Пример интеллигентности в литературе – Примеры интеллигентности в литературе — Приведите пример интеллигентного человека в литературных произведений. — 22 ответа

Содержание

Проблема интеллигентности в современном обществе

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Характеристика интеллигента

Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.

  1. Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
  2. Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
  3. Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
  4. Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
  5. Тяга ко всему прекрасному.
  6. Способность прощать людей.
  7. Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
  8. Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
  9. В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности, последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным. Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Как стать интеллигентом

Интеллигентность должна развиваться в человеке с детских лет

  1. Большое внимание необходимо уделять чтению книг. Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
  2. Важное место занимает образованность. Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.
  3. Самое большое значение имеет правильное воспитание. Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.
  4. Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.
  5. Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.

Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души. Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.

psycho4you.ru

Пример интеллигентности — классные и домашние сочинения — сочинения для 8-9 классов — материалы к сочинениям — РУССКИЙ язык

СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Образцы сочинений для 8-9 классов

Пример интеллигентности

Я считаю по-настоящему интеллигентным человека, всем хорошо известного, — писателя Александра Исаевича Солженицына. Его жизнь и его книги — пример победы интеллигентности над всем дурным в нашем обществе, победы над злом в широком смысле этого слова.

Александр Исаевич вышел победителем в схватке с самыми сильными противниками: политической системой и смертью. Политическая система пыталась уничтожить этого человека в лагерях, цензурой, ссылкой. Ей этого не удалось. Напротив, в конце концов система тоталитаризма сама приказала долго жить. Смерть тоже пыталась забрать этого человека, послав ему обычно неизлечимую, смертельную болезнь — рак. Солженицын победил и рак.

По мнению академика Д. С. Лихачёва, интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию других людей. Солженицын не только энциклопедически образованный человек, но и прекрасно понимающий других, старающийся помочь другим людям и обществу в целом. Он терпим к личным недостаткам других людей, но беспощадно, яростно борется с пороками общественными.

Писатель — духовно сильный человек, поэтому он физически здоров в таком возрасте (а ему уже больше восьмидесяти лет) и красив. И он продолжает работать!

Говорят, что в последнее время нет у молодых примеров для подражания, нет идеалов. А у меня есть.



scribble.su

определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек :: SYL.ru

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот — так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» — слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus — понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

«Культурный и не ругающийся матом», — скажут многие. Некоторые добавят: «Умный». А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент — это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек – это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность — такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

www.syl.ru

Сочинение на тему «Пример интеллигентности»

    Для меня самым лучшим примером интеллигентности является моя мама. Она выросла в семье, где воспитанию уделялось особое внимание. Это было всестороннее развитие, кроме того, маму учили чувству такта, понимать других людей, ставя себя на их место. Мама выросла, реализовала себя в обществе как личность, и добилась в этом немалых успехов. Но во все времена, не смотря на обстоятельства, мамой двигало желание: поступать так, чтобы всем было хорошо.

    Наблюдая за ее поведением, я поняла, никогда с истинной интеллигентностью не сравнится ничто. Как признак образованности и интеллекта, она помогает в любых жизненных перипетиях. А значит, обладающий этим талантом как даром, человек более свободный от страхов и переживаний и о будущем, и о настоящем. Такая свобода делает людей по-настоящему счастливыми и довольными сложившейся жизнью. Кроме того, интеллигентность – это прежде всего честность, искренность сердца. Не имея негатива, люди более открыты к продуктивному общению со всеми. Они понимают, что нет совершенства ни в ком, поэтому и не ожидают встретить идеал, а принимают каждого с его достоинствами и недостатками.

    Что делает интеллигента особенно красивой личностью? Его умение понять другого, простить того за любую провинность, любопытство к чужому мнению и признание за каждым человеком права на свою точку зрения, даже, если она расходится с популярной или привычной. Это не значит, что нужно допускать вседозволенность. Нет, интеллигентному человеку ясно, чтобы общество развивалось, нужно попытаться понять каждого в этом обществе, чтобы создать условия мирного и счастливого сосуществования.

    Моя любимая мама показала мне на своем примере, как изменить свою жизнь к лучшему. И я видела, как к ней тянулись люди, и за советом, и за теплом. Атмосфера в нашем доме всегда позволяла мне и другим чувствовать себя свободно, и за это я благодарна своим родителям.


Понравилось сочинение? Почитайте ещё эти:

mirsoch.ru

Интеллигентность… что это такое? — сочинение. Интернет библиотека для школьников

Интеллигентный человек… интеллигенция… Такие сложные понятия. Что дает право считать ту или иную человека интеллигентом? Чем определяется интеллигентность?

Корректным поведением? Но мы знаем, что есть люди, о которых коллеги по работе говорят как о тактичных, деликатных, а те, кто сталкивается с ними дома, в быту, не верят своим ушам.

Наличием диплома о высшем образовании? Так разве мало примеров, когда дипломированный товарищ ведет себя невоспитанно, бестактно, непорядочно? Или мы не видим отвратительных сцен на заседаниях нашей Верховной Рады? А драки российских парламентариев? Может, у депутатов нет дипломов? Есть. И не по одному. Образованность — это, как известно, не интеллигентность. Эти два понятия нельзя смешивать.

Интеллигентность не столько в эрудированности человека, в том, много ли книг прочитала, сколько в ее поступках, языке, в понимании другого человека, умении войти в ее положение, в чувстве ответственности за все, что окружает нас. Такой может быть человек, который не имеет образования, и, что не посещает художественных салонов и выставок.

Я знаком с таким человеком. Это еще не старая женщина. Она наша соседка. Тетя Юля всегда приветливая, вежливая, а если и сделает кому из детишек замечания, это почему-то нисколько не обижает. Казалось бы, те же слова, что от другого звучат как ругательство, воспринимаются от нее как справедливый упрек. Это как раз и подтверждает мнение Д. Лихачева о том, что интеллигентность заключается не только в сумме знаний, но и в способности понимать, сочувствовать. Я думаю, что тетя Юля понимает детишек и подростков, потому что хранит в душе свое детство, понимает, что все мы «родом из детства». Вот и получается, что интеллигентность — это состояние души, а этому ни в каком университете, ни в какой академии не научишься.

Интеллигентность оказывается не только в большом, но и в малом. Умение спорить, вести дискуссию… Настоящий интеллигент с уважением относится к своему оппоненту, кем бы он ни был, хотя бы идейным противником. Раз вступил в дискуссию — проявляй такт и уважение. А когда аргументом в споре становятся оскорбительные слова или выплеснутая в лицо оппонента стакан воды — какая уж тут интеллигентность… Настоящий интеллигент никогда не будет груб и равнодушен, завистливый и зловтішний. Ему это генетически чужое.

Интеллигентный человек — это не обязательно тот, кто знает всю классическую литературу, кто посетил Эрмитаж и Лувр, кто умеет отличить картины великих голландцев от картин великих итальянцев. Это не обязательно. А обязательная восприимчивость к культурным ценностям, интерес к ним. Вот пример из моей жизни. Прошлым летом я отдыхал с родителями в Алупке. В Воронцовский дворец, где мы уже не раз бывали, однажды пошел с нами племянник нашей соседки. Роман (так его звали) приехал из Мукачева, где прожил все свои 16 лет. Он впервые видел Воронцовский дворец, который сам по себе является шедевром архитектурного искусства, да еще и заполнен картинами и скульптурами. Каким же Роман владел эстетическим чутьем! Как тонко он все чувствовал и воспринимал! Я был поражен некоторыми его замечаниями и оценкам увиденного. А его тетя ничуть этому не удивилась. Роман вырос в уголке с очаровательной природой и с детства восхищался ее красотой. Отсюда такое понимание красоты.

Интеллигентность — не набор знаний и хороших манер, хотя они очень нужны интеллигентному человеку. Вот только когда это все освещено богатством души, неравнодушием к окружающему миру, способностью впитывать в себя новые знания и воспринимать культурные ценности, тогда это называют интеллигентностью, что является нравственным понятием.

lib4school.ru

Блог Н. А. Шининой: Задание по развитию речи

Упражнение 16.

Мои размышления по-поводу статьи Д.С. Лихачева «Человек должен быть интеллегентен».
Автор: Лихачев Д.

Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д.С. Лихачев.
Рассуждая над этими вопросами, автор считает, что интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна для окружающих, и для самого человека. Интеллигентность нужна всегда и везде. Человек должен быть интеллигентным именно это утверждает Д.С. Лихачев.
Так что такое интеллигентность? Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях понимать других. Она проявляется в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Академик Д.С. Лихачев считает, что интеллигентность – это способность к понимаю, к восприятию окружающего мира, это терпимое отношение к миру. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Д.С. Лихачев считает, что интеллигентность проявляется в том, какой порядок у тебя в доме или квартире, также и в гостеприимстве и приветливости, это тоже относится к интеллигентности.
С мнением автора я полностью согласен. Автор, верно, подметил, что интеллигентность нужно в себе развивать, не может быть такого, что в человеке она появилась при его рождении, если же ребенка будут хорошо воспитывать, то в человеке можно развить в себе такие качества, как доброта, любовь, стремление к лучшему. Сейчас интеллигентность уже потеряла свою былую популярность. Новое поколение относится к людям равнодушно, мало кто в трудную минуту может предложить руку помощи. Мало, вероятно, что интеллигентность уже можно вернуть ведь раньше люди были интеллигентными. Я думаю, что все же если приложить большие усилию, то интеллигентность можно вернуть.

Упражнение 17.

Примером интеллегентности может послужить воспитанный человек! Для меня примером инетеллигентности служит моя сестра! Я беру примеры со своей сестры т.к она у меня интеллигентная и воспитаня! Она знает как и где себя вести! Она у меня скромная,умная, всегда умеет правильно ответить на вопросы что бы не обидеть человека! Я тоже хочу быть похожей на свою сестру!

ОтветитьУдалить

nashinina.blogspot.com

Проблема интеллигентности аргументы из литературы

Аргументы и проблемы — Сайт kliliv!

Проблема поиска смысла жизни

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобно­стью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Дру­гие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обло­мов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, стра­дая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

В начале своего пути Пьер далёк от истины: вос­хищается Наполеоном, вовлечён в компанию «зо­лотой молодёжи», участвует в хулиганских выход­ках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глу­постью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым. И как итог — полная утрата смысла жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» — эти вопросы бессчётное количество раз прокручи­ваются в голове, пока не наступает трезвое осмыс­ление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движет­ся мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное «я».

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Кры­жовник».

Герой его — Николай Иванович Чимша- Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, об­рюзг. — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Лож­ная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.

Проблема свободы выбора (выбора пути)

Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня по­теряешь». Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искуше­нием, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в на­родной мудрости. Пойти направо — значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды — это налево, а прямо — это путь восхождения «через тернии к звёздам». И каждый из нас выбирает свой путь.

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (A.C. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно ли­шённый памяти. Это раб, не имеющий своего про­шлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим суще­ством. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

Совсем недавно в преддверии великого праздни­ка Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и оконча­нии Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков. Ответы были удру­чающими: молодое поколение не знает даты нача­ла войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге.

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!»

Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

Честь и бесчестие, мужество, героизм и преда­тельство, выбор жизненного пути — эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капита­на». На примере главного героя романа Сани Григо­рьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой «сделал» себя сам. Остав­шись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, по­падает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Свя­той Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капи­тана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат — Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретив­шись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но прав­да о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветника­ми, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропав­шей экспедиции капитана Татаринова.

Проблема равнодушия, нравственной чёрствости

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины «с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло». «Ненормальная!» — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

«Довольные собой люди», привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, «люди в футлярах». Это и док­тор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный» Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный», кричит: «Прррава держи!» «Прррава держи» — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло» мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: «А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!» Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обывате­ли, возомнившие себя «хозяевами жизни».

По мнению академика Д.С. Лихачёва, «основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория». Не­свободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литерату­ре заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненуж­ных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Граждан­ская война или сталинские репрессии.

Есть и дру­гой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комна­ты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим об­разом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем согла­шается с ней, считая, что она права. В квартире ста­новится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духов­ную жизнь. В связи с этим вспоминается другое про­изведение — «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего «чемодан» с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они — напоминание о прошедшей юно­сти, друзьях, творческих поисках.

1.Любовь в прозе Александра Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Герой Желтков способен на неземную любовь. «Да святится имя твоё» — этот рефрен передаёт трагическую несовместимость истинной любви и общепринятых условностей человеческих взаимоотношений. Любовь-музыка, любовь-поэзия, любовь-молитва — такая любовь обогащает жизнь.

2.Любовь как высшее проявление человеческой сущности, предельно обостряющее внутренние противоречия человека в рассказах Бунина «Тёмные аллеи». В изображении Бунина любовь всегда – «счастье и мука». «Чистый понедельник» — рассказ о тайне любви, тайне человеческой природы, о вечной неудовлетворённости человека. Влюблённость – единственная мотивировка поступков героя. Любовь, как и смерть, — путь в иные миры.

3.Тема любви в стихотворениях Владимира Маяковского. Громада-любовь и громада-ненависть.

Гипербола в стихах поэта не только основной троп, но и способ построения образа лирического героя. Оскорблённый и преданный в любви, лирический герой Маяковского вступает в сражение с самим Богом и, кажется, побеждает его. «Где любимую найти мне, такую, как и я?»- вопрошает поэт. В стихотворениях «Лиличка!», «Послушайте», поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» тема любви в разных вариантах решается как тема трагическая.

на несгорающем костре

Проблема взаимоотношений человека и природы.

1. Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся обращениями: «Сыпь ты, черёмуха, снегом,//Пойте вы ,птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный,//край ты мой, пустырь» и др. Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: « Сыплет черемуха снегом», «Как метель черёмуха машет рукавом». Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озёра, реки, мир животных и мир растений – всё связано с образом лирического героя. Человек и природа неразделимы! Взаимопроникновение и слияние мира человека и мира природы, антитеза весеннего цветения и осеннего увядания, образ «страны берёзового ситца» в стихотворении Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Подчинённость человеческой жизни законам природы и в «Отговорила роща золотая».

2. Часто пейзаж в произведениях – один из ключевых символов, лейтмотивов. Например, в «Тихом Доне» Михаила Шолохова солнце будет сопровождать Григория Мелехова на всём его дальнейшем мучительном пути. Исповеди героя происходят на фоне символического пейзажа – оттаявшего чернозёма, трели жаворонка, высокого и гордого солнца. В описании похорон любимой Аксиньи в очередной раз возникает образ, сопровождавший Григория на всём его мучительном пути. Чёрное небо, чёрное солнце – солнце мёртвых. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу, Всё отняла у него, всё порушила безжалостная смерть».

3. На сопоставлении любви с природными стихиями строится одно из цветаевских стихотворений «Мировое началось во мгле кочевье». Любовь воспринимается лирической героиней как событие, в котором участвует природа.

Мировое началось во мгле кочевье:

Это бродят по ночной земле – деревья,

Это бродят золотым вином – грозди,

Это странствуют из дома в дом – звёзды,

Это реки начинают путь – вспять!

И мне хочется к тебе на грудь – спать.

Проблема роли книги в жизни человека.

1.Книги были для Горького спасительным контрастом «свинцовым мерзостям», жестокости и несчастьям окружающей жизни. В повести «В людях» повар Смурый говорит: « Читай книги – это самое лучшее!» «Книга для меня – чудо,- скажет Горький уже в конце жизни.

2.В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» герой Павка Корчагин в ответ на удивлённый вопрос хирурга о том, откуда берётся мужество так стойко переносить невыносимую боль, отвечает: «Читайте «Овод», тогда поймёте». Часто книга помогает принять единственно верное решение, побуждает к подвигу. Такими произведениями были «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, поэма «Василий Тёркин» А.Твардовского, повесть «Всем смертям назло!» Владислава Титова.

Проблема оценки таланта современниками .

М.Булгаков (судьба Мастера и его романа), непонимание современниками пушкинского творчества, песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением лишь некоторых), распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках, «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы и поговорки.

Проблема любви к родине, проблема русского характера.

Чингиз Айтматов один из первых поднял эту тему в художественной литературе.

В его романе «Плаха» сильное впечатление производит начало: сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все вместе, потому что общая беда гонит. Так и люди должны сплотиться в борьбе с общей бедой – наркоманией. Действительно, Ч. Айтматов первый открыто сказал, что наркомания есть, она набирает силу. И мы с вами должны знать природу этого явления, пути распространения, возможности борьбы.

Проблема взаимоотношения власти и человека

Проблемы соотношения личности и тоталитар­ного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской пси­хологии, свободы выбора поднимаются в философ­ской сказке-драме Е .Шварца «Дракон».

Перед нами город Дракона, где на главном зда­нии красуется надпись: «Людям вход безусловно запрещён!» Обратим внимание на то, что слово «без­условно» здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе «безрукие души, безногие души,

лега вые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёрт­вые души». В драконьем городе все одинаково мыс­лят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: «Слава Дракону!» Глав­ной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматур­га, и порождает мёртвые души. «Единомыслие — это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние» (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаёт­ся, преследуется, убивается.

Человек, находящийся внутри системы, ника­кой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с системой, намертво привязан к ней. Потому-то со­всем не просто «в каждом убить дракона». Не мас­са, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а личность. Главному герою драмы Ланцелоту уда­лось силой духовного сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в нрав­ственный закон — в эти простые и незыблемые че­ловеческие ценности бытия.

Проблема художника и власти

Творчество — единственный способ бессмертия творца. «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — это завещание A.C. Пушки­на («Из Пиндемонти») стало определяющим в выбо­ре творческого пути истинных художников.

Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, «старый, фанерный, обтянутый материей, обвязан­ный бельевой верёвкой», — с ним он ещё в пионер­ский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним — попли­новая рубашка, далее по очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для корот­ких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они — знаки бесценной, по- своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

Проблема исторической памяти.

Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти». Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Огромный труд проделал Александр Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГе». Думая о сталинском времени, невольно вспоминаешь революцию. Сегодня она видится во многом по-иному. «Нам говорят, что русская революция ничего не принесла, что у нас нищета большая. Совершенно верно. Но. У нас есть перспектива, у нас виден выход, есть воля, желание, мы видим перед собой путь. » — так писал Н.Бухарин. Теперь мы задумываемся: что же сделала со страной эта воля, куда привел этот путь и где выход. В поисках ответа начинаем обращаться к истокам, к Октябрю.

Глубже всех исследует эту тему А.Солженицын. Причем эти вопросы затрагиваются во многих его книгах. Но главное произведение этого писателя об истоках и начале нашей революции — многотомное «Красное колесо». Солженицын настойчиво не признает не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию, считая свержение монархии трагедией русского народа. Он утверждает, что мораль революции и революционеров антигуманна и античеловечна, лидеры революционных партий, включая Ленина, беспринципны, думают, прежде всего, о личной власти. Нельзя согласиться с ним, но и не прислушаться тоже нельзя, тем более, что писатель использует громадное число фактов и исторических свидетельств. Такую ли надо давать оценку революции?! Трудно сказать, окончательный приговор вынесет только время. Много интересного об этом времени можно почерпнуть в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», повести В.Гроссмана «Все течет» и других..

Если в оценке революции есть резкие расхождения, то сталинскую коллективизацию осуждают все. Да и как оправдать ее, если она привела к разорению страны, гибели миллионов трудолюбивых хозяев, к страшному голоду! Одним из правдивых произведений о трагедии крестьянства в период коллетивизации является роман-хроника Бориса Можаева «Мужики и бабы». Писатель, опираясь на документы, показывает, как формируется и забирает власть та прослойка на селе, которая благоденствует на разорении и беде односельчан и готова лютовать, чтобы угодить начальству. Автор показывает, что виновники «перегибов» и «головокружений от успехов» те, кто управлял страной.

Люди должны узнать правду, какой бы жестокой она ни была. Мучительно возрождение нашей истории: тяжело перекраивать свое сознание, отвергать прежние идеалы. «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина.Писатели стремятся с предельной достоверностью передать атмосферу, царившую в нашей стране в годы репрессий, этот воздух, отравленный всеобщей подозрительностью и страхом, когда за одно неосторожное слово человека бросали в тюрьму, объявляли «врагом народа», уничтожали его семью. И Гроссман, и Рыбаков, и Приставкин внимательно исследуют влияние обстановки на людей, их психологию, пытаются найти ответ на вопрос, что же все-таки случилось с нами.

Сегодня для нас не менее важно воспитание памяти. Мы все бежим от жизни, не оглядываясь, торопимся. И не замечаем, как дальше и дальше уходит наша личная история. Многие ли из нас знают свою родословную? Многие не могут назвать даже деда. И сразу же задают удивленно вопрос: «Зачем это надо? Мы что, князья?» Неужто только князьями славна Россия? Ведь были же и герои-солдаты, и мастера — золотые руки, да и просто честные люди! Отсюда, от этого незнания и идут все основные беды нашего общества.

Об этом книга Д. Гранина «Зубр». Нам всем надо учиться у Тимофеева, главного героя повести, отношению к прошлому Родины как части своей собственной истории. Может быть, не будет тогда варварского разрушения памятников, храмов, не повернется ни у кого язык нагрубить ветерану, оскорбить «афганца». Теряем мы понемногу и память о Родине, о том месте, где родились, где жили предки.

Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются исторические события огромной важности. Это всем видно и сегодня. Но истинное понимание их значения придет лишь через несколько десятилетий. Предусмотреть все последствия мы не в состоянии. В этом особенность истории. И все же хочется обратиться ко всем людям: давайте не будем торопиться, не будем выносить поспешных решений. История — это учебник жизни. Его стоит прочесть еще и еще раз. Не надо вырывать из него страницы: мы убедились на собственном горьком опыте, чем это может обернуться. Лучше подумаем вместе, как не допустить новых ошибок, не забыть ничего и не потерять.

Источник:
Аргументы и проблемы — Сайт kliliv!
Проблема поиска смысла жизни Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобно­стью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой
http://www.kliliv.ru/%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B/

Проблема интеллигентности аргументы из литературы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Шилаевой Ирины Викторовны

Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

• Автор текста затрагивает проблему

• В центре внимания автора проблема

• В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема

• Тест (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой

• (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой

• Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.

• Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

• Проблема (чего?) смысла жизни.

• Вопрос о (чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является — комментарий проблемы.

• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)

• Не случайно писатель изображает (кого, что)

• Поступок героя свидетельствует о там, что…

• Слова (мысли) героя показывают, что…

• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)

• Симпатии автора на стороне(кого)

• Проблема раскрывается автором на примере…

• В качестве примера раскрывает

• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)

• Автор обращает проблему на

• В размышлениях автора звучит мысль о том, что

• Автор разделяет мнение (кого)

• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)

• Автор приводит нас к выводу о том, что

• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую история.

• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

• Как и большинство из нас, автор считает, что

• Автор подробно рассматривает

• Автор обращает наше внимание на

Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.

• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

• Как относятся к герою окружающие его персонажи?

• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?

• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?

• Автор осуждает или одобряет поведения героя?

• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

• Автор подводит читателя в выводу о том, что

• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу

• Позиция автора такова

• Позицию автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом

• Автор нас призывает (к чему)

• Автор убеждает нас в том, что

• Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Источник:
Проблема интеллигентности аргументы из литературы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Шилаевой Ирины Викторовны
http://s1literator.ucoz.ru/load/russkij_jazyk_sochinenie_format_egeh/klishe_k_sochineniju_po_russkomu_jazyku/27-1-0-356

psihologvsem.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *