§ 14. Основные сферы жизни общества. Обществознание. 8 класс
§ 14. Основные сферы жизни общества
Значение этих слов нужно знать: экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, политическая сфера.
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с жизнью общества. Но общество – довольно сложное понятие. С чего начать? На что обратить внимание? Вы, естественно, постараетесь выделить основные стороны, существенные сферы общественной жизни. Изучив их, вы сможете составить достаточно полное представление об обществе в целом.
Эти стороны, части, области ученые называют сферами жизни общества. Главными, основными являются экономическая, духовная, социальная и политическая сферы.
Общество и его сферы
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. Характеристику общества принято начинать именно с этой сферы. Здесь осуществляется деятельность людей по производству, распределению, потреблению и обмену материальных благ (пищи, одежды, машин и др.), услуг (например, медицинских), условий жизни.
Понятно, что все необходимое сначала нужно произвести. Материальное производство поэтому является фундаментальным условием жизни людей, общества. От уровня развития производства прямо зависит общественное и личное благосостояние. Сколько предприятий есть в стране, какое, устаревшее или современное, на них оборудование, успешно ли они работают, что производят, пользуются ли их изделия спросом – эти и другие вопросы являются ключевыми, важнейшими для характеристики общества.
К сожалению, уровень производства в России в последнее десятилетие существенно сократился. Экономисты считают, что он упал практически наполовину. Это очень много. Десятки и сотни предприятий остановились, их работники остались без средств к существованию. Причин здесь немало. Обратим внимание, что на прилавках магазинов товаров за эти годы стало значительно больше. К сожалению, это в основном импортные товары, произведенные за рубежом. Импорт, бесспорно, необходим, все страны покупают те или иные товары на мировом рынке. Плохо, когда он мешает развитию отечественного производства. В России с ее богатствами и возможностями товары и услуги собственного производства должны преобладать. Об этом говорят сегодня и представители власти, и простые люди. Подъем отечественного производства – важная и трудная задача, которая стоит перед страной.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. В широком смысле слова социальную сферу характеризуют структура общества и отношения между разнообразными социальными группами. Об этом мы будем подробно говорить в
Вопросы к параграфу1. Какие сферы жизни общества вам известны?
2. Чем характеризуется экономическая сфера общества?
3. Что относится к духовной сфере?
4. Каковы основные формы общественного сознания?
5. Дайте характеристику социальной сферы. Какие отношения в ней реализуются?
6. Что такое политическая сфера? С какими сферами общества она связана?
Калейдоскоп мненийДолг хорошего правительства – защищать личность и собственность. Главная же опасность, угрожающая личности и собственности, – это невежество народных масс. Поэтому для того, чтобы хорошо править, необходимо распространять просвещение в народе (Т. Маколей, историк).
Прежде чем заниматься политикой, каждому человеку надо заниматься своей жизнью (Л. Н. Толстой).
Хорошая политика не отличается от здравой нравственности (Г. Мабли, философ).
Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности… Не обязательно принимать активное участие в политической борьбе. Единственное… – это чтобы вы обладали необходимым кругозором, имели собственное мнение, короче говоря, могли играть роль гражданина (А. Моруа, писатель).
Правительство, которое грабит Петра, чтобы заплатить Павлу, в поддержке Павла может не сомневаться ( Дж. Б. Шоу, драматург, писатель).
Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему (Дж. Пибоди, государственный деятель).
Задания для самостоятельной работы1. К каким сферам общества относятся следующие высказывания?
Доверяйте Богу и трудитесь.
Дума приняла нереальный государственный бюджет.
Производительность предприятий пищевой промышленности увеличилась на 2 %.
Науке подвластно все, кроме души человеческой.
Следует подумать о закреплении статуса вице-президента в Конституции.
2. Определите, какие формы общественного сознания иллюстрируют следующие действия: молитва перед важным делом; прощение человека, причинившего вам душевную боль; помощь детям-сиротам в детском доме; защита докторской диссертации по информатике; выступление на предвыборном собрании с призывом голосовать за кандидата в депутаты; выступление с лекцией об охране природы; подготовка бизнес-плана для вновь созданной фирмы; обсуждение новой постановки балета «Щелкунчик»; обращение в соответствующий орган для защиты своих прав как покупателя.
3. С какими высказываниями вы согласны? С какими хотите поспорить? Специально не называем имен мыслителей, которым они принадлежат.
Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек.
Верить – значит отказываться понимать.
Религия – это не что иное, как любовь к Богу и человеку.
Вера… несколько ослепляет человека, позволяя ему не замечать мучительных противоречий жизни…
Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Вера – это согласие воли с совестью.
Религия – опиум народа.
Это полезно знатьНе надо ограничиваться тем, что мы жертвуем деньги. Деньги – это еще не все. Деньги можно заработать. Что нужно людям, так это протянутая рука помощи и открытое любящее сердце. Поэтому проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего – у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям ( мать Тереза).
Очень часто люди, обращающие внимание на социальную сферу, или, другими словами, желающие помочь нищим, слабым, престарелым, принимаются выкрикивать политические лозунги, предлагая сменить социально-политическое устройство общества, тогда как нужно просто своим примером показывать, как человек может удовольствоваться малым, оставаясь при этом счастливым и здоровым (А. Воронин, журналист).
Словарь урокаМабли, Габриэль (1709–1785) – французский философ, историк.
Маколей, Томас Бабингтон (1800–1859) – английский историк, публицист, политический деятель.
Моруа, Андре (Эмиль Герцог) (1885–1967) – французский писатель.
Шоу, Джордж Бернард (1856–1950) – английский писатель, драматург.
Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью, попирающий законы, с помощью насилия осуществляющий единоличное правление.
Духовный – связанный с нравственностью, интеллектуальной деятельностью, не материальный.
Иск – официальное обращение в суд о защите своего нарушенного или оспариваемого права, охраняемого законом интереса.
Кооперативная квартира – квартира, купленная в жилищном кооперативе (с выплатой ее стоимости в течение определенного срока).
Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.
Расовый – связанный с расовыми физическими особенностями.
Религия – сознание, поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения.
Социальный – синоним: общественный – связанный с обществом, выражающий его характер, отличительные признаки и т. д.
Этнический – связанный с этносом, исторически возникшим видом устойчивой общественной группы; народом.
Юрисконсульт – работник правовой службы предприятий, учреждений, организаций.
Темы для рефератов, сообщений, дискуссий1. Кино и экономика (на примере кинематографий США и России).
2. Платное образование – мода или необходимость?
3. Нужна ли России наука?
4. Нужна ли бизнесу нравственность?
librolife.ru
Основные сферы жизни общества
Открытый урок в 8 классе
Тема: Основные сферы жизни общества.
Цель: сформировать у учащихся четкое представление об основных сферах жизни общества
Задачи: — повторить основные понятия по теме взаимосвязь природы и общества;
— развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, интеллект, эмоции;
— воспитывать гуманизм, гражданственность, патриотизм
Оборудование: учебники, раздаточный материал, компьютер, электронная презентация, мультимед-й проектор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Орг. Момент.
Повторение пройденного материала.
а) вопросы (слайд 1)
б) Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
– тема существительное,
– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
– три глагола по теме,
– осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание). (слайд 2)
Синквейн на тему «Витамин»
1. Вещество
2. Полезное, необходимое
3. Поглощать, принимать, употреблять
4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.
5. Польза для здоровья (слайд 3)
Александр Невский
1. Князь
2. Храбрый, надежный
3. Стрелял, воевал, защищал
4. Не проиграл ни одной битвы
5. Полководец (слайд 4)
— Придумать свой синквейн на слова: природа, общества, экология.
Пример: природа
Жизнь
Плодородная, кормящая.
Рождаться, жить, существовать.
Природа – это бесконечный источник вдохновения.
Мать – земля.
Общество
Люди
Объединенный, социальный, динамичный.
Развиваться, учиться, взаимодействовать.
В обществе происходит развитие личности человека.
Человек и общество.
Экология
Природа.
Благополучное, необходимое.
Защищать, охранять, улучшать.
Защита окружающей среды.
Партия зеленых.
Изучение новой темы. Основные сферы общественной жизни.
— что такое общество? Мы с вами выяснили. Но общество довольно
сложное понятие (Слайды7,8)
Слайд 8. Определения слов: страна, государство, общество.
Сферы жизни общества (слайд 10-25). Характеристика экономической, социальной, политической, духовной сфер обществ.
Задание для самостоятельной работы (учебник, или Д/З.)
Закрепление изученного материала.
К каким сферам общества относятся следующие высказывания?
Доверяете Богу и трудитесь. (духовная, экономическая)взаимосвязь
Дума приняли нереальный государственный бюджет. (политическая, экономическая) взаимосвязь
Производительность предприятия пищевой промышленности увеличилась на 2 %. (экономическая)
Науке подвластно все кроме души человеческой. (духовная)
Определите, какие формы общественного сознания иллюстрируют следующие действия:
Молитва перед важным делом; (религиозное)
Прощение человека причинившего вам душевную боль; (нравственное)
Помощь детям-сиротам в детском доме; (нравственное)
Защита докторской диссертации по информатике; (научное)
Выступление на предвыборном собрании с призывом голосовать за кандидата в депутаты; (политическое)
Выступление с лекцией об охране природы; (экологическое)
Подготовка бизнес-плана для вновь созданной фирмы; (экономическое)
Обсуждение новой постановки балета «Щелкунчик»; (эстетическое)
Обращение в соответствующий орган для защиты своих прав как покупателя. (правовое)
Подведение итогов. Выставление оценок.
Д/З. пр. 14 почитать, заполнить таблицу
infourok.ru
§ 4. Развитие общества. —
1. Объясни значение следующих принципов и приведи примеры, иллюстрирующие их действие в обществе.Изменчивость-
когда человек меняет характер, мнение о себе, смысл жизни.Примеры: смена курса валют.
Стабильность- когда в жизни человека все идет без изменений.
Примеры: стойкая стрессоустойчивость.
2. Выполни задания.
1) Заполни пропуски в схеме.
1) Реформы, 2) Революции2) С опорой на текст учебника сформулируй два достоинства и два недостатка каждой из форм преобразования общества.
3) Что такое глобализация? Это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции.
4) Используя текст учебника, укажи проявления глобализации в различных сферах общества. Заполни таблицу.
5) Современное общество переживает информационную революцию. Что это за процесс? Укажи несколько его проявлений.
В 21 веке СМИ продвинулось в выдаче информации. Человек получает очень много информации, мозг перегружается.
6) Какие проблемы называют глобальными? Приведи три-четыре характерные черты глобальных проблем.
Глобальные проблемы затрагивают все человечество, несут тяжелые последствия.
Война, бедность, эпидемия.
7) Приведи примеры глобальных проблем. Заполни таблицу.
8) Во всем мире за последние 40 лет число детей, родившихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10% от числа всех рожденных. Какие реалии современного мира могли повлечь такие печальные последствия?Очень много промышленных отходов, которыми дышат беременные в городе. Также, у некоторых людей, ну уж очень большая страсть (зависимость) к алкоголю и наркотикам. Ещё, отклонения могут быть вызваны на уровне генетики (то есть, от родителей), Пример: родители с отклонениями, имеют большую вероятность родить такого же ребёнка. Да и просто отношения к нормам питания и т. д. у родителей.
poobschestvu.ru
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока
УРОК 21. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, ответственности за свои поступки.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество, социальные нормы, общественные отношения, глобализация), таблицы и схемы, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что делает человека человеком»
Ответь на вопросы:
1. Что делает человека человеком?
2. Чем человек отличается от животных?
3. Какие потребности существуют у человека с момента его рождения?
4. Как общество может формировать потребности человека?
Примерный вывод:
Человек — существо биосоциальное, он не может развиваться вне общества и природы. Природа дает человеку жизнь и все необходимое для ее продолжения, но только общество делает человека человеком в полном смысле этого слова. Общество дает ему знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, учит его общаться, жить в соответствии с правилами и традициями, принятыми окружающими его людьми.
III. Изучение новой темы
План:
• Что такое общество.
• Основные сферы жизни общества.
• Ступени развития общества.
Задача для учащихся. Как судьба человека зависит от судьбы общества? Может ли человек повлиять на жизнь общества?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 96—97 или с текстом учебника 2 с. 9—11. Задания для учащихся. Выяснить социальную структуру общества. Почему меняются отношения между людьми в обществе? Заполни схему, см. ниже.
Для ответа используйте словарь учебника 1 или учебника 2.
2. Беседа по прочитанному тексту.
1. Может ли человек прожить вне общества?
2. Работа по заполнению схемы.
3. Что связывает группы людей в единое общество? Что такое общественные отношения?
4. Как меняются отношения людей в обществе?
5. В чем различие понятий страна, государство, общество?
Примерный вывод:
Человек не может жить вне коллектива, вхождение в малые или большие группы не зависит от его желания. Он может являться одновременно членом нескольких коллективов, принадлежать к какой-либо нации, входить в несколько малых групп. Людей объединяет проживание на одной территории, необходимость совместной деятельности для достижения каких-либо целей. Судьба человека практически неразрывно связана с судьбой общества, в котором он живет.
По мере развития человечества меняются и взаимоотношения внутри общества. Общественные отношения зависят от развития науки и техники, новых способов хозяйственной деятельности, переменами в отношениях к государственной власти, переменами в сознании людей.
3. Работа с дополнительной литературой. Задания для учащихся. Определите социальный состав русского общества в правление Ярослава Мудрого?
“Русская правда” оставила для историков картину русского общества, каким оно сложилось к тому времени — независимо от желаний христианского князя Ярослава. Первое место в этом обществе занимали бояре — главы старых дружинных родов, потомки варягов, пришедших вместе с Рорихом и Хельги. Бояре жили в обширных укрепленных усадьбах с высокими деревянными башнями — эти усадьбы занимали целые кварталы в городах, и в них обитали десятки и сотни людей: младшие родственники, рабы-холопы, слуги, ремесленники, наложницы. У бояр были собственные небольшие дружины и свои корабли, которые каждой весной отправлялись в Константинополь, наполненные рабами, мехами, медом и воском. Князья давали боярам право на сбор дани с сел или платили за службу серебром и шкурками куниц, “кунами”, использовавшимися на Руси вместо денег. Среди бояр было много знатных викингов, херсиров и бондов, приходивших на Русь со своими “людьми”, — они нанимались в дружину к князьям или отправлялись дальше, в Константинополь, служить “императору ромеев”. Те, что оставались на Руси, брали славянских жен, и их потомки со временем становились славянами — так же, как стали славянами потомки Рориха.
Князья были вождями боярской дружины и жили с ней одной жизнью, вместе с дружиной пировали и вместе с ней “думу думали”. Вместе с дружиной они ходили в походы, собирали дань с крестьян-смердов. Все государства, рожденные завоеваниями, были похожи друг на друга, везде были бояре-патриции, порабощенные холопы-клиенты и сохранившие свободу, но платившие дань плебеи смерды. По “Русской правде” жизнь боярина оценивалась в 80 гривен, а жизнь смерда или раба-холопа — в 5 гривен; это была цена двух лошадей. Так же, как общество франков или англосаксов, русское общество было основано на силе и угнетении — и если кто-то и возвышал голос в защиту справедливости, то это были священники и монахи. Монахи давали убежище беглым холопам и раздавали милостыню бедным, вдовам, сиротам.
Нефедов С.Л. История средних веков. С. 261—262.
Примерный вариант ответа:
— Первое место в обществе составляли князья и бояре, среди них кроме славян было много «знатных викингов, херсиров и бондов».
— Далее шли монахи и священники.
— Сохранившие свободу смерды.
— Рабы-холопы.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 98 или с текстом учебника 2 с. 12—14 и заполнение схемы
«Сферы жизни общества». Задание для учащихся. Заполнить схему. Что связывает различные социальные группы общества? Как регулируются отношения между людьми внутри общества?
Сферы жизни общества
Экономическая сфера Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен |
| Социальная сфера Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья, медицинские, воспитательные учреждения |
| Социальные нормы Дозволения Предписания Указания |
|
Политическая сфера Политика, право, государство, связь между ними, отношения людей по поводу власти |
| Духовная сфера Наука, нравственность, религия, искусство, организации и учреждения, связанные с ними |
Примерный ответ:
— Различные социальные группы связывает в единое общество взаимодействие всех сфер жизни общества. Регулирование этого взаимодействия и разнообразных взаимоотношений осуществляется с помощью социальных норм. Нарушение этих норм осуждается обществом, а нарушение некоторых из них строго наказывается (лишение свободы, изгнание и т.д.).
5. Рассказ учителя о ступенях развития общества (в объеме учебника). Задание для учащихся. Заполни табли
compendium.su
№ урока | Тема урока | Кол-во ччачасов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерителя | Д/з | Дата проведения |
1 | Курс обществознания: особенности и формы работы | 1 | Введение | Знакомство с курсом «Обществознание» 8 класса. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета | Анализ учебника | Прочитать «Как работать с учебник | 1 неделя |
2 | Быть личностью | 1 | Урок изучения нового материала | Личность, человек, индивид, индивидуальность, жизненные ценности и ориентиры, выбор профессии, основные фазы становления личности, социализация, агенты социализации. | Анализировать понятия. Высказывать собственные суждения. Объяснять значение понятий. Уметь анализировать жизненные ситуации. | Составить таблицу «Агенты социализации». Составить схему «Основные фазы становления личности». | §1 вопр. И задания | 2 неделя |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Комбинированный | Общество. Общественные отношения. Основные сферы жизни общества. Социальные нормы. Ступени развития общества | Знать основные положения урока. сравнивать традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Называть сферы общества. Уметь: делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составить схему «Основные сферы жизни общества». Составить сравнительную таблицу «Стадии развития общества | §2 вопр. И задания | 3 неделя |
4 | Развитие общества | 1 | Комбинированный | Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в ХХI в. Глобальные проблемы современности | Объяснять значение понятий. Приводить примеры единства и многообразия мира. Характеризовать глобальные проблемы современного человечества. Иметь представление о целостности мира | Выполнение проблемных заданий | §3 вопр. И задания | 4 неделя |
5 | Личность и общество | 1 | Повторительно-обобщающий | Знать основные положения раздела. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Тестирование в форме ГИА. Решение проблемных задач. Понятийный диктант | 5 неделя | ||
6 | Сфера духовной жизни | 1 | Урок изучения нового материала | Духовная сфера общества. Отличия духовной сферы от других сфер общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. | Знать отличия духовной сферы от других сфер жизни общества. Распознавать культуру внешнюю и внутреннюю. Уяснить в чем заключается подлинный путь к культуре. Уяснить характерные особенности духовной жизни современной России | Выполнение проблемных заданий | §4 вопр. И задания | 6 неделя |
7 | Мораль | 1 | Комбинированный | Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Моральный идеал. Гражданственность, патриотизм. Добро и зло. | Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. Характеризовать критерии морального поведения. | Решение познавательных задач. Моделирование ситуаций и анализ их. | §5 вопр. И задания | 7 неделя |
8 | Долг и совесть | 1 | Комбинированный | Долг – объективные обязанности и ответственность. Общественный долг. Моральный долг. Совесть. | Знать основные положения урока. Разъяснять смысл высказываний. Характеризовать общие и различительные черты человека. Уметь анализировать, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Выполнение проблемных заданий. | §6 вопр. И задания | 8 неделя |
9 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Урок изучения нового материала | Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. Характеризовать критерии морального поведения. | Выполнение проблемных заданий | §7 вопр. И задания | 9 неделя |
10 | Образование | 1 | Урок изучения нового материала | Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование | Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. Характеризовать критерии морального поведения. | Составить схемы «Общеобразовательная система», «Профессиональная система» | §8 вопр. И задания | 10 неделя |
11 | Наука в современном обществе | 1 | Урок изучения нового материала | Наука – особая система знаний. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки | Знать что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки. Понимать роль науки в современном обществе. | Выполнение проблемных заданий | §9 вопр. задания | 11 неделя |
12 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Урок изучения нового материала | Различные определения религии. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Функции религии. Религиозные организации и объединения: церковь, секты. Свобода совести, свобода вероисповедания. Атеизм | Знать: что такое религия; некоторые особенности мировых религий. Понимать роль религии в современном мире. Знать и уметь объяснить функции религии. Иметь представление о религиозных организациях и объединениях. Знать о существовании сектантских организаций, быть бдительными и осмотрительными. | Составить кластер «Функции религии» | §10 вопр. И задания | 12 неделя |
13 | Сфера духовной жизни | 1 | Повторительно-обобщающий | Знать основные положения раздела. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Тестирование в форме ГИА. Решение проблемных задач. Понятийный диктант | 13 неделя | ||
14 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Урок изучения нового материала | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость | Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. Характеризовать критерии морального поведения. | Составление таблицы «Жизненные блага» Выполнение проблемных заданий | §11 вопр. и задания | 14 неделя |
15 | Главные вопросы экономики | 1 | Комбинированный | Главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. | Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. | Выполнение заданий с кратким и развернутым ответом в форме ГИА | §12 вопр. и задания | 15 неделя |
16 | Собственность | 1 | Урок изучения нового материала | Имущественные отношения. Собственность. Право собственности. Право владения, пользования и распоряжения. Субъекты права собственности. Формы собственности. Защита прав собственности | Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. Различать: Собственность как экономическую категорию и собственность как юридическую категорию. Уметь работать с документами, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Составить сравнительную таблицу «Формы собственности». Выполнение проблемных заданий | §13 вопр. и задания | 16 неделя |
17 | Рыночная экономика | 1 | Урок изучения нового материала | Рынок и условия его функционирования. Конкуренция. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка | Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. | Составить схему «Установление равновесной цены». Выполнение проблемных заданий | §14 вопр. и задания | 17 неделя |
18 | Производство – основа экономики | 1 | Комбинированный | Производство. Отрасли экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Производительность. Разделение труда и специализация | Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. | Выполнение заданий с выбором ответа в форме ГИА. Составление схемы «Факторы производства» | §15 вопр. и задания | 18 неделя |
19 | Предпринимательская деятельность | 1 | Комбинированный | Предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. Функции предпринимательской деятельности. Фирма, ее цели и основные организационно-правовые формы. «Три кита» предпринимательства. Малое предпринимательство | Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Давать определение понятиям: предпринимательство, фирма, индивидуальное частное предприятие, товарищество, акционерное общество, малое предприятие высказывать суждения о роли малого бизнеса | Составить схему «Функции предпринимательской деятельности». Составить сводную таблицу «Три кита» экономики. Решение экономических задач | §16 вопр. и задания | 19 неделя |
20 | Роль государства в экономике | 1 | Урок изучения нового материала | Зачем экономике государство. Основные экономические задачи государства. Налоги: прямые и косвенные. Государственный бюджет | Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать виды налогов. Уметь разъяснять сущность понятий урока. Объяснять сущность государственного бюджета | Выполнение проблемных заданий | §17 вопр. и задания | 20 неделя |
21 | Распределение доходов | 1 | Урок изучения нового материала | Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержке населения. Помощь безработным | Соотносить образ жизни со способами достижения высоких доходов. Знать проявления неравенства в обществе, сущность богатства и бедности. Уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни. Аргументировать свой взгляд на бедность и возможные пути выхода из нее. Давать определение понятиям: совокупный доход граждан, прожиточный минимум, поляризация доходов, социальные выплаты и обслуживание | Составить схему « Доходы граждан». Выполнение проблемных заданий | §18 вопр. и задания | 21 неделя |
22 | Потребление | 1 | Комбинированный ← Общешкольное мероприятие по теме За здоровый образ жизни Общество как форма жизнедеятельности людей → |
aplik.ru
Человек Индивид Личность Природа Отличия человека от животных Факторы формирования личности Тип личности: Экстраверт Интроверт Темперамент Способность Талант Гениальность Потребности человека Деятельность Общение Сознание Теория познания Формы познания: Чувственное Ощущение Восприятие Представлени Рациональное Понятие Суждение Умозаключен Истина | Общество Науки об обществе Ступени общества: Традиционно Индустриальн Постиндустри Сферы общества Экономическ Политическая Социальная Духовная Модели развития общества: Линейная Циклическая Спиральная Прогресс Регресс Стагнация Глобальные проблемы человечества Глобализация Периодизация истории | Политика Власть Политическая система Государство Теории происхождения Признаки государства Форма правления: Монархия Республика Государственное устройство: Унитарное Федерация Конфедерация Политический режим: Демократия Авторитаризм Тоталитаризм Правовое государство Гражданское общество Политические партии Избирательные системы Политическая культура Местное самоуправление | Право Правовая норма Система права Отрасли права Институты права Источники (формы) Естественное право Позитивное право Публичное право Частное право Нормативно-правовые акты Конституция Иерархия права Принципы права Презумпции права Правотворчество (законотворчество) Юридическое лицо Физическое лицо Правоспособность Дееспособность Деликтоспособность Виды правонарушений Юридическая ответственность Права человека Правоохранительные органы Судебная система Конституционные обязанности Международное право | Экономика Макроэкономика Микроэкономика Экономические системы Факторы производства Формы собственности Роль государства в экономике Фискальная политика Монетарная политика Бюджет и налоги Занятость и безработица ВВП и ВНП Мировая экономика Протекционизм Фритредерство Экономический цикл Деньги Инфляция Банки Биржи Рынок Бизнес Маркетинг | Культура Материальная Духовная Формы культуры: Элитарная Народная Массовая Универсальная Образование Наука Религия Политеизм Монотеизм Буддизм Христианство Ислам Свобода совести Искусство Виды искусства Мораль Этика Категорический императив Философия Метафизика Диалектика Мировоззрение: Научное Религиозное Обыденное | Социальная структура Социальная дифференциация Социальные группы (страты) Социальная мобильность Социальные лифты Социальные институты Социальные общности Нации Национальное самосознание Национальная политика Межнациональный конфликт Семья Дети, молодежь Межличностные отношения Социальный статус Социальная роль Социальные нормы Отклоняющееся поведение Социальные санкции |
infourok.ru