Сравнение животной растительной и грибной клетки таблица – Сравнение строения клеток бактерий, растений, животных и грибов — Википедия

Содержание

Сравнение клеток растений и грибов

Билет № 3

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка — элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через
    плазматическую мембрану (осмоса).
  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей — нематод.
  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).

Отличия:

  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов — хитин.
  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез — образование органических веществ из неорганических, т. е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов — гликоген.
  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток — гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Паразитические отношения возникают, когда один организм использует другой как источник пищи, местообитание, при этом организм хозяина несет ущерб. Паразиты могут быть временными (кровососущие насекомые из отряда двукрылых) или постоянными (гельминты, вши, чесоточный зудень). Внешними (повилика — паразитическое растение, обладающее присосками) или внутренними (грибы-трутовики, поражающие деревья). Паразитизм может быть гнездовым, как у кукушки.

В процессе эволюции вырабатывались приспособления, снижающие вред, причиняемый паразитом хозяину, что позволяет паразиту использовать его длительное время. Также характерно наличие приспособлений, снижающих вероятность заражения у хозяина (полагают, что шимпанзе строят каждую ночь новое гнездо как средство профилактики от эктопаразитов), и защитных приспособлений у паразита (плотная кутикула гельминтов).

Среди гербарных экземпляров повилику отличает отсутствие хлорофилла — желтый цвет нитевидных побегов. Из животных могут присутствовать плоские, круглые паразитические черви и кровососущие насекомые, клещи.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000–15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

автор: Владимир Соколов

staminaon.com

Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом».

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

ПризнакРастительная клеткаЖивотная клеткаГрибная клетка  
1. ПластидыХлоропласты (зеленые), лейкопласты (бесцветные), хромопласты (красно-оранжевые)  —  —
2. Способ питанияАвтотрофный – сами создают органические вещества (фототрофный, хемотрофный)Гетеротрофный – питаются готовой органикой (сапротрофный, паразитический)Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический, симбиотический)
3. Пиноцитоз («пью») поглощение или выделение жидких частицФагоцитоз («пожирать») – твердых частиц+   —+   ++   —
4. РостНеограниченОграниченНеограничен
5. Запасной углеводКрахмалГликогенГликоген
6. Клеточный центр++
7. Вакуоли с клеточным соком.+— Есть сократительные, выделительные, пищеварительные вакуоли— Есть пищеварительные вакуоли
8. Клеточная стенкаИз целлюлозыИз хитина
9. Синтез АТФВ хлоропластах и митохондрияхВ митохондрияхВ митохондриях

ВЫВОДЫ: Все живое, что есть на нашей планете, состоит из клеток. Клеточная структура всех живых существ – основа родства всего живого, что есть на нашей планете. Но между клетками растений, грибов, бактерий и животных существует множество существенных отличий. Чтобы разобраться, в чем они похожи и чем отличаются, нужно подробно рассмотреть строение каждой из разновидностей клеток.  Все животные, грибы и растения имеют много общего в своей структуре. В составе своих клеток все они имеют: ядро; митохондрии; цитоплазматическую мембрану; эндоплазматическую сеть; цитоплазму; аппарат Гольджи

www.soloby.ru

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Разделы:
Биология




Цель: Создать условия для формирования
самообразовательных и коммуникативных
компетенций учащихся в процессе самостоятельной
работы.




Образовательные задачи:

  • Доказать единство происхождения царств живой
    природы путем изучения признаков сходства в
    строении клеток растений, животных и грибов.
  • Доказать, что различия в строении клеток
    растений, грибов и животных — есть
    приспособленность организмов к разным типам
    питания.



Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития
    самообразовательной компетенции учащихся в ходе
    самостоятельной работы с текстом учебника,
    лабораторным оборудованием, дидактическим
    материалом.
  • Создать условия для проявления творческой
    самостоятельности в процессе решения
    изобретательских задач.



Воспитательные задачи:

  • Формировать ценностное отношение учащихся к
    другим людям в ходе выполнения самостоятельной
    работы в группах.
  • Развивать умения самоорганизации труда у
    обучающихся, ответственности за результаты
    своего труда.



Оборудование и материалы: таблицы по общей
биологии «Сходство и различия клеток растений и
животных», микроскопы, готовые микропрепараты
клеток растений, грибов и животных, магнитная
доска, магниты, раздаточный материал: клей,
бумага (А4), в конвертах заготовки для кластеров,
компьютерная презентация, видеофильм
«Растительная клетка»


Технические средства обучения: ИКТ.


Ход урока


1. Активизация и проверка знаний.


Учитель: Жизнь — существование дискретных
систем. Как вы это понимаете?




Ученик: Значит, что жизнь состоит из
отдельных изолированных, т.е. обособленных или
ограниченных в пространстве, но, тем не менее,
тесно связанных и взаимодействующих между собой
частей, образующих структурно-функциональное
единство.




Ученик: Дискретность вида предопределяет
возможность его эволюции путем сохранения
особей с полезными для выживания признаками и
гибели или устранения от размножения
неприспособленных особей. Гибель одной особи в
популяции не прекращает существования самого
вида, а гибель одной клетки не прекращает
существование самого организма.




Учитель: Да, но клетке, прежде чем погибнуть, в
начале нужно каким-то способом появиться на свет.
Ведь так?




Ученик: Так. Клетки появляются на свет в
результате деления — митоза.




Учитель: А после появления клетка проходит
несколько стадий или периодов и только после
этого клетка либо гибнет, либо вновь делится. Как
называется этот отрезок времени?




Ученик: Жизненный цикл клетки представляет
собой промежуток времени от момента
возникновения клетки в результате деления до её
гибели или до последущего деления.




Учитель: Если представить, что клетки не
способны были бы к делению, то что произошло бы?




Ученик: Деление клеток лежит в основе
размножения организмов, поэтому без него нет и
воспроизводства последущих поколений. Жизнь
остановилась бы.




Фронтальный опрос.


<Приложение1. Слайд 2> «Жизненный цикл
клетки»


Вопрос: Объяснить, какие процессы происходят с
клеткой в каждый период жизненного цикла. (
Устный ответ у доски).


2. <Приложение1. Слайд3> «Строение
эукариотической клетки»


Вопрос: Что изображено на слайде? Назовите
главные части клетки. Какие функции они
выполняют? (Устный ответ у доски)


3. <Приложение1. Слайд 4> таблица
«Сравнение периодов жизненного цикла клетки


Задание: Сравнить хромосомный набор клетки в
разные периоды клеточного цикла.


Проверочное тестирование по теме «Жизненный
цикл клетки. Митоз» <Приложение 2>




Проверка тестов осуществляется сразу же
взаимопроверкой учащихся. Правильные ответы
иллюстрируются на слайде <Приложение1. Слайд 5>


2. Изучение нового материала.




Мотивационная беседа к изучению темы.


Учитель: Итак, тема урока «Сходство и
различие в строении клеток растений, животных и
грибов». <Приложение1. Слайд 6> Я прочитаю
вам отрывок из стихотворения Николая
Заболоцкого «Метаморфоза», а вас прошу -
постарайтесь связать смысл стихотворения с
темой нашего урока, записанной на доске. Итак,
закройте, глаза, я начинаю читать.


Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я — живой!




Ученики записывают свои мысли и ассоциируют
их с темой урока. Высказывания могут быть разные,
но учитель вправе скорректировать некоторые
из них в более четкие формулировки, не изменяя их
смысл, например:

  • клетка изначально имела единое строение:
    оболочка, цитоплазма, ядро. Но в процессе
    эволюции изменялся окружающий мир, за ним
    изменялась и клетка, её строение и функции.
  • какое бы название не имел организм, все равно
    единицей строения и жизнедеятельности является
    клетка.
  • клетки растений, животных и грибов хоть и
    различаются по строению, но имеют и некоторые
    сходства, связанные с общим происхождением.



Постановка цели и задач урока.


Учитель: Мы уже знаем о главных частях
эукариотической клетки — оболочке, цитоплазме и
ядре. Поэтому в ходе урока нам необходимо будет
выяснить сходства и различия в строении
растительной, животной и грибной клетки.
Выяснить, почему у клеток растений, животных и
грибов возникли отличительные структуры, и
соотнести их строение с процессами
жизнедеятельности клеток.




Объяснение учителя.


Учитель предлагает посмотреть видеоролик
«Растительная клетка», подумать и ответить на
вопрос: Чем питается клетка, и какие органоиды
участвуют в этом процессе?




Примечание: Просмотр видеоролика занимает
менее 1 минуты.<Приложение3>


Ученики отвечают на вопрос, говорят, что
клетка питается в процессе фотосинтеза
(вспоминают ранее изученное в 6, 9 классах). Важной
частью клетки, участвующей в фотосинтезе,
являются хлоропласты — зеленые пластиды, в
которых содержится хлорофилл. <Приложение1.
Слайд 7>


Учитель обращает внимание на то, что в
растительной клетке, кроме зеленых пластид,
находятся ещё и другие: лейкопласты — белые и
хромопласты — разного цвета, от желтых до
фиолетовых. Все пластиды могут превращаться друг
в друга при определенных обстоятельствах.
Например, что происходит с картофелем, когда он
долгое время полежит на солнце? (Учитель
подводит учеников к наблюдению явления и поиску
условий, при которых это превращение происходит).


Учитель демонстрирует позеленевший
картофель, который долгое время находился на
солнечном подоконнике в классе.




Ученики: Картофель становиться зеленым.




Учитель: Как вы думаете, что произошло с его
белыми пластидами?




Ученики: Превратились в хлоропласты.




Учитель: Значит, для того, чтобы лейкопласты
превратились в хлоропласты, необходимо
солнечный свет?




Ученики: Подтверждают данное мнение.
Приводят еще примеры, доказывающие правильность
суждений. Например, луковица тоже зеленеет на
свету, а вот листья пшеницы без света становятся
желтыми.




Учитель просит ещё подумать и привести позже
такие примеры. Возвращаясь к теме урока, учитель
просит учеников определить задачи урока и может
скорректировать их в соответствии ответов
учащихся.




Организация самостоятельной работы учащихся.


Примечание: Для выполнения самостоятельной
работы в группах, учитель заранее просит
четверых учащихся (сильных) выполнить эти
задания, дает им консультации (элемент
опережающего обучения).




Примечание: Перед тем, как приступить к
работе учитель инструктирует учащихся о
правилах безопасного поведения во время
лабораторных и практических работ, дает группам
задания, дает пояснения и говорит об ожидаемом
результате.




1 группа.


Задание: Изучите 23 учебника. Выясните типы
питания живых организмов.


Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.




2 группа.


Задание: Изучите 19, п.1 «Сходства в
строении клеток эукариот»


Найдите доказательства родства между
растениями, грибами и животными.


Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.




3 группа.


Задание: Изучите в 19, п.3 «Особенности
клеток грибов»


Найдите их сходства с растениями и с животными?


Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.




4 группа.


Задание: Изучите в 19,п.2 «Различия в
строении клеток растений и животных». Выполните
лабораторную работу по инструктивной карточке.
Сделайте вывод.


Заполните таблицу. Подготовьте устный ответ.


Инструктивная карточка к лабораторной работе
«Строение растительной, животной и грибной
клеток под микроскопом»


1. Сопоставьте увиденное с изображением
растительной клетки на таблице, заполните
соответствующую графу в таблице.


2. Рассмотрите под микроскопом готовый
микропрепарат животной клетки. Сопоставьте
увиденное с изображением животной клетки на
таблице, сравните с клеткой растений и заполните
соответствующую графу в таблице.


3. Рассмотрите под микроскопом готовый
микропрепарат гриба мукора или пеницилла.
Сравните клетку гриба с клеткой растений и
животных и занесите в таблицу особенности
строения клетки гриба.


4. На основании данных таблицы сделайте вывод: о
чем свидетельствует сходство клеток растений,
животных и грибов? О чем свидетельствуют
различия в строении клеток растений, грибов и
животных?




Вывод: 1) Сходства в строении клеток
растений, грибов и животных свидетельствует о
единстве происхождения живого мира.


2) Различия в строении клеток растений, грибов и
животных свидетельствуют о том, что они возникли
как результат естественного отбора в условиях
приспособления к разным способам питания.




Примечание: После выполнения
самостоятельной работы каждая группа учащихся,
за исключением консультанта, переходит в другую
группу. За 25 минут урока учащиеся должны
выполнить 4 задания, следовательно, сделать по
три перехода. Используя магнитную доску для
демонстрации кластеров, сделанных каждой
группой. Консультанты оценивают задания и
выставляют оценки за правильность выполнения
заданий. Оценки заносятся в оценочный лист
каждого ученика.




Обсуждение результатов самостоятельной
работы.


Учитель: приглашает по одному ученику из
каждой группы для устного ответа о результатах
своей работы.




Ученик: При выполнении 1 задания мы выяснили,
что в природе существует два типа питания живых
организмов. Автотрофный тип питания
предполагает самостоятельный синтез
органических веществ из неорганических веществ.
Гетеротрофный тип — поглощение готовых
органических веществ. По этому выводу составлен
кластер. <. Приложение1. Слайд 8>


Ученик демонстрирует кластер, консультант
проверяет правильность выполнения, делает
замечания, если они есть и выставляет оценку
группе.


Ученик: Мы выполняли второе задание, и нашли
доказательства родства растений, грибов и
животных: общий план строения клетки,
принципиальное сходство процессов обмена
веществ и энергии, кодирование наследственной
информации, единство химического состава,
сходные процессы деления клеток. Нами составлен
кластер. <Приложение1. Слайд 9>


Учащийся демонстрирует кластер, консультант
проверяет правильность выполнения, делает
замечания, если есть, и выставляет оценку группе.


Ученик: Изучив внимательно текст учебника
(19, п.3 «Особенности клеток грибов»), мы выявили
черты сходства грибов с растениями и животными.
Грибы, так же как и растения имеют клеточную
стенку, состоящую из хитина, они не способны к
передвижению и обладают неограниченным ростом,
т.е. могут расти в течение всей жизни. <Приложение1.
Слайд10>


Учащийся демонстрирует кластер, консультант
проверяет правильность выполнения, делает
замечания, если есть, и выставляет оценку группе.


Ученик: Мы выполняли лабораторную работу
«Строение растительной, животной и грибной
клеток под микроскопом» по инструктивной
карточке. В ходе работы выявили сходства и
различия между клетками растения (элодея),
животного (амеба) и гриба (мукор). Заполнили
таблицу и сделали выводы:


1) Сходства в строении клеток растений, грибов и
животных свидетельствует о единстве
происхождения живого мира.


2) Различия в строении клеток растений, грибов и
животных свидетельствуют о том, что они возникли
как результат естественного отбора в условиях
приспособления к разным способам питания. <Приложение1.
Слайд 11>


3. Закрепление изученного материала.


а) задание на различение <Приложение1. Слайд
12>


б) задания на развитие теоретического и
эмпирического мышления <Приложение1. Слайд
13>


Задача 1: Эволюционно сложилось так, что
клетки животных способны к фагоцитозу и
пиноцитозу. (Что это?) Вследствие каких
особенностей строения клеток растения и грибы
этого делать не могут?




Задача 2: Известно, что растения питаются в
процессе фотосинтеза. (Что это?) В связи с этим у
них появились дополнительные органоиды. Какие?
Какова их функция?




Задача 3: С приходом осени можно наблюдать
изменение окраски листьев деревьев. Почему это
происходит?




Осмысление полученных знаний и подведение
итогов урока.


Учитель вновь обращается к стихотворению
Н.Заболоцкого «Метаморфоза».


Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я — живой!


Вопрос: Скажите, а почему стихотворение
называется «Метаморфоза»? Что означает это
слово? Давайте заглянем в словарь русского языка
С.И.Ожегова.




Ученик: (открывает словарь и зачитывает
определение) Метаморфоза — то же, что метаморфоз
(спец.). Видоизменение, превращение, переход в
другую форму развития с приобретением нового
внешнего вида и функций.




Ученик делает вывод по уроку: Сходство клеток
растений, грибов и животных доказывает единство
происхождения живого мира, а черты различия
свидетельствуют о метаморфозе, связанном с
изменениями строения и функций клеток,
появившихся как приспособления к новым условиям
жизни в процессе эволюции.




Постановка домашнего задания. <Приложение1.
Слайд 14.>


1. Изучить 19, ответить на вопросы.


2. Подготовить сообщения:

  • История открытия вирусов.
  • Д.И.Ивановский. Вклад в науку биологию.
  • Профилактика СПИД-заболевания.

Приложение 1.


Приложение 2.

2.08.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сравнение строения клеток бактерий, растений, животных и грибов

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сходство в строении и процессах обмена веществ животной, растительной, бактериальной и грибной клеток доказывает единство их происхождения.

Различия в строении и процессах обмена веществ животной, растительной, бактериальной и грибной клеток свидетельствуют о том, что эти группы организмов вступили на разные пути эволюции на самых ранних ее этапах

Преобладание синтетических процессов над процессами освобождения энергии — это одна из наиболее характерных особенностей обмена веществ растений. Первичный синтез углеводов из неорганических веществ осуществляется в пластидах. Так, в животных клетках, в отличие от растительных, отсутствуют следующие пластиды: хлоропласты (отвечают за реакцию фотосинтеза) , лейкопласты (отвечают за накопление крахмала) и хромопласты (придают окраску плодам и цветам растений)

В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы,в животной клетке отсутствует  . В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо

Клетки прокариот не имеют оформленного ядра и многих органоидов, присущих клеткам эукариот. Прокариоты возникли на Земле несколько миллиардов лет назад и представлены исключительно одноклеточными организмами. Эукариоты состоят из одной или нескольких клеток, однако все клетки имеют общий план строения. В таблице сравниваются клетки бактерий, растений и животных по морфологическим признакам.

Клеточная структура Функция Бактерии Растения Животные Грибы
ЯдроХранение наследственной информации, синтез РНКНетЕстьЕстьЕсть
Клеточная мембранаВыполняет барьерную, транспортную, матричную, механическую, рецепторную, энергетическую, ферментативную и маркировочную функцииЕстьЕстьЕстьЕсть
КапсулаПредохраняет бактерии от повреждений и высыхания. Создаёт дополнительный осмотический барьер и является источником резервных веществ. Препятствует фагоцитозу бактерийЕстьНетНетНет
Клеточная стенкаПолисахаридная оболочка над клеточной мембраной, через неё происходит регуляция воды и газов в клетке. Не проницаема даже для мелких молекул. Не препятствует диффузному движениюЕсть, образована пектином или муреиномЕсть, образована целлюлозойНетЕсть, образована хитином
Контакты между клеткамиСвязывание между собой клеток ткани. Транспорт веществ между клетками.НетПлазмодесмыДесмосомыСепты
ХромосомыНуклеопротеиновый комплекс, содержащий ДНК, а также гистоны и гистоноподобные белкиНуклеоидЕстьЕстьЕсть
ПлазмидыХранение геномной информации, которая кодирует ферменты, которые разрушают антибиотики, тем самым позволяют избегать их губительного воздействияЕстьНетНетНет
ЦитоплазмаСодержит в себе органеллы клетки и равномерно распределяет питательные вещества по клетке.ЕстьЕстьЕстьЕсть
МитохондрииОрганоиды, принимающие участие в превращении энергии в клетке. Имеют внутренние мембраны, на которых осуществляется синтез АТФНетЕстьЕстьЕсть
Аппарат ГольджиПроизводит синтез сложных белков, полисахаридов, их накопление и секрециюНетЕстьЕстьЕсть
Эндоплазматический ретикулумВыполняет синтез и обеспечивает транспорт белков и липидовНетЕстьЕстьЕсть
РибосомыОрганоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляют синтез белка (трансляцию).ЕстьЕстьЕстьЕсть
ЦентриолиВо время деления клетки образует веретено деленияНетПрисутствуют у низших растенийЕстьЕсть
ПластидыДвухмембранные структуры, в которых происходят реакции фотосинтеза (хлоропласты), происходит накопление крахмала (лейкопласты), придают окраску плодам и цветкам (хромопласты)НетЕстьНетНет
ЛизосомыПроизводят расщепление различных органических веществНетОбычно не видныЕстьЕсть
ПероксисомыПроизводят синтез и транспорт белков и липидовНетЕстьЕстьЕсть
ВакуолиНакапливают клеточный сок. Для перемещения бактериальных клеток в толще воды. Поддерживает напряжённое состояние оболочек клетокАэросомыЕстьЕстьЕсть
ЦитоскелетОпорно-двигательная система клетки. Изменения в белках цитоскелета приводят к изменению формы клетки и расположению в ней органоидов.БываетЕстьЕстьЕсть
МезосомыАртефакты, возникающие во время подготовки образцов для электронной микроскопииЕстьНетНетНет
ПилиСлужат для прикрепления бактериальной клетки к различным поверхностямЕстьНетНетНет
Органеллы для перемещенияСлужат для перемещения в пространстве (реснички, жгутики и др.)ЕстьЕстьЕстьНет

Напишите отзыв о статье «Сравнение строения клеток бактерий, растений, животных и грибов»

Литература

  • Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11. — 6 издание. — Москва: Дрофа, 2005. — С. 71-78. — 367 с. — ISBN 9785358085466. §18 Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток, §19 Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов
  • Glenn Toole, Susan Toole. Essential Biology. — Trans-Atlantic Publications, Inc., 2004. — P. 20-21. — 280 p. — ISBN 0748785116.
  • Mary K. Campbell, Shawn O. Farrell. Biochemistry. — 8 Edition. — P. 16-17. — 864 p. — ISBN 1285429109.

Отрывок, характеризующий Сравнение строения клеток бактерий, растений, животных и грибов

– Ваше пг’евосходительство! позвольте атаковать! я их опг’окину.
– Какие тут атаки, – сказал начальник скучливым голосом, морщась, как от докучливой мухи. – И зачем вы тут стоите? Видите, фланкеры отступают. Ведите назад эскадрон.
Эскадрон перешел мост и вышел из под выстрелов, не потеряв ни одного человека. Вслед за ним перешел и второй эскадрон, бывший в цепи, и последние казаки очистили ту сторону.
Два эскадрона павлоградцев, перейдя мост, один за другим, пошли назад на гору. Полковой командир Карл Богданович Шуберт подъехал к эскадрону Денисова и ехал шагом недалеко от Ростова, не обращая на него никакого внимания, несмотря на то, что после бывшего столкновения за Телянина, они виделись теперь в первый раз. Ростов, чувствуя себя во фронте во власти человека, перед которым он теперь считал себя виноватым, не спускал глаз с атлетической спины, белокурого затылка и красной шеи полкового командира. Ростову то казалось, что Богданыч только притворяется невнимательным, и что вся цель его теперь состоит в том, чтоб испытать храбрость юнкера, и он выпрямлялся и весело оглядывался; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдет к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения.
Знакомая павлоградцам, с высокоподнятыми плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка) подъехала к полковому командиру. Жерков, после своего изгнания из главного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону. Он приехал к своему бывшему начальнику с приказанием от начальника ариергарда.
– Полковник, – сказал он с своею мрачною серьезностью, обращаясь ко врагу Ростова и оглядывая товарищей, – велено остановиться, мост зажечь.
– Кто велено? – угрюмо спросил полковник.
– Уж я и не знаю, полковник, кто велено , – серьезно отвечал корнет, – но только мне князь приказал: «Поезжай и скажи полковнику, чтобы гусары вернулись скорей и зажгли бы мост».
Вслед за Жерковым к гусарскому полковнику подъехал свитский офицер с тем же приказанием. Вслед за свитским офицером на казачьей лошади, которая насилу несла его галопом, подъехал толстый Несвицкий.
– Как же, полковник, – кричал он еще на езде, – я вам говорил мост зажечь, а теперь кто то переврал; там все с ума сходят, ничего не разберешь.
Полковник неторопливо остановил полк и обратился к Несвицкому:
– Вы мне говорили про горючие вещества, – сказал он, – а про то, чтобы зажигать, вы мне ничего не говорили.
– Да как же, батюшка, – заговорил, остановившись, Несвицкий, снимая фуражку и расправляя пухлой рукой мокрые от пота волосы, – как же не говорил, что мост зажечь, когда горючие вещества положили?
– Я вам не «батюшка», господин штаб офицер, а вы мне не говорили, чтоб мост зажигайт! Я служба знаю, и мне в привычка приказание строго исполняйт. Вы сказали, мост зажгут, а кто зажгут, я святым духом не могу знайт…
– Ну, вот всегда так, – махнув рукой, сказал Несвицкий. – Ты как здесь? – обратился он к Жеркову.
– Да за тем же. Однако ты отсырел, дай я тебя выжму.
– Вы сказали, господин штаб офицер, – продолжал полковник обиженным тоном…
– Полковник, – перебил свитский офицер, – надо торопиться, а то неприятель пододвинет орудия на картечный выстрел.
Полковник молча посмотрел на свитского офицера, на толстого штаб офицера, на Жеркова и нахмурился.
– Я буду мост зажигайт, – сказал он торжественным тоном, как будто бы выражал этим, что, несмотря на все делаемые ему неприятности, он всё таки сделает то, что должно.
Ударив своими длинными мускулистыми ногами лошадь, как будто она была во всем виновата, полковник выдвинулся вперед к 2 му эскадрону, тому самому, в котором служил Ростов под командою Денисова, скомандовал вернуться назад к мосту.
«Ну, так и есть, – подумал Ростов, – он хочет испытать меня! – Сердце его сжалось, и кровь бросилась к лицу. – Пускай посмотрит, трус ли я» – подумал он.
Опять на всех веселых лицах людей эскадрона появилась та серьезная черта, которая была на них в то время, как они стояли под ядрами. Ростов, не спуская глаз, смотрел на своего врага, полкового командира, желая найти на его лице подтверждение своих догадок; но полковник ни разу не взглянул на Ростова, а смотрел, как всегда во фронте, строго и торжественно. Послышалась команда.
– Живо! Живо! – проговорило около него несколько голосов.
Цепляясь саблями за поводья, гремя шпорами и торопясь, слезали гусары, сами не зная, что они будут делать. Гусары крестились. Ростов уже не смотрел на полкового командира, – ему некогда было. Он боялся, с замиранием сердца боялся, как бы ему не отстать от гусар. Рука его дрожала, когда он передавал лошадь коноводу, и он чувствовал, как со стуком приливает кровь к его сердцу. Денисов, заваливаясь назад и крича что то, проехал мимо него. Ростов ничего не видел, кроме бежавших вокруг него гусар, цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями.
– Носилки! – крикнул чей то голос сзади.
Ростов не подумал о том, что значит требование носилок: он бежал, стараясь только быть впереди всех; но у самого моста он, не смотря под ноги, попал в вязкую, растоптанную грязь и, споткнувшись, упал на руки. Его обежали другие.

wiki-org.ru

2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, бактерий, грибов

Видеоурок 1: Отличия прокариот и эукариот

Видеоурок 2: Строение клетки: животной, растительной и бактерии

Лекция: Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, бактерий, грибов

 

 Многообразие клеток

Живые клетки имеют различные формы и размеры. Клетки эукариотов отличаются размерами в десятки раз – от нескольких до сотен мкм, а прокариотические – от половины до 10 мкм.

Основными структурными единицами строения клеток являются:

  • Цитоплазма – гелеобразное внутреннее содержимое, называемое еще гиалоплазмой, а также комплекс органоидов и различных включений.

  • Органоиды – рибосомы, лизосомы, мембранные структуры, ядро и др.

  • Мембрана – внешняя система внутреннего содержимого клекти. Имеет липидно-белковую структуру, проницаемую для химических веществ.

 Прокариоты и эукариоты

Все живые клетки подразделяются на два основных типа, отличающиеся друг от друга размерами и строением: 

Первые из них являются более эволюционно молодыми и обладают более сложной структурой. Отличительные черты эукариотических:

  • Четко оформленное и отграниченное мембраной ядро, где располагается ДНК в виде хромосом.

  • Наличие мембранных структур – наружная мембрана, ЭПС, комплекс Гольджи и другие.

К ним относятся растения, грибы, животные (включая одноклеточные).

Прокариотические клетки более мелкие по размеру, а также:

  • Они не имеют четкой ядерной оболочки, кольцеобразная ДНК хранится в цитоплазме, участок которой называется нуклеоидом.

  • Не имеют мембранных органоидов, единственных видом их органоидов являются рибосомы.

Прокариоты – более эволюционно древние, одноклеточные. Это археи (сине-зеленые водоросли) и бактерии.

 Отличия растительных и животных клеток, а также бактерий и грибов

Представители разных царств природы имеют важные различия в строении и жизнедеятельности на уровне клетки:

  • Растительные клетки обладают способностью к автотрофному питанию (фотосинтезу), только в них встречаются пластиды. Только для растительных клеток характерно наличие вакуолей – пузырьков с клеточным соком. Запасное вещество растений – крахмал. У них имеется внешняя целлюлозная клеточная твердая стенка.

  • Животные клетки питаются гетеротрофно, неспособны к фотосинтезу. У животных вакуоли для запасания веществ не используются, могут быть только органоиды в их форме – сократительные или пищеварительные. Запасное вещество для животных – гликоген. Клеточной стенки нет, вместо нее наружная мембрана, тонкая и гибкая, называется гликокаликсом.

  • Грибы. Неспособны к фотосинтезу. Наружная оболочка клеток состоит из хитина.

  • Бактерии. Имеют клеточную стенку из муреина. Питание — гетеротрофное или хемотрофное. Клетки небольшого размера, не обладающие ядром.

cknow.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЕТОК РАСТЕНИЙ ЖИВОТНЫХ БАКТЕРИЙ ГРИБОВ: Строение клетки

Какой структурный компонент клетки имеют и прокариоты, и эукариоты? У клеток животных нет плотных клеточных стенок. Именно поэтому клетка считается единицей роста и развития организма. В этих клетках нет многих органоидов, характерных для эукариотических растительных, животных и грибных клеток.

Прокариоты возникли на Земле несколько миллиардов лет назад и представлены исключительно одноклеточными организмами. Эукариоты состоят из одной или нескольких клеток, однако все клетки имеют общий план строения. В таблице сравниваются клетки бактерий, растений и животных по морфологическим признакам. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.

В составе живых организмов обнаружено большинство химических элементов Периодической системы элементов Д. И. Менделеева, открытых к настоящему времени. Эти химические элементы образуют неорганические и органические вещества. Изучением химического состава организмов и химических реакций, протекающих в них, за­нимается наука биохимия.

Например, если в животных клетках среди органических соединений преобладают белки, то в клетках растений — углеводы. Клетки могут отличаться друг от друга по форме, строению и функциям, хотя основные структурные элементы у большинства клеток сходны.

Сравнение строения клеток бактерий, растений, животных и грибов

Бактериальные клетки (царство Дробянки) имеют: плотную клеточную стенку, одну кольцевую молекулу ДНК (нуклеоид), рибосомы. С1. Приведите примеры эукариотических клеток, в которых нет ядра.С2. 1. Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению, химическому составу и функционированию. 3. Все новые дочерние клетки образуются из уже существующих материнских клеток путем деления.

Шлейден и Шванн вывели первую клеточную теорию («Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению»). Клетки разрушаются и помещаются в центрифугу. Биологи выделяют две большие систематические группы клеток – прокариотические и эукариотические.

Прокариотические клетки – это клетки бактерий, синезеленых водорослей. Клетки всех остальных организмов относятся к эукариотическим. Это относится к организмам, появившимся на свет как в результате бесполого, так и в результате полового способов размножения. Современная систематика выделяет следующие царства организмов: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. По способу питания бактерии делятся на автотрофов, хемотрофов и гетеротрофов.

Любая клетка представляет собой систему. Совокупность клеток образует ткани, различные ткани образуют органы, а органы, взаимодействуя и выполняя общую функцию, образуют системы органов. Функции эукариотических клеток. Клетки одноклеточных организмов осуществляют все функции, характерные для живых организмов – обмен веществ, рост, развитие, размножение; способны к адаптации.

Особенности строения прокариотической и эукариотической клетки

Эпителиальные, мышечные, нервные, соединительные ткани формируются из специализированных клеток. Клетка состоит из множества взаимодействующих между собой элементов. Отсутствие хотя бы одного из существенных элементов нарушает жизнеспособность системы (без ядра, митохондрий или хромосом клетка лишается важных функций).

Наука, изучающая строение и функции клеток – цитология.

Процессы поступления и выведения веществ регулируются клеткой и находятся в относительном равновесии. Нарушение этого равновесия ведет к угнетению жизнедеятельности клетки. Лейко- и хромопласты могут перерождаться в хлоропласты — примеры. В3 Выберите три признака прокариотической клетки?

Схема строения эукариотической клетки: А – животного; Б – растения

Назовите химические соединения, которые мозаично расположены в наружной плазматической мембране и обеспечивают выполнение мембраной транспортной, ферментативной и рецепторной функций. Назовите органоид, который участвует в синтезе белков, синтезирует углеводы и липиды, транспортирует их в разные участки клетки, формирует оболочку ядра и комплекс Гольджи.

Какие клетки человека в процессе развития теряют ядро, но в течение длительного времени продолжают выполнять свои функции? Прежде чем оказаться в лизосоме, ферменты после своего образования проходят через два структурных компонента клетки. Назовите органоид, в котором происходит образование сложных белков и крупных молекул полимеров, упаковка выделяемых из клетки веществ в мембранный пузырек, формирование лизосом.

4.Каковы строение и функции митохондрий? 10.Установите соответствие между процессом и органгоидом, в котором этот процесс происходит. 11.Установите соответствие между признаком организма и его принадлежностью к царству. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия, содержимое ее клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки.

Она содержит в качестве основных компонентов хитин, полисахариды, белки и жиры. Запасным веществом клеток грибов и животных является гликоген. 8.Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно. Любой организм развивается из клетки. Химический состав клетки.

Популярное:

  • Дмитрий Шепелев и семья Жанны Фриске отпразднуют 3-летие Платона вместе Единственный сын покойной певицы Жанны Фриске Платон – не от известного телеведущего Дмитрия Шепелева. Давайте я расскажу сначала про вас, – обратился Мохсен к Наташе и Сергею. И […]
  • Парабульбарная инъекция Субконъюнктивальные и парабульбарные инъекции в равной степени используются для рассасывания глазных кровоизлияний. Субконъюнктивальные и парабульбарные инъекции применяют как в […]
  • Сигма-, пи-Связи В молекуле этилена каждый атом углерода образует по три σ-связи с двумя атомами водорода и другим атомом углерода. В молекуле этилена C2h5 одна p-орбиталь остается […]

kalavalapi.ru

§ 18. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Биология 9 класс Пасечник



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о