Тема: Причастие
Урок: Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия настоящего времени образуются:
от глаголов І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;
от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов —ащ/-ящ-.
Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,
слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.
Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов
-вш- и -ш-.
Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.
Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.
Например: – .
Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например: –
, – .При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.
Например: увидеть – , заклеить – , посеять – .
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:
от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-
ведут – ведомый, управляют – управляемый;
от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-
видят – вид
При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.
Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,
-енн-, -ённ-, -т-.
Например: понять – понятый, скосить – скошенный,
решить – решённый, продать – проданный.
Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.
Например: засеять – , обещать – .
При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная гласная глагольной основы.
Например: – скошенный, – лишённый.
Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.
Рис. 1. Образование причастий (Источник)
Рис. 2. Спряжение глаголов
Автор: Захарьина Елена Алексеевна
1. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие:
2. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие:
3. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие настоящего времени:
4. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени:
5. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени:
6. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени:
7. Укажите предложение, в котором есть два страдательных причастия:
8. Укажите предложение, в котором есть два действительных причастия:
9. Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является причастием:
10. Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие:
www.svetlanavladimirovna.ru
Действительные и страдательные причастия
Цели урока:
1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
I. Организационный момент
II. Актуализация имеющихся навыков.
Тема нашего сегодняшнего урока — «Действительные и страдательные причастия».
Сначала давайте ответим на несколько вопросов:
— что такое причастие?
— что оно обозначает?
— на какие части речи похоже причастие?
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.
Например — девочка учит уроки. Она это делает сама.
Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.
Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.
Мороженое лежит и тает (оно это делает само).
Мороженое быстро съедается (мальчиком).
Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.
Например: Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Сравним два словосочетания с причастиями:
разбившаяся внезапно ваза и
разбитая девочкой ваза
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором — ее разбила девочка.
Разбившаяся — это действительное причастие
Разбитая — это страдательное причастие.
III. Изучение нового материала.
Скачать видеоурок «Действительные и страдательные причастия»
Действительное причастие — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Например:
бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)
бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).
Фокусник, придумавший трюк — «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.
Собака, встречающая хозяина — то есть, та, которая встречает — тоже действительное причастие.
Апельсины, лежащие на столе — те, которые лежат — тоже действительное причастие.
Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит — стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет — то он непременно кем-то посаженный.
Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.
сваренная в кипятке вишня
Вишня пострадала — ее сварили.
пойманный в море осьминог
Осьминог тоже пострадал — его поймали.
Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.
Оно может быть и СОстрадательным.
Подобранный на улице щенок — щенок, которого подобрали
Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?
Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: — КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий — КЕМ совершено это действие.
сваривший — кто? — волшебник, сваривший зелье.
сваренное — кем? — зелье, сваренное волшебником.
Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Например:
Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.
Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.
Но если укушенная — действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!
А вот если укушенная — страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.
Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.
Съеденная котом ветчина
(ветчина пострадала: ее съели) — страдательное причастие.
Съевший ветчину кот
(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) — действительное причастие
Строитель, построивший дом — можно поставить вопрос КТО? — действительное причастие
Построенный строителем дом — можно поставить вопрос КЕМ? — страдательное причастие.
Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) — действительное причастие.
Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) — страдательное причастие.
IV. Закрепление и практическое применение знаний
Решение заданий в учебнике: упр. 83, 84.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, сегодня на уроке мы узнали, что причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.
Действительные причастия можно узнать, потому что они любят ДЕЙСТВОВАТЬ. Они хорошо уживаются с существительными И.п., и к ним можно подставить местоимения «сам, сама, само, сами».
Страдательные причастия ужасно ленивы и любят, чтобы все делали на них. К ним часто присоединяются существительные в форме творительного падежа.
Определить, действительное перед вами причастие, или страдательное, можно несколькими способами:
— преобразовать причастия обратно в глагол и поставить вопрос. Если вы спросили: «Кто это сделал или делает?» — перед вами действительное причастие.
Если вы спросили: «Что с ним (или с ними) сделали или делают?» — то перед вами страдательное причастие.
разозлившаяся — та, которая (что сделала?) разозлилась.
разозленная — та, которую (что сделали?) разозлили
— можно попытаться подставить к причастию слово «сам» или существительное в Тв. п.
порхающий (мотылек порхает сам) — действительное причастие.
пойманный (мотылька поймали сачком) — страдательное причастие.
— наконец, можно обратиться к своему воображению и представить: может ли названный предмет сам приобрести этот признак? Или он приобретает его только с чьей-то помощью? В первом случае перед вами действительное причастие, а во втором — страдательное.
упавшее дерево может упасть без помощи — действительное причастие.
срубленное дерево само себя срубить не может — страдательное причастие.
videouroki.net
Чем отличаются причастия действительные от причастий страдательных
В языке обычным является разделение слов на группы по каким-либо признакам. Это имеет отношение и к причастиям. Узнаем, как классифицируется такая лексика, а точнее, выясним, чем отличаются причастия действительные от причастий страдательных.
- Общие сведения
- Сравнение
Общие сведения
Причастие является своего рода содружеством двух самостоятельных частей речи. Ведь слова этой категории образуются от глаголов, а узнать их можно по вопросам прилагательных. Пример: какой? – играющий, произошло от играть. Грамматические признаки причастие также заимствует от двух упомянутых частей речи. Правда, будущего времени у него, в отличие от глагола, никогда не бывает.
к содержанию ↑Сравнение
Определить, к какому из двух разрядов относится то или иное слово, порой бывает непросто. Однако следует помнить, что отличие причастий действительных от причастий страдательных состоит, прежде всего, в их значении. В первую группу входит лексика, выражающая активность какого-либо предмета. Действительные причастия есть в следующих примерах: прибывающий поезд; летящие журавли; дети, написавшие письмо. В этих сочетаниях видно, что действие исходит от кого-то/чего-то.
Страдательные причастия, в свою очередь, всегда показывают, что предмет пассивен, но испытывает действие извне. Соответствующие примеры: рассыпанные бусы; подшитый воротник; диктант, проверяемый учителем. В них можно найти предмет, который подвергается какому-либо воздействию.
После действительного причастия можно поставить вопрос «кто?», а затем добавить ответ в виде слова в именительном падеже. Например: рисующий – кто? – мальчик. После страдательного причастия логично спросить «кем?», а ответ напрашивается в форме творительного падежа: купленный – кем? – родителями. Примечательно также, что слова обеих групп могут иметь полную форму, но только страдательные причастия образуют еще и краткую: подготовленный – подготовлен.
Увидеть, в чем разница между причастиями действительными и причастиями страдательными, можно, и обратив внимание на их строение. Определяющей морфемой здесь является суффикс. Проще всего запомнить, что у действительных причастий в нем есть шипящий звук (ш или щ). Между тем у страдательных во всех суффиксах, кроме -т-, содержится «н» или «м». Подтверждает сказанное таблица:
thedifference.ru