Формы приспособлений у животных — начальные классы, презентации
План-конспект урока
Овчаровой Людмилы Владимировны, школа №13
Тип урока: интегрированный. Природоведение + О Б Ж.
Тема: Формы приспособленности животных.
Цели (образовательные, воспитательные, развивающие):
1)Дать представление о защитных приспособлениях животных.
2)Познакомить с понятиями «покровительственная окраска», «предупреждающая окраска » и др. формами приспособления.
3)Дать представление о месте человека в природе.
4)Сформировать правила поведения человека в природе, направленные на сохранение своей жизни и жизни животных.
5)Оказание первой мед. помощи.
6)Развивать логическое мышление, воображение и восприятие.
На уроках природоведения мы изучаем животный мир. Сегодня на уроке мы продолжим эту тему. Начнём урок с того, что посмотрим как он разнообразен.
Животный мир разнообразен, но есть признаки, которые присущи всем животным. Назовите их.
В зависимости от особенностей внутреннего строения все животные делятся на группы.
Соедините животных с соответствующей группой.
Что связывает животных в природе? (ответ)
Цепь питания.
Разделите животных по типу питания.
Цель нашего урока: выяснить, какие приспособления вырабатываются у животных для выживания в определённой среде обитания, как эти знания помогают людям обезопасить свою жизнь и жизнь животных.
Почему про этих животных говорят, что они надели шапки-невидимки? (ответ)
Что позволяет им стать незаметными? (ответ)
Такая окраска называется покровительственная. (Записать в таблицу)
Помните сказку о царевне-лягушке? Она меняла свою одёжку. А бывает так в жизни? Верите вы или нет, что есть такие лягушки, которые могут зелёный цвет своего тела менять на бурый?
И правильно делаете, такие лягушки называются древесными. У них есть два слоя клеток. Один слой зелёный, а другой бурый. Если лягушка живёт среди зелени и всё время видит её, зелёные клетки расширяются, а бурые сжимаются, поэтому она становится зелёной. Но если она попадает на бурый фон……?
Чемпион по маскировке.
«Найдите лишнее.»
Формы приспособления записываем в таблицу.
Божья коровка ядовита и несъедобна. При опасности на сгибах её ножек появляется «молочко», но не белое, а оранжевое. На самом деле, это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Так что её защищает?
Какое средство защиты у шмеля, осы и пчелы?
А теперь попробуйте найти общее для всех этих насекомых…..
Да, все эти насекомые несъедобны и ярко окрашены.
-Как вы думаете, для чего им нужна яркая окраска? ( Яркая окраска предупреждает, что животные несъедобны.)
- Как бы вы назвали такую окраску?
Учёные назвали такую окраску предупредительной.
А теперь прочитаем отрывок из повести Чарльза Робертса «Джим, или приключения полицейской собаки» и определите, о каком животном идёт речь?
«Мгновения спустя пёс обнаружил, что к нему медленно приближается какая-то плюгавая чёрно-белая тварь. С восторженным тявканьем Джим ринулся за незнакомцем, который даже не попробовал улизнуть. Вот он ему сейчас задаст! Ещё прыжок –и он уже разинул пасть, как вдруг удивительный зверёк повернулся к нему спиной, вздёрнул хвост и с насмешкой поднял зад.
В тот же миг в морду наивного охотника ударило нечто горячее и мягкое. Пёс остановился как вкопанный. Невыразимо вонючая жидкость ослепила его, не давая дышать. Его лёгкие отказывались работать и судорожно сжимались…»
Кто это?
Какие средства защиты у этого зверька?
«Установите связь!»
Бобры сооружают хатки в центре запруды. Там они находятся в безопасности. Люди издавна наблюдали за жизнью животных и перенимали для себя то, что можно было использовать в жизни человека. Так люди строили замки и окружали их рвами с водой. Далее ученики делают вывод о том, кто из животных как защищается.
Как вы думаете, как приходиться защищаться животным, если ему не помогли окраска и убежище.(ответ)
«Следопыт.»
Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног?
Вспомните способы передвижения этих животных и найдите лишнего.
Какие приспособления помогают этим животным? Работа с таблицей.
Верите вы или нет, что если подержать в руках жабу, то появятся бородавки? Почему появилась такая легенда?
Из маленьких бугорков на коже выделяется неприятно пахнущая жидкость. Она отпугивает врагов. Для человека она не опасна, если вы просто возьмёте её в руки, но опасно, если её выделения попадут вам в глаза или на слизистую оболочку рта. В природе существует правило: не надо брать животных в руки или вторгаться в их жильё.
Послушайте пословицу. Как вы её понимаете? «Один в поле не воин.»
Какие средства защиты есть у овцебыка?
Какие средства защиты есть у овцебыка? Работа с таблицей.
Увидев волков, стадо не убегает, а занимает круговую оборону. Укрыв в середине круга телят, овцебыки отбрасывают волков рогами и топчут копытами.
В истории известны случаи, когда люди-переселенцы при нападении индейцев ставили фургоны кольцом.
Вспомните, у каких ещё растительноядных есть рога и копыта.
Вывод: мы выяснили, какие есть формы приспособлений и в чём они проявляются?
А для чего мы говорили об этих приспособлениях? Животные — это часть живой природы и мы тоже. Знание о приспособлениях помогут нам правильно вести себя в среде обитания животных. Это нам необходимо для сохранения своей жизни и жизни животных.
Где мы встречаемся с дикими животными (ответ).
Как мы будем одеваться отправляясь в лес?
Беседа о правилах поведения в лесу.
Правила поведения в лесу.
- Правильно одеться:
а) носить просторную, плотно застёгивающуюся на манжетах и воротнике одежду.
б) обязательно иметь головной убор, желательно с полями — типа панамы, чтобы насекомые не попадали за воротник.
в) в местах, где насекомых очень много, пользоваться защитной сеткой для лица и перчатками.
- Пользоваться специальными мазями и растворами, отпугивающими этих насекомых, но только в том случае, если они не противопоказаны детям, — об этом надо узнать у взрослых.
- Первая помощь:
— если вас кто-то укусил, сразу скажите взрослым (Пчела — раствор соды, вытащить жало. Комар — раствор спирта. Укус клеща или змеи — вызвать скорую помощь по
- Правильное поведение в лесу.
-нельзя трогать животных и разорять их дома.
— нельзя загрязнять территорию.
- После похода в лес обязательно вымыться и внимательно осмотреть всё тело, особенно шею, спину и запястья.
- Не ходить в лес без взрослых.
Итогом нашей работы стала таблица форм приспособления и правила поведения в лесу, которые вы сами сформулировали.
Д./р. : выучить таблицу и правила.
Литература.
- В. Бианки «Лесная газета» Изд-во «Правда»1986г.
- М. Махлин «Млекопитающие» Изд-во «А.В.К.-Тимошко» 2002г.
- С. Наумов «Жизнь животных» Изд-во «Просвещение» 1971г.
- А. Плешаков «Природоведение» Изд-во «Просвещение» 2000г.
- В. Поляков «Основы безопасности жизнедеятельности» Изд-во «Д. и К.» 1998г.
- И. Райххолф «Млекопитающие» Изд-во «Астрель» 2002г.
- Т. Соловьёва «Уроки естествознание во втором классе гимназии» Изд-во «Прометей» 1997г.
Приложение.
Таблицу учащиеся заполняют в течение всего урока, заполненную таблицу распечатывают.
Формы приспособления
Примеры животных
1.Окраска:
а) покровительственная
б) предупредительная
2.Особенности строения тела:
а) железы
б) жало
в) панцирь
г) иголки
д) рога и копыта
3.Образ жизни и поведение:
а) норы, хатки, логово, берлога
б) быстрый бег
Работу выполняли:
Просмотр содержимого документа
«Формы приспособлений у животных »
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.
Дыхание
Движение
Питание
Рост
Размножение
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Насекомые
Птицы
Млекопитающие
(звери)
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Насекомые
Тигр
Щука
Лягушка
Змея
страус
Комар
Рыбы
Земноводные
Пресм.
Насек.
Пти
Млекоп(Звери)
Птицы
Млекопитающие (звери)
Производители органических веществ
Потребители
Разрушители
Растения
Растительноядные
Хищники
Всеядные
Растительноядные
Ласточка
Волк
Хищники
Заяц
Лось
Насекомоядные
Лиса
Ёж
Всеядные
Медведь
Голуби
Кузнечик
Лягушка
Гусеница
На зеленом фоне
Змея
Ящерица
Черепаха
На желтом фоне
Пчела
Осы
Божья коровка
Шмель
Мгновения спустя пёс обнаружил, что к нему медленно приближается какая-то плюгавая чёрно-белая тварь. С восторженным тявканьем Джим ринулся за незнакомцем, который даже не попробовал улизнуть. Вот он ему сейчас задаст! Ещё прыжок –и он уже разинул пасть, как вдруг удивительный зверёк повернулся к нему спиной, вздёрнул хвост и с насмешкой поднял зад.
В тот же миг в морду наивного охотника ударило нечто горячее и мягкое. Пёс остановился как вкопанный. Невыразимо вонючая жидкость ослепила его, не давая дышать. Его лёгкие отказывались работать и судорожно сжимались…
Танк
Лабиринт
Шиповник
Замок
Жаба
Лягушка
Кузнечик
Заяц
Дополнительные задания.
(соединить стрелками)
Рога и копыта
Убежище
Окраска тела
Иголки
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто же это?
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь — лесной…
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте — это…
kopilkaurokov.ru
ЗАЩИТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ у животных — Большая Медицинская Энциклопедия
ЗАЩИТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ у животных — широко распространенные в животном мире биологические приспособления, служащие для защиты от хищников, паразитов, действия неблагоприятных факторов окружающей среды, механических воздействий и т. п.; наблюдаются практически во всех группах животного мира.
Различают три основных типа 3. п.: морфологические, физиологические и этологические. К морфол. 3. п. относят все типы покровительственной окраски, своеобразие формы тела животных, а также органы пассивной и активной защиты. У некоторых видов наземных членистоногих и позвоночных животных само тело окрашено под цвет объектов среды обитания или имеет форму, напоминающую различные предметы из окружающей обстановки, напр, сучки, листья (мимикрия). Защитную роль играет также плотный панцирь, одевающий все тело животного (напр., у моллюсков, черепах и др.), шипы или иглы, развивающиеся на панцире или на других частях тела (иглы морских ежей, плавниковые лучи некоторых видов рыб, рога копытных и т. п.), перья, волосяной покров, чешуя, жировая прослойка кожи. Защитно-приспособительное значение имеет контрастная и яркая окраска животных (в частности, ядовитых змей, рыб и др.), как бы предостерегающая других животных.
К физиол. 3. п. относят ядовитые, отпугивающие или маскирующие свойства лимфы, крови, различных желез (ядовитые железы педицеллярий морских ежей, железы спинного плавника Trachinus draco, железы жала многих перепончатокрылых и т. п.). Нередко защитное значение приобретают железы, не связанные с каким-либо колющим аппаратом, но выделяющие дурно пахнущие вещества, напр, железы многих клопов, жуков, жужелиц, амер. вонючки и т. п. Есть насекомые (напр., божьи коровки), у которых защитную роль играет кровь, выделяемая в местах сочленения ножек с телом.
Этологические 3. п. выражаются у некоторых животных в особенностях поведения, в выработке так наз. движений угрозы: вонючка до употребления своих защитных желез предупреждающе поднимает хвост, некоторые ящерицы раздувают горловые мешки, увеличивающие размеры животного. К особенностям поведения животных относятся защитные реакции — бегство от врагов, прятание в укрытиях (норах, гнездах, раковинах), затаивание, имитация смерти (некоторые насекомые) или ранения (птицы, уводящие врага от гнезда), отбрасывание хвоста (ящерицы) и др. Защитные реакции могут иметь и активный характер — нападение. Напр., защищаясь, ядовитые змеи могут нанести ядовитый укус; при неосторожном обращении укусить могут даже домашние животные. К 3. п. против неблагоприятных условий среды относят миграцию животных, инстинкт постройки гнезд и укрытий, запасание кормов и т. д. 3. п. сложились в процессе эволюции и полезны для организма лишь в условиях среды, в к-рой он обитает. См. также Адаптация, Приспособление.
В. А. Догель.
xn--90aw5c.xn--c1avg
Приспособление животных к среде обитания [Адаптация]
Покровительственная окраска
В большинстве случаев окраска тела животных соответствует окраске среды, в которой они живут, или близка к ней (рис. 32). Обычно животные пустынных зон — черепахи, ящерицы, змеи — имеют окраску, близкую к цвету песка, а северные животные — медведь, куропатка, лисица — белую; богомолы, стрекозы, живущие среди зелёных растений, обладают зелёной окраской; окраска гусеницы капустной бабочки не отличается от цвета капустного листа, которым она питается. С сезонным изменением цвета среды изменяется и окраска животных. Например, лисицы, зайцы, куропатки и горностаи, обитающие в европейской зоне, зимой имеют одну окраску, а летом — другую.
Маскировка — форма и окраска тела животных, напоминающая окружающие их листья, ветви, почки растений и защищающая их от врагов.
Форма и окраска тела животных иногда напоминают окружающие их листья, ветви, почки, растения. Например, насекомое чупчик по своей форме и окраске напоминает тонкий прутик, рыба-игла — водоросли, морской конёк, а также рыба-тряпичник — подводные растения (рис. 33). Некоторые моллюски похожи на почки деревьев. Распространённая на Малайском архипелаге бабочка каллима имеет крылья, по форме, узорам и прожилкам очень похожие на листья.
Предостерегающая окраска
Некоторые животные имеют разноцветную, бросающуюся в глаза яркую окраску. Майские жуки, божьи коровки, шмели, осы, большинство бабочек своей окраской как бы «предостерегают» своих врагов. Обычно у животных с предостерегающей окраской имеются дополнительные средства защиты от врагов. К таким средствам относятся выделяемые ими неприятные запахи или ядовитые жидкости, щетинки и иголочки на теле.
Мимикрия (от англ. mimicry — подражательность) — имитирование цвета и формы хорошо защищённых, мало истребляемых животных некоторыми беззащитными и съедобными животными (рис. 34).
В некоторых случаях животные, стараясь защититься от врагов, имитируют форму и окраску тела животных с предостерегающей окраской. Примером мимикрии может служить схожесть окраски некоторых мух с осами, тараканов — с божьими коровками, неядовитых змей — с ядовитыми, отдельных видов бабочек — с осами и шмелями. Следует отметить, что покровительственная и предостерегающая окраска животных становится более эффективной в сочетании с их поведением. Например, окраска оперения выпи, обитающей в камышах, схожа с цветом камыша. Несмотря на это с приближением опасности она вытягивает шею и, подняв клюв кверху, стоит неподвижно. В таком положении она становится неприметной для врага.
Имитация цвета и формы присуща не только самим организмам, но даже их яйцам. Так, кукушка не строит гнезда для откладывания яиц, как другие птицы, а подбрасывает их в гнезда мелких птиц — дроздовой камышёвки, садовой славки, горихвостки. Интересно то, что прежде чем отложить свои яйца, она осматривает яйца в гнёздах этих птиц и откладывает точно такие же по цвету и размеру (рис. 35).
Другие приспособления
Приспособления для размножения
Существуют также приспособления животных, связанные с необходимостью оставления потомства. Например, самки некоторых насекомых привлекают к себе самцов с помощью запаха, выделяемого расположенными на их теле железами.
Забота о потомстве
Некоторые приспособления связаны с выхаживанием потомства. Например, американский сом носит свою икру прикреплённой к брюху. Жаба-повитуха носит оплодотворённые яйца на спине до тех пор, пока из них не появятся молодые жабы. В отличие от низших позвоночных, птицы откладывают яйца в специально построенные гнезда и согревают их своим телом. После вылупления птенцов из яйца они беспрерывно кормят и защищают их от врагов. Приспособления, связанные с заботой о потомстве, особенно сильно развиты у млекопитающих.
Видовые приспособления
Помимо приспособлений у отдельных организмов, существуют также приспособления в пределах вида. Примером таких приспособлений могут служить приспособления, связанные с питанием, размножением, оставлением потомства, защитой от врагов, преодолением неблагоприятных погодных условий у организмов, живущих группами. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Экологические факторы
Для нормального функционирования жизнедеятельности у животных в процессе эволюции появились жизненно важные приспособления в зависимости от абиотических экологических факторов и их сезонных изменениях в природе:
Картинки (фото, рисунки)
Рис. 32. Покровительственная окраска животных: 1 — зелёный кузнечик; 2 — гусеница бабочки-пяденицы; 3 — квакша; 4, 5 — оперение куропатки летом и зимой; 6 — козодой; 7, 8 — горностай летом и зимой
Рис. 33. Маскировка животных: 1 — богомол; 2 — чупчик; 3 — выпь; 4 — морской конёк; 5 — рыба-тряпичник; 6 — морской «клоун»; 7 — рыба-игла
Рис. 34. Предостерегающая окраска и явление мимикрии у животных: 1 — бабочка белянка; 2 — ядовитая бабочка геликониус; 3 — стеклянница; 4 — муха жужжалка; 5 — обыкновенная оса; 6 — ядовитый коралловый аспид; 7 — неядовитый американский уж; 8 — божья коровка; 9 — таракан
Рис. 35. Сравнение яиц кукушки и дроздовой камышёвки, садовой славки, горихвостки
Приспособления животных примеры
Сообщение о приспособление животных к среде обитания
Среды обитания животных приспособления животных к этой среде
Приспособленнось животных к среде обитания мимикрия
Приспособление животных к среде обитания в городе
Какие приспособления имеют хищные животные для охоты, и какие приспособления имеют их жертвы для своей защиты?
Как рыбы приспособились к водной, а птицы — к воздушной среде, исходя из их внутреннего, внешнего строения и функций органов?
Что такое мимикрия?
Что такое маскировка?
wikiwhat.ru
Параграф 7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных — 9 класса — Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).
1. Раскройте содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды».
Растения и животные приспособлены к условиям среды своего обитания не только внешне, но и по внутреннему строению. Строение из органов и физиологические функции организма соответствуют условиям обитания. Их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособлености.
2. Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
1. Форма тела.
2. Различные виды окраски и мимикрия.
3. Особенности внешнего строения.
4. Приспособительное поведение.
3. Сравните такие виды окраски, как предостерегающая окраска, покровительственная окраска и мимикрия, обратив особое внимание на их отличительные особенности. Приведите примеры животных, обладающих такими приспособлениями. Заполните таблицу.
4. Закончите приведенную схему эволюционного механизма появления мимикрии.
Мелкие положительные мутации
Естественный отбор (покажите, в каких условиях) – совместное обитание съедобных видов с несъедобными.
Мимикрия – подражание съедобных видов животных несъедобным.
В итоге беззащитный вид животного приобретает сходство с опасным, чем и обеспечивает себе неприкосновенность.
5. Ответьте, попадает ли поведение животного в сферу действия естественного отбора. Если да, приведите пример.
Поведение животного попадает в сферу действия естественного отбора. Это такие виды поведения, как демонстративное, отпугивающее и другие, обеспечивающие выживаемость вида. Например, запасание корма на зиму.
6. Вставьте недостающее слово.
Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.
biogdz.ru
Шпаргалка — Приспособленность организмов и образование новых видов
Реферат
«Приспособленность организмов и образование новых видов»
1. Приспособленность организмов и ее относительность
В XIXв. исследования приносили все новые данные, раскрывающие приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды; вопрос же о причинах этого совершенства органического мира оставался открытым. Дарвин объяснил происхождение приспособленности в органическом мире с помощью естественного отбора.
Ознакомимся предварительно с некоторыми фактами, свидетельствующими о приспособленности животных и растений.
Примеры приспособленности в животном мире. В животном мире широко распространены различные формы защитной окраски. Их можно свести к трем типам: покровительственная, предостерегающая, маскировочная.
Покровительственная окраска помогает организму стать менее заметным на фоне окружающей местности. Среди зеленой растительности клопы, мухи, кузнечики и другие насекомые часто окрашены в зеленый цвет. Фауну Крайнего Севера (белый медведь, полярный заяц, белая куропатка) характеризует белая окраска. В пустынях преобладают желтые тона окраски животных (змеи, ящерицы, антилопы, львы).
Предостерегающая окраска ясно выделяет организм в окружающей среде яркими, пестрыми полосами, пятнами (форзац 2). Она встречается у ядовитых, обжигающих или жалящих насекомых: шмелей, ос, пчел, жуков-нарывников. Яркая, предостерегающая окраска обычно сопровождает другие средства защиты: волоски, шипы, жала, едкие или остро пахнущие жидкости. К этому же типу окраски относится угрожающая.
Маскировка может достигаться сходством по форме тела и окраске с каким-либо предметом: листом, веткой, сучком, камнем и т. д. При опасности гусеница бабочки-пяденицы вытягивается и застывает на ветке наподобие сучка. Бабочку совки-гнилушки в неподвижном состоянии легко принять за кусочек гнилого дерева. Маскировка достигается также мимикрией. Под мимикрией имеют в виду сходство в окраске, форме тела и даже в поведении и повадках между двумя или несколькими видами организмов. Например, шмеле видные и осовидные мухи, лишенные жала, очень похожи нашмелей и ос — жалящих насекомых.
Не следует думать, что защитная окраска обязательно и всегда спасает животных от истребления врагами. Но более приспособленные по окраске организмы или группы их погибают значительно реже, чем менее приспособленные.
Наряду с защитной окраской у животных сложились многие другие приспособления к условиям жизни, выражающиеся в их повадках, инстинктах, поведении. Например, перепела в случае опасности быстро опускаются на поле и замирают в неподвижной позе. В пустынях змеи, ящерицы, жуки прячутся от зноя в песок. В момент опасности многие животные принимают 16 угрожающие позы.
Примеры приспособленности у растений. Высокие деревья, кроны которых свободно обдувает ветер, как правило, имеют плоды и семена с летучками. Для подлеска и кустарников, где обитают птицы, характерны яркие, со съедобной мякотью плоды. У многих луговых трав плоды и семена имеют крючочки, которыми они прицепляются к шерсти млекопитающих.
Разнообразные приспособления препятствуют самоопылению и обеспечивают перекрестное опыление растений.
У однодомных растений мужские и женские цветки созревают не одновременно (огурцы). Растения с обоеполыми цветками защищены от самоопыления разновременным созреванием тычинок и пестиков или особенностями их строения и взаимного расположения (у первоцвета).
Укажем еще примеры: нежные ростки весенних растений — ветреницы, чистяка, голубой перелески, гусиного лука и др.— переносят температуры ниже нуля благодаря наличию концентрированного раствора сахара в клеточном соке. Очень медленный рост, низкорослость, мелколистность, поверхностное расположение корней у деревьев и кустарников в тундре (ива, береза, можжевельник), чрезвычайно быстрое развитие полярной флоры весной и летом — все это приспособления к жизни в условиях вечной мерзлоты.
Плодовитость организмов как приспособление к сохранению вида. Вы уже ознакомились с явлением интенсивности размножения организмов как предпосылкой к борьбе да существование и естественному отбору. Однако способность организмов оставлять многочисленное потомство следует рассматривать и как важное приспособление к сохранению вида. Доказательством служит тот факт, что наиболее многочисленное потомство производится теми видами, у которых оно подвергается массовому уничтожению, например у червей-паразитов, у многих видов рыб. Высокой плодовитостью отличаются мелкие слабосильные животные — виды мышевидных грызунов, а также многие насекомые. У видов с развитым инстинктом охраны потомства оно немногочисленное. Самка различных видов колюшки откладывает всего 120—150 икринок в гнездо, построенное самцом, который охраняет оплодотворенную икру и мальков.
Многие сорные растения производят неизмеримо большее количество семян, чем культурные, — это приспособительный признак.
Многообразие приспособлений. Виды растений и животных отличаются приспособленностью не только к условиям неорганической среды, но и друг к другу. Например, в широколиственном лесу травяной покров весной образуют светолюбивые растения (хохлатка, ветреница, медуница, чистяк), а летом — теневыносливые (будра, ландыш, зеленчук). Опылителями раннецветущих растений являются главным образом пчелы, шмели и бабочки; летнее цветущие растения опыляются обычно мухами. Многочисленные насекомоядные птицы (иволга, поползень), гнездясь в широколиственном лесу, уничтожают его вредителей.
В одной и той же среде обитания организмы обладают различными приспособлениями. Птица оляпка не имеет плавательных перепонок, хотя она добывает себе пищу род водой, ныряя, пользуясь крыльями и цепляясь ногами за камни. Крот и слепыш принадлежат к роющим животным, но первый роет конечностями, а второй проделывает подземные ходы головой и сильными резцами. Тюлень плавает при помощи ластов, а дельфин пользуется хвостовым плавником.
Происхождение приспособлений у организмов. Объяснение появления сложных многообразных приспособлений к конкретным условиям окружающей среды, данное Дарвином, в корне отличалось от понимания этого вопроса Ламарком. Эти ученые резко разошлись также в определении главных движущих сил эволюции.
Теория Дарвина дает вполне логичное материалистическое объяснение происхождения, например, покровительственной окраски. Рассмотрим возникновение зеленого цвета тела гусениц, живущих на зеленых листьях. Предки их могли быть окрашены в какой-либо другой цвет и не питаться листьями. Предположим, что в силу каких-то обстоятельств они вынуждены были перейти на питание зелеными листьями. Легко представить себе, что птицы склевали множество этих насекомых, хорошо заметных на зеленом фоне. В числе различных наследственных изменений, которые всегда наблюдаются в потомстве, могли быть изменения в окраске тела гусениц, делавшие их менее заметными на зеленых листьях. Из числа гусениц с зеленоватым оттенком какие-то особи сохранились и дали плодовитое потомство. В последующих поколениях процесс преимущественного выживания гусениц, менее заметных по окраске на зеленых листьях, продолжался. С течением времени благодаря естественному отбору зеленая окраска тела гусениц все более и более соответствовала основному фону.
Возникновение мимикрии может быть объяснено также лишь естественным отбором. Организмы с малейшими уклонениями в форме тела, окраске, поведении, усиливающими сходство с защищенными животными, имели больше возможности выжить и оставить многочисленное потомство. Процент гибели таких организмов был ниже тех, которые не обладали полезными изменениями. Из поколения в поколение полезное изменение усиливалось и совершенствовалось через накопление признаков сходства с защищенными животными.
Движущая сила эволюции — естественный отбор.
Теория Ламарка оказалась совершенно беспомощной в объяснении органической целесообразности, например, происхождения различных типов защитной окраски. Невозможно предположить, что животные «упражнялись» в окраске или фирме тела и путем упражнения приобрели приспособленность. Нельзя объяснить и взаимную приспособленность организмов друг к Другу. Например, совершенно необъяснимо возникновение соответствия хоботка у рабочих пчел строению цветка определенных видов опыляемых ими растений. Рабочие пчелы не размножаются, а пчелиные матки хотя и производят потомство, но не Могут «упражнять» хоботок, так как не собирают пыльцу.
Вспомним движущие силы эволюции по Ламарку: 1) «стремление природы к прогрессу», вследствие чего органический мир развивается от простых форм к сложным, и 2) изменяющее действие внешней среды (непосредственное на растения и низших животных и косвенное с участием нервной системы на высших животных).
Понимание Ламарком градации как постепенного повышения организации живых существ согласно «непреложным» законам, по существу, приводит к признанию веры в бога. Теория прямого приспособления организмов к условиям окружающей среды через появление у них только адекватных изменений и обязательного наследования приобретаемых этим путем признаков логически вытекает из представления об изначальной целесообразности. Наследование приобретаемых признаков экспериментально не подтвердилось.
Чтобы отчетливее показать основное различие у Ламарка и Дарвина в понимании механизма эволюции, приведем объяснение их собственными словами одного и того же примера.
Образование длинных ног и длинной шеи у жирафы
По Ламарку
«Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафу объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до нее. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафы стали длиннее задних, а ее шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров (около двадцати футов) в высоту… Всякое же изменение, приобретенное органом благодаря привычному употреблению, достаточному для того, чтобы произвести данное изменение, сохраняется в дальнейшем путем размножения при условии, если оно присуще обоим индивидуумам, совместно участвующим в оплодотворении при воспроизведении своего вида. Это изменение передается дальше и переходит, таким образом, ко всем индивидуумам последующих поколений, подвергающимся воздействию тех же условий, Хотя потомкам уже не приходится приобретать его тем путем, каким оно действительно было создано».
По Дарвину
«Жирафа по своему высокому росту, очень длинной шее, передним ногам, голове и языку прекрасно приспособлена к обрыванию листьев с верхних ветвей деревьев… самые высокие особи, которые были на дюйм или на два выше других, могли часто сохраняться в периоды засух, бродя в поисках за кормом по всей стране. Эта незначительная разница в размерах, обусловливаемая законами роста и изменчивости, не имеет значения для большинства видов. Но иначе было с нарождавшейся 10 жирафой, если принять во внимание ее вероятный образ жизни, потому что те особи, у которых какая-либо или несколько разных частей тела были длиннее, чем обыкновенно, вообще должны были переживать. При скрещивании они должны были оставлять потомков или с теми же самыми особенностями строения, или с наклонностью изменяться в том же направлении, тогда как особи, организованные менее благоприятно в этом отношении, должны были оказаться наиболее склонными к гибели. …естественный отбор и охраняет и тем самым отделяет всех более высоких особей, давая им полную возможность скрещиваться, и способствует уничтожению всех более низких особей».
Теория прямого приспособления организмов к условиям окружающей среды через появление адекватных изменений и их наследование находит сторонников и в настоящее время. Вскрыть ее идеалистический характер возможно только на основе глубокого усвоения учения Дарвина о естественном отборе — движущей силе эволюции.
Относительность приспособлений организмов. Учение Дарвина о естественном отборе не только объяснило, как могла возникнуть приспособленность в органическом мире, но и доказало, что она всегда имеет относительный характер. У животных и растений наряду с полезными признаками встречаются бесполезные и даже вредные,
Вот несколько примеров бесполезных для организмов, нецелесообразных органов: грифельные косточки у лошади, остатки задних конечностей у кита, остатки третьего века у обезьян и человека, червеобразный отросток слепой кишки у человека.
Любое приспособление помогает организмам выжить только в тех условиях, в которых оно выработалось естественным отбором. Но и в этих условиях оно относительно. В яркий, солнечный день зимой белая куропатка выдает себя тенью на снегу. Заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса.
Наблюдения за проявлением инстинктов у животных в ряде случаев показывают их нецелесообразный характер. Ночные бабочки летят на огонь, хотя и гибнут при этом. Их влечет к огню инстинкт: они собирают нектар в основном со светлых цветков, хорошо заметных ночью. Самая лучшая защита организмов далеко не во всех случаях надежна. Овцы съедают без вреда для себя среднеазиатского паука-каракурта, чей укус ядовит для многих животных.
Узкая специализация органа может стать причиной гибели организма. Стриж не может взлететь с ровной поверхности, так как у него длинные крылья, но очень короткие ноги. Он взлетает, только оттолкнувшись от какого-то края, как от трамплина.
Приспособления растений, препятствующие поеданию животными, относительны. Голодный скот поедает и растения, защищенные колючками. Взаимная польза организмов, связанных отношениями симбиоза, также относительна. Иногда грибные нити лишайника разрушают сожительствующие с ними водоросли. Все эти и многие другие факты говорят, что целесообразность не абсолютна, а относительна.
Экспериментальные доказательства естественного отбора. Впосле дарвиновское время был проведен ряд экспериментов, подтвердивших наличие естественного отбора в природе. Например, рыбы (гамбузии) были помещены в бассейны с различно окрашенным дном. Птицы уничтожили 70% рыб в том бассейне, где они были более заметны, и 43% там, где они по окраске лучше подходили к фону дна.
В другом эксперименте наблюдали за поведением крапивника (отряд воробьиных), который не клевал гусениц пяденицы с покровительственной окраской, пока они не шевелились.
Опытами подтверждено значение предостерегающей окраски в процессе естественного отбора. На опушке леса разложили на досках насекомых, относящихся к 200 видам. Птицы прилетали около 2000 раз и склевывали только тех насекомых, у которых не было предостерегающей окраски.
Так же опытным путем было установлено, что большинство птиц избегает перепончатокрылых насекомых с неприятным вкусом. Клюнув осу, птица от трех до шести месяцев не трогает и осовидных мух. Потом начинает клевать их, пока не попадет на осу, после чего опять долго не трогает мух.
Производились опыты по «искусственной мимикрии». Птицы охотно поедали личинок жука — мучного хрущака, окрашенных безвкусной краской кармином. Часть личинок покрывали смесью краски с хинином или другим неприятным на вкус веществом. Птицы, натолкнувшись на таких личинок, перестали клевать всех окрашенных личинок. Опыт изменили: на теле личинок сделали различные рисунки, и птицы брали только тех, чей рисунок не сопровождался неприятным вкусом. Таким образом, у птиц возник условный рефлекс на предупреждающие яркие сигналы или рисунки.
Экспериментальное исследование естественного отбора проводилось и ботаниками. Оказалось, что сорные растения обладают рядом биологических особенностей, возникновение и развитие которых Можно объяснить только как приспособления к условиям, созданным человеческой культурой. Например, растения рыжик (сем. крестоцветных) и торица (сем. гвоздичных) имеют семена, очень похожие по величине и весу на семена льна, посевы которого они засоряют. То же можно сказать о семенах погремка бескрылого (сем. норичниковых), засоряющего посевы ржи. Сорные растения созревают обычно одновременно с культурными растениями. Семена тех и других трудно отделяются друг от друга при провеивании. Человек скашивал, обмолачивал сорняки вместе с урожаем, а потом и высеивал на поле. Невольно и бессознательно он способствовал естественному отбору семян различных сорных растений по линии сходства с семенами культурных растений.
2. Образование новых видов
С давних пор человека поражало многообразие органического мира. Как оно возникло? Учение о естественном отборе объяснило, как образуются новые виды в природе. Дарвин исходил из фактов, касающихся домашних пород. Первоначально породы домашних животных были менее разнообразными по сравнению с современными. Преследуя разные цели, люди проводили искусственный отбор в различных направлениях. В результате породы дивергировали, т. е. расходились в признаках между собой и с их общей родоначальной породой.
Дивергенция в естественных условиях. Дивергенция происходит все время в природе, и ее движущей силой является естественный отбор. Чем больше отличаются друг от друга потомки какого-либо вида, тем легче они расселяются по более многочисленным и более разнообразным ареалам, тем легче будут размножаться. Дарвин рассуждал таким образом. Какое-то хищное четвероногое по численности достигло предела возможности существования в данной местности. Допустим, что физические условия страны не изменились; может ли этот хищник размножаться дальше? Да, если потомки захватят места, занятые другими животными. А это может произойти в связи с переходом на другую пищу или в новые условия обитания (на деревьях, в воде и т. п.). Чем разнообразнее будут по своим признакам потомки этого хищника, тем шире они распространятся.
Дарвин приводит пример. Если на одном участке земли посеять травы одного вида, а на другом, похожем, — травы, относящиеся к нескольким различным видам или родам, то во втором случае общий урожай будет больше.
В природе на участке, площадью чуть большей 1 м2, Дарвин насчитал 20 различных видов растений, принадлежащих к 18 родам и 8 семействам.
Подобные факты подтверждают правильность положения, выдвинутого Дарвином: «… наибольшая сумма жизни осуществляется при наибольшем разнообразии строения…» Между растениями одного вида при их одинаковых потребностях в почве, влаге, освещении и т. д. происходит самое ожесточенное биологическое состязание. При естественном отборе будут сохраняться формы, наиболее отличающиеся друг от друга. Чем заметнее становятся различия между приспособительными признаками форм, тем больше расходятся и сами формы.
Благодаря естественному отбору процесс эволюции носит дивергентный характер: от одной исходной формы берет начало целый «веер» форм, как бы особые ветви от одного общего корня, но не все они получают дальнейшее развитие. Под действием естественного отбора в бесконечно длинном ряду поколений одни формы сохраняются, другие вымирают; одновременно с процессом дивергенции идет процесс вымирания, и оба они тесно связаны между собой. Наиболее расходящиеся по признакам формы обладают наибольшими возможностями выжить в процессе естественного отбора, так как они меньше конкурируют между собой, чем промежуточные и родоначальные, которые постепенно редеют и вымирают.
Разновидность — ступень к образованию вида. Дарвин представлял, что процесс образования новых видов в природе начинается с распадения вида на внутривидовые группы, которые он назвал разновидностями.
Благодаря естественному отбору и дивергенции разновидности приобретают все более различающие их наследственные признаки и становятся особыми, новыми видами.
Различие между разновидностью и видом очень велико. Разновидности одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Виды в естественных условиях, как правило, не скрещиваются, благодаря чему происходит биологическая изоляция видов.
Чтобы лучше пояснить, как идет процесс видообразования в природе, Дарвин предложил следующую схему (рис. 11).
На схеме изображены возможные пути эволюции 11 видов одного рода, обозначенных буквами А, В, С и т. д. — до L включительно. Расстояния между буквами показывают близость между видами.
Так, виды, обозначенные буквами D и Е или F и G, менее сходны друг с другом, чем виды А и В или К и L и т. п. Горизонтальные линии означают отдельные этапы в эволюции этих видов, причем каждый этап условно принят за 1000 поколений.
Проследим эволюцию вида А. Пучок пунктирных линий из точки А изображает его потомков. В силу индивидуальной изменчивости они будут отличаться друг от друга и от родоначального вида А. Полезные изменения сохранятся в процессе естественного отбора. При этом обнаружит свое полезное действие дивергенция: признаки, наиболее различные между собой (линии а1 и т1 пучка), сохранятся, будут накапливаться из поколения в поколение и все более расходиться. Со временем систематики признают а1 и т1 особыми разновидностями.
Пусть в течение первого этапа — первой тысячи лет — от вида А произошли две ясно выраженные разновидности а1 и т1. Под действием условий, вызвавших изменения родительского вида А, эти разновидности станут изменяться и дальше. Может быть, на десятом этапе они будут иметь такие различия между собой и с видом А, что их следует считать за два отдельных вида: а10 и т10. Часть разновидностей будет вымирать, и, возможно, десятого этапа достигнет только f10, образуя третий вид. На последнем этапе представлены 8 новых видов, взявших начало от вида A: a14, q14, р14, в14, f14, о14, е14 и т14. Виды a14, q14 и р14 ближе друг к другу, чем к остальным видам, и образуют один род, остальные-виды дают еще два рода. Эволюция вида I протекает сходным образом.
Судьба других видов иная: из них только виды Е и F доживают до десятого этапа, вид Е потом вымирает. Особо заметьте вид F14: он сохранился до нашего времени почти неизмененным по сравнению с родоначальным видом F. Так может произойти, если условия окружающей среды не изменяются или очень мало изменяются в течение длительного времени.
Дарвин подчеркивал, что в природе не всегда сохранялись лишь наиболее расходящиеся, крайние разновидности, средние также могли выжить и дать потомство. Один вид может обогнать другой в своем развитии; из крайних разновидностей иногда развивается только одна, но может развиться и три. Все зависит от того, как складываются бесконечно сложные отношения организмов между собой и с окружающей средой.
Примеры видообразования. Приведем примеры образования видов, причем будем пользоваться термином подвид, принятым в науке вместо «разновидность».
Широко расселенные виды, например медведь бурый, заяц-беляк, лисица обыкновенная, белка обыкновенная, встречаются от Атлантического до Тихого океана и имеют большое число подвидов. В средней полосе СССР произрастает более 20 видов лютика. Все они произошли от одного родоначального вида. Потомки его захватили различные места обитания — степи, леса, поля — и благодаря дивергенции постепенно обособились друг от друга сначала в подвиды, потом в виды (рис. 12). Ознакомьтесь с другими примерами на том же рисунке.
Видообразование продолжается и в наше время. На Кавказе живет сойка с черным оперением на затылке. За самостоятельный вид ее еще нельзя считать, это подвид обыкновенной сойки. В Америке встречается 27 подвидов певчего воробья. Большинство из них внешне мало отличаются один от другого, но некоторые имеют резкие отличия. Со временем промежуточные по своим признакам подвиды могут вымереть, а крайние станут самостоятельными молодыми видами, утеряв способность скрещиваться друг с другом.
Значение изоляции. Обширность территории расселения вида благоприятствует естественному отбору и дивергенции. Это происходит при расселении какого-либо вида в обособленных друг от друга местностях. В подобных случаях проникновение организмов из одной местности в другую сильно затруднено и возможность скрещивания между ними резко снижается или совершенно отсутствует.
Приведем примеры. На Кавказе в разделенных высокими горами местностях водятся особые подвиды бабочек, ящериц и пр. В озере Байкал живут многие виды и роды ресничных плоских червей, ракообразных и рыб, больше нигде не встречающихся. Это озеро отделено от других водных бассейнов горными хребтами уже около 20 млн. лет и только через реки сообщается с Северным Ледовитым океаном.
В других случаях организмы не могут скрещиваться вследствие биологической изоляции. Например, два вида воробья — домовый и полевой — зимой держатся совместно, но гнездятся они обычно по-разному: первый — под крышами домов, второй — в дуплах деревьев, по опушкам леса. Вид черного дрозда в настоящее время распадается на две группы, еще неразличимые внешне. Но одна из них обитает в глухих лесах, другая держится близ жилья человека. Это начало образования двух подвидов.
Конвергенция. Всходных условиях существования животные различных систематических групп иногда приобретают сходные приспособления к окружающей среде, если подвергаются действию одного и того же отбирающего фактора. Этот процесс получил название конвергенции — схождения признаков. Например, передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным классам. Сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам. Конвергентными бывают и физиологические особенности. Накопление жира у ластоногих и китообразных объясняется результатом естественного отбора в условиях водной среды: уменьшает потерю тепла организмом.
Конвергенция в пределах далеких систематических групп (типов, классов) объясняется только действием сходных условий существования на течение естественного отбора. На конвергенцию у сравнительно близкородственных животных влияет еще и единство их происхождения, которое как бы облегчает возникновение сходных наследственных изменений. Именно поэтому она и наблюдается чаще в пределах одного и того же класса.
Многообразие видов. Учение Дарвина об эволюции органического мира объясняет многообразие видов как неизбежный результат естественного отбора и связанной с ним дивергенции признаков.
Постепенно в процессе эволюции виды усложнялись, органический мир поднимался на все более высокую ступень развития. Однако повсюду в природе одновременно сосуществуют животные и растения, обладающие разной степенью сложности своей организации.
Почему же естественный отбор не «поднял» все низкоорганизованные группы на высшую ступень организации?
Естественным отбором все группы растений и животных приспособлены лишь к своим условиям существования, поэтому и не могли подняться все на одну и ту же высокую ступень организации. Если эти условия не требовали повышения сложности строения, то степень ее и не повышалась потому, что, по словам Дарвина, «при очень простых жизненных условиях высокая организация не оказала бы никакой услуги». В Индийском океане при более или менее постоянных условиях обитают виды головоногих моллюсков (наутилусов), почти не изменившиеся на протяжении многих сотен тысячелетий. То жеотносится к современным кистеперым рыбам.
Таким образом, одновременное сосуществование организмов разной сложности строения объясняется теорией естественного отбора и дивергенцией.
Результаты естественного отбора. Естественный отбор имеет три тесно связанных важнейших следствия: 1) постепенное усложнение и повышение организации живых существ; 2) приспособленность организмов к условиям внешней среды; 3) многообразие видов.
Список литературы
1. Азимов А. Краткая история биологии. М.,1997.
2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,2000.
3. Либберт Э. Общая биология. М.,1978 Льоцци М. История физики. М.,2001.
4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.
5. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.,1993.
www.ronl.ru
§ 7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
1. Раскройте содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды».
Растения и животные приспособлены к условиям среды своего обитания не только внешне, но и по внутреннему строению. Строение из органов и физиологические функции организма соответствуют условиям обитания. Их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособлености.
2. Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
1. Форма тела.
2. Различные виды окраски и мимикрия.
3. Особенности внешнего строения.
4. Приспособительное поведение.
3. Сравните такие виды окраски, как предостерегающая окраска, покровительственная окраска и мимикрия, обратив особое внимание на их отличительные особенности. Приведите примеры животных, обладающих такими приспособлениями. Заполните таблицу.
Покровительственная окраска Преостерегающая окраска Мимикрия Позволяет быть незаметным среди окружающих форм
Пример: хамелеон
Выделяет из окружающей среды яркие пятна или полоски
Пример: ядовитые насекомые и др.
Это результаты гомологичных мутаций у разных видов, котоые помогают выжить незащищенным животным
Пример: заяц
4. Закончите приведенную схему эволюционного механизма появления мимикрии.
Мелкие положительные мутации
Естественный отбор (покажите, в каких условиях) – совместное обитание съедобных видов с несъедобными.
Мимикрия – подражание съедобных видов животных несъедобным.
В итоге беззащитный вид животного приобретает сходство с опасным, чем и обеспечивает себе неприкосновенность.
5. Ответьте, попадает ли поведение животного в сферу действия естественного отбора. Если да, приведите пример.
Поведение животного попадает в сферу действия естественного отбора. Это такие виды поведения, как демонстративное, отпугивающее и другие, обеспечивающие выживаемость вида. Например, запасание корма на зиму.
6. Вставьте недостающее слово.
Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.
pobio.ru
таблица. Растение / Приспособления / факторы среды которые соответствуют приспособлениям/ характеристика приспособлений
Факторы среды бывают разными. Некоторые из них – это условия среды – они как бы заданы изначально и для всех в данном местообитании одинаковы. Ни исчерпать условия, ни сделать их менее доступными для других организмов невозможно. В самом деле, температуру или соленость воды нельзя ни «израсходовать» , ни поделить между собой.К факторам среды относятся и ресурсы, то есть все, что организм потребляет или использует, чтобы обеспечить своё существование. Примером «потребления» является пища – источник веществ и энергии. Бутерброд, который жуёт ученик на перемене, — его пищевой ресурс. Однако «использование» следует понимать в более широком смысле. Например, стол в школьной столовой, за которым тот же ученик сидит с бутербродом. Разумеется, этот стол ученик не ест. Но для других его место за столом уже недоступно.
В отличие от условий ресурсы всегда имеются в определенном, исчерпаемом количестве, которое уменьшается в результате жизнедеятельности организмов.
Факторы среды могут быть:
1. Абиотические – это все свойства неживой природы, прямо или косвенно влияющие на живые организмы;
2. Биотические — это прямые или опосредованные формы воздействия живых существ друг на друга. Любой организм в реальных условиях постоянно испытывает на себе самое различное влияние других существ.
3. Антропические – факторы, которые возникают в ходе непосредственного (прямого) воздействия человека на что-то либо.
Весьма часто употребляют «антропогенный фактор» . Под ним понимают фактор, косвенно обязанный своим происхождением деятельности (настоящей и прошлой) человека.
Абиотические
Биотические
Климатические: свет, температура, влага, движение воздуха, давление
Фитогенные: растительные организмы
Эдафогенные: (от «эдафос» — почва) : механический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плотность
Зоогенные: животные организмы
Орографические: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона
Микробиогенные: вирусы, простейшие бактерии
Химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность и состав почвенных растений
Антропогенные: деятельность человека
Один и тот же фактор среды имеет различное значение в жизни совместно обитающих организмов разных видов. Например, сильный ветер в зимнее время весьма неблагоприятен для крупных животных, особенно обитающих открыто (Лоси) , но не действует на более мелких, обычно укрывающихся в норах или под снегом.
otvet.mail.ru