Тип данных Real.
Тип REAL (вещественный). Число типа REAL занимает три слова (шесть байтов). При работе с вещественными числами нужно помнить, что на любом отрезке вещественной оси существует бесчисленное множество чисел. Поскольку для кодирования вещественного числа отведено всего шесть байтов памяти, то расчеты выполняются всегда с конечной точностью, которая зависит от формата числа.
Вещественное число записывается и хранится в памяти компьютера в виде X=m*Bn, где m – мантисса, В – основание представления числа с плавающей точкой, n – порядок (целое число). Имеют место ограничения –M1<m<+М2; -E1<n<+Е2. В этих выражениях B, Е и М — константы, характеризующие представление числа. В таблице 3 приведены значения этих констант для вещественных типов данных, используемых в Pascal.
Так, для типа REAL основание В равно 10. Размер мантиссы 11—12 десятичных чисел. Диапазон десятичного порядка равен [-39, +38]. Таким образом, на отрезке оси вещественных чисел в заданном диапазоне можно закодировать только конечное число значений, а поскольку на оси таких чисел бессчетное множество, то выбирается интервал, «дискрет», на который этот диапазон (отрезок) делится. Число таких интервалов конечно. Каждый дискрет ставится в соответствие значению вещественного числа. Конечное множество определенных таким образом представителей вещественных чисел называется континуумом. Результаты вычислений округляются до чисел этого множества, поэтому необходимо говорить о точности вычислений. Округление результата происходит до ближайшего вещественного числа большего данного по модулю. Следует также отметить, что эти интервалы не являются равными. В соответствии с полулогарифмическим способом своего представления интервалы «растягиваются» с увеличением порядка. Наибольшая точность расчетов достигается в центральной части диапазона изменения вещественного числа X (например, в районе 1.0Е+00 погрешность вычислений 0,00000000001), и наименьшая — на его краях (например, в окрестностях числа 1.0Е+38 погрешность вычисления равна 1000000000000000000000000000).
Над вещественными числами определены операции сложения (+), вычитания (-), умножения (*) и деления (/). Операция возведения в степень не предусмотрена.
Использование типа REAL у начинающего программиста часто вызывает ряд ошибок, приводящих к искажению результата по следующим причинам:
- ошибки ввода — недостаточная точность исходных данных при сборе, подготовке и их вводе в ЭВМ;
- ошибки представления обуславливаются ограниченной точностью внутреннего представления данных в конкретной ЭВМ, используемой для расчетов;
- ошибки вычислений возникают за счет несовершенства математических методов, выбранных для решения задачи. Необходимо оценивать погрешность и держать ее в заданных пределах.
Предыдущая статья: Тип данных Integer.
Оглавление: Лекции по Pascal.
Следующая статья: Тип данных Boolean.
mojainformatika.ru
Вещественные типы
В языке Паскаль существует несколько типов для представления действительный чисел. Однако чаще всего для их представления используется тип Real.
Таблица. Вещественные типы в Pascal
Тип | Диапазон | Число цифр | Память, байт |
---|---|---|---|
Real | 2.9e-39 … 1.7e38 | 11-12 | 6 |
Single | 1.5e-45 … 3.4e38 | 7-8 | 4 |
Double | 5.0e-324 …1.7e308 | 15-16 | 8 |
Extended | 3.4e-4932 … 1.1e493 | 19-20 | 10 |
Comp | -9.2e63 … (9.2e63)-1 | 19-20 | 8 |
Число цифр определяет точность, с которой будет храниться вещественное число. Например, для Real разрядность мантиссы может составлять не более восьми десятичных знаков. Тип Comp содержит только целые значения, которые представляются в вычислениях как вещественные.
Над действительными числами выполнимы операции сложения (+), вычитания (-), умножения (*) и деления (/). Результатом этих операций является также действительное число. Даже если хотя бы один из операндов вещественный, то результат этих операций также будет вещественным.
Операция деления (/) дает вещественный результат и в случае двух целых операндов. Например, 6 / 2 = 3.0.
Для действительных чисел допустимы такие же операции отношения (сравнения), что и для целых чисел.
Стандартная функция abs(x) – модуль x – от целого аргумента дает целый результат, а от вещественного – вещественный, как и sqr(x) – квадрат x.
Функции
sin(x) – синус x (x в радианах),
cos(x) – косинус x (x в радианах),
ln(x) – натуральный логарифм x,
exp(x) – экспонента x,
sqrt(x) – корень квадратный из x,
arctan(x) – арктангенс x
дают вещественный результат, как для вещественного, так и для целого аргумента.
Функция int возвращает в виде действительного значения целую часть аргумента, frac возвращает дробную часть аргумента.
Функции trunc и round возвращают результат целого типа. Первая отсекает дробную часть от аргумента, а вторая выполняет округление до ближайшего целого.
Функция random без аргументов возвращает равномерно распределенное случайное число от 0 до 1.
Не имеющая аргументов функция pi возвращает число Пифагора.
Нельзя использовать переменные и константы вещественного типа:
- в функциях pred, succ, ord;
- в качестве индексов массивов;
- в операторах передачи управления в качестве меток.
pas1.ru
Pascal. Простые типы данных — Pascal
При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип.
Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).
Стандартные типы
Турбо-Паскаль имеет четыре встроенных стандартных типа: integer (целое), real (вещественное), boolean (логический) и char (символьный).
Целочисленный тип (integer)
Встроенные целочисленные типы.
Тип |
Диапазон |
Формат |
shortint |
-128 ..+127 |
8 битов со знаком |
integer |
-32768 .. 32767 |
16 битов со знаком |
longint |
-2147483648 +2147483647 |
32 бита со знаком |
byte |
0 .. 255 |
8 битов без знака |
word |
0 .. 65535 |
16 битов без знака |
Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:
- Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
- В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
- Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.
Операции совершаемые над целыми числами:
“+” — сложение
“-“ — вычитание
“*” — умножение
SQR — возведение в квадрат
DIV — после деления отбрасывает дробную часть
MOD — получение целого остатка после деления
ABS — модуль числа
RANDOM(X)-получение случайного числа от 0 до Х
Пример:
а:=100; b:=60; a DIV b результат - 1 а MOD b результат - 40
Описываются переменные целого типа следующим образом:
var список переменных: тип;
Например: var а,р,n:integer;
Вещественный тип(real)
К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения — m, b и e — таким образом, что m*bе, где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.
Имеется пять видов вещественных типов: real, singlе, duble, exnende, comp. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений
Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов
Тип |
Диапазон |
Цифры |
Real Single Duble Extende comp |
2.9×10Е-39 до 1.7×10Е 38 1.5×10Е-45 до 3.4×10Е 38 5.0×10Е-324 до 1.7×10Е 308 3.4×10Е-493 до 1.1×10Е 403 -2Е 63 до 2Е 63 |
от 11 до 12 от 7 до 8 от 15 до 16 от 19 до 20 от 19 до 20 |
Операции совершаемые над вещественными числами:
- Все операции допустимые для целых чисел.
- SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
- SIN(X), COS(X), ARCTAN(X).
- LN(X)-натуральный логарифм.
- EXP(X)-экспонента Х (ех).
- EXP(X*LN(A))-возведение в степень (Ах).
- Функции преобразования типов:
- TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть;
- ROUND(X)-округление.
- Некоторые правила арифметических операций:
- Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
- Все составные части выражения записываются в одну строку.
- Используются только круглые скобки.
- Нельзя подряд ставить два арифметических знака.
Описываются переменные вещественного типа следующим образом:
var список переменных: тип;
Например:
var d,g,k:real;
Символьный тип(char)
K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:’’’’.
Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.
К символьным данным применимы знаки сравнения:
> , < , >=, <=, <> .
Например: ‘A’ < ‘W’
Функции, которые применимы к символьным переменным:
- ORD(X) — определяет порядковый номер символа Х.
Пример:
ord(‘a’)=97;
- CHR(X) — определяет символ по номеру.
Пример:
chr(97)=’a’;
- PRED(X) — выдает символ, стоящий перед символом Х.
Пример:
pred(‘B’)=’A’;
- SUCC(X) — выдает символ, следующий после символа Х.
Пример:
succ(‘A’)=’B’;
Перечислимый тип
Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:
Type <имя типа>=(список констант); Var <имя переменной>:<имя типа>;
где <список констант> — это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.
Например:
type направление=(север, юг, запад, восток); месяц=(июнь,июль,август,январь); емкость=(ведро,бочка,канистра,бак); var поворот:направление; отъезд:месяц; объем:емкость;
или так:
var поворот:(свер, юг, запад, восток); отъезд:(июнь, июль, август, январь); объем:(ведро, бочка, канистра, бак);
Можно выполнить такие операторы присваивания:
поворот:=юг; отъезд:=август; объем:=бак;
но нельзя выполнять смешанные присваивания:
отъезд:=юг; объем:=август;
К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:
1. ORD — порядковый номер
2. PRED — предшествующий элемент
3. SUCC — последующий элемент.
Пример:
PRED(бочка)=ведро; SUCC(юг)=запад; ORD(июль)=1;
Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения: север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.
Ограниченный тип
Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.
Описывается так:
TYPE <имя типа>=константа1..константа2
При этом должны выполняться следующие правила:
- Обе ограниченные константы должны быть одного типа.
- В качестве базового типа можно использовать любой простой тип, кроме действительного(real).
- Начальные значение при определении ограниченного типа не должно быть больше конечного значения.
Пример:
type index=0..63; letter=’a’..’z’; var char1,char2:letter; a,g:index;
Можно описывать сразу в разделе описания переменных:
var a,g:0..63; char1,char2:’a’..’z’.
itteach.ru
Вещественные числа в Паскале
Вот ошибочная программа:
VAR a,b,y : Integer; BEGIN a:=10; b:=6; y:= a / b; WriteLn (y) END.
Паскаль откажется выполнять эту программу, так как знает, что при делении целого на целое результат может получиться дробный, а это значит, что в ячейку y придется записывать дробное число. Но описание VAR a,b,y : Integer запрещает это делать. Вот вам еще один пример придирчивости Паскаля. Если бы мы даже вместоb:=6написалиb:=2, все равно Паскаль отказался бы делить.
Что же делать? Конечно же, Паскаль предлагает простой выход. Программист имеет право любую переменную описать не как целую (Integer), а как вещественную (Real). В этом случае переменная имеет право принимать любые целые и дробные значения. Вот правильная программа:
VARa,b :Integer;
y :Real;
BEGIN
a:=10; b:=6;
y:=a / b;
WriteLn (y)
END.
По-английски Realчитается » ‘риэл», переводится «вещественный». Под переменную типа Real Паскаль отводит в памяти ячейку размером в 6 байтов.
Что мы увидим на экране в результате выполния оператора WriteLn (y)? Если вы думаете, что 1.666666 , то ошибаетесь. Переменные, описанные как Real, Паскаль выводит на экран в так называемом экспоненциальном формате (виде), с первого взгляда непонятном. Более подробно об этом и других форматах мы поговорим в 3.5, а пока, чтобы заставить Паскаль выводить вещественные числа в обычном, понятном виде, допишем кое-что в оператор вывода —WriteLn (y :8:3). Это значит, что мы хотим численное значение переменнойyтипа Real видеть на экране в привычном виде с 3 знаками после десятичной точки, а всё изображение числа не должно занимать больше 8 символов, включая целую часть, дробную часть, знак и десятичную точку. Этот оператор напечатает на экране 1.667. Здесь напечатано действительно 8 символов (три пробела, предшествующие единице, видны вам, как пустое место). Вместо 8 и 3 в операторе программист может писать любые имеющие смысл числа.
Поэкспериментируйте: (y :38:3), (y :20:10), (‘Результат равен’, y :8:3).
Три совета
Дорогой читатель! Если у вас под рукой есть компьютер, то вот вам три моих совета, по своей силе приближающихся к непререкаемым приказам:
1. Программы, которые вы видите в книге, вводите в компьютер и выполняйте их, даже если они кажутся вам почти понятными. В ряде случаев вы получите неожиданные результаты, из чего сделаете вывод, что программы эти вы поняли не до конца.
2. В каждой из этих программ экспериментируйте, то есть разными способами изменяйте в них то, что я как раз в этот момент объясняю. Например, если я объясняю оператор fori:=1to5, пробуйте fori:=1to10.
3. Выполняйте и сверяйте с ответом все задания. Это, конечно, главный совет из трех. Учтите, что сверенная с ответом правильно работающая программа – ваша победа, сверенная с ответом неправильно работающая программа – временное поражение, отказ от сверки — разгром.
Если вы пожалеете времени и пренебрежете этими советами, то через несколько страниц можете обнаружить трудности в понимании материала и вскоре не сможете правильно составить большинство программ.
Порядок составления простой программы
Задача:
Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем .
Порядок составления программы:
1. Программист сам должен знать решение задачи.Ведь программа — это инструкция по ее решению. Нельзя давать инструкцию, не зная, как решать.
В нашем случае программист должен знать формулы для вычисления площади основания коробки и ее объема : площадь = ширина х толщина , объем = площадь х высота .
2. Нужно придумать имена переменным.Имя переменной должно говорить о ее смысле. Если смыслом является ширина коробки, то не ленитесь и не называйте ееа, потому что через полгода, разбираясь в своей полузабытой программе, вы будете долго тереть лоб и думать – Что, черт возьми, я обозначил череза? Называйте ееshirina (если вы не знаете английского) или, к примеру,width(если знаете). Так делают все профессиональные программисты (а они, как известно, терпеть не могут трудиться зря, значит, зачем-то это им нужно).
Удовлетворимся такими именами:
shirina — ширина tol — толщина visota — высота pl — площадь V — объем
3. Нужно определить, какого типа будут переменные.Поскольку ширина и толщина — целые, то и площадь будет целой. Высота и, следовательно, объем — вещественные. Первые две строки программы будут такими:
VAR shirina,tol,pl : Integer;
visota,V : Real;
4. Перед вычислениями нужно задать исходные данные решения задачи. Вот следующие две строки программы:
BEGIN
shirina:=8; tol:=5; visota:=12.41;
studfiles.net
Вещественные числа в Паскале
Вот ошибочная программа:
VAR a,b,y : Integer; BEGIN a:=10; b:=6; y:= a / b; WriteLn (y) END.
Паскаль откажется выполнять эту программу, так как знает, что при делении целого на целое результат может получиться дробный, а это значит, что в ячейку y придется записывать дробное число. Но описание VAR a,b,y : Integer запрещает это делать. Вот вам еще один пример придирчивости Паскаля. Если бы мы даже вместоb:=6написалиb:=2, все равно Паскаль отказался бы делить.
Что же делать? Конечно же, Паскаль предлагает простой выход. Программист имеет право любую переменную описать не как целую (Integer), а как вещественную (Real). В этом случае переменная имеет право принимать любые целые и дробные значения. Вот правильная программа:
VARa,b :Integer;
y :Real;
BEGIN
a:=10; b:=6;
y:=a / b;
WriteLn (y)
END.
По-английски Realчитается » ‘риэл», переводится «вещественный». Под переменную типа Real Паскаль отводит в памяти ячейку размером в 6 байтов.
Что мы увидим на экране в результате выполния оператора WriteLn (y)? Если вы думаете, что 1.666666 , то ошибаетесь. Переменные, описанные как Real, Паскаль выводит на экран в так называемом экспоненциальном формате (виде), с первого взгляда непонятном. Более подробно об этом и других форматах мы поговорим в 3.5, а пока, чтобы заставить Паскаль выводить вещественные числа в обычном, понятном виде, допишем кое-что в оператор вывода —WriteLn (y :8:3). Это значит, что мы хотим численное значение переменнойyтипа Real видеть на экране в привычном виде с 3 знаками после десятичной точки, а всё изображение числа не должно занимать больше 8 символов, включая целую часть, дробную часть, знак и десятичную точку. Этот оператор напечатает на экране 1.667. Здесь напечатано действительно 8 символов (три пробела, предшествующие единице, видны вам, как пустое место). Вместо 8 и 3 в операторе программист может писать любые имеющие смысл числа.
Поэкспериментируйте: (y :38:3), (y :20:10), (‘Результат равен’, y :8:3).
Три совета
Дорогой читатель! Если у вас под рукой есть компьютер, то вот вам три моих совета, по своей силе приближающихся к непререкаемым приказам:
1. Программы, которые вы видите в книге, вводите в компьютер и выполняйте их, даже если они кажутся вам почти понятными. В ряде случаев вы получите неожиданные результаты, из чего сделаете вывод, что программы эти вы поняли не до конца.
2. В каждой из этих программ экспериментируйте, то есть разными способами изменяйте в них то, что я как раз в этот момент объясняю. Например, если я объясняю оператор fori:=1to5, пробуйте fori:=1to10.
3. Выполняйте и сверяйте с ответом все задания. Это, конечно, главный совет из трех. Учтите, что сверенная с ответом правильно работающая программа – ваша победа, сверенная с ответом неправильно работающая программа – временное поражение, отказ от сверки — разгром.
Если вы пожалеете времени и пренебрежете этими советами, то через несколько страниц можете обнаружить трудности в понимании материала и вскоре не сможете правильно составить большинство программ.
Порядок составления простой программы
Задача:
Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем .
Порядок составления программы:
1. Программист сам должен знать решение задачи.Ведь программа — это инструкция по ее решению. Нельзя давать инструкцию, не зная, как решать.
В нашем случае программист должен знать формулы для вычисления площади основания коробки и ее объема : площадь = ширина х толщина , объем = площадь х высота .
2. Нужно придумать имена переменным.Имя переменной должно говорить о ее смысле. Если смыслом является ширина коробки, то не ленитесь и не называйте ееа, потому что через полгода, разбираясь в своей полузабытой программе, вы будете долго тереть лоб и думать – Что, черт возьми, я обозначил череза? Называйте ееshirina (если вы не знаете английского) или, к примеру,width(если знаете). Так делают все профессиональные программисты (а они, как известно, терпеть не могут трудиться зря, значит, зачем-то это им нужно).
Удовлетворимся такими именами:
shirina — ширина tol — толщина visota — высота pl — площадь V — объем
3. Нужно определить, какого типа будут переменные.Поскольку ширина и толщина — целые, то и площадь будет целой. Высота и, следовательно, объем — вещественные. Первые две строки программы будут такими:
VAR shirina,tol,pl : Integer;
visota,V : Real;
4. Перед вычислениями нужно задать исходные данные решения задачи. Вот следующие две строки программы:
BEGIN
shirina:=8; tol:=5; visota:=12.41;
studfiles.net
Вещественные числа в Паскале
Вот ошибочная программа:
VAR a,b,y : Integer; BEGIN a:=10; b:=6; y:= a / b; WriteLn (y) END.
Паскаль откажется выполнять эту программу, так как знает, что при делении целого на целое результат может получиться дробный, а это значит, что в ячейку y придется записывать дробное число. Но описание VAR a,b,y : Integer запрещает это делать. Вот вам еще один пример придирчивости Паскаля. Если бы мы даже вместоb:=6написалиb:=2, все равно Паскаль отказался бы делить.
Что же делать? Конечно же, Паскаль предлагает простой выход. Программист имеет право любую переменную описать не как целую (Integer), а как вещественную (Real). В этом случае переменная имеет право принимать любые целые и дробные значения. Вот правильная программа:
VARa,b :Integer;
y :Real;
BEGIN
a:=10; b:=6;
y:=a / b;
WriteLn (y)
END.
По-английски Realчитается » ‘риэл», переводится «вещественный». Под переменную типа Real Паскаль отводит в памяти ячейку размером в 6 байтов.
Что мы увидим на экране в результате выполния оператора WriteLn (y)? Если вы думаете, что 1.666666 , то ошибаетесь. Переменные, описанные как Real, Паскаль выводит на экран в так называемом экспоненциальном формате (виде), с первого взгляда непонятном. Более подробно об этом и других форматах мы поговорим в 3.5, а пока, чтобы заставить Паскаль выводить вещественные числа в обычном, понятном виде, допишем кое-что в оператор вывода —WriteLn (y :8:3). Это значит, что мы хотим численное значение переменнойyтипа Real видеть на экране в привычном виде с 3 знаками после десятичной точки, а всё изображение числа не должно занимать больше 8 символов, включая целую часть, дробную часть, знак и десятичную точку. Этот оператор напечатает на экране 1.667. Здесь напечатано действительно 8 символов (три пробела, предшествующие единице, видны вам, как пустое место). Вместо 8 и 3 в операторе программист может писать любые имеющие смысл числа.
Поэкспериментируйте: (y :38:3), (y :20:10), (‘Результат равен’, y :8:3).
Три совета
Дорогой читатель! Если у вас под рукой есть компьютер, то вот вам три моих совета, по своей силе приближающихся к непререкаемым приказам:
1. Программы, которые вы видите в книге, вводите в компьютер и выполняйте их, даже если они кажутся вам почти понятными. В ряде случаев вы получите неожиданные результаты, из чего сделаете вывод, что программы эти вы поняли не до конца.
2. В каждой из этих программ экспериментируйте, то есть разными способами изменяйте в них то, что я как раз в этот момент объясняю. Например, если я объясняю оператор fori:=1to5, пробуйте fori:=1to10.
3. Выполняйте и сверяйте с ответом все задания. Это, конечно, главный совет из трех. Учтите, что сверенная с ответом правильно работающая программа – ваша победа, сверенная с ответом неправильно работающая программа – временное поражение, отказ от сверки — разгром.
Если вы пожалеете времени и пренебрежете этими советами, то через несколько страниц можете обнаружить трудности в понимании материала и вскоре не сможете правильно составить большинство программ.
Порядок составления простой программы
Задача:
Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем .
Порядок составления программы:
1. Программист сам должен знать решение задачи.Ведь программа — это инструкция по ее решению. Нельзя давать инструкцию, не зная, как решать.
В нашем случае программист должен знать формулы для вычисления площади основания коробки и ее объема : площадь = ширина х толщина , объем = площадь х высота .
2. Нужно придумать имена переменным.Имя переменной должно говорить о ее смысле. Если смыслом является ширина коробки, то не ленитесь и не называйте ееа, потому что через полгода, разбираясь в своей полузабытой программе, вы будете долго тереть лоб и думать – Что, черт возьми, я обозначил череза? Называйте ееshirina (если вы не знаете английского) или, к примеру,width(если знаете). Так делают все профессиональные программисты (а они, как известно, терпеть не могут трудиться зря, значит, зачем-то это им нужно).
Удовлетворимся такими именами:
shirina — ширина tol — толщина visota — высота pl — площадь V — объем
3. Нужно определить, какого типа будут переменные.Поскольку ширина и толщина — целые, то и площадь будет целой. Высота и, следовательно, объем — вещественные. Первые две строки программы будут такими:
VAR shirina,tol,pl : Integer;
visota,V : Real;
4. Перед вычислениями нужно задать исходные данные решения задачи. Вот следующие две строки программы:
BEGIN
shirina:=8; tol:=5; visota:=12.41;
studfiles.net