§ 3. Почему важно соблюдать законы. —
1. Опираясь на текст учебника, запиши признаки понятия «закон».Закон — это правила, которые:
1) устанавливает государство;
2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.
2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:
1) упорядочивают жизнь
4) облегчают принятие решения
5) за несоблюдение их возможно наказание
Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.
Изначально, функцию законов исполняли обычаи.
3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.
1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.
4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.
4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?
Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.
5. Проанализируй факты.
а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.
б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.
1) Напиши, что объединяет эти факты.
В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их — идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти — наместником бога на Земле.
2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.
Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.
Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.
6. Прочитай текст и выполни задания.
Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.
Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?
Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.
С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.
В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие — целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона — философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.
С точки зрения того времени противоречия нет.
С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.
7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.
Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.
Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
poobschestvu.ru
Понятие закона и виды законов. Нормативные акты. Теория государства и права
Устройство современного государства невозможно без использования инструментов законотворчества. Путем рассмотрения и принятия законов формируются правила общественных взаимоотношений. При этом нормативные акты, на базе которых регулируется правовая сфера, охватывают множество сфер жизни граждан, обеспечивая порядок в стране. В то же время рассмотрение законодательной платформы невозможно без ориентации на конституцию. Она не только обеспечивает понятие основных прав и обязанностей граждан, но и отражает оптимальный баланс в расстановке политических сил. В немалой степени регулятором этого баланса является и закон. Понятие, признаки, виды и характеристики законов помогут глубже выяснить их природу и практические функции.
Понятие закона
Формально законом является правовой документ, в котором отражаются правила регулирования наиболее значимых общественных отношений. Другими словами, это правовая основа государства. Важность законов понимали правители еще в древние времена. Другое дело, что форма и содержание стародавних законов сильно отличались от современных нормативных документов. Как правило, установленные нормы служили в некотором роде систематизированной переработкой сложившихся обычаев. Для того чтобы можно было точнее определить понятие закона и виды законов, стоит обратиться и к периоду буржуазно-демократических реформаций. Ведь именно тогда были утверждены принципы сосредоточения права на законодательную деятельность в руках парламента, представляющего народ.
В наше время закон следует рассматривать как наивысшую форму народного волеизъявления. С его помощью власть государства определяет и утверждает основы правового регулирования. Вместе с этим нормативные акты могут выступать в качестве средства дополнения существующей законодательной базы. Но важно понимать, что законы государства не зависят от других органов власти кроме высшей законодательной ветви. Но это не значит, что законы не могут отменяться или редактироваться. В таком случае неизбежно следуют и изменения в актах, которые прежде утверждались с учетом содержания корректируемого закона. Главным образом это относится к подзаконным актам, поддерживающим исполнение закона.
Признаки законов
По мере формирования законодательной системы нормативные документы имели разные характеристики. На сегодняшний день актуальны следующие признаки, отличающие закон РФ:
- Принимается закон только уполномоченным органом власти, то есть законодательным. Но это не значит, что данным правом наделены исключительно представители власти на федеральном уровне. Разрабатывать и утверждать проекты законов может Государственная дума, республиканские органы, городские представительные органы и т. д.
- Закон предназначен для регулирования наиболее существенных общественных отношений. В частности, с помощью этого документа могут закрепляться основы политической и экономической систем, основные права граждан, а также компетенция федеральной власти и представителей местного самоуправления.
- Одной из важнейших характеристик закона также является его общеобязательность. Правда, существуют документы, которые касаются определенных групп людей – например, служащих в той или иной сфере. Так, закон о полиции от 2011 года расширил полномочия сотрудников органов правопорядка. Но это касается только представителей полиции.
- Принятие закона происходит в специальном процессуальном порядке, который имеет особый регламент. В частности, процедура определяется конституционными актами.
- Закон обеспечен высшей юридической силой. Это означает, что все подзаконные акты имеют по отношению к нему второстепенное значение и не должны вступать в противоречия.
Разновидности законов
Основные классификации нормативных актов происходят из значимости, которую несет для правовой системы тот или иной закон. Понятие, признаки, виды и особенности принятия документа – все эти факторы влияют на то, в какую группу войдет закон. На данный момент российская система законодательства предполагает разделение на следующие виды: конституционные, федеральные и законы субъектов РФ.
В первую категорию входят законы, утверждаемые по наиболее значимым вопросам, связанным с Конституцией. К таким, в частности, можно отнести законы о референдуме, о символике государства, о судебной системе, о военном положении и т. д.
Те акты, которые принимаются на основе и для исполнения Конституции, являются федеральными. С их помощью власть регулирует различные аспекты общественных взаимоотношений, затрагивая политические, социальные и экономические направления. Например, тот же закон о полиции можно отнести к этой группе. В то же время и федеральные документы законотворчества имеют свое разделение – в частности, существуют обыкновенные и кодифицированные правовые материалы.
Законы, которые принимаются субъектами РФ, можно называть низшим звеном в законотворческой деятельности государства, что, впрочем, не умоляет их значимость. К особенностям таких документов можно отнести то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и работают исключительно в пределах своего субъекта. Это могут быть Конституции республик, краевые и областные уставы.
Другие классификации законов
Кроме описанной классификации, существует и много других критериев разделения законов. Наиболее существенны принципы систематизации по содержанию и сроку действия. В этом контексте понятие закона и виды законов особенно тесно связаны. Если говорить о смысловой наполненности акта, то выделяются общие и специальные документы. В первом случае предполагается, что закон будет действовать на всех граждан. Специальные нормативные документы работают только в отношении отдельных классов и групп.
Также законы могут иметь разный период действия. Различают постоянные и исключительные законодательные документы. Если с первой категорией ситуация очевидна, то вторая требует разъяснения. Обычно в нее входят законы Российской Федерации, действие которых рассчитано на определенный период, что обусловлено временным чрезвычайным положением. Такие обстоятельства могут быть вызваны, к примеру, экологическими, природными, социальными и другими факторами.
Есть и другие классификации законов, которые основываются на предмете регулирования, сферах действия, объему регулирования и направленности по сферам. К примеру, предметом регулирования может быть конституционная база, административное или уголовное право. Направленность также бывает разной, поскольку законы могут затрагивать и социальные вопросы, и нюансы формирования бюджета, и средства разрешения экономических проблем в более широком понимании.
Конституция как основной закон
С точки зрения законодательства Конституция является первостепенным документом, определяющим всю правовую систему. На этом же своде нормативов основаны принципы формирования всей юридической базы для правотворческой деятельности. Наиболее близкой к ней по духу категорией законов является конституционная. Такие акты не просто разрабатываются как продолжение Конституции, но и развивают, а также конкретизируют ее содержание.
Кодификационные законы также являются важным инструментом для регуляции общественных отношений с непосредственным ориентиром на Конституцию. В данном случае понятие закона и виды законов стоит рассматривать в качестве нормативных основ в отдельных институтах законотворчества. Кодификационные законы направлены на регулирование значительной и весьма обширной сферы отношений, среди которых трудовые, имущественные и т. д. В то же время могут быть разные формы выражения таких законов. Одной из них является акт федерального законодательства, который содержит принципиальные, общие правила относительно совместного ведения государства. То есть, таким кодексом может определяться направление развития Федерации с субъектами.
В устройстве правовой сферы государства Конституция может рассматриваться не только как основной закон, дающий начало для формирования юридической базы. С ее помощью происходит организация власти, закрепляется конституционный строй, реализуется федеративное устройство, а также система и полномочия органов управления. Помимо этого, Конституция определяет, какой будет избирательная система и основы правосудия.
Кто и как принимает законы?
Для начала стоит сказать, что сама процедура принятия законов регулируется регламентом, который, в свою очередь, разрабатывается на базе Конституции. Законы на федеральном уровне принимаются Госдумой, а затем следует их одобрение в Совете Федерации. В обоих случаях принятие реализуется путем голосования – то есть, по наибольшему количеству голосов, одобряющих конкретный законопроект. Если же в СФ отклонили документ, то его можно принять повторно при условии, что наберется две трети голосов. Когда проекты законов одобряет и Совет Федерации, в течение 5 дней его направляют для подписи Президентом. В свою очередь, глава государства может подписать принятие закона в течение двух недель.
Далее принятый закон обнародуется посредством официальной публикации. Площадкой для размещения информации о документе могут выступать государственные СМИ или официальный интернет-сайт парламента. Через 10 дней с момента выхода материала в свет закон вступает в силу. Однако, президент может и не подписать закон, используя право вето. Тогда утверждение может быть обеспечено путем преодоления двух третей голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятым законом является документ, имеющий номер регистрации и буквенный индекс. Например, действует маркировка Ф3 в случае обычных законов, а если речь идет о конституционных документах, то присваивается обозначение в формате ФКЗ. Также в название законов входит дата их принятия.
Действие закона
Юристы рассматривают действие законодательных проектов с точки зрения времени, пространства и лиц, на которые он ориентируется. Так, время действия закона ограничивается точками от момента его вступления в силу и до отмены. При этом действие его может быть приостановлено другим законом. Срок, в течение которого работает закон, может быть определен изначально. Но чаще всего прекращение его работы связано либо с заменой улучшенной версией или отменой через судебный орган. Надо также сказать, что нарушение закона может иметь место только в случае, если оно было выявлено в период действия документа.
По общим положениям, действие законотворческого документа в пространстве охватывает всю территорию государства, в том числе его субъекты, внутренние воды и территориальные моря, а также воздушное пространство. Также действие законов распространяется на дипломатические представительства, воинские части, транспортные средства, приписанные к государственным портам и т. д. Но могут быть и ограничения по действию закона в пространстве. Подобные нюансы также определяются с помощью законотворческого инструментария.
Распространение на круг лиц в соответствии с общими положениями также определяется границами распространения суверенитета государства и его юрисдикции. Это значит, что применение закона касается не только непосредственных граждан государства, но и лиц, которые находятся на его территории в статусе мигрантов. Но есть и масса всевозможных исключений по действию законов на разные группы лиц. К примеру, существуют документы, которые касаются только служащих определенной категории.
Примеры законов РФ
Как уже говорилось, законы могут охватывать самые разные сферы устройства государства, социальной и общественной жизни. Среди наиболее значимых документов последних лет стал закон об образовании, который был принят в 2013 году. В соответствии с ним каждый гражданин по-прежнему имеет право на бесплатное образование, мониторинг вузов должен производиться ежегодно, а в самом процессе обучения делается больший акцент на индивидуальный подход к учащимся.
Остаются актуальными и многие законы, которые были приняты еще в начале 1990-х. Таким является и закон о защите прав потребителей от 1992 года. Он регулирует отношения между производителями, поставщиками, реализаторами, потребителями товаров и другими участниками рыночных отношений. Впрочем, за последние годы было внесено немало поправок данного закона, но основа его остается прежней.
Изменениям подвергся и относительно новый закон о рекламе, который был принят в 2006 году. Так, редакции закона от 2014 года авторы определили целый ряд ограничений для рекламодателей. В частности, был введен запрет на услуги по прерыванию беременности, а сам перечень товаров, на которые прежде распространялся данный закон, был расширен средствами диагностики, профилактики, реабилитации и методами народной медицины.
Подзаконные акты
Каждый закон может дополняться специальными актами. Среди признаков таких документов можно выделить соответствие закону и направленность на регулирование аспектов общественных отношений. К примеру, на сегодняшний день упомянутый закон о защите прав потребителей имеет 20 подзаконных актов, действие которых ориентировано на исполнение основного документа.
Принятие подзаконных актов также осуществляется органами власти в границах их компетенции и обязательно на основе законодательной базы. При этом существует несколько разновидностей нормативных актов, которые можно отнести к категории подзаконных. Это, в частности, указы, которые подписывает сам президент. Также это могут быть постановления, принимаемые палатами ФС.
Разработкой актов могут заниматься ведомства, министерства и другие органы власти, которые выпускают инструкции, приказы и положения. Стоит отметить и акты от муниципальных органов. Они также действуют в соответствии с законами и распространяются только на границы определенного муниципального образования. Важно понимать, что правовой акт не влияет на положение закона, а только повышает эффективность его исполнения. В то же время его нельзя отнести к редакции закона.
Заключение
На сегодняшний день в России действует слаженная система законодательного производства, которая представляет собой иерархическую структуру, включающую непосредственно законы, нормативные акты, кодексы и т. д. Соответственно, понятие закона и виды законов в данном случае следует рассматривать как важные аспекты в теории государства и права. Важнейшую роль в структуре правовой системы играет Конституция, исходя из основ которой уполномоченный орган принимает законы.
В свою очередь, закон имеет наивысшую юридическую силу, но не противоречит Конституции. С учетом значимости каждого акта законотворчества, была разработана специальная процессуальная норма для принятия законов. Эту процедуру также определяет Конституция, основами которой руководствуется законодательный орган. Порядок приема включает несколько этапов, прохождение каждого из которых обеспечивает его окончательное утверждение и вступление в силу. Изначально разработкой законопроектов занимается Государственная дума, а затем рассмотрение готового материала переходит в Совет Федерации. На финальном этапе законы Российской Федерации одобряет президент. После этого следует публикация документа.
Предметом для законотворчества могут выступать самые разные направления общественной жизни – от организации политической системы до установки социальных льгот. Общие законы обычно охватывают все слои населения и распространяются по всей территории государства, но бывают и исключения. К примеру, закон о воинской обязанности распространяется только на лица мужского пола.
Уже отмечалось, что закон РФ наделен высшей правовой силой. Но в этой связи надо сказать о международных договорах, которые в правовой иерархии могут стоять выше, чем законодательство России. Конечно, это касается только тех соглашений, которые были подписаны уполномоченными представителями государства. Обычно процедура подписания дополняется и ратификацией документа, но это требуется не всегда. Надо отметить, что верховенство международного договора над законами закреплено в Конституции РФ.
fb.ru
testi tgp po variantam
Вариант 10.
Тестовая часть.
1. Разновидность политического режима, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом при минимальном участии народа
авторитарный
2. Система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, называется
механизмом государства
3. По форме реализации государственной деятельности органы государства делятся на:
законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные
4. По иерархии государственные органы подразделяются
на федеральные, республиканские, местные
5. Элементами формы государства выступают: 1. государственный режим; 2. правоотношение; 3. форма правления; 4. государственный аппарат; 5.форма государственного устройства
1,3, 5
6. Государство по форме государственного устройства может быть:
унитарное, федеративное, конфедеративное;
7. Какую ответственность несут государственные служащие за виновное нарушение служебной дисциплины?
административную;
8. Что такое государственная служба?
работа в государственном аппарате в целях выполнения задач и функций государства;
9. Какие признаки правового государства выделяет юридическая наука?
верховенство и прямое действие конституционного закона; единство прав и обязанностей граждан и их правовая защита;
10. Как должны взаимодействовать три ветви власти в соответствии с теорией разделения власти?
они должны взаимодействовать между собой не подменяя друг друга;
11. Какие формы (источники) права наиболее распространены в законодательстве нашего государства?
нормативно-правовой акт;
12. Какой закон является основным в государстве?
Конституция;
13. Что такое юридические факты?
конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
14. Что такое юридический акт?
действия, которые направлены на достижение определённых юридических последствий;
15. Что такое законность?
это точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми участниками общественных отношений;
Вариант 9.
Тестовая часть.
1) Назовите признак республики — зависимость от избирателей.
2) Совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации означает — тип государства.
3) Простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладающие признаками государственного суверенитета, называется — унитарным государством.
4) Сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладающие в определенной мере государственным суверенитетом, называется — федеративным государством.
5) Самый динамичный элемент формы государства — политический (государственный) режим.
6) В какой правовой системе современности основным источником выступают нормативные правовые акты — в романо-германской.
7) Назовите важнейший признак социальной нормы — они носят общий и общеобязательный характер.
8) Какой из названных элементов не входит в систему права? — нормативно-правовой акт.
9) Способность своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности относятся к – дееспособности.
10) Аналогия права это есть — способ преодоления пробела в праве.
11) На какие компетенции разграничивается механизм государственной власти? — законодательная власть, исполнительная и судебная.
12) Какие формы осуществления государственной власти относятся к организационным (неправовым)? — инспектирование, разъяснение.
13) Чем дуалистическая монархия отличается от парламентской? — в первой формально ограничена законодательная власть монарха, во второй вся власть монарха ограничена.
14) Чем отличается тоталитарный политический режим от демократического? — тоталитаризм – это монопольный контроль над всеми сферами общественной жизни, демократия – политическое господство свободно формируемых партий и наличие политических свобод.
15) Что такое субъективная сторона правонарушения? — психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению, а также цель и мотивы поведения.
Вариант 7.
Тестовая часть.
1) Под государственным аппаратом понимается — вся система органов государства и должностных лиц.
2) Центральным элементом политической системы общества являются – государство.
3) Понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся следующим образом — государственный аппарат является составной частью механизма государства.
4) Система органов государства и учреждений, обеспечивающих реализацию внутренних и внешних функций государства — механизм государства.
5) Обособленная часть государственного аппарата, в рамках своей компетенции выполняющая функции государства, привлекая в своей деятельности организационно-материальные и принудительные средства государства, называется — государственным органом.
6) Что такое форма государственного устройства? — это совокупность способов устройства государственной власти применительно к его территории.
7) Какой существует вид республики как формы правления? — президентская республика.
8) Какая из характеристик не относится к форме государственного (политического) режима? — ограниченная монархия.
9) Какие существуют виды монархий как формы правления? — конституционная монархия.
10) Какое утверждение Вам представляется наиболее точным? — государство и право возникают одновременно.
11) Назовите важнейший признак права – общеобязательность.
12) В чём заключается ценность права? — способность удовлетворять потребность субъекта.
13) Назовите важнейший общеправовой принцип – демократизм.
14) Что не входит в состав источников (форм) права? — корпоративная норма.
15) Если срок вступления в силу закона не указан, он вступает в действие по истечении — 10 дней.
Вариант 8.
Тестовая часть.
1. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач называются
функциями государства
2. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и составными территориальными единицами
форма государственного устройства
3. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти
политический (государственный) режим
4. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением
форма правления
5.Назовите признак монархии
бессрочность власти
6.Какая из теорий объясняет причины и условия образования государства?
патриархальная теория;
7. Назовите признак нормы права:
она формально определена;
8.Какая часть (элемент) нормы содержит собственно правило поведения?
диспозиция;
9.Назовите признак системы права:
состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей;
10. Какая отрасль права входит в состав публичного права:
административное право;
11.Важнейший признак отрасли права?
регулирует качественно однородные общественные отношения.
12.Назовите вид систематизации законодательства:
кодификация;
13.Назовите признак правовых отношений:
они носят волевой характер
14. Какая из форм реализации права представляется наиболее творческой и организующей:
применение.
15. В состав правонарушения входят элементы:
субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона;
Вариант 5.
Тестовая часть.
1) Под понятием государства понимается — организация политической власти, система институтов власти.
2) Гражданское общество – это — общество индивидов с неотчуждаемыми правами.
3) Определение, соответствующее понятию «унитарного государства» — государство, состоящее из единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства, в них назначаются управители, которые формируют местные органы управления.
4) Один из признаков государства — взимание налогов и пошлин.
5) Современные формы правления — монархия и республика.
6) Какие три основные формы возникновения государства выделяет данная теория? — афинская, римская и древнегерманская.
7) Чем характеризуется афинская форма возникновения государства? — государство возникает из классовых противоречий внутри государства.
8) Что такое «политическая система» общества? — совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни общества.
9) Какое место в политической системе общества занимает государство? — государство – это основа политической системы общества, так как ему принадлежит решающая роль в формировании политики.
10) Какие Вы знаете признаки, отличающие государство от первобытного общества? — наличие публичной власти; наличие аппарата принуждения; разделение населения по территориальным единицам; займы и налоги, наличие системы правовых норм.
11) Какое из нижеперечисленных определений наиболее точно отражает сущность и содержание ТГП как науки? — это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
12) Укажите Ваш вариант ответа на вопрос: когда возникает государство? — государство возникает в результате разложения первобытного общества на антагонистические классы.
13) Кто из перечисленных мыслителей являлся сторонником теории насилия? — Каутский.
14) В чём заключается сущность государства? — в организации политической власти.
15) Какова роль государства в обеспечении права? — право находится в подчинённом отношении к государству, т.к. является совокупностью норм, издаваемых государством.
Вариант 6.
Тестовая часть.
1. Совокупность методов и способов осуществления государственной власти означает
государственно-правовой режим
2. Организация верховной власти, порядок образования органов государства и их взаимоотношений между собой
форма правления
3. По форме государственного устройства выделяют следующие виды государств
унитарные и федеративные
4. Основание, по которому функции государства подразделяются на внутренние и внешние
пространство действия
5.Сложное монархическое государство, созданное насильственным путем:
империя
6. Какое из названных государств не относится к историческому типу государств (с точки зрения формационного подхода)?
правовое государство;
7. Что такое форма правления государства?
это способы организации верховной власти в государстве;
8. Назовите важнейший признак республиканской формы правления.
осуществление государственной власти от имени народа;
9. Какой мыслитель считается автором теории разделения властей?
Ш. Монтескье
10. Назовите важнейший признак государственного органа:
формируется по воле государства и от его имени осуществляет его функции;
11. Назовите важнейший признак нормативно-правового акта:
исходит от компетентных правотворческих органов;
12. Кто из перечисленных мыслителей является сторонником теории договорного государства?
Ж.-Ж. Руссо;
13. Какая функция не относится к внутренним?
обороны;
14. Какие из названных форм не относятся к формам осуществления функций государства?
информационная.
15. Какие общие черты имеют рабовладельческие государства?
они основаны на государственной собственности на землю;
Вариант 4.
Тестовая часть.
1. К признакам государства относится наличие.
развитой инфраструктуры
2. Форма государственного устройства, при которой государства полностью сохраняют свою независимость (суверенитет), имеют специальные органы для координации действий (военных, внешнеполитических):
конфедерация
3. Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы (земли) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица:
федерация
4. Тип политического режима, при котором полностью подавляются права человека и устанавливается полный контроль над обществом
тоталитарный
5. Организации, не входящие в государственный аппарат:
политические партии
6. Кодификация права – это:
1) обработка законов с целью создания сборника законов, проникнутого внутренним единством, исходящим из некоторых общих принципов;
7. Какой из приёмов толкования закона заключается в установлении содержания правовой нормы путём анализа её выражения в тексте закона:
1) грамматическое;
8. Какой вид правомерного поведения определяется как намеренное уклонение от пользования своими субъективными правами, своеобразное юридическое самоограничение:
1) Пассивное правомерное поведение;
9. Что является предметом изучения теории государства и права как науки?
1) предметом изучения государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
10. Какое место занимает теория государства и права в системе общественных и юридических наук?
1) теория государства и права является методологической базой отраслевых юридических наук;
11. Какими методами познания изучаются «государство» и «право»?
1) сравнительно-правовой; конкретно-социологический; формально-юридический;
12. Значение методологии в познании государства и права?
1) правильный выбор метода изучения науки позволяет установить научную истину;
13. Инкорпорация права — это:
1) обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке;
14. На чём основывается марксистская теория о возникновении государства?
1) государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое приводит к социальным изменениям общества, делению на классы, возникновению антагонистических противоречий;
15. Как возникает право согласно указанной теории?
1) право возникает как регулятор общественных отношений на смену обычаям и вводит в ранг «закона» появившееся экономическое и социальное равенство;
Вариант 3.
Тестовая часть.
1) Автором теории разделения властей являются – Локк.
2) Назовите одну из регулятивных функций государства — экономическая функция.
3) Понятие формы правления – организация и устройство государственной власти.
4) Укажите признак государства — наличие законов.
5) Понятие государства означает — политическую организацию общества, располагающую специальным аппаратом принуждения.
6) Укажите, по какому признаку организуется население в государстве — по территориальному признаку.
7) Какая из школ права выступала противовесом естественно-договорной теории права и связывала право с более глубокими этнокультурными пластами, с самоорганизационной природой права — историческая школа.
8) Кодекс – это — это кодифицированный закон, который на основе общих принципов права объединяет правовые нормы, регулирующие какую-либо отдельную сферу общественных отношений в определенной отрасли.
9) Структура правосознания — правовая психология и идеология.
10) Сущность какого понятия раскрывает следующее определение: «… — это требование неуклонного соблюдения правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами и общественными организациями» — законность.
11) К какому виду социальных норм подходит следующее определение: «… — это исторически сложившиеся и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку естественные правила поведения людей» — нормы-обычаи.
12) Назовите представителей психологической школы права — Л. Петражицкий.
13) Какой орган государства, согласно Конституции РФ, обладает полномочиями рассмотрения законопроекта — Федеральное собрание.
14) Какой из видов толкования закона даётся специально уполномоченными на то органами государственной власти и является обязательным при всяком применении закона к предусмотренным им случаям – легальное.
15) К какой из школ права подходит определение понятия «право», сформулированное Л. Петражицкий: «Мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем понимать те этические переживания, эмоции, которые имеют атрибутивный характер» — психологическая школа.
Вариант 1.
Тестовая часть.
1) Предмет «Теория государства и права» изучает — наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
2) Общая теория государства и права выполняет следующие функции — методологическую, практически-организаторскую.
3) Соотношение предмета и метода теории государства и права связано с тем, что — предмет определяет методы исследования.
4) В раннеклассовых государствах были сформированы три центра управления — городская община, дворец и храм.
5) Нормы поведения в доклассовом обществе – это прежде всего – мононормы.
6) Представители какой теории считают, что государство произошло от права собственности на землю? – патримониальной.
7) Укажите внутренние функции государства — функция налогообложения и сбора налогов.
8) Форма правления является одной из составляющих — формы государства.
9) Механизм государства составляют — государственные органы.
10) Представителем какого учения о праве был Г. Кельзен? — нормативистская теория права.
11) Кто из перечисленных ниже юристов являются представителями нормативистской школы права? — Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов.
12) Виды функций права – охранительная.
13) Что, по мнению римских юристов, являлось основным источником права? — закон и обычай.
14) Сущность какого из нижеперечисленных понятий раскрывает следующее определение: «… — это комплексный нормативно-правовой акт, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной и политической жизни» — декларация.
15) Какие из ниже перечисленных признаков не характеризуют нормы права – гуманизм.
Вариант 2.
Тестовая часть.
По своему предмету теория государства и права составляет цикл
общетеоретических и исторических юридических наук
Мононормы являются правилами
первобытного общества
Назовите представителей договорной теории происхождения государства
Гоббс, Локк, Руссо
Основой типологии государства в рамках цивилизационного подхода являются
социокультурные факторы
Форма правления является основным элементом
формы государства
6. К каким видам санкций относятся штраф и лишение свободы:
карательные;
7. Какой из перечисленных элементов не входит в понятие формы государства?
форма возникновения государства;
8. Какое из перечисленных ниже понятий удовлетворяет следующему определению: … — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, отношения их между собой и с населением?
форма правления;
9. Какой критерий служит для деления права на отрасли?
предмет и метод правового регулирования;
10. Какому субъекту, на Ваш взгляд, принадлежит международно-правовой суверенитет в федеративном государстве?
федеральному центру;
11. Укажите внутренние функции государства:
функция налогообложения и сбора налогов;
12. Выберите элементы, не входящие в состав социально-экономической группы прав и свобод личности:
право на семейную тайну;
13. Среди приведённых ниже тезисов выберите наиболее подходящий к понятию «федерация»:
форма государственного устройства, представляющая собой сложное государство, части которого обладают определённой юридической самостоятельностью;
14. Укажите элементы, не относящиеся к общим гарантиям правового статуса личности:
силовые;
15. Что такое государство?
это аппарат осуществления публичной власти;
studfiles.net
Ответы@Mail.Ru: Обществознание, право. Документ.
Ребят, очень срочно нужно, и как можно быстрее…Законы призваны утвердить, сделать незыблемыми на нынешнее время и на будущее определенные порядки, принципы, нормы и в этом отношении быть регулятором, стабилизирующей силой в обществе. И если подобного консерватизма в обществе нет, то мир обречен на гибель. А вот при торжестве юстиции, а значит, права и правосудия мир как раз не погибнет. Для того чтобы выполнять функции регулятора, стабилизирующей силы, законы обладают рядом особенностей. Важнейшие среди них три. Три, назовем их так, «кита».
Первый «кит» – нормативность. Это слово означает, что законы устанавливают нормы – общие правила, обязательные для каждого, одинаковые для всех. Показательно, что в древнегреческой философии слово «dico» одновременно означало и норму, и изначальные, повторяющиеся начала мироздания, его кругооборот. Любопытно, что и древнерусское «кон», от которого произошло слово «закон», означало и общее правило, и закономерности – первоосновы жизни людей. Это нужно для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся случаях жизни. /…/ Тут есть и некий демократический потенциал, момент справедливости: не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковы для всех! /…/
Второй «кит» – строгая определенность, четкая фиксированность содержания законов в письменных документах (которые так и называются – «законы» или «указы», «постановления» и т. д.). Достойно внимания, как тесно переплелись два явления культуры – законы и письменность.
И, наконец, третий «кит» – государственная обеспеченность и отсюда – высокая надежность юридических норм, закрепленных законом. Законы позволяют, по словам знаменитого философа Иммануила Канта, определять «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено». Закон, благодаря государственной обеспеченности является значительной силой в обществе, создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе. И этим грешат не только реакционные режимы, но и люди, преследующие утопические, несбыточные задачи. /…/ Так появляются мертвые, неработающие законы, происходит дискредитация, обесценивание права в глазах людей. (С. С. Алексеев)
Вопросы:
1)Автор пишет о том, что государственная обеспеченность «создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе». Опираясь на знания обществоведческого курса, привлекая исторические примеры и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих это суждение.
2)Какое условие, по мнению автора, способствует высокой надежности юридических норм, закрепленных законом? Приведите два примера, раскрывающих смысл названного автором условия.
3)Автор утверждает, что законы являются стабилизирующей силой в обществе. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые три фактора, позволяющие закону быть стабилизирующей силой в обществе, и каждый из них поясните.
otvet.mail.ru
Олимпиадные задания по обществознанию для 8 класса
1. По какому принципу созданы ряды? Что является лишним?
а) право, этикет, мораль, традиции, знаки дорожного движения, сетикет, обычай.
б) прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, Интерпол, таможня, милиция.
2. Ответьте «да» или «нет».
а) Человек по своей природе существо биосоциальное.
б) Под общением понимают только обмен информацией.
в) Каждый человек индивидуален.
г) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.
д) Каждый человек рождается личностью.
3. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу.
3.1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?
а) соблюдать законы
б) защищать Отечество
в) платить налоги
г) сохранять природу
д) состоять в рядах какой-либо политической партии
е) получить два высших образования.
3.2. Какие из перечисленных ниже ситуаций относятся к деловым межличностным отношениям.
а) знакомство с соседом по квартире
б) представление нового сотрудника коллегам
в) назначение встречи по телефону подчинённому
г) беседа по телефону с приятелем
д) совместное выполнение трудовых обязанностей.
3.3. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?
а) покупка телевизора в магазине
б) покупка и продажа акций на фондовой бирже
в) коллекционирование марок и значков
г) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых
д) выращивание овощей на приусадебном участке и их реализация
е) посредничество при найме жилья.
3.4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.
а) К. присвоили звание « Заслуженный учитель РФ»
б) друзья похвалили С. За подготовленный праздник
в) В. получил на заводе премию за своё изобретение
г) выступление учеников 8 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
д) заметка в стенгазете получила одобрение коллег
е) Л. получил степень доктора физико-математических наук.
4. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право.
Основные группы прав и свобод | Права и свободы |
_______________________________________ _______________________________________ | ___________________________________________ ___________________________________________ |
5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу.
5.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
5.2. С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.
5.3. Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» — одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.
5.4. Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе.
5.5. Человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием и стараться оценивать свои поступки с точки зрения норм, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
6. Решите правовую задачу.
16-летний Н. и 20-летний Г., причисляющие себя к организации скинхэдов, совершили нападение на иностранного студента Р. В результате гражданин ЮАР скончался от причиненных ему побоев. Назовите основные элементы состава данного преступления и приведите пример из текста задачи к каждому названному элементу.
7. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны N.»
Оцените правильность выводов, сделанных на основании данных диаграммы (напишите в соответствующей графе «ДА», если вывод правилен, и «НЕТ», если вывод неверен).
Выводы | ДА/НЕТ | |
1. | в 90-е годы XX в. в бюджете страны N. наименьшую долю составляли налоговые доходы | |
2. |
| |
3. |
| |
4. |
| |
5. | Сумма доходов государства N во второй половине ХХ века выросла |
8. Составьте из предложенных слов определения известных вам терминов. Слова можно изменять по падежам, добавлять предлоги. На основе полученного определения узнайте термин и назовите его. (20 баллов)
8.1. Только, форма, основное, человек, содержание, взаимодействие, преобразование, люди, присущая, окружающий мир, основное, является, мир, интересы.
8.2. Единое, усиление, люди, процесс, народы, человечество, связи, становления, государства,взаимозависимости.
8.3. Государство, законы, обладающий, сила, отношение, высшая, закон, юридическая, все остальные.
8.4. Предыдущие, культура, знание, накопленные, человеческое, ценности, поколения, процесс, общество, приобщение, мир.
9. Решите логическую задачу.
Джонс, Смит и Браун подозреваются в преступлении. Виновен только один из них. Джонс сказал: «Это преступление совершил я». Смит сказал: «Это сделал Браун». Браун сказал: «Я не виновен». Только один из них солгал. Определите, кто на самом деле виновен. Обоснуйте свой ответ.
10. Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке.
1. Познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль, понятие, идея.
2. Любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.
3. Вооружение народа для защиты от врагов.
4. Система взглядов, признающих высшей ценностью человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
5. Наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
6. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
7. Нужда человека в чем-либо, что необходимо для его существования.
8. Внутренний контролер мыслей и поведения человека.
Ответы:
1. а) знаки дорожного движения, остальное – виды социальных нормы
б) лишнее – Интерпол, остальное – правоохранительные органы РФ
2.
а | б | в | г | д |
да | нет | да | нет | нет |
3.
3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 |
АБВГ | БВД | БДЕ | БГД |
4.
Основные группы прав и свобод | Права и свободы |
Личные права | Право на жизнь (7), право на свободу совести (6), право на благоприятную окружающую среду (9) |
Политические права и свободы | Право на собрания и манифестации (2), право на свободу слова (4) |
Социально-экономические права | Право на образование (1), право на отдых (5), право на труд (3), Право на доступ к культурным ценностям (8) |
5.
5.1. | творчество |
5.2. | протекционизм |
5.3. | конфликт |
5.4. | самооценка |
5.5. | мораль |
6. Субъекты преступления – 16-летний Н. и 20-летний Г.
Объект преступления – право на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность гражданина ЮАР.
Объективная сторона – соучастие, нанесение побоев, вызвавших смерть потерпевшего.
Субъективная сторона – мотив – расовая ненависть, вина в форме прямого умысла.
7.
7.1 | нет |
7.2 | да |
7.3 | нет |
7.4 | да |
7.5 | да |
8. 8.1. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основным содержанием которой является преобразование мира в интересах людей – деятельность.
8.2. Процесс становления единого человечества, усиление связей и взаимозависимости людей, народов, государств – глобализация.
8.3. Закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства, — конституция.
8.4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, — образование.
9. Логическая задача.
Ответ: виновен Джонс
Обоснование (анализ логических отношений между суждениями)
1. Утверждения Смита и Брауна противоречат друг другу («Это сделал Браун», «Браун не виновен»)
2. Значит, один из них точно солгал (в силу закона непротиворечия).
3. По условию задачи, из всех троих солгал только один. Мы уже установили, что это либо Смит,
либо Браун.
4. Следовательно, Джонс точно сказал правду.
5. Следовательно, его высказывание «Это преступление совершил я» истинно.
6. Следовательно, Джонс виновен.
Может быть приведено другое обоснование (например, разбор случаев)
10.Личность – совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, в общении с другими людьми.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
olimpotvet.ru