Серебряный век русской культуры литература – Лекция №6 Серебряный век русской культуры Понятие Серебряного века

22. «Серебряный век» русской культуры: литература и искусство.

"Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры", эпохой "творческого подъема поэзии и философии после периода упадка" называл Н.А. Бердяев "культурный ренессанс начала века". Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф - в этих ключевых символах запечатлены характерные черты духовной жизни России конца XIX века - начала ХХ века. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи. В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, которые разовьются позднее, определяются механизмы этого развития, когда будущее течение или школа высылает вперед своего провозвестника - свой авангард. В принятой хронологии авангарда начало ее относят к 1990-м чаще к 1910-м годам, в результате чего вне сферы авангарда оказывается символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей его.

Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, была тенденция к синтезу всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.С. Мережковский утверждал "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". "В жизни символиста все - символ. Не символов - нет" - писала М. Цветаева. В 1990 году младшие символисты: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие стали искать исцеление от недугов декаданства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечеловеческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие ХХ века в России поэтов так много, что XIX век по сравнению с ХХ кажется безлюдным. Бурным и сложным было это время. В литературе и искусстве сосуществовали различные течения и направления. Некоторые из них были крайне эфемерны, быстро преходящи. Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля - стиля модерн. В рамках этого стиля зарождался конструктивизм. Конец XIX- начало ХХ вв. - время появления новых архитектурных стилей: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры. Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого "я", Однако русская социально-культурная почва "Серебряного века" сказывалась на их творчестве. Это и трагизм "немоты" ("Черный квадрат" Малевича), и метафизические поиски нового религиозного сознания. Задачи авангарда - выражать духовные абсолюты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры "Серебряного века". "Серебряный век" - это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. ХХ век не дал ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира, такого взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим."Серебряный век" в русской культуре - это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от "социального" человека, эпоха тотального индивидуального, господство мистического в культуре, это время создания нового менталитета, освобождение мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха "Серебряного века" - это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе "времени и личности художника". Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

studfiles.net

Лекция №6 Серебряный век русской культуры Понятие Серебряного века

ЛЕКЦИЯ № 6

Серебряный век русской культуры

Понятие Серебряного века.

Переломный период в жизни Рос­сии в конце XIX — начале XX в., связанный с переходом к ин­дустриальному обществу, привел к разрушению многих ценно­стей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не толь­ко окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрас­ном и безобразном и т. д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Рас­цвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен получил название Серебряный век русской культуры (Золотым веком считается первая треть XIX в.). Для Серебряного века характерны величайшие достижения в куль­туре, но сама культура стала более сложной, а результаты твор­ческой деятельности — более противоречивыми.

^

В начале XX в. главным штабом отечествен­ной науки оставалась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров и раз­витии науки играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Большие успехи были достигнуты в механике и математике, что позволило развить новые области науки — воздухоплавание и электротехнику. Важное значение для этого имели исследова­ния Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, авто­ра работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были построены первые отечественные самолеты «Русский витязь* к «Илья Муромец* конструкции И.И.Сикорского. В 1911 г. Г. Е. Котельников создал первый в мире ранцевый парашют.

Учитель из Калуги К.Э.Циолковский в 1903 г. опублико­вал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет. Это за­ложило основу будущих космических полетов.

Труды В. И. Вернадского стали импульсом для развития био­химии, биогеохимии и радиогеологии. Ученого отличала широ­та интересов, он поднимал глубокие проблемы и предвидел от­крытия в самых разных областях.

Великий русский физиолог И.П.Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных.

В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову — первому из русских ученых — была присужде­на Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И.Н.Мечников за работы в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».

Вскоре после революции 1905 —1907 гг. несколько известных либеральных философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А. С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А. Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник ста­тей о русской интеллигенции» (1908).

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закон­читься после принятия Манифеста 17 октября, в результате ко­торого интеллигенция получила те политические свободы, о ко­торых всегда мечтала. Интеллигенцию обвиняли в игнорирова­нии национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, неуважении к праву, разжигании в массах са­мых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская ин­теллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и ни­когда не будет понимать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их статьи печатала популярная га­зета «Новое время».

Литература.

В русскую литературу вошло немало имен, сни­скавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куп­рин и М. Горький.

И.А.Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы рус­ской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась го­раздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых — социальный конфликт в деревне, за­ставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и пове­сти Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему славу не только в России, но и во всем мире.

Если прозу И.А.Бунина отличали строгость и отточенность стиля, внешняя бесстрастность автора, то в прозе А.И.Куприна проявились стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. За­частую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью ге­роя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

М.Горький вошел в историю литературы как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его про­изведениях («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» и др.) появились новые, революционные темы и герои-револю­ционеры. В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький высту­пил как романтик.

Важнейшим и крупнейшим направлением в литературе и ис­кусстве 90-х годов XIX — начала XX в. был символизм, идей­ным вождем которого являлся поэт и философ Вл. С. Соловьев. Научному познанию мира символисты противопоставляли соз­дание мира в процессе творчества. Они считали, что высшие сфе­ры жизни, которые невозможно познать традиционными путя­ми, открываются лишь художнику, выражающему тайны бытия в символах. Самыми выдающимися поэтами-символистами счи­таются А.А.Блок, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт.

Символизм способствовал появлению новых течений, од­ним из которых стал акмеизм (от греч. akme - цветущая сила). Главой этого направления был Н.С.Гумилев. Акмеисты (А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и др.) провозглашали воз­врат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни и помочь принять мир во всем его многообразии.

Футуризм (от лат. {futurum — будущее) также был свое­образной реакцией на символизм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д. Бурлюк, В.В.Хлеб­ников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. В. Маяковским и А. Е. Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы — их поддер­живали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Мно­гие футуристы помимо поэзии занимались еще и живописью (братья Бурлюки, Крученых, Маяковский).

Футуризм стал поэзией протеста, стремившейся к разруше­нию существующих порядков. Вместе с тем футуристы, подобно символистам, мечтали о создании искусства, способного преоб­разовать мир. Больше всего они страшились равнодушия и по­этому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Живопись.

В конце XIX — начале XX в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы-реалисты, как В. И. Суриков, В. М. и А. М. Васнецовы, И. Е. Репин В.А.Серов и др.

В конце XIX столетия в русскую живопись пришли К.А.Коро­вин и М.А.Врубель. Пейзажи Коровина, написанные в им­прессионистической манере, отличались яркими красками и эмоциональной приподнятостью. Картины Врубеля напоминали мозаику, сложенную из искрящихся кусочков. Сочетания цве­тов в них имели собственные смысловые значения, а сюжеты поражали фантастикой.

Значительную роль в русском искусстве начала XX в. играло объединение «Мир искусства», возникшее как реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жиз­ни, а вечных тем. Одним из вождей «Мира искусства» считался А.Н.Бенуа, обладавший разносторонними дарованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, истори­ком искусства.

Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, входивших в организации «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Среди них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый имел свое творческое лицо.

Такими художниками были П.Н.Филонов и В.В.Кандин­ский. Филонов в своей живописной технике тяготел к футуриз­му, Кандинский — к новейшему искусству, его можно назвать отцом русского абстракционизма.

К. С. Петров-Водкин придал национальным традициям жи­вописи особую форму. Его «Купание красного коня» напомина­ет изображение Георгия Победоносца, а в «Девушках на Волге» отчетливо прослеживается связь с реалистической живописью

XIX столетия.

Музыка.

Крупнейшими русскими композиторами начала XX в. были А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, напряженное по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период ожи­дания революции 1905 - 1907 гг. Скрябин эволюционировал от романтизма к символизму, предвидя многие новаторские тече­ния революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был бо­лее традиционен, в нем чувствуется связь с музыкальным на­следием минувшего столетия. В его произведениях душевное со­стояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзи­ей русской природы или образами прошлого.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Что такое Серебряный век русской культуры?

  2. Расскажите о развитии науки и техники в начале XX в.

  3. В чем состояли взгляды авторов сборника «Вехи»?

  4. Какие направления в литературе существовали в начале XX в.?

  5. Что нового появилось в живописи и музыке в начале XX в.?

userdocs.ru

Серебряный век русской культуры — Мегаобучалка

Понятие Серебряного века.Переломный период жизни России в конце XIX —начале XX в., связанный с переходом к индустри­альному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окру­жающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т.д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала XX в. получил назва­ние Серебряного века русской культуры. Для него также характер­ны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоре­чивыми.

Наука и техника.В начале XX в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институ­тов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли универси­теты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Значительных успехов достигли исследования в области меха­ники и математики, что позволило развить новые области науки — воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиа­ционной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были со­зданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ран­цевый парашют.

К. Э. Циолковский в 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изло­жена теория движения ракет, основ будущих космических поле­тов.

Труды В.И.Вернадского легли в основу биохимии, биогеохи­мии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постанов­ка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.

Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об ус­ловных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павло­ву — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился

И. И. Мечников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.



«Вехи».Вскоре после революции 1905 — 1907 гг. несколько из­вестных публицистов (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве А.С.Изгоев, С.Л.Франк, Б.А. Кистяковский, М.О.Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллиген­ции».

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого ин­теллигенция получила те политические свободы, о которых все­гда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании нацио­нальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыс­лящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будет пони­мать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная га­зета «Новое время».

Литература.В русскую литературу вошло немало имен, снис­кавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М.Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых — социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.

Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совер­шенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куп­рина проявилась стихийность и страстность, свойственные лич­ности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чис­тые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чуд-ра») Горький выступил как романтик.

Новые направления в литературе и искусстве.Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIX — начала XX в. был символизм, признанным идейным вождем кото­рого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мираьсимволисты противопоставляли конструирование мира в процес­се творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. акте — цветущая сила). При­знанным главой направления был И. С. Гумилев. Акмеисты про­возглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гуми­лева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.

Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые рус­ский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образо­вали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами ули­цы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-про­летариат. Большая часть футуристов помимо поэзии занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А.Крученых, В.В.Маяков­ский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В.В.Кандинский писали стихи.

Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно симво­листам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Живопись.В конце XIX —начале XX в. продолжали свою твор­ческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В.И.Суриков, братья Васнецо­вы, И.Е.Репин.

В конце столетия в русскую живопись пришли К.А.Коровин и М.А.Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М. А. Вру­бель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся ку­сочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.

Значительную роль в русском искусстве начала XX в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А.Н.Бенуа, обладавший разносторонними даро­ваниями. Он был живописцем, графиком, театральным художни­ком, историком искусства.

Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено твор­чество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и ку­бисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.

Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский. Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кан­динский — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очер­тания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.

Не такими были картины К. С. Петрова-Водкина, сохранив­шего в своих полотнах национальные традиции живописи, но при­давшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красно­го коня», напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с рус­ской реалистической живописью XIX столетия.

Музыка.Крупнейшими русскими композиторами начала XX столетия были А.И.Скрябин и С.В.Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период на­пряженного ожидания революции 1905— 1907 гг. При этом Скря­бин от романтических традиций эволюционировал к символиз­му, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчет­ливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или обра­зами прошлого.

 

 

ТЕМА 16

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

 

megaobuchalka.ru

Серебряный век русской культуры. Серебряный век русской культуры

Похожие главы из других работ:

История русской культуры V–XVI вв

1. Периодизация русской культуры

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая - тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза - христианская, занявшая тысячу лет, - можно подразделить на три периода...

Культура древней Руси VI-XIII веков

3. Феномен русской культуры

Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства...

Культура и быт России XVII века

1. ОБМИРЩЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, т. е. освобождения от церковного влияния...

Культура России 19-20 веков

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа...

Культура России 19-20 веков

2. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль-туры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века»...

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

2 Культура России XIX - начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)

XIX в. - «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово...

Особенности менталитета русской нации

1.2 Национальное своеобразие русской культуры

Для изучения, понимания и измерения необходима демифологизация. А для этого требуется отделить друг от друга два разнопорядковых, но тесно переплетенных явления, совместный силуэт которых выглядит так странно. Как правило...

Особенности развития и специфика культуры России

Серебряный век русской культуры

«Серебряный век» - это новая эпоха, в которой появилось много литераторов, художников, музыкантов, философов. За короткий промежуток времени - с ХIХ по ХХ вв. - произошло много важных событий, появилось много ярких индивидуальностей...

Периодизация и типология русской культуры

2. Место русской культуры в типологии культуры Н.Я. Данилевского по книге «Россия и Европа»

Тот факт, что страны, модернизация которых пошла успешно в послевоенный период, сохранили при этом свою национальную культуру, показывает...

Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века

1.2 Влияние русской культуры на развитие культуры народов Центральной Азии

Еще до присоединения Центральной Азии к России обычным явлением было бегство рабов - персов в крепостные укрепления русских. Например, фонд 17 за 1865 - 1867 гг. содержит 202 листа. В которых зафиксированы прошения многих тысяч пленных...

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева...

Серебряный век русской культуры

Чем характеризуется серебряный век русской культуры?

В 90-х годах XIX в. русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX - XX вв...

Серебряный век русской культуры

Глава 1. Серебряный век русской культуры

...

Типология и периодизация культуры

2.1. Периодизация русской культуры.

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая -- тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза -- христианская, занявшая тысячу лет, -- можно подразделить на три периода...

Этапы формирования и самобытность культуры России

Золотой и серебряный век русской культуры

В XIX а русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Особое место занимала литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания...

cult.bobrodobro.ru

Серебряный век в русской культуре

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра

Специальность – менеджмент организации

Специализация

Учебная группа

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: культурология

на тему: ««Серебряный век» в русской культуре»

СТУДЕНТКА И.В.Журавлева

РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________

Москва 2006г.

Содержание

Введение.............................................................................................3

Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре........................5

1.1.Наука.............................................................................................5

1.2.Литература...................................................................................7

1.3.Театр и музыка............................................................................9

1.4.Архитектура и скульптура......................................................11

1.5.Живопись....................................................................................13

Глава 2. Русский «ренессанс»......................................................16

Заключение.......................................................................................19

Список используемой литературы...............................................21

Введение

«Серебряный век» в русской культуре, хоть и оказался удивительным коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), но он оставил свой след в истории России. Я считаю эту тему актуальной, так как за этот период русская культура сумела достигнуть мирового уровня. Культура России «серебряного века» отмечена высоким развитием, многими достижениями и открытиями. Я считаю, что каждый гражданин своей страны должен знать о ее культуре.

Великие потрясения, которая пережила наша страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами.

Цель в моей курсовой работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе своей работы я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи. В науке наблюдаются различные достижения и открытия мирового значения. В литературе появлются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Театр и музыка достигают высшего уровня среди других стран. Появляются великолепные композиторы. Стоит также обратить внимание на величайших русских скульпторов: Трубецкой, Коненков, Эрьзи, которым удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния. Необходимо познакомиться с творчеством «мироискусников», которое связано с возрождением книжной графики и искусства книги. В «серебряном веке» присутствовал стиль «модерн», который имел народные корни, опираясь на передовую промышленную базу, и вобрал в себя достижения мировой архитектуры. «Модерн» можно и сегодня найти в любом старом городе. Стоит только присмотреться к закругленным окнам, изысканной лепнине и изогнутым балконным решеткам какого-либо особняка, гостиницы или магазина. «Серебряный век», прежде всего, включает в себя духовное явление: русское религиозное возрождение начала ХХ века. Поэтому я хочу во второй главе своей работы изучить и проанализировать религиозный «ренессанс». Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А.Бердяеву назвать эпоху «религиозно-культурным ренессансом». Соловьев, Бердяев, Булгаков и другие крупные философы оказали сильное, порой определяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Особенно важным в русской философии было обращение к этической проблематике, фокусирование внимания на духовном мире личности, на таких категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение.

Теперь необходимо решить все поставленные мною задачи, тем самым я смогу выполнить цель в своей курсовой работе.

Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре

Культура России второй половины XIX – начала ХХ в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название "серебряный век" является поэтиче­ским и метафорическим, не строгим и не определенным. У А. Ахмато­вой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский исполь­зовал его для обозначения всего времени начала XX века. Российская культура в условиях развития страны начала ХХ века приобрела значительный размах и ряд новых направлений. В России произошел подъем в области образования: росло число учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Теперь более подробно рассмотрим то, что происходило во времена «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.

1.1.Наука

Во второй половине XIX – начале ХХ в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М.Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г.Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа накаливания). Золотой медали был удостоен А.С.Попов за изобретение электрической связи без проводов (радио). П.Н.Лебедев подтвердил электромагнитную природу света. Н.Е.Жуковский создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. К.Э.Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран. С.О.Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч.Дарвина. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С.М.Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам. В.О.Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

Таким образом, мы рассмотрели основные достижения в развитии науки «серебряного века».

1.2.Литература

Русская литература продолжала играть исключительную важную роль в культурной жизни страны.

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже ХХ в. продолжали Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Палата №6», «Ионыч», «Дом с мезанином»), И.А.Бунин («Деревня», «Господин из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М.Горькому.

В литературе появляются модернистские направления : символизм, акмеизм, футуризм.

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже XIX и ХХвв. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В.Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч.Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А.Белый увлекался Вл.Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский), пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты.

mirznanii.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *