Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи; вспомните, какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окончания в них пишутся.
Причастие обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета.
Например:
Рис.1. Читающий мальчик
Рис. 2. Прочитанная книга
Признаки глагола у причастия: залог, вид, время, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
Признаки прилагательного у причастия: изменяется по родам (только в ед.ч.), числам.
Синтаксическая роль: определение (в полной форме) или сказуемое (в краткой форме).
Полные причастия склоняются так же, как полные прилагательные.
Например:
Спящий (мальчик)
Рис. 3. Спящий мальчик
Ед.ч. Мн.ч.
И. спящий спящие
Р. спящего спящих
Д. спящему спящим
В. спящего спящих
Т. спящим спящими
П. о спящем спящих
Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.
Вопрос |
Окончание |
Какой? |
-ой / -ей |
Какого? |
-его / -его |
Какому? |
-ому / -ему |
Какого? |
-ого / -его |
Каким? |
-им |
О каком? |
-ом / -ем |
Например:
В (каком?) изменившемся мире царят новые порядки.
Он посмотрел на меня с (каким?) изменившимся лицом.
Домашнее задание
№ 64 – 66 Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания причастий
О приближающ_ся урагане, по осыпающ_ся ступенькам, в наступивш_ тишине, в окруженн_ садиком домике, на пролетающ_ журавлей, из тающ_ снега, в расстилавш_ся тумане.
Задание №2. Вставьте пропущенные окончания, определите падеж причастий.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающ_ звуки взрывным водопадом, журчащ_ неуловимым ручейком, исполненн_ говором дремучего леса, шуршащ_ степными ковылями, поющ_ ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющ_ серебряными разливами полноводных рек, втекающ_ в синее море, — из всех несосчитанн_ самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенн_ и, однако же, без устали творящ_, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Русский язык (Источник).
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
2. Издательство «Лицей» (Источник).
Правописание причастий. Упражнения.
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
interneturok.ru
Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Поурочные планы по русскому языку 7 класс
Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
14.12.2011 27878 2573Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников.
Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.)
2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63).
II. Изучение темы «Склонение причастий»
1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29).
2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске).
Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.
3. Выполнение упражнений.
Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.
Комментарии к упражнению 66.
Словосочетания с главным словом — существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.
III. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).
Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.
Домашнее задание
1- §
2. Упражнение 62 (подготовка устного выступления).
3. Упражнение 67.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Склонение причастий и правописание гласных
в падежных окончаниях причастий
Цель:
применяют на практике сходство склонений причастий и прилагательных
Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Игра «Неожиданный вопрос» (в конце игры ученики разбиваются на группы)
Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент ,поднимите их).
Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.
l. Проверка домашнего задания.
В- упражнение 53(что я делал?, как я делал?).
С — чтение эссе » Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола ? »
II. Стадия вызова.
1. Работа в группах
Задания :у вас на столе лежит таблица ,внимательно рассмотрите её и сделайте вывод : чему мы будем учиться на уроке? Назовите тему урока.
Создайте постер» Склонение причастий «,используя таблицу и материал §8 стр.29
Слайд 1
III. Стадия осмысления содержания.
Выступление групп:
1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий
2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе
Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.
Составление алгоритма «Как определить окончание причастия?»( работа в парах,деление по принципу»Доскажи пословицу»)
ОК Слайд 2
Музыкальная разминка «Танцующий человек под деревом «
lV. Закрепление.
1. Работа с упражнением
Упражнение 56 : А -просклоняйте словосочетания,выделите окончания причастий; В -определите падеж причастий; С -составьте предложения с словосочетаниями.
Комментарии к упражнению 56.
Словосочетания с главным словом — существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший;
Словосочетания с главным словом — причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.
Взаимопроверка(критериальное оценивание:объём выполненной работы,правильность,аккуратность)
III. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,27,28), в словарики.Обсудить в группах лексическое значение данных слов. Придумать предложения с этими словами .
Кроткий,лазурный,аппетит,презентация,пегий,интонация,торос.
VII. Оценивание»Цветок на память».
Оцените работу каждого члена группы на уроке:
Розовый цветочек — Ты лучший
Зелёный -Ты очень мне помог
Жёлтый-Я хочу чаще тебя слышать
(по количеству стикеров выставляем оценки: преобладание розовых -5; зелёных -4 ; жёлтых-3 )
VIII. Рефлексия Слайд 3
Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3. Было трудно…
4.Я понял ,что…
5. Я научился…
6. Мне захотелось…
Домашнее задание:
упр.57 ( А- :озаглавить текст,выделить окончания причастий,В-определить род,число,падеж причастий; С-подготовить устный рассказ о том виде нац. состязания, о котором идёт речь в упражнении ( о байге).
Литература.
- .Сулейменова Э.Д.,Алтынбекова О.Б.,Мадиева Г.Б. Русский язык.-Алматы,2012
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, 2009.
- http://images.yandex.ru/ — картинки.
Просмотр содержимого документа
«Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий »
7 класс
Склонение причастий и правописание гласных
в падежных окончаниях причастий
Цель:
применяют на практике сходство склонений причастий и прилагательных
Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Игра «Неожиданный вопрос» (в конце игры ученики разбиваются на группы)
Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент ,поднимите их).
Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.
l. Проверка домашнего задания.
Минута славы : А -зачитать конспект §5-7.
В- упражнение 53(что я делал?, как я делал?).
С — чтение эссе » Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола ? »
II. Стадия вызова.
1. Работа в группах
Задания :у вас на столе лежит таблица ,внимательно рассмотрите её и сделайте вывод : чему мы будем учиться на уроке? Назовите тему урока.
Создайте постер» Склонение причастий «,используя таблицу и материал §8 стр.29
Слайд 1
III. Стадия осмысления содержания.
Выступление групп:
1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий
2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе
Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.
Составление алгоритма «Как определить окончание причастия?»( работа в парах,деление по принципу»Доскажи пословицу»)
ОК Слайд 2
Музыкальная разминка «Танцующий человек под деревом «
lV. Закрепление.
1. Работа с упражнением
Упражнение 56 : А -просклоняйте словосочетания,выделите окончания причастий; В -определите падеж причастий; С -составьте предложения с словосочетаниями.
Комментарии к упражнению 56.
Словосочетания с главным словом — существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.
Словосочетания с главным словом — причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.
Взаимопроверка(критериальное оценивание:объём выполненной работы,правильность,аккуратность)
III. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,27,28), в словарики.Обсудить в группах лексическое значение данных слов. Придумать предложения с этими словами .
Кроткий,лазурный,аппетит,презентация,пегий,интонация,торос.
VII. Оценивание»Цветок на память».
Оцените работу каждого члена группы на уроке:
Розовый цветочек — Ты лучший
Зелёный -Ты очень мне помог
Жёлтый-Я хочу чаще тебя слышать
(по количеству стикеров выставляем оценки: преобладание розовых -5; зелёных -4 ; жёлтых-3 )
VIII. Рефлексия Слайд 3
Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3. Было трудно…
4.Я понял ,что…
5. Я научился…
6. Мне захотелось…
Домашнее задание:
упр.57 ( А- :озаглавить текст,выделить окончания причастий,В-определить род,число,падеж причастий; С-подготовить устный рассказ о том виде нац. состязания, о котором идёт речь в упражнении ( о байге).
Литература.
.Сулейменова Э.Д.,Алтынбекова О.Б.,Мадиева Г.Б. Русский язык.-Алматы,2012
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, 2009.
http://images.yandex.ru/ — картинки.
kopilkaurokov.ru
Тема. Склонение причастий.
Количество просмотров публикации Тема. Склонение причастий. — 465
Урок 17.
Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников.
Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.)
2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63).
II. Изучение темы ʼʼСклонение причастийʼʼ
1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29).
2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске).
Вывод: причастия склоняются аналогично тому, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются аналогично тому, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.
3. Выполнение упражнений.
Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.
Комментарии к упражнению 66.
Словосочетания с главным словом — существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.
Словосочетания с главным словом — причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.
III. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).
Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.
1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений.
2. Проверка усвоения материала.
— В чем особенности склонения причастий?
— Как выбрать гласную в окончании причастия?
— Какие словосочетания образуются с участием причастий?
3. Упражнение 67: проверка ʼʼпо цепочкеʼʼ, синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске.
Дополнительный вопрос:
— Из какого произведения Куприна взяты предложения? (ʼʼБелый пудельʼʼ.)
II. Закрепление темы ʼʼСклонение причастийʼʼ
1. Упражнение 68: комментированное письмо.
2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.
Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.
3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений.
Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.
Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас — тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)
Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.
Домашнее задание
1.§11.
2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.
Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.
referatwork.ru
§ 251. Склонение причастий.
Полные причастия склоняются так же, как качественные и относительные прилагательные. У причастий от возвратных глаголов во всех падежных формах после окончания прибавляется суффикс -ся как после согласных, так и после гласных.
Единственное число
Мужской род Женский род
И. строящийся завод строящаяся фабрика
Р. строящегося завода строящейся фабрики
Д. строящемуся заводу строящейся фабрике
В. строящийся завод строящуюся фабрику
Т. строящимся заводом строящейся фабрикой
П. (о) строящемся заводе (о) строящейся фабрике
Множественное число
И. строящиеся заводы, фабрики, здания
Р. строящихся заводов, фабрик, зданий
Д. строящимся заводам, фабрикам, зданиям
В. строящиеся заводы, фабрики, здания
Т. строящимися заводами, фабриками, зданиями
П. (о) строящихся заводах, фабриках, зданиях
В среднем роде единственного числа причастия имеют те же окончания, что и в мужском, кроме именительного и винительного падежа:строящееся здание.
Упражнение 311.Просклоняйте (письменно).
Вышитый ковёр, колющееся растение, виднеющаяся пристань, разлившаяся речка, развевающееся знамя.
312.Спишите, раскрывая скобки и согласуй причастия с именами существительными.
1) (Возвращающийся) стадо нагнало мой тарантас. 2) Его разбудила беготня, (поднявшийся) в доме. 3) Я пошёл восвояси вдоль (задымившийся) реки. 4) Ветер разгоняет, раздвигает (накопившийся) зной. 5) Человек вышел и прихлопнул за собой плохо (затворявшийся) дверь. 6) Лучи солнца, узкими полосками (прорывавшийся) сквозь ставни, незаметно, но постепенно передвигались и путешествовали по полу. 7) Лошади, сколько я мог различить при чуть (брезжущий), слабо (льющийся) свет звёзд, тоже лежали, понурив головы. 8) Вы раздвинете куст – вас так и обдаст (накопившийся) тёплым запахом ночи. 9) Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом силезском городке, (славящийся) своими водами, будто бы (излечивающий) чахотку. 10) Вершины лип под окном были подобны низко (опустившийся) тучам.
(Из произведений И. С. Тургенева.)
313.Спишите, дописывая падежные окончания; где .нужно, пишите суффикс -ся.
I. 1) Кругом горы видны следы разорённого аула, называющ… Татартубом и бывш… некогда главным в большой Кабарде. 2) Лагерь наш стоял на широкой равнине, расстилавш… перед крепостью. 3) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающ… по разным направлениям. 4) Мы подъехали к нашему лагерю, находивш… уже в тридцати верстах от места, где-мы ночевали. 5) Путешественник Ансело говорит о каком-то русском романе, прославивш.. автора и ещё находяш… в рукописи. 6) Мы подъехали к горам, поросш.. лесом. 7) Я переменил иноходь на крупную рысь и вечером приехал в деревню, находивш… в двадцати верстах от Карса. 8) Меня повели в крепость, уцелевш… посреди сгоревш… города. 9) Проснувш… лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющ… берег. 10) Я ехал по цветут… пустыне, окружённ… издали горами.
(Из произведений А. С. Пушкина.)
II. Нельзя описать совершенно исключительное впечатление счастья, которое испытываешь в детском обществе, выросш… вместе с вами, доверяюш… вам до конца и идущ… с вами вперёд. В таком обществе даже неудача не печалит, даже огорчения и боль кажутся высокими ценностями.
(А. Макаренко.)
314.Спишите, заменив выделенные слова причастиями и, где ну.жно, изменив падеж существительного, зависящего от причастия.
Горы, которые окружают Арзрум, покрыты снегом большую часть года. 2) Недалеко от селения Казбек переехали мы через Бешеную балку, овраг, который во время сильных дождей превращается в яростный поток. 3) Под нами лежала Койшаурская долина, которую пересекает Арагва. 4) Светлые долины, которые орошает весёлая Арагва, сменили мрачные ущелья и грозный Терек. 5) Наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, которые обросли липой и чинаром. 6) Узкая полоса света, которая виднелась сквозь лесную чащу, блестела яркой синевой. 7) Я поехал по широкой долине, которую окружили горы.
studfiles.net