Сравнение в обществознании это – Материал по обществознанию (11 класс) на тему: Словарь терминов по обществознанию | скачать бесплатно

Содержание

СРАВНЕНИЕ это что такое СРАВНЕНИЕ: определение — Философия.НЭС

СРАВНЕНИЕ

см. Аналогия.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

СРАВНЕНИЕ

операция сопоставления предметов с целью выявления их возможных отношений, способ выявления единства и разнообразия вещей.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

СРАВНЕНИЕ

сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и др. вместе). Является важной предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат С., служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах; в этом отношении С. используется в качестве приема, дополняющего, а иногда и заменяющего определение.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

СРАВНЕНИЕ

эмпирическая процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т. п. С принципиальной точки зрения (в общеметодологическом плане) сравнивать между собой можно любые мысленные объекты, но при условии, что сравнение производится по какому-либо точно выделенному в них признаку, свойству, отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции.

Ф.В. Лазарев

Оцените определение:

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

СРАВНЕНИЕ

познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оце­нивается содержание бытия и познания. Сравнить - это сопоставить «одно» с «другим» с целью выявить их возможные отношения; посредством С. мир постигается как «связное разнообразие». При этом существенны ус­ловия, или основания, С.- признаки, к-рые детерминируют возможные отношения между предметами. В естеств. языках акт С. получает выражение в сравнит. степенях прилагательных и наречий, а в логич. языках - в предикатах порядка.

С. имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс. С. предметов в классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравнимые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Простейший и важнейший тип отношений, выявля­емых путем С. - ато отношения тождества (равенства) и различия. С. по этим отношениям в свою очередь при­водит к представлению об универсальной сравнимости, т. е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождест­венны предметы или различны. Предметы наглядного опыта сравнимы всегда, но условие наглядности (на­блюдаемости) существенно ограничивает теорию. Имен­но в теории типичны случаи, когда наглядное С. пред­метов невозможно и для их С. приходится прибегать к рассуждениям и, следовательно, к тем или иным аб­стракциям, на к-рых эти рассуждения основаны. Поэто­му предположение об универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости. Послед­няя, как правило, является нетривиальной гипотезой, принимаемой в рамках (и на основе) главных принципов теории.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

сравнение

СРАВНЕНИЕ — операция сопоставления нескольких объектов, с целью выяснения степени их взаимного подобия. Она применима лишь к объектам, имеющим какой-то общий признак, рассматриваемый в качестве основания С. В сфере научного исследования С. является способом классификации имеющихся и производимых знаний, обеспечивающим общую упорядоченность человеческих представлений об изучаемой предметной области. Операция С. может иметь как качественный, так и количественный характер. В последнем случае она определяется как измерение. Интересующий ученых объект сопоставляется по заранее количественно выраженным параметрам с неким фиксированным эталоном. Совпадение изучаемых объектов (вещей, явлений, событий и т.д.) по целому ряду характеристик позволяет ученым переходить от знания об отдельных элементах мирового устройства к более общему знанию о классах, в содержание которых входят элементы, обладающие фиксированным сходством.         В связи с этим существенно важными оказываются такие типы отношений между различными объектами, как «тождество» (полное совпадение всех попарно сопоставляемых признаков у различных предметов и явлений) и «различие» (выявление частичного несовпадения признаков). В последнем случае речь может идти именно о частичном несовпадении, поскольку (как уже было сказано выше) сравнимыми являются лишь те объекты, у которых существует хотя бы одна общая характеристика. Из этого следует, что С. является самым элементарным познавательным актом, ибо абсолютная уникальность некоторого феномена, невозможность сопоставить его с чем-то уже известным, не позволяет использовать для его изучения существующие в науке приемы и методы, и вместо целостного представления о нем ученые получают лишь набор разрозненных фактов. Подобную ситуацию достаточно наглядно описал С. Лем в своем знаменитом романе «Солярис».         Практика научного исследования ориентирована на выявление связей между множеством событий и явлений, попадающих в поле зрения ученых. При этом чем более удаленными поначалу считаются различные области познания, тем большую значимость имеет обнаружение их сходства. Установка классического естествознания на создание полностью организованной системы всеобщих законов хотя и не является сегодня главным регулятором познания, но и не утратила окончательно своего значения. Поэтому С. продолжает оставаться одним из важнейших средств познавательной деятельности.         

С.С. Гусев

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СРАВНЕНИЕ

акт мышления («логическая рефлексия», по И. Канту), посредством которого на основе фиксированной установки оценивается, упорядочивается и классифицируется содержание познания. Онтологической предпосылкой сравнения являются реальное сходство и различие объектов познания, их признаки и отношения между ними. Гносеологической предпосылкой сравнения является априорная установка на тот или иной результат, заданная основанием сравнения. В его элементарном виде сравнение «есть умственное сближение реальных фактов... Насколько сближаемые факты совпадают, сближение их сопровождается чувством тождества или сходства. Напротив, насколько они не совпадают, сближение их сопровождается чувством разности или несходства» (Троицкий М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа, т. 2. M., 1882, с. 142).

Т. о., в первом приближении посредством сравнения мир постигается как связное разнообразие при условии что самый акт сравнения имеет смысл лишь для тех объектов «между которыми есть хоть какое-нибудь сходство» (Юм Д. Соч., т. 1. M., 1965» с. 103), т. е. в совокупности однородных предметов, образующих класс (множество). Сравнимость предметов в классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, определенным на этом классе и существенным для данного рассмотрения. При этом элементы класса, сравнимые по одному основанию, могут быть несравнимы по другому. К примеру, по основанию «жить на одной планете» пока сравнимы все люди, а по основанию «быть предком по прямой линии» несравнимы даже многие близкие родственники. Важнейший тип отношений, выявляемых путем сравнения, — это отношения тождества и различия. Сравнение по объединению этих отношений порождает мысль об универсальной сравнимости, о возможности всегда ответить на вопрос «тождественны или различны?». Предметы восприятия, чувственного опыта в этом смысле сравнимы всегда, но абстрактные объекты не всегда сравнимы по данному основанию, поскольку различие определяется здесь не напрямую свидетельством чувств, а является результатом логической рефлексии (как логическое отрицание тождества). В этом случае, если проблема сравнения по основанию «тождественно или различно» является массовой проблемой (зависит от параметра, как это бывает обычно в математике), она не только нетривиальна, но и далеко не всегда разрешима (см. Разрешенная проблема). Отвлекаясь от принципиальной невозможности в ряде случаев решить проблему сравнения или же от временной ее нерешенности, естественно ввести понятие об «абстракции сравнимости» (см.: Lawrev F., Novoselov M. Methodological analysis of comparison operation in physics and mathematics.— LMPS71, Abstracts. Bucarest, 1971) как нетривиальном допущении в рамках других, более сильных теоретических абстракций.

Если основание сравнения является частичным порядком, то сравнение сводится к рассмотрению отношений а = Ь, а > Ь, а Ь или а

Сравнение по отношениям порядка естественно связано с иерархическими классификациями (см. Классификация), сравнение по свойствам — с классификациями иного рода, с т. н. разбиениями на «классы абстракции» (эквивалентности, равенства). Последние имеют место и в том случае, когда сходство объектов по свойству совпадает с отношением равенства, что бывает, однако, не всегда. Для нечетких свойств, таких, напр., как неразличимость (см. Абстракция неразличимости), сходство является более широким отношением, чем равенство. Сравнение по нечетким свойствам приводит и к нечетким делениям на классы, называемым «классами толерантности».

В методологии науки операция сравнения используется и независимо от ее экзистенциальных предпосылок. При этом она настолько встроена в систему научных методов, что Э. Мах считал ее важнейшей операцией, которой создается наука. В названии многих научных направлений явно отражена их связь с операцией сравнения («сравнительная анатомия», «сравнительная палеонтология», «сравнительное языкознание» и др.). Особо выделяется и сравнительный метод.

В логике операцию сравнения явно не выделяют, несмотря на универсальный характер ее использования в языке исследователя (в метаязыке) при описании дедуктивных и особенно индуктивных умозаключений, в частности аналогии. Зато в теории конечных (цифровых) автоматов операция сравнения является фундаментальной. Здесь реализуется ее математический смысл — «сравнимость по модулю». Теорией сравнений в этом смысле воспользовался и И. И. Жегалкин для представления логики высказываний как арифметики вычетов по модулю два.

Сравнение служит важным выразительным приемом, характеризующим не только значения слов, но нередко стиль и индивидуальность описания (или повествования) в стиховой речи и в художественной прозе, где особенную роль играет контрастность значений сопоставляемых (и противопоставляемых) в сравнении слов. В теории литературы сравнение как художественный прием является специальным предметом изучения и проблемой стилистики. См. ст. Тропы.

M. M. Новоселов

Оцените определение:

Источник: Новая философская энциклопедия

СРАВНЕНИЕ

познавательная операция (логич. рефлексия – И. Кант), посредством к-рой на основе нек-рого фиксир. признака – основания С. (см. Отношение) – устанавливается то ж д е с т в о (равенство) или р а з л и ч и е объектов (вещей, состояний, свойств и пр.) путем их попарного сопоставления. Операция С. имеет смысл лишь для тех объектов, "...между которыми есть хоть какое-нибудь сходство" (Юм Д., Соч., т. 1, М., 1965, с. 103), т.е. определяется в совокупности однородных в к.-л. смысле объектов – таких, к-рые образуют множество. Признаки (предикаты), определяемые на этом множестве, служат "естественными" основаниями С. Как познавательный акт С. следует отличать от его логич. формы, к-рая является общей как для элементарных (одноактных), так и для сложных (многоактных) процедур С.: в любом случае имеют место только две возможности – сравниваемые объекты а и b тождественны (по данному основанию) или же они различны (по тому же основанию). Если основания различия таковы, что отношение различия может рассматриваться как порядковое, то операция С. сводится к рассмотрению отношений а=b, аb, являющихся исходными (основными) отношениями С. Неявное определение этих отношений дается аксиомами равенства (см. Равенствов логике и математике) и порядка, а их взаимная связь выражается т.н. аксиомой трихотомии: а=b или ab. Все вместе они дают систему постулатов С., при этом свойства входящих в эти постулаты понятий "=", "" не зависят, конечно, от "количественного" смысла, к-рый этим понятиям обычно приписывается; речь идет о порядковых свойствах нек-рого общего класса отношений (порядка отношений в широком смысле; таковы не только количественные, но и качественные отношения порядка, напр. по признаку красоты, ловкости, ума и пр.), из к-рых предметом матем. анализа становятся лишь те, для к-рых удается установить более или менее строгие методы С. В любой матем. теории непременным условием рассмотрения матем. объектов является предположение об их сравнимости. Это приводит к тому, что естественно назвать а б с т р а к ц и е й сравнимости. На этой абстракции основывается, напр., утверждение, к-рое является фундаментальным в канторовской концепции множества, что любые два элемента произвольного множества различимы между собой. На этой же абстракции основано С. самих множеств. Мы говорим "абстракция сравнимости" потому, что задача С. в общем случае является отнюдь не тривиальной, иногда даже просто неразрешимой: "Пусть А – множество всех четных чисел, больших 4, а В – множество всех чисел, являющихся суммами двух простых нечетных чисел. Мы до сих пор не знаем, какое из соотношений справедливо: А = В или А ? В, и не знаем даже, как подойти к решению этого вопроса" (Серпинский В., О теории множеств, пер. с польского, М., 1966, с. 6; о принципиально неразрешимых задачах С. см., напр., в ст. Тождества проблемы). По замечанию Юма, "мы можем производить... сравнение или когда оба объекта воспринимаются чувствами, или когда ни один из них не воспринимается или когда налицо только один из них" (Соч., т. 1, М., 1965, с. 169). Несовпадение этих видов С. проявляется уже в том факте, что в обоих последних случаях р а з л и ч и е приходится рассматривать как отрицание т о ж д е с т в а, тогда как в первом случае акт различения имеет и самостоятельное значение и рассматривается как самостоятельная операция (на нем, собственно, основывается идея математики без отрицания – см. Положительная логика). Очевидно, что С. на уровне чувств. восприятия не требует никаких абстракций. Наглядность придает понятию С. "физич. смысл", но условие наглядности С. стеснительно для теории. Именно в теории, особенно в математике, типичны случаи (как в приведенном выше примере с множествами А и В), когда наглядное сопоставление объектов невозможно (это зависит, вообще говоря, от условий задания объектов) и, значит, приходится прибегать к рассуждению и, соответственно, к тем или иным абстракциям, на к-рых мы свои рассуждения основываем. Напр., рассуждение о сравнимости множества А1 всех нечетных чисел, больших 7, и множества В1 всех чисел, являющихся суммами трех нечетных простых чисел, мы основываем на абстракции потенциальной осуществимости, поскольку "...мы знаем метод, дающий возможность путем выполнения определенных, указанных этих методом вычислений, решить, какое из соотношений ?1 ? ?1 или ?1 = ?1 верно...", хотя число этих вычислений "...так велико, что ни одна существующая электронная вычислительная машина не была бы в состоянии их выполнить" (Серпинский В., О теории множеств, с. 7). Основываясь на принципе исключенного третьего, мы можем считать сравнимыми и множества А и В из первого примера, но в этом случае абстракция сравнимости будет зависеть уже от абстракции актуальной бесконечности. Иначе говоря, абстракция сравнимости является нетривиальным допущением в рамках др. матем. абстракций. "Практически осуществимая" операция С. не должна зависеть от к.-л. абстракций бесконечности и осуществимости. Так, принимая в рамках абстракции актуальной бесконечности, что два положительных иррациональных числа равны, если все соответственные десятичные знаки их десятичных приближений одинаковы, мы вполне отдаем себе отчет в том, что на практике никогда не удается решить вопрос о равенстве чисел в указанном смысле в виду принципиальной невозможности довести бесконечный процесс С. до конца. Основание С. при таком "платонистском" определении равенства "замешано" в бесконечном процессе. На практике, ограничиваясь приближенными вычислениями, приходится исключать такие "бесконечные основания" С. путем перехода к равенству в нек-ром интервале абстракции – прагматическому (или условному) равенству (о понятии "интервал абстракции" и связанному с ним понятию условного равенства см. в ст. Принцип абстракции, Тождество). Приходится, напр., отождествлять иррациональное число с его десятичным приближением, полагая в общем случае зависимость равенства веществ. чисел от условий взаимозаменимости их десятичных приближений, когда использование (подстановка) одного из них вместо другого не нарушает заданный интервал абстракции (к примеру, обеспечивает требуемую практич. задачей степень точности). Бесконечный процесс С. заменяется здесь конечным приемом подстановки и экспериментальной проверкой ее результатов.

Лит.: Шатуновский С.О., Введение в анализ, Одесса, 1923, § 6 и 7; Арнольд И. В., Теоретическая арифметика, М., 1938, гл. 3. М. Новоселов. Москва. Ф. Лазарев. Калуга.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

terme.ru

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы |

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

  • Локальные цивилизации-общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
  • Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то ест общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире.

одинакова роль  религии, хотя их в мировой цивилизации много

включает в себя представителей многих рас, этносов.

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками,  не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Античность

Средневековье

Возрождение

Просвещение

Новое время

Новейшее время

Вторая классификация цивилизаций

  • Западная цивилизация
  • Восточная цивилизация

Сравнение западной и восточной цивилизации

Линии сравнения Западная цивилизация

 

Восточная цивилизация

 

Роль религии Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей,  не верящих в Бога. Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.
Восприятие мира Рациональное и в то же время противоречивое. Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
Отношение к природе Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.

