Согласование сказуемого с подлежащим – Согласование сказуемого с подлежащим

Согласование подлежащего и сказуемого, нормы

А5.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

Построение  сложноподчиненных предложений.

Нормы согласования.

Согласование подлежащего и сказуемого

Согласование подлежащего и сказуемого

Согласование причастий с определяемым словом.

Правило.

Причастие согласуется в роде, числе и падеже с  определяемым словом.

Подсказка.

Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).

Согласование приложения с определяемым словом.

Правило.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

Различай!

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

Построение предложения с однородными членами.

правило распространенные ошибки
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?)  и увлекается (чем?) сериалами
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.

Нормы управления.

Различай!

воплощение во что-либо претворение в чем-либо
идентичный чему-либо сходный с чем-либо
обидеться на что-либо обижен чем-либо
обрадоваться чему-либо обрадован чем-либо
обращать внимание на что-либо уделять внимание чему-либо
опираться на что-либо базироваться на чем-либо
отзыв о чем-либо рецензия на что-либо
полный чего-либо наполненный чем-либо
превосходство над чем-либо преимущество перед чем-либо
предостеречь от чего-либо предупредить о чем-либо
различать что и что отличать что от чего
рассердиться на что-либо рассержен чем-либо
уверенность в чем-либо вера во что-либо
удивляться чему-либо удивлен чем-либо
уплатить за что-либо оплатить что-либо

Построение сложноподчиненного предложения.

https://5-ege.ru/soglasovanie-podlezhashhego-skazuemogo/

Правило.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

Алгоритм действий.

1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.

2) Проверь:

- все слова стоят в правильном падеже;

- согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;

- согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;

- правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.

Разбор задания.

Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1)             Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

2)             Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

3)             Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.

4)             Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

Вариант № 1.

В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.

Вариант № 2.

Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а

Вариант № 3.

Предложение построено с учетом всех грамматических правил.

Вариант №4.

Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол 

уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботитсяв предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.

Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.

Потренируйся.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.

2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.

3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».

4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.

3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.

4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

Ответы: 3, 1, 2.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Согласование сказуемого с подлежащим (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

Упражнение 2.

В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Упражнение 3.

Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

Упражнение 4.

Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

Упражнение 5.

Найдите сказуемые в каждом предложении отрывка из стихотворения А.Самойлова "Завсегдатай".
Из всех печей, из всех каминов
Восходит лес курчавых дымов.
А я шагаю, плащ накинув
И шляпу до бровей надвинув.
Спешу в спасительный подвальчик,
Где быстро и неторопливо
Рыжеволосый подавальщик
Приносит пару кружек пива.

Упражнение 6.

Выделите основы в предложениях.

1.    Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)

Упражнение 7.

Найдите ошибку в составном именном сказуемом и исправьте её.

1)    Одно из замечательных произведений А.С. Пушкина является поэма «Цыганы». 2) Воздух становится чистый, морозный. 3) Погода стояла очень хорошей. 4) Две ели кажутся несчастны среди такой компании берез. 5) Наш сосед по купе оказался военный.

Упражнение 8.

В предложении Она была счастливой выделите сказуемое, а затем замените глагол-связку была поочерёдно следующими словами в соответствующей форме: стать, считаться, казаться, оказаться, оставаться, являться. Запишите, а затем прочитайте получившиеся предложения. Какие смысловые отличия они имеют? Что создаёт эти отличия?

Упражнение 9.

Поставьте сказуемое в нужной форме.
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика. 2. Большинство учителей школы  (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода  (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников  (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже  (отправиться) в поход. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей  ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.

Упражнение 10.

Отредактируйте предложения. Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните грамматическую основу предложений.
1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма. 2. В центральном универмаге продаются много товаров. 3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт. 4. В шкафу лежат много интересных книг. 5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения. 6. Детство и юность её прошло в купеческой семье. 7. В деревне послышались топот и крики. 8.Большинство дверей было низко для его роста. 9. В кружке   занимается пять учеников. 10. Большинство названных книг изданы недавно.

 

Тест по теме «Согласование сказуемого с подлежащим»

1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?

1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.


2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
2) Прошл.. сто лет.
3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
4) К семи часам пришл.. только трое гостей.


3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
3) Установлено три новых олимпийских рекорда.
4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.


4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?

1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.
2) ООН объявил.. о внеочередном совещании.
3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.
4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.


5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.


6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.


7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Несколько учеников подошли к письменному столу.
2) Большинство домов обветшало.
3) В узы поступили сорок один человек.
4)  Движущей силой истории является народ.


8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Молодёжь получают знания.
2) Большая часть между ними была довольно добрые люди.
3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
4) Слово взяла профессор Сергеева.


9.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Свет и тепло исходили от костра.
2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
3) Часть станков  была отправлена.
4) На столе стоят три подсвечника.


10.Найдите предложение без грамматической ошибки:

1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
2) СМИ провело однодневную акцию протеста.
3) С тех пор миновало пять лет.
4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

 

                                                                                              Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным счётным оборотом (количественно-именным сочетанием)

Если субъект выражен счётным оборотом, стоящим в родительном падеже, то предикат (сказуемое) может стоять как в единственном, так и во множественном числе (пять столов стояло в коридоре - пять человек тянули баржу).

Следует учитывать, что предикат в единственном числе подчёркивает внутреннюю нерасчленённость, целостность того множества, которое обозначается субъектом. Форма единственного числа придает сообщению безличную окраску, подчёркивает итоговый результат действий. Единственное число оказывается более уместным и в тех случаях, когда лица или предметы, обозначаемые субъектом, пассивны по отношению к обозначаемому предикатом действию или признаку. Например: На предприятие было направлено до двухсот рабочих. Было рассмотрено три проекта. Было продано четыре костюма. Подобные конструкции характерны для официально-деловой речи.

Форма множественного числа сказуемого уместна в тех случаях, когда пишущий хочет подчеркнуть активный характер действий каждого лица, входящего в группу (Двенадцать сотрудников добились отличных результатов в работе).

Но на выбор числа оказывает влияние также то, какие числительные и существительные входят в счётный оборот.

При субъекте с количественным именем числительным, оканчивающимся на один, предикат ставится в форме единственного числа, т. е. согласование соответствует грамматическому принципу (В 1996 году на предприятие был принят 21 специалист. 31 команда приехала на соревнование). Но если предикат выражен возвратным глаголом и указывает на совместное действие, он согласуется с подлежащим во множественном числе (41 делегат встретились на конференции).

При числительных два, три, четыре предикат ставится во множественном числе (Три тетради лежали на столе. Два человека вышли из вагона).

Предикат (со значением протекания во времени) ставится в единственном числе, если в составе субъекта есть слова лет, месяцев, дней, часов и т. д. (прошло два месяца, пролетело три недели). Аналогично согласуется предикат с субъектом, первой частью которого является числительное пол (полчаса пролетело незаметно). Однако если при субъекте есть причастный оборот во множественном числе, то предикат согласуется в этом числе. Например: Два часа, проведённые у друга, пролетели незаметно. Полчаса, проведённые у друга, пролетели незаметно.

При словах тысяча, миллион, миллиард предикат согласуется с субъектом в роде и числе, но возможно и смысловое согласование. Например: Говорил он так, будто перед ним сидела тысяча Андреев. Тысяча бойцов бросились в атаку.

Если при счётном обороте есть слова все, эти в роли определений, то предикат ставится во множественном числе; при словах всего, лишь, только (со значением ограничения) - в единственном. Например: Конечно, все эти 101 наследник требовали дивидендов. Только 101 наследник требовал дивидендов. Всего 105 наследников требовало дивидендов.

При обозначении приблизительного количества (при словах около, свыше, больше и т. п.) предикат чаще ставится во множественном числе. Например: Свыше 70 театров страны показали в эти дни чеховские спектакли. В результате наводнения более 100 тысяч человек терпят бедствие.

Если в состав субъекта входят слова много, мало, сколько, столько и т. п., то предикат ставится в форме единственного числа (Сколько ещё предложений не вошло в проект закона?).

На выбор числа предиката влияет и то, каким образом совершается действие. Форма единственного числа указывает на совместное действие, форма множественного - на раздельное совершение действия. Например: В комнату вошло пять человек (группа). В комнату вошли пять человек (каждый отдельно).

psyera.ru

Согласование сказуемого с подлежащим в английском языке ‹ Грамматика ‹ engblog.ru

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

Грамматической основой любого предложения в английском языке является подлежащее и сказуемое. Более подробно о каждом из этих членов предложения вы можете прочитать в статьях нашего блога. Ни для кого не секрет, что сказуемое в предложении согласуется с подлежащим в лице и числе. Посмотрим на самые простые примеры:

They go to the theatre together. – Они ходят в театр вдвоем. (they – 3 лицо, множественное число)

I usually get up at 7 o’clock. – Я обычно встаю в семь часов. (I – 1 лицо, единственное число)

Kate comes home late at night. – Кейт приходит домой поздно вечером. (Kate – 3 лицо, единственное число)

You are my best friend. – Ты – мой лучший друг. (You – 2 лицо, единственное число)

Все представленные предложения объединяет одно: в каждом из них всего лишь по одному подлежащему. Поэтому и трудностей с такими предложениями практически не возникает. А что делать, если в предложении не одно, а два и более подлежащих? С каким из них согласовывать сказуемое? С тем, которое стоит ближе всего к сказуемому? Или с первым из нескольких? Вот на эти вопросы мы и будем сейчас отвечать, чтобы наше согласование сказуемого с подлежащим в английском языке (subject predicate agreement) было грамматически верным в любом предложении.

Варианты согласования сказуемого с подлежащим в английском языке

Для удобства отдельно рассмотрим каждый случай согласования сказуемого с подлежащим в английском языке:

  1. Если в предложении у нас два подлежащих, а соединены они союзом and, сказуемое будет представлено в форме множественного числа:

    Steve and Amanda plan to celebrate holidays with their parents. – Стив и Аманда планируют отметить праздники с родителями.

    Wisdom and courage are two virtues every person should possess. – Мудрость и мужество – это две добродетели, которыми должен обладать каждый человек.

  2. Если в предложении после оборота there is / there are стоят два или несколько подлежащих, сказуемое обычно согласуется с первым из них.

    There are two chairs and four lamps in the room. – В комнате два стула и четыре лампы.

    There is a woman and some men in the room. – В комнате женщина и несколько мужчин.

    Но, обратите внимание, что перед существительным во множественном числе в английском языке может стоять a lot of, которое указывает на то, что сказуемое будет также во множественном числе:

    There are a lot of interesting books in this library. – В этой библиотеке много интересных книг.

  3. Если в предложении два подлежащих соединяются с помощью предлогов with (с), as well as (а также, так же как), правило согласования сказуемого с подлежащим в английском языке работает так – сказуемое в таком же числе, в котором и первое подлежащее:

    A man with a dog in his arm was crossing the street. – Мужчина с собакой на руках переходил дорогу.

    My mother as well as her friends wants to join this club. – Моя мама, также как и ее друзья, хочет вступить в этот клуб.

  4. Если два подлежащих в предложении соединены союзами either…or (или…или, как…так и) и neither…nor (ни тот, ни другой; ни один), сказуемое будет согласовано с последним:

    Neither we nor our neighbor has the key of the letterbox. – Ни у нас, ни у нашего соседа нет ключа от почтового ящика.

    Either he or they have done this. – Или он, или они сделали это.

  5. Если в качестве подлежащего выступает собирательное существительное (army, class, committee, corporation, family, jury, party, senate, team etc.), которое определено, как единое целое, сказуемое необходимо поставить в форму единственного числа. Однако, подразумевая отдельных членов группы, мы употребляем сказуемое во множественном числе:

    The jury agrees that the defendant is not guilty. – Присяжные считают, что подсудимый невиновен.

    The family were sitting round the table. – Семья сидела вокруг стола.

  6. Если подлежащее выражено существительным the majority (большинство) или a number (ряд), сказуемое принимает форму множественного числа:

    The majority of people are finally concerned about global warming. – Большинство людей наконец задумались о проблеме глобального потепления.

    A number of fans buy tickets in advance. – Ряд фанатов покупают билеты заранее.

  7. Сказуемое с подлежащим, выраженным одним из местоимений английского языка – each, everyone, everything, nobody, someone, something, either, neither – ставится в единственное число:

    Everybody lies. – Все лгут.

    Someone wants to see you. – Кто-то хочет тебя видеть.

    Neither of the restaurants is cheap. – Ни один из ресторанов не является недорогим.

  8. Согласование сказуемого с подлежащим в английском языке в случае с местоимением all в качестве подлежащего таково: all в значении «всё» - сказуемое в единственном числе; all в значении «все» - сказуемое во множественном числе:

    All is mine. – Всё моё.

    All are dancing. – Все танцуют.

  9. Подлежащее может быть выражено и местоимением both (оба). В этом случае сказуемое имеет форму множественного числа:

    Both of us were very tired. – Мы оба устали.

    Both these skirts are very nice. – Обе юбки красивы.

  10. И, наконец, заключительный пункт. Если подлежащим является английское вопросительное слово who / what, сказуемое будет в единственном числе:

    Who is absent today? – Кто сегодня отсутствует?

    What belongs to you? – Что принадлежит тебе?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

engblog.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *