Сколько должно быть уроков в 1 классе – Методическая разработка (1 класс) по теме: Нестандартные уроки в 1 классе: нормативно-правовая основа и практическое применение. | скачать бесплатно

Количество часов по предметам 1 класс | Дети | Детсады, школы, центры развития

  1. Главная
  2. Форум
  3. Архив
  4. Детсады, школы, центры развития

Открыть тему в окнах

  • Давайте поделимся информацией, сколько часов по какому предмету у вас сейчас в расписании в 1 классе. Вопрос вызван тем, что вроде бы с этого года сократили часы на основные предметы (математика, письмо), но, с другой стороны, у школ есть какие-то внутренние возможности для доп. часов. Так что пытаюсь понять, насколько у нас лучше или хуже по сравнению с остальными. И есть ли у вас доп. предметы платно?
    У нас картина такая:
    Математика - 4 раза в неделю
    Письмо - 5 раз в неделю
    Чтение - 4 раза в неделю
    Окр. мир - 2 раза в неделю
    Англ. яз. - 3 раза в неделю (платно)
    Уроки по 45 минут.

  • У нас по 3 урока до 1 октября, урок по 35 минут. Иностранного нет. Есть еще ИЗО, труд, окр.мир, физра, музыка, хор и риторика(эти 2 последних будут с 1 октября). Еще информатика должна быть, думаю, будет вместо одлной математики. Так что обучение грамоте, письмо и математика - не каждый день...наверное.

  • а где музыка и информатика???? английским заменили чтоль?
    нет, допников нету.

  • Уроки должны быть по 35 минут в первом классе. И перемены не менее 15 минут. А по урокам - у нас еще есть труд, изо по 1, физры - вот 3урока, 2 урока какой-то деятельности - учебник "умникам и умницам". Допы - англ - 2 урока, риторика -1, информатика -1, платно все. Все дни по 4 урока, в среду - 5(((

  • Так это у вас только на сентябрь предметы, иначе их очень мало. У нас в октябре будет постоянное расписание, в сентябре по 3 урока. В постоянном расписании будут математика, обуч.грамоте (там и чтение, и письмо, обычно сдвоенными уроками), окр.мир, ИЗО, музыка, труд, физра, ритмика. Количество часов пока не знаю, уроки по 35 минут. Может, еще что-то забыла, на компах их тоже будут учить работать.

    На прошлой неделе в основном рисовали и им рассказывали что-то вводное по предметам, теперь до конца месяца каждый день математика, обуч.грамоте и почти каждый день окр.мир.
    Платных уроков нет, ин.яз. планово со 2 класса, дополнительно только кружки (строго добровольно).

  • у нас пока нет постоянного расписания, но у детей уже каждый день по 5!!!!! уроков по 45 минут + еще домашние задания задают. Помимо математики, чтения, письма, окружающего мира, физ-ры будет ритмика и хор. Дополнительно бесплатно можно заниматься ОФП и музыкой. Английский со 2-го класса

  • У нас так на сентябрь/октябрь:
    пн-к:чтение,музыка,письмо
    вт-к:математика,чтение,ритмика
    среда/четверг:математика,чтение,письмо
    пятн:математика,письмо,изо
    С ноября прибавятся 2 физкультуры и один урок в неделю на макбуках.

  • музыка есть, информатики нет. просто я только основные предметы писала. еще физ-ра, технология, изо тоже есть

  • А как же труд, музыка, физкультура?
    у нас еще информатика, но тоже платно, как и англ.

  • Труд, музыка, физкультура тоже есть, написала выше. Английский у нас 2 тыс/месяц. А вы сколько платите? Информатики нет у нас

  • математика-4ч
    письмо-4ч
    обуч грамоте-3ч
    окр мир-2ч
    физ-ра-2ч
    труд,музыка,изо,развив-по 1ч
    1ч=35мин
    Чтения не вижу, информатики не вижу. Видимо расписание пока временное.

  • чтение это обучение грамоте.

  • видимо, хотя глядя на "букварь" никогда бы так не сказала, там сплошь воскл знаки, стрелки и картинки. а через несколько страниц сразу "прочти четверостишие" как-то так.

  • Обуч.гр- 4
    письмо -4
    англ.яз - 2
    матем - 4
    окр.мир - 2
    физ-ра - 2
    музыка, изо, ритмика, труд по одному.
    Все бесплатно, уроки по 35 мин.
    Знаю что добавится информатика. Может еще что, не знаю. Скорее всего чтение тоже должно быть.

  • пока неизвестно, сколько платим, пока по 3 урока в день, информатики и англ. нет, после постоянного расписания думаю узнаем) Насколько знаю, не дорого, примерно 2500-3000 в месяц, в зависимости от кол-ва часов. Вроде как можно выбрать по согласованию кол-во часов.

eva.ru

Какие особенности организации образовательного процесса предусмотрены для первоклассников?

С момента, когда ребенок первый раз переступает порог школы, у него начинается новая неизвестная ему жизнь. Особые условия обучения первоклассникам создаются для того, чтобы они быстрее привыкли к незнакомому коллективу сверстников, к учителю, к режиму дня в школе. Родители могут найти много различной информации о том, как с психологической точки зрения грамотно организовать жизнь ребенка дома в этот период. Немаловажным будет и то, как школа реализует рекомендации по организации обучения учащихся первого класса.

Почему именно для учащихся первого класса школа должна создать особые условия обучения?

Дошкольное детство ребенка — это беззаботная пора, которая завершается поступлением в школу. В школе первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Чтобы процесс адаптации проходил максимально успешно, классному руководителю первого класса и администрации школы необходимо следовать правилам организации обучения детей.

Положения и рекомендации, которые указаны в следующих документах, помогают минимизировать сложности, которые могут возникнуть в начальный период обучения.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее-СанПиН).
  • Письмо Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
  • Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников:

  • обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую половину дня;
  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
  • в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;
  • январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый;
  • для обучающихся 1-х классов объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

Дополнительные привилегии для первоклассников (СанПиН):

  • рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
  • вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х классов — более 1,5 кг.
Рекомендации по планированию и организации уроков

Специфика организации уроков по отдельным предметам подробно описана в Письме Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Урок рекомендуется вести с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Физкультминутки рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»). Это сделано для того, чтобы дети не сильно уставали в процессе обучения на этапе привыкания к школе.

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

  1. Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми.  
  2. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) — последними (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день — четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Контроль и оценка результатов обучения

Каждый первоклассник, приходя в школу, ждет, когда ему поставят первую отметку. Нередко учителя, зная об ожиданиях детей, могут ставить в тетрадях печати или раздавать карточки в виде поощрения за выполненную работу. Это делать не рекомендуется. «Недопустимо в 1 классе использование любой знаковой  символики,  заменяющей цифровую  отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.) Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме  этого, нельзя при неправильном ответе  ученика говорить "Не думал.",  "Не  старался.","Неверно.", лучше обходиться репликами "Ты так думаешь...",  "Это твое мнение...", "Давай послушаем других..." и т.д.»

(Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Не рекомендуется также оценивать темп работы учащегося, его личностные характеристики или особенности поведения. 

«Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)». Для первоклассников в течение первого полугодия обучения не проводятся контрольные работы. Делать это рекомендуется только в конце учебного года, но не позднее 20-25 апреля.  

Стиль  общения  учителя  с  первоклассниками обучения (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Учитель должен  учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться  со  взрослыми  и  сверстниками. Есть дети, которые не ходили в детский сад. Для таких детей оказаться в большом детском коллективе (классе) и сразу наладить контакт — является непростой задачей. Поэтому учителю первого класса стоит с вниманием относиться к каждому ребенку.
Тон учителя должен быть доверительным и  мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться  и  т.п.
Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие  замечания. Формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне  кажется, ты здесь ошибся...», «Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь?» и т.п.)

Какие условия должна создать школа для учеников-первоклассников с ОВЗ?

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). 

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1 ст.79 ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ).

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья школа предоставляет бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иную учебную литературу.

Обучение детей, нуждающихся в особых условиях обучения, можно осуществлять в рамках домашнего обучения или в форме семейного образования в зависимости от желания родителей. Если родители решили, что дети с ОВЗ будут посещать школу, то учителю и администрации необходимо ориентироваться на рекомендации ПМПК при составлении адаптированной программы обучения.

Стоит отметить, что соблюдение рекомендаций и правил организации обучения учеников-первоклассников, является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе.

eduface.ru

Сколько уроков должно быть у первоклассника

В связи с началом нового учебного года родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Специалисты

 Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан напоминают о соблюдении правил организации обучения в образовательных учреждениях.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативы следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для 1-х классов: 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счет урока физкультуры;
- для 2 - 4-х классов: 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры;
- для 5 - 7-х классов: не более 7 уроков;
- для 8 - 11-х классов: не более 8 уроков.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование ступенчатого режима обучения в первом полугодии. То есть в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый. В ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый. Январь - май: по 4 урока в день по 40 минут каждый;
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся, полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го урока устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательной активности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Loading...

kazved.ru

Организация учебной деятельности в 1 классе

МБОУ СОШ п. Малиновский

Методические рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период

Настоящие рекомендации регламентируют организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработаны на основе:

-Закона «Об Образовании» РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

-типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года № 196;

-требований государственных образовательных стандартов;

-Письма Минобразования России от 25 сентября 2000 г. №2001/11-13 «Об организации обучения в первом классе в адаптационный период»;

-Письма Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Данные рекомендации по организации учебного процесса в адаптационный период помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном выполнении программ по всем предметам.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «...в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.

Согласно учебному плану в 1 классе учебная нагрузка составляет 21 час в неделю. Первыми часами рекомендуется проводить уроки чтения и русского языка (период обучения грамоте).

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – экскурсий, уроков – театрализаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале рекомендуется указывать форму проведения уроков, если урок проводится не в классно-урочной форме.

Классный руководитель ежедневно в течение 1 четверти заполняет в соответствии с расписанием и тематическим планированием форму по организации учебной деятельности (приложение 1). Данная форма хранится в классном журнале в период заполнения. При завершении адаптационного периода, по окончанию 1 четверти классные руководители сдают данную форму заместителю директора по УВР.

2. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам:

-организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (до числовой период). Дети в этот период учатся проводить наблюдения над предметами, сравнивать, классифицировать по признакам, получая количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их обще логическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, книгам и т.д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх и уроках-экскурсиях.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

  1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Найди свою группу», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

  2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

  3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе.

-организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые важны для успешного познания окружающего. Замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, т.к. эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр. Подвижные игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде».

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево».

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с правилами поведения в школе.

Тематика экскурсий может быть различная: «Наш огород», «Дорога от школы до …» (особое внимание обращается на правила дорожного движения, на места опасного перехода).

Ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте.

4. Здоровье: подвижные игры: « Чистота - залог здоровья», «В гостях у Мойдодыра» и др.

-организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает произведение, сколько выражает свое состояние. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

- прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий;

- игры (тема урока «Игра в художника и зрителя»)

Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на уроках ИЗО способствует снятию напряжения.

--организация уроков технологии

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Часть уроков технологии рекомендуется проводить в форме экскурсий и игр.

1.Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.

2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».

3.Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».

5.Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.

-организация уроков музыки

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться образно-игровые приемы:

- пластическое интонирование;

- музыкально-ритмические движения;

- разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация адаптационного периода в первом классе

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных. Специальной дополнительной работы учителя и психолога требует устранение трудностей обучения, возникающие у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Организация обучения

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

Продолжительность учебного года для первоклассников – 33недели. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти (февраль) с целью профилактики переутомления.

Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 учебных часа.

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Исключения могут составлять уроки физической культуры, ритмики и т.п.

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие, оно заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми) согласно Письму МО РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками не менее 15 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 40 минут. На этой перемене организуется питание учащихся в помещении школьной столовой (10-15 минут) и динамическая пауза (прогулку на свежем воздухе или подвижные игры в помещении) . Длительность динамической паузы не мене 40 минут.

Недопустимо в первом классе введение дополнительных часов на факультативы, на занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении что соответствует СанПин. Последнее особенно важно, так как эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки и её продолжительности.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе начальной школы исключена система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе не задаются согласно Письму МО РФ от 25.09.2000 г. № 202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

Приложение 1

Организация учебной деятельности в 1 ___ классе ___________ уч.год

Классный руководитель _________________________________

Дата

Предмет

Тема

Форма организации

Учитель

infourok.ru

1 раз в первый класс

Когда ребенок впервые переступает порог школы – это всегда волнительный момент для папы и мамы. Идя 1 раз в первый класс, он кажется еще таким несмышленым, и задача родителей - помочь своему первоклашке как можно лучше подготовиться к этому знаменательному событию.

Какие уроки бывают в первом классе?

Чтобы узнать, что дети учат в первом классе, необходимо заранее проконсультироваться об этом у педагогов. Ведь в зависимости от того, идет ли ребенок в обычную школу или будет посещать гимназию (лицей), а также от региона проживания, будет зависеть количество изучаемых предметов. Стандартно у первоклассника в расписании следующие уроки:

  1. Математика.
  2. Чтение.
  3. Рисование.
  4. Пение.
  5. Физкультура
  6. Письмо (чистописание).
  7. Русский язык.
  8. Природоведение.

Если ребенок обучается в гимназии, а не в обычной школе, то в первом классе дополнительно изучают информатику и иностранный язык, или же добавляют эти предметы в качестве факультатива. То же самое касается и специализированных классов с углубленным изучением английского или немецкого языка. Кроме этого дети, проживающие, к примеру, в Башкирии, изучают свой национальный язык, как и другие народности.

Адаптация в первом классе

Неопытным родителям порой невдомек, что им необходимо знать, как суметь помочь адаптироваться своему малышу в первом классе. Услышат они об этом от классного руководителя на первом же собрании. Да, начало школьной жизни – это не только радостное событие и определенная веха взросления, а и серьезная психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Родителям следует прислушаться к советам психолога об адаптации в первом классе, чтобы малыш как можно быстрей и безболезненней перенес этот непростой в его жизни период. Все они достаточно просты и не требуют сверхусилий, но, тем не менее, весьма действенны, если четко придерживаться этих правил:

Физическая нагрузка, которой ребенок внезапно лишается, придя в первый класс – важная составляющая хорошего настроения и работоспособности первоклассника. Вынужденное сидение за партой в течение первой половины дня идет вразрез с потребностью маленького школьника быть в постоянном движении. Потому, следует записать сына или дочь в любую секцию, будь-то плавание, футбол или танцы, чтобы скопившаяся энергия нашла свой выход.

В выходные, желательно, как можно больше времени проводить на свежем воздухе и исключить из жизни первоклассника такие понятия, как компьютер и телевизор, для его же блага. Излишняя информационная перегрузка может только оттянуть процесс школьной адаптации и сделать его весьма болезненным.

Спать первоклассник должен не меньше 10-11 часов в сутки. Если ребенок привык поздно ложиться, то необходимо непременно устраивать ему дневной сон, чтобы организм восполнял свои силы.

Выполнение домашнего задания следует переносить на время после 16.00, давая ребенку время на отдых после уроков. Именно тогда вновь мобилизуются силы организма, и первоклассник без труда сделает домашнюю работу. Кстати, урок дома не должен длиться более часа и его следует не менее трех раз прерывать на пятиминутки для активного отдыха.

Вопрос о том, нужно ли посещать группу продленного дня, решается на семейном совете. Но все педагоги рекомендуют по возможности забирать первоклашку сразу же после уроков, хотя бы первые месяцы, так как продленка является дополнительной нервно-психологической нагрузкой.

Еще за несколько месяцев до 1 сентября с будущим школьником следует выработать определенный режим дня, который будет грамотно чередовать нагрузку, активный и пассивный отдых. Ранний подъем тяжело переносится неподготовленным ребенком, особенно, если перед школой он не посещал детский сад.

Мамам и папам нужно как можно больше времени проводить со своим маленьким первоклашкой. Следует активно интересоваться его школьной жизнью, мотивировать на обучение, и тогда адаптация не растянется на полгода, а пройдет быстро и незаметно.

 

womanadvice.ru

Организация работы в 1 классе - Нормативные документы - Заместителю директора по УВР - Каталог файлов

Как правильно организовать учебный процесс в первом классе? Какие мероприятия помогут избежать переутомления детей во время занятий?

 

Помещения, в которых осуществляется обучение и воспитание первоклассников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв. м на одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, необходимо специальное помещение. Если позволяет площадь, допускается размещение специальных шкафчиков для хранения одежды в рекреациях. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и девочек.

 

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для школьников с нарушением слуха и зрения парты независимо от их роста ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

 

Предельно допустимая наполняемость класса – 25 чел., оптимальная – 20 чел.

 

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы – не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем что учебный год, как правило, делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане: 5–6 недель учебы сменяются недельными каникулами.

 

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала – 8.30–9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.

 

Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 ч, дневная учебная нагрузка – не более четырех уроков.

 

Продолжительность урока – 35 мин с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5–2 мин каждая. Их рекомендуется проводить на 10‑й и 20‑й минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т. п.).

 

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока.

 

Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 мин, большой перемены после второго урока – не менее 20 мин. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета.

 

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 мин.

 

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

 

Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) – последними.

 

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день – четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

 

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки.

 

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал”,

"не старался”, "неверно”, лучше обходиться репликами "ты так думаешь”, "это твое мнение”, "давай послушаем других” и т. д.

 

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

 

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.

 

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.

 

Обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по заявлению) родителей. Внеучебная деятельность организуется в соответствии с интересами и желаниями детей. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и др., должна быть не более 30 мин.

 

Дети, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются 3‑разовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3–4 ч. Рекомендуется для детей седьмого года жизни и ослабленных детей проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник – с 16.20 до 16.30 после дневного сна продолжительностью 1,5–2 ч.

 

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз общей длительностью 2,5–3 ч.

 

Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафильмов до 30 мин, телепередач – 30 мин. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще 1–2 раз в месяц.

 

В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня для той части обучающихся, которая в этом нуждается.

 

Официальный источник

Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 < Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы >

Письмо Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11–12 "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"

life-school.ucoz.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о