События и герои романтизма и реализма – Романтизм и реализм: отличительные черты — ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ — ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА — Мировая литература 10 класс — Ю.И. Ковбасенко — Грамота 2010 — учебник

Содержание

Романтизм и реализм — больше, чем направления в литературе

Самые яркие литературные направления, которые достигли своего расцвета в русской литературе в 19 веке, имеющие одинаково большое число последователей, яро спорящих друг с другом, — это романтизм и реализм. Противоположные по своей сути, тем не менее нельзя сказать, что одно бесспорно лучше другого. Они оба являются неотъемлемой частью литературы.

Романтизм

Романтизм как литературное направление появился в Германии в 18-19 вв. Он быстро завоевал любовь в литературных кругах Европы и Америки. Наибольшего расцвета романтизм достиг в первой половине 19 века.

Главное место в романтических произведениях отведено личности, которая раскрывается через конфликт героя и общества. Поспособствовала распространению этого течения Великая французская революция. Таким образом, романтизм стал ответной реакцией общества на появление идей, прославляющих разум, науку.

Такие просветительские идеи казались его приверженцам проявлением эгоизма, бессердечия. Конечно, похожее недовольство было и в сентиментализме, но именно в романтизме оно выражено наиболее ярко.

Романтизм противопоставлялся классицизму. Теперь авторам предоставлялась полная свобода творчества, в отличие от рамок, свойственных классическим произведениям. Литературный язык, которым писались романтические произведения, был прост, понятен каждому читателю, в противоположность витиеватым, чересчур благородным классическим произведениям.

Особенности романтизма

  1. Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
  2. В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
  3. Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.

Реализм

Реализм — это литературное направление, в котором писатели стремились как можно правдивее отразить в своих произведениях действительность. Но это очень непростая задача, потому что само определение «правды», видение действительности у каждого своё. Часто бывало и так, что в стремлении писать только правду писателю приходилось писать вещи, которые могли противоречить его убеждениям.

Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной отличительной особенностью является точное отражение действительности.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)

Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:

  • переход от романтизма к реализму, что послужило небывалому расцвету классической литературы и её признанию во всём мире;
  • «литературное двоевластие» — это период, когда союз и борьба романтизма и реализма подарили литературе великие произведения и не менее великих авторов, что позволило считать 19 век в русской литературе «золотым».

Появление романтизма в России было обусловлено победой в войне 1812 г., вызвавшей большой общественный подъём. Конечно, романтизм не мог не проникнуться идеями декабристов о свободе, что создало поистине уникальные произведения, в которых отражено внутреннее состояние всего русского народа. Самыми яркими, известными представителями романтизма являются А. С. Пушкин (стихотворения, написанные в лицеистский период и «южная» лирика), М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов (ранние произведения).

В 30-х годах набирает силу реализм, когда писатели отражали происходящую действительность изящным, понятным языком, точно и тонко подмечали человеческие и общественные пороки и иронизировали над ними. Основоположником этого направления считается А. С. Пушкин («Евгений Онегин», «Повести Белкина»), в одном ряду с которым находятся не менее талантливые мастера пера, такие как Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), И. С. Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»), Л. Н. Толстой (великое произведение «Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). И невозможно не написать про гения коротких, но удивительно живых рассказов и пьес А. П. Чехова.

Романтизм и реализм — это больше, чем литературные направления, это — образ мышления, образ жизни. Благодаря великим писателям можно перенестись в ту эпоху, окунуться в ту атмосферу, которая царила в то время. «Золотой век» в русской литературе подарил всему миру гениальные произведения, которые хочется читать снова и снова.

fb.ru

3.2. Эпоха романтизма и реализма

Отличительная черта 19 века — возрастающая жажда сильных чувств… 19 век будет отличаться от всех ему предшествующих веков

точным и пламенным изображением человеческого сердца. … нужна не литература, созданная для двора, а литература, созданная для народа.

Стендаль

Все то, что было — уже прошло, все то, что будет — еще не наступило…

Великая французская революция обозначила собой рубеж, отделяющий эпоху романтизма и реализма от эпохи Просвещения. Просветители идейно подготовили революцию. Но они не могли предвидеть всех ее последствий. Действительно, «царство разума», предсказанное ими, не состоялось. Время надежд сменилось временем разочарований: «к господству стали тянуться люди, глухие к добру, равнодушные к общему благу».

Просветители провозгласили лозунги «Свобода. Равенство. Братство». Но революция, которая должна была обеспечить свободу личности, поместила человека в весьма строгие рамки. Эти две стороны человеческой личности — пафос свободы и индивидуализм — весьма сложно проявляются в романтической концепции мира и человека.

Субъективное, эмоционально-личностноеотношение к окружающему миру, изображение его с позиций человека, не принимающего буржуазного устройства, составляют основу мировоззрения новой эпохи. Это реакция на Французскую революцию и подготовившее ее Просвещение. Но это следует понимать не как неприятие самой революции, а как отрицание того общественного строя, который возник в результате революции. Формирующееся новое мировоззрение вызвало к жизни новые методы в литературе:ро-

мантизм и критический реализм.

Романтики первыми решились глубинно выразить свою эпоху, но не вполне адекватно, а скорее в мистифицированном виде. Просветительским идеям романтики противопоставили чувство, интуицию, воображение. Воображение становится средством познания. Для романтиков важна эмоция, порыв. Романтики противопостав-

44

ляют свои идеалы действительности (разрыв мечты и действительности). Так возникает центральная идея романтизма — двоемирие.

Романтики обращены к природе, мифологии, фольклору, религии. «Писателям понадобились другие сюжеты. Писатели вновь вернулись к тем героям, великие образцы которых одушевляли энергические поэмы первых суровых сочинителей; иногда подобных людей приходилось искать среди дикарей и варваров. Пришлось обратиться к векам и странам, в которых высшим классам дозволено было иметь страсти», — утверждает Стендаль. Отсюда тяготение к исключительным, условным, фантастическим образам и картинкам, стремление к созданию символов и новых мифов. Так в творчестве романтиков возникают герои-символы.Это более всего характерно для немецких романтиков: у истоков романтизма стоитроман-мифНовалиса «Генрих фон Офтердинген», а один из поздних романтиков, драматург и композитор, Рихард Вагнер, переосмысляя древний миф, создает грандиозную тетралогию «Кольцо Нибелунгов».

Живейший интерес романтики проявляют к экзотическим странам. Поэтому в эпоху романтизма заново открыт Восток. Гюго, Байрон, русские романтики увлечены восточными мотивами. В это время сделано огромное количество переводов с арабского, персидского языков. Но обращаясь к темам Востока, романтики рисовали скорее не реальный Восток, а Восток вымышленный, создавая по сути некий миф о Востоке по контрасту с неприемлемой ими действительностью.

Романтики были озабочены раскрытием подлинной ценности личности. Они искали эту ценность за пределами реального мира, в котором царило отчуждение человека от человека. Так впервые в литературе с особой отчетливостью прозвучала тема одиночества иотчуждения. Так возникаютгерои-философыи герои психологи. Их занимают глубинные философские искания. Их задача — раскрыть богатство духовного мира человека. Отсюда исповедь, внутренний монолог, образы лишних людей. Следует отличать сентиментального героя и романтического. Для романтизма характерно не просто чувствование, а страсть, желание свободы и славы, неистовство в любви. Здесь царит индивидуальность. Более всего героиромантики страшатся скуки.

45

Романтизм подарил миру величайшие и прекрасные утопии, выраженные в идее спасения мира красотой. Именно романтики главными критериями существования человека провозгласили Истину, Добро и Красоту. Насколько осуществима эта утопия сегодня?

И, наконец, по мнению Стендаля, «все великие писатели были в свое время романтиками. А классики — это те, кто через столетие после их смерти подражает им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе».

Итак, романтизм, как метод и направление, сложившийся на рубеже 18—19-говв., — явление сложное и противоречивое. В каждой стране романтизм приобрел настолько ярко выраженные национальные черты, что в связи с этим сложно говорить о какихлибо общих особенностях романтизма. Мы лишь можем говорить о направлениях романтизма, складывающихся в тех или иных странах вследствии тех или иных обстоятельств политического, экономического, социального характера, свойственных определенной нации. Так, например, ранний (философский, универсальный) романтизм конца18-говека; фольклорный романтизм начала19-говека; байронический романтизм10—30-хгг.19-говека; гротескнофантастический романтизм10—30-хгг.19-говека; социальноутопический романтизм, вольтеровский романтизм, созерцательноэлегический романтизм,религиозно-мистическийромантизм, гусарский романтизм19-говека и неоромантизм начала20-говека.

Можно говорить о формировании типов романтизма, исходя из уровней взаимоотношения индивида и общества. Первый тип развивается в капиталистических супердержавах Англии и Франции. Здесь формируется новое понимание личности. Романтики задаются вопросом, кто господин мира? Что есть космос? В Германии, России, Испании, Италии встает вопрос о поиске национального героя исходя из разрешения отношений нации и личности. В странах с мощным национально-освободительнымдвижением (Болгария, Югославия, Беларусь, Ирландия, США) проблемы личности не так значимы. Здесь герой воплощает чаяния всей нации.

Следует отметить, что романтизм в начале 19-говека охватил и другие виды искусства: музыку, живопись, театр. Романтическими можно назвать творения Шопена, Шуберта, Делакруа, Листа.

Таким образом, романтизм как направление формировался под

46

влиянием различных эстетических программ, школ, кружков, которые в итоге составили художественно-эстетическоеединство метода. Творчество всех романтиков базировалось на единых эстетических и мировоззренческих принципах: отрицание просветительского рационализма, буржуазного прогресса и трагическое переживание утраты идеального в жизни. Отсюда — жажда совершенства, страстное стремление к идеалам. Основной закон в романтическом мировосприятии — философское признание и эстетическое утверждение коренного разрыва между мечтой и действительностью, между сущим и должным, невозможности в реальном ощутить, осуществить, утвердить свой недостижимо прекрасный идеал.

Итак, романтики начали с отрицания Просвещения. Но, к слову, идеология просветителей к концу 18-говека уже обнаружила свою исчерпанность в некоторых европейских странах, например, Англии и Франции (самокритика Просвещения, например, в «Племяннике Рамо» Дидро). Тем не менее, она сохранила свою актуальность в Германии30-хгг., России60-хгг.18-говека.

Романтики шли несколько иным путем, чем просветители, потому как действительность оказалась много сложнее тех стройных схем, которые рисовали великие мыслители «века разума». Открытием романтиков был историзм. Просветители судили обо всем только с позиции разумно — неразумно. Романтики считали, что характеры людей, их взгляды на жизнь, привычка и даже одежда сформированы временем, историей. Особенной популярностью у романтиков стало пользоваться понятие народности, выдвинутое в 18-мвеке Гердером. Причем в разных смыслах понимания этого слова. Стендаль развивает мысль о народности литературы: «Вот что говорит романтическая теория: каждый народ должен иметь особую, соответствующую его собственному характеру, литературу, подобно тому, как каждый из нас носит одежду, скроенную по его фигуре». Где же можно искать национальный колорит? В народном творчестве. Несомненной заслугой романтиков стало широкое обращение к фольклору.

Мы уже говорили о таком интересе к фольклору немецких штюрмеров в конце 18-говека. Но именно в эпоху романтизма стало возможным не только собирание богатейшего фольклорного материала, но публикование и обработка народных песен и сказок. Особенно значительна была в этом роль братьев Гримм. «Сказки»,

47

ими собранные и изданные, приобрели мировую известность. Большую известность получило и собрание народных песен «Волшебный рог мальчика», изданное Арнимом и Брентано в Германии.

С другой стороны, народность предполагала обращение к некоему духу нации, поэтизацию патриархальной старины, воспевание незлобивости и покорности, религиозности, как истинных народных черт. Но в целом, понятие народности у романтиков не было однородным, потому как романтические идеалы тоже были разными.

Понятие романтического идеала, по сути, было безграничным. Одни искали его в природе, другие — в мире искусств, третьи — в борьбе, четвертые — в сопротивлении и так до бесконечности, что дает некоторое основание говорить о видах и типах романтизма. В то же время, это дает и основание высказаться как Пушкин: «В романтизме у нас ни черта не смыслят», имея в виду, что под романтизмом, в силу сложности однозначного определения метода, подразумевают чаще всего «нечто и туманну даль». В наше время существует расхожее «романтика отношений, романтика путешествий» и т.п., что неизменно сводится, исходя из наблюдений, к костру в глухом лесу и ужину при свечах. На взгляд автора, это не совсем верное понимание романтического в жизни и тем более искусстве.

Следует понимать, что писатели-романтикив своем творчестве стремились к постановке проблемы, которая сохранила бы свое концептуальное значение на века. Поэтому творчество романтиков связано, прежде всего, с утверждением ценности личности, что нашло отражение в их произведениях в образах романтических героев. Как метод романтизм предполагал особенности типизации, которые выявляются в средоточии на душевных эмоциях героя, где духовное рассматривалось в отрыве от материального. Романтический герой абсолютно самоценен (здесь сказывается влияние идей Канта и Фихте всегда относиться к личности как к цели, а не как средству).

Романтический герой типичен и исключителен одновременно: в нем сочетаются индивидуализм и страстное стремление к свободе. Романтический герой неоднозначен. Это не просто положительный герой, он даже необязательно должен быть положительным. Это герой, который выражает тоску по идеалу. Глупо рассуждать поло-

48

жительный или отрицательный лермонтовский Демон, байроновский Манфред, Мельмот Матюрена. Они величественны, сильны, они заключают в себе великую силу духа (титанизм героев). Это личности, опирающиеся сами на себя. Это и личности, противопоставившие себя всему миру. Таким образом, главенствующей становится концепция индивида. Романтический герой — это герой Шекспира.

Так складывается образ универсальной личности, стремящейся к высшей гармонии. Собственно представление о личности универсальной лежит в основе персонажей Гофмана.

Судьба таких образов в последующем развитии мировой культуры была неоднозначна — бунт одиночки красив, увлекателен. Но вместе с тем, он обнаруживает свою бесперспективность и осуждается в стремлении самолично творить суд над другими (к примеру, Манфред у Байрона и Дон Жуан у Гофмана). С другой стороны идея универсальности отражала тоску по идеалу всесторонне развитого человека, свободного от ограниченности (например, Крейслер Гофмана).

В свою очередь появление нового героя обусловило возникновение новых жанров. Хотя в разных странах процесс этот протекал по-разному,можно наметить общие черты этих структурных изменений.

Во-первых,субъективизм романтиков, их эмоциональность обусловили расцвет лирики. «Поэзия — это означало романтизм», — говорит Т. Манн. Кроме того, все жанры вобрали в себя романтическое начало. То была последняя, перед нашим временем, из великих поэтических эпох. Поэзии тогда придавалось значение универсальное как способу познания мира и борьбы за истину. Все другие виды творческой и научной деятельности уступали, в глазах романтиков, первенство поэзии.

Во-вторых,романтизм исключил некоторые виды романов. Если в эпоху Просвещения получили расцветсоциально-бытовой,философский, сентиментальный, сатирический, готический, психологический романы, то в эпоху романтизма такого рода роман не только утрачивает свое значение, но и нередко становится предметом насмешек. Будни быта рассматриваются как предмет, не достойный эстетического освоения. В романтической прозе быт выполняет роль негативного фона для героев (например, у Гофмана).

49

Крупнейшим художественным открытием эпохи стал исторический роман. Основоположником его называют Вальтера Скотта. Опыт английского бытового романа он переосмыслил и употребил для изображения исторического прошлого, что придавало особенный местный и временной колорит произведениям. Именно это позволяло переноситься из века в век (например, изображение событий в Англии в11-мвеке в «Айвенго» Скотта; либо17-йвек во Франции в«Сен-Маре»А. де Виньи; нам известны исторические романы Гюго, Дюма, Клейста, Купера, Мандзони и других авторов). Другое осмысление обретают философские повести и романы. Философский просветительский роман тяготел к притче, романтическийфилософский роман ближе к мифу, кроме того, он пронизан лирической интонацией.

В-третьих,появляется так называемаяисповедальная проза (это наблюдалось уже у Дидро в «Монахине»). В этих произведениях содержание замкнуто в узкой сфере истории главного героя, но несколько изменена концепция личности: это уже не сентиментальные трогательные страдания, а саморазоблачения героя. Ведущим жанром в немецкой, французской, русской, американской литературах становитсяновелла. Первоначально ее трактуют как новость, изображение эпизода, необычного случая. Сегодня в практике литературоведения новеллой принято называть малую литературную форму эпического рода. Новелла может быть трагедийной — изображать непримиримые конфликты, ведущие к катастрофическим последствиям (например, новеллы Клейста). Вновелле-сказкеромантический идеал воплощен в образе романтического героя; фантастика является здесь плодом воображения автора (Тик, Арним, Гофман, Брентано).Новелла-эскиз— «простой и верный показ сцен обычной жизни», окрашенной юмором («Книга эскизов» Ирвина). Эдгар По придаст жанру напряженность, особый трагизм и драматизм. Фантастика у него приобретет черты ужаса и ощущение катастрофы. Вместе с тем, По логичен, рационалистичен; кроме того, он является создателем детективного жанра не только в американской, но и в мировой литературе.

В-четвертых,романтики смешали все жанры, выработав так называемый тип внежанрового лирического произведения. В этом смысле ведущие позиции занимаетромантическая поэма, где лирический герой есть воплощенное авторское «я».

50

В-пятых,романтики создают богатуюпейзажную лирику. Классицисты вовсе не изображают пейзаж; сентименталисты подчинили пейзаж изображению чувств, это лишь место действия, вдали от города; романтики передают душевное состояние героя через описание состояния природы, это пейзаж эмоционального состояния.

Встранах с мощным национально-освободительнымдвижением романтизм долгое время сохранял ведущее место, потому как именно в романтических жанрах находил отражение пафос нацио-нально-освободительнойборьбы. В Ирландии, например, даже сложилась парадоксальная ситуация: когда в60-хгг.19-говека стали появляться первые реалистические произведения, критика отвергла их за измену национальной традиции. В литературе США почти весь век прошел под знаком романтизма; даже реализм начала20-говека носит название «розовый». Таким образом, на определенном историческом этапе именно романтизм отвечал духовным запросам

иисканиям многих художников и поэтов. Кроме того, просуществовав в довольно коротком хронологическом отрезке (до 30—50-хгг.19-говека), романтизм обозначил все последующее развитие литературы19-гои20-говеков.

В30-егг.19-говека в европейских литературах, прежде всего в России, Франции и Англии утверждались принципы реализма. Реализм не просто сменил романтизм. Романтизм и реализм сосуществовали. Так, например, практически одновременно появляются «Красное и черное» Стендаля (1830), «Собор Парижской богоматери» Гюго (1831) и «Шагреневая кожа» Бальзака (1831). При этом свой последний романтический роман Гюго опубликовал в 1874 (!) году, переживБальзака-реалистана тридцать пять лет. Романтические произведения появляются во второй половине века в Норвегии (романтические драмы «Бранд» (1866), «Пер Гюнт» (1867) раннего Ибсена), Бельгии («Легенда об Уленшпигеле» (1867) Шарля де Костера). В Германии шла ожесточенная полемика реалистов с романтиками, эпоха которых(10—30-егг.) была уже позади. Скорее следует сказать о преемственности от романтизма к реализму, которая позволила сделать главные художественные открытия первой четверти века: байроническая поэма, исторический роман, новеллысказки, необычайный взлет лирики в ряде стран.

Таким образом, реализм 19-говека обогащен завоеваниями романтиков: глубокое проникновение в духовный мир человека; пре-

51

одоление метафизического противопоставления добра и зла; историзм; внимание к национальному и географическому колориту.

Вданном случае несущественно, что реалисты отмежевались от романтиков. Завоевания критического реализма 19-говека и, тем более, психологического реализма20-говека были, безусловно, подготовлены сентименталистами и романтиками — их пристальным вниманием к личности, душевным переживаниям.

Следует отметить, что романтизм и критический реализм 19-говека исходили из единой посылки: неприятия общественного уклада. Но реалисты сделали огромный шаг в сравнение с романтиками: они не мистифицировали общество. Реализм19-говека отличается мастерством создания реальной, обыкновенной и поэтому типичной картины жизни общества. Это блестящая школа реалистов в Англии, Франции, России.

Важным художественным открытием реализма 19-говека явилось новое понимание «окружающей среды» как совокупности материальных условий, в которых формируется характер. В литературе18-говека действия героя — носителя разума — не обязательно были обусловлены средой. В романтизме понятие среды часто подменялось условным, экзотическим «местным колоритом». Реализм19-говека досконально изучает среду, обстоятельства жизни своих персонажей и доказывает обусловленность их поступков и даже судеб средой (вспомните «Преступление и наказание», «Бедные люди» Ф. Достоевского; «Папашу Горио» Бальзака и т.д.). Реалисты19-говека создали социальный тип. Они дали ему точную и ясную оценку, исходя из той роли, какую он занимает в обществе.

В19-говеке складывается понятие всемирной литературы. Безусловно, взаимосвязи и взаимовлияния разных национальных культур имели место в предшествующие века. Но именно развитие капиталистических отношений, создание всемирного рынка порождают всестороннюю связь и всестороннюю зависимость наций друг от друга.

Уже в работах немецкого философа Гердера в 18-мвеке был выражен интерес к явлениям культуры разных стран и континентов

иосуществлена попытка уловить общие закономерности и тенденции в развитии мировой культуры. Штюрмеры и ранние немецкие романтики не только много сделали для приобщения немецкой аудитории к сокровищам мировой культуры (переводы Шекспира,

52

Сервантеса, переводы с восточных языков), но обосновали необходимость и плодотворность взаимосвязей культур.

Гете выразил эту мысль в обобщенной форме: «Сейчас мы вступили в эпоху мировой литературы и каждый должен содействовать тому, чтобы ускорить появление новой эпохи». В гетевской концепции мировой литературы следует отметить принцип равноправия наций. Гете принадлежит поэтическая миниатюра «Мировая литература», в которой он пользуется космическими образами античной философии: движениями сфер. Взаимодействие культур в его представлении есть кружение сфер, гармоничное в своем многоголосии. Гете призывает: «Пусть все народы мира, живя под одним небом, вкушают радость от общих сокровищ». Этот призыв имеет под собой твердую почву. Действительно, литература каждой отдельной страны, отражая происходящие в ней социальные процессы, сохраняет свое национальное своеобразие, но, тем не менее, национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература. Таким образом, необходимо учитывать все факторы взаимовлияния одной культуры на другую.

В 19-мвеке это относится в первую очередь к литературам Европы и Америки, поскольку воздействие литературы Востока в это время еще не обладает системным характером. В то же время необходимо отметить и тот факт, что именно в19-мвеке, как мы уже указывали, появляется много переводов с арабского, персидского, санскрита. Таков, например, перевод и своего рода поэтический диалог поэтов и культур в«Западно-восточномдиване» Гете и средневекового персидского поэта Хафиза. В России к восточной поэзии обращаются Жуковский, Лермонтов, Пушкин.

Что касается усвоения культуры Запада на Востоке, то, несмотря на усилившиеся в результате колониальных завоеваний контакты, активного взаимодействия культур не возникает. Только к концу 19-говека в странах Азии и Ближнего Востока происходят социальные сдвиги, создающие почву для восприятия культуры Запада. Африка включается в мировой литературный процесс лишь во второй половине20-говека.

При этом необходимо учитывать такие явления, которые возникают практически одновременно в разных странах, но в анало-

53

studfiles.net

Ответы@Mail.Ru: реализм и романтизм

Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами) .

Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности» , в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного [1] классицизму и Просвещению.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря» , вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Думаю, что материала предостаточно.

otvet.mail.ru

5. Романтизм и реализм.

Романти́зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии.

Общая характеристика.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины,паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Философия романтизма.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности» (Шлейермахер). Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.

«Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту»

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август

Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Романтизм в русской литературе.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реализм.

Реали́зм — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространённой точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим её обществом, – так называемого романтического героя. Поэтому реализм развивался не как антогонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов. Между романтизмом и реализмом первой половины ХIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино.

Реализм XIX века принято называть критическим. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого в Росии. Главная цель критического реализма — обличие социальных проблем. Герои произведений критического реализма разделены по социальному критерию, они объединены сходными чертами в целые «типы», но тем не менее, типические черты сочетаются с индивидуальными, а также с глубокой формой психологизма. Все это делает критический реализм более сложным явлением. В 1932 году вводится другое понятие — «социалистический реализм». В произведениях такого течения наблюдается следование принципу партийности, принципу революционной героики и классового сознания. К такому явлению можно отнести творчество А.Твардовского, В.Распутина, Н.Погодина.

Можно выделить следующие черты реализма как направления:

1.образы приравниваются к сути самих изображаемых явлений

2.реалистическая литература — способ познать себя и мир

3.познание действительности проходит при помощи типизации образов

4.детали в произведениях конкретны, правдивы

5.характер героев эволюционирует

6.особая роль отводится глубокому психологизму героев.

studfiles.net

Романтизм и реализм: отличительные черты — ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ — ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА — Мировая литература 10 класс — Ю.И. Ковбасенко — Грамота 2010 — учебник

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Романтизм и реализм: отличительные черты

 

Однако между романтизмом и реализмом существовали и принципиальные раВНОгласия. И это закономерно, ведь без отрицания старого нет утверждения нового, иначе невозможны были бы обновление и развитие литературного процесса.

Если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на наблюдении за жизнью и исследовании его явлений. Художественное творчество в определенной степени начинала соотноситься с научной деятельностью. На первый план, как и в эпоху Просвещения, выходят не эстетическая и гедонистическая (получение удовольствия от литературного произведения, как и произведения любого другого вида искусства), а когнитивная (познавательная) и дидактическая (воспитательная) функции искусства. Так, О. де Бальзак в повести «Гобсек» опередил собственно научный анализ капитализма, нового на то время общественного строя.

Романтиков интересовал «необычный герой в необычных обстоятельствах»: непокорный бунтарь, одиночка, изгнанник, «лишний человек», отторгнута обществом, которая часто имеет загадочное прошлое или вообще «человек без прошлого» (вспомним «байронического героя»). Стоит заметить, что на переходном этапе от романтизма к реализму эта черта была присуща и персонажам реалистических произведений. Так, Евгений Онегин и Григорий Печорин, в определенной степени, тоже одиночки, отверженные обществом. Недаром Татьяна Ларина делает открытие, разоблачение, которое шокировало влюбленную девушку: не пародия Онегин? не «байронический герой» — «в плаще Гарольдовім москвин»? А Максим Максимович постоянно употребляет в отношении Печорина эпитет «странный». Однако настоящий романтический герой всегда в определенной мере «странный». Зато реалисты часто изображали жизненный путь персонажей очень подробно: от детства к зрелости (в «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса — становления главного героя; в «Карьере Ругонов» Е. Золя — судьбы Ругон-Маккарів, особенно подробно описана судьба Сильвера). Если романтики бежали от реальности, задыхались в «серой обыденности», то реалисты отдавали предпочтение изображению конкретных людей, совсем не «героических» профессий: крестьян, рабочих, прачек, мелких служащих, ростовщиков, да еще и во время их повседневной работы. И эта черта свойственна не только литературе, но и другим видам искусства. Так, художник-реалист Г. Курбе буквально шокировал тогдашний парижский бомонд. Подумать только, на что он упустил холст и краски — на изображение обычных крестьян и каменотесов! Как это некрасиво и неромантично! А писатель Ч. Диккенс описал нищих жителей английских работных домов, их быт и ужасные условия жизни.

Ad Fontes

На протяжении XIX века художники… возводили эстетику до минимума и стремились строить художественные произведения почти целиком на воспроизведении реальности. В этом смысле все классическое искусство века было реалистичным.

Х. Ортега-и-Гассет

 

Г. Курбе. Каменщики

Г. Курбе. Крестьяне с Флажі, которые возвращаются с ярмарки

Ван Гог. Ужин картофелем

Ван Гог. Углекопы

 

Реалисты не боялись также изображать уродливых в своей тупости и низости людей разных общественных сословий. Были такие персонажи и у романтиков, достаточно вспомнить Крошку Цахеса из одноименной повістіказки Е. Т. А. Гофмана. Однако реалисты не злоупотребляли преувеличениями гротесково-фантастическими красками, находя самый настоящий гротеск в реальной жизни. Их герои настолько убедительны, что в них можно узнать черты реальных людей, которых читатель видел лично. Это, например, подлый и злобный, беспощадный к слабым и ретивый перед сильнее него бидл (самый мелкий служащий) Бамбл («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса) или пьянчужка Мармеладов, который обкрадывает свою семью ради того, чтобы пропить деньги в ближайшем кабаке («Преступление и наказание» Ф. Достоевского). Вот это и было самым настоящим «эстетическим переворотом» реалистов — для них практически не существовало «нехудожественных», низких, запретных тем и героев.

Кроме того, в произведениях романтиков (как и класицистів, вспомним хотя бы господина Журдена) широко представлены герои как носители одной доминирующей страсти. Нужно заметить, что реалисты также использовали этот классицистический и романтический прием. Так, в повести М. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Баш — мачкін как раз и является носителем одной страсти — желание пошить новую шинель. И что с того, что некоторым это может казаться мелочью — пошив одной вещи как цель, как стремление всей жизни? Ведь Башмачкину — этому «маленькому человеку», маленькая и даже мелочная цель может показаться большим и судьбоносной.

Зато в реалистических произведениях герой изображался по-другому. Соблюдение принципа життєподібності требовало от художника — реалиста глубокого психологизма в обрисовке личности, раскрытии ее многогранности и неоднозначности. Кроме того, часто герой не мог быть носителем одной-единственной неизменной страсти хотя бы потому, что его характер был подан в развитии, постоянном движении, изменениях, в том числе и в трансформации этих самых страстей («диалектика души» героев Л. Толстого).

Особое внимание реалисты уделяли изображению человека в обществе — литература стала социальной. Среда «лепит характер человека», будто скульптор свое творение из глины или гипса. Однако здесь существует и обратная связь — «создана» обществом человек, в свою очередь, сама создает это общество, поскольку способна принимать сознательное участие в его изменении.

Ad Fontes

Прежде чем писать, писателю нужно проанализировать все характеры, проникнуться всеми обычаями, обойти всю землю, почувствовать все страсти, ведь все страсти, страны, обычаи, характеры, явления природные и моральные — все это должно пройти через его анализ.

О. де Бальзак

Так, Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля) смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его вовсе не за выстрелы в бывшую любовницу, а за то, что он, плебей-вискочень, решился «вылезти наверх», проникнуть к кастового высшего мира: «Я не имею чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния… Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице и раз навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в среду, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром».

Изображения персонажей реалистической литературы требует от писателя хорошего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще всего ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже «не слушаются» своего автора. Так, А. Пушкин как-то высказал парадоксальную мысль: мол, его Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин», «взяла да и выскочила замуж». Казалось бы, кто может помешать автору писать о своем, часто вымышленного героя то, что он сам захочет? Однако все не так просто, ведь для того, чтобы быть реалистом, надо не нарушить логику развития образа. Именно поэтому российский писатель-реалист Лев Толстой и призвал своих коллег: «Живите жизнью изображаемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения, и они сами сделают то, что им нужно по их характерам сделать». Недаром же существовала такая мысль: чтобы написать роман, надо прожить жизнь.

В заключение следует отметить, что любимым романтиками «исключительным личностям в исключительных обстоятельствах» реалисты противопоставили изображения «типичных характеров в типичных обстоятельствах».

zarlitra.in.ua

Реализм – это сочетание индивидуальности и типичности

Реализм – это художественный метод, в рамках которого живописцы и писатели стремятся изобразить действительность правдиво, объективно, в её типических проявлениях.

Основные черты, характеризующие реализм, – это историзм, социальный анализ, взаимодействие типичных характеров с типичными обстоятельствами, саморазвитие персонажей и самодвижение действия, стремление воссоздавать мир как непростое единство и противоречивую цельность. Этим же принципам следует изобразительное искусство реализма.

Герой реализма

Одна из главных черт каждого художественного метода – тип героя. Реализм – это особенные отношения персонажа и окружающего его мира.

С одной стороны, герой реализма – это суверенная уникальная личность. В этом проявляется влияние гуманизма и наследство романтизма: внимание обращено не на то, насколько человек хорош, а на то, что он уникален, это глубокая самостоятельная личность. Потому данный персонаж не может быть тождественен автору или читателю. Человек, каким его видит реализм, – это не «второе я» писателя, как у романтиков, и не комплекс каких-то черт, а некто принципиально иной. Он не укладывается в авторское миросозерцание. Писатель исследует его. Поэтому нередко герой в сюжете ведёт себя не так, как изначально планировал автор.

Живя по своей логике другого человека, он выстраивает свою судьбу.

С другой стороны, этого уникального героя невозможно отделить от многообразных связей с другими персонажами. Они составляют единство. Одного героя уже нельзя прямо противопоставить другому, как в литературе романтизма. Действительность изображается и объективно, и как образ сознания. Человек в реализме существует в действительность и в то же время – в поле своего понимания реальности. К примеру, возьмем пейзаж за окном, который даётся в произведении. Это одновременно и картинка с натуры, и в то же время – отношение человека, поле сознания, а не чистая реальность. Это же касается вещей, пространства и так далее. Герой вписан в окружающий мир, в его контекст – культурный, социальный, политический. Реализм существенно усложняет образ человека.

Авторская позиция в литературе реализма

Художественная деятельность с позиций реализма – это активность познавательная, но направленная на мир персонажей. Поэтому писатель становится историком современности, реконструирующим её внутреннюю сторону, а также скрытые причины  событий. В литературе классицизма или романтизма драму личности можно было оценивать с позиций её положительности, видеть противостояние «хорошего» героя и «плохого» мира вокруг него. Было принято описывать персонажа, который чего-то не понимает в объективной реальности, но затем получает некий опыт. В реализме смысловое целое произведения объединяет мир с героем: окружающее становится полем нового воплощения тех ценностей, которыми изначально обладает персонаж. Сами эти ценности корректируются в ходе перипетий. Автор при этом находится вне произведения, над ним, но его задача – преодолеть собственный субъективизм. Читателю передаётся лишь некий опыт, которого он не может испытать, не читая книги.

fb.ru

Романтизм и реализм в 19 веке

Романтизм

В посленаполеоновскую эпоху преобладающим направлением в художественной жизни, особенно в литературе, был романтизм, получивший наиболее широкое распространение во Франции и Германии и тесно связанный с философской мыслью своего вре­мени. Философия и литература романтизма развивались в нераз­дельном единстве. В романтизме отразилось разочарование думаю­щих людей в результатах Великой французской революции и капи­талистического прогресса. Это было своего рода «романтическое восстание» против деградации человеческой личности в буржуаз­ном обществе. Романтиков отличало обострённое чувство истории, понимание того, что вся современная жизнь человека и человечест­ва основана на их прошлом и что сама современность есть продол­жение всей предшествующей истории, а не произвольное создание человеческого разума. Отвечая своим критикам, один из идеологов романтизма писал: «Нет, я не хочу того, что уже было, но я хочу че­го-нибудь лучшего по сравнению с современным. Я не могу судить о настоящем иначе, как сравнивая его с прошлым». В легендарном историческом прошлом романтики искали источник своего вдох­новения, а в окружающей их действительности старались подчерк­нуть всё самое возвышенное, выдающееся, благородное, создавая идеальные образы в противовес обыденной реальности. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Реализм

К середине XIX в. романтический подход к художественному творчеству был вытеснен реализмом, последователи которого стремились отразить окружающую человека реальность так, как она существует на самом деле, не приукрашивая и не идеализируя её. Само понятие «реализм» утвердилось в 1857 г. во Франции. Для реалистических произведений характерны конкретная достовер­ность в воспроизведении действительности, внимательное иссле­дование окружающего мира во всём разнообразии его проявлений, признание повседневной, обыденной жизни, достойной художест­венного описания, и убеждённость в принципиальной познаваемо­сти человеческой жизни средствами искусства. Реализму тоже свой­ственна историчность, но несколько иного рода, чем в романтизме. Если романтики мыслили масштабами всемирной истории, поме­щая своих героев в её глобальный контекст, то реалистический ис­торизм сводится к последовательному описанию отдельных фраг­ментов действительности в их постепенном развитии. Отличитель­ной чертой реализма становится также психологизм, повышенное внимание к внутреннему миру человека в любых его проявлениях.

На этой странице материал по темам:
  • Какими историческими переменами был вызван переход от романтизма к реализму

  • Романтизм в 19 веке история

  • Романтизм реализм и барокко кратко история

  • Краткая презентация реализм 19 века философия

  • Доклад о реализме по истории кратко

Вопросы по этому материалу:
  • Какими глубинными историческими переменами был вызван переход от романтизма к реализму?

  • Назовите основные отличия художественных произведений (литература, живопись, музыка), созданных в романтическом стиле, от реалистических. Можно ли в данном случае говорить о прогрессе в развитии культуры?

doklad-referat.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *