Предмет художественной литературы / Теория литературы
Предмет художественной литературы — это весь мир и отдельный человек. В центре художественного космоса «человек в его отношениях к природе, обществу и самому себе» (Н.Г. Чернышевский). Может ли литературно-художественное произведение обойтись без человека? Внешним образом, да. В так называемой пейзажной лирике бывает изображение «чистой природы». Но кому придет в голову воспринимать лермонтовское стихотворение «Парус» как описание морского пейзажа с одиноким парусом без видимого присутствия живого человека? Или пушкинский «Кавказ» как простую фиксацию горного ландшафта?
Человеческое содержание несет в себе и вещный мир, воссоздаваемый художественной литературой. Вещи, как правило, хранят на себе отпечаток их владельца. Таковы предметы домашнего обихода Собакевича; все они как бы кричат наперебой: «Я — Собакевич! Я — Собакевич!» А разве мало информации о Плюшкине дает нам куча хлама, которую обозревает в его горнице Чичиков? Не менее выразителен клинок кинжала, изображенный в лермонтовском стихотворении «Поэт», где предмет лирической медитации символически переосмысляется в развернутом сравнении.
Но самая эффектная рокировка, уходящая своими корнями в архаичные мифологические представления о племенных тотемах, происходит между людьми и животными. Мы уже имели случай убедиться в этом, анализируя вслед за С.Г. Бочаровым сцену охоты из «Войны и мира». Еще разительнее проявляет себя человеческая ипостась в таких хрестоматийно известных образах животных, как «Белый клык» Джека Лондона, «Каштанка» и «Белолобый» А. Чехова, «Царь-рыба» В. Астафьева и Меч-рыба из рассказа Э. Хэмингуэя «Старик и море», «МобиДик» Г. Мелвилла и многочисленные персонажи-животные в романах и повестях Чингиза Айтматова «Пес, бегущий по краю моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха».
Показателен в этом смысле случай с повестью Л.Н. Толстого «Холстомер». Прочитавший ее И.С. Тургенев написал автору: «Лев Николаевич, теперь я вполне убедился, что Вы были когда-то… лошадью…» Если не понимать пословицу «В каждой шутке есть доля истины» слишком буквально, придется спокойно, не вдаваясь в мистику, констатировать: один писатель признал право другого перевоплотиться не только в инобытие совершенно чуждого ему человека, но и в символический образ животного. Подобно Холстомеру, Толстой был вечно и во всем «пегим», выбивающимся из ряда: как аристократ, отказывающийся от своих сословных привилегий и видящий идеал в патриархальном укладе трудовой жизни вместе с простым народом, как христианин, восставший против официальной церкви, отлученный ею и преданный анафеме, как писатель, не признающий авторитетов и призывающий своих коллег учиться писать у крестьянских детей, как семьянин, отрицающий институт брака… Но, изображая действительность, особенно ее социальные аспекты, через восприятие лошади, естественного существа, напрочь лишенного предрассудков, Толстой добивается ошеломляющего эффекта остранения, усиливающего художественную выразительность и сатирический пафос произведения.
Предмет художественной литературы — человек в центре окружающего его мира — явление эволюционирующее, исторически изменчивое. Развитие его осуществляется как неуклонный процесс постепенного его «очеловечивания». Изображаемая действительность все более и более насыщается человеческим содержанием. К примеру, в архаический период античной литературы поэтический мир населен богами и героями (полубогами, детьми так называемых смешанных браков, когда один из родителей — божество, а другой — смертный). Затем им на смену приходят базилевсы, местные цари, жизнь которых не слишком отличается от жизни их подданных (вспомним царя феаков Алкиноя, его дочь Навсикаю, стирающую вместе со своими рабынями белье, или итакийского властителя, пользующегося гостеприимством свинопаса Эвмея, в гомеровской «Одиссее»). Далее социальный статус главных героев закономерно понижается: полководцы, представители дворянства, буржуазии, разночинцы, крестьяне, пролетарии… Чем ближе к нашему времени, тем больше внимания привлекает человек как личность, а не его место на иерархической лестнице общества.
Человек организует вокруг себя художественный мир по крайней мере в трех ипостасях: как объект, как субъект творчества и как адресат его результатов (реципиент). Все они также образуют системное единство дополняющих и обогащающих друг друга компонентов.
Художественное моделирование реальной действительности образует пространственно-временной континуум поэтического мира, который М.М. Бахтин очень удачно назвал хронотопом. Его параметры и структура сообразуются с человеческим фактором, т.е. характером мировосприятия действующих лиц или лирического героя, авторского и воспринимающего сознания, с родовой и жанрово-видовой спецификой произведения, с художественным методом и стилем писателя, с диалектикой объективного и субъективного начал в творческом акте.
Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.1
classlit.ru
Литература как предмет в школе
Литература – это не предмет, который проходят в школе, литература – это наследие, которое досталось нам от предыдущих поколений, это вечные книги, которые помогают нам жить, которые читаются и перечитываются из поколения в поколение. А литература как предмет школьной программы служит для того, чтобы не потеряться в море литературы, чтобы научиться читать, полюбить читать и понимать прочитанное.
Так же как и чтение – это не только предмет в начальной школе, но и процесс познания. Школьная программа по литературе составлена таким образом, что на протяжении всего курса (с 5-го по 11-й класс) изучается творчество классиков русской литературы XVIII–XX веков, но с каждым классом возрастает объем и сложность художественных произведений.
Если в 5-м классе происходит знакомство с такими писателями, как Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Крылов, Некрасов, Тургенев, Толстой, Чехов и другие, то их творчество представлено преимущественно стихотворениями, баснями, рассказами и короткими повестями.
В 6–8-м классах представлены произведения тех же писателей, но с каждым годом проходят более сложные и объемные произведения. Кроме стихотворений и рассказов, большее место уделяется повестям и поэмам, в программе появляются драматические произведения.
В 9-м классе проходят самые значительные произведения русских писателей второй половины XVIII – первой половины XIX века: «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя.
По окончании 9-го класса проводится ГИА (Государственная итоговая аттестация) по литературе – один из необязательных выпускных экзаменов. Это один из самых сложных экзаменов, так как для успешной сдачи ГИА по литературе надо знать огромное количество материала и уметь выражать свои мысли. Время проведения экзамена – 240 минут. В виду сложности литературу в 9-м классе сдают очень немногие школьники.
В 10-м классе проходят произведения русских писателей второй половины XIX века, самые великие произведения русской литературы, имеющие мировое значение, произведения Толстого, Достоевского, Чехова.
В 11-м классе изучают творчество писателей XX века, поэзию «Серебряного века», дореволюционного и советского периодов, современных писателей. По завершении курса средней школы проводится ЕГЭ по литературе. Этот экзамен (как и ГИА по литературе) также является не обязательным и одним из сложнейших. Поэтому его сдают только те выпускники, кому он нужен для поступления в вуз. В результате экзамен сдают не более 10 процентов школьников.
Литература – это единственный предмет, задания по которому надо выполнять во время каникул. Ниже приведены списки литературы, которые надо освоить во время летних каникул:
www.examen.ru
5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.
По мнению Твардовского: Литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя. Он указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие. Этот предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Он строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с 4-7 класс, задача которого – ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества. Важнейшая цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной литературы, развитие художественной восприимчивости… — и на этой основе – формирование коммунистического мировоззрения, идейно-политических и нравственных убеждений школьников, их активной жизненной позиции, эстетических взглядов, вкусов и потребностей. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.
6. Содержание и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.
Литературное образование – освоение богатств мировой литературы, освоение литературы как искусства слова. Богатства: — текст произведения, — историко-литературные знания, — наличие теоретико-литературного знания, — литературная критика, — биография писателей: 1. не нужно биографическое изучение, 2. факты биографии отражаются в произведениях автора, 3. в образах персонажей воплотилась психология писателя. Цель литературного образования: становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формировании внутренней потребности личности в духовном и нравственном изучении, позволяющее осознавать личностные возможности школьников. Основа литературного образования – чтение и целостное восприятие художественного произведения. Курс литературы: — тексты, педагогические обработанные сведения по истории литературы, — базовые эстетические и этико-философские понятия, которые необходимы для формирования читательских умений. Компоненты литературы: — произведения критики и публицистики, — историко-культурные сведения, — знания по стилистике и культуре речи. Литературное образование строится на концентрической основе (3 концентра): 1-4 кл. – начальная школа, 5-9 кл. – основная средняя школа, 10-11 кл. – полная средняя общеобразовательная школа. Содержанием образования в 5-9 классах является многообразие художественных форм от фольклора и литературы прошлого до современности, включая в себя отечественные и зарубежные образцы. Преподавание направлено на формирование умений эстетического осмысления художественного мира писателя.
studfiles.net
Литературоведение | Библиотека студента — Учебники (страница: 7)
Библиотека студента
3.1.2. Предмет и цель художественной литературы
Предмет художественной литературы. Многовековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, и их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Останавливаясь на древней индийской поэзии и других видах древнего индийского искусства, Белинский отмечал обожествление в них природы и выдвижение на передний план «растений, змей, птиц, коров, слонов и прочих животных». Человек занимал в этом искусстве лишь подчиненное по отношению к природе положение — «только ее служителя, жреца и жертвы». Следующим этапом в развитии образного мышления была древнеегипетская мифология.
Полновластно «человек вступил в свои права» только в древнегреческом искусстве: «Боги Греции не что иное, как образы идеального человека, обожествление человека». С момента прихода в искусство человека как главного героя открывается возможность для великих завоеваний в области художественного творчества (эпопеи Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана). В подавляющем большинстве литературных произведений на первом плане именно люди, их жизнь, деяния, мысли, чувства, борьба. Поэтому воспоминание о том или ином писателе оказывается связанным прежде всего с образами его героев.
Но человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял преобладающее место в его творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображенное в ней — природа, животные, вещи — получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотношении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями.
Правда, в пейзажных стихах и картинах природы, воспроизведенных в прозе, главный объект изображения — именно природа, но не сама по себе, а в обязательном соотнесении с человеческой жизнью. Еще Гораций говорил, что только плохой поэт описывает рощи, ручей, жертвенник, шумящий поток, радугу вне всякой связи с человеком. А один из английских поэтов первой половины XVIII века Александр Поп остроумно сравнивал картины природы, изображенные ради них самих, с обедом, приготовленным из одних соусов.
Приведем тютчевское стихотворение, посвященное морю:
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Тютчев пишет о море, о его многоцветных в лунную ночь красках, о его живом, бурном дыхании, о гремящих и сверкающих волнах,- и какое высокое человеческое чувство праздника жизни, ее полноты, могучей красоты возникает у читателей!
Своеобразие предмета литературы органически связано и со своеобразием ее цели. Другими словами, человек в художественных произведениях столько же является их предметом, сколько и целью.
Цель художественной литературы. Наиболее верное и отчетливое понимание этого вопроса было дано такими гениальными мыслителями, как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.
Раскрывая смысл данного им определения искусства как «учебника жизни», Чернышевский говорил о том, что искусство, во-первых, воспроизводит жизнь, во-вторых, объясняет ее явления и, в-третьих, произносит над ними свой приговор. Изображая действительность, искусство и литература знакомят с существенными характерными явлениями, вводят их в поле зрения людей, выявляют существо развивающихся, текучих процессов жизни.
Русские революционные демократы внесли неоценимый вклад в понимание цели искусства и литературы, роли художественных произведений в общественной жизни. Они выдвинули на первый план и с большой полнотой охарактеризовали идейное, нравственное, эстетическое назначение как отдельных литературных произведений, так и литературного творчества в целом. Белинский, который проанализировал идейно-художественные богатства пушкинской поэзии, высказал уверенность в том, что в будущем произведения великого поэта будут воспитывать эстетическое и нравственное чувство. А Чернышевский писал: «Поэты — руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».
2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку
www.studd.ru
5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
Художественная литература:
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Специфика:
Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.
Художественная литература – вторичная знаковая система. Автор обращается к нам на вторичном (художественном) языке, который как будто надстраивается над естественным языком. «От себя» писатель высказывается лишь в текстах, лишенных художественности.
Познание мира:
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.
Функции литературы:
Основные функции художественной литературы следующие: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, воспитательная и языкотворческая + коммуникативная, гедонистическая.
studfiles.net
ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования
Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны быть учтены при организации процесса литературного образования. Поэтому содержание первой главы посвящено ответам на четыре основных вопроса:
1. В чем отличие литературы от других учебных предметов?
2. Каковы специфика и назначение литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования?
3. Каковы содержание, цели и задачи литературы как учебного предмета?
4. Каковы этапы школьного литературного образования?
Лишь имея точные ответы на эти вопросы, можно проектировать процесс современного школьного литературного образования.
ПОЛЕЗНЫЕ ЦИТАТЫ
«Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества».
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения
Статус литературы как учебного предмета несколько изменяется в государственном стандарте второго поколения:
«Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания».
Федеральный образовательный стандарт нового поколения
Историческая справка
Модернизация содержания образования на рубеже XX–XXI веков в современном школьном образовании привела к выделению в документах государственной значимости особой образовательной области «Филология».
Само понятие «филология», по определению в словарной статье, подразумевает «группу гуманитарных наук о языке (лингвистика) и литературе (литературоведение – теория и история литературы)»[1]. Поэтому в состав образовательной области «Филология» были включены следующие учебные предметы: «родной язык и литература», «русский язык и литература», «иностранный язык».
Таким образом, в концепции образовательной области «Филология» впервые были объединены языковое и литературное образование, четко обозначены их значение и состав, определены общие цели и роль каждого предмета в воспитании и образовании личности, а также в становлении мировоззрения и духовно-нравственных качеств учащихся.
Включение русского, иностранного языков и литературы в единую структуру филологического образования дает новый ракурс их целостного преподавания в школе, в основе которого лежит согласование целей, содержания, приемов обучения и воспитания; открывает возможности для использования новых педагогических технологий (информационно-коммуникационных, интеграционных, интерактивных и др.).
Необходимо особо подчеркнуть, что языки и литература представлены в образовательном стандарте как дисциплины мировоззренческие, способствующие становлению духовно-ориентированной, нравственно-ответственной личности растущего гражданина России.
Цели изучения предметов образовательной области «Филология» сформулированы в триединстве воспитательных, развивающих и образовательных задач, среди которых приоритетное место принадлежит целям воспитательного характера. Для литературы как учебного предмета этот акцент имеет особую значимость, именно он дает основания для кардинальной перестройки образовательного процесса в русле современных подходов, определенных стандартом: культурологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного.
Эти важные особенности нашли отражение в государственном стандарте по дисциплинам области «Филология».
Именно этим ключевым изменениям в государственных документах соответствует содержание данного учебного пособия, под этим углом зрения рассматриваются все основные аспекты преподавания литературы в школе – от целей до их реализации в процессе литературного образования.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
lit.wikireading.ru
Теория литературы в составе литературной науки. Предмет и назначение теории литературы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой. Поэтика — часть теории литературы, изучающая состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса — чпсть теории литературы, изучающая закономерности развития родов и жанров. Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.
Исторический подход к художественным произведениям дает ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Историк литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений. Описывая общий ход развития литературы, историк интерпретирует это различие, обнаруживая причины данной эволюции, заключающиеся как внутри самой литературы, так и в отношении литературы к иным явлениям человеческой культуры, в среде которых литература развивается и с которыми находится в постоянных взаимоотношениях. История литературы является отраслью общей истории культуры.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (а также насущных проблем общественной и духовной жизни, поэтому часто носит публицистический, политико-злободневный характер), с точки зрения эстетической ценности; выражает самосознание общества и литературы в их эволюции; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: a) текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии; b) палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи; c) библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету; d) библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.
Литературоведение состоит из теории литературы, истории литературы и литературной критики. Предмет теории литературы — изучение внутренних закономерностей искусства слова, особенностей образности, содержания и формы его произведений, литературных родов и видов (жанров), специфики взаимоотношений автора и героя, а также читателя, методологии литературоведения. Предмет истории литературы — изучение литературного процесса разных культурно-исторических эпох и национальных литератур; взаимоотношений разных писателей друг с другом; творчества конкретного писателя, а также контекста, в который вписываются его произведения. Историк литературы нередко прослеживает и процесс создания произведения, историю его публикации и критических интерпретаций. Предмет литературной критики — анализ и оценка современных литературных произведений. Опираясь на знание теории литературы, критик спешит поделиться с читателями своими первыми впечатлениями от прочитанного, которые, как правило, определяются не только эстетическими пристрастиями, но и принадлежностью критика к тому или иному общественно-идеологическому течению. Менее объективная, в отличие от истории литературы, критика отличается от нее большей художественностью и порой приближается к изящной словесности (статьи В. Белинского, А. Добролюбова, Д. Писарева, В. Розанова, А. Солженицына).
cyberpedia.su