Стремление подчинить себе природу.

Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер  технологий, гармония с природой.
Политическая сфера Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.

Принцип разделения властей.

Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.

Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.

Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.

Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.

Социальная сфера Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций. Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность,  замкнутость.
Человек в обществе Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.

Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.

Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.

Приоритет системы подчинения личности обществу.

Экономическая сфера Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности. Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.
Отношение к прогрессу Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер. Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Природа и общество: понятия и чем они отличаются

Для того чтобы тандем сосуществования общества и природы был гармоничным, следует глубже понять сущность каждого из данных явлений. Выявив точки соприкосновения обоих понятий и грани их различия, удастся наилучшим образом способствовать позитивному развитию этих двух систем. Ведь именно системой является как общество, так и природа. Потому логично будет применить при детальном их рассмотрении системный подход. А начать следует, собственно, с дачи определения каждому из рассматриваемых явлений.

Общество и природа: определение данных понятий

Рассмотрение в самом широком смысле понятия «природа» приводит к выводу, что сюда включается вся окружающая реальность, к которой не приложена рука человека. Масштабы ее простираются до бескрайней Вселенной. Более узкий смысл – это биосфера, окружающая человека.

Природа

«Общество» же – это совокупность человеческих индивидов, способных производить определенные видоизменения в этой самой окружающей реальности. Принято даже считать, что социум и есть продукт природы.

Общество

Как взаимодействует общество и природа

При введении В.И. Вернадским в научный лексикон понятия «ноосфера» стало более очевидно то взаимодействие, которое идет между человеческими индивидами и матушкой-природой. По большей части именно социум за последние столетия активно вносит преобразования в естественную среду обитания, создавая своим разумом и волей искусственную среду. Но природа чутко отвечает на все позитивные и негативные действия человечества, заставляя его приспосабливаться, а порой и даже выживать.

Такое тесное переплетение этих двух систем изучают как древнейшие науки (философия, история, биология), так и современные (социальная экология, обществоведение). И это правильно, ведь нельзя смотреть на основополагающие понятия однобоко. Изучение и анализ требуют разностороннего подхода.

В чем точки соприкосновения и схожесть понятий «общество» и «природа»

При различных методах изучения данных явлений можно прийти к выводу, что природа включает в себя социум, т.е. из естественной среды вследствие объективных обстоятельств вычленился человек. Только индивид смог собственной волей и действиями, прилагая разумные усилия, преобразовывать, а иногда и просто подчинять себе природу.

На данном этапе развития общества (как совокупности людей) и окружающей среды можно говорить о параллельном их существовании. Потому так важно понимать, в чем они схожи:

  • Оба явления – динамически развивающиеся системы. В обеих есть элементы, структура, развитие (позитивное или деградация в определенных аспектах).
  • При благотворном влиянии одного на другое происходят общие благоприятные изменения в этих двух сферах. Соответственно, негатив со стороны общества отзывается негативом в природе, и наоборот.
  • В каждой системе есть полезные элементы, ведущие к прогрессу, и тлетворные, приводящие к разрушению и хаосу;
  • Как в обществе, так и в природе есть живые организмы. Неодушевленные предметы характерны для природы в объективном смысле, а для социума – как результат его технологической деятельности.

В данный период времени невозможно представить одно понятие отдельно от другого. Но так было не всегда. Поэтому следует перейти к рассмотрению различий.

В чем различия общества и природы

Есть фундаментальные отличия одного понятия от второго, а есть еле различимые. Но важно знать все нюансы для гармоничного развития и общества, и природы:

  1. Общество в отличие от природы характеризуется наличием сознания, абстрактного мышления индивидов и наличием у них силы воли. Любая деятельность, производимая обществом, имеет субъективную основу. В природе же все протекает по объективным, не зависящим от воли ее элементов, причинам (другими словами, стихийно).
  2. Законы общества и законы природы также разнятся. Первые меняются довольно часто (в зависимости от политической, социальной обстановки). Вторые же фундаментальны, они существовали изначально и будут такими же в будущем.
  3. Природа изначально до появления человека могла самостоятельно существовать. Общество же без природы элементарно не выживет, ведь не будет ни места, ни средств даже для пропитания.
  4. Больший урон окружающему миру, безусловно, наносит общество. Техногенная и экологическая обстановка ввиду неразумной человеческой деятельности оставляет желать лучшего. Природа же всегда стремиться к увеличению благосостояния своих элементов, из которых она состоит. Поэтому различные природные катаклизмы – зачастую лишь ответ на негативное вмешательство в эту сферу людей.
  5. Но и общество старается обеспечивать экологическую безопасность, проводит природоохранные и восстановительные мероприятия. Природа же действует по инерции, создавая максимально благоприятные условия для стимулирования развития своих составляющих частей.
  6. Труд и активная деятельность как внутри (в сознании), так и вовне, отличает социум от того, что протекает по объективным причинам само собой в природе. Духовное саморазвитие присуще исключительно обществу.

Задача общества улучшать окружающую реальность, развиваться самому и способствовать поддержанию гармонии в природе (в т.ч. заботиться о растительном и животном мире). Ведь если волей социума будут предприняты кардинальные меры, которые приведут к уничтожению природы, то и жизнь человечества будет фактически невозможна.

vchemraznica.ru

Сравнение - это... Что такое Сравнение?

    СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio, нем. Gleichnis), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, т. наз. tertium comparationis, т. е. третьему элементу сравнения. Сравнение часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры, когда последняя соединяется с выражаемым ею предметом посредством грамматической связки «как», «будто», «словно», «точно» и т. п., при чем в русском языке эти союзы могут быть опущены, а подлежащее сравнение выражено творительным падежом. «Бегут ручьи моих стихов» (Блок) — метафора, по «мои стихи бегут, как ручьи» или «мои стихи бегут ручьями» — были бы сравнения. Такое чисто грамматическое определение не исчерпывает природы сравнения. Прежде всего, не всякое сравнение может быть синтаксически сжато в метафору. Напр., «Природа тешится шутя, как беззаботное дитя» (Лермонтов), или антитетическое сравнение в «Каменном госте»: «Испанский гранд, как вор, Ждет ночи и луны боится». В сравнении, кроме того, существенна именно раздельность сопоставляемых предметов, которая внешне выражается частицей как и т. п.; между сравниваемыми предметами ощущается расстояние, которое в метафоре преодолевается. Метафора как бы демонстрирует тождество, сравнение-раздельность. Поэтому образ, привлекаемый для сравнения, легко развертывается в совершенно самостоятельную картину, связанную часто только в одном каком-нибудь признаке с тем предметом, который вызвал сравнение. Таковы пресловутые гомеровские сравнения. Поэт развертывает их, как бы забывая и не заботясь о тех предметах, которые они должны изображать. Tertium comparationis дает лишь повод, толчок для отвлечения в сторону от главного течения рассказа. Такова же и излюбленная манера Гоголя. Напр., изображает он лай собак на дворе у Коробочки, и один из голосов этого оркестра вызывает распространенное сравнение: «все это, наконец, повершал бас, может быть, старик, наделенный дюжей собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе, тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть, порывается к верху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый подбородок в галстух, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла». Раздельность сходных предметов в сравнении особенно явственно сказывается в свойственной русской и сербской поэзии особой форме отрицательного сравнения. Например: «Не две тучи в небе сходилися, сходилися два удалые витязя». Ср. у Пушкина: «Не стая воронов слеталась На груду тлеющих костей, — За Волгой ночью у огней Удалых шайка собиралась».

    М. Петровский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.

literary_terms.academic.ru

ЕГЭ. Познание Тема 5. Научное познание |

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *