно новое государственное образование с тенденцией к территориальному расширению. Мощным стимулом экспансии стала новая религия.
Мухаммед сделал главное, в чем нуждались арабы в начале VII в.: он сплотил их, дал им учение и веру, указал тот путь, по которому следовало направить свои силы и энергию. Путь этот был теперь ясен: правоверные должны обратить неверных, поставить всех под знамя великого учения святого пророка. Этот путь полностью соответствовал как заповедям ислама (джихад), так и извечному стремлению кочевников к наживе за счет военной добычи: четыре пятых ее распределялось между воинами, а одна пятая шла пророку и предназначалась для нужд бедных и одиноких.
Сам Мухаммед не успел полностью осознать масштабы начатого им предприятия, так как скончался уже в 632 г.
Правление первых халифов
После смерти Мухаммеда правители арабского исламского государства выбирались из сподвижников или родственников пророка, которые получали титул халифов. Слово это означает «заместитель», так что речь шла о преемственности власти по линии Бог — пророк — халиф. Таких халифов было четыре:
Абу Бекр (632—634 гг.), Омар (634—644 гг.), Осман (644—656 гг.), Али (651—661 гг.).
Уже первым халифам пришлось подавлять вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, часто возглавлявшиеся «лжепророками». Характер этих боевых действий, описанный в «Книге завоевания стран» арабским историком средневековья Ахмедом Ибн Яхья Белазури, представляет особый интерес. Так, один из первых военачальников, отправляясь в поход, получил еще от самого Мухаммеда следующие наставления: «…требуй, чтоб враги наши приняли ислам, требуй уплаты поголовной подати от несогласных принять ислам, заключай мирные договоры не от имени Бога и пророка, но от имени отца своего и от своего имени: грех твой не будет велик, если ты не будешь соблюдать их.
Вступая в бой, прикажи рубить мечами высокомерные головы, но запрети трогать отшельников, убивать детей, женщин и стариков, рубить деревья и разрушать дома».
В правление Абу Бекра мусульманам удалось не только подавить сопротивление своих противников внутри страны, но и начать походы на восток (территория современных Ирака и Ирана) и запад (восточное побережье Средиземного моря).
В первом случае им пришлось столкнуться с Персией, которой правила династия Сасанидов, во втором — с Византией. Раздираемая внутренними противоречиями держава Сасанидов не смогла оказать арабам серьезного сопротивления. Главные силы шаханшаха, которым не помогли ни численное превосходство (по некоторым данным — четырехкратное), ни боевые слоны, были разгромлены арабами халифа Омара в двухдневном сражении при Кадисии (Кадесии). Персидская столица — Ктесифон — сдалась без боя, в руки победителей досталась сказочная добыча.
Несколько ранее, когда успех на восточном направлении только-только определился, часть арабских войск во главе с крупнейшим полководцем Халидом Ибн Валидом была переброшена на запад. До этого мусульмане потерпели здесь ряд поражений от сил Византийской империи и ее вассалов. Теперь ситуация полностью изменилась.
В 635 г. воины ислама вышли к стенам Дамаска — крупнейшей крепости и средоточию торговых путей средневековой Сирии.
Город сопротивлялся почти шесть месяцев, после чего капитулировал. Во многом этому способствовала позиция местного христианского духовенства. Вот как описывает эти события арабский историк:
«Однажды епископ сказал ему [арабскому полководцу]: “Ваше торжество приближается, у меня есть данное тобою обещание, так заключи со мной мирный договор касательно этого города”.
И Халид написал: “Во имя Бога всемилостивого и всемилосердного! Даю клятву жителям Дамаска и обещаю им неприкосновенность их жизни, их имущества, их церквей и стен их города”.
Этой же ночью люди, близкие епископу, доложили, что ворота Баб-аш-Шаркий охраняются двумя охранниками, и принесли им лестницы, с помощью которых мусульмане поднялись на стену и, отворив ворота, захватили город, выполнив затем все свои обещания».
В следующем году против арабов выступила армия византийского императора Ираклия, чья численность была вдвое больше арабского войска. Битва у реки Ярмук отличалась необычайным упорством: три раза ромеям удавалось отражать атаки мусульман, и три раза арабские женщины, стоявшие позади своих мужей, не давали им обратиться в бегство.
Наконец, используя усталость противника, арабы отрезали его конницу от пехоты, которая побежала с поля боя. Поражение было полным, потери императорской армии — огромными.
«Румы и их приверженцы приковали себя в тот день друг к другу цепями, чтобы им нечего было думать о бегстве. И Бог истребил их в числе семидесяти тысяч, и бежали их разбитые остатки, и укрылись в Палестине, Антиохии, Халебе (Алеппо), ал-Джезире и Армении».
Победители сразу же осадили Иерусалим, из которого базилевс Ираклий успел только вывезти в Константинополь одну из главных реликвий христианского мира — Честное древо Креста Господня.
Говорят, что, оставляя святые места, Ираклий несколько раз повторил с глубоким горем:
«Прощай, Сирия, прощай навсегда!»
Иерусалим был сдан патриархом Софронием после многомесячной осады, истощившей силы обороняющихся. Впрочем, такое сопротивление завоеватели встречали, как пишут мусульманские историки, далеко не везде и не всегда.
«Перед битвой на реке Ярмук, узнав, что румы приближаются к ним, мусульмане возвратили жителям Химса тот харадж [обязательную дань с покорившихся], который взяли с них, и сказали: “Нам не до того, чтобы помогать вам и защищать вас, распоряжайтесь им как хотите”.
И сказали жители Химса: “Ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и обиды, которым мы подвергались; с Вашим правителем мы отстоим наш город от войска Ираклиева”. И они заперли ворота свои и поставили у них стражу. Таким же образом поступили христиане и евреи, жители тех городов, которые заключили мирные договора с мусульманами.
И когда Бог обратил в бегство неверных и превознес мусульман, жители городов открыли свои города, вызвали музыкантов, играющих на тимпанах, предались увеселениям и уплатили харадж».
При первых халифах арабам удалось полностью разгромить державу Сасанидов, захватить Армению и Грузию, перейти Кавказский хребет и столкнуться с Хазарским каганатом.
Византия обязалась выплачивать дань халифату, а мусульманские армии захватили Египет и, двигаясь по южному побережью Средиземного моря, в 648 г. подошли к Карфагену, жители которого откупились от захватчиков.
Первая смута
К этому времени в арабском лагере уже наметились тенденции к расколу и распаду единого государства. Первоначально это выразилось в династических неурядицах. Уже Абу Бекр передал власть своему преемнику Омару путем завещания, одобренного лишь ближайшими сподвижниками Мухаммеда и членами его семьи, устранив от принятия решения жителей Медины (634 г.).
Когда же сам Омар был убит неким персом в 644 г., то халифом стал Осман. Последний был представителем семьи Омейядов из рода Курайш. К этому же мекканскому роду принадлежал, как мы помним, пророк Мухаммед. Впоследствии курайшиты оказывали ему упорное сопротивление и приняли ислам лишь после ряда военных неудач.
Все эти обстоятельства на фоне наступившего засилья Омейядов давали повод для недовольства и сомнений в законности избрания Османа. Недовольных возглавили родственники Мухаммеда, среди которых выделялся его зять Али. Именно он был объявлен халифом, когда заговорщикам удалось убить Османа, подняв восстание в Медине.
Нового правителя признали далеко не все: на политическом горизонте возникали всё новые и новые претенденты. Некоторых из них поддержала вдова Мухаммеда — Айша.
Собрав своих сторонников, которых называли «шиитами» (от слова «шиа» — группа), Али разгромил «семейную оппозицию» (657 г.). Оставалось покончить с Омейядами, которые объединились вокруг наместника Сирии — Муавии. Победа была уже близка, когда обнаружились разногласия в окружении халифа, который пытался объявить свою власть наследственной.
Многие считали тогда, что халифом может быть избран любой правоверный мусульманин, а родственные связи с семьей пророка — лишь один из аргументов в пользу того или иного кандидата. Сторонники этой точки зрения отделились от лагеря Али и провозгласили, что «нет халифа иначе как по воле Бога и народа». Они стали называться хариджитами, т.е. вышедшими.
Следует заметить, что все описанные разногласия выходили за рамки сунны — священного предания мусульман, содержащего рассказы о жизни пророка Мухаммеда и его суждениях. Именно на сунну опирался предводитель Омейядов Муавия, который и стал следующим халифом. Это случилось, когда Али, почти полностью разгромивший хариджитов, был убит одним из них в 661 г.
С этого времени по 750 г. в Арабском халифате утвердилась династия Омейядов.
Укрепление династии Омейядов
Воцарение Муавии сопровождалось мирным договором, который новый халиф заключил с сыном покойного Али — Хусейном. Это был также компромисс со старым окружением пророка, которое ориентировалось на исконные арабские территории — Медину и Мекку. Оказывая внешнее уважение традиционным центрам, Муавия всё же перенес свою столицу в Дамаск, сделав акцент прежде всего на завоевание новых земель и удержание завоеванного.
Но сразу после его смерти (680 г.) Мекка и Медина выступили в защиту прав Хусейна, которого шииты вновь провозгласили халифом.
В том же году войска Омейядов подавили это движение: армия повстанцев была окружена, сам Хусейн убит, голова его отправлена в Дамаск.
Такая экзекуция не принесла мира: в 682 г. Омейяды были изгнаны из Медины, хариджиты укрепились в Басре, шииты — в Куфе. Все владения в Северной Африке западнее Египта оказались под властью местных племен — берберов. Отпали от Омейядов Ирак во главе с полководцем Абдуллой Ибн Зубейра, Армения и Азербайджан, отвоеванные Византией, земли Средней Азии за Амударьей, где против арабов началось очередное восстание.
Борьбу за воссоединение земель халифата начал Абд аль-Малик (халиф с 685 г.). Уже в 684 г. он разгромил хариджитов, а шиитское движение подавил в 687 г. Обезопасив себя мирным договором с Византией, Абд аль-Малик отправил сирийскую армию на Аравийский полуостров. Земля пророка была брошена под копыта коней. Войска халифа заняли Медину, после чего была осаждена и взята Мекка (692 г.).
Достигнутая таким образом консолидация арабского мира позволила халифату Омейядов, который иногда называют и Дамасским халифатом, резко усилить внешнюю экспансию.
Апогей арабского могущества
Египетские наместники Абд аль-Малика повели войска вдоль побережья Средиземного моря на запад. Здесь, как уже говорилось выше, укрепились кочевые племена берберов. Начатое в 689 г. наступление завершилось к 710 г. выходом к современному Гибралтарскому проливу. Еще несколько лет потребовалось, чтобы ряд десантов в Испанию показал слабость государства вестготов, терзаемого смутами. В числе первых на Пиренейский полуостров высадился (711 г.) отряд численностью до 7 тыс. человек, которым командовал вольноотпущенник Тарик Ибн Зияд. Он одержал победу под Кадиксом, после чего почти без сопротивления занял целый ряд городов, завершавшийся столицей вестготского королевства — Толедо.
Прибывший вслед за Тариком (712 г.) наместник Северной Африки Муса привел с собой восемнадцатитысячную армию, которая вошла в Толедо, двигаясь по другому маршруту. Здесь Муса приказал арестовать удачливого вольноотпущенника и заковать его в цепи, но память о первом завоевателе Испании сохранилась в названии Гибралтар, происходящем от арабского Джебель (Гебель) Тарик, что означает Гора Тарика.
В следующем году, взяв после долгой осады Севилью, Муса почти полностью завладел Пиренейским полуостровом: лишь горная страна басков не покорилась завоевателям. Впрочем, торжествовал мусульманский полководец недолго: в Дамаске он был обвинен халифами Валидом I (705—715 гг.) и Сулейманом (715—717 гг.) в неправильном распределении военной добычи. Уплатив огромный штраф, Муса кончил свои дни частным лицом.
Уже эти события свидетельствуют о глубоком антагонизме между полководцами — наместниками завоеванных территорий — и центральной властью.
Несколько раньше (695 г.) Омейядам удалось восстановить свою власть в Ираке, куда отступили из Аравии силы хариджитов. Развивая успех, войска халифов подчинили Среднюю Азию, где их опорным пунктом стал город Мерв (Мары). Успешным был и поход в Индию: в 711 г. арабы заняли город Мультан — один из крупнейших центров индуизма.
Все эти завоевания сопровождались строительством собственно арабских городов, чьи укрепления должны были обеспечить контроль над покоренными народами.
Экспансии халифата не предвиделось, как казалось, никаких преград, когда его победоносные армии осадили Константинополь (717 г.). Падение города означало для арабов соединение западных владений с восточными и завершение борьбы за мировое господство.
Трудно было сомневаться в успехе этого предприятия: Византия была ослаблена двадцатилетним периодом междоусобиц, когда шесть императоров лишились престола насильственным образом, причем четверо из них погибло от руки палача. Более того: новый император Лев Исавр слыл арабофилом и чуть ли не тайным мусульманином. Именно эти симпатии к исламу сделали его, как считали современники и считают некоторые исследователи, инициатором иконоборческого движения. Халиф Сулейман одним из первых признал не совсем очевидные права Льва на императорский трон.
Новый император не оправдал надежд своих арабских друзей, и против византийской столицы были брошены огромные силы. Часть войск двигалась из Малой Азии, другая была переброшена морем во Фракию и наступала на Константинополь из Европы. Флот, насчитывавший до 1800 кораблей, должен был отрезать город как от Средиземного, так и от Черного морей. Судьба империи висела на волоске, когда Лев Исавр, выждав благоприятное сочетание течения и ветра, направил против вражеской армады свои огнеметные суда. Знаменитый греческий огонь уничтожил большую часть арабского флота. Последовавшая сразу после этого отчаянная попытка взять городские стены с моря была отражена. Не могла не сказаться на положении осадной армии и смерть халифа Сулеймана. Тылы европейской группировки арабов тревожили болгары.
Фатальным для мусульман оказалось решение зимовать под Константинополем. Полная блокада без господства на море оказалась невозможной, и осаждающие терпели лишения еще в большей степени, нежели осажденные. Постоянно тревожимые вылазками и редеющие от болезней в условиях суровой зимы армии халифата понесли огромные невосполнимые потери и могли надеяться лишь на помощь нового флота. Весной 718 г. эти подкрепления действительно прибыли, но вновь потерпели поражение в морском бою. Неудачей закончилась и попытка перебросить осаждающим подкрепление сухим путем.
Обшие потери арабского войска оценивались в 100 тыс. человек. Такая катастрофа всё же не помешала мусульманам вторгнуться на территорию Франции и продержаться там некоторое время, равно как и нанести совместно со среднеазиатскими племенами поражение китайской армии в 751 г. на реке Талас, однако это были уже предсмертные судороги погибающего гиганта.
Гибель Дамасского халифата и династии Омейядов
Изнурительные завоевательные походы, переставшие приносить только победы, но кончавшиеся зачастую и тяжелыми поражениями, вынудили халифов пересмотреть налоговую политику. Легкие изначально подати, обеспечившие арабам поддержку на покоряемых территориях, стали сменяться тяжелым гнетом, не уступавшим поборам, которые имели место в Византии и в державе Сасанидов.
Усиливалась реальная власть эмиров — одновременно военачальников и администраторов в наместничествах, которых к этому времени насчитывалось уже пять.
В первое наместничество входили Иран, Ирак, Восточная Аравия, Хорасан и Средняя Азия, причем два последних региона имели отдельных правителей.
Второе наместничество включало коренные арабские земли: Хиджаз, Йемен и Центральную Аравию.
Восточная часть Малой Азии, Азербайджан и Армения относились к третьему.
Четвертое наместничество объединяло Египет, Ливию и Триполи, а пятое — Западную Африку и Испанию.
Эмиры устанавливали свои порядки, часто еще более поднимая и без того что вело к росту социальной напряженности. Этот процесс накладывался на сепаратистские устремления отдельных регионов и сохранявшиеся религиозные противоречия.
Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные мятежи прокатились по всему халифату. В 728—737 гг. восстали согдийцы в Мавераннахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи), в 734—743 гг. — берберы в Магрибе (Северная Африка) и Испании, в 740 г. — шииты в Куфе, в 744—747 гг. — хариджиты в Месопотамии, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти выступления имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией этой серии явилось восстание в Хорасане, возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую весь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы — дехкане, осевшие в Хорасане арабские племена, множество беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников этих движений и в религиозном отношении: мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска Омейядов были разбиты. Последний халиф Мерван II отступил в Сирию, а затем бежал в Египет, где и был убит.
В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды (потомки дяди пророка Мухаммеда). В 749 г. один из них — Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.
Потомки лишившихся власти Омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат.
Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад, основанный в 762 г.
hrodgar.livejournal.com
§ 16. Арабский халифат | Всемирная история
§ 16. Арабский халифат
Вы узнаете
· О природе и населении Аравийского полуострова.
· Как возник ислам и какую роль он сыграл в жизни арабов?
· Почему арабам удалось покорить большие территории в Азии, Африке и Европе.
· Какой вклад арабской культуры в сокровищницу мировой.
1. Аравийский полуостров и его населения
Большая часть огромного Аравийского полуострова, площадь которого равна четверти Европы, — это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природными условиями областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями, богатой тропической растительностью, высокой плотностью населения, которое издавна жило с полеводства и садоводства. Середина полуострова — Неджд («Плоскогорье») — огромное, засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз («Граница») — пригодна разве для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.
Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов были кочевниками — бедуинами(«Жителями пустыни»), которые разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда, это животное — неразлучный спутник и средство существование кочевых арабов.
Верблюд идеально приспособлен к жизни в пустыне, может несколько дней обходиться без воды. Бедуин питается его молоком и мясом, носит одежду из верблюжьей шерсти. В пустыне нет дерева или любого другого топлива, вместо него бедуины используют верблюжьи помет. Кочевники жили в палатках с верблюжьей войлока; сбрую, седла, обувь изготавливали из шкуры верблюда. Во время странствий верблюды, которых бедуины называли «кораблями пустыни», перевозивших грузы и семейное сокровище. Верблюд правил за деньги, как единица расчетов. Арабы верили и знали: если кончилась вода или караван заблудился в пустыне, надо пустить вперед верблюда, — он найдет воду и путь.
Бедуины жили племенами, Которые делились на роды и семьи. У них существовала знать — шейхи и Саид, Которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии в них не существовало. Из почитаемых были бог войны и плодородия Астар, Богиня луны Син, Богиня-мать Лат. Олицетворениями своих богов арабы считали рукотворных каменных идолов и природные каменные столбы. Случались и немногочисленные сторонники иудаизма и христианства.
Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города — Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки — Каабу(В переводе с арабского «Куб»), в стену которого было вмурованчерный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.
В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Населения полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединение, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.
2. Возникновение ислама и объединение арабов
Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама. Основателем ислама стал Мухаммед(570 — 632 гг.) Это имя означает «вдохновенный», «пророк». В Европе его называли Магометом.
Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова. После смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу — Коран (В переводе с арабского — «чтение»).
Житель Мекки Мухаммед принадлежал к бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджа и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на своей хозяйкой и разбогател. Спустя несколько времени Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммедутверждал, что он — орудие божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Примерно 630 г. он начал проповедовать ислам (в переводе с арабского - »Покорность»). Не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммедаотдавать свое имущество бедным и освобождать рабов. Он был вынужден перебраться в Ятриб — Соперника Мекки. Ятриб, жители которого 622 г. приняли Мухаммеда, Начали называть Мединой — городом пророка. С тех пор, из года Хиджры, как называют его мусульмане (Те, которые исповедуют ислам), ведется отсчет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммедабыстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба, Является наибольшей святыней мусульман. По религиозной легенде, после смерти пророка со своим конем знисся на небо.
Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк его «- главная религиозная формула ислама. Влияние на ислам иудейской и христианской религий выражается в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда. Священный город иудеев и христиан — Иерусалим - признавалось и мусульманами. Для того, чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:
1) верить в существование единого бога — Аллаха;
2) пять раз в день выполнять обязательную молитву;
3) раз в год придерживаться обязательного поста - Рамазана — от рассвета до заката;
4) чтобы освободиться от грехов, тратить пятый часть прибыли на милостыню;
5) один раз за свою жизнь совершить паломничество (Посещение святых мест) в Мекку и Медину.
Храм Кааба. Мекка, современный вид
Мухаммед изложил и «завещание священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а вот язычников призвал уничтожать.
В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлено Богом, и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче.
Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда
1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.
2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.
3. Рай — под стопами матерей.
4. Стыд — от веры.
5. Сухость глаз — признак жестокого сердца.
6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.
7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.
8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.
9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.
10. Приветливость к людям — половина ума.
11. Хорошо спросить — половина знания.
12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.
13. Учитель и ученик — друзья в добром деле.
14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, — святой мученик.
15. Имущество мусульманина — кровь мусульманина.
16. Бедность — порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.
1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммедаего сторонникам?
2. Содержат наставления пророка общечеловеческие идеалы, которым должны следовать люди независимо от их религиозных убеждений? Докажите свою позицию.
После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать вынуждена была подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращение пророка в Мекку, большинство арабских племен признала власть Мухаммеда и приняла ислам.
Вступив в Мекки, Мухаммед направился к главному святилищу — Каабы. Объехав ее на коне семь раз, коснулся посохом в черный камень и сказал: «Истина пришла, пусть исчезнет неправда!» Далее приказал уничтожить почти 300 различных племенных идолов, окружавших Каабу. Мухаммед объявил Каабу главным святилищем всех мусульман. Запретил посещать ее неверующим арабам, евреям и христианам. Каждый мусульманин, как говорил Мухаммед, Должен хотя бы раз в жизни побывать в Каабе. Главным святилищем она была признана том, что по арабским переводам Каабу построил «праотец евреев «Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. Авраам, как и мусульмане, верил в единого бога, которому и посвятил этот храм, а язычники, по мнению Мухаммеда, Впоследствии осквернили святыню.
Теперь Кааба находится в центре мечети аль-Харам («Священной»). Это — кубическая каменное здание высотой в пятиэтажный дом. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на земле.
Так во знаменем ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.
3. Завоевания арабов во времена первых халифов
После смерти пророка между его старыми сторонниками и мединскойзнатью начались споры о преемственности. Ведь дело было не только в том, кто будет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит государство, созданное им. Наконец было решено, что государством будут управлять халифы — «Заместители пророка «. В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифы, правившие в 632 — 661 гг, были близкими друзьями и родственниками Мухаммеда.
Халифы призвали народ отправляться в поход за распространения ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. Значительные захват был осуществлен за правления второго халифа — Омара(634 — 644 гг.) Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья. Сохранилось предание, что после завоевания Египта халиф Омар приказал уничтожить знаменитую Александрийскую библиотеку, сказав: «Все, что соответствует Коране в древних книгах, есть в нем, а то, что не отвечает, не требуется мусульманам «.
Военным успехам арабов способствовали превосходства в военной тактике. Они создалипервоклассную легкую конницу, Что стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стала возможной благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму «священной войне во имя Аллаха «. Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы захватывали прежде имущество богачей, поэтому большинство порабощенных видела в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. Результате завоеваний возникла огромная государство — Арабский халифат.
Уже при первых халифов развернулась борьба за власть в Арабском халифате. Особенно усилилась она за старого и безвольного третьего халифа — Османа(644 — 656 гг) и четвертого халифа — Али(656 — 661 гг.) Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем новой династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.
Арабские завоевание VII—IXст. Образование халифата
4. Омейяды и Аббасиды
Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратившийся в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661 — 750 гг.) За это время арабы значительно увеличили свои владения. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабский название Магриб- «Запад».
В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с 7 тыс. конников переправился через пролив Геркулесовы столбы, названную позже его именем (Гибралтар). Он разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.
Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла. Продвижение ислама в Западную Европы было остановлено. На востоке арабские полководцы продвинулись в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии в г. Инд. Три раза совершали арабы походы на Константинополь, в 717 — 718 гг продержали его год в осаде, однако покорить так и не смогли. Византийский император Лев III Исавр цене чрезвычайного напряжения сил империи сумел остановить захватчиков. Вследствие завоеваний границы халифата Омейядовпротянулись от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство АлександраМакедонского.
В 750 г. Омейядовсбросила иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских властьимущих. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейядов. Он основал новую династию Аббасидов, что правила в750 — 1055 гг. Столицу халифата была перенесена в Багдад в Ирак. Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов «, Порой неслыханной роскоши халифов.
Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. В сумерках парков журчали фонтаны, пели диковинные птицы.
На огромных рынках Багдад можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира - византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые ткани с Китай, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далекие земли. Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф Гарун аль-Рашидстали прототипами героев сказок «Тысячи и одной ночи».
5. Общественный халифата
По первых четырех халифов государством управляла высшее религиозное лицо, которое выбирали из друзей и родственников Мухаммеда. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии - формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, не отвечает ни перед кем за свои поступки, утверждается способом насилия и террора.
Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию — до 160 000 воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам. После смерти вельможи все его имущество переходило в казну халифа, и исключительно от желания и привязанности халифа зависело, получит потомок умершего некоторое наследство.
Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов:
1) харадж — Земельный налог;
2) джизия — Подушные, которые платили немусульмане;
3) зякят — Десятина, которая поступала в распоряжение халифа.
Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — Книги дополнений к Корану. Не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значение Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, Которые признавали Суннуи поддерживали халифа, и шиитов, Которые не признавали Сунныи не поддерживали Омейядов.
Как и все предыдущие империи, созданные результате завоеваний, Арабский халифат обветшал и развалился. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, Халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор как они оказались под властью арабов, не прекращалась их борьба за независимость. Во-вторых, Власть халифов, что погружались в неслыханную роскошь, а управление государством передавали своим приближенным, чем дальше, тем больше ослабевала. Эмиры (Наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, добиться независимости от халифа.
Все это привело к того, что от конца VIII в. к началу XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки,халифат прекратил существование.
Распад Арабского халифата
6. Культура халифата
Российский исследователь А. Гуревич утверждает: «Наибольший вклад арабы сделали в науку и философию, в тому же этот вклад был двоякий. Во-первых, арабы были посредниками между Западом и Дальним Востоком, а также между античностью и Средневековьем «. |
Сутки Арабского халифата обогатила мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: в ней состояли документы, велись переговоры и молились. Кроме того она стала языком науки и культуры всего мусульманского Востока.
Образец арабской каллиграфии
Самый весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицине. Они изучали и переводили арабском труда Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. Европейцы познакомились с трудами Аристотеля за переводами латыни с арабского. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.
Страница арабской рукописной книги
Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.
Арабы первыми стали делать вивисекцию - вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился ИбнСина (980-1037 гг.) известный в Европе под им. именем Авиценна. В главной своей работе — «Канон медицинской науки «- он свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатскихврачей. Этот труд на много веков стала настольной книгой врачей Востока и Мероприятия.
Арабские путешественники (Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и др.) посетили первыми странами, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX — Х вв. Арабским путешественникам был известен значительно больший мир, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, Точные карты и навигационные приборы.
Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.
Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос «Шахнаме » («Книга царей»), в котором описываются деяния персидских шахов.
Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворцехалифов, мавзолеи-гробницы, крепости.
Мавзолей Саманидов. Бухара, Х в.
Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.
Арабы умели красиво организовать свой быт и досуг. Соединив традиции античности, Византии, Персии арабы создали изящную восточную роскошь. Созданные арабскими мастерами предметы роскоши (тончайшие ткани, керамика, стекло, украшения, оружие) были желанными на просторах от Китая до Европы. Большого успеха арабская культура получила в украшении дворцов и разведенные садов. Умели арабы и организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара. Большой популярностью у арабов пользовались бани, которые были не только местом где мылись, но и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.
Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захвачена арабами Испания стала источником, откуда распространялись в европейские страны научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы, Которую они называли «светлым красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств «. Отсюда они привозили в Европу переведены на арабский язык труды ученых древности. В европейских монастырях существовали центры перевода с арабского языка латинским. Так, благодаря арабам, средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов. Кроме того европейцы многое позаимствовали у арабов в быту и повседневной жизни.
Проверьте, как запомнили
- Где находится родина арабов?
- Охарактеризуйте природные условия и население Аравийского полуострова.
- Какими были верования арабов до возникновения ислама?
- Кто считается основателем ислама и почему?
- Где находит главная святыня арабов? Как она называется?
- В каком году произошло объединение арабов под главенством Мухаммеда?
- Как называется священная книга мусульман?
- Куда были направлены военные походы арабов? Какие территории им удалось завоевать.
- За которого халифа были осуществлены крупнейшие завоевания арабов?
- Какие битвы положили конец продвижению арабов в Европу?
- Какое название имело государство арабов?
- Назовите династии правителей арабского государства?
- Когда прекратил свое существование арабский халифат?
- Какими культурными достижениями обогатили мир арабы?
Подумайте и ответьте
- Определите причины появления ислама. Чему учит мусульманская религия? Которые основные положения ислама?
- Почему ислам довольно быстро распространился среди арабских племен?
- Объясните, почему арабские завоевания были осуществлены относительно быстро и с небольшими силами.
- Чем общественный халифата отличается от строя Франкского королевства во времена Хлодвига?
- Что обусловило распад и упадок арабского халифата?
- Благодаря чему арабская культура достигла значительных достижений? Каковы ее истоки?
Выполните задание
- Сравните ислам и христианство. Определите общие и отличительные черты.
- Составьте сравнительную таблицу: «развитие Арабского халифата во времена правления династий Омейядов и Аббасидов «.
- Раскройте содержание понятий и терминов: бедуин, эмир, халифат.
- Подготовьте рассказ о завоевании арабов при первых халифов.
- Определите ключевые моменты истории Арабского халифата.
Для любознательных
Почему именно Аравия стала колыбелью новой мировой религии?
geomap.com.ua
Арабский халифат
Тема : Арабский халифат.Цель: рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов, сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий; развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника; продолжить формирование у учащихся чувства уважения к культуре других народов; религиозной терпимости, толерантности.
Оборудование: учебник И.М.Лихтей «История Средних веков», карта « Арабский халифат в VII-XI веках вв.», компьютерная презентация «Арабский халифат.»
Тип урока: изучения новых знаний
Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы, бедуины, феллахи, Кааба, намаз, закят, шахада, мечеть, минарет.
В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.
Ход урока.
IОрганизационный момент.
IIАктуализация опорных знаний уч-ся
Рассматривание картинок с изображением арабов – как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? Кто такие арабы?
III Мотивация учебной деятельности
Слайд 1.В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство — Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.
Слайд 2. На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.
IV Изучение нового материала
1 . Природа и занятия жителей Аравийского полуострова.
Рассказ учителя
Слайд 3. Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного
Слайд 4. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.
Слайд 5. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляли ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз шёл на топливо, и даже моча при недостатке воды использовалась для умывания.
Верблюд лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова «верблюд» и «красота» происходят от одного корня.
Слайд 6. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Одним из крупнейших – город Мекка.
Итак, – Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения? (учащиеся отвечают на вопрос).+ составление и заполнение схемы
арабы | |
Земледельцы — феллахи | Скотоводы — бедуины |
Запад и юг Аравии – оазисы, прибрежные районы | Остальная территория – пустыня, каменистое плоскогорье |
Выращивали: злаки, сахар, хлопок. Арбузы. Дыни. Маслины. виноград | Разводили: верблюдов,коней,овец |
Разложение родового строя у арабов
Слайд 7. Бедуины жили племенами и родами. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между соплеменниками. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников. Племена росли численно, и им становилось тесно на прежних пастбищах. Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки. Племена начинали воевать между собой. И эти войны длились иногда десятилетиями.
Из-за чего воевали племена?
Из-за лучших пастбищ.
Обычай кровной мести.
Каждое племя поклонялось своим божествам.
Метод «Мозговой штурм» — Что могло прекратить постоянные войны?
Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:
Прекращение вражды племён между собой.
Борьба с внешними врагами.
Упадок торговли.
Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.
Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.
2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед.
Слайд 8.Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда. Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда
Сообщение учащегося о пророке Мухаммеде
Запись в тетрадь – пророк Мухаммед (570-632)
Слайд 9. 610г. — начало проповедей
Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.
Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.
Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка — Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда — мечеть.
Слайд 10. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.
На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.
Слайд 11. -Что способствовало объединению арабов?
-а у нас в Украине есть мусульмане?
Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога — такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед — совершенный человек, и жизнь Его — наилучший пример для подражания.
Основы мусульманского вероучения
Слайд 12. Мысли, пророчества Мухаммеда были записаны в священную книгу мусульман – Коран. Запись в тетради новых слов: Коран
Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги , суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айят», т. е. чудо.
Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран не переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку.
В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за шесть дней. Создав живые существа, Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день– у мусульман это пятница – считается днем отдыха. Сунна — запись высказываний (хадисов) пророка Мухаммед
Слайд 13.Первая из сур Корана – аль Фатиха выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш». – видеофрагмент
Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда
1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.
2. Удовольствие от небольшого — неисчерпаемое богатство.
3. Рай — под стопами матерей.
4. Стыд — от веры.
5. Сухость глаз — признак жестокого сердца.
6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.
7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.
8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.
9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.
10. Приветливость к людям — половина ума.
11. Хорошо спросить — половина знания.
12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.
13. Учитель и ученик — друзья в добром деле.
14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, — святой мученик.
15. Имущество мусульманина — кровь мусульманина.
16. Бедность — порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.
1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммеда?
2. Содержат ли наставления пророка общечеловеческие идеалы, которым должны следовать люди независимо от их религиозных убеждений? Докажите свою позицию.
«Пять столпов» ислама
Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей.
Работа в микрогруппах
Игра « Восстанови предложение» — необходимо восстановит правильный порядок слов в предложения — и записать его.(слова на карточках в разброс)
1)Шахада– верить в существование единого бога – Аллаха и Мухаммеда – пророка его.
***Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Божий». Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения)
2)Намаз – пять раз в день выполнять обязательную молитву; (утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца, и перед сном).
3) Рамазан – раз в год придерживаться обязательного поста — от рассвета до заката; (9 месяц по мусульманскому лунному календарю) течение одного месяца в году.
4)Закят – милостыня и специальный налог в пользу бедных ( 1/5 прибыли)
5)Хадж –один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. (На территории Саудовской Аравии).
Слайд 14 проверка задания
Работа с историческим документом
С. 145 учебника сура 2 из Корана – прочитать и ответить на вопросы.
Джихад – священная война против неверных – еще одна обязанность мусульман
Слайд 15.обычаи и нравы мусульман
3. Арабский халифат.
Рассказ учителя
Слайд 16.После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф — «заместитель пророка». Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.
Слайд 17.Постановка проблемного вопроса — Почему завоевания арабов были успешными?
Работа с историческими документами(прочитать – сделать выводы о причинах военных успехов арабов)
А)отрывок из сочинения Ибн Исхака о начале завоеваний арабов
«Говорят, что Абу Бекр, первый праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммада, решил послать войска в Сирию .Он призвал жителей Мекки и всех арабов Таифа, Нежда, Йемена, Хиджаза отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал им богатую добычу. И поспешили к нему люди, — одни, чтобы заслужить благоволение Аллаха, другие – желая получить земные блага»
Б) Войско арабов в VI—VIII веках состояло из отдельных племенных и родовых отрядов.
Конница в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте — приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб. Для ускорения переброски пехоты обычно использовались верблюды или лошади. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество, командование широко применяло принцип внезапности.
Верблюды использовались не только для ускорения марша пехоты, но и для ведения боя. Для этого всадники на верблюдах вооружались длинными копьями.
Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница. С IX века она начинает делиться на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, палицы, боевые топоры и защитное вооружение — более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками и длинными тонкими дротиками.
Слайд 18. завоевания арабов – видеофрагмент
Задание – запомнить страны, захваченные арабскими завоевателями.
Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.
Слайд 19 битва при Пуатье – решение хронологической задачи- Если у европейцев эта битва произошла в 732г, в каком году у арабов?
Слайд 20. Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов
.Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию — до 160 000 воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам.
Эмиры — Наместники халифов
Слайд 21. В 750 г. К власти пришла династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.
Запись в тетради: 750 — 1258гг.- воцарение династии Аббасидов.
Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.
Распад халифата
Слайд 22. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. – одна из причин распада. А другие?
Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.
4.Культура арабского халифата.
Слайд 23. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка.
В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.
Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.
Слайд 24. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорит арабская пословица. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы — медресе., в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги.
Слайд 25. Развитие научных знаний — просмотр видеофрагмента
Сравните уровень развития науки в Западной Европе и странах халифата?
Слайд 26, 27. Интересно, что до наших дней дошла задача аль-Бируни. С течением времени её содержание несколько изменялось, вот как звучит эта задача сейчас. Предлагаю решить ее вам.
Слайд 28. Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.
Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос «Шахнаме » («Книга царей»), в котором описываются деяния персидских шахов. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».
Слайд 29.Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворце халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.
Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками — переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.
V Закрепление изученного материала
Слайд 31. – графический диктант
-
Большая часть Аравийского полуострова – пустыня. (Да) -
Северные арабы занимались земледелием. (Нет ) -
Основатель ислама – Мухаммед. (Да) -
Священная книга мусульман – Сунна. (Нет) -
«Правоверные» – так называли христиан. (Нет) -
Халифы – «Заместители Пророка». (Да) -
Халиф Гарун ар-Рашид – только герой сказок «Тысяча и одна ночь». (Нет) -
Арабы достигли выдающихся успехов в науке. (Да) -
Арабески – умение красиво писать буквы. (Нет ) -
Минарет – город, в котором родился Мухаммед. (Нет ) -
Мусульмане – люди, исповедующие ислам (Да )
VI Итог урока
Решение проблемного вопроса урока
Можно ли утверждать, что ислам способствовал объединению арабских племен (по методу «Пресс»)
VIIДом. задание –Слайд 32.
§11 (пересказ), письменно : «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман».
flatik.ru