Серебряный век русской культуры кратко в таблице
Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.
Состояние общества в последние годы Российской империи
В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.
XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.
Культура Серебряного века
В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.
Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.
Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.
Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.
Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:
Таблица “Серебряный век русской культуры”
Область культуры | Направление | Ведущие представители | Особенности творчества |
Литература | Критический реализм | Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн. | Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков. |
Символизм | Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый | Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”. | |
Акмеизм | Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам | Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова | |
Революционное направление | А. М. Горький | Острая критика существующего государственного и общественного строя. | |
Футуризм | В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский | Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании. | |
Имажинизм | С. Есенин | Красота образов. | |
Живопись | Реализм | В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан | Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям. |
Модернизм | Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др. | Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения. | |
Абстракционизм | В. Кандинский, К. Малевич. | Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации. | |
Музыка | Смешение различных стилей | С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин. | Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм. |
Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.
В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:
- В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
- “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.
Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.
Серебряный век в мировой истории
Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.
Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.
Что мы узнали?
Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 175.
obrazovaka.ru
развитие литературы, образования и науки
Конец XIX — начало XX веков считается сложным и довольно противоречивым периодом развития русской культуры. Развитие общества в такой период всегда носит кризисный характер, а в культуре зачастую тесно сплетается новое и старое.
Развитие культуры и возникновение символизма
Непосредственно этот исторический период принято называть Серебряным веком русской культуры. Многогранность, неповторимость и самобытность серебряного века напрямую связаны с «пограничной» эпохой русской истории.
Тенденции перемен и трагизма нашли свое отображение в русской поэзии и литературе, и породили целый ряд гениальных авторов, имена которых стали известны всеми миру. Серебряному веку была присуща не только глобализация культуры как таковой, но и глобализация истории.
Одной из основных тенденций этого периода стал русский символизм, который включал в себя идею синтеза философии и искусства. Русский символизм стал основой для многочисленным постсимволических направлений, известных, как акмеизм, авангард, футуризм и неоклассицизм.
Яркими представителями этих направлений являются В. Брюсов, А. Белый, и В. Иванов. Особенностью русского символизма стала параллель между реальностью и внутренней действительностью. Это и поиск сокровенного смысла в обыденных вещах, и желание увидеть высшее начало в течении жизни.
Литература
Серебряный век русской культуры ознаменован небывалым расцвета русской литературы, поэтому считается, что показательный образ этого исторического периода заключен именно в литературных процессах и ее модернизации. Продолжали развиваться такие писатели, как Бунин, Куприн и Чехов, поднимающие в своих произведениях острые социальные вопросы.
Но большее внимание уделяют плеяде новых талантливых писателей и поэтов, творчество которых раскрылось именно в серебряном веке. Это «крестьянский» поэт С. Есенин, футурист и мятежник В. Маяковский, символисты А. Блок, А. Белый, акмеисты А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам.
Несмотря на существенные различия направлений, которых придерживались эти выдающиеся поэты и писатели, их творчество объединяла общая идея, которая заключалась в рождении нового мира, более свободного и более открытого искусству.
Образование и наука
Процесс модернизации происходил и в других сферах жизни, таких, как образование и наука. Больше внимания стали уделять начальной школе, появилась тенденция увеличения грамотного населения. В этот период росло число училищ и гимназий, а система высших учебных заведений модернизировалась и расширялась.
В Москве и Петербурге открывались педагогические институты, также увеличивалось количество высших женских курсов. Но несмотря на активный процесс модернизации в этой сфере, большая часть населения России оставалась безграмотной, так как правительство выделяло недостаточное количество средств на обучение отдельного человека.
Серебряный век принес успехи и в развитие науки, в основном, это касалось естествознания. Была создана первая в России физическая школа, а физик Лебедев первый в мире установил закономерность волновых процессов природы. Развивалось самолетостроение, механика, возникали истоки современной космонавтики.
Научные труды выдающегося русского ученого И. Вернадского, касающиеся биосферы и ноосферы, получили мировую известность. А двое русских ученых — И. Мечников и И.Павлов — получили Нобелевскую премию.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Политическая жизнь 1907-1914 годов: избирательный закон, 3-я Госдума
Следующая тема:   Россия в Первой мировой войне: причины, ход, выход России
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
§ 75. Серебряный век русской культуры
Понятие Серебряного века.
Переломный период жизни России в конце XIX — начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.
Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала ХХ в. получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоречивыми.
Наука и техника.
В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.
Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г
К. Э. Циолковскийв 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет, основ будущих космических полетов.
Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.
Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
«Вехи».Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько известных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции».
Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная газета «Новое время».
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Новые направления в литературе и искусстве.
Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIXначала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира
символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme — цветущая сила). Признанным главой направления был Н. С. Гумилев. Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись.
В конце XIX — начале ХХ в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецовы, И. Е. Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.
Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.
Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кандинский — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
studfiles.net
Серебряный век русской культуры — направления, представители
Краткое историческое «досье» периода Серебряного века
На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.
Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.
Границы Серебряного века
Границы этого периода тоже определяют по-разному.
- Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережковского «Символы»).
- А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).
Отличительные признаки и достижения Серебряного века
Так чем же замечательно и интересно это время?
Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.
Русская философия
Философия Серебряного века
Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других — достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.
Русский театр
Театр Серебряного века
Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.
Живопись
Живопись и скульптура Серебряного века
Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).
Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).
Русская музыка
Музыка Серебряного века
В музыкальной сфере — это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.
И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.
Русская литература
Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.
а) Символизм
С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.
Черты символизма
Основные черты этого литературного течения:
- двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
- особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
- особое значение звукописи,
- мистические и религиозные мотивы и др.
Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.
б) Русский акмеизм
(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.
Черты акмеизма
Основные черты акмеизма:
- философия действия,
- приятие мира,
- переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
- живописность образа,
- мужественность восприятия мира и жизни,
- вес конкретного значения слова и др.
Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.
в) Русский футуризм
В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:
- обращенность к будущему,
- ощущение грядущих перемен,
- отрицание классического наследия,
- урбанизм,
- поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.
В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.
Наша презентация:
Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:
- романтизма (М.Горький),
- натурализма (П.Боборыкин),
- символизма (Л.Андреева)
Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесьvelikayakultura.ru
«Серебряный век» российской культуры
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
1.1 Поэзия
1.2 Проза
1.3 Публицистика
II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
2.1 Театр
2.2 Живопись
2.3 Музыка
2.4 Архитектура
III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
3.1 Достижения и открытия
3.2 Образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Слово “культура” происходит от латинского слова cult ü ra , что означает «культивировать, или возделывать почву». В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям. Другими словами, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.
В нашей сегодняшней жизни слово “культура” ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве, науке и образовании.
Культура такого великого государства как Россия отражает уникальную самобытность русского народа, особенности национального характера, специфическое мировосприятие.
На пути своего развития от язычества восточных славян до современной православной России, культура русского государства перенесла многочисленные изменения, интерпретации, упадок и возрождение.
В настоящей контрольной работе была предпринята попытка отразить такой яркий момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.
Впереди предстояло огромное потрясение — эпоха социализма. Многое было задушено, загублено, уничтожено, предано анафеме. Что-то удалось спасти, что-то пришлось восстанавливать с огромным трудом, что-то было утеряно навсегда.
I . ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
1.1 Поэзия
Начало ХХ века было расцветом русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, таких как К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый и другие поэты, исповедовавшие различные этические и эстетические взгляды, принадлежавшие к разным направлениям.
Важнейшим и крупнейшим течением не только в поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХ века был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта и философа В. Соловьева.
Помимо поэтических произведений Соловьев создал философию единства, продолжая учение славянофилов (Хомякова и Самарина). Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы религию и социальную жизнь человека, т.е. общественную. Основой такого единства по замыслам В. Соловьева должно было стать христианство.
Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями и они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Один из поэтов-символистов Ф. Сологуб писал, что символизм как литературное течение «можно охарактеризовать в стремлении отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов, изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греческого akme – цветущая сила).
Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.
Акмеисты использовали в своем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружка акмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные поэты. По мысли Н. Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии.
Подобно акмеизму, своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходом сборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образовали группировку кубофутуристов.
В отличие от символистов и акмеистов, блестящих интеллектуалов, людей с прекрасным литературным вкусом, футуристы были поэтами улицы – их поддерживало радикальное студенчество и люмпен-пролетариат.
Большая часть футуристов, помимо поэзии, занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. Малевич и В. Кандинский участвовали в альманахах и как поэты.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества и поэтому пользовались любым поводом для публичного скандала.
1.2 Проза
Развитие литературы в России в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX века., живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших европейскую известность. В их числе И. Бунин, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.
Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX столетия. Это, однако, не мешало ему сохранять совершенно особое положение в литературе. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых – социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стало присуждение ему Нобелевской премии.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью самого героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество Горького, который навсегда связал свою судьбу с пролетариатом и вошел в историю как «буревестник революции». У Горького был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои, описываемые события нередко имели эпохальное значение («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних сборниках («Макар Чудра») он выступил как романтик.
Известность получили произведения А. Т. Аверченко (1881 – 1925) – русского писателя-юмориста, драматурга и театрального критика. В 1903 году в харьковской газете «Южный край» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь», в котором уже чувствовался его литературный стиль. В 1906 году Аверченко становится редактором сатирического журнала «Штык», почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий — «Меч», — тоже вскоре закрытый. В 1907 году Аверченко переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале «Стрекоза», позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем становится постоянным редактором этого популярного издания. В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене». «…Их автору суждено стать русским Твеном…», — проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в 1912 году книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание «короля смеха».
1.3 Публицистика
Вскоре после революции 1905-1907 гг. несколько известных русских публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В ней были подняты самые злободневные вопросы русской жизни, затрагивающие интересы широких кругов российской интеллигенции. В полемике вокруг «Вех» приняли участие многие литераторы и религиозные деятели.
Одним из главных вопросов, рассматриваемых в «Вехах», была оценка революции. Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будет понимать.
mirznanii.com
Серебряный век русской культуры
Содержание
Чем характеризуется серебряный век русской культуры?
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Заключение
Использованная литература
В 90-х годах XIX в. русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». За короткий отрезок времени — рубеж XIX- XX вв. — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений.
Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь — философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век».
Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли ни все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну».
Первые провозвестники «культурного ренессанса» появились ещё в 80-е гг. XIX в. В 1882 г. В работе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковский блистательно обосновал эстетику новорожденного российского модернизма. Энциклопедически образованный историк, поэт и писатель, Мережковский предсказал радикальное обновление отечественной словесности в русле «мистического содержания», свободного выражения религиозного чувства.
Экстенсивный в своих глобальных исканиях серебряный век был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.
Началом начал можно считать призыв к познанию вечных духовных ценностей. Были произнесены и другие, не менее заветные слова — «нравственность» и «культура». Нравственность есть высшая цель развития культуры.
В начале XX в. выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Горький, М.М. Пришвин.
На небосклоне русской поэзии изящно вспыхнули десятки звезд первой величины — от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой . Писатели поэты серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели серебряного века по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. « Второе дыхание» обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии. Изменился «социальный статус» искусства. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в «Религиозно-философском» обществе тон задавали Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д.В. Философов. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли журналы «Весы», «Новый путь», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал». Многие издания пестовались лучшими умами России.
Рассмотрим последовательно основные художественные течения «серебряного века». Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл высокий философский смысл, отражённый в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.
На становление эстетики русского символизма оказали огромное влияние Д.С. Мережковский, В.С. Соловьёв; теоретиком же принято считать, В.Я. Брюсова, который изложил свои взгляды в трёх сборниках «Русские символисты» (1894-1895), а в 1904-1909 гг. редактировал знаменитый символистский журнал «Весы». В русской литературе выделяются «две волны» символизма. Первая связана с именами «старших» символистов — В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. К «младшим» же приверженцам символизма (иначе, к «младосимволистам») относятся А.А. Блок, А. Белый,Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьев и др.
«Ключевым» словом эстетики символизма было философское понятие «символ», которое трактовалось как «связь между двумя мирами», как «знак иного мира в этом мире». В символе видели реальное воплощение невидимого, потустороннего, трансцендентального.
Образный мир символизма неисчерпаем. Художники стремились приоткрыть вечные тайны мироздания, прикоснуться к Вечности, к «надвременным» проблемам:
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий
Только отклик искажённый
Торжествующих созвучий? —
так удивительно точно обобщил мироощущение символизма В.С. Соловьёв.
У мастеров русского символизма была удивительно развита способность к предвидению, «кассандровское начало». Эсхатологические предсказания «конца культуры», «края истории», «гибели России» звучали как тревожный набат. Поэтам-символистам грезилось, что только искусство способно раскрыть извечную вселенскую тайну — музыкальную сущность мироздания. Удел творца — вслушиваться в звуки «вселенской симфонии», постигать невидимые миры. С культом «музыкальности» наступил новый переломный этап в развитии русской поэтической речи. Фонетика и ритмика, стилистическая окраска слов и ассоциативная образность были переосмыслены символистской поэзией с позиций «скрытой музыки».
Впервые развёрнутое обоснование символистской культуры дал Д.С. Мережковский ( 1866-1941). Он посвятил свою жизнь поискам истины и видел её в признании извечных богоданных антиномий. В поисках религиозного смысла жизни Мережковский создаёт особую область философии — «мистический символизм». Он пришёл к выводу: в жизни человечества борются две правды — небесная и земная, Христос и Антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего «Я». Дух же устремлён к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. Не случайно значительную часть его творчества занимают исторические романы, получившие мировое признание: «Христос и Антихрист», «Смерть Богов (Юлиан Отступник) «, «Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи) «, «Антихрист (Пётр и Алексей) «, трилогия из русской жизни «Павел I», «Александр I», «14 декабря».
Идеалы христианства и ценности гуманизма, понятие Царства Небесного и царства земного были для Мережковского отнюдь не отвлечёнными идеями. Он мучительно переживал революционные взрывы в России, видя в них извечную борьбу Христа и Антихриста. Призывая революцию духа, он не мог признать «революцию крови». В российских социальных катаклизмах Мережковский явственно видел облик «грядущего хама», погрязшего в обывательской пошлости и материалистической серости «земного рая».
Огромную роль в развитии поэзии символизма сыграл К.Д. Бальмонт (11867-1942).
Бальмонт достиг славы в последнее десятилетие XIX в. Один за другим вышли его поэтические сборники: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь». В эти полные творческого подъёма годы в нём проснулся «композитор». Стихия «музыкальности» буквально захлестнула его творчество. Поэт пленился тончайшей моделировкой быстротечных мгновений. Эстетика мгновения была для поэта дочерью музыки, звуки которой, отзвучав, бесследно истаивали в наступившей тишине.
Бальмонт удивительно легко находил и культивировал приёмы, интонационно родственные музыке — аллитерацию, ассонансы, ритмическую повторность. Постепенно роль ритмики в его стихе становится абсолютной: она подчиняет себе все прочие элементы слов, создаёт множество внутренних рифм, позволяющих сосредоточенно «опевать» один и тот же мотив.
Хрестоматийным в истории символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце» (1903). Солнцу — идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, сопоставимого с Бальмонтом по страстности пантеистического мироощущения:
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Певцом иных настроений и состояний был Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников [1863-1927]). «Беру кусок жизни… и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт», — эти слова Сологуба могли бы служить эпиграфом к его творчеству. В своих фантазиях он грезил землёй Ойле`, где нет горя и страданий. Но при этом создал один из самых «гоголевских» романов «серебряного века» — «Мелкий бес» (1892-1902), поразивший современников галереей чудовищно тупых и озлобленных персонажей.
В поэтическом мире Сологуба переплелись мечта и явь. Мечта — далека и недосягаемо-прекрасна. Явь — клетка, в которой живут люди, «пленные звери». Жизнь их находится в руках неведомых сил, подобных знаменитым «чёртовым качелям»:
mirznanii.com
Серебряный век русской культуры 3
СодержаниеЧем характеризуется серебряный век русской культуры?
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Заключение
Использованная литература
В 90-х годах XIX в. русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». За короткий отрезок времени — рубеж XIX — XX вв. — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений.
Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь — философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век».
Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли ни все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну».
Первые провозвестники «культурного ренессанса» появились ещё в 80-е гг. XIX в. В 1882 г. В работе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковский блистательно обосновал эстетику новорожденного российского модернизма. Энциклопедически образованный историк, поэт и писатель, Мережковский предсказал радикальное обновление отечественной словесности в русле «мистического содержания», свободного выражения религиозного чувства.
Экстенсивный в своих глобальных исканиях серебряный век был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.
Началом начал можно считать призыв к познанию вечных духовных ценностей. Были произнесены и другие, не менее заветные слова — «нравственность» и «культура». Нравственность есть высшая цель развития культуры.
В начале XX в. выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Горький, М.М. Пришвин.
На небосклоне русской поэзии изящно вспыхнули десятки звезд первой величины — от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой. Писатели поэты серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели серебряного века по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. «Второе дыхание» обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии. Изменился «социальный статус» искусства. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в «Религиозно-философском» обществе тон задавали Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д.В. Философов. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли журналы «Весы», «Новый путь», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал». Многие издания пестовались лучшими умами России.
Символизм
Рассмотрим последовательно основные художественные течения «серебряного века». Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл высокий философский смысл, отражённый в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.На становление эстетики русского символизма оказали огромное влияние Д.С. Мережковский, В.С. Соловьёв; теоретиком же принято считать, В.Я. Брюсова, который изложил свои взгляды в трёх сборниках «Русские символисты» (1894-1895), а в 1904-1909 гг. редактировал знаменитый символистский журнал «Весы». В русской литературе выделяются «две волны» символизма. Первая связана с именами «старших» символистов — В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. К «младшим» же приверженцам символизма (иначе, к «младосимволистам») относятся А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьев и др.
«Ключевым» словом эстетики символизма было философское понятие «символ», которое трактовалось как «связь между двумя мирами», как «знак иного мира в этом мире». В символе видели реальное воплощение невидимого, потустороннего, трансцендентального.
Образный мир символизма неисчерпаем. Художники стремились приоткрыть вечные тайны мироздания, прикоснуться к Вечности, к «надвременным» проблемам:
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий
Только отклик искажённый
Торжествующих созвучий? —
так удивительно точно обобщил мироощущение символизма В.С. Соловьёв.
У мастеров русского символизма была удивительно развита способность к предвидению, «кассандровское начало». Эсхатологические предсказания «конца культуры», «края истории», «гибели России» звучали как тревожный набат. Поэтам-символистам грезилось, что только искусство способно раскрыть извечную вселенскую тайну — музыкальную сущность мироздания. Удел творца — вслушиваться в звуки «вселенской симфонии», постигать невидимые миры. С культом «музыкальности» наступил новый переломный этап в развитии русской поэтической речи. Фонетика и ритмика, стилистическая окраска слов и ассоциативная образность были переосмыслены символистской поэзией с позиций «скрытой музыки».
Впервые развёрнутое обоснование символистской культуры дал Д.С. Мережковский (1866-1941). Он посвятил свою жизнь поискам истины и видел её в признании извечных богоданных антиномий. В поисках религиозного смысла жизни Мережковский создаёт особую область философии — «мистический символизм». Он пришёл к выводу: в жизни человечества борются две правды — небесная и земная, Христос и Антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего «Я». Дух же устремлён к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. Не случайно значительную часть его творчества занимают исторические романы, получившие мировое признание: «Христос и Антихрист», «Смерть Богов (Юлиан Отступник) «, «Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи) «, «Антихрист (Пётр и Алексей) «, трилогия из русской жизни «Павел I», «Александр I», «14 декабря».
Идеалы христианства и ценности гуманизма, понятие Царства Небесного и царства земного были для Мережковского отнюдь не отвлечёнными идеями. Он мучительно переживал революционные взрывы в России, видя в них извечную борьбу Христа и Антихриста. Призывая революцию духа, он не мог признать «революцию крови». В российских социальных катаклизмах Мережковский явственно видел облик «грядущего хама», погрязшего в обывательской пошлости и материалистической серости «земного рая».
Огромную роль в развитии поэзии символизма сыграл К.Д. Бальмонт (11867-1942).
Бальмонт достиг славы в последнее десятилетие XIX в. Один за другим вышли его поэтические сборники: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь». В эти полные творческого подъёма годы в нём проснулся «композитор». Стихия «музыкальности» буквально захлестнула его творчество. Поэт пленился тончайшей моделировкой быстротечных мгновений. Эстетика мгновения была для поэта дочерью музыки, звуки которой, отзвучав, бесследно истаивали в наступившей тишине.
Бальмонт удивительно легко находил и культивировал приёмы, интонационно родственные музыке — аллитерацию, ассонансы, ритмическую повторность. Постепенно роль ритмики в его стихе становится абсолютной: она подчиняет себе все прочие элементы слов, создаёт множество внутренних рифм, позволяющих сосредоточенно «опевать» один и тот же мотив.
Хрестоматийным в истории символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце» (1903). Солнцу — идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, сопоставимого с Бальмонтом по страстности пантеистического мироощущения:
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Певцом иных настроений и состояний был Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников [1863-1927]). «Беру кусок жизни… и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт», — эти слова Сологуба могли бы служить эпиграфом к его творчеству. В своих фантазиях он грезил землёй Ойле`, где нет горя и страданий. Но при этом создал один из самых «гоголевских» романов «серебряного века» — «Мелкий бес» (1892-1902), поразивший современников галереей чудовищно тупых и озлобленных персонажей.
В поэтическом мире Сологуба переплелись мечта и явь. Мечта — далека и недосягаемо-прекрасна. Явь — клетка, в которой живут люди, «пленные звери». Жизнь их находится в руках неведомых сил, подобных знаменитым «чёртовым качелям»:
В тени косматой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой…
Вяч.И. Иванов (1866-1949) в поэтической среде считался авторитетным философом.
Подобно Соловьёву, он развивал идею «соборности» как системы религиозной связи людей. Будущее России Иванов видел в рождении новой всенародной религиозной культуры.
Он мечтал о художнике-теурге, который будет творить сценарий некоего «всенародного действа», похожего на старинную мистерию. Воплощая мистерию, человечество обретет духовное величие, преодолеет индивидуализм, преобразится в божественном экстазе.
Поэзия Вяч. Иванова пронизана музыкой. Он слышал музыку во всех проявлениях бытия, находил «музыкальные эквиваленты» звукам природы:
«Ты богат», — поёт багрец прощальный;
«Ты счастлив», — поёт кристальный луч…
(«Седьмой день»)
Игра интонационно близких слогов создаёт в его стихах некий «музыкальный мир», где понятийность словно исчезает, оставляя тонкий «звуковой смысл».
Лидером символистов считался В.Я. Брюсов (1873-1924). Выходец из семьи бывшего крепостного крестьянина, Брюсов создал поэзию величавую, литую, упругую. Идея религиозной «соборности» была ему абсолютна чужда. Воспитанный на книгах Дарвина и Чернышевского, Брюсов сделал решительный шаг к обновлению поэзии, оставаясь убеждённым материалистом. Человек трезвого ума, Брюсов стремился найти темы более «земные», объективно значимые. В его зрелой поэзии нет абстрагированности от жизни.
Эпиграфом из Откровения Иоанна Богослова начинает Брюсов свою поэму «Конь блед»: «И се конь блед и сидящий на нём, имя ему Смерть». Строки этого древнего пророчества перекликаются в поэме с пророчеством новым: грядёт жестокий индустриальный век! Поэт одним из первых выразил ритмы индустриализации, грохот её машин, гипнотизирующее мерцание электрических огней.
В предреволюционные годы всё более проявляется «нормативный» рационализм поэта. Порукой тому была увлечённость отдалённым историческим прошлым. Брюсов пишет роман «Огненный ангел» (1907-1908) — любовно-авантюрное повествование о средневековой Германии, воскрешающее времена инквизиции и «процессы ведьм». Он всё больше становится «художником зрения, а не слуха», возлюбив не звуки, а «меру, число, чертёж». Поэт тяготеет к образам античной культуры, к передаче зрительных, почти живописных впечатлений («Медея», «Ахиллес у алтаря», «Одиссей», «Дедал и Икар»). Гранёная, словно высеченная из мрамора пластика его поэзии позволяет считать Брюсова одним из предтеч неоклассицизма в русском искусстве.
Смешение мистики и гротеска, высокого и низменного, серьёзного и ироничного — так можно охарактеризовать необъятный образный мир Андрея Белого (Б.Н. Бугаева [1880-1934]). Блистательный поэт, прозаик, критик, филолог, он был талантлив во всём. Ещё в юношеские годы он увлёкся проповедями В. Соловьёва и окунулся в создание «музыки» стиха. «Симфонии» — так называл Белый свои первые поэтические опыты, полные мистического трепета и предожиданий. Создание сборника «Золото в лазури» (1904) обозначило наступление творческой зрелости. Поэтическая речь Белого становится ярко индивидуальной. Порой кажется, что он чувствует мир не только как поэт, но одновременно как музыкант и художник. Мотивы, образы, интонации его лирики рождаются «на грани» синтеза звуковых, ритмических и живописных ассоциаций:
Бывало:
снеговая стая —
Сплошное белое пятно —
Бросает крик, слетая, тая, —
В запорошённое окно;
Поёт под небо белый гейзер:
Так заливается свирель;
Так на рояле Гольденвейзер
Берёт уверенную трель.
(«Первое свидание»)
В 1909 году выходит книга «самосожжения и смерти» — «Пепел», посвящённая памяти Некрасова. Что связывало поэта-символиста с «рыдающей» некрасовской музой? Обращение к классику русского реализма открыло для Белого путь к познанию России. Следующая крупная работа Белого — сборник стихов «Урна». В нём совсем иной мир. «Урна» была задумана мастером как «раздумья о бренности человеческого естества с его страстями и порывами». В этой книге Белый откровенно мистифицирует читателя, ведёт с ним «игру». Он легко соединяет «прошлое» и «будущее», классическую речь российской поэзии XVIII в. с изысканными современными образами.
В предреволюционные годы Белый увлекается критикой и публицистикой, создаёт своё самое значительное прозаическое произведение — гротескно-сатирический роман «Петербург». Поэт всё более проникается трагическим ощущением кризиса цивилизации, всё более верит в символизм, как «религиозное исповедание», предшествующее новому Богоявлению. Идеи социальной революции в её материальном виде ему совершенно чужды. Подобно большинству художников «серебряного века», Белый оставался верен светлым идеалам революции духа.
А.А. Блок (1880-1921) прожил короткую, но насыщенную и яркую жизнь. Он успел реализовать многие грани своего поэтического гения. Великий поэт, Блок был и великим мыслителем, подлинным выразителем высших озарений отечественной культуры, кумиром интеллигенции. Б.Л. Пастернак в «Докторе Живаго» свидетельствует: «Блоком бредила вся молодёжь обеих столиц, Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни». Другой современник добавляет: «Наша первая юность проходила под знаком Блока… К какому литературному течению, к какой литературной школе принадлежала поэзия Блока, нас тогда не интересовало: мы её слушали, она проникала в нас и запоминалась мелодически. Впрочем, Блок сам говорил: «В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растёт в упругих ритмах… Рост мира есть культура. Культура ест музыкальный ритм».
Первая книга символистской лирики Блока — «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), посвящённая теме вечной женственности, была наполнена мистическими настроениями. Постепенно поэт освобождается от декадентского культа «чистого искусства». Его сочинения отражают глубокие философские раздумья о судьбах Руси («Сытые» [1905], «Нечаянная радость» [1906], «Русь» [1906], «Родина» [1907-1916], «На поле Куликовом» [1908], «Россия» [1908]). Блок надеялся на великую очистительную силу революции, способную преобразить старый мир (поэмы «Двенадцать» [1918], «Скифы» [1918], статья «Интеллигенция и революция» [1918]).
Большое место в лирике поэта занимает тема Родины:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слёзы первые любви!. .
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!. .
(«Россия»)
Россия для Блока — даль, простор, путь, наполненный ветром. Она одновременно и падшая, разбойная, и святая, благолепная. России дано определять судьбу поэта, отвечающего ей взаимной любовью:
Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
(«На поле Куликовом»)
Наиболее сильные строки посвятил Блок образам дикой, «скифской» Руси. Многие его мысли о двух потоках мировой истории и культуры, о России и Европе воспринимаются как пророческие.
Акмеизм
В искусстве «серебряного века» чрезвычайно сильны были тенденции неоклассицизма, устремлённости в прошлое. Идеалы символизма уже в начале века были поколеблены. Замыслы мистерий уступают место стремлению вернуться «на грешную землю». Мистический туман символизма и космичность образов сменяются обращением к «вещной» красоте.В 1911 г. Родилось содружество таких непохожих поэтов, как Н.С. Гумилёв, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.Д. Бурлюк, Н.А. Клюев и др. Кружок получил «заземлённое» название «Цех поэтов», словно перечеркнув идею «божественного предначертания» искусства. Его представители провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
В этой среде возникла мысль создать новое поэтическое направление, получившее название «акмеизм». Однако новое не родилось на «пустом месте». Один из организаторов и теоретиков «Цеха поэтов» Н.С. Гумилёв писал: «На смену символизма идёт новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».
Новое направление было родственно символизму в главном — в неприятии окружающей действительности, будь то серая будничность или революционные взрывы. Подлинная красота искалась в прошлом. Привлекательными казались «ретро» — жанры: интермедия, пастораль, идиллия, мадригал. Не случайно свой главный печатный орган акмеисты назвали «Аполлон» — символ гармонии, стройности, ясности.
Расставаясь с символизмом, дабы «живой земле пропеть хвалу», каждый из поэтов «Цеха» избирал свой путь. Единая эстетическая программа была намечена лишь контурно, в общих началах. К ним относились, например, пристальное внимание к образу вещи, способной возбуждать лирическое чувство.
«Вещной мир» М.А. Кузьмина (1872-1936) поразительно разнообразен. В поле его зрения то русская поджаренная булка, то японский фарфор, то маскарадный костюм. Многолики и его герои — «милые актёры без большого таланта», «моряки старинных фамилий», 2франты тридцатых годов»… Из образов мировой культуры Кузьмину ближе всего оказалась атрибутика маскарада («Маскарад» и др.). Поэта не прельщали такие категории, как исторический дух, атмосфера, социальная среда. В жеманном и галантном прошлом для него важен был прежде всего сам интерьер.
В 1905 г. Вышел первый скромный томик стихов Н.С. Гумилёва (1886-1921) под названием «Путь конквистадоров». Затем были опубликованы сборники «Романтические цветы» (1908) и «Жемчуга» (1910 г).
Призывая расстаться с символизмом, Гумилёв вместе с тем остаётся романтиком и мечтателем, певцом «конквистадоров», «капитанов», «воинов». Предметом его грёз были экзотические гроты, африканские жирафы, восточные миниатюры, сказочные павильоны, далёкие страны:
Оглушённая ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
И твоё раскрывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думаю ангеле,
Что приставлен к тебе, безрассудной.
(Вступление. К книге «Шатёр»)
Наделённый даром предвидения, Гумилёв мучительно переживал будущую трагедию России. Ряд его произведений полон отчаяния, надлома, предчувствия близкой смерти.
С акмеизмом было связано начало творческого пути О.Э. Мандельштама (1891-1938). Правда, самые первые его поэтические опыты полны символистской иллюзорности. Но стремление к «прекрасной ясности» и «венным темам» оказалось сильнее. Стихи Мандельштама можно назвать «поэзией о поэзии». По справедливому замечанию исследователя начала века В.М. Жирмунского, в его произведениях запечатлено не живое дыхание жизни, а скорее «чужое художественное впечатление». Сам же поэт писал:
Я получил блаженное наследство —
Чужих певцов блуждающие сны…
Тонко моделируя рифмы, Мандельштам воспевал Элладу, старый Петербург, русскую историю. Скрупулезная работа над словом была глубоко осознанной. Особая область поэзии Мандельштама связана с музыкой. Вопреки символизму, Мандельштам не пытался соединить законы двух искусств. Музыка в его стихах скорее один из «культурных текстов», заимствованных из прошлых эпох.
В последние годы «серебряного века» раздался в русской поэзии негромкий и чистый голос Анны Ахматовой (А.А. Горенко, 1889-1966). Лирика поэтессы тех лет также нередко несла «антикварный» оттенок:
Луна освещает карнизы,
Блуждает по гребням реки…
Холодные руки маркизы
Так ароматны-легки
«О принц! — улыбаясь, присела, —
В кадрили вы наш vis-а-vis», —
И томно под маской бледнела
От жгучих предчувствий любви.
(«Маскарад в парке»)
И всё же в среде акмеистов Ахматова, по словам Блока, была «настоящим исключением». Её отличало глубоко личное отношение к окружающему миру, ощущение его дисгармонии и трагичности.
Муза Ахматовой родилась под непосредственным влиянием блоковской поэзии; даже её псевдоним перекликается с любимым местом пребывания поэта: Ахматова — Шахматово. Но подражание Блоку не было сутью её творчества. Источником совершенствования служил для Ахматовой необъятный мир русской классики — Пушкин, Баратынский, Некрасов, Тютчев.
В предреволюционные года Ахматова публикует три сборника стихов — «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917). В ту пору её поэзия глубоко интимна, автобиографична. По словам Ю.М. Тынянова, она словно находится «в плену у собственных тем». Большой поэтический дар Ахматовой, афористичность, выразительность каждого слова раскрылись буквально с первых произведений.
При всём пристрастии поэтессы включать прямую речь в речь авторскую, воспроизводить диалог героев, её вряд ли можно упрекнуть в театральности. Лирическая героиня ахматовской поэзии как бы повторяет слова своих собеседников, стараясь передать их интонацию, вслушиваясь в свой внутренний мир.
Подобно многим своим современникам, Ахматова предельно внимательно к предметному миру. Но описание вещей в её поэзии всегда несёт отпечаток внутреннего состояния героини:
И у окна белеют пяльцы…
Твой профиль тонок и жесток.
Ты зацелованные пальцы
Брезгливо прячешь под платок.
Музыка в стихах Ахматовой звучала как несмолкающая лейт-тема, пронизывающая поэтическое пространство:
Опять приходит полонез Шопена,
О, Боже мой! — как много вееров,
И глаз потупленных, т нежных ртов,
Но как близка, как шелестит измена.
Были в эпоху «серебряного века» поэты, которых трудно отнести к какому-либо определённому направлению. Среди них М.А. Волошин (1877-1932) и М.И. Цветаева (1892-1944).
Футуризм
В искусстве поэтического слова расцвёл футуризм (будущее) — течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи. Наиболее близко к западному футуризму как идеологии индустриального города стал молодой В.В. Маяковский. Его настроения позднее, в 1923г., вылились в создание ЛЕФа («Левого Фронта искусства»).Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка. Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии — и языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Впервые же слово «футуризм» появилось в названии группы поэтов — «эгофутуристов». Признанным лидером эгофутуристов был Игорь Северянин (И.В. Лотарев, 1887-1941). Знаменитым поэт стал после публикации сборников «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» (1913-1915). Его поэзия воспевала атрибуты полуаристократической жизни, мир «золотой молодёжи» в интерьере дымных ресторанов и будуаров.
Известное творческое объединение поэтов-футуристов называлось «Гилея». В него вошли братья Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, В. Хлебников, А.Е. Кручёных, В.В. Каменский, Е.Г. Гуро, В.В. Маяковский. Называли они себя «будетлянами» (русский аналог слова «футурум»), или «кубофутуристами». Последнее название примечательно, ибо выдает кровную связь нового течения с кубизмом в живописи. Были и другие футуристические группы, в частности — «Мезонин поэзии», куда некоторое время входил начинающий Б.Л. Пастернак.
Футуризм характеризуется бунтарством против традиционных фор и образов, новым отношением к рифме, слову, материалу поэзии. Антиреалистическая, антисимволистская направленность «революционного поэтического блока» очевидна.
Наиболее последовательно реализовал в творчестве эти установки А.Е. Кручёных (1886-1968).
Он работал над разрушением традиционной поэтической речи, искал самоценное, «самовитое слово», бунтовал против любых признаков смысла или рифмы.
Целиком погруженный в языковые эксперименты, он всё дальше уходил от адекватного восприятия собственного творчества и наконец объявил шедевром следующие пять строк:
дыр бул щыл
убещур
скум
вы со бу
рлэз
Один из самых одарённых футуристов «серебряного века» — Б.Л. Пастернак (1890-1960). До революционных потрясений 1917 г. он успел опубликовать два первых поэтических сборника — «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров».
Лирик по складу дарования, Пастернак отдал дань открытиям «младосимволистов», акмеистов, кубофутуристов.
В поэзии Пастернака темы-образы, сплетаясь друг с другом, передают не одномоментность жизни, а её многоголосное звучание. Ритм стихов полон динамики. Строчки, по выражению Виктора Шкловского, «рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда». Поэт вслушивался в мир, и в вихре все новых метафор рождались звуки, олицетворяющие чудо жизни («шепчет яблони прибой», «грохочущая слякоть», «как лед, трещал и таял кресел шелк»).
Заключение
Ментальность серебряного века — культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, Христа и Антихриста. Творчество художественной интеллигенции становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиски Бога, смерти…Термин Н. Бердяева «русский культурный ренессанс» предстает важнейшим элементом для социокультурной эпохи серебряного века. Он не случайно стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологи. Вслед за беспрецедентным разнообразием дарований на художественной ниве — И. Бунин, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Белый, Вяч. Иванов, В. Хлебников, С. Есенин и многие другие — представлена блистательная галерея идей и судеб в лице Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка, Г. Федотова, Н. Лосского, А. Лосева и др. Показательно, что добро и зло мира становятся в русской ренессансной философии теми абсолютами-родниками, которые питают такие непреходящие понятия, как «русский ум, «русский характер», ставшие главными психоаналитическими категориями.
Особое место в философии и культуре серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась (сборники «Вехи», «Из глубины»).
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве серебряного века в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д. Лихачев заметил однажды со сложным чувством: «Мы подарили Западу начало нашего века…»
Использованная литература
1. Л.А. Рапацкая. Русская художественная культура. Москва 1998 г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.coolreferat.com