Причастия действительные страдательные – Действительные и страдательные причастия — teorija. Русский язык (dzimtā), 7. класс.

Действительные и страдательные причастия — Сайт svetlanavladimirovna

Тема: При­ча­стие

Урок: Дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся:

от гла­го­лов І спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­сов –ущ / -ющ-;

от гла­го­лов ІІ спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­сов   —ащ/-ящ-.

На­при­мер: чи­тать (І спр.) – читающий, пи­сать (І спр.) – пишущий,

слы­шать (ІІ спр.) – слышащий, ды­шать (ІІ спр.) – дышащий.

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни могут об­ра­зо­вы­вать­ся толь­ко от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут об­ра­зо­вы­вать­ся от пе­ре­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов  как со­вер­шен­но­го, так и несо­вер­шен­но­го вида.

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся с по­мо­щью суф­фик­сов

 -вш-  и -ш-.

На­при­мер: про­дать – продавший, при­быть – прибывший, при­ве­сти – при­ведший.

Если ос­но­ва гла­го­ла, от ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­но дей­стви­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни, окан­чи­ва­ет­ся на со­глас­ный, тогда мы ис­поль­зу­ем суф­фикс -ш-.

На­при­мер:   – .

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на глас­ный, тогда мы ис­поль­зу­ем суф­фикс -вш-. На­при­мер:   – 

 – .

При на­пи­са­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни важно пом­нить, что перед суф­фик­сом таких при­ча­стий со­хра­ня­ет­ся так же глас­ная, что и в неопре­де­лён­ной форме гла­го­ла перед -ть.

На­при­мер: увидеть – , заклеить – , посеять – .

Стра­да­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы на­сто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида:

от гла­го­лов І спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­сов -ем- / -ом-

ведут – ведомый, управ­ля­ют – управ­ляемый;

от гла­го­лов ІІ спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­са -им-

видят – вид

имый.

При об­ра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни вид гла­го­ла не имеет зна­че­ния. Такие при­ча­стия можно об­ра­зо­вы­вать от пе­ре­ход­ных гла­го­лов как со­вер­шен­но­го, так и несо­вер­шен­но­го вида.

Об­ра­зу­ют­ся стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни с по­мо­щью суф­фик­сов -нн-,

-енн-, -ённ-,  -т-.

На­при­мер: по­нять – понятый, ско­сить – скошенный,

ре­шить – решённый, про­дать – проданный.

Суф­фикс ‑нн‑ может при­со­еди­нять­ся толь­ко к ос­но­ве гла­го­лов на –ать / -ять.

На­при­мер: засеять – , обещать – .

При ис­поль­зо­ва­нии суф­фик­са ‑енн- и -ённ- от­се­ка­ет­ся ко­неч­ная  глас­ная  гла­голь­ной ос­но­вы.

На­при­мер:  – скошенный,  – лишённый.

Итак, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия имеют свои осо­бен­но­сти. И важно пом­нить, что при об­ра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни выбор глас­ных в суф­фик­се за­ви­сит от спря­же­ния гла­го­лов.

Рис. 1.  Об­ра­зо­ва­ние при­ча­стий (Ис­точ­ник)

Рис. 2. Спря­же­ние гла­го­лов

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

1. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие:

2. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие:

3. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие настоящего времени:

4. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени:

5. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени:

6. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени:

7. Укажите предложение, в котором есть два страдательных причастия:

8. Укажите предложение, в котором есть два действительных причастия:

9. Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является причастием:

10. Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие:

www.svetlanavladimirovna.ru

Действительные и страдательные причастия

Цели урока:

1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I. Организационный момент

II. Актуализация имеющихся навыков.

Тема нашего сегодняшнего урока — «Действительные и страдательные причастия».

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

— что такое причастие?

— что оно обозначает?

— на какие части речи похоже причастие?

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

Например — девочка учит уроки. Она это делает сама.

Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.

Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.

Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

Мороженое быстро съедается (мальчиком).

Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.

Например: Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Сравним два словосочетания с причастиями:

разбившаяся внезапно ваза и

разбитая девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором — ее разбила девочка.

Разбившаяся — это действительное причастие

Разбитая — это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала.

Скачать видеоурок «Действительные и страдательные причастия»

Действительное причастие — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Фокусник, придумавший трюк — «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина — то есть, та, которая встречает — тоже действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе — те, которые лежат — тоже действительное причастие.

Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит — стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет — то он непременно кем-то посаженный.

Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала — ее сварили.

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал — его поймали.

Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.

Оно может быть и СОстрадательным.

Подобранный на улице щенок — щенок, которого подобрали

Обогретый теплом малыш — малыш, которого обогрели.

Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?

Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: — КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий — КЕМ совершено это действие.

сваривший — кто? — волшебник, сваривший зелье.

сваренное — кем? — зелье, сваренное волшебником.

Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Например:

Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.

Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.

Но если укушенная — действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!

А вот если укушенная — страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.

Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Съеденная котом ветчина

(ветчина пострадала: ее съели) — страдательное причастие.

Съевший ветчину кот

(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) — действительное причастие

Строитель, построивший дом — можно поставить вопрос КТО? — действительное причастие

Построенный строителем дом — можно поставить вопрос КЕМ? — страдательное причастие.

Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) — действительное причастие.

Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) — страдательное причастие.

IV. Закрепление и практическое применение знаний

Решение заданий в учебнике: упр. 83, 84.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.

Действительные причастия можно узнать, потому что они любят ДЕЙСТВОВАТЬ. Они хорошо уживаются с существительными И.п., и к ним можно подставить местоимения «сам, сама, само, сами».

Страдательные причастия ужасно ленивы и любят, чтобы все делали на них. К ним часто присоединяются существительные в форме творительного падежа.

Определить, действительное перед вами причастие, или страдательное, можно несколькими способами:

— преобразовать причастия обратно в глагол и поставить вопрос. Если вы спросили: «Кто это сделал или делает?» — перед вами действительное причастие.

Если вы спросили: «Что с ним (или с ними) сделали или делают?» — то перед вами страдательное причастие.

разозлившаяся — та, которая (что сделала?) разозлилась.

разозленная — та, которую (что сделали?) разозлили

— можно попытаться подставить к причастию слово «сам» или существительное в Тв. п.

порхающий (мотылек порхает сам) — действительное причастие.

пойманный (мотылька поймали сачком) — страдательное причастие.

— наконец, можно обратиться к своему воображению и представить: может ли названный предмет сам приобрести этот признак? Или он приобретает его только с чьей-то помощью? В первом случае перед вами действительное причастие, а во втором — страдательное.

упавшее дерево может упасть без помощи — действительное причастие.

срубленное дерево само себя срубить не может — страдательное причастие.

videouroki.net

Чем отличаются причастия действительные от причастий страдательных

В языке обычным является разделение слов на группы по каким-либо признакам. Это имеет отношение и к причастиям. Узнаем, как классифицируется такая лексика, а точнее, выясним, чем отличаются причастия действительные от причастий страдательных.

  • Общие сведения
  • Сравнение

Общие сведения

Причастие является своего рода содружеством двух самостоятельных частей речи. Ведь слова этой категории образуются от глаголов, а узнать их можно по вопросам прилагательных. Пример: какой? – играющий, произошло от играть. Грамматические признаки причастие также заимствует от двух упомянутых частей речи. Правда, будущего времени у него, в отличие от глагола, никогда не бывает.

к содержанию ↑

Сравнение

Определить, к какому из двух разрядов относится то или иное слово, порой бывает непросто. Однако следует помнить, что отличие причастий действительных от причастий страдательных состоит, прежде всего, в их значении. В первую группу входит лексика, выражающая активность какого-либо предмета. Действительные причастия есть в следующих примерах: прибывающий поезд; летящие журавли; дети, написавшие письмо. В этих сочетаниях видно, что действие исходит от кого-то/чего-то.

Страдательные причастия, в свою очередь, всегда показывают, что предмет пассивен, но испытывает действие извне. Соответствующие примеры: рассыпанные бусы; подшитый воротник; диктант, проверяемый учителем. В них можно найти предмет, который подвергается какому-либо воздействию.

После действительного причастия можно поставить вопрос «кто?», а затем добавить ответ в виде слова в именительном падеже. Например: рисующий – кто? – мальчик. После страдательного причастия логично спросить «кем?», а ответ напрашивается в форме творительного падежа: купленный – кем? – родителями. Примечательно также, что слова обеих групп могут иметь полную форму, но только страдательные причастия образуют еще и краткую: подготовленныйподготовлен.

Увидеть, в чем разница между причастиями действительными и причастиями страдательными, можно, и обратив внимание на их строение. Определяющей морфемой здесь является суффикс. Проще всего запомнить, что у действительных причастий в нем есть шипящий звук (ш или щ). Между тем у страдательных во всех суффиксах, кроме -т-, содержится «н» или «м». Подтверждает сказанное таблица:

thedifference.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *