Топ-10 лучших профессий в сфере психологии
Автор Татьяна в . Опубликовано Карьера в области психологии Последнее обновление: 23/02/2015
Итак, Вы решили специализироваться в психологии. Чем именно Вы планируете заниматься после окончания учебы? Из-за экономического спада конкуренция резко возросла. Для того чтобы занять сильную позицию на современном рынке труда, Вы должны тщательно рассмотреть имеющиеся у Вас возможности и выбрать сферу, которая пользуется наибольшим спросом.
По статистике, спрос на психологов растёт быстрее, чем не специалистов других отраслей. Ниже приводятся лишь некоторые из перспективных направлений работы.
1. Консультант по профессиональной ориентации
Средняя зарплата в США: $46,000
Благодаря меняющимся условиям на рынке труда, многие люди ищут новую работу — в своей сфере или совершенно другой. Консультанты по профориентации помогают людям принимать решения в отношении будущей карьера, используя разные инструменты.
Часто они начинают с изучения интересов клиента, его образования, профессиональных навыков и личностных качеств — для того чтобы определить наилучшее соответствие. Они также помогают клиентам развивать навыки, полезные для трудоустройства — инсценируют интервью, подсказывают, как грамотно составить резюме, и на что обращать внимание при поиске вакансий. Кроме того, они помогают клиентам преодолеть стресс, связанный с потерей работы.
2. Школьный психолог
Средняя заработная плата в США: $59,440
Школьные психологи работают в учебных заведениях, помогая детям справляться с эмоциональными проблемами, трудностями с учёбой и социализацией. Благодаря повышенному интересу к психическому здоровью детей и разработке федерального законодательства в области образования, профессия школьного психолога быстро стала одной из наиболее популярных. Спрос на квалифицированных школьных психологов превышает количество кандидатов — это означает, что возможности трудоустройства высоки.
3. Консультант
Средняя зарплата в США: $47,530
Консультанты помогают людям справляться с широким спектром проблем — в том числе с проблемами в браке, семейных отношениях, с эмоциональными, образовательными трудностями и даже зависимостью. Почти половина всех консультантов работает в учреждениях медицинской помощи или социального обеспечения, ещё 11% заняты в учреждениях государственных и местных органов власти. Требования к уровню образования кандидатов постоянно меняются, однако почти все штаты требуют, по крайней мере, магистерской степени в области психологии у желающего стать лицензированным консультантом. Чаще всего вакансии консультанта открыты в школах, колледжах и университетах, больницах, психиатрических клиниках и частных фирмах.
4. Специалист по генетическому консультированию
Средняя заработная плата в США: $71,100
Специалисты по генетическому консультированию помогают собирать сведения и выявлять генетические нарушения в парах и семьях. Эти специалисты обладают, как минимум, магистерской степенью в области генетики и дополнительное образование в области психологии, социальной работы, биологии, ухода за больными и общественного здоровья.
Часто консультанты работают вместе с командой специалистов-медиков, предлагая поддержку, руководство и помощь семьям, члены семьи которых страдают от генетического заболевания или рискуют передать наследственное заболевание своему потомству.
5. Судебный психолог
Средняя зарплата в США: $59,440
Судебные психологи применяют психологию в области уголовного права. Эта профессия быстро стала одной из самых востребованных благодаря многочисленным упоминаниям в популярных фильмах, телевизионных программах и книгах.
Деятельность судебного психолога на самом деле лишена того очарования, которое ей приписывается в современной культуре и средствах массовой информации, однако судебная психология — всё-таки очень интересный вариант профессии с большим потенциалом карьерного роста. Судебные психологи часто работают с другими специалистами, помогают выносить решение об опеке над детьми, рассматривают страховые претензии помогают расследовать преступления.
6. Инженерный психолог
Средняя зарплата в США: $79,818
Инженерные психологи используют психологию, изучая то, как люди взаимодействуют с машинами и техникой. Эти специалисты используют понимание человеческого сознания и поведения, помогая проектировать механизмы, потребительские товары, определять параметры работы и условия жизни. Инженерный психолог может работать в команде с другими специалистами, чтобы прорабатывать конечный продукт, сделать его более эффективным и простым в использовании. Те, кто работает в академической среде, получают самое небольшое вознаграждение в рамках профессии, в то время как те, кто занят в частном секторе, сообщают о более высоких зарплатах.
7. Клинический психолог
Средняя зарплата в США: $81,100
Клиническая психология представляет собой крупнейшую сферу для трудоустройства в рамках психологии, для квалифицированного специалиста всегда найдется подходящее место. Для того чтобы стать клиническим психологом, Вы должны получить докторскую степень в области клинической психологии и стажироваться в течение, как минимум, одного года. Большинство выпускников в области клинической психологии достаточно конкурентоспособны.
8. Спортивный психолог
Средняя зарплата в США: $45,000 — 80,000
Спортивные психологи сосредоточивают своё внимание на психологических аспектах спорта, работая, например, с мотивацией, производительность и травмами. Две ключевых темы в рамках спортивной психологии включают в себя содействие улучшению спортивных результатов или стабилизации психического и физического здоровья с помощью спорта. Спортивные психологи работают в самых различных условиях, в том числе в университетах, больницах, спортивных центрах, научно-исследовательских учреждениях, открывают частную практику и занимаются консультированием в частном порядке.
9. Промышленно-организационный психолог
Средняя зарплата в США: $97,820
Промышленно-организационные психологи исследуют поведение человека на рабочем месте, часто используют психологические принципы для того, чтобы увеличить производительность труда и помогать руководителям подбирать сотрудников, которые лучше всего подходят для конкретных заданий. Есть несколько различных областях в промышленно-организационной психологии. Например, некоторые психологи посвящают своё рабочее время тренировке и оценке сотрудников, другие — оценке кандидатов на работу. Для магистров возможности трудоустройства в этой сфере, конечно, есть, но именно обладатели докторской степени наиболее востребованы в промышленно-организационной психологии и получают более высокую плату за свой труд.
10. Коррекционный педагог
Средняя зарплата в США: $47,650
Коррекционная педагогика хоть и выходит немного за рамки традиционных представлений о психологии, предлагает больше возможностей для тех, кто любит помогать детям. Коррекционные педагоги работают со студентами, обладающими ограниченными возможностями разного плана. Для того чтобы попасть в сферу специального образования, необходимо иметь, как минимум, степень бакалавра и дополнительно пройти учебную программу. Из-за повышенного количества учащихся в специальных образовательных учреждениях и нехватки квалифицированных преподавателей спрос на специалистов этого профиля по-прежнему остаётся высоким и будет только расти.
Пища для размышлений
Вы чувствуете, что нашли работу своей мечты? Или разочарованы тем, что уже выбранная Вами профессия отсутствует в этом списке? В любом случае, просто помните, что ни один список «крутых профессий» никогда не сможет вместить все варианты, имеющиеся в сфере психологии. Важно выбрать профессию, которая будет служить Вашим интересам и долгосрочным целям в жизни.
Теги: Карьера, образование, работа
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
aboutyourself.ru
Профессии, связанные с психологией: перечень, описание, квалификация
Психология — наука, изучающая психические процессы и особенности работы мышления людей. Как правило, психологами становятся те, кому нравится исследовать человеческую психику с помощью различных методик, а также быть полезным в обществе. Применять данные знания можно практически в любой сфере деятельности. На сегодняшний день это направление является актуальным и востребованным. В рамках данной статьи предлагаем рассмотреть варианты профессий, связанных с психологией.
Где может работать психолог?
На сегодняшний день работодатели как государственных, так и частных учреждений заинтересованы в высококвалифицированных специалистах в области психологии. В данном видео рассказывается о том, какие профессии связаны с психологией.
Стоит заметить, что данная профессия многогранна, а прикладных сфер для ее применения огромное количество. Представляем вашему вниманию список профессий, связанных с психологией.
Медицинский психолог
Дипломированные психологи имеют возможность реализовать себя в сфере здравоохранения. Функции этой специальности в данной системе достаточно широки и значимы. Работа психолога в медицинских учреждениях заключается в проведении оценки поведения больных с помощью личностных тестов и других методик. Специалисты данного направления помогают пациентам пережить постановку тяжелого диагноза, сформировать оптимистический взгляд на окружающий мир и укрепить веру в себя и свои возможности.
Клинический психолог
В отличие от медицинского психолога, клинический взаимодействует не только с больными пациентами, но и c полностью здоровыми личностями. Такие специалисты входят в состав врачебной комиссии и помогают определить состояние человека перед назначением ему инвалидности по различным основаниям.
Клинические психологии являются востребованными специалистами в сфере здравоохранения. Но путь становления такого рода психолога нельзя назвать легким. Чтобы работать по данной специальности, необходимо иметь докторскую степень в области клинической психологии и пройти стажировку продолжительностью не менее года.
Консультант службы доверия
Консультант службы доверия должен владеть основами психологии, так как его прямой обязанностью является оказание экстренной психологической помощи по телефону различным лицам, которые находятся в кризисной ситуации. Поэтому очень важно быть подкованным и выдавать нужную информации во время разговора, так как в их руках, возможно, находится чья-то жизнь.
Педагог-психолог дошкольных и школьных учреждений
На данный момент спрос на квалифицированных специалистов в этой области превышает количество кандидатов — это говорит о том, что возможности трудоустройства высоки.
Работа психологов заключается в:
- сохранении и укреплении психологического здоровья детей;
- создании благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития;
- реализации индивидуальных психокоррекционных методик;
- выявлении и устранении эмоциональных и психических проблем у детей;
- диагностическом обследовании эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений;
- проведении консультационных работ с родителями и педагогами.
Коррекционный педагог
Коррекционная педагогика направлена на работу со школьниками и студентами с ограниченными возможностями. Для того чтобы стать специалистом данного профиля, нужно обладать психологическим образованием как минимум степенью бакалавра. Помимо этого, предусмотрено прохождение специальной учебной программы. В связи с тем, что количество подопечных в подобных учреждениях только увеличивается, растет также и спрос на данных преподавателей.
Социальный педагог
Работа специалиста в данной сфере заключается в следующем:
- Оказание необходимой психологической помощи.
- Разработка программ, направленных на адаптацию детей к окружающим условиям.
- Выявление и анализ проблем у подопечных.
- Проведение обучающих мероприятий.
- Консультирование педагогов, детей и их родителей.
Бизнес-тренер
Компетентный бизнес-тренер должен обладать психологическими знаниями, так как ему необходимо подготавливать методическую основу и уметь подобрать правильные слова для каждого человека. В его обязанность входит управление группами, а также работа с каждым сотрудником в отдельности. Качество работы бизнес-тренера напрямую влияет на последующую работу его коллег.
Промышленно-организационный психолог
Такой вид психологов изучает поведение человека на рабочем месте и участвует в выборе сотрудников, которые, по их мнению, подходят для выполнения определенных заданий. Как правило, чтобы работать в данной сфере, необходимо быть обладателем степени доктора психологических наук. Бывают случаи, когда и магистры трудоустраиваются на данную должность, но, как правило, их труд ценится немного ниже.
Консультант по профессиональной ориентации
В связи с постоянным развитием и меняющимися условиям на рынке труда многие люди находятся в поиске работы или даже новой профессии. С помощью разных инструментов и методик консультант по профориентации помогает подобрать подходящую специальность и принять правильное решение в отношении будущей карьеры.
Необходимо обладать психологическими знаниями, чтобы изучить и проанализировать интересы, личностные качества и навыки клиента.
Ко всему прочему специалисты этой сферы помогают людям преодолеть стресс, который связан с потерей работы, а также помочь развить необходимые навыки для трудоустройства.
Менеджер по персоналу
Люди с психологическим образованием здесь являются более востребованными, так как в этой сфере важно грамотно подходить к выбору новых сотрудников в компанию. Знание психологии находится в ряду приоритетных для менеджера. Для руководства важно, чтобы специалист умел разрешать конфликты и разбирался в психологии человека.
Специалист по генетическому консультированию
Более редким является генетическое консультирование. Данная профессия предусматривает как минимум магистерскую степень в области генетики и второе высшее образование в сфере социальной работы или психологии.
Юридический психолог
При выборе юридической профессии, связанной с психологией, необходимо обладать знаниями из обеих областей. Юридическая психология тесно связана с судебной, следственной и исправительной сферой деятельности. Психология и юриспруденция — две самостоятельные науки, но тем не менее они переплетаются между собой.
Дело в том, что участие в любом процессе требует от юриста грамотного анализа ситуации и глубокого понимания психологии личности. Но только профессиональные знания психологии предлагают эффективные способы решения проблем.
Арт-терапевт
Ярким примером профессии, связанной с психологией и творчеством, является арт-терапия. Творчество помогает без стеснения выразить свое внутреннее «Я», поэтому в психодиагностике так популярно данное направление.
Основу арт-терапии преподают на специализированных курсах, что в последующем дает вам право работать в этой специальности. Но согласно мнению психологов приступать к такой работе следует тем, у кого имеется высшее психологическое образование, в противном случае курсы без специализации могут стать неэффективными.
В арт-терапии существует множество направлений: скульптура, музыка, живопись, танец, рукоделие, сочинение сказок и многое другое.
Арт-терапевт избавляет клиента от душевного дискомфорта, помогает предотвратить стресс и эмоциональное выгорание.
Профессии, связанные с психологией и философией
Психология и философия — две науки, находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом. Они охватывают все сферы жизни человека. Это смежные науки, которые изучают различные социальные явления, человека и общество в целом.
Профессии, связанные с данными науками, имеют гуманитарные направления, такие как политолог, преподаватель, журналист, культуролог, рецензент, независимый эксперт в СМИ и другое.
В заключение
Подытоживая, можно сделать вывод о том, что профессии, связанные с психологией человека, на сегодняшний день являются востребованными и довольно разнообразными. По статистике, спрос на психологов стремительно растет. Но стоит учесть, что требования к уровню образования кандидатов часто варьируются. Как правило, почти всегда требуются специалисты как минимум с магистерской степенью в области психологии.
fb.ru
Профессии, связанные с психологией | Про профессии.ру
В наше время такая наука, как психология, используется повсеместно. Психологами обычно становятся люди, желающие так или иначе помогать другим, или те, которым нравится копаться в человеческой психике. В любом случае, применение своим знаниям они смогут найти в самых разных видах деятельности.
Сферы, в которых работают люди данной специальности, можно условно подразделить на: образовательную, консультативную (семейные, индивидуальные консультации), медицинскую (больницы и клиники), кадровые службы и торговлю.
Образовательные учреждения
Психологи без опыта работы обычно устраиваются в школы и детские сады, работают и практикуются с детьми.
Школьный психолог – профессия в нашей стране не слишком высокооплачиваемая, но она позволит новоиспечённому специалисту набраться опыта и знаний.
Другое применение психологии в образовательной сфере – непосредственно преподавание предмета в учебных заведениях.
Консультации и медицина
Особым спросом при современном образе жизни пользуются психологи-консультанты, ведь кто, как ни они, выслушают все ваши проблемы и дадут относительно них толковый совет?
Ныне популярны различные виды психологических тренингов, например, коучинг, который ведётся в расслабленной манере и внешне больше походит на беседу, нежели на консультацию.
Весьма востребованы больничные психологи, лечащие различного рода расстройства психики в клинических условиях. Помимо пациентов, они могут заниматься ещё и с медицинским персоналом.
В специалистах по практической психологии нуждаются различные психоневрологические и наркотические диспансеры, а также разного рода реабилитационные центры.
Кадры, торговля и юриспруденция
Имея психологическое образование, вы также можете устроиться на должность консультанта в области набора и управления персоналом, ведь люди, способные грамотно подобрать сотрудников в компанию, сейчас также довольно востребованы.
Работа юридического психолога тесно связана с правовыми взаимоотношениями, а сам специалист зачастую должен тесно сотрудничать с адвокатурой и правоохранительными учреждениями, причём он может заниматься как с личным составом органов правопорядка, так и быть, к примеру, помощником адвоката в суде.
В конце концов, специалиста по психологии с радостью примут в торговых предприятиях, где можно устроиться на должность от продавца до корпоративного тренера.
Подытоживая, можно сделать вывод о том, что профессия психолога ныне довольно востребована и отличается значительным разнообразием.
Смотрите также:
www.proprof.ru
описание специальности и специфика работы
Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.
Зачем идут на психологический факультет
Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога. Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.
Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.
Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.
Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.
Где можно получить образование
Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:
- психология,
- клиническая психология,
- конфликтология,
- психологическое консультирование,
- дошкольная психология и педагогика.
Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.
Необходимые личные качества будущего специалиста
Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.
Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов, чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.
Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:
- умение слушать и понимать человека,
- умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
- умение отгораживаться от чужих проблем,
- тактичность,
- высокие интеллектуальные способности,
- способность анализировать и делать выводы,
- наблюдательность,
- ответственность,
- стрессоустойчивость,
- терпимость,
- логическое мышление,
- быть уверенным в своих силах.
Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.
Место работы
Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.
Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и наладить отношения с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и выбора будущей профессии.
В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.
Преимущества профессии
Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:
- главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
- творческая работа,
- необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
- возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
- развитие толерантности и терпимости.
Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.
Недостатки в профессии
Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:
- вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
- слишком близко воспринимать проблемы клиента,
- перестать разграничивать жизнь и работу.
Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.
Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.
Перспективы карьерного роста
Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.
Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.
Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.
legkopolezno.ru
2. О психологии профессиональной и «любительской», Глава 1. О профессиях и профессионализме в целом и о профессиональной психологии в частности, Часть I. Профессиональная деятельность психолога. Введение в профессию «психолог». Вачков И. В. Страница 4. Читать онлайн
Глава 1. О профессиях и профессионализме в целом и о профессиональной психологии в частности
…
2. О психологии профессиональной и «любительской»
Поскольку речь идет не только о выборе психологической науки, а именно — о выборе профессии психолог, правомерно задать вопрос: чем принципиально отличается психолог–профессионал от «психолога–любителя»? Проблема в том, что и на «любительском» уровне многие люди (и даже подростки) оказывают друг другу помощь в решении жизненных вопросов и часто делают это достаточно эффективно. Вот и спрашивается, зачем же тогда нужны специалисты–психологи? Такой вопрос может стать стержневым для будущего психолога.
Например, студент на разных этапах своего образования может как бы спрашивать себя: «Могу ли я считать себя психологом или пока еще нет?».
Интересно, иногда мы обращались с таким вопросом не только к студенческим аудиториям, но и к аудиториям уже работающих специалистов, обучающихся на курсах повышения квалификации: «Кто считает себя психологом, поднимите руки». — Иногда несколько рук все–таки поднимались… Все очень непросто.
Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога–профессионала от «психолога–любителя»:
1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное — систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.
Например, он накупил себе множество книг и даже прочитал их, но он часто не имеет общей картины, хотя может «красоваться» в каких–нибудь компаниях познаниями, своей «эрудицией».
К сожалению, огромное количество многообразных, но не систематизированных знаний можно сравнить с «кучей мусора», где каждая отдельная «баночка–скляночка» даже по–своему красива, но вместе они образуют «кучу хлама», которым сложно пользоваться в понимании окружающих жизненных проблем. Даже отдельное, конкретное психологическое знание часто остается непонятым да конца, пока оно не будет соотнесено с другими знаниями, и особенно это важно в психологии, где по сравнению с другими науками еще очень далеко до полной «четкости» и «понятности». Поэтому специалист–психолог просто вынужден иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании (а не просто знать отдельные «случаи» и явления, забавные «истории» и «факты», а также правильно произносить некоторые «экзотические» фамилии известных авторов).
2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что–либо понять в проблемах окружающего мира. Получается ситуация, когда знания «вроде бы и есть», но «помочь они никак не могут»…
Чем–то это напоминает ситуацию с теми молодыми ребятами («качками»), которые считают, что для жизненного успеха важно «накачать свои мускулы», а там «видно будет», но в итоге получается, что «сила без ума» так и оставляет этих ребят, в лучшем случае, «телохранителями» и «шестерками» различных «боссов».
В случае с «всего лишь эрудированным» психологом мы могли бы сказать, что имеем дело с психологическим «качком», нашпигованным различными знаниями, но неспособным (без научного метода) использовать их для ориентировки в профессиональных психологических проблемах… Как отмечал выдающийся отечественный педагог С. И. Гессен, задача высшего образования «заключается не в том, чтобы сделать человека умнее…, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению» {Гессен, 1995. — С. 247). Метод научного познания может быть использован специалистом применительно и к самому себе, и к своей научно–практической деятельности, что составляет основу для его профессиональной рефлексии, то есть «видения себя со стороны» (основу методологической базы психолога).
3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств — методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели — научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя (эмпирика и даже теоретика) и практика. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты (обаяние, опыт и т. п.), то специалист в случае необходимости как бы компенсирует возможное отсутствие у себя некоторых талантов удачно выбранной методикой.
Например, по природе «скучный» и даже «неинтересный» (в обыденном и часто несправедливом значении этого слова, то есть недостаточно яркий в общении) психолог должен «произвести впечатление» на какую–то аудиторию, то есть установить с ней эмоционально–доверительный контакт или попросту «понравиться» этой аудитории. Имеющихся талантов и способностей у него для этого явно недостаточно, и тогда он выбирают какую–то интересную игровую процедуру, интригующее упражнение или рассказывает какую–то интересную историю (преподаватели называют их «байками»), после чего аудитория может даже сказать о таком психологе: «Какой он интересный (веселый, обаятельный и т. п.)».
Конечно, и «любитель» может использовать различные методики, взятые из доступных книг, но часто эти методики используются «любителем» необоснованно (неадекватно решаемым практическим или исследовательским задачам) — это скорее «игра в настоящую психологию». А вот для специалиста важно выбирать методики, адекватные поставленным задачам, но для этого он должен ориентироваться во всем многообразии имеющихся психолого–педагогических средств работы с разными группами клиентов.
4. Особая ответственность психолога–профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная — постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов (и не всем это нравится, что значительно затрудняет работу настоящего психолога).
5. Психолог–профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также — с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т. п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты, наконец, просто получать морально–эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких–то неудач и трудностей. Естественно, всего этого лишен психолог — «любитель».
6. Наличие у психолога–профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально (и действительно, некоторые «профессионалы» все–таки могут уступать по многим позициям даже «любителям»), но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий»… Кроме того, в большинстве случаев получение диплома все–таки предполагает определенные усилия от студента и совсем уж «даром» редко кому достается, то есть диплом служит знаком профессионализма.
7. Особый профессиональный такт и следование профессионально–этическим нормам у психолога–профессионала.
«Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре перебивает другого человека и, главное, лишает его права самостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» — «Будь спокоен! Положись на меня!»… «Но и не мешай, не перечь мне!»…). Задача же хорошего психолога — создать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале — научить его вообще обходиться без психолога, как бы парадоксально это ни казалось… Именно в этом проявляется настоящее уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.
Еще древние говорили:
«Важно не просто накормить голодного рыбой, важно самого его научить ловить рыбу»,
8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога–профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии и т. п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот психолог–профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого–то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизированно. Опыт показывает, что лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность какой–то идеей. И тогда обнаруживаются настоящие «чудеса»: книга, которую раньше не мог прочитать в течение двух–трех месяцев, «вдруг» осваивается буквально за один–два вечера. Читать же «умные книги вообще» часто бывает неэффективно — это, скорее всего, также «игра в науку».
9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога–специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически (хотя и у «любителей» бывают исключения). А психолог иногда за одну полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов. К сожалению, в самой психологии (и в медицине) вопросам сохранения психического здоровья психологов уделяется пока еще недостаточно внимания; поэтому сам психолог–профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, иначе есть риск самому оказаться «пациентом» соответствующих учреждений.
Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «моделью оптимального человека»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувствовать ответственность и в этом плане.
10. Важная характеристика психолога–профессионала — осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложениях. Речь идет об астрологии, хиромантии, дианетике и подобном. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы названных (и многих других) подходов нужно — хотя бы потому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные представления и язык клиентов. Кроме того, в практике эзотерических и мистических направлений возникают явления, нуждающиеся в психологическом объяснении, но пока что его не находящие — не случайно многие психологи уделяют серьезное внимание так называемым «особым состояниям сознания».
Вместе с тем, как нам представляется, профессиональная психология, долго боровшаяся за признание своей научности, должна удерживать свой предмет и научные критерии анализа. Даже если признать существование психических непознанных явлений в трактовках перечисленных (и многих других) ненаучных подходов, психологи должны обладать чувством собственного (профессионального и научного) достоинства. Проблемы возникают тогда, когда у части клиентов уже сформировалось убеждение в том, что хороший психолог — это непременно «почти астролог» или «почти парапсихолог». Во–первых, в работе с такими клиентами совсем не обязательно «критиковать» перечисленные околонаучные направления (клиент–пациент просто обидится и уйдет). Во–вторых, психологу неплохо было бы получше самому познакомиться с данными направлениями (чтобы быстрее находить общий язык с консультируемым человеком, а затем более «естественно» переходить к собственно психологическим проблемам и соответствующим научно–практическим методам работы). В–третьих, если психолог (или студент–психолог) все–таки почувствует, что астрология и т. п. ему ближе и понятнее, то лучше не обманывать самого себя, а также не обманывать своих клиентов и коллег, и просто уйти из психологии (почему бы и нет!) и честно называться астрологом. Психолог–астролог — это уже не просто «любитель», часто это ближе к обычному шарлатанству и, что еще страшнее, к самообману.
Скажем и иначе, не обращаясь к ярлыкам типа «шарлатанство» или «мракобесие». Речь идет об осознании границ профессионально–психологической компетентности и удержании предмета психологии, об умении отличать в своей деятельности позицию психолога–профессионала от других позиций (поэта, художника, философа, религиозного мыслителя и др.), которые имеют несомненное право на существование, но, вмешиваясь в профессиональную деятельность, могут — при условии недостаточной отрефлексированности — оказаться вредны.
Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Да и некоторые психологи–любители все–таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.
Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога–профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом… Иногда, говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существуют довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер (и поэтому они приобретаются гораздо быстрее). А вот умения — менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания (хотя начинающий специалист еще не обладает настоящим умением, но он уже знает, как надо работать), затем по мере освоения умения оно все менее осознается, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все–таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по–новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.
Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е. А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам (Климов, 1996. — С. 423—424). Но при этом специалист и сам продолжает свое развитие (продолжается его профессионализация), поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться — вот такой «парадокс» профессионализации.
Психолог–профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами (а также коллегами, администрацией, «заказчиками» и т. п.), но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Пугаться этих «кризисов» не следует, ведь только преодолевая какую–то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться (этим проблемам в немалой степени и будут посвящены многие разделы настоящего пособия).
Как уже отмечалось, профессиональная деятельность психолога — это прежде всего трудовая деятельность. В связи с этим полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной самореализации в профессии психолог. Е. А. Климов выделил следующие основные «предрассудки» о труде ( Климов, 1998. — С. 21–32):
1. Идеал «легкого труда».
Например, таким «идеалом» мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умения), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориентировки в мире науки), не переживающего и не волнующегося за свою работу (зачем тогда нужны чувства) и т. п. Получается что–то страшное, что–то вообще не похожее на человека.
Именно способность переживать, мучиться (знаменитые «муки творчества»), рисковать, мобилизовывать свою волю отличает человека от машины, от робота. Но все это предполагает определенные усилия.
2. Наивный антиэнтропизм (то есть стремление «уменьшить степень неопределенности»), проявляющийся в тенденции «все раскладывать по порядку» и превращать сложные объекты и явления в простые (и даже примитивные) схемы. Но тогда не остается места для творчества: все «разложено по полочкам», во всем есть «порядок», а любая инициатива, любое творчество могут этот «порядок» разрушить… Собственно, творчество в значительной степени и есть движение «не в ногу», отказ от стереотипа — то есть от привычного видения порядка вещей.
Любая истинная система (в том числе психологическая), наряду с тенденцией к самосохранению, стремится к развитию, находится в движении, а отношения между частями этой системы противоречивы. Именно это обеспечивает настоящую жизнь с ее проблемами и сложностями. Поэтому труд психолога не сводится к тому, чтобы во всем «наводить порядок». Более интересная задача психолога — помогать человеку обнаруживать противоречия жизни (включая и противоречия собственной души) и использовать энергию этих противоречий для саморазвития.
3. Душеведческая «слепота», проявляется в неспособности «со–переживать и со–веселиться другому человеку». (по А. Н. Радищеву6).
6Радищев Александр Николаевич (1749—1802) — русский литератор, философ, общественный деятель. Посмертно опубликованный труд «О человеке, его смертности и бессмертии» может рассматриваться как одно из первых значительных философско–психологических произведений в русской культуре.
Поскольку психика непосредственно не наблюдаема, психологу приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по анализу различных обстоятельств составлять правдивый образ другого человека, и очень часто психолог опирается не только на свои «методики» (тесты, опросники), но и на данные бесед, наблюдений, а то и просто на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека.
4. Презумпция превосходства «ученого» над «практиком» проявляется в том, что те, кто считают себя «учеными», начинают учить «практиков», хотя так называемые «практики» часто имеют гораздо больший (и даже более обобщенный) опыт решения тех или иных человеческих проблем. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Заметим, что многие выдающиеся психологи, о которых Вы узнаете из дальнейшего нашего рассказа (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс и др.), — выходцы из практики…
Даже в советской России, где долгое время некоторые направления психологической практики были под запретом (как «ненужные»), многие психологи, сами вынужденно оказавшиеся «теоретиками» и «исследователями», относились к практике с большим уважением и надеждой. А если вспомнить 20–е и начало 30–х гг., когда в РСФСР активно развивалось такое практическое направление, как «психотехника» (так тогда называлась у нас психология труда), то ее успехи сразу же были оценены мировым психологическим сообществом.
В частности, отечественный психотехник И. Н. Шпильрейн7 был избран в 1930 г. в Барселоне Президентом Международной психотехнической ассоциации. Заметим, что многие современные отечественные психологи об этом могут только мечтать…
7Шпильрейн Исаак Нафтульевин (1892—1937 (?) — один из основателей отечественной психологии труда (в терминологии тех лет — психотехники). Незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Вот что такое психология, уважительно относящаяся к практике.
В заключение можно сказать, что профессия психолог — это больше, чем профессия. Раньше, еще в 70–е годы, шутили, что «психолог — это специалист с высшим испорченным образованием». В то время психологов готовили в основном в университетах и давалось им «универсальное» образование, то есть помимо «чистой» психологии читалось много курсов по другим дисциплинам (биологическим, математическим, философским, социологическим и т. п.). Главная идея такой «универсальной» подготовки психолога — формирование специалиста, способного разбираться во всем многообразии окружающего мира и на этой основе лучше понимающего проблемы самых разных людей (работающих в разных сферах производства и проявляющих себя в разных сферах жизнедеятельности).
Быть может, самое страшное для психолога — превратиться в узкого специалиста, способного лишь проводить отдельные «методики» или умеющего читать лишь конкретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем мире… Известный американский социолог Р. Миллс писал о том, что именно общественные проблемы часто лежат в основе личных забот и трудностей многих людей, поэтому «…задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы постоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» {Миллс, 1959. — С. 424—425).
bookap.info
Психология как профессия | Distanz.ru – сетевая система обучения
Здравствуйте, уважаемые Студенты. Меня зовут Джалагания Этери Шотовна.
Предлагаю Вам войти в мир профессиональной психологии, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или, по крайней мере, о которой размышляете.
Перефразируя слова классика психологии швейцарца Карла Юнга, психолог… для того, с кем он работает, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности — не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараюсь быть таковой для Вас.
Как показывает практика, многие студенты–первокурсники представляют себе профессиональную психологию весьма приблизительно, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами или высказываниями психологов-популяризаторов. Остановимся на некоторых из этих мифах немного подробнее. Это важно, ибо выбор профессии — один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны.
Итак — мифы о психологии и психологах.
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки. Посмотрим на эти мифы внимательнее. Итак:
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
Действительно, термин «психология» означает «наука о душе», «учение о душе» или, если угодно, «душеведение». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозможно — возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую — в отличие от объектов и явлений природы — невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изучения, настолько, что Альберт Эйнштейн восклицал: «Теоретическая физика — это детская игра по сравнению с тайнами психики!». Другими словами: «Господи, насколько психология сложнее физики!».
Да, знания, накопленные психологией, богаты и многообразны, но далеко не исчерпывающи и часто противоречивы. В дальнейшем Вы убедитесь, что существует множество психологических теорий (если хотите — много психологии), и потому не нужно ждать от обучения психологии «истины в последней инстанции». Вас неизбежно ждут сомнения и поиск, что, согласитесь, совсем неплохо, если стремиться не к пассивному усвоению, а к творческому развитию.
Что касается всепроницательности психолога — не стоит ее преувеличивать. Однако многое он действительно может видеть лучше, чем большая часть тех, кто психологией не занимается — поскольку психолог специально об этом размышляет, это исследует и с этим работает; о чем–то может лучше рассказать — поскольку «знает психологические слова», с помощью которых можно обозначить те или иные события, относящиеся к миру психических явлений.
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
Вообще говоря, вопрос о том, кто чем наделен от природы, а что приобретается в течение жизни—сложный. Мы можем говорить о природном (врожденном) компоненте многих индивидуальных особенностей человека, например, о свойствах нервной системы, непосредственно проявляющихся в быстроте движений, утомляемости и др. Однако говорить однозначно о природных основах способности к содержательному общению и сопереживанию как минимум затруднительно. Во всяком случае, среди практических психологов — в том числе выдающихся, признанных на мировом уровне — люди самые разнообразные по своим «природным данным». Другой разговор, что практическому психологу действительно важно обладать определенными способностями, о чем речь пойдет в соответствующем разделе. Способности к общению и пониманию других можно и нужно развивать, и не только в психологе (для чего, кстати, существуют соответствующие психологические методы).
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
Действительно, практический психолог владеет некоторыми способами влияния на поведение других . В психологии наработаны определенные способы, позволяющие создать ситуацию доверия и доброжелательности, смягчения конфликтов; вместе с тем опасения по поводу манипулятивных возможностей психологов, владеющих определенными знаниями о закономерностях поведения, также имеют свои основания — любое знание может быть обращено и во благо, и во вред. Само по себе управление поведением — не самоцель. Страшный вариант, когда психолог упивается властью над другим.
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
Знать себя «до конца» невозможно. Человек, утверждающий, что познал себя полностью, заблуждается или делает вид. Но стремление к самопознанию, стремление дойти «до оснований, до корней, до сердцевины» для психологов действительно часто характерно (но, заметим, не для всех психологов и не только для психологов). Во всяком случае, часто говорят, что практический психолог должен быть личностно проработан, то есть должен знать собственные стремления, ценности, слабости и т. д., дабы в работе с другим человеком не решать, сам того не ведая, свои неосознаваемые проблемы, а именно помогать другому (клиенту).
Вспомните фильм «Сталкер» Андрея Тарковского (кстати, настоятельно советую посмотреть его всем настоящим или будущим психологам, кто этого не сделал): Зона выполняет желания — но не декларируемые, а только истинные, и один из героев — Писатель — не делает решающего шага, ибо понимает, что не знает, чего хочет на самом деле.
Точно так же психолог, не признающийся себе в тех своих стремлениях, которые считает недостойными (например, в скрытой потребности во власти), будет, сам того не замечая, стремиться их удовлетворять, а жертвой окажется клиент. Что же касается владения собой в любой ситуации — это тоже из области «сверхчеловечества»; правда, однако, что в психологии разработаны некоторые методы саморегуляции, и владеющий ими (не обязательно психолог) действительно ведет себя увереннее в сложных ситуациях.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Как и среди остальных людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще одном искушении «сверхчеловечеством» — искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру. Психолог — не священник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собственный его путь или его возможность.
Надеюсь я немного пролила свет на истинные причины вашего профессионального выбора))).
Несколько предварительных слов относительно психологии
Сначала — о самом термине.
Понятие «психология» возникло на рубеже XVI—XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод — «наука о душе». Понятие «наука» предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследовательскую деятельность, построенную на основе специальных методов.
Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание — как то, что человек непосредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе — первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) — стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.
В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики — в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появилась прикладная психология, преследующая не только познавательные цели, но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию — при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.
Академическая психология, прикладная психология и психологическая практика, развивающиеся уже, как видите, на протяжении столетия или более, составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психолог–профессионал.
Для начала полезно разобраться, что вообще считается «профессией». Известный психолог Е. А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.
2. Профессия как область приложения сил. Вся история психологии— это непрекращающаяся попытки понять, что же такое душа («психика»), и как ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profited — «говорить публично».
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае — самим психологом). Именно благодаря конкретным психологам психология развивается как наука и практика.
Помимо понятия «профессия» полезно разобраться с другими близкими понятиями. В частности, понятие «специальность» — это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п. Еще более конкретным понятием является «должность» или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций.
Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняется как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыскательским, психодиагноста — к гностическим, а психолога-консультанта — к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник — к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. При всем многообразии психологических специальностей (особенно для психолога-практика) общим для них является то, что все они:
- требуют высококвалифицированного труда, длительной подготовки;
- относятся к группе профессий «человек — человек»;
- основными средствами в них выступают функциональные средства труда;
- предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как
рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.
Как известно, многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие–то вопросы, «понимают» друг друга и т. п. «Житейская психология» имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи–профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все–таки различают психологию научную и психологию житейскую. Ю. Б. Гиппенрейтер[5] выделяет следующие такие различия:
1. Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей.
2. Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.
3. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т. п.).
4. В житейской психологии получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то, что называют «воображаемым экспериментом»).
5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном ни одному носителю житейской психологии. Особая характеристика научного знания — его системность и упорядоченность, что позволяет каждому психологу–профессионалу ориентироваться во всем многообразии этого знания.
Но при этом, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно «лучше» житейской, так как на самом деле они взаимодополняют друг друга.
Однако, условно можно выделить принципиальные отличия психолога–профессионала от «психолога–любителя»:
1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное — систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.
Например, он накупил себе множество книг и даже прочитал их, но он часто не имеет общей картины, хотя может «красоваться» в каких–нибудь компаниях познаниями, своей «эрудицией».
2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Получается ситуация, когда знания «вроде бы и есть», но «помочь они никак не могут»…
Чем–то это напоминает ситуацию с теми молодыми ребятами («качками»), которые считают, что для жизненного успеха важно «накачать свои мускулы», а там «видно будет», но в итоге получается, что «сила без ума» так и оставляет этих ребят, в лучшем случае, «телохранителями».
3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств — методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели — научной, диагностической, формирующей.
Например, по природе «скучный» и «неяркий» психолог должен «произвести впечатление» на какую–то аудиторию, то есть установить с ней эмоционально–доверительный контакт или попросту «понравиться» этой аудитории. Имеющихся талантов и способностей у него для этого явно недостаточно, и тогда он выбирают какую–то интересную игровую процедуру, интригующее упражнение или рассказывает какую–то интересную историю (преподаватели называют их «байками»), после чего аудитория может даже сказать о таком психологе: «Какой он интересный (веселый, обаятельный и т. п.)».
4. Особая ответственность психолога–профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная — постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов (и не всем это нравится, что значительно затрудняет работу настоящего психолога).
5. Психолог–профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также — с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т. п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий. Естественно, всего этого лишен психолог — «любитель».
6. Наличие у психолога–профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально, но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий»… Кроме того, в большинстве случаев получение диплома все–таки предполагает определенные усилия от студента и совсем уж «даром» редко кому достается, то есть диплом служит знаком профессионализма.
7. Особый профессиональный такт и следование профессионально–этическим нормам у психолога–профессионала. Еще древние говорили: «Важно не просто накормить голодного рыбой, важно самого его научить ловить рыбу»,
8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога–профессионала. Опыт показывает, что лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность какой–то идеей. И тогда обнаруживаются настоящие «чудеса»: книга, которую раньше не мог прочитать в течение двух–трех месяцев, «вдруг» осваивается буквально за один–два вечера.
9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога–специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически. А психолог–профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, и не допустить «синдром выгорания».
10. Важная характеристика психолога–профессионала — осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим на то, чтобы считаться психологическими, но при этом таковыми не являющимися. Речь идет об астрологии, хиромантии, экстрасенсорики и подобном. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы этих подходов нужно — хотя бы потому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные представления и язык клиентов. Но вместе с тем, профессиональная психология, должна удерживать свой предмет и научные критерии анализа.
Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога.
Иногда необходимо задумываться о своем труде. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.
Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». При этом специалист и сам продолжает свое развитие, поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться — вот такой «парадокс».
В заключение можно сказать, что профессия психолог — это больше, чем профессия. Это призвание!
Теперь рассмотрим вопрос: «Что же такое профессиональная деятельность психолога? Какой продукт он выпускает и как оценить его работу?»
Социальный заказ, т.е. потребность на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической —учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.
Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.
Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.
В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:
Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.
По Г. С. Абрамовой (1994), можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, отраженные в таблице:
Таблица 1 Задачи взаимодействия клиента и психолога
Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.
До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога.
Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.
Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» (1994. С. 70). По–видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.
Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации следующей экспериментальной схемы.
В случае групповой психокоррекции в указанную схему добавляется такой компонент, как проведение начального и конечного замеров в контрольной группе.
При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии можно указать следующие важнейшие показатели (Абрамова Г. С, 1994):
1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
2) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;
3) устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.
Вместе с тем пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.
Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем–то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента.
Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954;Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:
• концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
• аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
• богатое воображение, интуиция;
• высокий уровень интеллекта.
К. Рудестам пишет о психологе: он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний возрастает надежность интуиции. С другой стороны концептуальные рамки, метод осмысления психологом наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции.» (1993. С. 50).
Но как измерить эти личностные качества в одном специалисте? Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, вроде бы и получается «личностный профиль специалиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, любовь к людям, порядочность, профессиональную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессионального успеха психолога, чем его знания и владение методиками.
Чтобы хоть как–то выйти из тупиковой ситуации, специалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психолога. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:
1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению.
2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками.
3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.
4. Применительно к будущему студенту–психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, пассивность.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: Изд–во УГП–ПИ, 1997.
2. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М.: Изд–во МГУ, 1983.
3. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.
5. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека. — М.: «Ось–89», 1997.
6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
www.distanz.ru
Философ — где учиться, описание, работа
– это специалист в области философии. Каноническое гуманитарное образование, позволяющее работать в разных профессиональных сферах. На факультетах предусмотрены различные специализации, которые дают возможность углубить знания в какой-то определенной области философии. Например, специальность «социальная философия» позволяет заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и работать в правовых структурах, заниматься политическими и правовыми вопросами. Однако выбор узкой специальности — не обязательный критерий для успешного трудоустройства, при желании можно выбрать общую специальность, выпускники философских факультетов умеют грамотно владеть информацией и интерпретировать ее, что ценится работодателями.
Личные качества
Философ должен быть вдумчивым и уравновешенным. Важны стремление расширить свой кругозор и интерес к гуманитарным наукам. Коммуникабельность и стремление искать что-то новое, пробовать себя в той или иной стезе поможет реализоваться профессионально, потому что философское образование позволяет заниматься почти любой деятельностью: от работника СМИ до управленца.
Где учиться на данную профессию
Закончить философский факультет можно в гуманитарных или любых других крупных высших учебных заведениях, так как этот профиль является классическим. Сегодня по этой направленности существует много различных специальностей и программ, помогающих студентам попробовать себя в профессиональной среде, предусмотрены практики и стажировки во время обучения. Образование осуществляется по программе бакалавриата (очная – 4 года, очно-заочная 5 лет), после окончания которого можно закончить магистратуру (2 года).
Москва
МГУ (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
Философский факультет
Направления: Философия, Религиоведение, Культурология, Реклама и связи с общественностью, Политология
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ, абитуриент должен сдать дополнительный письменный экзамен по обществознанию
Проходной балл: 328
ГАУГН (Государственный академический университет гуманитарных наук)
Факультет философии
Выпускающие кафедры: Философской и политической мысли Востока, Эпистемологии и логики, Философской компаративистики, Философии науки и техники, Истории философии, Метафизики и сравнительной теологии, Социальной философии
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 219
РУДН (Российский университет дружбы народов)
Философский факультет
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 246
РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)
Философский факультет
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 244
Санкт-Петербург
СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет)
Философский факультет
Направления: Религиоведение, Конфликтология, Прикладная этика, Культурология
Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 252
Поступить в философский университет можно и после получения первого высшего образования, что поможет структурировать мышление и обрести навык работы с информацией.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
Структурное мышление | Риск не востребованности научных трудов |
Широкий кругозор | Эмоциональная нагрузка |
Развитый навык подачи и интерпретации информации | Информационная перегруженность |
Смежные профессии
Это, в первую очередь, гуманитарные направления, такие как: преподаватель, культуролог, рецензент, политолог, независимый эксперт в СМИ и других средствах информации. Близкие философии отрасли – политология, психология, журналистика, управление. Можно закончить философский факультет на базе бакалавриата и продолжить обучение в магистратуре по одному из смежных направлений. Также направление дает возможность для обширной научно-исследовательской деятельности.
www.abitura.pro