реализм и романтизм сравнение таблица — сравнить романтизм и реализм — 22 ответа
реализм и романтизм сравнение
В разделе Литература на вопрос сравнить романтизм и реализм заданный автором Ўра Язданов лучший ответ это 1.Любимый прием романтиков — метафора, в то время как реалисты мыслят метонимично. (для справки: метафора -вид переноса смысла, основанный на связи значений по сходству, а метонимия — по смежности) .
2.Реалисты не уподобляют человека среде, а считают его частью среды (отношение между человеком и миром = соотношение части и целого) . В романтизме же это — 2 мира, подобных и равноправных.
3.Романтизм убирает причинно-следственные связи между фрагментами произведения, остаются фрагменты, связь между которыми ассоциативна. В реализме же наоборот — описывается не просто явление, а явление в его полном охвате, описываются причинно-следственные взаимосвязи.
4.Реализм абсолютизирует объект, а романтизм полностью переключает внимание на субъект.
5.Реализм рассчитан на широкую аудиторию, на неподготовленное восприятие, ибо «эффект реальности» делает реализм демократичным для понимания. Романтизм требует от читателя профессионализма, в романтизме читатель — сотворец.
В общих чертах и сумбурно..
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: сравнить романтизм и реализм
Ответ от Любовь Илюшечкина[новичек]
Романтизм-направление, сложившееся в конце 18 нач. 19 веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и её внутреннему миру, который обычно показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру- окружающей действительности.
Реализм- худ. метод и направление в литературе, основой которого является принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Ответ от Взрослить[новичек]
Романтизм-направление, сложившееся в конце 18 нач. 19 веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и её внутреннему миру, который обычно показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру- окружающей действительности.
Реализм- худ. метод и направление в литературе, основой которого является принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Нравится Пожаловаться
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Руслан и Людмила опера на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Руслан и Людмила опера
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Романтизм и реализм в культуре 19 века
РОМАНТИЗМ — протест против суровой противоречивой действительности. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.
1. Это такое направление, которое делит мир на 2 мира: — мир действительности, который романтик отвергает; — мир мечты, осуществление которой автор находит в др. мире, не существующем сегодня (мир души, античность..).
2. Романтизм — противник классицизма (нет единства места, времени и действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.
3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический. Гофман — у истоков романтизма. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия — «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек».
Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения в социальную и трудовую жизнь. Байрон «Паломничество Чайльд Гагольда» (англ.). Генрих Гейне Китс «Огонь», «Психея». Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в.
Реализм в европейской литературе.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-е
Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30— 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую комедию»;
Виктор Гюго — «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер — «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.
В 30 — 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс — выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей: Генриха Ибсена — драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи. Кнут Гамсун — психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен личности против обывательской среды.
В 80 г- гл. направлением Франц. Лит-ры явл-ся нанурализм братья Гонкур, Эмиль Золя
МУЗЫКА Л. ван Бетховен (немец)
Живопись –реалистич. Направление.Делакруа «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»»Взятие крестоносцами Константинополя»
Реалистический пейзаж –Пуссо, Добиньи.
Реалист направление –Домье «Бурлак». «Суп», «Вагон з класса»
Курье «Дробильщики камня», «Похороны в Орнаре» Моне»Стога сена» «Впечатление , восходящее солнце».
Противоречия м/у архитектурой и новой техники , архаичными формами и новым назначением зданий пытался разрешить новый стиль «модерн» Архитекторы Гауди (Испания), Макинтош (Великобритания) В области скульптуры глубокое воздействие на все национальные школы оказало творч-во франц-х скульпторов Родена «Бронзовый век»»Мыслитель» восстановить утраченную власть над умами. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма унаследовав лишь манеру, технику ( так наз. Маньеризм ). 17-18 в В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущих методов исследования утвердились наблюдение и эксперимент (опыт).
Рекомендуем прочитать:
Конспект по культурологии
rgrtu-640.ru
Романтизм и реализм: подобные черты — ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ — ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА — Мировая литература 10 класс — Ю.И. Ковбасенко — Грамота 2010 — учебник
ВСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Романтизм и реализм: подобные черты
Нужно еще раз подчеркнуть, что хотя романтизм и реализм составляют две стадии эволюции художественного процесса XIX в., их нельзя рассматривать сугубо последовательно и утверждать, что когда закончился романтизм, тогда начался реализм. Ведь романтизм и реализм рожденные в XIX в. новой исторической и эстетической ситуацией. Иногда они шли последовательно, иногда — параллельно, а иногда и переплетались. То есть реализм XIX в. не отвергал (или не полностью отвергал) открытие романтизма. Скажем, реалисты не смогли бы быть такими убедительно точными в описаннях времени и места действия, если бы не находки романтизма — историзм и местный колорит. Вместе с тем историзм и местный колорит реалистов отличались от романтического: если романтики обожали непохожесть, уникальность, эксклюзивность, то реалисты во всем несхожому, уникальном, эксклюзивном искали схоже, общее, типичное.
Для реалистов (как в свое время для романтиков) принципиально важной была как правдоподобие и точность деталей, так и вероятность «лицо эпохи» в целом. Вот здесь и понадобился реалистам художественный опыт романтиков. Ведь характер, поступки и, в конце концов, судьба персонажей в реалистической литературе должны быть четко мотивированы, детерминированы, обусловлены реальной исторической ситуацией, условиями жизни, происхождением героя и т.д. Именно поэтому художников-реалистов и интересовали научные открытия в естественных науках, в частности — влияние условий жизни на определенные виды растений, о чем уже говорилось выше. Одно дело, когда растение развивается на солнце, совсем другое — когда она растет в тени. Так же и люди: одно дело, когда ребенок вырастает в благополучных условиях, совершенно другое — детство сироты Оливера Твиста, который буквально выживает, постоянно ходя по краю уголовного пропасти.
Кроме того, писателей-реалистов интересовало воспроизведение внутреннего мира персонажа. Изобразить внешность героя, его портрет — одежда, лицо, телосложение (что и делали романтики, вспомним пышные портреты Ровены и Ребекки в историческом романе В. Скотта «Айвенго») — было значительно легче, однако внешность человека часто бывает обманчивой. Французский писатель-реалист Стендаль высказал парадоксальную мысль: «Неизмеримо легче живописно изобразить одежду какого-то персонажа, чем рассказать о том, что он чувствует, и заставить его разговаривать». Казалось бы, разве писатель, беря в руки чистый лист, не является полноправным хозяином как всего художественного произведения, так и судьбе конкретного героя? Разве он не может вложить в уста своих персонажей все, что хочет сказать сам? Оказывается, что не может. Ему надо именно «заставить» их говорить, потому что в реалистическом произведении конкретное лицо может разговаривать только так, а не иначе. Вольтера, например, не волновало то, что и дикарь Простак, и цивилизованные французы разговаривают одинаково. А уже Ф. Достоевский индивидуализирует речи героев романа «Преступление и наказание» очень четко. По их высказываниям сразу понятно, кто перед нами — образованный дворянин или напівграмотний мещанин.
С одной стороны, в душу, во внутренний мир человека вроде и не заглянешь, а с другой — без знания сокровенных глубин и уголков этой души не вмотивуєш ее поступки, характер, судьбу. Что же должны были делать реалисты? Нужно было искать новые художественные средства, перевоплощаться в своего персонажа, что они с успехом и делали. Дар их проникновение в психологию героев иногда граничит с ясновидением. Недаром же говорят про особый психологизм литературы реализма. Иван Франко отмечал, что это стремление реалистов (впоследствии его продлили и модернисты) напоминает попытку осветить тайну души персонажей изнутри будто волшебной лампой.
Nota bene
Реализм (лат. realis — вещественный, действительный) — направление в литературе и искусстве, получил развития в 1830-х годах сначала во Франции, а в XIX в. распространился по всей Европе и Америке. Основополагающим для реализма стал принцип соответствия искусства реальной действительности. Ключевой его проблемой является взаимовлияние человека и среды, а также влияние конкретной социально-исторической ситуации на формирование личности.
