Социальная структура средневековой европы – Социальная структура и ее восприятие современниками. Политическая культура средневековой Европы

Содержание

Социальная структура западноевропейских городов. Историография вопроса

Интерес к данной теме определяется значи­мостью города как явления в истории средне­векового общества. Это одна из сложных проб­лем в исторической науке. Не случайно, что до сегодняшнего дня не существует четкого науч­ного определения самого понятия «город». В историографии нет цельной монографии, рас­крывающей все аспекты деятельности средне­векового города, а проблема социальной струк­туры западноевропейских городов до сих пор остается мало исследованной.

При изучении средневекового города неиз­бежно возникает проблема социальной струк­туры его населения. Аспектов у этой проблемы много. Главный из них: кто же они, средне­вековые горожане, откуда взялось городское население, в чем его экономическая и со­циальная специфика? Затронуты и другие воп­росы: имущественная и социальная дифферен­циация в среде горожан и в то же время инте­грация различных элементов и групп в со­словие горожан, полноправие и неполноправие внутри городской массы и т. д [1]. Из кого же состояло городское население? Из разнородных элементов: из купцов, первоначально живших в обособленных поселениях, которые в Германии именовались «вик»; из ремесленников свобод­ных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные адми­нистративные обязанности — они вершили суд, собирали подати с населения, их называли ми-нистериалами [2].

Большинство горожан перво­начально составляли несвободные крестьяне, ремесленники, беглый сельский люд (бежавшие от своих прежних господ). Большая часть зе­мель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Крестьян, чья жизнь была особенно тяжела, называли во Франции -сервами, а в Англии — вилланами. Во время не­прерывных междоусобных войн крестьяне ис­кали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестья­нин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой зе­мельный надел. Зависимый крестьянин продол­жал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал ис­полнения барщины и уплаты оброков. Власть феодала над крестьянином проявлялось не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк, он был лично подвластен фео­далу, землевладелец судил его в своем суде, крестьянин  не  имел  право  без позволения своего господина переселиться в другую мест­ность. Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен.
Сеньор не мог каз­нить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, ко­торый соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда уста­новлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеоб­щими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

В средние века все население Европы дели­лось на три группы — три сословия (входящие в три сословия люди обладали разными пра­вами и обязанностями). Служители церкви (свя­щенники и монахи) составляли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей — забо­тится о спасении душ христиан; рыцари защи­щают страну от чужеземцев; крестьяне и горо­жане занимаются сельским хозяйством и ре­меслом.

Тот факт, что на первом месте стояло духо­венство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Духовенство располагало своей собственной церковной иерар­хией и дисциплиной, а также суммой при­вилегий, резко отделивших его от светского мира. Служители церкви в целом были обра­зованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государст­венные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и чер­ное, или монашество

. Первые монастыри — общины монахов — появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие хрис­тиане, желавшие посвятить свою жизнь исклю­чительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях — аббатисе), молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными зем­лями, которые обрабатывали зависимые кре­стьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; мо­нахи создавали исторические летописи (хро­ники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.

Второе сословие составляли светские фео­далы, или рыцарство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных со­стязаниях — турнирах; досуг рыцари прово­дили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно пре­данным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действитель­ности рыцари далеко не всегда следовали пра­вилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, глав­ная — донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пир­шественный зал, кухня, помещение, где хра­нились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жили его семья, воины и слуги.

Основную массу населения Европы в сред­ние века составляло крестьянство, проживав­шее в небольших деревнях по 10—15 дворов в каждой. Крестьяне пытались высвободиться от гнета феодалов путем участия в крестовых по­ходах, паломничества, бежали в леса, в воз­рождавшиеся и рождающиеся города. Они могли реально освободиться, лишь убежав в города [3]. Таким образом, большинство из них и освобождались от личной зависимости. В этом мы можем убедиться, читая статью 2 из го­родского права города Гослара, дарованного императором Фридрихом II в 1219 году: «Если же какой-либо чужак войдет в этот город для проживания и пребудет в нем год и день так, что никто не обвинит и не уличит его в сер­вильном состоянии, да возрадуется он свободе, являющейся общим достоянием других горо­жан, а после смерти никто да не посмеет предъявлять в отношении его претензии как к своему серву» [4]. Городской человек, ремес­ленник или купец, переставал быть крепост­ным, если ему удавалось прожить в городе определенный срок. Он уже не чувствовал над собою гнета помещичьего режима [5]. Го­родской воздух становился волшебным, и делал крепостного свободным. Только в городе, само­стоятельно занимаясь ремеслом или торговлей, крестьянин получал возможность развивать свою деятельность. Но эта свобода не была абсолютной свободой. Эта была свобода от феодально-поместного гнета. Городской сеньор все же облагал горожан, но это обложение, уже не могло поглотить всей массы прибавочного труда ремесленников и всей торговой прибыли купцов [6].

На экономической почве складывался и сплачивался новый, прежде феодализму неве­домый социальный слой — горожане. В рамках господствующего класса — сословия феодалов, в свою очередь, действовали более или менее крупные сословия, принадлежность к которым обеспечивала определенный социальный статус.

С.М. Стам указывает что горожане были очень неоднородным слоем. Но их объединяла общая заинтересованность в наибольшей сво­боде развития городского товарного производ­ства и обмена. Объективность данной социаль­ной общности реализовалась в коммунальной борьбе, в выработке городского права [7]. Го­родское право фиксируется в источниках как привилегия. Но, как могло быть иначе в об­ществе, где право составляло монополию феодального класса, а все прочие были бес­правны? Горожанам, естественно, приходи­лось отвоевывать свои права и фиксировать их, так сказать, в порядке исключения. Но это были не привилегий господ, а завоевание угне­тенных. Городское право впервые в феодаль­ном обществе нарушало юридическую монопо­лию феодалов и защищало интересы просто­людинов, давало им гражданское полнопра­вие [8].

Н.А. Хачатурян обращает внимание на го­родские корпорации и отмечает, чтобы реали­зовать свою способность трудиться, ремеслен­ник должен был войти в состав цеховой орга­низации, объединяющей ремесленников данной специальности и стремящейся к монополии на производство. Внутри цеха он был вынужден подчиняться цеховым установлениям с харак­терными для них эгалитарными тенденциями, которые можно рассматривать как своеобраз­ное проявление внеэкономического принужде­ния цеховой организации по отношению к своим членам.

Цех не единственный вид общинной орга­низации в городе. Наиболее близкой по при­роде к нему формой являлась купеческая гиль­дия — объединение купцов с определенной дис­циплиной, общим капиталом и общей собст­венностью в виде страхового фонда и склад­ских помещений. Даже союзы подмастерьев -организации, связанные уже с категорией сред­невекового труда, с общей кассой взаимопо­мощи, контролем за условиями труда и дис­циплиной, — отдали дань средневековой кор­поративности. Следует назвать, наконец, и саму городскую общину в целом, в рамках которой реализовалось единство мелких профессио­нальных корпораций (цехов, гильдий) или более крупных социальных групп (патрициата, бюргерства) и формировалась социальная общ­ность горожан.

История собственно городской общины, на­конец, которую можно наблюдать в смене веду­щих сил городской общины и форм управле­ния, а также изменениях в статусе полнопра­вия, ставшего постепенно достоянием весьма узкого круга лиц, не только владеющих не­движимостью, но и имеющих доступ к город­скому управлению, отразит глубинные сдвиги в усложняющейся по мере развития феодализма социальной структуре городского сословия [9].

Городская община скорее выглядит единой и сплоченной, когда речь заходит о ее на­сущных экономических, социальных и полити­ческих интересах. Главным противником, глав­ной опасностью был сеньор, все остальное отступало в тень и обнаруживалось редко [10]. В экономическом отношении новое сословие было более всего связано торгово-ремесленной деятельностью. Обычно городское сословие отождествляется с понятием «бюргерство». Словом «бюргер» в некоторых странах Европы первоначально обозначали всех городских жителей. Позднее «бюргер» стал применяться только для полноправных горожан.

Города нигде не играли в средние века такой громадной политической роли, как в Италии, и нигде размах их торговых сношений не был так велик, как именно в этой стране. К тому же не только возникновение, но и расцвет итальян­ских городов относился к более раннему вре­мени, чем в других западноевропейских стра­нах. Однако различные итальянские города сильно отличались друг от друга и по своей экономике, и по своей социальной структуре.

Одни из этих городов (Венеция, Генуя, Пиза) в течение всего средневековья играли главным образом роль крупнейших торговых центров и занимались преимущественно внешней торгов­лей. В то же время рост ремесленного произ­водства в городах Средней и Северной Италии увеличивал потребность в рабочих руках, занятых в городском ремесле, а следовательно, в притоке населения из деревни в город. Но это могло стать возможным лишь путём разрыва феодальных пут личной зависимости крестьян от феодалов. Между тем, хотя в XII — первой половине XIII в. среди крестьянства Северной и Средней Италии имелось большое число лично свободных держателей — либелляриев, значи­тельная часть крестьян продолжала ещё оста­ваться несвободной (сервы, маснадерии) [11].

Освобождение крестьян, которое в широких масштабах происходило во второй половине XIII в. в Средней Италии, выражалось в личном освобождении крестьян за выкуп, без земли. С конца XI в. группы лично свободного крестьян­ства начали создавать так называемые сельские коммуны, имевшие самоуправление и своих выборных должностных лиц. Эти сельские ком­муны возникли в тот период, когда города в своей борьбе против сеньоров поддерживали стремление крестьян к независимости от фео­далов. Но после победы над собственными сеньорами города стали подчинять себе сель­ские коммуны и отменять их самоуправление. Они захватывали общинные угодья сельских коммун, а богатые горожане скупали крестьян­ские наделы [12]. К концу XIII в. во Флоренции уже резко обозначились различные слои горо­жан с прямо противоположными интересами. Купцов, менял и ростовщиков, объединённых в семь «старших цехов» — называли «жирный народ». Члены младших цехов, их подмастерья и городское плебейство составляли большин­ство населения Флоренции, их называли — «то­щий народ».

Проблема социальной структуры города Южной Италии весьма сложна. Социальный и хозяйственный облик городов определялся мно­жеством тесно связанных между собой факторов, как общеевропейских, так и специфических для данного региона. Патрициат больших городов Адриатического побережья — Бари, Бриндизи, Трани — принимал даже в XII — начале XIII в. активное участие в торговле с Византией и дру­гими странами Средиземноморья. Другой сфе­рой деятельности, дававшей патрициату боль­шую прибыль, было кредитное дело. Нередко отдельные лица или компании совмещали мор­скую торговлю с судными операциями [13]. Другая часть патрициата была более тесно связана с королевской властью, чем торгово-ростовщическая: из этих семей выходили долж­ностные лица, игравшие ведущую роль во внутриполитической жизни города — баюлы, катепаны и многочисленные судьи. Р

articlekz.com

45 Сословная структура европейского средневекового общества

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг.

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI в. Сложились три сословия:

оratores (молящиеся), т.е. духовенство;

bellatores (сражающиеся), т.е. рыцарство;

laboratores (работающие), т.е. горожане.

Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое крестьянство находилось вне сословий. Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить младшие сыновья в рыцарских семьях, не имевшие права на наследование имущества. Духовенство поглощало также избыточную часть горожан и крестьян. Сословие рыцарства пополнялось за счет аноблировавшегося слоя горожан, приобретавшего рыцарское звание за службу или за деньги, а также за счет свободного крестьянства, привлекавшегося для военной службы. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города 1 год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV в., наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Во главе духовенства стоял римский папа, избиравшийся пожизненно на конклаве кардиналов. Ниже его стояли архиепископы и епископы, возглавлявшие монашество в церковных округах – диоцезах, и городах; они назначались римским папой. Ниже архиепископов и епископов стояли аббаты и приоры, возглавлявшие монашество в монастырях и приоратствах. Наконец, нижнюю ступень составляли рядовые монахи, клирики и приходские священники.

Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом:

каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.

Сословие горожан также иерархизировано. В городах, обладавших статусом civitas, выделялись три уровня гражданства: cives, burgenses, habitatores. Всей полнотой прав обладали cives; они входили в городские советы, занимали выборные должности, имели право заниматься международной торговлей, обладали налоговыми иммунитетами и другими привилегиями. Burgenses могли избираться, заниматься предпринимательством и торговлей, кроме международной, не имели налоговых иммунитетов. Habitatores могли только избирать, обладали правом голоса, могли заниматься ремеслом и розничной торговлей. Кроме этого, купечество городов объединялось в гильдии, а ремесленники – в цехи. Полными правами в цехе обладали только мастера: они участвовали в собраниях цеха, избирали его руководящие органы, суды, вырабатывали цеховые регламенты – статуты. Подмастерья и ученики не обладали этими правами. Подмастерье становился мастером только после длительного совершенствования в ремесле; окончанием подготовки считалось изготовление изделия, которое мастера на своем собрании признавали шедевром; после этого подмастерье должен был устроить угощение, пир и признавался равноправным мастером. Каждый цех имел свой герб, штандарт, церковь, особые праздники, церемонии.

Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии – фригольдерами, в Германии – мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии – копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог – шеваж, подымный налог – фокаж, налог за право вступления в брак – формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству – мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60 – 70-е гг. XII в. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат – бразо: 1) рикос омброс; 2) идальго; 3) духовенство; 4) горожане. Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: «Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!» Кортесы принимали законы, утверждали налоги.

В Англии возникновение парламента восходит к англосаксонской традиции съезда вассалов на совет к верховному сеньору, королю, которые происходили 2 раза в год: весной – после Пасхи и осенью – после Рождества Богоматери. Правовым основанием деятельности парламента стала «Великая хартия вольностей», принятая в 1215 г. Хартия обязывала короля взимать только те налоги, которые установлены собраниями королевства. В середине XIII в. подобные собрания получили название парламента. В начале XIV в. образовались две палаты: верхняя – палата лордов, и нижняя – палата общин. В палату лордов входили по личному приглашению короля представители высшей церковной иерархии, от архиепископа до аббатов, а также представители высшей светской иерархии, от герцогов до баронов. Кроме того, в палату лордов входили доктора юриспруденции, профессора Оксфордского и Кэмбриджского университетов; место в палате лордов было пожизненным, а с XVI в. станет наследственным. Палата общин избиралась из представителей рядового духовенства и рыцарства, а также из представителей самоуправлявшихся городов и сельских общин. Первоначально палаты заседали совместно. Возглавлял парламент юстиция майор. Парламент обладал высшей законодательной, финансовой и судебной властью.

В 1258 – 1267 гг. английский парламент вступил в борьбу с королем Генрихом III, потребовав отчета в финансовой деятельности монархии и судебного расследования над высшими должностными лицами. В соответствии с «Великой хартией вольностей» парламент образовал комиссию 24-х во главе с лордом – протектором Симоном де Монфором Младшим, которая могла силой принуждать короля к исполнению Хартии. Вслед за этим парламент принял «Оксфордские провизии», в соответствии с которыми создавался совет 15 баронов, без санкции которого король не мог предпринять никаких государственных действий. Король отказался выполнять «Оксфордские провизии». Началась гражданская война. В 1263 г. в битве при Льюисе Генрих III был разбит и взят в плен. Король принужден был подписать Льюисскую мызу: за ним сохранялся титул, но он переводился на положение почетного пленника; его двор был сокращен; средства на содержание королевской семьи и двора лимитировались парламентом. Реальная власть оказалась в руках Симона де Монфора. Вскоре сын Генриха III, Эдуард, бежал из плена, собрал войско и двинулся на Лондон. В 1265 г. произошла новая битва. На сей раз оппозиция была разбита, Монфор погиб. «Льюисская мыза» и «Оксфордские провизии» были отменены. В дальнейшем установилась традиция клятвы нового короля соблюдать «Великую хартию вольностей».

Во Франции сословно-представительное собрание получило название Генеральные штаты. Впервые их созвал в 1302 г. Филипп IV Красивый. Генеральные штаты не обладали самостоятельностью, они собирались только по инициативе короля. В вопросах законодательства и налогообложения Генеральные штаты скорее были совещательным органом. Штаты делились на три палаты: духовенство, рыцарство, горожане. Заседали они раздельно. Каждая палата имела 1 голос.

В 1356 – 1358 гг. Генеральные штаты попытались возвысить свой статус. В условиях Столетней войны, после сильнейшего поражения при Пуатье 1356 г., когда король Франции Иоанн II Добрый попал в плен, во главе монархии встал наследник Иоанна II дофин Карл, будущий король Карл V Мудрый. Он обратился за помощью в Генеральные штаты. Штаты избрали комиссию 28, наделив ее полномочиями контролировать действия дофина и высших должностных лиц. Дофин отказался признавать это решение, объявил о роспуске Штатов. В марте 1357 г. Генеральные штаты собрались без ведома дофина. Был принят Великий Мартовский ордонанс. Согласно этому акту, Штаты становились регулярным органом, который собирался три раза в год, формировал центральные органы власти. Это выступление Штатов совпало с восстанием Этьена Марселя и Жакерией. В 1358 г. восстания были подавлены, Штаты распущены, Великий Мартовский ордонанс отменен.

В Германии с XIII в. стали складываться органы сословного представительства на уровне отдельных княжеств и империи. Это были соответственно ландтаги и рейхстаг. В них были представлены духовенство и рыцарство. Горожане приглашались только для оповещения. Ландтаги и рейхстаг выступали законосовещательными органами.

46. Науки и образование в Средневековой Европе (катехизические школы, семь свободных искусств, система: trivium и quadrivium, клирики, университеты, теология, схоластика, словари символов, алхимия, христианская хронология, энциклопедии, позитивные науки).

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, трансформацией культуры на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства.

Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования.

Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.

Университеты стали открываться в Европе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образования и просвещения.

Обычно университет состоял из нескольких факультетов. Но обязательны были артистический и один из трех высших факультетов: богословский, юридический или медицинский.

Значение университета в жизни города было велико, так как университет являлся центром культуры, да и давал определенные материальные выгоды. Авторитет его был высок. Например, Парижский университет выступал судьей в спорах между папами и королями. Это позволяло университетам на протяжении веков сохранять автономию.

Университеты Западной Европы были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты.

Мы говорим — «образованный человек», но в средние века сказали бы — «клирик», человек Церкви. Клириками называли тех, чьим ремеслом были мышление и преподавание своих мыслей.

В период средневековья наука была подчинена теологии. Считалось, что основные истины уже были даны Богом в Библии, и задача ученых лишь постичь божественный замысел и расшифровать символический смысл Библии. Выше всех наук ставился авторитет Священного Писания и Священного Предания. Все, о чем говорилось в Священном Писании, принималось на веру, которую ставили выше разума.

В XII – XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет схоластика, которая пытается примирить веру и разум, религию и науку. Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

Первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.).

В условиях средневековья ведущими науками были богословие и философия, а главным авторитетом — Аристотель. В XIII веке в науке зарождается интерес к опытному знанию, начинают переводиться и комментироваться естественнонаучные трактаты античных авторов и арабских ученых. Оксфордский профессор Роджер Бэкон (XIII в.) ввел в сферу науки эксперимент как новый метод исследования природы (ученый плодотворно работал в области физики, химии, оптики, пытаясь понять природу света и цвета).

В числе ученых-естествоиспытателей также можно назвать математиков и астрономов: итальянца Леонардо Фибоначчи Пизанского (XIII в.), занимавшегося алгеброй; француза Леви бен Герсона (XIII-XIV вв.), изобретшего простой секстант; англичанина Джеффри Чосера (XIV в.), работавшего над совершенствованием астрономических приборов; занимавшегося оптикой англичанина Роберта Гроссетеста (XIII в.), энциклопедистов своего времени Бартоломео Англичанина (XIII в.) и Винцента де Бове (XIII в.). Одной из ведущих наук средневековья была алхимия. Алхимики в своей деятельности пытались сочетать эксперимент с «расшифровкой» божественных откровений. Свою задачу алхимик видел в том, чтобы «расколдовать» мир, научиться «видеть» открытия. Химические опыты являлись лишь демонстрацией увиденного в мистическом озарении. Алхимики стремились получить не золото, а принцип его получения.

44 Индоарийская культура (ведическая культура и быт, специфика джайнийской и буддийской составляющей культурной жизни Индии)

Индийские религии — это совокупность вероучений, сложившихся в рамках индийской культурной традиции — ведическая религия, индуизм (включавший в себя брахманизм, вишнуизм и шиваизм), джайнизм, буддизм. Все индийские религии признают верховным принципом мироздания и человеческой жизни карму — вариант закона мировой справедливости, осуществляющейся в каждой последующей жизни человека за каждую предыдущую, т.е. в перерождениях.

Карма как универсальный закон (рита, драхма) определяет лицо мира перерождений — сансары. Сансара (санскр., буквально «блуждание», «переход через различные состояния») — в индийских религиях обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Выход из сансары, если она не удовлетворяет человека, во всех индийских религиях определяется термином «мокша». Мокша — освобождение, выход из мира человеческой жизни, понимаемого мир страданий. В разных индийских религиях эта идея получает различное конкретное содержание. В джайнизме мокша — это переход в потусторонний мир и обретение вечного блаженства, в индуизме — это к тому же слияние с абсолютом, в буддизме — это освобождение от всех стремлений и достижение нирваны.

Индуизм — древнейшая религиозная система Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Наиболее популярен в Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке.

Исторически термин «индуизм» означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т. н. ведическая эпоха — рубеж II и I тысячелетий до н. э) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней.

Ведизм

Комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский эпос (Махабхарата и Рамаяна), а также шастры, пураны, сутры и карики — более поздние тексты философского мифологического содержания.

Памятники индуистского канона и классифицируются по разным основаниям. Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды — «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны — брахманы, араньяки и упанишады.

На всем протяжении своей истории индуизм представляет собой комбинированный политеизм. В индуистском пантеоне насчитывают 3333 бога.

Принцип справедливого воздаяния (карма) может осуществляться совокупной волей богов, всемирным законом (драхма) либо всемогущим верховным богом (Ишвара).

Вторая ступень в развитии религиозных учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму, — брахманизм. Она названа по имени жреческой варны (касты) – брахманов. В пантеоне на первый план выходит праджапати — бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творческой силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его.

Эта идея получила дальнейшее развитие в концепции индуистской верховной божественной триады тримурти, включающей Брахму, Шиву и Вишну.

Брахма — один из трех верховных богов индуизма, творец и отец других богов, прародитель (Питхама) небожителей, демонов и смертных.

В период брахманизма формируется и центральная индуистская доктрина о тождестве атмана и брахмана и об обнаружении этого тождества как конечной цели человека. Брахман (от санскр. корня «расти») в упанишадах есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает джняны (высшего знания, фюсиса) и мокши. Брахман оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т.е. индивидуальному духу.

«Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы

«Махабхарата», в центре которой — любовь к богу, как путь

к освобождению.

Джайнизм — религиозное учение, оформившееся в 6-5 вв. н.э. Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавира «Великий герой») и «Джина» («Победитель»).

Ядром джайнийской литературы является Сиддханта, Пратхамануйога (исторические предания), Карнануйога (космологические тексты), Дравьянуйога (религиозно-философские трактаты) и Чарнануйога (моральные и ритуальные предписания).

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных (несотворенных и неразрушимых) сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого) и адживы (не-души, вообще неживого). В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с адживой, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от кармического вещества и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства. Путь к совершенному состоянию — аскеза. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принципа ахинсы — непричинения малейшего вреда живому) — характерная особенность системы джайнизма.

Вероучение джайнизма сводится к формуле: человеческая жизнь определяется справедливым воздаянием (карма), осуществляющимся в каждой последующей жизни, по итогу каждой предыдущей, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы каждая последующая жизнь приближала его к выходу (мокша) из мира перерождений (сансара) и достижения абсолютно приятного или по крайней мере абсолютного отсутствия неприятного.

Буддизм

Буддизм — одна из мировых религий.

Буддийское учение зафиксировано в священных текстах — так называемом палийском каноне «Трипитака».

Возникновение буддизма связано с деятельностью исторической личности — царевича небольшого Южно-Непальского государства Сиддхархи Гаутамы, которому были даны прозвища Шакьямуни (отшельник из шакьев — племени южного Непала), Будда (Просветленный), а также много других.

Последняя заповедь Будды ученикам — не разделяться на группировки относительно толкования его учения. Как показывает дальнейшее развитие буддийской общины, ученики поступили прямо противоположным образом. Уже на первом общем собрании буддийской общины (сангити), проходившем в городе Вайшали через сто лет после смерти первоучителя, произошел ее раскол. С этого момента начинается бесконечное дробление сангхи (общины) на многочисленные школы и направления, в пределах которых создана необъятная комментаторская, философская, художественная и другая литература.

В 3 в до н.э. были унифицированы основы учения старейшей школы в буддизме — тхеравады, а те, кто отказался следовать ее доктрине, были изгнаны из сангхи как еретики. На этом же соборе было решено послать миссионеров за пределы Индии для пропаганды буддийского учения. Группы монахов были отправлены во многие страны Востока. Миссионерская деятельность при Ашоке положила начало становлению буддизма, как мировой религии.

Существенной частью изначального буддийского учения считается «трилакшана» (санскр), или «тилакхана» (пали) — «три признака» буддизма, отличающие его от других религий: признание непостоянства (анитья — санскр., аничча — пали) мира, несуществование вечной души (анатман — санскр., анатта — пали) и определение жизни как страдания (духкха — санскр., дуккха — пали). Именно из-за непостоянства бытия ему присуще страдание и отсутствие самости. Понимание того что все в жизни непостоянно, подвержено изменениям разрушается и исчезает, является первой стадией достижения нирваны (сотапатти).

Догматический центр буддизма составляют т. н. «четыре благородные истины» (санскр. арья-сатья, пали арья-сачча) — положения, изложенные Буддой в его первой проповеди известной как Бенаресская проповедь. Первая истин заключается в том, что существует дуккха — неудовлетворенность, страдание; вторая — что дуккха имеет причину; третья — что дуккху можно прекратить; четвертая — что имеется путь к прекращению дуккхи. Причина дуккхи — в желаниях, стремлениях к чему-либо, например, в желании чувственных наслаждений. Избавление от стремлений прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный (благородный) путь спасения (маджджхима-патипада). Это путь, который, избегая двух крайностей — чувственного сладострастия и самоистязания, ведет к просветлению и освобождению от страданий.

Восьмеричный путь должен привести человека к нирване. Нирвана (санскр., пали — ниббана) в буквальном смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой.

Чтобы завершить цепь перерождений, необходимо выйти из подчинения закону кармы; чтобы выйти из подчинения закону кармы, надо прекратить всякие усилия, которые могут повлечь кармическое воздаяние; чтобы прекратить всякие усилия, надо отказаться от каких бы от ни было стремлений, которые могут вызвать эти усилия.

Поскольку же в буддизме малейшее движение сознания или даже подсознания уже вызывает соответствующее действие кармы и поддерживает существование иллюзорного мира страданий, задачей человека становится максимально полное и строгое очищение от всех и всяческих стремлений.

Таким образом, причиной человеческой жизни-страдания является карма, т.е. закон справедливого воздаяния, осуществляющийся в перерождениях, а целью — нирвана, т.е. состояние свободы от стремлений.

42.Эпохе Средневековья была присуща своя собственная художественная культура.

В архитектуре (храмы) V – XI вв. господствовал романский стиль, продолжавший традиции культовой архитектуры римлян. Храм имел прямоугольное основание с пропорциями 2:1, как Ноев ковчег. Храм делился на три нефа, посвященные трем ипостасям Бога. Центральный неф имел пристрой в виде полусферической апсиды. Три продольных нефа пересекались поперечным нефом – трансептом, образуя форму креста. Для романского стиля были характерны толстые стены, отсутствие окон на первом этаже, узкие бойницеобразные окна верхних этажей, арочные своды, паруса, двускатные крыши.

В XII в. утвердился готический стиль, получивший название от готов, наиболее культурного германского народа. Его отличительными признаками стали тонкие стены, стрельчатые своды, устремляющиеся ввысь, особые распорочные конструкции из контрфорсов и аркбутанов, башенки, фиалы, скульптурный декор, резные розы, чугунные переплеты окон, витражи. Контрфорсы выступали дополнительными стенами. От скатов кровли к этим подпорным стенам протягивались аркбутаны, что облегчало тяжесть кровли и позволяло возводить все более высокие храмы, отличавшиеся к тому же повышенной устойчивостью. Уже в XIV в. был возведен Кельнский собор, достигавший 149 м, выше пирамиды Хеопса. В XV в. был построен Страсбургский собор высотой 169 м, остававшийся самой высокой постройкой вплоть до конца XIX в.

Храмы украшались иконами, которые создавались по строго определенным правилам. Левая стена храма предназначалась Ветхому завету, правая стена – Новому завету. Развитие иконографии привело к открытию «обратной перспективы». Иконный образ стал рассматриваться как символ, от которого верующий не внешним физическим зрением, но внутренним интеллектуальным видением восходит к сокрытым смыслам, и от них – к первообразу. Если в случае с картиной, созданной по правилам привычной нам прямой перспективы, зритель как бы входит в ее пространство, продвигаясь вглубь до той точки, где сходятся все линии зрения, как бы давая ощущение финальности всякого жизненного пути, то в случае с иконой, построенной по канонам «обратной перспективы», зритель помещает ее образ внутрь своего сознания и движется мысленным взором вслед за вызываемыми аллегориями, символами и связанными с ними эмоциональными и аффективными переживаниями вглубь своей души и духа, достигая откровения божественной истины. Поэтому икона не втягивает в себя зрителя, подобно обычной картине, но выталкивает его в мир, как бы повторяя акт творения. Поэтому икона с ее кажущимися неправильностями способна была создать недостижимую ни в античной, ни в современной живописи ситуацию: глаза Христа или Святого находили верующего в любой точке пространства.

Храмовое действо неотделимо от хорового пения. Музыкальная культура средневековья неординарна. Она была направлена на общение с Богом, призвана достичь религиозно-благоговейного состояния; поэтому средневековая музыка предельно спиритуализирована и «идеальна», она не нуждалась в обычных атрибутах светского пения – красоте вокала сольных исполнителей, блеске и изыске одеяний, изяществе музыкальных инструментов. Наслаждение чувственным очарованием осуждалось как грех и искушение дьявола. Совершенное пение должно было исполняться сердцем, но не голосом. Отсюда стало возможно открытие полифонии и антифонного пения, в которых участвовали все прихожане – и мужчины, и женщины, обладающие вокальными данными и лишенные их. Псалмопение объединяло население. Наконец, нельзя забывать о создании нотной грамоты монахом Гвидо д`Ареццо (XI в.), который ввел название семи нот гаммы и предложил знаки для их записи.

Развивалась изящная словесность. Наиболее широко распространенными поэтическими циклами были своды песен о короле Артуре и рыцарях «круглого стола», поэтические предания о Св. Граале. Со времен раннего средневековья бытовал героический эпос – «Беовульф», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде» сначала в изустной форме, затем, с XII – XIII вв., в литературной обработке.

С XII в. получил развитие рыцарский стихотворный роман, в сочинении которых прославились Гильом Оранжский, Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Кретьен де Труа и др. Получили широкую известность герои этих романов – Ланселот и Персеваль, в честь которых охотно называли новорожденных. Зарождалась индивидуалистическая лирика трубадуров, труверов, миннезингеров и др.

С XIII в. стала очевидной городская литература, восходившая к изустным коротким рассказам юмористического содержания – это новеллы, фацетии, шванки и др.

43. Европейский средневековый город (спасибо учебнику по истории, Википедии, Могилевич и моей фантазии)

Классические средневековые города появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи и др.), а также на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье). Средневековый город Европы имел рынок, торговый и ремесленный центры, а также крепость. отличался концентрацией не аграрного населения, а торгового и ремесленного. Город сформировался как центр развития экономики и культуры. Нередко города по мере развития начинали воевать за влияние в торгово-финансовой сфере (к примеру, Сиена и Флоренция сражались за влияние в Тоскане).

Власть. Города подчинялись светским и церковным феодалам, на чьей земле располагались. Горожане облагались отработочными, натуральными и денежными повинностями. Существовали и свободные города, избавившиеся от власти монарха: Венеция, Флоренция, Генуя, Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг и тп. В большинстве крупных стран Европы — во Франции, Англии, отчасти в Германии — города чаще всего стремились к политической автономии в рамках феодальной монархии, поддерживая королевскую власть в ее борьбе против непосредственных противников городов — крупных феодалов.

Цеха. Ремесленники шли под защиту стен, а крестьяне прятались в городе от своих сеньоров и становились свободными. Зачастую сеньоры отправляли своих крепостных, чтобы они нашли в городе работу и платили господину оброк. Так развитие ремесла привело к образованию цехов – объединений ремесленников одной профессии. Цеха регламентировали производство и сбыт товаров, защищали от конкуренции, охраняли произведенный товар, боролись против налогов и поборов. Зачастую они выставляли вооруженные отряды для обороны города. Такой кооператив ремесленников приводил к разделению труда, когда каждый человек непрерывно занят своим собственным делом в общей цепочке производства. Это облегчало торговлю внутри города (продажа как частному потребителю, так и другим цехам), а также ускоряло производство товара для внешней торговли. К тому же, оформилось разделение труда между городом и деревней, что тоже способствовало урбанизации.

Торговцы, бывшие лишь посредниками между ремесленниками и покупателями, объединялись в гильдии, что позволяло им выйти на международные рынки.

Развитие торговли способствовало развитию банковского дела. Но заниматься ростовщичеством было запрещено для христиан, и им занимались в основном евреи, поэтому озлобления на ростовщиков и банкиров нередко выливались в агрессию по этническому и религиозному признакам.

Соц. строй. Среди населения городов раннего средневековья существовали сословные различия. Господские дворы разного рода могли находиться в городе, но иногда и вся область города как некое целое могла составлять владение феодала; починка и охрана городских стен поручалась бургманнам или другим, обладавшим привилегиями или иными правами людям. По-прежнему большой властью обладали духовенство и аристократия, но ремесленники тоже начинают приобретать богатство и власть. Торговцы выделяются как отдельное сословие.

Культура. Развиваются такие направления, как мозаика, витраж, икона, барельеф, книжная гравюра и миниатюра, керамика и др. Религия играла неотъемлемую роль в культуре средневековья.

Можно выделить два основных периода в культуре – Романский и Готический. Раннее средневековье характеризуется прежде всего монументальной каменной архитектурой, замками и храмами, стремится к простоте и четкости замысла, прагматизму и преобладанию простых геометрических форм, статичности в религиозной живописи. Готика – сочетание строгости и изящества.

В литературе намечается отход от уже мертвой латыни, начинает воспеваться любовь как творческое начало. Франсуа Вийон – поэт французского средневековья, живший в Париже.

Среди художников выделяются Дуччо, Джотто, Ботичелли.

Общественные движения. Иерархия власти и феодализм давили на народ. Основной причиной волнений были увеличения повинностей, налогов и эксплуатация. Во второй половине 14-го века прошли восстания во Франции (после поборов на войну с Англией) и Англии (после увеличения налогов втрое). Особенно много выступлений пришлось на вторую половину 15-го века, т.к. из-за чумы значительно сократилось население, а налоги выросли

studfiles.net

Социальная структура средневекового общества: Европа и Русь

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Правление князя Владимира
Контрольная работа № 2 по теме «Русь и Европа в VIII
Раздоточный материал-( карточки)
здесь — Дворец творчества детей и молодежи
Тест по теме Славяне вариант 1
здесь — Дворец творчества детей и молодежи
Document 330184
История Русской Православной Церкви. Вопросы для зачета
Некоторые сведения о появлении христианства на Руси. Как
РУСЬ В IX- НАЧАЛЕ XIII ВВ
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Сословная структура средневекового общества История

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
— оratores (молящиеся), то есть духовенство;
— bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
— laboratores (работающие), то есть горожане.
Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое крестьянство находилось вне сословий. Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить младшие сыновья в рыцарских семьях, не имевшие права на наследование имущества. Духовенство поглощало также избыточную часть горожан и крестьян. Сословие рыцарства пополнялось за счет аноблировавшегося слоя горожан, приобретавшего рыцарское звание за службу или за деньги, а также за счет свободного крестьянства, привлекавшегося для военной службы. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Во главе духовенства стоял римский папа, избиравшийся пожизненно на конклаве кардиналов. Ниже его стояли архиепископы и епископы, возглавлявшие монашество в церковных округах – диоцезах, и городах; они назначались римским папой. Ниже архиепископов и епископов стояли аббаты и приоры, возглавлявшие монашество в монастырях и приоратствах. Наконец, нижнюю ступень составляли рядовые монахи, клирики и приходские священники.

Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.

Сословная структура горожан была также иерархизирована. В городах, обладавших статусом civitas, выделялись три уровня гражданства: cives, burgenses, habitatores. Всей полнотой прав обладали cives; они входили в городские советы, занимали выборные должности, имели право заниматься международной торговлей, обладали налоговыми иммунитетами и другими привилегиями. Burgenses могли избираться, заниматься предпринимательством и торговлей, кроме международной, не имели налоговых иммунитетов. Habitatores могли только избирать, обладали правом голоса, могли заниматься ремеслом и розничной торговлей. Кроме этого, купечество городов объединялось в гильдии, а ремесленники – в цехи. Полными правами в цехе обладали только мастера: они участвовали в собраниях цеха, избирали его руководящие органы, суды, вырабатывали цеховые регламенты – статуты. Подмастерья и ученики не обладали этими правами. Подмастерье становился мастером только после длительного совершенствования в ремесле; окончанием подготовки считалось изготовление изделия, которое мастера на своем собрании признавали шедевром; после этого подмастерье должен был устроить угощение, пир и признавался равноправным мастером. Каждый цех имел свой герб, штандарт, церковь, особые праздники, церемонии.

Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии – фригольдерами, в Германии – мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии – копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог – шеваж, подымный налог – фокаж, налог за право вступления в брак – формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству – мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60–70-е годы XII века. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат – бразо:
1) рикос омброс;
2) идальго;
3) духовенство;
4) горожане.
Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: «Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!» Кортесы принимали законы, утверждали налоги.

История древних цивилизаций →

Сословно-представительные собрания в странах Европы →

godsbay.ru

Социальная культура средневековой Европы

Средневековая культура была социально не однородна. В ней различают субкультуры: культуру клира (монашескую), городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую. Эту сферу культуры отличает иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства.

В период раннего средневековья земельная собственность распределялась между феодалами, церковью и крестьянскими общинами. Земли свободных крестьянских общин постепенно присоединялись к землям светских или церковных феодалов под разными предлогами вместе с живущими на них крестьянами. Так шло закабаление ранее свободных крестьян, которые к XI в. попали в разную степень наследственной личной и экономической зависимости. За пользование землей крестьянин должен был отдавать часть урожая феодалу (а церкви 1/10 всего производимого в хозяйстве), работать на барской пашне или в мастерских, молоть хлеб на барской мельнице, участвовать в различных работах, защищать его земли в случае военной опасности. Процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости в разных государствах имел разные сроки. Первыми стали освобождаться французские крестьяне с XII в. — времени крестовых походов. В Англии с XV в. крестьяне в связи с огораживанием земель становились лично свободными. В Норвегии крестьяне вообще не знали крепостной зависимости. В других государствах освобождение придет лишь в XIX в. Поскольку земля являлась главной ценностью, она и служила мерилом богатства и средством расплаты короля с феодалами, феодала с вассалами. В Средние века в Европе существовал нравственный и правовой принцип в отношении подданных: «вассал моего вассала — не мой вассал». Это предопределило некоторые особенности протекания крепостной зависимости крестьян, с одной стороны, а с другой — взаимоотношений короля и аристократии. Например, в Византии власть императора была ничем не ограничена, так же как в Восточных деспотиях. На Западе король был первый среди равных. Поэтому отношения королей с пэрами, родовой аристократией строились (до определенного периода) на принципах относительного равенства. Вассал мог служить нескольким феодалам. Оплатой за службу были земля, конь и доспехи. Оружие и лошадь стоили очень дорого. В XIII в. воинская экипировка среднего качества (меч, щит, латы, шлем, конь, седло) были эквивалентны более чем четырем поместьям, либо 25 отличным волам, либо 250 овцам, либо 250 четвертям пшеницы. Как на Востоке, так и на Западе существовал определенный кодекс чести воина-рыцаря. Его преданность королю, императору, феодалу была беззаветной, считалась нравственным долгом, воспевалась в песнях («Песнь о Роланде», песни о Гильоме Оранжском). Жизнь феодалов-рыцарей сопровождалась множеством сословных привычек: раздачей захваченного во время набегов добра, устройством богатых пиров, презрительным отношением к скупости и экономии, поклонением «прекрасной даме», участием в турнирах и пр. В рыцари готовились с детства, проходя школу рыцарского воспитания. Воины-рыцари, они же феодалы, противостояли огромной массе безоружных крестьян. В обыденном сознании средневековых людей человек, одетый в воинские доспехи, защитник своего народа, символически воспринимался как повторяющий деяния Христа, погибшего за народ. Крестьянин же, пашущий землю, согласно Библии, делал это в качестве наказания за первородный грех, становился символом грешного, проклятого человечества.

Человек работал для того, чтобы заработать себе на жизнь и поддерживать свое существование. Во времена средневековья, как и в предыдущие времена, не существовало никакого стимула работать больше, чем необходимо для поддержания своего традиционного жизненного уровня. Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности в средневековье является естественное ограничение потребностей: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено (такое хозяйствование В. Зомбарт называет «расходным»). Размеры и характер потребностей были вполне определенными для каждой социальной группы.

Важным моментом в социально-политической культуре Средних веков в Западной Европе следует считать появление сословных представительных органов. Их зарождение связано с появлением свободных, самоуправляемых городов и в связи с этим независимого от феодала слоя населения — купцов и ремесленников, объединенных в цеха и гильдии. Представители цехов входили в городскую систему самоуправления, решая вопросы городского хозяйства, налоговых сборов и др. Для решения общегосударственных вопросов стали созывать собрания представителей разных сословий (Испания — с XII в.; Англия — XIII в.; Франция — XIV в.; Нидерланды — с XV в).

Невозможно представить себе социальную жизнь Средневековья без института церкви. Церковь представляла собой независимое, самостоятельное целое во всех феодальных государствах в Европе. В 1054 г. произошло разделение церквей («великая схизма»): на католическую церковь на Западе, православную церковь — на Востоке Европы. Все высшие католические священнослужители назначались — Ватиканом, православные — Константинополем. Власть пап и патриархов считалась выше Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Церковь была своего рода государством в государстве. Она имела собственные земли с прикрепленными к ним крестьянами, мастерские, позже мануфактуры, свою казну и свои законы. Она оказывала огромное влияние на всю идейную и политическую жизнь средневековых государств. Это часто приводило к столкновениям интересов светских и духовных владык. Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI-XIII вв. были осуществлены так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток якобы для освобождения «гроба Господня» и «Святой земли» от «неверных» (мусульман). Точное количество походов не известно, но в истории нашли описание 8 походов.

Проводником религиозных взглядов и политики Ватикана были монашеские ордена. Практика отшельничества возникла в конце Древнего периода, когда многобожие стало уступать место новым монотеистическим религиям. Первым в мировой практике монашеским поселением была буддистская монашеская община (VI-V вв. до н.э.), затем появляются раннехристианские отшельники (III в. н.э.), пустынножители, общинножители в Египте. В Средние века происходит расцвет монастырских коммун, совместно ведущих хозяйство, общие трапезы, имевших общий доход от треб, церковной десятины и т.д. Монастыри превращаются в культурно-хозяйственные центры, где переписываются рукописи, ведутся теологические диспуты, подспудно разрабатываются и научные взгляды. Зачастую тяжелый физический труд возлагался на послушников или прикрепленных к монастырям крестьян, монастырских работников. Существовали и нищенствующие монашеские ордена: францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Церковь вела последовательную и непримиримую борьбу с ересями и свободомыслием. Суды инквизиции действовали по всей Европе, с особой жестокостью инквизиция проявила себя в Испании.

studfiles.net

Формирование социальных структур в Средневековье

Ю. Майка

Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.125–127.


Западная Римская империя пала не только под ударами варваров. Еще ранее по разным причинам, анализировать которые здесь нет необходимости, она подверглась такому глубокому разложению, что варвары лишь довершили и без того неминуемую гибель империи. Удары, которые нанесли варвары всему античному миру и его культуре, не миновали, конечно, и Церкви. Однако христианство не погибло полностью под этими ударами и, приступив потом к восстановлению своих структур, принимало участие и в восстановлении общих отношений и институтов — социальных, экономических и политических.

С чисто общественной точки зрения Церковь выполнила очень важную, хотя зачастую недооцениваемую, интегрирующую функцию в становлении средневекового мира. Она обеспечила Европе, созидающей свою цивилизацию и культуру, цельную систему ценностей, дающую возможность взаимопонимания, а вслед за этим общеобязательный образ мышления, хотя и не всегда еще — действия. Благодаря этому Европа могла говорить общим или близким для всех языком. Речь идет не только о языке в лингвистическом понимании, каким была в известном смысле латынь, но прежде всего об общем языке христианских понятий и ценностей, на основе которых мог рождаться, несмотря на все различия, новый облик Европы и новые формы отношений между людьми и социумами.

Чтобы выполнять эту роль, Церковь должна была сама внутренне объединиться и подумать о восстановлении и развитии своих структур, а также о выработке тактики в столь изменившихся и нестабильных условиях, в которых оказалась Европа. Это была огромная задача не только восстановления Церкви, но и строительства культурно-социальных основ новой Европы на развалинах Римской империи, на том обширном поле битвы, которое представляла собой Европа после переселения народов. Теоретическими основами этого возрождения в немалой степени служило наследие Отцов Церкви, особенно св. Августина. Но при этом Церковь старалась сохранить все остатки античной культуры, которой она и сама была так многим обязана. Достаточно вспомнить хотя бы заслуги в этом отношении Иоанна Кассиана и его Vivarium.

Нельзя не упомянуть здесь, хотя бы вскользь, двух деятелей, которые внесли в это восстановление свой огромный теоретический и организаторский вклад. Мы имеем в виду св. Бенедикта и папу Григория Великого.

Первый из них, св. Бенедикт Нурсийский (ум. 547), объявленный недавно папой Иоанном Павлом II покровителем Европы, был организатором монашества на европейском континенте. Разработанный им Устав опирается на прекрасное знание человеческой натуры, принципов взаимодействия между людьми и основ социального порядка. Устав стал основой конституций разных бенедиктинских братств, и именно благодаря ему, благодаря провозглашенному его создателем принципу ora et labora, орден бенедиктинцев и другие, производные от него, сыграли такую важную роль в создании христианской культуры и даже в закладке фундамента европейской культуры в целом. Ибо в основе этого устава лежит не только приоритет духовных ценностей, но и высокое понимание ценности человеческого труда и создаваемой благодаря ему культуры, как материальной, так и духовной. Основанием своего ордена св. Бенедикт не только вызвал к жизни один из ценнейших и наиболее заслуженных в деле развития европейской цивилизации и культуры институтов, которые когда-либо создавала католическая Церковь, но и стал создателем одной из основных структур европейского общества (особенно в центральной Европе), какой было монашество. В сословной структуре средневековой Европы монашеские ордена, которые впоследствии реформировались и множились, образовали особое сословие. Оно сыграло важную роль не только в социально-культурном, но и в экономическом отношении, независимо от религиозных, а потом и пастырских задач, которые оно выполняло.

В эпоху раннего средневековья важную роль в организации внутренней жизни Церкви сыграл Григорий Великий (ум. 604). Он был выдающимся писателем и Отцом Церкви, а как папа -организатором церковной жизни, притом почти в каждой ее области, начиная с религиозного культа (Sacramentarium, Antiphonarium, григорианское пение) и кончая общественными и хозяйственными вопросами.

Григорий проводит основательную реформу духовенства, монашества и церковных институтов. Он издает целый ряд положений, касающихся церковного имущества, причем его хозяйственность, его чуть ли не мелочная забота о материальных делах Церкви идет рука об руку с глубоким чувством справедливости и заботой о расширении христианского милосердия. При этом он особо выделяет обязанности, связанные с владением собственностью, особенно церковной. Терпимый к иноверцам, проявляющий заботу о евреях, он не позволяет проявлять терпимость ни к какому, даже внешнему ущемлению бедных, к которым он относится с исключительным вниманием. Он выкупает их из рабства, приказывает оплачивать их долги, щедрой рукой помогает беднякам, не колеблясь даже перед продажей с этой целью церковного имущества. Наконец, он основывает и поддерживает благотворительные заведения: приюты (ptochia) и постоялые дворы (ksenodochia).

Григорий считает, что каждый человек по природе своей свободен от рождения, и поэтому все, кто вследствие греха были отданы в рабство, должны получить свободу. Ибо рабство — результат не личного греха раба, а слабости человеческой природы, оскверненной первородным грехом (ius gentium). Замечание Э. Трельча о том, что Григорий своим предписанием лишает рабов доступа к церковным званиям, может вызвать лишь недоразумение, поскольку Трельч не дает разъяснений по этому поводу. Именно Григорий, всеми мерами борясь с рабством, на римском синоде в 597 г. провел решение, согласно которому всякий, кто вступает в духовный сан (а также в монастырь), получает тем самым свободу. Кроме того, каждый епископ получал право освобождать рабов, работающих в церковных имениях. Учение Григория об отношении Церкви к государству представляет собой отражение взглядов св. Августина на этот предмет. Григорий не разделяет утверждений папы Геласия I о приоритете Церкви над государством, но не признает и власти государства в чисто церковных делах.

Несмотря на то, что в средние века Церковь была в немало степени подготовлена к исполнению социально-политической и культурной роли, она не может считаться единственной или даже главной причиной воздействия на социально-экономическую систему средневековья. Отождествление этой системы с феодализмом и особенно приписывание Церкви роли архитектора средневекового феодализма является несомненным упрощением и даже недоразумением, несмотря на то, что некоторые теологи делали попытки подвести под это идеологический фундамент богословского характера, ища, например, аналогии между образом небесной иерархии, сконструированным Псевдо-Дионисием Ареопагитом, и земной социальной иерархией. Такую попытку мы находим еще у св. Бонавентуры. Феодализм — это прежде всего явление не социально-экономическое, а социально-политическое, и, хотя он получил некоторое идеологическое подкрепление, он был создан не идеологией, а под воздействием самой действительности. Он сформировался в результате того, что отдельный человек и все общество постоянно находились в опасности, вызванной переселением народов и распадом империи; это был результат примитивного социально-экономического устройства, особенно в области общественной организации.

При этом следует обратить внимание на определенные различия, существовавшие между городами и другими видами поселений. Хотя многие города были включены как самостоятельные образования в общую феодальную структуру, в них сохранились, а порой и сформировались особые объединения (коммунальная городская система, цехи, гильдии), в то время как феодальные отношения в целом покоились на личной зависимости, основой которой была собственность, с одной стороны, и оборонительная функция — с другой.

Изменившиеся социально-экономические условия оказали определенное влияние на формирование взглядов так называемых канонистов по вопросам права и общественной нравственности. Правда, они ориентируются главным образом на городские отношения, но феодальный строй оказывал очень серьезное воздействие на их понимание богатства и землевладения, так как собственность не только гарантировала владельцам землю, но существенным образом влияла на формирование межличностных отношений в масштабах всего общества. Поэтому собственность была не только фактически в особой цене, но и воздействовала на оформление социальной структуры и даже на выработку понятий и оценок, связанных с общественной жизнью. Следовательно, рассматривая учение канонистов и теологов-моралистов, особенно св. Фомы Аквинского, о собственности, мы должны постоянно учитывать, с одной стороны, всю совокупность социально-экономических особенностей средневековья и феодального строя, а с другой — те учения, под влиянием которых они находились.

Итак, попробуем наметить важнейшие внутренние и внешние элементы, формирующие социальную мысль средневековья, которая нашла свое наиболее законченное выражение в трудах св. Фомы Аквинского.

1. Во-первых, следует назвать Священное Писание, философские и богословские взгляды Отцов Церкви на происхождение государственной власти, на рабство как явление и на человеческое достоинство как его антитезу, а также на богатство, частную собственность, труд и т.п.

2. Другим важным источником является античная философия — учение Платона и Аристотеля и моральные принципы стоиков. Средневековье обязано этим философским течениям не только научным аппаратом и системой понятий, но и целым рядом положений, особенно из области социальной философии и философии права. Нельзя обойти молчанием и влияние всего наследия римского права: его система понятий и законоположения (напр. контрактное право) были приняты не только каноническим правом, но и нравственным богословием.

Важную роль сыграл здесь св. Исидор Севильский (ум. 636). Он сделал близкими средневековью многие элементы античной культуры, а также внес свой вклад в развитие учения о естественном праве. В учении св. Фомы Аквинского нашла отражение прежде всего его концепция ius gentium.

3. Мы уже упоминали, какое значение для формирования общественно-экономического строя средневековья имел институт монашества. Конечно, он серьезно воздействовал и на средневековую общественную мысль. Это было по преимуществу религиозное движение, но одновременно оно решало целый круг общественно-экономических проблем и сыграло заметную роль в политической жизни. Прежде всего оно имело огромные достижения в обосновании необходимости труда и его организации. Религиозная мотивация труда, ни в коей мере не связанная с потребительским отношением к нему, принесла средневековым монашеским братствам громадный экономический эффект, которым пользовалось все общество. Правда, нельзя не сказать и о том, что эти доходы таили в себе опасность и для самого монашества, для его духовного облика, создавая потребность во все новых реформах монашеской жизни. Назовем хотя бы клюнийскую реформу, реформы премонстрантов, цистерцианцев и, наконец, камальдулов. Кроме того, институт монашества в определенном объеме решал проблему демографического равновесия благодаря практике целибата, а также был своего рода средством, оберегающим феодальную систему от полного и быстрого распада в результате наследственных разделов. Все социальные последствия перечислить здесь невозможно, но нельзя не отметить благотворительную деятельность монастырей и их общественно-воспитательное воздействие, так как самим своим существованием и делами они напоминали всем о евангельской иерархии ценностей и ее практическом значении. Говоря о средневековом институте монашества, мы не можем не вспомнить о том, что в эпоху зрелого средневековья в этом движении произошел принципиальный перелом, который существенным образом изменил его облик. Мы имеем в виду нищенствующие ордены. К этому вопросу нам еще придется вернуться особо.

4. Четвертый источник — это социальная структура средневековья в целом и ее институты, то есть городское устройство и вся феодальная система с ее идеологическими проявлениями. Средневековые авторы (канонисты, философы, теологи) не рассматривали, однако, социальные и экономические вопросы как особую группу проблем, а занимались ими в связи с обсуждением правовых и нравственных проблем. Центральными в этой области были проблемы собственности и хозяйственных договоров. По сути дела, их суждения разрознены и не образуют какой-то системы, которую можно было бы цельно изложить как характерную для этой эпохи в целом. Однако именно в трудах св. Фомы Аквинского (ум. 1274) можно найти достаточное количество материалов для реконструкции такой системы. Именно он в этой области оказал огромное влияние на социально-экономические взгляды не только средневековья, но и нового, а также новейшего времени.

frateroleg.name

10. Государственный строй стран средневековой Европы.

Развитие государственного строя Европейских стран в период средневековья происходило в рамках монархической формы правления. 4 этапа развития монархии:

а)5-9в — раннефеодальная монархия. В этот период происходит становление государственности у европейских народов. В результате имущественного и социального расслоения утрачивается возможность урегулирования общественных отношений, на основе обычного права — из элементов родового строя формируются зачатки публичной власти. Постепенно формируется наследственный характер перехода власти. В процессе феодализации родовые структуры утрачивали влияние, и король приобретал право законодательной власти и высшего суда.

б) сеньориальная монархия 10-13в. Для данного этапа характерна тесная связь феодального землевладения и власти. Король, являясь верховным собственником земли, предавал отдельные территории дружинникам в награду за службу. Одновременно с земельным участком феодал получал право суда над крестьянами, сбора с них податей, осуществление управления Т.О. власть короля непосредственно распространялась только на его личные феодальные владения (домен).

в)сословно-представительная монархия (14-15в). В 13-14в происходит усиление центральной королевской власти. Увеличиваются королевские домены. Начинает формироваться центральный государственный аппарат. Во многих странах формируется иммедиатиазация (обязанность каждого феодала приносить личную присягу королю). В большинстве европейских государств формируется сословно-представительные органы власти, куда входили выборные депутаты от сословий. Функции: законосовещательные и законодательные, а также установление налогов, попытки контроля над бюджетом.

г)абсолютная монархия. 16-18в. Власть монарха становится абсолютной, юридически и фактически неограниченной. Единственное требование к королю — соблюдение закона божьего. Власть монарха опирается на центральный государственный аппарат, важнейшими элементами становятся постоянная армия. Сословно-представительные органы перестают существовать или утрачивают политическое значение. Устанавливается система индивидуального налогообложения для содержания госаппарата и армии. Феодалы становятся служивым сословием — дворянами.

11.Сословная структура Европейского средневекового общества

Традиционное деление сословий:

— феодалы;

— духовенство;

— крестьянство.

В основе соц. структуры средневекового общества лежало сословное деление. Сословная принадлежность определяла социальный, правовой и имущественный статус человека. Давалась от рождения, как правило, была пожизненной Переход их одного сословия в другое был затруднен и оформлялся специальной процедурой, либо нормативным актом. В средневековой Европе выделялось 3 сословия: духовенство, феодалы (светские), подданное сословие (граждане и крестьяне).

Духовенство.

Его статус, особое положение, определилось монополией на связь с богом. Священнослужители обладали статусом личной свободы. Освобождались от личных налогов в пользу короля, находились над юрисдикцией церковных судов. В имущественном плане расслоение духовенства одновременно являлись крупными светскими феодалами. Большая часть приходских священников по образу и уровню жизни приближалась к верхушке третьего сословия.

Феодалы.

Шло усиление зависимости феодалов от власти. Отношения внутри сословия феодалов строилось на принципах вассалитета. Это была система личных отношений между двумя феодалами. Сеньор, владелец земли передавал вассалу земельный участок с крестьянами под условие службы, т.о. землевладение носило условный характер. Постепенно оно приобретает наследственный характер. Феодальная собственность, т.о. приобретает характер сословно-замкнутый. При вступлении вассала во владение землей, он приобретал отдельные права и обязанности. Имел следующие обязанности: военной службы, суда, верности Вассал имел право на защиту, справедливый суд, расторжение договора с сеньором при невыполнении им обязательств, право передачи по наследству земельного владения и статуса.

Податное сословие.

Преимущественно составляло крестьянство В 5-7в происходит разделение родового строя и постепенная утрата права собственности на землю. Завершение процесса феодализации устанавливается право собственности феодала на землю. Крестьяне пользовались землей, за что платили феодалам ренту в денежной или отработочной форме. Кроме того все категории крестьян платили гос подати и повинности. Выделялись две основные категории крестьян.

1) Виланы (фран) — лично-свободные крестьяне, с правом перехода от феодала к феодалу при отсутствии долгов Платили ренту по обычаю

2) Сервы — несвободные, лично-зависимые, прикреплены к земле и личности феодала и платили ренту устанавливаемую им

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *