что такое? Анатомия как наука
Понимание человеком строения, состава, образа жизни и типов взаимодействия всех живых существ на планете помогает ему использовать эти знания в своих целях, на благо развития человеческой цивилизации. Причем интерес к окружающему миру был присущ людям всегда. С самой древности человек пытался выяснить, как устроены организмы, какие они бывают, что собой представляют и какое значение имеют.
Именно поэтому со временем зародилась и получила самую колоссальную популярность среди наук такая дисциплина, как биология. Сначала она касалась только растений, затем животных, человека, микроорганизмов и, наконец, дошла в своем развитии до этапа, когда стало возможным заглянуть внутрь самых крошечных существ. На пути формирования от биологии отпочковались многие дочерние науки, которые теперь все комплексно и составляют ее сущность.
Биологические науки
Существует целый ряд различных наук, которые включает в себя биология. Рассмотрим их классификацию.
I. Общие науки
- Систематика.
- Морфология (анатомия, гистология, цитология).
- Физиология.
- Эволюционное учение.
- Биогеография.
- Экология.
- Генетика.
II. Комплексные
- Паразитология.
- Гидробиология.
- Почвоведение.
III. Частные науки
- Ботаника.
- Зоология.
- Антропология.
Этот способ подразделения биологических дисциплин был предложен ученым Б. Г. Иоганзеном в 1969 году, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Данная классификация охватывает практически все основные дисциплины, кроме самых современных — биотехнологию, биохимию, генную и клеточную инженерию и некоторые медицинские науки.
Анатомия и смежные с ней дисциплины
Одной из самых ранних и важных биологических дисциплин является анатомия. Вот ее мы и рассмотрим подробнее.
Во-первых, возникает вопрос: анатомия — что такое? Что она изучает? Ответов можно сформулировать несколько. Но сама суть в следующем.
Анатомия — это наука о форме органов и систем органов, их строении и функционировании. Данная дисциплина является разделом морфологии и сама по себе включает две разновидности:
- анатомия растений — строение, форма и расположение органов и тканей у растительных существ;
- анатомия животных и человека — все то же самое, только для представителей фауны.
Анатомия с другими науками находится в тесном взаимодействии, и это неудивительно. Сложно изучить молекулярное строение клетки печени, если не знать, что собой представляет печень, где она находится и какие функции выполняет. Поэтому данная дисциплина занимает очень важное место в общей системе биологических наук.
Сама по себе анатомия подразделяется на следующие разновидности:
- сравнительная;
- систематическая;
- возрастная;
- топографическая;
- пластическая;
- функциональная;
- экспериментальная морфология.
Каждый раздел имеет свои цели и задачи изучения, свой объект и предмет исследования и вносит очень большой вклад в накопление теоретической базы знаний по биологии.
Цели и задачи науки
Анатомия — что такое конкретно изучает данная дисциплина? Для ответа обратимся к целям и задачам этой науки.
Цель: сформировать точные теоретические знания, подкрепленные экспериментальными практическими исследованиями, о строении тела человека, форме и положении его органов и систем, их формировании в процессе эволюции и преобразования с течением времени под действием окружающих факторов.
В связи с поставленной целью анатомия — это наука, решающая следующие задачи:
- Изучить этапы формирования человека и его организма в процессе эволюционного развития.
- Рассмотреть строение органов, их систем и изучить закономерности изменения в результате возрастных преобразований.
- Исследовать влияние условий и факторов внешней среды на развитие и формирование органов и систем человеческого организма.
Таким образом, мы получили конкретный и полный ответ на вопрос «Анатомия — что такое?» и можем перейти к рассмотрению истории развития данной науки.
История анатомии как науки
Как наука данная дисциплина сформировалась только в XVIII веке. Однако теоретические знания начали копиться еще в древние времена, благодаря трудам таких великих людей, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и других.
Более полно и наглядно рассмотрим, как формировалась анатомия (наука о человеке) по эпохам в виде таблицы.
Древняя Греция, Египет, Персия и Китай (460 г до н. э. — XIII век нашей эры) | Средневековье и эпоха Возрождения (XIII — XVIII века) | Новое и Новейшее время (XVIII — XXI века) |
1. «Аюрведа» (индийская книга). Содержала описания некоторых органов человека, мышц и нервов. | Начало Средневековья характеризуется застоем в развитии анатомических знаний. Ничего не изучается и не исследуется, так как это запрещено церковью. Но уже конец XVII — начало XVIII века — это период Ренессанса. В это время разворачивается целый ряд событий, ставших важной вехой в истории науки. | Данный период характеризуется созданием увеличительных приборов, которые позволяют открывать мелкие структуры и микроорганизмы. Появляется медицинская анатомия. Формируются новые методы исследования живых организмов, в том числе и человека. Определяется четкое понятие того, что анатомия — это наука, изучающая не просто органы, а целые системы, их работу и формирование в течение жизни. |
2. «Нейцзин» (китайская книга). Включала описания сердца, почек, печени и других человеческих органов. | 1. Итальянец Мондино в 1316 году создает первую книгу-учебник, в которой говорится, что анатомия — это наука об органах человека, их жизни. | 1. Карл Бэр (1792-1876 гг) — открыл яйцеклетку человека, изучил механизмы формирования зародышевых листков и начало образования органов из них. Стал основоположником теории рекапитуляции (повторения) в эмбриогенезе зародыша человека некоторых внешних признаков животных. |
3. Египетский врач Имхотеп изучал составные части человеческого организма на основе трупов для мумификации. Все наблюдения описывал и таким образам создал свой труд. | 2. 1473 г — издаются труды Авиценны и Цельса, производится первый медицинский анатомический словарь терминов. | 2. Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин внесли огромный вклад в развитие эволюционного учения. Дарвин — автор самой распространенной теории происхождения видов человека и их исторического развития. |
4. Римлянин Герофил и главный его труд «Анатомика». Он целенаправленно изучал внутреннее строение трупов людей, внес большой вклад в развитие анатомии человека, его называют отцом данной дисциплины. | 3. Особый вклад в развитие дисциплины внес живописец Леонардо да Винчи, который умело использовал свои таланты художника для точного зарисовывания мышц, органов, частей скелета человеческого тела. Ему принадлежит более 600 отличных, точных и четких рисунков, отражающих работу мышц и их строение, различные органы и кости. | 3. Луи Пастер — гениальный ученый, химик, микробиолог. Сумел доказать невозможность самозарождения жизни без участия микроорганизмов. Провел много опытов, доказывающих этот факт, является отцом микробиологии. Им же разработаны первые попытки прививки людей от болезней. |
5. Эразистрат (Греция) также изучал анатомию на трупах осужденных законом. Опровергал выдвинутое Гиппократом учение о жидкостях, управляющих телом человека и его болезнями. Описал некоторые органы и мышцы. | 4. Андреас Везалий — врач, исследователь, создатель семитомника по анатомии. Один из величайших исследователей анатомии своего времени. Признавал только наблюдения и эксперимент, все результаты получал путем вскрытия трупов и собирания костей на кладбищах. | 4. Каспар Вольф — основоположник эмбриогенеза, основных его течений и направлений. |
6. Клавдий Гален — его трудам принадлежат 400 источников, в которых он подробно описал десятки структурных частей организма, в том числе нервы и мышцы. Его работы были первым методическим материалом для других людей при изучении анатомии. | 5. Вильям Гарвей — внес неоценимый вклад в развитие представлений о движении крови по сосудам. Основатель биогенетического закона, он высказывал мысль о происхождении всего живого из одного яйца. | 5. Луиджи Гальвани — знаменитый физик, открывший нервные импульсы электрической природы в тканях живых существ животного происхождения. Основоположник электрофизиологии. |
7. Цельс — основоположник многих медицинских аспектов анатомии. Занимался изучением перевязки сосудов, основ хирургии и гигиены. | 6. Евстахий — открыл слуховую трубу, названную в его честь (евстахиева), которая соединяет среднее ухо и наружную атмосферу. Также ему принадлежит открытие и описание надпочечников. Многие описанные им органы помещены были в общий труд, который закончить он так и не смог. | 6. Огромный вклад в развитие анатомии и медицины в России внес Петр I. Именно он задал темп, благодаря которому ученые нашей страны сумели сделать целый ряд важных и значимых открытий и дать наукам возможность интенсивно развиваться. Сам же царь перенимал этот опыт у иностранных деятелей. Создание Российской Академии наук имело решающее значение в становлении многих дисциплин. |
8. Персидский врач Абу-Ибн-Сина (Авиценна) — разработал свою теорию, согласно которой в организме человека 4 основных органа, которые отвечают за всю его работу: сердце, яичко, печень, мозг. | 7. Габриэле Фаллопий — ученик Везалия. Ему принадлежат описания и открытия ряда мелких структурных частей организма: барабанная перепонка, глазные и небные мышцы, элементы органа слуха. Им были описаны основы строения женских половых органов. | 7. Пирогов Н. И. — выдающийся хирург, основоположник сравнительной анатомии, изобретатель метода «ледяная анатомия» (распиливание частей замороженных трупов для изучения и сравнения). Его работы стали основой для развития хирургии. |
9. Греки Эмпедокл и Алкмеон. Внесли вклад в развитие знаний об ухе и органах зрения, и нервах, к ним прилегающих. | 8. Томас Виллис — медик, который известен открытием ряда человеческих заболеваний, а также тщательным изучением нервной системы людей. | 8. П. А. Загорский и И. В. Буяльский первые разработали и выпустили анатомические атласы и методические пособия для учащихся. |
10. Греки Анаксагор и Аристофан. Изучали независимо друг от друга головной мозг и его оболочки, описывали увиденное. | 9. Глисон. Описывал органы и более тщательно занимался изучением детских заболеваний человека. | 9. П. Ф. Лесгафт — родоначальник функциональной анатомии. Изучал и описывал мышцы, кости, работу их и строение, суставы. |
11. Эврипид и Диоген сумели рассмотреть воротную вену, описали некоторые части кровеносной системы, многие другие органы и их работу. | 10. Каспаро Азелли. Сделал достаточно точное описание лимфатических сосудов кишечника. Много труда вложил в развитие представлений о действии кровеносной и лимфатической системы. | 10. В. Н. Тонков. Предложил использовать рентген для изучения скелета. Основатель экспериментальной анатомии как дисциплины. |
12. Аристотель. Изучал растения, животных и человека. Создал свыше 400 трудов из разных областей биологии. Считал основой всего живого душу, указывал на сходство в строении животного и человека. | 11. Очень важным шагом вперед в развитии анатомии стали «анатомические театры»: вскрытия трупов прилюдно. На такие мероприятия допускались желающие обучаться медицине. Во время вскрытия проводилось совместное обсуждение увиденного. Послабление со стороны Церкви также благоприятно отразилось на изучении основ анатомии. | 11. Д.А. Жданов, Б.И. Лаврентьев, Н.М. Якубович внесли большой вклад в развитие знаний о строении и механизмах работы головного мозга, о проведении импульсов. |
13. Гиппократ — автор идеи о четырех движущих организм жидкостях: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Отрицал богословские взгляды на анатомию людей и животных. | 12. И. И. Мечников — автор теории иммунитета, открыватель процесса фагоцитоза. Удостоен Нобелевской премии за свои труды в этой области. |
Конечно, это не полный список имен, чьи работы имеют большую теоретическую и практическую ценность в становлении такой науки, как анатомия.
Что такое анатомия сегодня? Современные ученые тоже не останавливаются на достигнутом. Периодически происходят все новые открытия тех или иных структур, их функций. А значит, какие-то процессы все еще непонятны человеку, и ему есть к чему стремиться.
Связь анатомии и физиологии
Очень тесно связаны друг с другом анатомия и физиология. Как науки, они только в комплексе могут предоставить полную информацию о структуре, форме, строении и функционированию того или иного органа, системы. Именно поэтому наравне с соответствующими анатомическими науками существует физиология растений и животных, в том числе человека.
Это очень важное взаимодействие, позволяющее более глубоко понимать механизмы работы человеческого организма. А значит, правильно ими управлять. В свою очередь, такие данные чрезвычайно важны для медицины. Вот и получается, что практически все биологические науки — тесно переплетенный клубок, потянув за ниточку которого, можно получить уникальную и полную информацию о любом живом существе.
Анатомия для школьников
В курсе школьной программы одним из важных предметов для старшеклассников является анатомия. В каком классе начинается ее изучение? Как наука она преподается, начиная с восьмого. Но первые знания о строении человеческого тела и функционировании органов даются уже в начальной школе.
Изучение предмета в начальной школе
Естественно, изучать данную дисциплину начинают не с первого класса, хотя отвлеченно и в доступной форме детям объясняются некоторые анатомические понятия. Например, неправильное сидение за партой может привести к искривлению позвоночника. Как правило, в этом возрасте уже все дети знают, где находится позвоночник. И лишь в четвертом классе начинается «настоящая» анатомия. 4 класс — это завершаюший этап начального обучения. Дети достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы научиться понимать самые основные анатомические процессы. Обучение предусмотрено программой в курсе дисциплины «Окружающий мир». Детям дается общая топография органов в теле человека, их название и название систем, которые они формируют. Также делается акцент на выполняемых функциях.
Анатомия для 8 класса
На средней ступени обучения наиболее подробно и полно изучается анатомия человека. 8 класс предполагает целый год тщательного и объемного рассмотрения вопросов этой дисциплины. В этот период изучается все, начиная от истории развития анатомии и заканчивая вопросами высшей нервной деятельности и деторождения.
Детям рассказывается обо всех особенностях строения и функционирования систем органов, отдельных их частей, приводится подробная информация о влиянии сторонних факторов на развитие людей. Затрагиваются вопросы эволюции и становления человеческого рода. То есть комплексно с другими науками изучается анатомия человека.
Учебник «8 класс. Анатомия» содержит ярко иллюстрированную, качественную и доступно изложенную информацию по всем вопросам дисциплины. Кроме того, к нему прилагаются электронные пособия, предполагающие изучение вопросов науки виртуально. К учебнику созданы рабочие тетради для учащихся, а также целый ряд методических пособий для учителей.
Это дает возможность закреплять знания, которые дает биология (анатомия человека). 8 класс — не единственный, в ходе которого затрагиваются анатомические вопросы, однако основной.
Изучение дисциплины в 9 классе школы
В некоторых школах данная наука актуальна в более позднее время — в курсе 9 класса. Многие считают, что из-за сложности предмета лучше всего усвоение будет происходить именно в этот подростковый, более взрослый период формирования детского сознания.
Однако нет никаких сомнений в том, что и более раннее изучение дисциплины не менее эффективно. Ведь есть много разделов, которые предлагает учащимся биология. 9 класс «Анатомия человека» сдвигает на более ранние этапы изучения такие сложные вопросы, как молекулярное строение клетки и организмов в целом, эволюционное учение. Поэтому сказать, в каком возрасте лучше изучать курс анатомии, сложно. Анатомия — это наука, изучающая в первую очередь строение и функции человеческого организма. Поэтому откладывать изучение «в долгий ящик» вряд ли имеет смысл.
10 класс и анатомия
Раньше (до 1980-х годов) данная дисциплина вообще имела место быть только в старших классах. Именно на последней ступени обучения появлялась анатомия. 10 класс считался наиболее подходящим временем для этого.
Современные дети растут в эпоху интенсивных преобразований в науке и технике. Их сознание более наполнено, они стали гораздо развитие и способнее. Объем материала для изучения также значительно возрос, изменились (улучшились) методы и способы преподавания. Поэтому перенос изучения анатомии на 8 класс имеет свои логические объяснения и не является чем-то отрицательным.
fb.ru
Что изучают в школе по анатомии?
Нам половое взросление в виде мультика показывали. Половые органы в «развернутом» виде, как заниматься онанизмом.. . ну в общем это всех тупо возбуждало, вот и ржали 2 часа, потом пошли на алгебру.. . сама понимаешь че там было.
Генеталии…. (строение, процесс оплодотварения и. т. д) Если ты это имела ввиду
Вам расскажут о строении тела человека. А так как человек у нас есть женского и мужского рода, то расскажут о строении двух организмов — женского и мужского. Наверное, различия в строении половых органов и их признаки и будут вызывать смешки некоторых ребят .
Анатомия — наука, изучающая форму и внутренне строение органов и организма в целом. Слова «анатомия» происходит от греческого «anatome», что означает рассечение, расчленение. Эти два слова говорят о методе, который использовался для исследования. Рассечение или препарирование было единственным способом изучения строения тела, тканей и органов человека. Сначала изучение проводилось подпольно. За вскрытие тела в древние времена любознательным светилам науки, проживающим в Европе, грозила смертная казнь. На Востоке же тело человека успешно изучалось и знания применялись на практике, например, при бальзамировании. В наше время анатомия (антропотомия, если говорить об изучении строении именно человеческих органов) классифицируется следующим образом: • Систематическая анатомия. (или описательная анатомия) . Изучает и описывает строение, форму и расположение органов по системам. • Топографическая. Изучает строение, форму и взаимоотношение органов по областям тела. Особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение анатомических образований. • Пластическая анатомия. Изучает статику и динамику внешних форм тела с целью понимания их выразительности. • Возрастная. Изучает закономерность возрастных изменений строения и формы организма и его органов. • Сравнительная. Изучает закономерности строения и развития организмов и их органов путем сопоставления у животных различных систематических групп. В процессе исследований выясняется история развития человеческого организма. • Динамическая. Изучает движения тела человека и морфологические изменения в организме, которые при движении. • Рентгенологическая. Применение рентгенологических методов исследования • Хирургическая. Изучение строения тела человека применительно к запросам хирургии • Систематическая. Изучает и описывает строение, форму и расположение органов по системам. Развитие экспериментальной физиологии привело к появлению нового направления, которое получило название экспериментальная морфология. Предметом изучения экспериментальной морфологии стала структурная основа адаптации человеческого организма к изменяющимся условиям внешней среды (изменение температуры, гиподинамия, гипокинезия, невесомость и т. д.) . Анатомия является фундаментальной и основополагающей наукой, изучающей закономерности строения живой материи на различных уровнях ее организации. Анатомия способствует развитию других дисциплин: нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, лечебной физкультуры, спортивной медицины, хирургии (включая пластическую) и т. д.
touch.otvet.mail.ru
Анатомия человека — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Анато́мия челове́ка (от др.-греч. ἀνατομή — рассечение < др.-греч. ἀνά сверху и др.-греч. τομή, tomé — разрезание) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.
Анатомия «нормального» (здорового) тела человека традиционно рассматривается по системам органов — нормальная (систематическая) анатомия человека. Помимо этого, на базе анатомии человека, с учётом накопленного хирургического опыта, была создана такая дисциплина, как топографическая анатомия, позволяющая оперирующим хирургам изучать строение тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, со скелетом и др. Развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики, механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.).
Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях — патологической анатомии.
С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина — рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия
ru.wikipedia.org
а секс в школе проходят? если да то с какого класса? если да то с какого класса?
Нет не проходят. Возможно вам просто расскажут как пользоваться капишонами, женскими затычками и проведут лекции про секс а такого предмета нету. В основном это проходит по биологии, если есть вопросы задавай мне в личку отвечу.
К сожалению, нет)Секс — это собачья форма половой близости. Первый раз половая близость бывает у порядочных девушек в первую брачную ночь, после свадьбы. Тебе ещё рано об этом думать.
Да, прямо на уроке биологии все раздеваются и практикую… А если серьёзно, то в 8 классе проходят обычно половое созревание, но не секс
Мы в 5 классе про половое созревание проходим
touch.otvet.mail.ru
С какого класса начинается биология? — koshkinsad.ru
С какого класса начинается биология?
2016 год.
Старшая дочь пошла в пятый класс и летом ей выдали учебники, одним из которых был учебник по Биологии (называется Введение в биологию) — предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. Биология по сути является продолжением такого предмета в начальной школе, как Окружающий мир.
Вот фотография учебника:
У меня племянница учится в 6-м классе(заканчивает его), так вот, только в 6-м им ввели такой предмет, как биология.
С 1 по 5 классы у них был предмет природоведение или окружающий мир(точно не знаю). Факт в том, что с 6 биология началась.
Биология — один из самых интересных и нужных предметов. В младшим классах обычно изучают природоведенение. Этот предмет является своего рода вступлением к биологии и географии.
Непосредственно биологию как предмет в школе начинают изучать с 5-го класса (в России), с 6-го класса (в Украине).
У нас с 6-го, природознавство, 7-8-9 биология,
В обычных Российских школах предмет биология начинается с шестого класса, хотя в некоторых школах с пятого, до этого вместо биологии преподают природоведение с 1-го по 4-го или с 1-го по 5-ый класс, эти предметы очень похожи.
В обычной школе с 6 класса (Курс ботаники и основы микробиологии). В школах с медицинским уклоном с 5 класса.
Биология — это целый цикл наук о живой природе, который включает в себя все от ботаники и зоологии до анатомии. Начинать изучение биологии начинают с самого простого — с ботаники, то есть науки о растениях, которую почему-то многие школьники особенно не любят. Ботаника начинается в 6 классе. В 7-8 уже изучают зоологию, которая воспринимается обычно намного веселей и с большим интересом. Далее в 9 классе учат анатомию, а два последующих года занимаются по учебникам общей биологии. Однако, вступительной дисциплиной к изучению биологии следует считать природоведение, которое появляется уже в первом классе.
Предмет биология начинается в школах обычно с 6 класса в начальной школе у моей был окружающий мир, а в пятом классе ботаника, где изучали растения их строение и жизнедеятельность, а вот в 6 стал называться предмет биология на учебнике так и было написано.
koshkinsad.ru
С какого класса изучают астрономию?
нам в 11 на физике пару уроков провели по астрономии, а отдельно не было
уже не с какого, сейчас она входит в программу Физики 7-го класса
В разных школах по разному. Вообще с 10.
НЕ с какого! ! Зависит от школы и конкретной программы!!
Мы, раньше, с десятого изучали. Только, я по ней ничего не помню. Как будто не ходил. Хотя в аттестате пятерка.)) ) Быстро она из меня вылетела)))
по нынешним меркам образования астрономию, как предмет не преподают но есть такая тема в учебнике по физике, обычно рассматриваемая в четвертой четверти. Учителя почти не преподают астрономию, хотя раньше это был отдельный предмет
Когда учился я была в 11 классе, щас кажеться вообще ее отменили
touch.otvet.mail.ru
Анатомия человека как наука » СтудИзба
Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре
1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками
Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» — рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д. Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии – описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов. Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров. Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия. Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.
1.2. Краткая история анатомии
Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.
Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.
К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) – «Канон медицины» — сборник всех научных медицинских сведений того времени.
В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А. Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии. Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло. Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем – в венозные капилляры.
Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.
В 18 веке Д. Морганьи, изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях – гистологию. В 19 веке Т. Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.
Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И. Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца. Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.
В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И. Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин.
К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н. Тонков (1872-1954) – основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым. Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.
1.3. Методы исследования в анатомии
1. Препарирование – самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.
2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.
3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов – например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии – орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.
4. Метод окраски – основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.
5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.
6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия – просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография – получение изображения на специальной пленке.
7. Компьютерная томография – с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.
8. Микроскопические методы – это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.
1.4. Ткани и их виды
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.
Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.
Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.
Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).
Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.
1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое
Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.
Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре
Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.
1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений
2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции тела и их связь со спортивными достижениями.
3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.
Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.
4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проекцию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого человека. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.
5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.
6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.
7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.
8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомящие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.
studizba.com