Писатели-реалисты уделяли большое внимание изображению души персонажа, его характера, мотивации поступков, потому что иначе потеряли бы внутреннюю логику развития образов. Вот тут-то им и пригодились открытия и находки романтизма в сфере изображения души персонажа, в частности ее суперечливостей, которые так привлекали романтиков с их стремлением воспроизведения «поэтики контрастов».
Итак, можно сделать общий вывод, что реализм зародился в недрах романтизма и на определенном этапе они довольно «мирно сосуществовали», обмениваясь открытиями и достижениями. При этом многие писатели (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Гоголь, Т. Шевченко и др.), которые впоследствии стали тяготеть к реализму, начинали свой творческий путь именно как романтики, получив в нем добрый «художественный выучку».
zarlitra.in.ua
Романтизм и реализм в искусстве XIX в. | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература
В первой половине XIX в. романтизм был ведущим направлением в изобразительном искусстве. В произведениях художников-романтиков легко прослеживаются знакомые по художественной литературе тенденции: с одной стороны, уход творческого «я» в царство фантазии, сказки, мечты, прекрасной природы, а с другой — изображение столкновений личности с реальным миром, передача проявлений ее внутренней энергии и величия в борьбе с враждебными силами.
Ярким представителем первой тенденции в живописи был немецкий художник Каспар Давид Фридрих. Его умиротворенные пейзажи, фиксирующие вневременные, «вечные» состояния природы, пронизаны ощущением мистического слияния личности со Вселенной, охватывающим как сферу эмоций, так и сферу философской мысли. В частности, на картине Фридриха «Возрасты человека» (1835) на фоне моря, символизирующего вечность, изображены фигуры седого человека, опирающегося на трость (символ старости), молодого мужчины (символ молодости), увлеченных игрой детей (символ детства) и женщины (символ зрелости). Иносказательную параллель к этим фигурам образуют корабли и лодки: большой корабль, который заходит в гавань, перекликается с образом старика, заканчивающего свой жизненный путь; два корабля, идущих в море на всех парах, — с образами мужчины и женщины в расцвете сил; а маленькие лодки, находящиеся неподалеку от берега и только отправляющиеся в плавание, — с образами беспечных детей.
Эмблемой немецкой романтической живописи стала работа Фридриха «Путник над морем тумана» (1818). На переднем плане этой картины изображен мужчина, повернутый к зрителям спиной и обращенный липом к чудесному пейзажу, окутанному туманом. Сливаясь с горным кряжем, мужчина как бы призывает зрителей погрузиться в созерцание загадочной и манящей вечности. Столь нетрадиционное изображение человека — спиной к зрителю — отражает характерную для романтизма погруженность во внутренний мир личности и тайны вечной природы.
Вторая тенденция романтического искусства развивалась в творчестве французских романтиков Теодора Жерико
Герой картины «Офицер конных егерей императорской гвардии во время атаки» изображен верхом на коне, вставшем на дыбы. Жерико отказывается от панорамного показа битвы, «вырезая» из нее лишь небольшой фрагмент. Главное для художника — зафиксировать личность в наивысшем напряжении ее сил, вызванном борьбой не на жизнь, а на смерть. Офицер «схвачен» кистью в тот решающий момент, когда он готов дать своим солдатам сигнал к началу наступления. Сама битва, ее яркие, тревожные краски, огненное зарево создают ощущение вечного борения бытия.
Второй из названных французских художников, Э. Делакруа, был активным участником знаменитой «романтической битвы» за искусство, направленной на освобождение творческой мысли от ограничений и канонов классицизма. В его картинах, исполненных яркой романтической экспрессии и дышащих энергией байроновского протеста, нашли отражение трагические сражения современности, в частности — воспетая Байроном борьба греческого народа против османского ига. (В ряду полотен, посвященных этой теме, выделяются работы «Хиосская резня» и «Греция на развалинах Миссолонги».)
Самую знаменитую свою картину — «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)» Делакруа написал по следам парижского восстания 1830 г. Под его кистью конкретный и точно обозначенный в историческом времени эпизод восстания приобрел эпическую широту. Над мастеровыми и буржуа, взрослыми и детьми, взбирающимися на отбитую у королевских войск баррикаду, возвышается парижанка, сжимающая в руках трехцветное знамя Французской республики. Ее образ, наделенный некоторым сходством с античной Венерой Милосской, вырастает в символ революционной Свободы.
В отличие от художников-романтиков, нацеленных на изображение необычного — героически-трагического или мечтательно-фантазийного начала, художники-реалисты стремились к изображению обыденной действительности. Реализм в живописи открыл значительность неброского пейзажа, заурядной бытовой сцены, обыденных отношений, лишенных какого-либо украшательства и интересных конкретикой портрета. В русской живописи, переживавшей, как и русская литература, свой расцвет в XIX ст., важной вехой в развитии реализма стало появление творческого объединения независимых от официальной академии художеств живописцев, со временем назвавшегося Товариществом передвижных художественных выставок. С деятельностью этого общества (всего им было организовано сорок восемь выставок, последняя из которых датируется 1923 г.) связано творчество большинства выдающихся русских художников второй половины XIX в. «Передвижники, — по словам современного критика В. Николаенко, — создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, прежде всего — о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен».
Классическим произведением русского реализма стала картина Василия Григорьевича Перова «Тройка» (1866), на которой изображены дети, впряженные в сани с громадной обледенелой бочкой. Это произведение излучает не только глубокое сострадание к обездоленным, но и чувство протеста против российского государственного строя, обрекающего детей на непосильный труд. В данной картине, как и в творчестве Перова в целом, поднимаются те же острые социальные вопросы, что и в русской литературе XIX в. Неслучайно первый биограф художника Н. П. Собко утверждал: «Перов — это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе». Материал с сайта //iEssay.ru
Другим крупнейшим произведением русской реалистической живописи является картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» (1873). Толчком к ее написанию послужил конкретный случай. В 1868 г., во время прогулки по Петербургу, внимание художника привлек вопиющий контраст между двумя группами людей: нарядно одетыми представителями высшего общества, безмятежно прогуливавшимися по набережной Невы, и оборванными, изможденными бурлаками, тянувшими баржу. Так сама жизнь подсказала художнику замысел новой картины, который, впрочем, впоследствии несколько видоизменился, сузившись до группового портрета бурлаков. Желая глубже узнать их жизнь и быт, Репин предпринял поездку на Волгу. Там он писал персонажей своей картины «с натуры», добиваясь той художественной силы, которая вот уже более столетия потрясает зрителей. Группа бурлаков на его картине настолько выразительна, что сама по себе служит мощным обвинением и государству, которое принуждает людей надрываться и унижаться, чтобы заработать на кусок хлеба, и обеспеченным членам общества, не замечающим, что их благополучие построено на поте и крови народа.
Если сравнить баржу, которую тянут репинские бурлаки, с невесомыми кораблями на картинах Фридриха, то различие между романтическим и реалистическим искусством станет особенно явственным. У Фридриха крошечные человеческие фигурки и легкие корабли на фоне бескрайней природы символизируют незначительность человека, покоренного и поглощенного загадочной мощью природы. У Репина, напротив, главный герой — человек, а его жизнь предстает в обнаженной и подчеркнутой реалистичности. Фигуры измученных, повисших на лямках, утирающих пот бурлаков выражают колоссальное напряжение и порождают у зрителя физическое ощущение тяжести. Спины бурлаков согнуты, ступни вдавлены в песок, но они упорно тянут судно, демонстрируя неодолимую силу народа — силу не только физическую, но и духовную.
