что делает и чем занимается
Без этого специалиста не будет ни кино или сериалов, спектаклей, компьютерных или мобильных игр. Этот человек является основой для всего перечисленного. Он – простой трудяга сценарист кто это – расскажем далее.
Что нужно знать о профессии?
Сценаристом называют автором специально написанных текстов – сценариев. Чаще всего, сценарии пишутся для художественных фильмов и сериалов. Они будут составлять их литературно-драматическую основу.
Без этого документа невозможно начать съемки, так как в них будут прописаны:
- основные линии сюжета;
- прописаны основные и второстепенные сцены;
- все используемые диалоги;
- даются подробные описания персонажей.
Причем очень часто, сценарии пишутся авторами произведений, что делает их оригинальными. Могут писаться сценарии и на основе книг или пьес иных авторов, например, очень много фильмов и сериалов снято по произведениям Агаты Кристи.
При этом к работе привлекаются только профессиональные сценаристы, имеющие большой опыт в написании сценариев к фильмам. Очень часто бывает так, что режиссер сам начинает писать сценарий или принимает активное участие в его разработке и создании.
Особенности профессии
Настоящие профессиональные сценаристы, занимаются созданием исходного материала для будущих фильмов, сериалов, игр, спектаклей. Все это с одной стороны драматургия, так как им предстоит разработать и создать большое количество персонажей, связать их через различные действия в один цельный сюжет. При этом текст должен всесторонне раскрывать то, что должно отразиться на пленке или на сцене. Все должно быть интересно для большей части зрителей.
Однако при написании следует учитывать все правила, и законы драматургического искусства. Нужно учитывать тот факт, что кинематограф, прежде всего это зрелище, доступное большинству населения. А потому все должно быть таким, чтобы запомнилось и было желание увидеть продолжение истории.
А так как только у настоящих профессионалов получается написать действительно шедевр, то стоит говорить о профессии сценариста, как о настоящем призвании автора. Это творческая работа, которая никогда не станет ненужной. Ведь возможностей для работы у сценариста все будет много.
Какие требования к специалисту?
Кроме призвания, специалист должен будет обладать:
- значительной долей удачи;
- литературным талантом;
- быть нечувствительным к критике в свой адрес;
- иметь богатое воображение;
- любить сочинять на различные темы;
- являться усидчивым;
- иметь большое трудолюбие;
- хорошо разбираться в законах драматургических законах;
- необходимо хорошо знать произведение, на основе которого создается сценарий, события, которые лежат в основе или биография известного человека.
Очень часто сценаристы работают не в студии, а дома, так как для этого необходимо либо большой запас листов и печатная машинка или компьютер и хорошая скорость Интернета.
Так как, сама профессия предполагает, что зарабатывает человек при помощи своего литературного таланта, то он должен:
- постоянно работать над собой,
- разрабатывать новые истории и миры.
- возможно изучение произведений других авторов.
Для этого придется прорабатывать тексты для создания сценария.
Очень часто, сценаристы будут работать под заказ режиссеров, продюсеров или рекламных агентств.
Вывод
Только хороший специалист может добиться известности и признания большого количества зрителей. И это должен быть только профессиональный сценарист кто это – мы рассказали в нашей статье.
Возможно вам будет интересна статья: Профессия режиссер. Кто это такой.
oksait.ru
Обратная сторона профессии: сценарист — Карьера
Как вы пришли к тому, чтобы заниматься сценарным мастерством?
Я учился в Университете Натальи Нестеровой на факультете режиссуры, и для учебы приходилось писать сценарии. В какой-то момент я понял, что я куда больше востребован как сценарист, чем как режиссер. Самое смешное, что я с детства терпеть не мог это дело – писать. До сих пор помню: я во втором классе, мне дали домашнее задание – переписать пару строчек из учебника. Я сидел над ними битый час с ощущением, что это какой-то бесконечный текст. Если бы тогда мне кто-то сказал, что я буду писать профессионально, я бы ужаснулся. Я до сих пор не получаю особых эмоций от самого процесса написания. Доставляет удовольствие тот факт, что мой текст кому-то нравится. Когда сценарий хорошо экранизируют, когда он нравится зрителям, когда получаешь обратную связь от публики – вот это удовольствие, это те самые эмоции, которые помогают писать дальше.
А как вы пробились на экран?
Вообще российский кинорынок довольно маленький, все друг друга знают. Я начинал с того, что делал за небольшие деньги ограниченную часть сценарной работы – правил диалоги для разнокалиберных сериалов. Потом стал полноценным автором для «Моей прекрасной няни» – помните, был такой сериал? И вот так постепенно дошел до того, что начал писать сценарии к полнометражным фильмам.
Самый сложный шаг для начинающего сценариста, который хочет продвинуть свой сценарий, – это поиск хорошего продюсера. Имеет смысл пользоваться всеми возможностями: ходить на профессиональные тусовки, поддерживать контакты в соцсетях, участвовать в так называемых питчингах – конкурсах, которые устраивают теле- и кинокомпании. Например, в начале апреля открытый питчинг сценариев запустил холдинг «СТС Медиа». До конца месяца любой желающий может отправить свои работы по направлениям «Игровой сериал», «Анимационный фильм», «Полнометражный игровой фильм», «Полнометражный информационный фильм» и «Трансмедийный проект». Сценарии пройдут несколько этапов отбора, а победители конкурса встретятся с продюсерами и получат шанс экранизировать свою работу. Это хорошая возможность для начинающих авторов, которые не знают, как реализовать свои киноидеи.[news_photo_1]
Вообще, я считаю, что сначала всегда должна идти практика, а уже потом – теория. Классическую драматургию, которая преподается в вузах, хорошо постигать тогда, когда что-то попробовал написать и уже споткнулся на собственных ошибках. Поэтому сначала нужно писать, а уже потом, в процессе, изучать теорию.
Сценарист – это прибыльная профессия? Можно ли, написав один хороший сценарий, полгода не работать?
Наверное, можно. Если честно, я не пробовал: если хочется работать, то зачем целых полгода бездельничать? Но вообще все зависит от степени известности автора. Начинающим сложнее: когда ты только начинаешь работать сценаристом, ты похож на строителя, которого приглашают рыть яму, а потом думают, заплатить ему или нет. Сначала ты пишешь, а потом продюсер принимает решение, хороший сценарий или плохой. Естественно, начинающие авторы не получают такие гонорары, как авторы известные, с несколькими успешными фильмами в портфолио. Но у всех есть шанс стать успешным, если не лениться, учиться и тренироваться.
Каких-то конкретных ставок у сценаристов нет: стоимость сценария зависит от человека, который его пишет, а не от количества букв. Она обговаривается на этапе заключения договора и потом, как правило, не меняется – независимо от того, сколько денег фильм собрал в прокате. На Западе работает другая схема: там сценарист куда чаще, чем в России, получает процент от проката.
Может ли российский сценарист успешно переключиться на зарубежный рынок, чтобы его работу купили на Западе?
Для нас тут верна пословица «где родился, там и пригодился»: написать качественный сценарий на неродном языке практически невозможно, если только вы не владеете, скажем, английским на уровне носителя. Можно, конечно, писать на русском и отдавать на перевод, но это сильно усложняет логистику, да и автора становится уже два. Вы только представьте: сначала нужно перевести сценарий, потом переводить многочисленные правки, потом дорабатывать на русском, потом снова переводить на английский. Другое дело – продажа идей и кооперация. Тут мы все дальше продвигаемся на иностранные рынки.
Какие жанры сейчас наиболее востребованы?
Есть, конечно, мода на определенные жанры. Несколько лет назад были очень популярны фильмы про Великую Отечественную войну, потом про спорт, сейчас хоррор становится востребован. Но, я думаю, зритель идет в кино скорее не на определенный жанр, а на качественный фильм. Так что сценаристу не стоит ориентироваться на «модные» направления. Угадывать сиюминутное настроение – бесполезное дело еще и потому, что производственный цикл кино очень долгий. Пройдет год или полтора с момента написания сценария, а то и больше, прежде чем фильм снимут и он выйдет в прокат.
Важно ли вам как сценаристу, что говорят о вашем детище публика и критики?
Безусловно. Я стараюсь читать и профессиональную критику, и отзывы обычных зрителей. Но здесь важно помнить, что эти мнения всегда субъективны. Я иногда соглашаюсь с высказанными замечаниями, но бывает, что критик ставит себя на место продюсеров, сценаристов, режиссеров и буквально расписывает свою версию того, как должно было быть снято то или иное кино. Для меня это плохой критик. В таком случае нужно самому становиться продюсером, сценаристом, режиссером и самостоятельно делать фильмы, а не критиковать других. К сожалению (а может, и к счастью) необходимость в профессиональной критике в современном мире постепенно сходит на нет. Становятся доступны куда более быстрые и понятные инструменты, позволяющие оценить качество фильмов. Это, в свою очередь, приводит к появлению некого ощущения «безответственности» у тех, кто профессионально оценивают фильмы. Зачастую, это и не оценка вовсе, а самовыражение. Демонстрация читателю «насмотренности» и превосходства собственного интеллекта, не позволяющая хорошо оценить «слишком простые» с точки зрения критика фильмы. Это, конечно, не касается нескольких действительно выдающихся критиков (которые и не критики вовсе, а, скорее просветители).
www.sncmedia.ru
Профессия «сценарист»
Сценарист – это специалист, который создает сценарии в широком смысле этого слова. Обычно сценарии ассоциируются с киноиндустрией, но они пишутся также для театра, компьютерных игр, рекламных роликов, шоу, квестов и других мероприятий.
Несмотря на то что сценаристы, как правило, не так хорошо всем известны, как, допустим, режиссеры, в создании любого качественного продукта они играют ключевую роль. Во многом именно от хорошего продуманного сценария зависит успех фильма или мероприятия.
Образование
Образование по специальности «Сценарист» проще всего получить в профильных вузах, связанных с кино, телевидением и театром. Их немного, и они хорошо известны: ВГИК, ГИТИС, ГИТР и некоторые другие.
Однако диплом – это еще не ключ к успеху. Самое важное для сценариста – это портфолио. Работать над ним необходимо постоянно, пытаясь разрабатывать как можно больше проектов, это поможет набить руку и в дальнейшем создавать все более интересные сценарии.
В принципе, профильного сценарного образования можно и не иметь. Если у вас есть талант и вы серьезно работаете над своими навыками, диплом филологической, журналистской или театральной направленности тоже вполне подойдет.
Особенности профессии
Первоочередная задача сценариста – это создание полной картины действия фильма, сериала или мероприятия. Иными словами, сценарий должен включать в себя всю подробную информацию: как выглядит помещение, что и как произносят участники постановки, какие действия при этом совершают и так далее. Если речь идет о театре или кино, также необходимо подготовить детальное описание действующих лиц и их характеров.
При этом работа сценариста кардинально отличается от того, чем занимается обычный писатель. Ему необходимо создать текст не для чтения, а для воспроизведения в действии. За исключением фильмов с закадровым текстом, возможностей для пояснения происходящего практически нигде нет, а значит, в сценарии должны легко прочитываться причинно-следственные связи между событиями и действиями героев.
Несмотря на то что сценаристу необходимо прорабатывать сценарий максимально полно и точно, он должен быть готов к тому, что режиссер может многое изменить в итоговом варианте. Это издержки профессии, от которых никуда не деться. Сражаться за каждую мелочь в своем сценарии большого смысла не имеет, лучше относиться к этому философски.
В некоторых случаях человек, пишущий сценарий, бывает мультизадачным и выступает одновременно как сценарист, режиссер, актер и, может, даже кто-нибудь еще. Такой формат работы предпочитают многие известные режиссеры, например, Вуди Аллен и Ксавье Долан. Но в любом случае их работа начинается с самого главного – разработки синопсиса будущего сценария, который ляжет в основу фильма.
Трудоустройство
У сценариста очень много вариантов трудоустройства. Его навыки можно применить как в классических областях (кинопроизводство, театр), так и в более интересных направлениях (разработка компьютерных игр, реклама, event-сфера). Последние сейчас даже более перспективны, как с точки зрения наличия рабочих мест, так и с точки зрения уровня заработной платы.
Другие профессии из данной тематической группы
www.examen.ru
Как стать сценаристом — Лайфхакер
Мария Зелинская
Сценарист, драматург, мастер сценарного курса в Московской школе нового кино.
Шаг 1. Разобрать причины
Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.
Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.
Любовь — очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.
Шаг 2. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание
Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание — это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.
Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).
Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).
Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.
Шаг 3. Начать учиться
Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.
Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.
Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.
Литература по сценарному мастерству — вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано. Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя. Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.
Шаг 4. Много писать
В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо ждать вдохновения, чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.
Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения — это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений. Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента. Только практика научит вас быть сценаристом.
Шаг 5. Определить свою авторскую территорию
Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.
Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма. Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек». Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.
Шаг 6. Заявить о себе
Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.
Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.
Ваша задача — собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.
Шаг 7. Усмирить своё эго
Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира — единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.
Кино — командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, — это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.
Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, — это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.
Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.
Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.
Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) — командным игроком.
Шаг 8. Снять фильм в качестве режиссёра
Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях. Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования. Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.
Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.
«Сценарист — это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы — победитель.
lifehacker.ru
Холодный душ для начинающего сценариста
В этой статье нет рецептов успешного сценария. В ней будет попытка уберечь начинающих сценаристов от типичных ошибок и привить самокритичность, попытка развеять многие иллюзии о профессии.
По поводу автора — автор имеет небольшой практический опыт адаптации сценариев (за деньги). Экранизированных полнометражных оригинальных сценариев в копилке пока нет. Поэтому пруфлинков и пруфпикчей не будет. Да это и не имеет значения. Вопросы типа «а ты сам кто такой??» можете не задавать, я ведь не рекламирую курсы сценарного мастерства или новую книгу. Написанное ниже — всего лишь точка зрения.
Привлекательность профессии
В последнее время появляется все больше книг и семинаров по сценарному мастерству. Интерес к кинодраматургии растет год от года. Книги по этой тематике выпускает множество авторов. Кроме уважаемых и известных авторов этим занимаются и новички-теоретики. Сам видел как двадцатилетний парень предлагал платный вебинар по теме «как стать сценаристом за полтора месяца»…
В чем секрет такой привлекательности профессии? Главная причина: из всех кинопрофессий, только сценарист может заниматься творчеством без бюджета. Чтобы стать практикующим режиссером, оператором, световиком, гримером нужен конкретный проект, а значит бюджет. А сценаристу для творчества нужен только компьютер.
Холодный душ
Но сразу стоит принять холодный душ. Развеять все иллюзии о профессии.
В российских реалиях сценарист уязвим и практически никак не защищен.
Если речь не идет об адаптации, римейке или написании сценария на заказ под чужую идею, то сценарист является не менее важным человеком для фильма, чем режиссер. Кино начинается с истории, со сценария.
Но сценарист получает на порядки меньше чем режиссер. И меньше чем оператор. И даже меньше (как правило) чем художник по свету и звуковик. Вся слава достается актерам, режиссеру и продюссерам. И кинонаграды, как правило, тоже.
И это еще хорошо, если ваш сценарий вообще возьмут в разработку. Ведь продать свой сценарий чрезвычайно трудно.
К тому же сценарист НИКАК не защищен от кражи у него идей. Если кто-то украдет сценарий даже просто поменяв название и имена героев — доказать что-то будет практически невозможно.
При этом в России нет мощного профсоюза сценаристов, как в США. Никто не будет устраивать забастовки чтобы защитить свои права. Никто не будет заступаться за вас. Сценарист беззащитен.
В процессе работы над проектом от вашего первоначального сценария может мало что остаться. И это очень неприятно, когда написанное вами кардинально правят другие люди в ущерб первоначальному замыслу.
Отношение к сценаристу со стороны многих режиссеров и продюссеров — пренебрежительное, как к лакею, к обслуживающему персоналу. И при случае вам всегда постараются напомнить это, принизить ваши заслуги.
Поэтому если кто-то питает иллюзии что достаточно написать сценарий и все завертится… Что быстро найдется добрый дядя продюссер, заплатит за него сотню тысяч долларов, сценарий запустят в производство и вам дадут авторский контроль над проектом. А потом вас ждет слава, деньги, вечеринки, фестивали и Голливуд… то сразу стоит выбросить такие мысли из головы.
Достаточно посмотреть, сколько сейчас сценариев гуляет по питчингам, по сайтам и блогам «околокиношной» тематики и сколько фильмов снимаются у нас в стране. Посмотрите статистику «Кинопоиска» — сколько фильмов в год снимается по оригинальному сценарию, автором которого не является режиссер или продюссер?
Ну? Грустно?
Реально оценивайте свои шансы. И подумайте — сохранила ли эта профессия для вас привлекательность?
Графомания такая графомания
Одна из причин по которой продать свой сценарий чрезвычайно трудно — сильная «зашумленность». Почтовые ящики всех сценарных агентств, продюссерских центров, режиссеров, критиков до отказа забиты сценариями, синопсисами. В этом информационном шуме вероятность что ваш сценарий заметят крайне мала.
Страшный секрет (если кто-то не знал): никто не читает все эти сценарии.
А продюсеры и режиссеры в лучшем случае читают синопсисы. Чтобы продюсер нашел ваш сценарий, прочитал и оценил его — это настолько маловероятное явление, что на него можно даже не рассчитывать.
Что уж там говорить, даже актеры часто читают сценарии уже в день съемок.
В информационном шуме тонет все. Это проклятие современной цивилизации. Во времена Пушкина грамотным был каждый пятый, а писать и связно выражать мысли мог каждый двадцатый. А сегодня пишут все у кого есть клавиатура. Пушкина бы никто не заметил в этом информационном шуме.
Также и ваш гениальный (теоретически) сценарий никто не заметит.
Но не все так плохо. Приняли холодный душ, а теперь и теплая ванная:
Сценарист скоро будет самой важной кинопрофессией!
Обратите внимание. Сейчас даже в Голливуде кризис идей. С каждым годом выпускается все больше и больше римейков старых фильмов. В один год могут выйти сразу несколько фильмов с одинаковым сюжетом (яркий пример: «штурм белого дома» и «падение Олимпа»).
Поэтому сценарист скоро выйдет на первый план. Сочинить историю которая удержит зрителя у экрана в течение 2 часов — это сложное искусство. Если сценарий плох, то ни гениальность режиссера и актеров, ни спецэффекты не спасут фильм. И наоборот — если сценарий хорош, то зритель будет готов простить некоторые недостатки постановки.
Не переоценивайте пользу книг и семинаров
Читать книги и посещать семинары по сценарному мастерству нужно — это обязательное условие становления как специалиста. Но не стоит переоценивать их значимость.
Семинары и книги не добавят вам ни таланта, ни фантазии и не дадут идей. Они научат вас только помещать их в определенную структуру. Если выражаться образно — они не научат вас печь вкусный кекс, они просто расскажут вам про формочку для этого самого кекса.
Я знаю многих людей которые прочитали книгу Р. Макки «История на миллион долларов» и подобные ей по несколько раз. Посещали семинары. Но ни одного сценария для полного метра написать они так и не смогли. Они смогли бы стать профессиональными критиками и даже редакторами сценариев. Но только не сценаристами.
А действовать «от обратного» нельзя. Нельзя сначала взять формочку для кекса и пытаться засунуть в нее хоть что-то — глину, песок, муку. Сначала нужно обладать объемным, пышным «колобком» из теста (в виде фантазии, таланта, идей).
Поэтому такие семинары — это не панацея. Гораздо полезнее потратить время на практику, на саморазвитие, на получение впечатлений и жизненного опыта. Если конечно у вас нет цели стать всего лишь теоретиком.
А теперь на закуску… Самые распространенные ошибки новичков.
Опасайтесь заимствований! Самая страшная беда сценариста — подсознательное заимствование.
Так уж устроен наш мозг. Он запоминает идею, но хуже запоминает ее источник. Спустя какое-то время вы можете быть искренне убеждены что вы автор какой-то идеи. И напишите ее в своем сценарии.
Поэтому постоянно анализируйте свои мысли. Вспоминайте что вы до этого смотрели. Анализируйте свои тексты. Например, если вы фанат «звездных войн» — перепроверьте не говорят ли ваши персонажи цитатами оттуда.
Полностью избавиться от таких заимствований не получится. И не нужно. «Золотой фонд» классики в каждом жанре уже создан и создать что-то полностью оригинальное будет невозможно. Но по возможности нужно от них избавляться.
Самокритичность — ключ к успеху. Лучше немного недооценить себя, чем переоценить. Всегда критично относитесь к себе. Не считайте что вы гений. Иначе рискуете стать злым неудачником. В кинодраматургии (и в литературе) людей с комплексом «непризнанных гениев» чуть ли не половина. И вы вполне имеете шанс пополнить ряды их армии. Если перестанете себя критиковать.
Причины неудач ищите только в себе. Это полезнее чем обвинять в чем-то других. С вероятностью в 95% то что вами написано в данный момент — сырой, слабый материал с кучей заимствований. И если это так, то нужно уметь это разглядеть, чтобы произошел качественный рост.
Избегайте прямой рефлексии. Если ваш герой — ваша рефлексия, олицетворение ваших мечтаний о приключениях, любви, то это далеко не всегда хорошо. В 90% случаев я могу написать точный психологический портрет автора сценария. Потому что в них явная рефлексия. Помните что не всегда ваши проблемы и фантазии будут близки другим. И не забывайте про самоиронию. Учитесь смотреть на себя и своего персонажа со стороны.
Так что же делать?
Если у вас есть сценарий и вы искренне убеждены что он хороший. То у вас есть два пути.
Первый: ждать что прилетит продюссер на голубом вертолете и даст кучу денег. Сразу стоит осознавать что шансы на это чрезвычайно малы. И к тому же на пути к своей мечте вы можете просто «слить» свою идею другим людям. Кража идей в этой среде — дело обычное.
Второй путь: снять короткометражку по мотивам своего полнометражного сценария. Сделать заявку. Вероятность что вас заметят — на порядки увеличится.
При творческом подходе — снять короткометражный ролик можно с минимальным бюджетом, измеряемым среднемесячной зарплатой одного человека.
Так уже повелось что воспринимать текст могут и хотят не все. А интересный ролик с продуманным концептом увидит гораздо больше людей.
В любом случае сидеть на месте нельзя. Нужно иметь в запасе несколько полнометражных сценариев, а не носиться с одним. И не ждать, а действовать.
snimifilm.com
Профессия — сценарист
Всем известно, как создается кино. Собирается группа людей, снимается студия, нанимаются актеры, режиссеры раздают указания – и вот, через какое-то время на экраны выходит новый фильм. Потом актеры фотографируются с постером в день премьеры, у них берут интервью, в конце концов, они просто получают гонорар и еще достаточно долгое время, в зависимости от кассовых сборов фильма.
Это все прекрасно, и, кажется, будто создание фильма – это весьма приятное занятие, в котором есть одни плюсы. Конечно, все не так. Ведь мы даже забыли упомянуть о главном в создании киноленты – сценарии.
Мы смотрим кино не потому что в нем снимается известный актер (хотя и поэтому иногда тоже), не потому что его очень хорошо разрекламировали, а потому что в нем интересная история. Если история будет скучная, затянутая, нелогичная, то зритель просто покинет зал кинотеатра, и никакая реклама не вернет его обратно в кресло.
Созданием истории, костяком всего будущего проекта, в котором будет замешено столько человек и событий, занимается сценарист. Именно он, сидя в своей квартире перед компьютером и создавая сценарий будущего фильма, определяет, про что будет фильм, кто в нем умрет, а кто останется жить долго и счастливо, что там будут за герои и, самое главное, будет ли интересно это все смотреть.
Профессия сценариста сложна и по большей части неблагодарна. Мало кто из рядовых зрителей обращает внимание на графу «Сценарист» в титрах. Да и получает он на первых порах не так много, как могут получить за этот фильм режиссер или актеры, если он, конечно, окупится и понравится зрителям.
Мало кого интересует, кто же написал эту историю, создал этих героев, но, тем не менее, без сценариста в производстве фильма никак нельзя. Это костяк, основа, самое начало, без которого ничего не сдвинется с места. Важность работы сценариста нельзя переоценить, однако он обречен оставаться в тени своей киноленты.
Профессия сценариста схожа с тем, как работают над своими произведениями писатели, публицисты. В течение нескольких месяцев, а бывает, и года, сценарист вынашивает идею, пишет сценарий, редактирует, меняет местами сцены, переписывает диалоги и так далее. Через какое-то время, когда сценарий уже полностью готов, перед сценаристом стоит задача отдать его в производство, собственно, фильма. На этом-то этапе и возникают основные трудности.
Если все это время сценарист писал по заказу (например, он уже известный в мире кино, и ему заказали написать сценарий к фильму, или он знаком со съемочной группой и пишет лично для них), то, конечно, в этом нет никаких проблем. Он просто продает свой сценарий и получает деньги за свою работу. На этом его история, связанная с данным проектом, как правило, заканчивается. Сценарист, конечно, может участвовать в проекте и в дальнейшем, но либо в другом качестве, либо по какой-то дополнительной договоренности.
Однако чаще всего бывает так, что сценарист не знает, что дальше делать, когда у него в руках еще тепленький, но готовый сценарий. В таком случае он может разместить свою работу на специализированном сайте, где продюсеры ищут проекты, за которые им было бы выгодно взяться. Если повезет, и работу сценариста заметят, он получит свои деньги за проделанный труд, но, скорее всего, вряд ли кто-либо допустит его до того, чтобы вмешиваться в процесс съемок в дальнейшем.
Иными словами, работа сценариста трудна, неблагодарна, но, все же, очень интересна. Чего стоит только посмотреть свой собственный фильм на экране кинотеатра, увидеть своих героев в живую? Кто не мечтает об этом? Однако реализовать сценарий в наше время достаточно сложно. Но если через все это успешно пройти, не сдаваться, получив первый же отказ, можно, все-таки, претворить свою мечту в жизнь, и увидеть свою историю, экранизированную и снятую, на экране.
kinorad.com
Что ждут режиссёры от сценариста
(с) Максим Бухтеев
Как не странно, но ждут от сценариста сценария. Однако, как подтвердят телевизионщики, многие сценаристы неверно понимают сам термин «сценарий».
Фильм, ролик, передача или клип – это сложное, но цельное аудиовизуальное произведение. Это система, в которой все компоненты — слова, изображение и музыка работают совместно.
Задача режиссёра соблюсти баланс системы, добившись нужного эффекта воздействия на зрителей. Сценарий же – важнейший элемент этой системы.
Нарушения в его структуре, неграмотная расстановка акцентов и прочие банальные ошибки приводят к краху усилий всех, кто работает над созданием конечного продукта.
Именно со сценария начинается работа над произведением. Он лежит в основе всех дальнейших действий целой команды специалистов, которые будут сверять с ним все свои действия.
На отечественном ТВ очень часто возникает ситуация, когда сценарий является основным главным и единственным документом в производственной цепочке. Сценарий долго и трудно утверждается, переделывается и, в конце концов, «отливается в бронзе». После этого процесса практически никакая его коррекция не допускается.
В такой ситуации любые ошибки в сценарии становятся просто критическими и дальнейшие усилия всей команды обречены на неудачу — ничего хорошего у них не получится.
Самая главная ошибка всех неопытных сценаристов – создание текста, который плохо переводится в визуальную форму.
В сценарное дело на российском телевидении приходит много людей из литературных отраслей. Главным образом из журналистики. Они могут здорово играть словами, но эта игра потом режиссёру, как говорится, костью в горле.
«Что я буду показывать в этом месте?», — эта раздражённая фраза режиссёра не раз служила причиной искреннего сценаристского недоумения и даже обиды. Дескать, я-то тут причём! Моё дело сценарий, а уж режиссёр пусть сам выкручивается – это его работа.
Ещё от сценариста режиссёры ждут чувства времени. И это не о дедлайнах или хронометраже, которые, конечно, тоже важны.
Сценарий – это текст, который развивается по времени. Когда его (сценарий) переводят в визуальную форму, зритель воспринимает его не так, как книжный текст.
Текст, написанный на бумаге – статичен, а то, с чем работают режиссёры – нет.
Скажем, зритель может в любой момент остановить восприятие текста, а вот фильм остановить гораздо сложнее. Фильм как река, в которую можно, конечно, в любой момент войти и выйти, но если уж вошёл, то её течение нельзя игнорировать.
Если не учитывать время, то, например, такой важнейший процесс как монтаж, может и вовсе потерять всякий смысл.
Другое дело, что некоторые режиссёры тоже об этом забывают, но это уже другая тема.
Вся кинематографическая суть процесса в его пластичности и гибкости. Если в литературе ценится последовательность и цельность изложения, то на телевидении и в кино крайне необходима жёсткая связка слов с изображением. Причём, имеется ввиду не только иллюстративная связка, которую подразумевают новички.
Связка может быть любая — абстрактная, эмоциональная, ритмическая, но она должна быть обязательно.
Например, отсутствием такой связки часто грешат отечественные документальные фильмы. Всем неохота копаться в архивах, поэтому на любой текст ставят одни и те же абстрактные планы. В основном это происходит из-за халтуры режиссёра на монтаже, но довольно часто сценарист ему просто не оставляет другого выбора, включая, например, в сценарий большое количество статистической информации или фрагменты длинных интервью с какими-то умозаключениями.
В результате фильм распадается на отдельные фракции, которые очень плохо воспринимаются зрителем. Получается не фильм, а нечто вроде радиоприёмника с цветомузыкой. Что-то, подобно видеообоям мелькает на экране, а диктор за кадром знай себе: «бу-бу-бу», да «бла-бла-бла».
Ещё одна «суперспособность» хорошего сценариста, которую очень ценят режиссёры – умение выдерживать стилистическое единство.
Это очень сложно и достигается лишь опытом. Умение грамотно работать со стилем – это умение «играть в высшей лиге».
Сценаристам часто приходится «играть на чужом поле» и перестраиваться на ходу.
Хипстер может писать от имени спортсмена, а музыкант подстраиваться под домохозяйку.
Тонкая грань, выделяющая чужеродный элемент (шутку, фразу, термин), которая в тексте была почти незаметна, становится непреодолимым барьером в фильме или ролике.
Зритель сразу чувствует фальшь, даже если не может сразу точно назвать её причин.
Если выбрал правила игры – играй по ним до конца. Сценаристы же, как творческие люди, на уровне физиологии противятся жёстким рамкам и правилам. Лишь сила воли, опыт и чувство того, что это необходимо, позволяет сценаристу держать свой сценарий под контролем.
В противном случае постоянно возникает патовая ситуация, когда на вопрос: «А что в ролике для женщин делает шутка про футбол?», следует убедительный, но абсолютно непрофессиональный ответ: «Потому, что она мне нравится и я хочу её вставить».
И, наконец, по-моему, главная отличительная черта сценариста от всех своих собратьев по текстовому цеху. То, что делает сценариста ХОРОШИМ сценаристом. Это применение комбинированного подхода. То есть оперирование всем арсеналом специфических выразительных средств – синхронами, планами, титрами.
Главное препятствие на пути такого подхода – лень. Рано или поздно, но любого сценариста начинает подтачивать крамольная мысль о том, что он сильно перерабатывает, занимаясь чем-то, кроме того, что просто составляет буквы в слова, а слова в предложения.
А для хорошего сценария необходимо, как минимум, тщательно изучить и проанализировать исходный материал.
Часто это не делается и тогда в неплохом, на первый взгляд, сценарии появляются странные места, вроде «здесь какой-нибудь синхрон», «тут должна быть смешная шутка» или «поставьте что-нибудь интересное».
В большинстве случаев, именно эти места губят весь остальной сценарий.
Тут, конечно, есть некая тонкость — определить кто и что должен делать, довольно сложно. Граница ответственности тоже довольно зыбкая, учитывая то, что начальство на отечественном ТВ, по своим причинам, не слишком стремится их точно устанавливать, предпочитая контролируемый хаос постоянному копанию в «текучке».
Однако, ничто не отменяет тот факт, что хороший продукт получается при слаженной командной работе. Как её добиться – отдельный и сложный вопрос.
Например, про хорошего оператора говорят, что он «монтажно снимает». Это именно то, что делает его ХОРОШИМ оператором. То же самое относится и к работе сценариста с режиссёром.
Телевизионный творческий продукт – результат общих командных усилий. Подставлять коллег, и усложнять им жизнь – это безответственное и непрофессиональное свинство.
К сожалению, эта ситуация провоцируется и усугубляется многими телевизионными начальниками, которые любят, чтобы всё было четкое и понятное. Мол, я вижу хороший текст, а теперь я хочу увидеть хороший ролик или фильм.
Плюс к этому, плохой пример здесь подаёт, как ни странно, американская кинематографическая поточная система, элементы которой бездумно копируются и берутся за образец. При всей её эффективности она громоздка и очень дорога. Про это не надо забывать.
Суть этого процесса в том, что сначала покупается сырой сценарий, но потом он много раз переделывается и дорабатывается под нужды студии.
Но, во-первых, это долго и дорого. Если фирма может себе это позволить, нанимая большой штат – пожалуйста. Но, как правило, в российских реалиях это не так и ситуация всё время сводится к авралам, истерикам и сбрасыванию проблем на «того кто везёт».
А во-вторых, в итоге Голливуд получил ситуацию, которая не устраивает самих сценаристов. «Фильм от режиссёра…», начальная фраза любого голливудского фильма больно бьёт по самолюбию и карману сценаристов. Но, в самом деле, зачем платить большой гонорар человеку, если от его работы в итоге почти ничего не осталось?
Путь для решения этой проблемы на ТВ — владение сценаристом смежными профессиями, обучение новичков на производстве или практика авторского «европейского» подхода к производству креативного продукта. Этот подход заключается в том, что автор плотнее втянут во все стадии технологического цикла. То есть, он сам может писать, снимать и монтировать свои фильмы.
Но, с одной стороны, никто из сценаристов не хочет делать «чужую» работу, и с другой стороны, работодатели тоже не проявляют заинтересованности в такой системе.
Авторский путь сложнее и при решении задачи масштабного поточного производства вызывает определённые трудности с организацией и контролем творческого процесса. Группу индивидуалистов гораздо труднее направить в нужную сторону, чем такую же группу простых исполнителей.
Однако, следить за общим средним профессиональным уровнем исполнителей тоже никто особо не спешит. Обучение творческих кадров для отечественного ТВ задача явно вторичная.
К тому же, многие топ-менеджеры не верят в системный подход. Они искренне по-детски верят, что «когда будет нужно», то можно «проплатить и решить вопрос».
То есть, можно держать сценаристов в чёрном теле, не ставя их ни в грош, тасуя кадры и устраивая текучку, а потом, в случае нужды, по мановению волшебной палочки из ниоткуда тут же появится команда профессионалов, готовых ублажить любой каприз клиента.
В большинстве случаев всё это заканчивается позёрством в стиле известного анекдота, мол, «видите, с кем мне приходится работать».
Поэтому на сегодняшнем этапе развития ТВ, каждая команда выкручивается как может.
Если у неё это получается, то все довольны, а если нет, то «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Средний:
Ваша оценка: Нет
www.mabuk.ru