1 и 2 государственные думы
В качестве главы правительства к середине 1906 г. С.Ю.Витте уже не удовлетворял черносотенную верхушку. Накануне открытия Думы царь заменил его консервативным сановником Горемыкиным, который, в свою очередь, оказался лишь промежуточной фигурой, подготовив переход власти к лидеру «Объединенного дворянства» — министру внутренних дел Столыпину.
Последние месяцы пребывания С.Ю.Витте на посту председателя совета министров были отмечены крупными внешнеполитическими успехами Российской империи.
4 апреля царское правительство, наконец, смогло получить крупный международный заем, предоставленный на 50 лет. Его номинальная сумма составила 2 тыс. 250 млн. франков — на 500 млн. меньше, чем добивался Витте. Правда, поступления до конца 1906 г. должны были составить 40% выручки, что давало необходимый минимум средств для покрытия бюджетного дефицита 1905 — 1906 гг.
Сам Витте считал размещение займа, в которое он вложил столько энергии И изобретательности, делом чрезвычайной важности. С экономической точки зрения заем позволил сохранить финансовую систему, основанную на золотом обращении, что дало возможность народному хозяйству быстрее оправиться после войны и внутренних потрясений.
Не менее существенными представлялись самому Витте и политические последствия: «заем этот дал императорскому правительству возможность пережить все перипетии 1906 — 1910 гг., дав правительству запас денег, которые вместе с войском, возвращенным из Забайкалья, восстановили порядок и самоуверенность в действиях власти»
Казалось бы, осуществление такой финансовой операции должно было укрепить позиции Витте. В действительности же спустя всего 10 дней ему пришлось подать в отставку.
Витте совершил роковой промах не во внешней, а во внутренней политике.
Оценивая положение в стране в начале 1906 г., он полагал, что ожидать в будущем повторения выступлений в городах в столь резкой форме, как в минувшем декабре, не приходится. Гораздо больше тревожила Витте ситуация в деревне. Он опасался, что аграрные беспорядки не только не улеглись, но могут вспыхнуть предстоящей весной с новой силой.
Для их предотвращения возглавляемый им совет министров предполагал усилить сельскую полицию, уже созданную в 49 губерниях европейской части России; еще энергичнее применять войска, передвинутые из пограничных районов и вернувшиеся с Дальнего Востока; шире прибегать к мерам судебного воздействия и координировать усилия властей на местах. Этот план был представлен Витте царю 10 января 1906 г. и получил одобрение.
После подавления декабрьского вооруженного восстания силы царского правительства пытались перейти в контрнаступление: свирепствовали карательные экспедиции, шли многочисленные аресты, активизировались черносотенно-монархические организации. Председатель совета министров старался удержаться на волне и не отставать от других главных организаторов репрессий. Он демонстрировал бдительность и твердость.
5 января Витте передал министру внутренних дел Дурново номер журнала «Молодая Россия» со статьей В.И. Ленина. В результате появилось распоряжение арестовать вождя большевиков за прямой призыв к вооруженному восстанию.
В январе же Витте представил царю доклад о недостаточно решительных действиях карателей на Сибирской железной дороге. Затем он вновь обращался к Николаю II, на этот раз по поводу мягкости главнокомандующего Линевича в отношении арестованного стачечного комитета на Китайско-Восточной железной дороге.
Вместе с тем временный спад революционного движения после декабрьских событий позволил Витте уделять больше внимания другой стороне своей программы — реформам. Преобразования должны были, прежде всего, охватить важнейший, по его мнению, крестьянский вопрос, а также основы государственного законодательства.
Правительство намеревалось предложить государственной Думе регулирование условий аренды, расширение переселений, признание надельных земель собственностью их владельцев и установление порядка добровольного выхода крестьян из общины. Эти замыслы, целиком укладывавшиеся в рамки прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве, были одобрены Николаем II ,Они предвосхищали будущее аграрное законодательство Столыпина.
В конечном счете предложения Витте послужили основой для двух правительственных актов: указа сенату от 4 марта о землеустроительных комиссиях и апрельского закона о борьбе с аграрными волнениями и стачками сельскохозяйственных рабочих.
В середине февраля состоялись секретные совещания в Царском Селе по выработке положений о Государственной Думе и Государственном Совете. Председательствовал сам император Николай II. На этих совещаниях Витте выступил инициатором сохранения за царем права издавать указы, минуя «народное представительство». Он настойчиво рекомендовал поставить деятельность Думы под контроль Государственного Совета, исключить из ее компетенции вопрос о займах, ограничить право Думы делать запросы правительству.
20 февраля новые положения о Государственной Думе и Государственном Совете были объявлены специальным манифестом.
Существо изменений, предусмотренных этими положениями, состояло в ограничении законодательных прав Думы и расширений полномочий исполнительной власти. Государственный Совет был превращен в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Думы. Разъяснялось, что Дума не правомочна изменять основные государственные законы. В промежутках между сессиями Думы совет министров получал возможность при чрезвычайных обстоятельствах представлять меры, требующие обсуждения в законодательном порядке, непосредственно на рассмотрение царя.
Немного позднее были опубликованы правила о составлении и исполнении государственной росписи, сужавшей компетенцию Думы в отношении бюджета Ограничению прав Думы способствовала также выработка новой редакции основных государственных законов. Они должны были не только придать самодержавию правовой характер и конституционную форму, но и предотвратить возможность превращения созываемой Думы в учредительное собрание. Управление внешними сношениями и вооруженными силами признавались исключительной прерогативой императора и могли составить предмет обсуждения Думы и Государственного Совета лишь с финансовой точки зрения.
Фиксировалось право монарха издавать указы, касавшиеся устройства государственного управления, а также преследовавшие цель ограждения безопасности и порядка. Устанавливалось, что основные законы будут подлежать пересмотру только по инициативе царя. Совет министров и его члены признавались ответственными за направления своей деятельности опять-таки лишь перед царем.
После пасхальных праздников Николай II созвал для рассмотрения основных законов специальное совещание. В нем участвовали все министры и управляющие ведомствами, члены Государственного Совета и по приглашению царя трое великих князей. Председательствовал сам император. Заседания проходили в Царском селе 7, 9, 11 и 12 апреля — уже после получения иностранного займа, но до открытия Думы, намечавшегося на конец месяца.
Хотя Витте только что добился успеха с займом, в тот момент выявился его серьезный просчет во внутренней политике, преобладание в Думе получили крайние элементы (кадеты, трудовики, автономисты и социал-демократы).
Крайне правые и сам царь винили в случившемся председателя совета министров, который-де провел слишком «широкий» закон о выборах в Думу и предписал властям не вмешиваться в выборную кампанию После этого, а также в связи с еще некоторыми разногласиями во внутренней политике, председателю совета министров ничего не оставалось как, не дожидаясь увольнения, самому подать в отставку.
Он сделал это на второй день после окончания царскосельских совещаний. 15 апреля отставка С.Ю.Витте с поста председателя совета министров России была принята.
27 апреля 1906 г. открылись заседания I Государственной Думы. Самой большой фракцией в Думе была кадетская. Открыто провозгласив себя в начале 1906 г. сторонниками конституционной монархии, кадеты прибавили к прежнему названию своей партии новое наименование — «Партия народной свободы» и не скупились на обещания во время избирательной кампании.
Вскоре после открытия I Государственной думы кадеты потерпели первое ощутимое поражение: несмотря на все усилия, им не удалось включить в свою фракцию депутатов от крестьян. Эти депутаты образовали отдельную фракцию трудовиков («Трудовую группу»), в состав которой вошли и некоторые интеллигенты народнического толка.
Трудовики отражали стихийную линию крестьянских масс, требовавших безотлагательно решить самый острый для них — земельный вопрос.
Обсуждение этого вопроса находилось в центре работы Думы. Кадеты внесли свой аграрный проект, который предусматривал принудительное отчуждение части помещичьих земель за плату по «справедливой» оценке. Это была попытка повторить реформу 1861 г.: с помощью небольшой и, к тому же, щедро компенсированной уступки, спасти помещиков от крестьянской революции.
Трудовики противопоставили кадетскому проекту свой проект (проект ста четырех). Его главным положением была передача всей земли народу — образование общенародного земельного фонда, из которого могли бы получать землю по уравнительным нормам все обрабатывающие ее своим трудом.
Трудовики рассматривали уравнительное распределение земли как залог освобождения крестьян от всякой, в том числе, капиталистической эксплуатации. Они стремились ликвидировать помещичье землевладение. Правда, в принципе трудовики не отказывались от вознаграждения помещиков за счет государства. Они не связывали свой проект с победой революции.
Но эта связь вытекала из их проекта, предусматривавшего, в частности, передачу подготовки и осуществление реформы в руки земельных комитетов, избранных на местах всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Именно это предложение вызвало наиболее яростные нападки не только правого крыла Думы, но и кадетского центра.
В июне 1906 г. в Думе начались прения по аграрному вопросу. Сведения о том, что происходит в стенах Таврического дворца (где заседала Дума), проникали и в деревни. Ходоки с наказами и «приговорами» сельских сходов, содержавшими требование безотлагательно решить вопрос о земле, прибывали в Петербург из самых далеких мест.
Крестьянское движение продолжало расти. Расчеты на примирение крестьян с помещиками терпели явную неудачу.
Царизм решил разогнать Думу, продемонстрировав этим свое твердое намерение не допускать каких-либо покушений на помещичью собственность. 8 июля 1906 г. Дума была распущена, а ее здание оцеплено войсками.
Депутаты-кадеты, пытаясь спасти свой престиж перед избирателями, собрались на частное совещание в Выборге и, идя навстречу предложению трудовиков, подписали воззвание к населению, которое призывало к пассивному сопротивлению (не давать рекрутов, не платить податей, не признавать займов). Но, опубликовав воззвание, кадеты поняли, что предприняли слишком радикальный шаг, и вскоре официально отказались от Выборгского манифеста.
Продолжающиеся волнения и революционные выступления вынудили правительство провести осенью 1906 г. новые выборы в Думу. Анализируя ход революции и изменившееся соотношение сил, большевистское крыло социал-демократии пришло к выводу о необходимости перехода от тактики бойкота Думы к использованию думской трибуны для проведения собственной политики.
Осуществление этой тактики создавало для них новые возможности.
В апреле — мае 1907 г. состоялся V съезд РСДРП. Он продемонстрировал усиление большевистского влияния в социал-демократии. По центральному вопросу — об отношении РСДРП к непролетарским партиям — с докладом выступил В.И.Ленин. Съезд призвал РСДРП к борьбе с черносотенными партиями и разоблачению либерально-монархических партии, в первую очередь кадетов.
По отношению к мелкобуржуазным партиям — трудовикам, эсерам и другим, требования которых в той или иной степени совпадали с требованиями социал-демократов, РСДРП могла идти на временные тактические соглашения (тактика левого блока). Съезд принял большевистскую резолюцию об отношении РСДРП к Государственной думе и о задачах думской социал-демократической фракции.
II Государственная дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., обнаружила еще более глубокое размежевание сил в стране. Численно возрос правый фланг. Кадеты потеряли почти половину прежнего количества мест. Особенно ослабели их позиции в деревне. Среди выбранных по рабочей курии не было ни одного кадета.
Левое крыло Думы составляло около двух пятых всех депутатов.
Кадетская тактика «бережения Думы» — сохранения ее любой ценой — потерпела поражение, лишь ускорив отход трудовиков от либералов и подорвав конституционные иллюзии мелкой буржуазии. В этих условиях Дума, избранная по «виттевским» законам, стала ненужной и опасной для правящих верхов.
Правительство перешло к осуществлению плана, продиктованного «Советом объединенного дворянства». 1 июня 1907 г. против социал-демократической фракции было выдвинуто обвинение в заговоре. В ночь на 3 июня последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы и издало новый, значительно более жесткий избирательный закон. Тем самым было грубо нарушено одно из главных положений манифеста 17 октября: никакой новый закон не может быть принят без одобрения Думы.
Этот акт правительства был равносилен государственному перевороту. Страна вступила в новый период политического развития.
histerl.ru
Внеклассный урок — Первая и Вторая Государственные думы (1906, 1907)
Первая и Вторая Государственные думы (1906, 1907)
В декабре 1905 года издан указ о выборах в Государственную думу. Все население страны делилось на четыре избирательные группы: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими и равными. В них не имели права участвовать женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, рабочие мелких предприятий, некоторые нацменьшинства. Один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Члены Думы избирались на 5 лет.
Царь не хотел, чтобы Государственная дума как законодательный орган занимала исключительное положение. Поэтому он наделил законодательными функциями и Государственный совет, который был под его контролем.
В апреле 1906 года император принял новую редакцию Основных законов Российской империи. Законодательная власть распределялась между царем, Государственным советом и Государственной думой. Сохранялась вся полнота власти царя, который управлял страной через правительство, ответственное только перед ним. Под исключительным управлением самодержца оставались внешняя политика, армия и флот.
I Государственная дума.
27 апреля 1906 года начала работу I Государственная дума. Ее председателем стал профессор Московского университета кадет С.А.Муромцев. Положение о выборах разрабатывалось царским правительством так, чтобы в Думе преобладали крестьяне. Царь рассчитывал на консерватизм крестьян, который мог стать надежным противовесом либерализму кадетов. Но эта хитрость обернулась против самого царя. Аграрники действительно были равнодушны к политическим свободам и другим абстрактным понятиям, но они пришли в Думу с твердым намерением провести передел земли. Эта задача в итоге стала главной в работе Думы. Фракция трудовиков разработала радикальный законопроект, согласно которому упразднялась частная собственность на землю, вся земля, ее недра и воды объявлялись общей собственностью всего населения страны. Царь не мог допустить принятия такого закона, который подрывал устои самодержавия.
9 июля 1906 император распустил Первую Государственную думу.
II Государственная дума.
20 февраля 1907 года открылась Вторая Государственная дума. Ее председателем вновь был избран кадет – Ф.А.Головин.
И вновь центральное место в работе Думы занял аграрный вопрос. Левые партии потребовали, чтобы вся помещичья земля в полном объеме и без всякой платы была конфискована и превращена в общенародную собственность. Дума была обречена. Но власти не хотели связывать ее роспуск с аграрным вопросом. Социал-демократические депутаты были обвинены в заговоре. И в связи с этим 3 июня 1907 года Вторая Государственная дума была распущена.
raal100.narod.ru
Реформы политического строя России в1905-1906. I и II Государственные думы.
Количество просмотров публикации Реформы политического строя России в1905-1906. I и II Государственные думы. — 392
Билет №24.
Манифест от 17 окт 1905 о даровании гражданских свобод и придании ГД законодательных полномочий, ᴛ.ᴇ. царь обещал поделиться абсолютным полновластием. Важная функция ГД – утверждение госбюджета. При этом по указу от 8 марта 1906 говорил о том, что военный бюджет, внешние займы, содержания императорского двора и неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ другое не являлись предметом обсуждения ГД. Либералы встретили данный документ ликованием, но так же признали его двусмысленность.
19 окт 1905 года – Манифест о преобразовании Совета министров. Первый министр нового совета – С.Ю. Витте (1905-1906). Раньше Совет министров был совещательным органом при императоре и лишь координировал работу министерств.
11 дек 1905 – принят избирательный закон об изменении положений выборов в ГД. Сохранил принцип выборов по куриям: землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей. Помещики избирали 32% крестьяне – 42%, горожане 22% и рабочие 3% выборщиков.
Первая ГД начала работу с 27 апр 1906, существовала 72 дня. Большинство голосов имела кадетская партия. Вторая по численности фракция – крестьянская Трудовая группа. Председателем ГД – кадет С.А. Муромцев.
Главный вопрос ГД – Аграрный. Проект Трудовиков – ликвидация помещичьего землевладения и национализацию земель. Кадетский проект – то же отчуждение помещичьих земель, но по рыночной цене.
И.Л. Горемыкин сменил 16 апр 1906 ᴦ. Витте на посту председателя правительства.
Попытки ГД ввести принцип ответственности правительства перед ГД – тщетны. Дума приняла заявление о недоверии правительству и крайне важно сти его замены => 8 июля 1906 под предлогом ʼʼразжигания смутыʼʼ ГД распущена.
После последовало предложение от кадетов о собрании в Выборге. 9-10 июля 1906 года около 200 депутатов из числа кадетов, трудовиков и меньшевиков подписали Выборгское воззвание ʼʼнароду от народных представителейʼʼ, в котором население призывалось прекратить платить налоги и др повинности, отказаться от поставки новобранцев и т.п. в знак протеста против роспуска ГД. Спустя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время подписавшие воззвание приговорены к тюремному заключению.
Выборы во Вторую ГД состоялись в феврале 1907 года. Большинство Думы – кадеты, трудовики, социал-демократы и различные эсеровские группы. Соответственно 98, 104, 65, 37, и народные социалисты – 16 депутатов. + весомо представлены национальные группы.
Опыта у депутатов второй ГД не было, т.к. только 32 депутата (6%) были из состава первой. Т.е. вторая дума была некомпетентной, и радикальной, и с самого начала она стала оппозиционной правительству. Требовала изменения внутренней политики, в т.ч. в отношении смертной казни. Провозглашён лозунг конфискации помещичьих земель, немедленной отмены Столыпинских арарных законов, приняых в обход ГД.
26 апр 1906 Столыпина назначают МВД. Считая ГД основным препятствием для своих реформ, Столыпин взял курс на её роспуск. Используя ʼʼуткуʼʼ о ʼʼвоенном заговореʼʼ социал-демократов, МВД потребовал снять депутатскую неприкосновенность с социал-демократов. После отказа ГД, 3 июня 1907 Вторая ГД распущена. Одновременно – Арес 16 челнов социал-демократов.
Билет 25.
ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ(3 июня 1907–1915) – система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны.
1. расцвет 3июня 1907 – сент 1911
2. 2 разложение 1911-лето-1914
3. движение в холостую ПМВ – февр рев
Государственный переворот был инициирован Советом объединенного дворянства. С согласия председателя Совета министров П.А.Столыпина, по сфабрикованному охранкой обвинению в подготовке антигосударственного переворота͵ практически вся социал-демократическая фракция Думы в ночь на 3 июня 1907 была арестована.
Одновременно в газетах появился заранее подготовленный избирательный закон, но права принимать данный закон без согласия Госдумы не было, но это было сделано без нее. Отсюда новая полит конструкция.
При введении чрезвычайного положения Основные законы переставали действовать, и в губерниях устанавливалась диктатура генерал-губернаторов, имевших право ссылки без суда на 5 лет, запрета общественных организаций, закрытия предприятий и органов печати. С июня 1907 на 75% территории европейской части России стало действовать положение о чрезвычайной охране. Исполнительная власть стала полностью подконтрольна императору, так как он сам назначал Совет министров. В руках императора осталось и все руководство внешней политикой, так что заново созываемой Думе остались лишь внутренние проблемы государства.
Государственная дума III-го созыва (1 ноября 1907 – 9 июня 1912) была избрана по новому ʼʼтретьиюньскомуʼʼ, ʼʼбесстыжемуʼʼ, по определению социал-демократов закону о представительстве, одобренному царем. По сравнению с прежней, II-ой Думой представительство было сокращено: от крестьян – в 2 раза, от рабочих – в 2 раза. В 3 раза уменьшилось число мест от Польши, Кавказа и азиатской России, Астраханской и Ставропольской губерний. При этом не имели избирательного права военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет, не говоря уже о женщинах. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в 1907 в число избирателей вошло только 13% населения страны, а число членов Думы сократилось с 524 до 442.
Новый закон обеспечил привилегии предпринимателей и банкиров, а также помещиков (50% выборщиков). В самой Думе правые либералы – октябристы получили 30%, правонационалистические группы вместе – 32%, кадеты и прогрессисты – 21%, левые (социал-демократы и трудовики) – 7%. Поскольку левые (социал-демократы и трудовики) имели всего 7% голосов, а твердое политическое большинство в Думе отсутствовало, любое голосование в парламенте зависело от самой большой фракции – октябристов, которые склонялись то к правым, то к либералам центристского и левого крыла (эту ситуацию называли ʼʼоктябристским маятникомʼʼ). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, своеобразием монархической системы того периода был синтез демократии и авторитаризма, лавирования между классами и политическим партиями в обстановке социальной напряженности постреволюционного времени.
Первые годы этой системы связаны с именем премьера Столыпина. Его курс на модернизацию страны был лавированием между двумя большинствами ради сохранения ʼʼтвердых устоевʼʼ самодержавия и ʼʼумиротворения страныʼʼ. После такого умиротворения, полагал Столыпин, Россия могла перейти к реформам, главной из которых была аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичьего землевладения, обогатив одних крестьян за счёт других. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников Столыпин планировал предоставить им экономическое и политическое равноправие с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создать мощную опору монархии. Но реформа Столыпина потерпела неудачу, да и другие законы проходили с боем, в обстановке споров между группировками и очень медленно.
Лавирование между ведущими партиями становилось все чаще невозможным для правительства, а аппарат Думы превратился в разветвленную сеть бюрократических учреждений. После того, как в 1912 в условиях подъема общественного движения Думой были приняты законы о больничных кассах и страховании рабочих, правительство, стремясь отделаться от такого парламента͵ завалило его множеством мелких законопроектов. Обсуждение важного законопроекта о бюджете на 1914, о котором велись жаркие споры в парламенте, закончилось утверждением его правительством без Думы и Государственного совета. Он был подписан царем как ʼʼпостановлениеʼʼ этих органов власти. Принятие законодательных актов без участия Думы стало после этого случая почти нормой. Важные думские законопроекты в рамках реализации Манифеста 17 октября 1905 (свобода печати, собраний, союзов и др.) увязали в комиссиях или проваливались Государственным советом.
В 1912–1914 социальная база третьеиюньской монархии быстро сокращалась.
В июне 1914 Николай II на заседании Совета министров лично поставил вопрос об изменении Положения о Государственной думе. При этом новый государственный переворот в стране оказался уже невозможен. Патриотический подъем в России в связи с началом Первой мировой войны при первых же проигранных сражениях пошел на спад. Окончательный распад третьеиюньской системы произошел в августе 1915 с возникновением в Думе единственного большинства – ʼʼПрогрессивного блокаʼʼ. В оппозиции к царизму оказались все политические течения за исключением черносотенцев. Правящие круги показывали себя неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила базовых проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой – разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения. ʼʼТретьеиюньская монархияʼʼ перестала существовать, будучи лишенной баланса сил между самодержавным правительством, Государственным советом и Государственной думой.
Билет 26. Политические партии России в 1905 — 1917 гᴦ.: программы, лидеры, деятельность.
referatwork.ru
ТОП 10: |
Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.
Билет 39. Третьеиюньский государственный переворот 1907 г.
Билет 40. Столыпин и программа модернизации России. Аграрная реформа. В самый разгар революции в начале 1906г. премьер-министром России был назначен Пётр Аркадьевич Столыпин. Главной задачей Столыпина было укрепление социальной базы существующего строя. Он замыслил, оставив в неприкосновенности помещичье землевладение, ублаготворить наиболее зажиточную часть крестьянства за счет основной массы крестьян-общинников. Не последнюю роль в планах Столыпина играли надежды на то, разрушение общины, появление хозяина-собственника благотворно скажется на хозяйственном развитии деревни, поможет ей поднять уровень производства, вырваться из рутины, характерной для общинного земледелия. Наиболее важные из этих реформ были тесно связаны между собой — аграрная реформа должна была помочь оформлению «крепких хозяев» в сильную социальную группу. Реформа местного самоуправления — предоставить им большие возможности для участия в работе земств; реформа средней и высшей школы — демократизировать систему образования в России, сделать ее более доступной для крестьянских детей. Однако вследствие постоянной оппозиции правых в царским окружении Столыпину удалось более или менее последовательно провести в жизнь лишь аграрную. Основным направлением реформы, начатой еще во времена революции, было разрушение общины. «Крепких хозяев» нацеливали на превращение своих хозяйств в изолированные друг от друга хутора. Местная администрация всеми силами форсировала процесс разрушения общины. За 1907-1914 гг. из общины выделилось 20 млн крестьян (22% всех хозяйств). Другое направление реформы, также нацеленное на укрепление слоя зажиточных крестьян, было связано с Крестьянским банком. Банк способствовал переходу части помещичьих земель в руки сельской буржуазии, но ненасильственным путем, в форме купли-продажи, причем на выгодных для помещиков условиях. Крестьянам-единоличникам банк предоставлял на льготных условиях ссуды, необходимые для такой покупки. Проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. Основная масса переселенцев отправилась в Сибирь. Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Сплошь и рядом крестьян бросали на произвол судьбы, значительная часть их попала в кабалу к местному кулачеству. Не случайно из 3 млн. переселенцев более 500 тыс. (около 16%) предпочли вернуться «на пепелище» — в родные края. Пренебрежение власти, проявленное в этом важном деле, еще больше ожесточило бедноту. Не удалось П. А. Столыпину выполнить и свою главную задачу: расширить социальную опору власти за счет зажиточных крестьян. Его реформа, несомненно, значительно усилила эту часть крестьянства. Однако, по мере того как сельская буржуазия росла и крепла, росли и крепли ее аппетиты: кулаки мечтали прибрать к рукам землю своих главных конкурентов — помещиков, и готовы были использовать с этой целью любые средства. Найти компромиссное решение этой проблемы, которое, сохранив для государственной власти поддержку помещиков, привлекло бы к ней симпатии сельской буржуазии, Столыпину не удалось. Очевидно, это вообще была неразрешимая задача. Община отвергла реформу Столыпина и переработала её. Капиталистический путь на селе оказался бесперспективным. Билет 41. |
infopedia.su
37. Первые Государственные Думы Российской империи: механизм формирования и функционирования.
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “Основными государственными законами“ 23 апреля 1906 г.
По первоначальному проекту (6.VIII. 1905) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.
17 октября 1905 г. принимается “Манифест об усовершенствовании государственного порядка“, провозгласивший: 1) дарование свободы совести, слова, собрании и союзов, 2) привлечение к выборам широких слоев населения, 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.
В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, С-Р, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.
В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.
Но уже, 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу“, которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.
Землевладельцы с полным земельным цензом (сто пятьдесят десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии.
Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, тогда как крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.
Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.
Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.
Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.
20 февраля 1906 г. вышло «Учреждение Государственной думы«, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерным обществ.
Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора.
С законодательной инициативой в Думу могли входить: министры, комиссии депутатов и Государственный совет.
Одновременно с «Учреждением» было принято новое положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императора.
Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину — члены «по высочайшему назначению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академий наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего девяносто восемь членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.
23 апреля 1906 г. были изданы «Основные государственные законы« (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл.1 была дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».
Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой» и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения, и вступить силу без одобрения императора.
Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прервалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.
Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы: об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
Весной 1906 г. Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной думы (в своем адресе царю, депутаты 1 Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключенным, отмены смертной казни и пр.). Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.
Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую прирезку земли, но неизбежное при этом разрушение культурных (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике.
В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требуя отставки правительства.
Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала семьдесят два дня.
Выборы во вторую Думу дали еще больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 г. Дума начала работу, наметились попытки ее сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что, на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).
Премьер-министр П.А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со ст. 87 Основных законов правительство провело: Закон (август 1906 г.) о военно-полевых судах (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 г., но на его основании было казнено около семисот человек), Указ (5 октября 1906 г.) об уравнении крестьян в правах с другими сословиями. Указ (9 ноября 1906 г.) о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность.
Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.
Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственный думы (по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), пошло на шаг, который был оценен как «государственный переворот». Дума была распущена, просуществовав сто два дня.
Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооруженное восстание в войсках
(3 июня 1907 г.). Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой».
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин — Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала четыреста три члена Думы, Азиатская — пятнадцать.
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31% до 50%), сократилось от крестьянской (с 42% до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили «цензовые элементы», т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из двадцати семи городов.
Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы следовало избирать от рабочих.
Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября», консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.
Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 г., предоставлявшей крестьянам право, по их желанию, закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность.
Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 г. был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении«, а 29 мая 1911 г. было издано «Положение о землеустройстве«, регулировавшее работу землеустроительных комиссий.
В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст. 87 Основных законов.
Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.
В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях«. Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.
Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 г. Закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения«, открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 г. Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское), что также усиливало русское вмешательство теперь уже в польские дела. Негативное влияние вызвало проведенное Столыпиным положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело сильную националистическую окраску.
В сентябре 1911 г. Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 г. истек срок полномочий третьей «столыпинской» Думы.
Осенью 1912 г. проходили выборы в Государственную думу четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В. Родзянко.
Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать «Министерство общественного доверия«, ответственное перед Думой.
В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилев.
В августе 1915 г. в Думе образовался «Прогрессивный блок«, в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала создания «Министерства общественного доверия», проведения ряда реформ и политической амнистии.
В январе 1916 г. председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова — Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.
25 февраля 1917 г. император издает указ о роспуске Государственной думы, ее депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы, на основе которого будет создано Временное правительство.
studfiles.net
Создание парламента в России. Деятельность I и II Государственных дум, их роспуск.
По Манифесту 17 октября 1905 г. Госдума получала законодательные полномочия. Закон о выборах в Государственную думу (11 декабря 1905 г.) вводил 4 избирательные курии: землевладельческую, городских избирателей, крестьянскую и рабочую. Выборы в думу носили многоступенчатый характер: для первой курии — двухступенчатые, для второй и четвертой — трехступенчатые, для третьей — четырехступенчатые. Если избиратель соответствовал цензовым требованиям сразу по двум куриям, ему предоставлялось два голоса. Для всех избирателей устанавливался возрастной ценз — 25 лет. Права голоса не имели женщины, военные, чины полиции и высшей губернской администрации, учащиеся, осужденные судом или находящиеся под следствием. Дума избиралась на пятилетний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска. К предметам ведения думы были отнесены рассмотрение законов и бюджета, надзор за Государственным контролем, утверждение уставов акционерных обществ и компаний, дела о постройке железных дорог за счет казны. В Основных гос. законах было сказано, что никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы, ее законодательные полномочия в действительности были ограничены. Согласно другой статье, за императором сохранялось право издавать во время прекращения работы Государственной думы указы, имеющие законодательную силу. Правда, оговаривалось, что такие указы не могут вносить изменения в Основные государственные законы. Формирование правительства и его деятельность также оставались вне контроля Государственной думы. Законопроекты принимались общим собранием думы и получали силу закона после их одобрения Государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался Государственным советом, то для его доработки создавалась согласительная комиссия, состоявшая из членов обеих палат. (24 апр. 1906 г. опубликование Основных государственных законов РИ)
Деятельность I Государственной думы (27 апреля — 8 июля 1906 г.). В целом в I Думу было избрано 448 депутатов. Кадетов и примыкавших к ним оказалось 43%, трудовиков — 23, представителей националистических групп — 14%, пятую часть депутатов представляли беспартийные.
27 апреля 1906 г. депутаты I-й Государственной думы были приняты в Зимнем дворце. С краткой приветственной речью к ним обратился император Николай II. Затем депутаты были доставлены в Таврический дворец, ставший местом их работы. I Государственная дума проработала 72 дня. Председателем I Думы был избран кадет С.А.Муромцев.
Работа Думы началась весной 1906 г. Важнейшим вопросом обсуждения был аграрный. Сначала агарный законопроект внесла партия кадетов за подписью 42-х депутатов, а затем — трудовики за подписью 104 депутатов. Согласно обоим проектам сущность агарной реформы должна была сводиться к образованию государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей (только в пользование, но не в собственность). Но эти проекты имели отличия. Кадеты предлагали создать гос. земельный фонд за счет включения в него казенных, удельных, монастырских земель. Что касается помещичьих земель, то кадеты выступали за отчуждение за рыночную цену у помещиков той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики же считали, что в земельный фонд необходимо обратить казенные, удельные, монастырские и помещичьи земли. Помещикам нужно оставить только земельные наделы, не превышавшие трудовую норму. Трудовики склонялись к отказу от всякой оплаты помещикам за отобранную у них землю. Депутаты-трудовики требовали также объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения законодательных прав Думы, установления ответственности правительства не перед царем, а перед Думой. Обсуждение аграрных проектов вылилось в критику общественного строя, вызвало новую волну рабочего и крестьянского движения. 13 мая в Думе была оглашена правительственная декларация, которая объявила недопустимым требование трудовиков об отчуждении помещичьей земли. Правительство отказалось также выполнять требования Думы о политической амнистии, а также расширить компетенцию Думы. Дума, в свою очередь, приняла решение о недоверии правительству и замене его другим. 8 июля 1906 г. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов.
Деятельность II Государственной думы (20 февраля — 3 июня 1907 г.). Выборы во II Думу проходили в начале 1907 г. на основе старого избирательного закона, поэтому ситуация во II Государственной думе в общих чертах напоминала ситуацию в I Государственной думе.
В Думу было избрано 518 депутатов, из них: 223 принадлежали к левым партиям: 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. Остальные места распределились следующим образом: 99 мест получили кадеты, 44 — октябристы. 10 — крайне правые. Председателем II Государственной думы был избран земский деятель, кадет Ф.А. Головин. Эта Дума проработала 102 дня.
II Дума начала работу в феврале 1907 г. По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным. Свой аграрный законопроект трудовики сохранили в старом виде. Кадеты теперь считали, что меньшее количество помещичьей земли должно перейти к крестьянам. Если по их проекту в I Думе за землю помещиков должно было платить государство, то по проекту во II Думе половину расходов должны были возместить крестьяне. Конфронтация между Думой и правительством продолжала сохраняться. Тогда правительство повело наступление на Думу. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы премьер-министр П.А.Столыпин выступил с заявлением, что в его распоряжении имеются документы о причастности ряда депутатов социал-демократической фракции к антиправительственному заговору. Премьер-министр потребовал от Думы лишить депутатской неприкосновенности и привлечь к следствию 65 депутатов этой фракции, а для 16 из них дать санкцию на немедленный арест. Фракция кадетов предложила срочно создать специальную думскую комиссию для выяснения этого вопроса. Не дожидаясь решения думской комиссии, в ночь на 3 июня 1907 г. власти арестовали 16 депутатов социал-демократической фракции. Они были преданы суду, признаны виновными. Часть из них была приговорена к каторжным работам, другие — к ссылке на поселение. Документы о причастности социал-демократов к антиправительственному заговору позже оказались сфабрикованной охранным отделением фальшивкой.
3 июня 1907 г. был опубликован Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении системы выборов. События 3 июня 1907 г. были названы «третьеиюньским государственным переворотом», так как был нарушен Манифест 17 октября 1905 г., согласно которому новый закон не мог последовать без одобрения Думы.
histor-ru.ru
Государственная Дума и ее история
1. ВВЕДЕНИЕ
Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная” .
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.
2. ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая “Основными государственными законами” 23 апреля 1906 года. По первоначальному проекту (6 августа 1905 года) Государственная дума предполагалась как “законосовещательное установление” , избираемое на основе цензового представительства от трёх курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.
17 октября 1905 года принимается “Манифест об усовершенствовании государственного порядка” , провозгласивший: дарование свободы совести, слова, собраний и союзов ; привлечение к выборам широких слоёв населения ; обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.
В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, С-Р, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно – прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правопорядка, Монархистов – конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила – архангела и другие.
В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.
Но уже 11 октября 1905 года, после разгрома вооружённого восстания в Москве, издаётся указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу” , которым значительно расширяется круг избирателей. Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, подённых рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выбора не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий) .
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.
Землевладельцы с полным земельным цензом, 150 десятин, непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.
Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей в волостной сход, затем – на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.
Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губернии или крупного города.
Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.
3. ПОЛНОМОЧИЯ ДУМЫ И ДЕПУТАТОВ
20 февраля 1906 года вышло “Учреждение Государственной думы” , в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.
Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.
Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован, и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены “по высочайшему назначению” , председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов) . Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.
23 апреля 1906 года были изданы “Основные государственные законы” , изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета.
Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всём её объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако, статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая 6 необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.
Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
4. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной думы. В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённым, отмены смертной казни и др. Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.
Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.
Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки “незаконности” , 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.
5. ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с 7 правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность.
Премьер – министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со статьёй 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах в августе 1906 года (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек) , Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.
Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию, и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной думы (по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству) , пошло на шаг, который был оценен как “государственный переворот” . Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с “военной организацией РСДРП” , которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что “никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой” .
6. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин – Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала 403 члена Думы, Азиатская – 15.
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до 50 %, сократилось от крестьянской с 42 % до 22 %. Городская курия была разделена на две: в первую входили “цензовые элементы” , то есть владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по 1 депутату Государственной думы от каждой курии. Кроме того, в 6 наиболее промышленных губерниях хотя бы по 1 депутату Думы следовало избирать от рабочих.
Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября” , консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.
Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении” , а 29 мая 1911 года было издано “Положение о землеустройстве” , регулировавшее работу землеустроительных комиссий.
В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались “больничные кассы” , взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем 9 Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.
В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект “О преобразовании суда в сельских местностях” . Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.
Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 года закон “О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения” , открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское) , что так же усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное влияние вызвало проведённое Столыпиным положение о введение земств в западных губерниях, которое так же имело сильную национальную окраску.
В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения) . Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей “столыпинской” Думы. Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную думу четвёртого созыва. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 года звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер – министров. В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв.
В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти её депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии.
В январе 1916 года председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова – Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.
25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске Государственной думы, её депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы, на основе которого будет впоследствии создано Временное правительство.
studyport.ru