В столь, казалось бы, разных картинах, как «Тройка» и «Бурлаки на Волге», есть нечто общее — мысль о тружениках, тянущих неподъемный груз жизни. Обе картины вызывают у зрителя смешанное чувство, в котором желание облегчить этот груз сочетается с осуждением общественного строя, допускающего жесточайшую эксплуатацию личности, а также преклонением перед человеческим трудом, движущим жизнь вперед.
На этой странице материал по темам:- сходство реализма и романтизма
- сходства и различия реализма и романтизма
- тест на тему реализм и романтизм
- реализм и романтизм в творчестве куприна
- сравните направления в искусстве: росанииз и реализм
iessay.ru
Периодизация реализма — Page 9
Страница 9 из 26
Периодизация реализма:
I. Критический реализм (30-40 гг.).
II. 50-70 гг. — значительные изменения в литературе: 1) сосредоточение на индивидуальном характере, а не на типических обстоятельствах; характеры не воспринимаются как продукт обстоятельств; уход от жесткого детерминизма; 2) уход от жесткой установки на имитацию жизни к интерпретации (предложение авторской концепции действительности).
Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О.Бальзака во Франции, у Ч. Диккенса, Теккерея в Англии, в России — А.С.Пушкина («Капитанкая дочка»), Н.В.Гоголя («Мертвые души», «Ревизор»), И.С.Тургенева («Записки охотнка»), Ф.М.Достоевского («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»), Л.Н.Толстого («Воскресенье», «Война и мир»), А.П.Чехова (рассказы, пьесы).
Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Главная фигура — человек среднего класса. Мир пребывает в постоянном изменении. Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других, т.е. — мир-зеркало даже для писателя, для которого важен писатель. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Герой сочетает индивидуализм и типичность.
Реалисты отказались от создания необыкновенных характеров, т.к. это делало психологически неудобными характеры типичных героев. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл РОМАНТИЗМ, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я». Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов. Классицисты первой половины 19 века являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства.
Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико.
Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они открыли психологический анализ, неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека).
Стендаль использует это и свяжет психологию индивида с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, эволюции, обусловленной активным воздействием на личность среды.
Принцип историзма (в романтизме был важнейшим принципом эстетики) — реалисты его наследуют.
Этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса.
У романтиков принцип историзма имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов — материалистическое прочтение истории (основной двигатель истории — борьба классов, сила, решающая исход этой борьбы, — народ). Именно это стимулировало их интерес к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс.
Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты — современную буржуазную действительность.
Реализм I этапа: Бальзак, Стендаль: имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый).
Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности. Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декламированный уже в « Мадам Бовари» (1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, « щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя.
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
(1) Аналитизм. Установка на анализ социальной действительности. Установки на анализ у поздних романтиков нет.
(2) Установка на имитацию жизни, на правдивость изображения. Поздние романисты исходят из референциальной иллюзии (вера в то, что литература может дать правдивое изображение действительности). Отсюда — метафора зеркала (у Стендаля). Бальзак: «Я — секретарь действительности». НАИБОЛЕЕ СКАНДАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП для 30-40 гг.: романисты обвинили реалистов в натурализме, в интересе к грязной стороне жизни, приблизительно порнография сегодня.
(3) Универсализм. Стремление к максимальному охвату в изображении социального мира, к изображению всего общака и социальной структуры. Бальзак — наиболее типичен: у него, например «Человеческие этюды», в которых «Сцены из сельской жизни», «Сцены из военной жизни» è роман — наилучший жанр.
(4) Принципиально новое изображение человека: человек как существо, включенное в социальный процесс. Реалисты: «Человека формирует среда, которой он принадлежит, à социальный детерминизм».
(5) Критицизм. Буржуазный миропорядок уничтожает общак и свободу человека. Человек мыслится как жертва общества.
(6) Изображение типического. Эта литература обращается к типам: обычный, массовый, а не исключительный человек.
(7) Научность. Литература принимает вид научного дискурса, исследования. Художник мыслит себя как естествоиспытатель, психолог, исследователь.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей- реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ РЕАЛИЗМОМ И РОМАНТИЗМОМ?
– нет четких хронологических границ между реалом и ромом (1827 — трактат «Расин и Шекспир»).
– общая тематика (романтики до реалистов почувствовали враждебность действительности человеку).
– общая философская проблематика (проблема взаимоотношения свободы и необходимости).
– сходство в области поэтики (реалы используют приемы романтической литературы).
Литература Франции. Образцом реалистической поэзии Франции в XIX веке был поэт Пьер Жан де Беранже (1780 — 1857) Он выступил еще в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую политику. В период Реставрации он стал настоящим поэтом-борцом. Его задорные песни в этот период высмеивают богачей и преуспевающих мещан. Политическая песня Беранже насыщена демократизмом, отмечена печатью живого национального юмора.
Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783-1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.
Один из замечательнейших романов Стендаля — «Красное и черное» (1830). Герой романа — Жюльен Сорель, страстный поклонник наполеоновской эпохи, человек с возвышенной и чувствительной душой, стремящийся победить косную общественную среду. Однако это ему не удается, так как господствующие классы не приняли его — плебея по происхождению. В романе «Пармская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху, предопределившую трагизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.
Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма — творчество Оноре де Бальзака (1799 — 1850). По замыслу Бальзака его главное произведение — эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.
В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» и многие другие.
Эпопея — грандиозная по широте охвата реалистическая картина, отражающая нравы и противоречия общественной жизни Франции. Бальзак наделяет своих героев умом, талантом, сильным характером. Его произведения глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей.
Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803 — 1870), выдающийся писатель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют сильные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам — «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе), «Коломба», «Матео Фальконе». Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка.
Писал Мериме и пьесы. Одно из выдающихся произведений писателя –пьеса-хроника «Жакерия», отображающая крестьянское движение XIV в. Им был написан единственный большой роман «Хроника времен Карла IX», повествующий о борьбе католиков и протестантов и событиях Варфоломеевской ночи. Автор развенчивает фанатическую нетерпимость.
В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом ее от сотрудничества с рабочим классом в литературе Франции складывается новый тип критического реализма — писатели отказываются от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространенному, заурядному. В целом, искусство еще больше приближается к жизни.
Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821 — 1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным слоям населения: буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. Поэтому Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Несмотря на несостоятельность такой позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы.
Одно из выдающихся произведений Флобера — роман «Мадам Бовари». В центре романа — образ женщины из буржуазной среды. Воспитанная романтической литературой, она погибает в столкновении с мещанской действительностью.
В романе «Воспитание чувств» изображены нравы провинции и Парижа, моральное ничтожество буржуа. В этом романе разработана тема молодого человека, вялого, инертного, не способного к активной деятельности.
На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада», в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистических деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внутреннего монолога.
mylect.ru
характеристика романтизма и реализма: определения, черты. Особенности русского романтизма и реализма: представители, примеры произведений., биология
Trakhmatullina25 февр. 2016 г., 10:29:34 (2 года назад)
Романтизм — направление в лит-ре и искусстве, возникшее и распространившееся в Европе в 18 — 19 вв. Утверждает ценность духовной и творческой жизни, изображает сильных по характеру персонажей, не редко бунтарей. Один из ярчайших представителей — Байрон. Думаю, здесь как основной пример можно указать его поему «Поломничество Чайльд Гарольда». Также ярким примером является одно из моих самых любимых произведений зарубежной лит-ры — Гюго «Собор Парижской Богоматери» если брать русскую лит-ру примером русского романтизма можно назвать раннюю поэзию Пушкина а также баллада Жуковского «Светлана» .
Основоположником русского романтизма считается Жуковский, а вот к примеру, Лермонтова, называют «русским Байроном». Появляются в русском романтизме такие жанры, как баллада, романтическая драма, это может быть особенностью, раньше этого не было. В русском романтизме осуждается крепостное право, пропагандируется Просвещение, отстаиваются народные интересы.
Реализм — направление в лит-ре и искусстве, появившееся в Европе в начале 19 в., правдивое изображение действительности. Здесь показывается образ человека — носителя мыслей самого автора. Характерны: показ жизни в ее противоречиях, стремление раскрыть истинную суть жизненных явлений. Пример в русской лит-ре это позднее творчество Пушкина, к примеру, повесть «Капитанская дочка», а так же роман Лермонтова «Герой нашего времени» . Русскому реализму присущ обостренный социальный пафос — такой, как в «Мертвых душах» Гоголя. Русский реализм обогатил мировую лит-ру философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия психологии человека. Характерный жанр — социально психологический роман.
Вот, не по порядку, но как вспомнилось)
biologia.neznaka.ru
Романтизм и реализм: две эпохи художественного процесса ХІХ века
Рассматривая эти направления нельзя утверждать, что, дескать, когда закончился романтизм, то начался реализм. Это совсем не так, поскольку как романтизм, так и реализм развивались в первой половине ХІХ ст. в общей для них исторической и эстетичной ситуации. Иногда их развитие шло последовательно, иногда — параллельно, а иногда они переплетались. Не забываем, что «европейский романтизм первой половины ХІХ ст. во многом формировался как направление в пределах общеромантичного потока» (Д. Затонский). Поэтому и не удивительно, что сначала эти направления довольно «мирно сосуществовали», взаимообогащаясь художественными открытиями и достижениями. Да и сам термин «реализм» возник в 1850-х годах, тогда как первые реалистические произведения появились двумя десятилетиями раньше (например, первая редакция реалистической повести О. де Бальзака «Гобсек», которая тогда называлась «Опасности распущенности», увидела мир еще в 1830 г.).
Во многих произведениях писателей-реалистов (Н. Гоголь, Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс) очевидно ощутимое влияние романтизма. Вспомним, например, что в реалистической повести Н. Гоголя «Шинель» присутствует яркий романтически-фантастический элемент — появление призрака Акакия Акакиевича Башмачкина. А в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» образ старого бандита Фейгина является своеобразным олицетворением загадочных потусторонних сил зла или даже самого сатаны (например, «морщинистое безобразное лицо его приобретает воистину сатанинское выражение», а «хитрое, жадное выражение его лица было подлинно будто у дьявола»).
Подобную манеру персонификации мистических сил английский писатель-реалист унаследовал непосредственно от романтиков. И вдобавок реалисты не смогли бы так убедительно и точно описывать время и место действия своих произведений, если бы не позаимствовали у романтиков разработки историзма и воспроизведение местного колорита. Ведь для реалистов, как и для романтиков, принципиально важными остались, с одной стороны, правдоподобие и точность деталей, а с другой — достоверность «лица эпохи» в целом. Как говорилось, реалисты уделяли большое внимание исследованию роли естественно-исторической среды и наследственности в формировании и развитии человека и общества.
Поэтому в реалистическом произведении характер, поступки да и, в конце концов, судьба персонажа были четко мотивированы, обусловлены (научные работники говорят «детерминированы») его происхождением, образованием, профессией, кругом друзей, условиями жизни и, что очень важно, — конкретной исторической ситуацией, в которой он живет. И здесь писателям-реалистам понадобился художественный опыт романтиков относительно воспроизведения колорита конкретных наций или эпох (вспомним мастерство «шотландского волшебника» В. Скотта в изображении колорита cредневековой Англии в историческом романе «Айвенго»).
Вместе с тем историзм реалистов существенно отличался от романтического. У романтиков он был в значительной мере как бы «антикварно-декоративным». Вместе с тем историзм реалистических произведений был «прагматичнее», научнее, поскольку он должен был оказывать содействие глубокому исследованию исторических корней и первоисточников определенных общественных явлений. Где-то с середины ХІХ ст. реалисты начали все активнее заявлять о своих расхождениях с традициями романтизма. Однако вопреки этому реализм никогда полностью не отбрасывал задел романтизма. Например, если писателей-реалистов не устраивала романтическая идеализация художественного образа или наличия в произведениях романтиков «двух миров» (вспомним мир филистеров и мир энтузиастов у Гофмана), то любимое романтиками изображение постоянной изменяемости мира реализм не только позаимствовал, а и существенно углубил.
Прежде всего, если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на исследовании и объяснении явлений реальной жизни. Как и в эпоху Просвещения, возрастает удельный вес не эстетичной или гедонистической, а познавательной (когнитивной) и воспитательной (дидактической) функций искусства. Писатели-реалисты стремились к «художественному анализу современного общества, раскрытию тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкой и неосознанностью» (В. Белинский). Психологизм литературного произведения — это изображение писателем внутреннего мира героев: полное, проникновенное и скрупулезное изображение их чувств, эмоций, мыслей и переживаний, акцентирование внимания на тонком анализе психологии человека. Психологизм в разной мере присущ произведениям разных эпох, но в эпоху реализма он имел свои особенности.
Так, Стендаль, изображая конфликт непокорного героя с общественным порядком, смело углубляется в «жизнь страстей» своего персонажа. Именно Стендаль сделал психологический анализ своеобразной «нормой» литературного творчества писателей-реалистов. Вместе с тем Бальзак мотивирует психологию своих героев преимущественно влиянием общественных законов и морали. Ближе к эпохе раннего модернизма психологизм литературных произведений немного изменяется: психология героя мотивируется преимущественно не социальными обстоятельствами, а иррационально-физиологическими факторами (романы братьев Гонкур, Э. Золя).
В частности, в реалистических произведениях решаются острые социальные проблемы, скажем, критикуется политика правительства Великобритании относительно содержания бедных сирот в ужасных условиях рабочих домов (Ч. Диккенс, «Приключения Оливера Твиста») или невозможность талантливого плебея сделать карьеру и реализовать себя в строго регламентированном клановом французском обществе эпохи Реставрации (Стендаль. «Красное и черное»).
Так, главный герой упомянутого произведения Жульен Сорель смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его совсем не за выстрелы в госпожу де Реналь, а за то, что он, плебей-выскочка, отважился «выцарапаться вверх», пробиться к высшему свету. Итак, художественная литература стала социальной, а особое внимание писатели-реалисты уделяли изображению человека в обществе: среда «лепит характер человека», как скульптор свое творение из глины или гипса. Однако есть здесь и обратная связь, поскольку и человек, в свою очередь, создает это общество.
Он способен принимать сознательное участие в его изменениях. Писатели-реалисты (как и романтики) стремились воссоздать внутренний мир персонажа. Ведь без исследования скрытых «пружин», которые принуждают человека действовать именно так, а не иначе, его поступки невозможно ни мотивировать, ни объяснить, а реалисты как раз и стремились к этому. С одной стороны, в человеческую душу будто бы и не заглянешь, а с другой — без знания ее самых тайных глубин и уголков невозможно мотивировать поступки, характер и судьбу персонажа.
Реалисты и старались изобразить внутренний мир своих героев, «осветить их души, всесторонне их исследовать, проникнуть во все их тайники, рассмотреть их под микроскопом» (Кнут Гамсун), просветить их души изнутри будто «волшебной лампой» (И. Франко), для чего они должны были сами будто «перевоплощаться» в своих персонажей. Именно в этом стремлении литературы реализма к «жизнеспособности» находятся истоки ее знаменитого психологизма, который существенно отличается от романтического. Дар проникновения писателей-реалистов в психику персонажей иногда граничит с ясновидением.
Здесь были использованы открытия и находки романтизма относительно воспроизведения тончайших порывов души героя, в частности — ее разногласий, которые так привлекали романтиков с их тягой к «поэтике контрастов». Однако реалисты сделали в этом направлении новый существенный шаг, хотя их иногда и упрекали, что их психологизм был весьма «умственным», рационалистическим («рациоцентричным»). Этот специфический психологизм реалистической литературы заключается в качественно новом уровне изображения внутреннего мира человека и мастерства психологического анализа, в глубоком раскрытии сложности и непредсказуемости человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческого поведения. «Литературный психологизм начинается с расхождений, с невозможностью спрогнозировать поведения героя.
schooltask.ru