Проблема гениальности аргументы – Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности — Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ — ЕГЭ 2014

Аргументы к сочинению по проблеме природы гениальности человека.

1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Возможно ли, чтобы природой гения было злодейство? Над этим вопросом размышляет Александр Сергеевич Пушкин в своём вечном произведении. Сальери на протяжении долгого времени мучается самым страшным грехом – грехом зависти. По его мнению, Моцарт не достоин своего таланта. Он с лёгкостью сочиняет шедевры и смеётся над уличным музыкантом, чудовищно коверкающим его величайшее творение. Сальери пронизывает злоба, он принимает решение исправить ошибку природы и убить Моцарта. Но тот спокойно провозглашает, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Сальери, уже опустивший яд в стакан Моцарта, задумывается, что если он (Моцарт) прав? Тогда значит, что он, Сальери, не гений! И осознание этого так явственно становится правдой для него, что всё теряет смысл. Своим поступком он исключает себя из числа гениев, к кому ещё минуту назад причислял его Моцарт.

2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Герой романа наделён талантом, его гениальность в том, что он написал роман о Понтии Пилате. Книга оказалась неугодной официальным окололитературным кругам, потому что в ней ставился вопрос о справедливости решения власти. Сомнения, которые мучили Пилата после вынесения приговора Иешуа, свидетельствуют о его человеческой сущности, но он не может сомневаться в справедливости своего решения. Этот факт бросает тень на его образ правителя, вершителя судеб. В тридцатые годы подобные размышления бросали тень на людей, стоящих у власти. Мастер, написавший роман, был чутким, но не умеющим противостоять официальным властям, человеком. Он не способен сопротивляться, и сдаётся. В его природе нет зла, нет зависти. Он добр и честен, понимает, что ему лучше уйти.

3. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Профессор Преображенский – гениальный учёный. Область его изысканий евгеника, наука о наследственном здоровье человека и путях его улучшения, о методах влияния на наследственные качества будущих поколений с целью их совершенствования. Но он ещё озадачен вопросом омоложения. В процессе опытов, он превращает пса в человека, причём человека самого наихудшего, так как материал, используемый в этом опыте, оказался испорченным. Клим Чугункин – убийца, люмпен, маргинал. Эти качества перенимает и пёс Шарик. Став Шариковым, он пьёт, бранится, ворует из дома, устраивается начальником отдела по борьбе с бродячими животными (то есть, себеподобными). В итоге, он претендует на жилплощадь, доносит на профессора, человека, сделавшего его прямоходящим и говорящим. Профессор понимает, что может всё потерять, но не знает, как всё изменить. Доктор Борменталь помогает своему учителю сделать операцию, которая возвращает на место Шарика. Злодейство недопустимо для профессора – гениального учёного.

litera.su

аргументы из литературы и сочинение

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье будут рассмотрены проблема гениальности: аргументы из литературы и авторское сочинение на представленную тему для подготовки к единому государственному экзамену.

В качестве аргументов будут использованы следующие произведения:

– М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”

– Исторические аргументы.


На сегодняшний день социум в жизни человека является наиболее важной частью его деятельности. Общество определяет нормы и правила, при этом, к сожалению, стремится уравнять выделяющихся людей. Безусловно, к таким людям можно отнести гениев. Гении от природы имеют уникальный склад ума, и их поведение очень часто разнится с поведением окружающих. Но может ли гениальность граничить с девиантностью? Можно ли назвать гением человека, который переступил через моральные принципы? Автор поднимает одну из неоднозначных проблем: проблему природы гениальности.

Гранин размышляет над историей Моцарта и Сальери. По мнению автора, Моцарт является гением от природы, в нем заложен определенный уровень мастерства, который всего лишь следует развивать. Сальери, напротив, вынужден всему учиться сам, и всё же ему удается быть равным Моцарту. Однако он убивает в себе гениальность после отравления Моцарта.

Я согласен с позицией автора: гений – это человек, от природы наделенный талантом. Тем не менее, многим гениям присуще девиантное поведение. Обратимся к произведению М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Мастер обладает безупречным писательским талантом. Он пытается создать настоящий шедевр, выходит за рамки обычного человеческого восприятия.

При этом природа его гениальности непонятна обществу того времени, она не отвечает необходимым запросам, а его представителям нужны лишь штампованные “произведения”. В виду этих обстоятельств, гениальному автору нужен лишь покой, он, как говорится, оказался не в то время и не в том месте.

С другой стороны, мы можем обратиться к истории. Некоторых правителей, императоров можно считать гениями. Однако даже спустя сотни лет им сложно приписать этот статус, поскольку они направили свою гениальность в русло жестокости и преступления. Одним из таких людей можно считать Наполеона Бонапарта. Обладая безупречными навыками полководца, будучи признанным выдающимся деятелем в истории Запада, многие не назовут его гением, поскольку он совершил ряд преступлений против других государств.

Проблема гениальности и её природы является очень неоднозначной. Конечно, гениальность не определяется соблюдением моральных принципов и человечности. Но на мой взгляд, по-настоящему гениальный человек не станет направлять свои таланты в русло жестокости. Пример такого человека – Альберт Эйнштейн, который в конце своей жизни стал пацифистом, не признавая свои плоды гениальности и других людей, направленные на истребление человечества.


В данной статьей была рассмотрена

проблема гениальности: аргументы из литературы и авторское сочинение о её природе также были приведены в статье. Данную работу вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Желаем удачной подготовки!

egeshik.ru

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Талант

В подготовке к ЕГЭ по русскому языку часто встречается проблем таланта, которую поднимают многие авторы текстов. Поэтому мы решили найти наиболее популярные аспекты данной проблемы и подобрать литературные аргументы к каждому из них.

Истинный и ложный талант

  1. А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Это произведение из сборника «Маленьких трагедий» повествует о жизни и отношениях двух композиторов. Один из них – великий и гениальный Вольфганг Амадей Моцарт, а другой – завидующий его таланту Антонио Сальери. В то время как первый пишет музыку, словно живет, наполняя ее своими чувствами и эмоциями, второй, «умертвив звуки» и разложив музыку на практически алгебраические составляющие, сочиняет свои произведения. Оба добились хорошей известности, но Сальери понимает, что его дарованию не сравниться с гением Моцарта. Не в силах противостоять своей натуре и искушению, а также осознавая невозможность переносить нахождение в тени настоящего таланта, он губит его с помощью яда. Лишь свершив злодеяние, он осознает свое ничтожество. Невозможно стать гением, убрав с дороги того, кто талантливее. Истинный дар – это то, чего нельзя достичь злодейством.
  2. И. С. Тургенев, «Два четверостишия». Это стихотворение в прозе, больше похожее на притчу, из цикла писателя под названием “Senilia” (старческое). В нем описываются выступления двух поэтов в некоем городе, жители которого не могут жить без хороших стихов. После того, как один из них (поэтов), по имени Юний, прочел свои строки, народ прогнал его с криками и хулой с амвона, обозвав «шутом гороховым». Через некоторое время там слышатся рукоплескание и восторженные крики: аплодируют строкам Юлия. Юний узнает у человека в толпе, что же представил второй поэт, однако это оказываются его собственные стихи, лишь немного измененные. Поэт в отчаянии; истинный талант, выступив не вовремя, оказался отвергнутым, а копия, оказавшись в нужном месте в нужное время, собрала все лавры. Публика вновь оказалась не чутка к настоящему гению, признав такового в жалком подражателе.

Загубленный талант

  1. Джек Лондон, «Мартин Иден». Роман повествует о необразованном матросе, который влюбляется в девушку из высшего света по имени Руфь и, благодаря ей, начинает учиться и просвещаться в духовном и интеллектуальном плане. Перейдя ту границу образованности, за которую девушка не выходит, Мартин Иден расстается с ней и начинает писать рассказы, отправляя их в различные журналы. Никто из издателей не хочет публиковать их до того момента, как ему однажды выпадает счастье быть напечатанным. Вмиг обрушивается на молодого человека слава великого писателя, однако он, прошедший через множество лишений и испытаний, не понимает природы этого идолопоклонничества и маскарада того светского круга, в котором он оказался. Его прежние работы, отвергавшиеся издателями, ничем не хуже того, что он пишет сейчас, так почему же они не были нужны никому? Писатель, осознавший глупость и неразборчивость, лживость публики и напрасность существования своего таланта, сводит счеты с жизнью, спрыгнув с корабля. Так настоящее дарование утопает в море праздности, безразличия и обывательства.
  2. Н. В. Гоголь «Портрет». Главный герой повести, молодой бедный художник Чартков, обладающий «талантом, пророчившим многое», осознает непопулярность истинного искусства. После покупки портрета азиата, чей взгляд на полотне пугал его и…словно искушал, жизнь Чарткова меняется. Из картины выпадает сверток с тысячей червонцев, и на эти деньги художник приобретает все необходимое для написания картин, а также переезжает в роскошные апартаменты. Он начинает заниматься портретами на заказ, чтобы не голодать, и постепенно приобретает славу прекрасного живописца и признанного критика. Однажды он видит картину, написанную его старым товарищем, и она поражает его до глубины души. Художник пытается снова создать нечто прекрасное, однако ничего, кроме посредственных поз и лиц, у него не выходит. По своей вине, гонясь за состоянием, Чартков лишился своего дарования и остался несчастен, осознав это.

Жертва ради таланта

  1. А. Н. Островский, «Таланты и поклонники». В своей комедии в четырех действиях писатель выводит на сцену в качестве главной героини молодую девушку, актрису Александру Негину. Ее мать, тоже актриса, говорит, что с самого детства дочь нельзя было удержать от сцены, театр – это ее жизнь, то, без чего она не может. Она бедна, игра – ее единственный заработок. У Негиной есть жених, Петр Мелузов, который учит ее наукам и честной жизни. Они любят друг друга и собираются пожениться. Однако в последний момент девушка принимает предложение богатого помещика Великатова стать его содержанкой и актрисой в театре, которым будет заведовать он. Понимая, что семейная жизнь для нее невозможна, что она бросит супруга ради того, чтобы снова быть на сцене, хоть это и низко замужней женщине 19 века, Александра жертвует своей любовью во имя своего призвания, своего таланта.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). В своем стихотворении лирик противопоставляет стихотворца, пишущего на потребу публике, снискавшего славы и богатств, истинному творцу, глашатаю правды. Автор призывает отбросить мысли о материальных ценностях, ведь талант не продается. Он ясно демонстрирует презрение лирического «я» самого Лермонтова. По его мнению, быть бедным, но создавать стихи, достойные считаться настоящей поэзией, важнее ложного и незаслуженного богатства.

Непризнанный талант

  1. М. Ю. Лермонтов, «Пророк». Произведение поэта стало своеобразной полемикой с одноименным стихотворением А. С. Пушкина. В нем лирический герой – это отвергнутый обществом человек, изгой. В силу своего таланта и жажды справедливости он не мог лгать, он решился «провозглашать любви и правды чистые ученья», однако остался непонятым обществом. Глухая к слову поэта публика обрекает его на вечное одиночество, скитания и несчастье. В этом и заключается трагедия непризнанного таланта.
  2. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Самый известный роман писателя, действие которого разворачивается в двух реальностях, рассказывает историю главных героев, влюбленных, один из которых – писатель. Мастер (автор нарочно именует его именно так, словно признавая безоговорочность чистоты его таланта) бросает все ради того, чтобы написать свой роман, который был действительно ценным литературным произведением. Но критики, чья роль была затаптывать все, что не является просоветской пропагандой, осудили роман и его автора. Люди, для которых литература и искусство давно превратились в слово- и рифмоплетство, просто не могли понять и завидовали появлению истинного дарования внутри этой бездуховной и плоской, почти антиутопической реальности. В качестве антитезы Булгаков выводит в романе ряд «литераторов», чья деятельность и забота состоит по большей части в посещении ресторана в доме Грибоедова в МАССОЛИТе. Об искусстве и гении в такой среде речи и быть не может.

Целительная сила таланта

  1. Л.Н. Толстой, «Альберт». Главный герой, чьим именем названа повесть, — бедный скрипач, лишившийся своей любви на почве социального неравенства. Личная драма привела его к алкоголю – он жалок, несчастлив и беден. Однако Альберт не утратил своего дара. Оказавшись на балу, он начинает играть и своим мастерством и проникновенным исполнением удивляет всех гостей. Сам он в глазах слушателей тоже преображается, но в особенности в глазах Делесова. Мелодия скрипки возродила в его душе былую возлюбленную, и он захотел забрать скрипача к себе, чтобы вытащить его из того жалкого и незаслуженного положения, в котором тот жил. Настоящий талант способен перевернуть жизнь и взгляд на мир человека.
  2. К.Г. Паустовский, «Старый повар». В этом рассказе автор пишет об умирающем старике, который ослеп несколько лет назад от жара печи, с которой работал всю жизнь. Он не любит священников, поэтому дает своей дочери Марии поручение привести первого встречного с улицы, чтобы исповедаться ему. Незнакомец, войдя в дом, спрашивает о последнем желании старого повара, а тот отвечает, что больше всего на свете хотел бы видеть свою покойную жену. Незнакомец начинает играть на клавесине, и эта музыка воскрешает в сознании умирающего его любимую, а когда тот спрашивает имя чужака, незнакомец отвечает: «Вольфганг Амадей Моцарт». Так истинный талант своим творчеством делает для людей невозможное возможным, помогая преодолевать даже самые тяжелые моменты в жизни.

Автор: Юлия Четверикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Проблема гениальности и таланта - Итоговое сочинение 2017


Сочинение ЕГЭ по тексту: "Когда-то давно меня задел одни разговор,  случайный летний разговор на берегу моря.  Я уже не помню точно фраз"  (по Д.А. Гранину).

Полный текст

(1) Когда-то давно меня задел одни разговор, случайный летний разговор на берегу моря. (2) Я уже не помню точно фраз, но спорили о том, кто Сальери для Пушкина. (3) Противник, злодей, которого он ненавидит, или же это воплощение иного отношения к искусству? (4) Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (5) А что если для Пушкина Моцарт и Сальери - это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал? (6) От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. (7) Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (8) Злодейством был фашистский мотоциклист. (9) В блестящей чёрной коже, в черном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному проселку. (10) Мы лежали в кювете. (11) Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда несся грохочущий черный мотоцикл. (12) Винтовка дрожала в моих руках. (13) Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери. (14)Это пришло куда позже - тогда, на войне, надо было стрелять. (15) Могут ли гении совершать злодейства? (16) Может ли злодей-убийца Сальери оставаться гением? (17) Оттого, что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (18) Что же, злодейство доказывает, что Сальери не гений? (19)Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души. (20) Гений- не столько степень таланта, сколько свойство его-некое нравственное начало, добрый дух. (21)Слово "гений" ныне обычно связано с великими изобретениями, открытиями. (22) Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. (23) Наверное, тут следует разделить: открытие может быть гениальным, но гений- не только открытие. (24) В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. (25) Моцарт восторгается всем хорошим, что есть у Сальери. (26) Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно изливается абсолютным совершенством. (27) Проще всего было бы объяснить ненависть завистью, о которой твердит сам Сальери. (28)Но разве Сальери - лишь завистник? (29) Он смолоду признает чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними. (30) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь. (31)Может ли человек стать гением? (32) Достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (33) Сальери считал, что-да, может. (34) Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремленная, в каком-то смысле идеальная прямая. (35) Таким мне представлялся идеал ученого. (36) Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. (37) Сальери одержим. (38) Но идея у него особая - стать творцом. (39) Способность творить ему не была дана, он добывал её, вырабатывал. (40)Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. (41)В наше время, задавшись такой целью, он мог бы стать выдающимся кибернетиком. (42) Но и композитором он стал выдающимся. (43)Музыка его нашла признание. (44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов. (45)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (46) Грань тут неуловимая. (47) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим. (48)Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу. (49) До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба - и Моцарт, и Сальери - были равноправные сыновья гармонии. (50) Но теперь гений отделился, яд разделил их. (51) Последнее средство отделить подлинный гений от мнимого - это нравственное испытание. (52) Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (53) Маска сорвана. (54) Сущность открывается и самому Сальери. (55) Вместе с ядом начинает действовать логическая схема: гений для Моцарты не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений. (56)Нравственное начало становится пробой гения. (57) И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несет это нравственное начало. (58) Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (59) Остаётся злодейство, но торжествует гений.

Что такое талант? Гениальность? Это нечто, данное свыше, или то, чего мы можем добиться сами. Именно этой проблеме, которую Пушкин назвал «гений и злодейство», и посвящен текст Д. Гранина. Автора задел спор на пляже, касающийся Моцарта и Сальери из «Маленьких Трагедий» Пушкина. Точно ли поэт осуждает Сальери? И если да, то за что? Автор приводит свои рассуждения сначала о злодействе (вспоминая военные годы), а затем – о гении.

Позиция автора ясна и понятна. Гениальность – не столько степень таланта, сколько свойство его, добрый дух. Автор уверен, что гениальность может быть присуща любому человеку, но гением может стать только порядочный, светлый творец, тот, для кого важны понятия нравственности. Гранин убежден, что единственное средство отличить подлинный гений от мнимого – это нравственное испытание. Безнравственный человек не может стать гением.

Я согласен с мнением автора статьи. Не может быть гениальным творцом тот, кто одержим дурными мыслями. Ведь душа композитора или поэта отражается в его произведениях. Гений наделён от природы талантом: он творит по наитию, в результате таинственного озарения, «которое свободно изливается абсолютным совершенством».

Классическим примером для подтверждения этой мысли является стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг». Поэт прямо ставит свои заслуги, как поэта, зависимость от морали: «чувства добрые я лирой пробуждал», «восславил свободу и милость к падшим призывал». Пушкин не сомневается в том, что гений и злодейство – две вещи несовместимые.

В подтверждение этому также можно вспомнить роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Автор этого произведения рассказывает нам о Мастере, который впервые начал заниматься тем, о чем давно мечтал. Он начал писать роман. Но писатели и критики единодушно осудили Мастера за его произведение. Так было, потому что люди боялись и завидовали. А истинному гению не виданы ни трусость, ни зависть. Он намного выше этих низменных чувств, и, несмотря на многочисленные осуждения, он всё равно продолжал творить.

Поистине прав поэт. Насколько талантлив не был бы человек, но если он упустил верный, праведный путь, то ему таланту не суждено развиться до гениальности. Для любого творца очень важно иметь высокие моральные принципы, ведь только тогда человек может быть в гармонии со своим внутренним миром.

(335 слов)

decsoch.ru

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности? - Сочинения, Рефераты, Доклады
  • Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству требует от че­ловека самоотдачи, подвига; настоящий художник должен все возложить на алтарь поэзии, включая собственную жизнь. В этом состоит идея долга художника перед людьми.
  • А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, тво­рящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство—две вещи несовместные», — го­ворит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Мо­царта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, без­защитен перед жизнью.
  • Н.С. Лесков — сказ «Левша». В этом сказе автор ис­следует природу подлинного таланта. Каким же предстает Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий че­ловек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любя­щий Россию, людей, природу. В душе его нет ни тени корыс­ти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека.
  • Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге автор размышляет о приро­де подлинного таланта. В качестве примера он приводит А.С. Пушкина. Писатель указывает читателю на разницу между гением и просто одаренным, неплохим писателем. Так­же он отмечает необыкновенную гармоничность, теплоту, сол­нечность пушкинского творчества. Поэзия Пушкина — это великолепное средство от беды, горя, депрессии. Пушкин — национальный гений, несущий в себе вечную загадку.

referat5top.ru

Банк аргументов к сочинению ЕГЭ 1 страница


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
Стр 1 из 3Следующая ⇒

Часть 1 (основные проблемы + аргументы)

Проблема Аргументы
Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.
Положительные процессы, связанные с изменением языка. 1) И. Абелева в книге «Речь о речи».В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками. 2) Американский философ Ралф Эмерсоноднажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».
Духовное совершенствование человека 1) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть). 2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.
Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению.
Низкое качество современной литературы Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков.
Проблема духовности в современном мире Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.
Проблема нравственной прочности человека, совести Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.
Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».
Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом. А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень».Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение. М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.
Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология) В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.
Проблема памяти о детстве Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности.
Взаимоотношения человека и природы, красота природы Ф.И. Тютчев, лирика. Человек у него – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. С.Есенин, лирика. Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы.
Проблема понимания красоты Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве. Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно возродить мир.
Современное телевидение Ю.Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают “виртуальную реальность”… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством “расчеловечивания человека”. Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и “пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна”.
Проблема дружбы 1) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова. 2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»). 3) А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: Друзья мои, прекрасен наш союз! Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.
Проблема любви Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота. Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне. А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви. Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»). Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.
Проблема ревности Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.
Проблема выбора жизненного пути 1. И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку. 2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.
Проблема героизма и предательства В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни. В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.
Проблема отцов и детей, современной молодежи 1) А.Н. Островский, драма «Гроза». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова он показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара). 2) И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Базаров – представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирения и единства. Столкновение неизбежно.
Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий А.Н. Островский (драма «Гроза»). Понятие «Темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой – власть денег, грубость, брань. Кабаниха – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.
Проблема интеллигентности Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все. Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.
Человек и война Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении. Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.
Проблема одиночества человека в современной мире. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

Часть 2 (банк проблем, позиций автора и аргументов из художественной и публицистической литературы)

Проблема Позиция автора Аргументы
Проблема души, внутреннего мира по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека. 1 аргумент: если в основе наших поступков лежит доброта, справедливость, стремление помочь ближнему, то мы настроены на позитив в общении. Такое мироощущение надо воспитывать. (Пример: детство, Наташа Ростова). 2 аргумент: Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. (Пример: бабушка, Андрей Болконский и дуб).
Проблема роли искусства в жизни человека искусство воспитывает в нас чувство прекрасного. 1 аргумент: человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. (Пример: музыка Чайковского, картины художников). 2 аргумент: произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты. (Пример: Наташа Ростова).
Проблема взаимосвязи человека и природы. природа – это и храм, и мастерская, и часть нас. 1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль, Цимлянское водохранилище, Байкал). 2 аргумент: сегодня стоит вспомнить о том, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами. Чувство любви к природе помогают воспитать в нас произведения русской классики. (Пример: Наташа Ростова).
Проблема экологии. спасти природу, оставить потомкам цветущую планету, а не выжженную землю – задача каждого из на 1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль, Цимлянское водохранилище, Байкал). 2 аргумент: сегодня задачу спасения экологии нужно решать на планетарном уровне. Это союз стран, государственные программы, общественные организации, воспитание в семье. (Пример: В. Путин с охраной заповедников, спасение уссурийских тигров). Не хочу, чтобы мои дети, читая рассказы И .С. Тургенева «Записки охотника», спрашивали меня, на какой планете происходит действие.
Проблема доброты. торопитесь делать добро. 1 аргумент: в наши дни люди всё чаще поступают, руководствуясь эгоистическими побуждениями. Равнодушие стало чуть ли не нормой, а в обществе очень многие нуждаются в помощи. Наше бездушие – это оружие в руках зла. (Пример: бездомные, больные, бомжи). 2 аргумент: доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. (Пример: Наташа Ростова).
Проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции. для чиновников, которые думают только о собственной выгоде, люди с их проблемами, горем не существуют. В современной России с этим злом нужно бороться на государственном уровне. 1 аргумент: невозможно построить демократическое государство, в котором будут уважать личность, не искоренив эти пороки. Прежде всего, это продуманная государственная политика, воспитание гражданского сознание, активной жизненной позиции. (Пример: указ Президента о борьбе с коррупцией, декларация доходов чиновников). 2 аргумент: прекрасным оружием в борьбе с этими пороками является русская литература. Сатира не оставляет никого равнодушными. (Пример: Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души», С.-Щедрин сказки, Маяковский).
Проблема милосердия. наше общество больно равнодушием. Нужно возрождать милосердие. 1аргумент: милосердие нужно воспитывать в человеке с детства. Сегодня многие нуждаются в помощи и поддержке. (Пример: Чулпан Хаматова). 2 аргумент: уроки милосердия, доброты преподаёт нам русская литература. ( Наташа Ростова, соня Мармеладова).
Проблема роли книг в жизни человека. книги – наши надёжные друзья и спутники. 1 аргумент: сегодня к уровню образования человека предъявляются высокие требования. Необходимо пополнять беспрерывно свои знания. Самообразование невозможно без книг.(Пример: Д.Карнеги «Язык убеждения»). 2 аргумент: в формировании нравственных качеств личности большую роль играют книги (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Проблема чтения в современном обществе. в России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества. 1 аргумент: люди сегодня живут в очень напряжённом ритме. Книги всё чаще воспринимаются как отдых, развлечение. Однако такое чтение воздействует отрицательно на эмоциональный мир человека. (Пример: фэнтези, книги-однодневки Донцовой). 2 аргумент: общество утрачивает нравственные ценности. Это ведёт к разобщённости, равнодушию, жестокости. Нужно прививать любовь к чтению русской классики (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Проблема развития и сохранения русского языка. сохранение русского языка – задача каждого из нас. 1 аргумент: сегодня наблюдается засорение русского языка иностранными словами, жаргонной лексикой. Речь молодёжи очень скудная, однообразная. Нужно воспитывать любовь к слову с детства. (Пример: семья). 2 аргумент: это задача государственного уровня. Прежде всего, стоит обратить внимание на язык СМИ. (Пример: показ фильмов – экранизация классики)
Проблема культуры речи. сегодня очень важно владеть культурой речи. 1 аргумент: культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии. А. П. Чехов утверждал: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере».(Пример: личный). 2 аргумент: произведение русской классики- образцы культуры речи. (А. С. Пушкин и т.д.).
Проблема развития науки. современная наука шагнула далеко вперёд, надо развивать её. 1аргумент: благодаря открытиям науки сегодня побеждены многие болезни, решается вопрос продления жизни человека до нескольких столетий, совершён прорыв в космос. Для того чтобы выйти на мировую арену Россия должна развивать науки (Пример: создание условий для учёных, развитие молодёжи: олимпиады, конкурсы и т. д.) 2 аргумент: сегодня важно, какова моральная основа личности учёного, во благо или зло для человечества совершаются открытия (Пример: профессор Преображенский из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», академик Сахаров, «отец водородной бомбы»).
Проблема развития техники. сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, однако это не всегда является благом для человека. 1 аргумент: наш быт немыслим без техники. Она позволяет решить быстро и эффективно ряд проблем. (Пример: Интернет, мобильный телефон, бытовая техника ит. д.). 2 аргумент: благодаря совершенной технике у человека освободилось время для самоусовершенствования. Но он стал ленив. Активному отдыху, спорту, театру предпочитает лежание на диване. (Пример: Обломов из романа И. А. Гончарова; наше поведение на природе).
Проблема образования в наши дни. образование переживает период реформ, который сложно воспринимается в обществе. 1 аргумент: реформы вызваны изменениями в России. Стремление страны войти в число ведущих европейских держав невозможно без преобразований. Но это болезненный неоднозначный процесс. (Пример: введение ЕГЭ). 2 аргумент: важно сохранить лучшие достижения русского образования, чтобы не утратить самобытность. Наша страна всегда славилась талантами. (Пример: лауреаты 20 века в области литературы: И. А. Бунин, М.А. Шолохов, Б.Пастернак, А. Солженицын).
Проблема роли дружбы в жизни человека. без настоящих друзей наша жизнь неполноценна 1 аргумент: друг – это наше второе «я», ему мы доверяем самое сокровенное, с ним советуемся. Счастлив тот, у кого есть настоящий друг (Пример: личный). 2 аргумент: друзья всегда готовы прийти на помощь, спасти. (Пример: дружба А. С. Пушкина с лицеистами. Поэт в стихотворении «19 октября» писал: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…)
Проблема роли любви в жизни человека. без любви наша жизнь серая, скучная 1аргумент: любовь многогранное чувство. Любовь к родителям и детям, Родине, искусству, природе и т. п. Я считаю, что главное – это…. (пример личный). 2 аргумент: любовь – самое возвышенное чувство. Оно стало Музой для искусства. А. С. Пушкин писал: И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.
Проблема исторической памяти. невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны. 1 аргумент: воспитание исторической памяти начинается в семье. Семейные архивы хранят много рассказов о наших предках, дела которых связаны с судьбой Родины. (Пример личный). 2 аргумент: велика роль музеев, памятников, СМИ в формировании исторических взглядов общества.( экранизация русской классики).
Проблема памяти Великой Отечественной войны. эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам. 1аргумент: память об этой войне живёт в каждой семье. С детства мы учимся уважению и любви к тем, кто сражался за нашу свободу. (Пример личный). 2 аргумент: сохранить память о Великой Отечественной войне – дело государственной важности. Нельзя забывать о роли нашей страны в победе над фашизмом. (Попытки переосмыслить эти события, Эстония, Украина. Книги о войне).
Проблема взаимоотношений поколений. проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она основана на противоречиях во взглядах на жизнь. 1аргумент: сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений (Пример личный, молодёжные субкультуры). 2 аргумент: есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Проблема патриотизма. любовь к Родине – часть нашего мировоззрения. Нам не прожить без Отчизны 1 аргумент: патриотизм следует воспитывать с детства. Это любовь к природе, родному краю, изучение истории. Знакомство с памятниками. (Пример личный). 2 аргумент: в воспитании любви к Родине большая роль принадлежит культуре. Постигая произведения литературы, музыки, живописи, человек начинает понимать, как талантлив народ, гордится этими достижениями. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир»)
Проблема русского национального характера. русский национальный характер противоречив, имеет два полюса. 1 аргумент: я считаю, что лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Это талантливость, мужество, находчивость, ум, смекалка.( Н. Лесков « Левша») 2 аргумент: сегодня условия жизни таковы, что развивают положительное начало. Трудно представить Обломова в наши дни (Пример личный).
Проблема роли телевидения в нашем обществе. телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Его влияние противоречиво. 1аргумент: телевидение расширяет границы мира, даёт возможность быть в курсе последних событий, позволяет совершать заочные путешествия. (Пример личный). 2 аргумент: телевидение развлекает нас и заменяет настоящие эмоции и чувства суррогатом. Всевозможные сериалы приучают людей жить в виртуальном мире. Это осла:)ет человеческие связи. (Пример: больше экранизации классики).
Проблема Интернета. Интернет – наш незаменимый помощник и одновременно наш враг. 1 аргумент: нашу жизнь невозможно представить без Интернета. Мы ищем там разнообразную информацию, знакомимся, переписываемся (Пример личный). 2 аргумент: Интернет уводит в мир виртуальности, искажает личность, порождает зависимость. Может привести к деградации (Пример друга).
Проблема роли рекламы в нашем обществе. реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в обществе двояка. 1аргумент: реклама – незаменимый помощник в выборе товаров, услуг. Она позволяет ориентироваться в огромном количестве рыночных продуктов. (Пример: газеты «Блокнот», «оо7», «Работа»). 2 аргумент: реклама формирует общество потребления, вовлекает человека в общество потребления, диктует моду. Это лишает человека индивидуальности. ( Пример: модный цвет сезона – сиреневый).
Проблема роль веры в жизни человека. без веры человек не может жить. 1аргумент: вера сопровождает нас с детства. Она защищает от опасностей, которые таит жизнь. Начинается с веры во всесилие родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что ему верить. Важно, чтобы в основе его чувства не лежала ненависть к людям. (Пример личный). 2 аргумент: веру в добро, красоту, истину человеческих отношений несёт нам русская классическая литература. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир») 3 аргумент: И.С. Тургенев «Живые мощи», Л.Н. Толстой «Детство» (юродивый Грша, Наталья Саввишна), А.И. Солженицын «Матренин двор».
Проблема роли совести в нашей жизни. в наши дни люди, к сожалению, всё реже поступают по совести 1аргумент: сегодня люди всё чаще руководствуются эгоистическими мотивами, ради карьеры идут на всё. Это приводит к потери нравственных качеств, к ожесточению. (Лужин, Свидригайлов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или пример из жизни). 2 аргумент: если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. (Пример: Чулпан Хаматова, Гринёв из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Проблема нравственного выбора. каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. 1 аргумент: в основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. (Пример из личной жизни или Наташа Ростова). 2 аргумент: в наши дни очень важно, какой нравственный выбор совершают политики. От этого зависят судьбы не только отдельных стран, но и всего мира. (Пример: США, Грузия).
Проблема соотношения цели и средств её осуществления. нельзя идти к цели любыми средствами 1 аргумент: если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу. (Раскольников. «Преступление и наказание»Достоевского). 2 аргумент: в современном мире неразборчивость в средствах может стать причиной смерти и несчастия многих людей. ( Саакашвили, события в Южной Осетии).
Проблема выбора жизненного пути. от того, какой путь мы выберем в юности, зависит наша дальнейшая жизнь 1аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того, какую профессию мы предпочтём, в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример личный). 2 аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).
Проблема роли информационных технологий в нашей жизни. сегодня информационные технологии являются ведущими. 1 аргумент: информационные технологии определяют все сферы жизни. Они соединяют мир в одно огромное пространство, влияют на наше сознание, образование. (Пример Интернет). 2 аргумент: развитие информационных технологий делает нашу жизнь более совершенной, но в то же время это может стать причиной деградации нравственности, ослабления общественных связей (Пример: перенос виртуальных игр в реальный мир).
Проблема совершенства мира природа вечна и совершенна в отличие от человека 1аргумент: сегодня мы утратили связь с природой. Это привело к дисгармонии в человеческих отношениях. Нужно учиться видеть и понимать совершенство мира, тогда будет гармония и в наших душах и отношениях (Пример личный). 2 аргумент: в 21 веке стоит задуматься над тем, что созданное общество потребления – это тупик для человечества. Духовные ценности важнее. (Русская классическая литература).
Проблема человека и Вселенной пришло время покорения Вселенной. 1 аргумент: сегодня наука достигла таких высот, когда уже готовятся экспедиции на другие планеты. Человечество наконец-то найдёт ответ на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной. ( Фантастика Беляева, Стругацких). 2 аргумент: исследование космоса необходимо, так как ресурсы Земли истощаются. Мы должны думать о судьбе потомков. (Марс, Венера и т. д.).
Проблема роли человеческой цивилизации человеческая цивилизация уникальна. Наша задача – беречь её. 1аргумент: за время своего существования мы накопили много ценностей. Это произведение искусства, достижения науки и техники. (Памятники, музеи, литература). 2 аргумент: главная ценность цивилизации – человек. Благодаря талантливым людям и трудолюбию всех существует культура. Развиваются государства. Главное сегодня – это сохранить мир.(Пример: Южная Осетия).
Проблема одиночества в мире много одиноких людей. 1аргумент: одиночество зависит от многих причин: уход близких, отсутствие семьи, предательство. Конечно, нужно помогать человеку преодолевать одиночество. (Пример: Печорин – М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»). 2 аргумент: самое страшное – это одиночество в старости. Задача государства – создать достойную жизнь старикам. (Программы, общества).
Проблема долга чувство долга, ответственности должно быть у каждого 1аргумент: Чувство долга в человеке нужно воспитывать и развивать с детства. В наши дни это очень важно, ведь долг – это борьба в душе между «хочу» и «надо». (личный пример). 2 аргумент: Чувство долга очень важно для политиков, бизнесменов, тех, кто сегодня у власти. Их поступки влияют на нашу жизнь. (Мировой кризис, Президент).
Проблема чести честь – это основа морали человека. 1 аргумент: сегодня нужно возрождать понятие чести, так как многие ради достижения карьеры, различных благ забыли о ней. (А. С. Пушкин). 2 аргумент: честь, по-моему, понятие не только для одного человека ,но и для государства.(Грузия – Южная Осетия). 3 аргумент: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Проблема человеческого достоинства нужно уметь отстаивать своё человеческое достоинство. 1аргумент: какие бы ни были сложные ситуации, нельзя позволять унижать себя, оскорблять. Это приводит к тому, что ты теряешь уважение окружающих, а потом и самоуважение.(Личный пример). 2 аргумент: Чувство человеческого достоинства воспитывается с детства. Оно часть формирования личности («Война и мир»)
Проблема таланта, гениальности талантливых людей нужно беречь. Именно они служат развитию цивилизации. 1 аргумент: гениальные открытия в различных сферах наук сделали нашу жизнь комфортной, интересной. (Телевидение, Интернет и т.п.) 2 аргумент: созданные талантливыми людьми произведения искусства развивают и обогащают духовную жизнь. (Литература, живопись)
Проблема толерантности Проблема толерантности 1 аргумент: терпимость – одно из важных правил мира на Земле. Процесс глобализации ведёт к смешению рас, национальностей, людей различного вероисповедания. Мы должны учиться уважать друг друга. Иначе это ведёт к конфликтам. ( Израиль и Палестина, Грузия и Южная Осетия). 2 аргумент: толерантность можно расценивать и как важное профессиональное качество. (Менеджер, политик и т. п.)
Проблема отношения к животным следует быть гуманными с животными. 1 аргумент. К сожалению, нередки случаи, когда надоевших домашних животных просто выбрасывают на улицу. Люди не задумываются над тем, что калечат не только своих питомцев, но и свои души, так как развивают в себе жестокость. (С. Есенин стих. «Дай, Джим, на счастье лапу мне…») 2 аргумент: французский писатель Сент-Экзюпери утверждал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Со временем животные становятся членами семьи. Поступая жестоко с ними, мы заставляет окружающих задуматься над нашими моральными принципами. (Пример: личный или из жизни)

 

mykonspekts.ru

аргументы из литературы и сочинение

Здравствуйте, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена проблема таланта: аргументы из литературы вместе с авторским сочинением будут приведены ниже для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:

– А. И. Куприн, «Тапер»

– А. П. Чехов, «Ионыч»


Талантливые люди вызывают восхищение окружающих, их творения оставляют неизгладимое впечатление. Талант можно считать даром, которым наделен человек с рождения и не теряет в течение всей жизни. Каждый из нас способен достичь успеха в определенном виде деятельности, однако особый талант встречается редко. Композиторы, художники, скульпторы, архитекторы, чьи имена вошли в историю, создавали произведения искусства, величие которых неоспоримо и по сей день.

В рассказе А. И. Куприна «Тапер» представлен пример счастливого случая: талант Юрия Азагарова был замечен великим пианистом. На новогодний вечер в семью Рудневых в качестве тапера приглашается мальчик четырнадцати лет, худенький и робкий. Юрий не производит впечатления умелого пианиста, и чтобы доказать обратное, он просит разрешения сыграть что-либо. Мальчик поражает присутствующих мастерством своей игры. Неожиданно в зале появляется важный пожилой господин, Антон Григорьевич. Услышав исполнение Азагарова, он заинтересовался.

В этот рождественский вечер Юрий Азагаров познакомился со своим великим учителем Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Благодаря своему необычайному таланту и достойному учителю, мальчик стал известным композитором.

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» описана семья Туркиных, которую считают самой культурной в городе. Приезжего главного героя Дмитрия Ионовича уверяют, что ему, как интеллигенту, следует познакомиться с семейством Туркиных. Каждый член семьи на первый взгляд талантлив: Иван Петрович, глава семейства, славился своим актерским мастерством и легкостью подачи юмористических рассказов и шуток. Его супруга Вера Иосифовна писала романы, а дочь играла на рояле. Однако после близкого и продолжительного знакомства с Туркиными Дмитрий Ионович замечает, что юмор Ивана Петровича однообразен и неизменен, повести и романы его жены скучны и далеки от реальности, а игра дочери тяжелая и неприятная. Общество, в котором проживает семья, необразованно: жители ничем не интересуются, не читают книг, не расширяют свой кругозор, не могут поддержать беседу. Они не понимают, что «таланты» Туркиных на самом деле отработанная привычка в поведении. Способности членов этого семейства признаны талантом, что не позволяет им усомниться в своих умениях.

Тема таланта всегда являлась актуальной, что не меняется и по сей день. Талантливый человек растворяется в своем необыкновенном умении, находит радость в процессе творения и дарит миру красоту. Однако порой ему мешает стеснение или лень совершенствоваться. Главное – не оставить без внимания столь ценный дар человека, не подавить его стремления.


Сегодня мы поговорили на тему «Проблема таланта: аргументы из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

 

egeshik.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *