Аргументы для сочинения по ЕГЭ. Проблема сохранения памятников культуры
Сохранение памятников культуры
1.К началу 70-х гг. охрана культурного и природного наследия уже в полной мере осознается мировым сообществом как одна из глобальных проблем современности. По инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976). Результатом стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил упомянутый Комитет. В его обязанности входит составление списка выдающихся памятников мировой культуры и оказания государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.
2.В нашей стране в настоящее время ведущую роль в деле сохранения историко-культурного наследия играют две организации. Первая — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК; основана в 1966 г., является добровольной и общественной организацией, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь». «Русское зарубежье». Общество издаете 1980 г. журнал «Памятники Отечества».
3.Вторая — Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России». Для усиления научной стороны охранных дел в 1992 г. создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. В его задачи входят выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация культурного и природного наследия.
4.В Санкт-Петербурге 1 ноября 2006 года создано общественное движение за сохранение культурного наследия «Живой город». Своей целью активисты движения ставят сохранение уникального архитектурного облика города, его историко-архитектурной среды. В качестве методов работы используются публикации в СМИ, митинги, пикеты, шествия, письма в международные организации и органы власти, сборы подписей, оперативный сбор информации по уничтожению культурного наследия города, выставки фотографий, экскурсии, маскарады, концерты.
5. Нет подобного защитника у дома-музея М. А. Булгакова, находящегося в Киеве. В 2014 году дом пойдет под снос, а на его месте выстроят гостиницу. Остается поражаться решению депутатов-«реформаторов», не понимающих ценности этого здания и так легко готовых ради прибыли снести знаменитый дом, где под абажуром собиралась вся семья Булгаковых, а потом уже и семья героев романа «Белая гвардия» Турбиных…
6. Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» в своём стремлении перестроить Россию собирался «место расчистить». Он имел в виду, очевидно, разрушение прежнего государственного порядка революционным, насильственным путём. И тут не до культуры с её памятниками и всяческими излишествами. И «Рафаэль гроша медного не стоит». Это его, Базарова, изречение.
7.В статье Д.С. Лихачёва «Любовь, уважение, знание». В ней академик повествует о «невиданном поругании народной святыни» — взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа человеку, мужественно сражавшемуся за родину.
8.В произведении «Чёрные доски» В. Солоухин поражается ужасающим фактам современности.Зачастую разграбляются церкви, бесценные книги сдаются в утиль, из драгоценных икон сколачиваются ящики. Автор рассказывает случай, когда в г. Ставрово в церквях устраивались мастерские. Солоухин призывает людей к осознанию того, что не может на месте святыни стоять дом отдыха, коровник или паровоз. Нельзя на месте кладбища ставить дом. Ведь не для умерших плиты стоят на их могилах, а для живых. Для нас нужна эта память.
9. Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево. Забота о памятниках старины отличает и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль.
10. Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.
11. В рассказе «Крепкий мужик» Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека. Шурыгин, бригадир колхоза «Гигант», получив в эксплуатацию новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он готовит тракторы для сноса церкви. Причем, когда сбегается народ, он ощущает себя важным деятелем с неограниченными полномочиями: перестает материться и не смотрит на людей — вроде и не слышит их и не видит. Таким образом Шурыгин пытается показать свою, как он считает, исключительность, важность исполняемой им миссии.
Василий Шукшин
КРЕПКИЙ МУЖИК
В третьей бригаде колхоза «Гигант» сдали в эксплуатацию новое складское помещение. Из старого склада — из церкви — вывезли пустую вонючую бочкотару, мешки с цементом, сельповские кули с сахаром-песком, с солью, вороха рогожи, сбрую (коней в бригаде всего пять, а сбруи нашито на добрых полтора десятка; оно бы ничего, запас карман не трет, да мыши окаянные… И дегтярилн, и химией обсыпали сбрую — грызут), метла, грабли, лопаты… И осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала ее вокруг себя, далеко выставляла напоказ.
Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед ней, подумал… Подошел к стене, поколупал кирпичи подвернувшимся ломиком, закурил и пошел домой. Встретившись через два дня с председателем колхоза, Шурыгин сказал:
— Церква-то освободилась теперь…
— Ну.
— Чего с ней делать-то?
— Закрой, да пусть стоит. А что?
— Это ее разбирать — надо пятерым полмесяца возиться. Там не кладка, а литье. Черт их знает, как они так клали!
— Я ее свалю.
— Как?
— Так. Тремя тракторами зацеплю — слетит как миленькая.
— Попробуй.
В воскресенье Шурыгин стал пробовать. Подогнал три могучих трактора… На разной высоте обвели церковку тремя толстыми тросами, под тросы — на углах и посреди стены — девять бревен…
Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом, — крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей — вроде и не слышал их и не видел.
— Николай, да тебе велели али как? — спрашивали. — Не сам ли уж надумал?
— Мешала она тебе?!
Подвыпивший кладовщик, Михаиле Беляков, полез под тросами к Шурыгину.
— Колька, ты зачем это?
Шурыгин всерьез затрясся, побелел:
— Вон отсудова, пьяная харя!
Михаиле удивился и попятился от бригадира. И вокруг все удивились и примолкли. Шурыгин сам выпивать горазд и никогда не обзывался «пьяной харей», Что с ним?
Между тем бревна закрепили, тросы подровняли… Сейчас взревут тракторы, и произойдет нечто небывалое в деревне — упадет церковь. Люди постарше все крещены в ней, в пей отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и ее…
Опять стали раздаваться голоса:
— Николай, кто велел-то?
— Да сам он!.. Вишь, морду воротит, черт.
Шурыгин — ноль внимания. И все то же сосредоточенное выражение на лице, та же неподкупная строгость во взгляде. Подтолкнули из рядов жену Шурыгина, Кланьку… Кланька несмело — видела: что-то непонятное творится с мужем — подошла.
— Коль, зачем свалить-то хочешь?
— Вон отсудова! — велел и ей Шурыгин. — И не лезь!
Подошли к трактористам, чтобы хоть оттянуть время — побежали звонить в район и домой к учителю. Но трактористам Шурыгин посулил по бутылке на брата и наряд «на исполнение работ».
Прибежал учитель, молодой еще человек, уважаемый в деревне.
— Немедленно прекратите! Чье это распоряжение? Это семнадцатый век!..
— Не суйтесь не в свое дело, — сказал Шурыгин.
— Это мое дело! Это народное дело!.. — Учитель волновался, поэтому не мог найти сильные, убедительные слова, только покраснел и кричал: — Вы не имеете права! Варвар! Я буду писать!..
Шурыгин махнул трактористам… Моторы взревели. Тросы стали натягиваться. Толпа негромко, с ужасом вздохнула. Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной.
— Ответишь за убийство! Идиот…
Тракторы остановились.
— Уйди-и! — заревел Шурыгин. И на шее у него вспухли толстые жилы.
— Не смей трогать церковь! Не смей!
Шурыгин подбежал к учителю, схватил его в беремя и понес прочь от церкви. Щуплый учитель вырывался как мог, но руки у Шурыгина крепкие.
— Давай! — крикнул он трактористам.
— Становитесь все под стену! — кричал учитель всем. — Становитесь!.. Они не посмеют! Я поеду в область, ему запретят!..
— Давай, какого!.. — заорал Шурыгин трактористам.
Трактористы усунулись в кабины, взялись за рычаги.
— Становитесь под стену! Становитесь все!..
Но все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали.
Тросы натянулись, заскрипели, затрещали, зазвенели… Хрустнуло одно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной. Странно, что все это было хорошо слышно — ревели же три трактора, напрягая свои железные силы. Дрогнул верх церкви… Стена, противоположная той, на какую сваливали, вдруг разодралась по всей ширине… Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз.
Шурыгин отпустил учителя, и тот, ни слова не говоря, пошел прочь от церкви, Два трактора еще продолжали скрести гусеницами землю. Средний по высоте трос прорезал угол и теперь без толку крошил кирпичи двух стен, все глубже врезаясь в них. Шурыгин остановил тракторы. Начали по новой заводить тросы. Народ стал расходиться. Остались самые любопытные и ребятишки. Через три часа все было кончено. От церкви остался только невысокий, с неровными краями остов. Церковь лежала бесформенной грудой, прахом. Тракторы уехали.
Потный, весь в пыли и известке, Шурыгин пошел звонить из магазина председателю колхоза.
— Все, угорела! — весело закричал в трубку.
Председатель, видно, не понял, кто угорел.
— Да церква-то! Все, мол, угорела! Ага. Все в порядке. Учитель тут пошумел малость… Но! Учитель, а хуже старухи. Да нет, все в порядке. Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причем они так: по три, по четыре кирпича — кусками. Не знаю, как их потом долбать… Попробовал ломиком — крепкая, зараза. Действительно, литье! Но! Будь здоров! Ничего.
Шурыгин положил трубку. Подошел к продавщице, которую не однажды подымал ночами с постели — кто-нибудь приезжал из района рыбачить, засиживались после рыбалки у бригадира до вторых петухов.
— Видела, как мы церкву уговорили? — Шурыгин улыбался, довольный.
— Дурацкое дело нехитрое, — не скрывая злости, сказала продавщица.
— Почему дурацкое? — Шурыгин перестал улыбаться.
— Мешала она тебе, стояла?
— А чего ей зря стоять? Хоть кирпич добудем…
— А то тебе, бедному, негде кирпич достать! Идиот!
— Халява! — тоже обозлился Шурыгин. — Не понимаешь, значит, помалкивай.
— Разбуди меня еще раз посередь ночи, разбуди, я те разбужу! Халява… За халяву-то можно и по морде получить, Дам вот счас гирькой по кумполу, узнаешь халяву.
Шурыгин хотел еще как-нибудь обозвать дуру продавщицу, но подошли вездесущие бабы.
— Дай бутылку.
— Иди промочи горло-то, — заговорили сзади. — Пересохло.
— Как же — пыльно!
— Руки чесались у дьявола…
Шурыгин пооглядывался строго на баб, но их много, не перекричать. Да и злость их — какая-то необычная: всерьез ненавидят. Взял бутылку, пошел из магазина. На пороге обернулся, сказал:
— Я вам прижму хвосты-то!
И скорей ушел.
Шел, злился: «Ведь все равно же не молились, паразитки, а теперь хай устраивают. Стояла — никому дела не было, а теперь хай подняли».
Проходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился, долго смотрел на ребятишек, копавшихся в кирпичах. Смотрел и успокаивался. «Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее крест своротил. А тут — вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и… — Вспомнилась некстати продавщица, и Шурыгин подумал зло и непреклонно: — И нечего ей стоять, глаза мозолить».
Дома Шурыгина встретили форменным бунтом: жена, не приготовив ужина, ушла к соседкам, хворая мать заругалась с печки:
— Колька, идол ты окаянный, грех-то какой взял на душу!.. И молчал, ходил молчал, дьяволина… Хоть бы заикнулся раз — тебя бы, может, образумили добрые люди. Ох горе ты мое горькое, теперь хоть глаз не кажи на люди. Проклянут ведь тебя, прокляну-ут! И знать не будешь, откуда напасти ждать: то ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай…
— Чего эт меня проклинать-то возьмутся? От нечего делать?
— Да грех-то какой!
— Ваську Духанина прокляли — он крест своротил? Наоборот, большим человеком стал…
— Тада время было другое. Кто тебя счас-то подталкивал — рушить ее? Кто? Дьявол зудил руки… Погоди, тебя ишо сама власть взгреет за это. Он вот, учитель-то, пишет, сказывали, он вот напишет куда следоват — узнаешь. Гляди-ко, тогда устояла, матушка, так он теперь нашелся. Идол ты лупоглазый.
— Ладно, лежи хворай.
— Глаз теперь не кажи на люди…
— Хоть бы молиться ходили! А то стояла — никто не замечал…
— Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идешь, а ее уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее — вроде уж дома. Она сил прибавляла…
— Сил прибавляла… Ходят они теперь пешком-то! Атомный век, понимаешь, они хватились церкву жалеть. Клуба вон нету в деревне — ни один черт ни охнет, а тут — загоревали. Переживут!
— Ты-то переживи теперь! Со стыда теперь усохнешь…
Шурыгин, чтобы не слышать ее ворчанья, ушел в горницу, сел к столу, налил сразу полный стакан водки, выпил. Закурил. «К кирпичам, конечно, ни один дьявол не притронется, — подумал. — Ну и хрен с ними! Сгребу бульдозером в кучу и пусть крапивой зарастает».
Жена пришла поздно. Шурыгин уже допил бутылку, хотелось выпить еще, но идти и видеть злую продавщицу не хотелось — не мог. Попросил жену:
— Сходи возьми бутылку.
— Пошел к черту! Он теперь дружок тебе.
— Сходи, прошу…
— Тебя просили, ты послушал? Не проси теперь и других. Идиот.
— Заткнись, Туда же…
— Туда же! Туда же, куда все добрые люди! Неужели туда же, куда ты, харя необразованная? Просили, всем миром просили — нет! Вылупил шары-то свои…
— Замолчи! А то опояшу разок…
— Опояшь! Тронь только, харя твоя бесстыжая!.. Только тронь!
«Нет, это, пожалуй, на всю ночь. С ума посходили все».
Шурыгин вышел во двор, завел мотоцикл… До района восемнадцать километров, там магазин, там председатель колхоза. Можно выпить, поговорить. Кстати, рассказать, какой ему тут скандал устроили… Хоть посмеяться.
На повороте из переулка свет фары выхватил из тьмы безобразную груду кирпича, пахнуло затхлым духом потревоженного подвала.
«Семнадцатый век, — вспомнил Шурыгин. — Вот он, твой семнадцатый век! Писать он, видите ли, будет. Пиши, пиши».
Шурыгин наддал газку… и пропел громко, чтобы все знали, что у него — от всех этих проклятий-прекрасное настроение:
Что ты, что ты, что ты, что ты!Я солдат девятой роты,Тридцать первого полка…Оп, тирдар-пупия!
Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду.
multiurok.ru
Проблема сохранения культурного наследия — аргументы и сочинение |
Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема сохранения культурного наследия»
Текст из ЕГЭ
(1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2) И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3) И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4) Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой -то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под не начатое строительство. (5) А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.
(6) Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7) Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем.
(8) Да! (9) Да! (10) Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11) Он оглянулся. (12) Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под моста дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14) Её нет. (15) Или эти груды камня — от колокольни? (16) Яконову стало горячо в глазах. (17) Он зажмурился, тихо сел. (18) На каменные обломки, завалившие паперть.
(19) Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20) Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: — (21) Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24) И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. — (25) Вот эта церковь,— сказала Агния. — (26) Но не самое красивое место в Москве. — (27) А подожди. (28) Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот — (29) Так смотри! (30)
Антон ахнул. (31) Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34) И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. -(35) Да! (36) Это — Москва! — захваченно произнёс Антон. — (37) Но она — уходит, Антон, -пропела Агния. — Москва — уходит!.. — (38)Куда она там уходит? (39) Фантазия. — (40) Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния. — (41) Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42) Это художественный памятник, его всё равно оставят. (43) Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба. — (44) Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45) Яконов очнулся. (46) Да, … разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47) Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48) Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями…
(по тексту А.И. Солженицына)
Вступление
Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально.
К сожалению, часто во имя каких-то бытовых нужд исторические памятники и памятники культуры не реставрируются, разрушаются, сносятся, а на их месте выстраиваются современные торговые центры.
Проблема
Проблему сохранения культурного наследия поднимает А.И. Солженицын на примере утраты старинной церкви, которая имела большую культурную значимость, при этом много значила лично для героя текста Яконова.
Комментарий
Текст начинается с того, что Яконов идет по маленькой, едва заметной тропинке, преодолевая усталость, неровности пути. Путь его усыпан стеклом, щебнем и обломками кирпичей. Оказавшись на месте, он обнаружил остатки будки и подготовленное, но давно заброшенное место для строительства. На горке, практически в центре столицы, Яконов увидел несколько белых ступеней, которые заставили ожить воспоминания в сердце героя. Из-за сумерек уже было не различить, куда вели эти ступени. Виднелись лишь большие железные ворота, скрытые слежавшимся щебнем.
Ему вспомнилась текущая внизу речка, колокольня, которой сейчас уже не было. От осознания разрушения колокольни, Яконов ощутил сильнейшую боль в сердце, зажмурился, присел.
И тут его осенило: 22 года назад он бывал тут с девушкой по имени Агния. Тогда осенним вечером они гуляли у Таганской площади, и девушка предложила показать одно из самых красивых мест в Москве.
Они долго шли к небольшой кирпичной церкви. В ее ограде было тесно, вмещалась только узкая тропинка, для свершения крестного хода. Там рос огромный, высокий многолетний дуб, от его высоты церковь казалась совсем миниатюрной.
Агния сказала, что это еще не самое красивое место, оно располагалось внизу, где горела река, где лежала вся Москва, сияющая на закатном солнце. Агния сказала, что Москва эта уходит, что это место собираются уничтожать, церковь будут сносить. Антон не верил в это, он утверждал, что художественный памятник останется неприкосновенным.
Когда Яконов очнулся, он понял, что пророчества Агнии сбылись, колокольня и лестница были разрушены. Он не мог в это поверить.
Авторская позиция
Автор выражает свою боль через переживания лирического героя. Для него это стало настоящим потрясением. А.И. Солженицын призывает сохранять памятники культуры, потому что это не только историческая память, это еще и воспоминания людей, их духовная память.
Своя позиция
Нужно очень трепетно относиться к наследию прошлого, давая возможность потомкам прочувствовать дух прошедшего времени, насладиться историей, которая находится прямо перед глазами и которую можно запросто потрогать рукой. Разрушение памятников истории и культуры влечет за собой разрыв времен, разрушение преемственности поколений.
Аргумент 1
В произведении В. Солоухина «Черные доски» говорит о том, что множество старинных икон, церквей было уничтожено после революции. Он вопрошает о том, неужели стены, где венчались отцы, деды и прадеды, не достойны лучшей участи. В них хоронили своих предков наши соотечественники. Разве достойны эти места подобного обхождения? Солоухин предупреждает о том, что от разрушения церквей недалеко до надругательства над могилами. Писатель утверждает, что разрушая памятники прошлого, мы теряем человеческий облик.
Аргумент 2
В другом произведении В. Солоухина «Письма из русского музея» автор рассуждает о реконструкции Москвы, вспоминая, что на месте величайших, ценнейших исторических памятников архитектуры сейчас пустоты, незавершенные или не начатые строительства. Отказываясь от прошлого, мы практически ставим крест на своем счастливом будущем, так как опыт, накопленный поколениями, исчезает вместе с ним.
Заключение
Разрушая памятники прошлого, наше культурное наследие, наши историческую архитектуру, мы обрубаем свои исторические корни, уничтожаем память о прошлом.
spadilo.ru
О сохранении памятников культуры | Сочинение по литературе
О сохранении памятников культуры
Данный текст написан в публицистическом стиле. В этом тексте просматриваются важные проблемы нравственного воспитания общества.
Первая проблема — о необходимости бережного отношения к памятникам культуры. К этому призывает нас академик Д.С. Лихачёв, признанный авторитет в области филологии. Комментируя эту проблему, можно сказать, что памятники, которые он призывает сохранить, отражают историю нации, в частности некоторые важные моменты в жизни нашего Отечества.
Вторая проблема состоит в том, что памятники культуры — это отражение духовной жизни народа, его национальных особенностей, его художественного мышления. Комментируя эту проблему, нужно отметить, что памятники культуры, оставляющие яркий след в нравственной жизни народа, могли создать лишь талантливые мастера.
Автор текста высказывает мысль о том, что слово «памятник» напрямую связано со словом «память», и это есть выражение авторской позиции. Небрежное отношение к памятникам культуры и даже их уничтожение обедняют духовность нации, являются причиной утраты связи искусства с жизнью общества.
Я согласен с мнением автора и хочу привести доказательство правильности его позиции. Первый храм Христа Спасителя был построен на народные деньги в знак победы над Наполеоном. А памятник Дзержинскому, возведённый на Лубянке, олицетворял порядок в молодой стране Советов. Оба эти памятника культуры были рождены временем, символизировали черты своей эпохи. Уничтожение храма было кощунством, надругательством над народной святыней. Это счастье, что по его образу построили новый. А стоило ли сносить памятник Дзержинскому? Это вопрос спорный. Можно осудить за неправедные дела человека, исторического деятеля. Но умолчать о его роли, значимой и масштабной, нельзя.
Доказательство второе. Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» в своём стремлении перестроить Россию собирался «место расчистить». Он имел в виду, очевидно, разрушение прежнего государственного порядка революционным, насильственным путём. И тут не до культуры с её памятниками и всяческими излишествами. И «Рафаэль гроша медного не стоит». Это его, Базарова, изречение.
История показала, насколько не правы люди базаровского типа. Смысл жизни — в созидании, а не в разрушении.
Здесь искали:
- проблема сохранения культурного наследия аргументы
- проблема вклада в отечественную культуру аргументы
- проблема сохранения памятников культуры аргументы
sochineniye.ru
| / Сочинения / ЕГЭ / Часть C / Проблема уничтожения культурного наследия России (по тексту А.Солженицына) В своем тексте А. Солженицын поднимает проблему варварского уничтожения культурного наследия России. Разрушая памятники старины, люди словно предают забвению собственное прошлое, отбрасывая, как ненужный сор, древние обычаи, традиции, складывавшуюся веками культуру. Страшно себе представить, сколько церквей, старых домов, древних дворянских усадеб было уничтожено столетие назад и сколько их разрушается сейчас. «Москва – уходит!» — так звучат слова героини произведения Солженицына, и мы словно чувствуем, как вместе с Москвой уходит и вся старая Россия, и на её месте остаются одни лишь заброшенные «груды камня». Автор заставляет читателей почувствовать глубокое сожаление о разрушенной красоте описанного им уголка Москвы. Через мысли и чувства главного героя, поражённого видом руин на месте маленькой церкви, как будто доносятся до нас размышления самого автора о том, как ужасно видеть последствия безбожного глумления людей над собственным национальным достоянием. Позиция писателя ясно прослеживается на протяжении всего текста: уничтожение памятников старины в его понимании – это ужасное злодеяние, при виде следов которого становится «горячо в глазах». Мне близка позиция автора, так как я считаю, что разграбление и осквернение памятников культуры – это преступление против Родины. Если человек осмеливается поднять руку на красоту, созданную предыдущими поколениями, то он просто варвар, не способный ценить и понимать того, что могло бы дать ему приобщение к культуре его народа. Известный публицист Д. Лихачёв в «Письме сорок первом» из цикла «Письма о добром и прекрасном» говорит о том, что утрата памятников культуры невосстановима, потому что каждый памятник индивидуален, и если его разрушить, то навсегда потеряется своеобразие той эпохи, в которую он был построен. Даже после реставрации старые здания не выглядят так, как раньше, – ведь «от умерших остаются только портреты». В истории есть пример замечательного человека, боровшегося за сохранение российской культуры. П. Д. Барановский (1892—1984) — известный реставратор, в годы советской власти совершивший настоящий подвиг, спасая памятники архитектуры. Так, он спас от разрушения храм Василия Блаженного. По его чертежам был восстановлен Казанский Собор на Красной Площади, построенный в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году. По его инициативе создан музей Андрея Рублева и первый в России музей под открытым небом в Коломенском. Он спас около 90 церквей. Его заслуги перед Россией поистине неоценимы. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен воспринимать наследие прошлого как ненужный хлам. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и потому каждый из нас обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. 390 слов Добавил: Elistratova
/ Сочинения / ЕГЭ / Часть C / Проблема уничтожения культурного наследия России (по тексту А.Солженицына) | Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема исторической памяти. Проблема знания русской истории и уважения к ней. Проблема сохранения культурного наследия, памятников старины, церквей, икон, русских деревень
- М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Бородино». В стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одному из самых драматических моментов в русской истории — Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриотическим пафосом, автор гордится героическим прошлым своей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Бородинской битвы, их мужеством, стойкостью, силой духа, любовью к России:
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..
В финале стихотворения автор сравнивает героическое прошлое Родины и ее современность, и сравнение это не в пользу современной ему России.
Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись!
Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и светлого начал, и как следствие — сложная, непредсказуемая судьба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история показала, насколько поэт был прав в своем предвидении.
- Н. Рубцов — стихотворение «Видения на холме». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы»: Россия, Русь!Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.
Однако есть у поэта то, что он может противопоставить этому всемирному злу. Это образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных ус-. тоев и сила духа русского народа.
- В. Распутин — повесть «Прощание с Матерой» (см. сочинение «Проблема исторической памяти»)
- В. Солоухин — «Черные доски: Записки начинающего коллекционера». В этой книге автор пишет о том, как он стал коллекционером, собирателем икон. В. Солоухин рассказывает об отношении нашего государства к иконам, о безжалостном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об иконописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли автора, — соприкосновение с душой народа, с его вековыми традициями…
- В. Солоухин — сборник очерков «Время собирать камни». В этой книге автор размышляет о необходимости сохранения памятников старины — писательских усадеб, домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения Аксакова, Оптиной пустыни. Все эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками, старцами, с духовным развитием народа.
- В. Астафьев — повесть в рассказах «Последний поклон».
В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой родине —деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике лучшие качества — доброту, любовь и уважение к людям, душевную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, людей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства — негодование и восторг, горе и радость. «Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они — большая и маленькая — неразделимы, они — друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и трудиться», — пишет В. Астафьев. Это чувство Родины становится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи писателя от тех несчастий, что выпали надолю его малой родины: пришла коллективизация, были разорены семьи, разрушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя писателя были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории,- деревня стала превращаться в пригород старых дачных поселков. С грустью пишет обо всем этом автор. И призывает читателей не становиться Иванами, не помнящими родства, уважать свои корни, истоки.
referat5top.ru
проблема исторической памяти. Аргументы из произведений
Именно в прошлом человек находит источник для формирования сознания, поиска своего места в окружающем мире и обществе. При потере памяти утрачиваются все социальные связи. Она является определенным жизненным опытом, осознанием пережитых событий.
Что такое историческая память
Она предполагает сохранение исторического и общественного опыта. Именно от того, насколько бережно в семье, городе, стране относятся к традициям, напрямую зависит историческая память. Сочинение по данной проблеме часто встречается в тестовых заданиях по литературе в 11 классе. Уделим и мы этому вопросу немного внимания.
Последовательность формирования исторической памяти
У исторической памяти есть несколько этапов формирования. Спустя некоторое время люди забывают о случившихся событиях. Жизнь постоянно преподносит новые эпизоды, наполненные эмоциями и необычными впечатлениями. К тому же часто в статьях и художественной литературе события давно минувших лет искажаются, авторы не только меняют их смысл, но и вносят изменения в ход сражения, расположение сил. Появляется проблема исторической памяти. Аргументы из жизни каждый автор приводит свои, с учетом личного видения описываемого исторического прошлого. Благодаря разной трактовке одного события у обывателей появляется возможность делать собственные выводы. Конечно же, чтобы обосновать свою мысль, понадобятся аргументы. Проблема исторической памяти существует в обществе, лишенном свободы слова. Тотальная цензура приводит к искажению реальных событий, представлению их широких слоям населения только в нужном ракурсе. Истинная память может жить и развиваться лишь в демократическом обществе. Для того чтобы информация переходила к следующим поколениям без видимых искажений, важно уметь сопоставлять события, которые происходят в реальном времени, с фактами из прошлой жизни.
Условия формирования исторической памяти
Аргументы на тему «Проблема исторической памяти» можно найти во многих произведениях классиков. Для того чтобы общество развивалось, важно анализировать опыт предков, делать «работу над ошибками», использовать то рациональное зерно, которое было у прошлых поколений.
«Черные доски» В. Солоухина
В чем основная проблема исторической памяти? Аргументы из литературы рассмотрим на примере данного произведения. Автор повествует о разграблении в родном селе церкви. Происходит сдача уникальных книг в качестве макулатуры, из бесценных икон делают ящики. Прямо в церкви в Ставрово организуется столярная мастерская. Еще в одной открывают машинно-тракторную станцию. Приезжают сюда грузовики, гусеничные тракторы, хранят бочки с топливом. Автор с горечью говорит о том, что ни коровником, не подъемным краном нельзя заменить Московский Кремль, церковь Покрова на Нерли. Нельзя располагать дом отдыха в монастырском здании, в котором находятся могилы родственников Пушкина, Толстого. В произведении поднимается проблема сохранения исторической памяти. Аргументы, приводимые автором, бесспорны. Не тем, кто умер, лежит под могильными плитами, нужна память, а живым!
Статья Д. С. Лихачева
В своей статье «Любовь, уважение, знание» академик поднимает тему поругания народной святыни, а именно рассказывает о взрыве памятника Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года. Лихачевым поднимается проблема исторической памяти народа. Аргументы, приводимые автором, касаются вандализма по отношению к данному произведению искусства. Ведь монумент был благодарностью народа брату-грузину, который мужественно сражался за независимость России. Кто мог разрушить чугунный памятник? Только тот, кто не имеет представления об истории своей страны, не любит Родину, не гордится Отчизной.
Взгляды на патриотизм
Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти поднята в «Письмах из русского музея», автором которых является В. Солоухин. Он говорит о том, что, рубя собственные корни, стремясь впитывать иноземную, чужую культуру, человек теряет свою индивидуальность. Этот русский аргумент проблем исторической памяти поддерживают и другие патриоты России. Лихачевым была разработана «Декларация культуры», в которой автор призывает защищать и поддерживать культурные традиции на международном уровне. Ученый подчеркивает, что без знания гражданами культуры прошлого, настоящего у государства не будет будущего. Именно в «духовной безопасности» нации заключается общенациональное бытие. Между внешней и внутренней культурой должно быть взаимодействие, только в этом случае общество будет подниматься по ступеням исторического развития.
Проблема исторической памяти в литературе 20 века
В литературе прошлого века центральное место занимал вопрос ответственности за страшные последствия прошлого, в произведениях многих авторов присутствовала проблема исторической памяти. Аргументы из литературы служат тому прямым доказательством. К примеру, А. Т. Твардовский призывал в своей поэме «По праву памяти» переосмыслить печальный опыт тоталитаризма. Не обошла стороной эту проблему и Анна Ахматова в знаменитом «Реквиеме». Она раскрывает всю несправедливость, беззаконие, которые царили в то время в обществе, приводит весомые аргументы. Проблема исторической памяти прослеживается и в творчестве А. И. Солженицына. Его рассказ «Один день Ивана Денисовича» содержит приговор государственной системе того времени, в которой приоритетами стали ложь и несправедливость.
Бережное отношение к культурному наследию
Центром всеобщего внимания является вопросы, связанные с сохранением памятников старины. В суровый постреволюционный период, характеризующийся сменой политического строя, происходило повсеместное уничтожение прежних ценностей. Русские интеллигенты пытались любыми способами сохранить культурные реликвии страны. Д. С. Лихачев выступал против застройки Невского проспекта типовыми многоэтажными домами. Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти была затронута и российскими кинематографистами. На средства, собранные ими, удалось отреставрировать усадьбы Абрамцево и Кусково. В чем заключается проблема исторической памяти войны? Аргументы из литературы свидетельствуют о том, что актуален этот вопрос был во все времена. А.С. Пушкин говорил, что «неуважение к предкам – первый признак безнравственности».
Тема войны в исторической памяти
Что такое историческая память? Сочинение по данной тематике можно написать на основе произведения Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». Его герой манкурт является человеком, которого насильно лишили памяти. Он стал рабом, у которого нет прошлого. Ни имени, ни родителей манкурт не помнит, то есть ему сложно осознавать себя человеком. Писатель предупреждает о том, что подобное существо опасно для социального общества.
Перед Днем Победы среди молодых людей был проведен социологический опрос. Вопросы касались даты начала и окончания Великой Отечественной войны, важных сражений, военачальников. Полученные ответы оказались удручающими. Многие ребята не имеют представления ни о дате начала войны, ни о противнике СССР, никогда не слышали о Г. К. Жукове, Сталинградской битве. Опрос показал, насколько актуальна проблема исторической памяти войны. Аргументы, приводимые «реформаторами» программы курса истории в школе, которые уменьшили количество часов, отводимых на изучение Великой Отечественной войны, связаны с перегрузкой учащихся. Подобный подход привел к тому, что современное поколение забывает прошлое, следовательно, важные даты истории страны не будут переданы следующему поколению. Если не уважать свою историю, не почитать собственных предков, утрачивается историческая память. Сочинение для успешной сдачи ЕГЭ можно аргументировать словами русского классика А. П. Чехова. Он отмечал, что для свободы человеку нужен весь земной шар. Но без цели его существование будет абсолютно бессмысленным. Рассматривая аргументы к проблеме исторической памяти (ЕГЭ), важно отмечать, что существуют ложные цели, которые не созидают, а разрушают. Например, герой рассказа «Крыжовник» мечтал купить собственную усадьбу, посадить там крыжовник. Поставленная цель его полностью поглотила. Но, достигнув ее, он потерял человеческий облик. Автор отмечает, что его герой «располнел, обрюзг… — того и гляди, хрюкнет в одеяло».
В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показана судьба человека, служившего ложным ценностям. Герой поклонялся богатству как богу. После смерти американского миллионера оказалось, что настоящее счастье прошло мимо него.
Поиск смысла жизни, осознание связи с предками удалось показать И. А. Гончарову в образе Обломова. Он мечтал сделать свою жизнь другой, но его желания не были воплощены в реальность, не хватило сил.
При написании на ЕГЭ эссе по теме «Проблема исторической памяти войны» аргументы можно привести из произведения Некрасова «В окопах Сталинграда». Автор показывает настоящую жизнь «штрафников», которые готовы ценой своей жизни отстоять независимость Отчизны.
Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку
Для того чтобы получить хороший балл за сочинение, выпускник должен аргументировать свою позицию, используя литературные произведения. В пьесе М. Горького «На дне» автор продемонстрировал проблему «бывших» людей, утративших силы для борьбы ради своих интересов. Они осознают, что жить так, как они, нельзя, и необходимо что-то менять, только делать что-либо для этого они не планируют. Начинается действие этого произведения в ночлежке, там же и завершается. Ни о какой памяти, гордости за своих предков речи даже не идет, герои пьесы об этом даже не задумываются.
Одни пытаются, лежа на диване, рассуждать о патриотизме, другие, не жалея сил и времени, приносят своей стране реальную пользу. Нельзя оставить без внимания, рассуждая об исторической памяти, удивительный рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем говорится о трагической судьбе простого солдата, потерявшего во время войны своих родных. Встретив мальчика-сироту, он называет себя его отцом. О чем свидетельствует данный поступок? Обычный человек, который прошел через боль утрат, пытается противостоять судьбе. В нем не угасла любовь, и он хочет подарить ее маленькому мальчику. Именно желание творить добро дает солдату силы жить, несмотря ни на что. Герой рассказа Чехова «Человек в футляре» рассказывает о «довольных собой людях». Имея мелкособственнические интересы, пытаясь отстраниться от чужих бед, они абсолютно равнодушны к проблемам других людей. Автор отмечает духовное оскудение героев, которые возомнили себя «хозяевами жизни», а в реальности являются обычными мещанами. Они не имеют настоящих друзей, их интересует только собственное благополучие. Взаимовыручка, ответственность за другого человека ярко выражена в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Все подопечные капитана Васкова не просто вместе сражаются за свободу Родины, они живут по человеческим законам. У Симонова в романе «Живые и мертвые» Синцов на себе выносит товарища с поля боя. Все аргументы, приведенные из различных литературных произведений, помогают понять суть исторической памяти, важность возможности ее сохранения, передачи другим поколениям.
Заключение
При поздравлении с каким-либо праздником звучат пожелания мирного неба над головой. О чем этого свидетельствует? О том, что историческая память о тяжелых испытаниях войны передается из поколения в поколение. Война! Всего пять букв в этом слове, но сразу возникает ассоциация со страданиями, слезами, морем крови, смертью родных и близких. Войны на планете, к сожалению, проходили всегда. Стоны женщин, плач детей, отголоски войны должны быть знакомы подрастающему поколению по художественным фильмам, литературным произведениям. Нельзя забывать о тех страшных испытаниях, что выпали на долю русского народа. В начале 19 века Россия участвовала в Отечественной войне 1812 года. Чтобы жива была о тех событиях историческая память, русские писатели в своих произведениях постарались передать особенности той эпохи. Толстой в романе «Война и мир» показал патриотизм народа, его готовность отдать жизнь за Отчизну. Читая поэмы, рассказы, романы о Партизанской войне, Бородинском сражении, молодые россияне получают возможность «побывать на полях сражений», почувствовать ту атмосферу, что царила в тот исторический период. В «Севастопольских рассказах» Толстой рассказывает о героизме Севастополя, проявленном в 1855 году. События описаны автором настолько достоверно, что складывается впечатление, что он сам был очевидцем той битвы. Мужество духа, уникальная сила воли, удивительный патриотизм жителей города достойны памяти. Толстой ассоциирует войну с насилием, болью, грязью, страданиями, смертью. Описывая героическую оборону Севастополя в 1854-1855 годов, он подчеркивает силу духа русского народа. Б. Васильев, К. Симонов, М. Шолохов, другие советские писатели многие свои произведения посвятили именно сражениям Великой Отечественной войны. В этот сложный для страны период женщины трудились и сражались наравне с мужчинами, даже дети делали все, что было в их силах. Ценой жизни они пытались приблизить Победу, сохранить независимость страны. Историческая память помогает сохранять в мельчайших деталях информацию о героическом подвиге всех бойцов и мирных жителей. Если будет утрачена связь с прошлым, страна потеряет свою независимость. Этого допускать нельзя!
fb.ru
Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Память (таблица)
В данном материале мы акцентировали внимание читателя на основных проблемах, поднимаемых в текстах на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, иллюстрирующие данные проблемы, находятся под соответствующими заголовками. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.
Сохранение природного наследия
- В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор затрагивает очень важную для всего общества проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить достойного будущего. Природа — это тоже память, наша история. Так, гибель острова Матёра и одноименной маленькой деревушки стали причиной утраты памяти о прекрасных днях жизни в этой местности, ее прежних жителях… К сожалению, лишь старшее поколение, например, главная героиня Дарья Пинигина, понимали, Матёра — не просто остров, это связь с прошлым, памятью предков. Когда Матёра скрылась под водами бушующей Ангары, и последний житель покинул это место, память умерла.
- История героев научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» также является подтверждением того, что природа — часть нашей общей истории. Природа, время и память — все эти понятия сплетаются воедино, и это подчеркивает писатель-фантаст. Смерть маленького существа, бабочки, стала причиной гибели будущего всего мира. Вмешательство в жизнь дикой природы доисторического прошлого обошлось очень дорого жителям планеты Земля. Таким образом, проблема сохранения природного наследия в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» поднимается для того, чтобы люди задумались о ценности окружающей среды, потому что она неразрывно связана с историей человечества.
Сохранение культурного наследия
- В книге советского и российского филолога и культуролога Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» раскрывается проблема сохранения культурного наследия. Автор заставляет своих читателей задуматься о том, что значат для человека памятники культуры. Доктор филологических наук напоминает нам, что, в отличие от природных объектов, архитектурные сооружения не способны к самовосстановлению. Он призывает всех принимать активное участие по сохранению памяти, застывшей в глине и гипсе. По его мнению, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. Это утверждение должно убедить каждого неравнодушного человека попытаться разрешить проблему сохранения культурного наследия, поставленную Д.С. Лихачевым.
- В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» один из главных героев, Павел Петрович Кирсанов, уверен в том, что культура незаменима в жизни людей. Автор пытается донести через этого героя мысль о важности культурного наследия не только нигилисту Евгению Базарову, но и всем читателям. Без целебного влияния искусства Евгений, например, не смог понять себя и вовремя осознать, что он – романтик, и тоже нуждается в тепле и ласке. Именно духовная сфера помогает нам познать самих себя, поэтому мы не можем ее отрицать. Музыка, изобразительное искусство, литература делают человека благородным, нравственно красивым, поэтому необходимо заботиться о сохранении памятников культуры.
Проблема памяти в семейных отношениях
- В рассказе К.Н. Паустовского «Телеграмма» Настя долгие годы забывала о своей матери, не приезжала, не навещала. Она оправдывалась каждодневной занятостью, но никакие дела не сравнятся по важности с родной матерью. История главной героини дается автором в назидание читателю: забота и любовь родителей не должны забываться детьми, потому что однажды станет поздно отплатить им тем же. Так случилось и с Настей. Лишь после смерти матери девушка поняла, что очень мало времени уделила той, что оберегала ее сон у детской кроватки.
- Слова родителей, их наставления порой запоминаются детям на долгие годы и даже на всю жизнь. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Петр Гринев, очень четко уяснил для себя простую истину отца «береги честь смолоду». Благодаря родителям и их наставлениям, герой никогда не сдавался, никого не обвинял в своих проблемах, с честью и достоинством принимал поражения, если того требовала жизнь. Память о родителях была чем-то сакральным для Петра Гринева. Он уважал их мнение, старался оправдать доверие к себе, впоследствии это помогло ему стать счастливым и свободным.
Проблема исторической памяти
- В романе Б. Л. Васильева «В списках не значился» главный герой еще не успел отметиться на боевом посту, как началась кровопролитная Вторая Мировая Война. Он вложил все молодые силы в защиту Брестской крепости, в ходе которой погибли все. Даже оставшись в одиночестве, он не переставал наводить ужас на оккупантов своими ночными вылазками. Когда Плужникова поймали, враги отдали ему честь, так как советский солдат поразил их своей отвагой. Но название романа говорит нам о том, что множество таких безымянных героев утеряны в сутолоке дней, когда их просто не успели внести в очередной список. Но сколько они, неузнанные и забытые, сделали для нас? Для того чтобы мы хотя бы это сохранили в нашей памяти, автор посвятил подвигу Николая Плужникова целое произведение, ставшее тем самым памятником боевой славы на братской могиле.
- В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» описывается общество, отрицающее свою историю. Как мы видим, их идеальная, не омраченная воспоминаниями жизнь стала лишь приторным и бессмысленным подобием настоящей жизни. У них не осталось чувств и эмоций, семьи и брака, дружбы и других ценностей, определяющих личность. Все новые люди – пустышки, существующие по законам рефлексов и инстинктов, примитивные создания. На их фоне выгодно выделяется Дикарь, чье воспитание было построено на связи с достижениями и поражениями прошлых эпох. Именно поэтому его индивидуальность неоспорима. Только историческая память, выражающаяся в преемственности поколений, позволяет нам развиваться гармонично.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Ирина Романова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru