Предложения действительные и страдательные причастия – Действительные и страдательные причастия – таблица примеров образования

Содержание

Поажлуйста помогите составить 3 предложения со действительными причастиями и 2 со страдательными..

Войти
Зарегистрироваться

5-9 Русский язык 5 баллов

Помогите, надо составить 3 предложения с действительными причастиями и 3 со страдательными всё из художественной литературы!! очень
надо

Попроси больше объяснений Следить Отметить нарушение!

от sokolovsanasok 18.10.2013
Ответы и объяснения

LilaCollins хорошист

1.Дед глянул и увидел бегущий вдали поезд. БЕГУЩИЙ-действительное причастие
2.После обеда я в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу. РАСПОЛОЖЕННЫЙ-СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
3.Надо спросить у Натальи Савишны, и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говорила: » Вот и хорошо, что припрятала. «
ТРЕБУЕМЫЙ-страдательное причастие
4.На другой день после описанных мною происшествии в двенадцатом часу утра, полячка и бричка стояли у подъезда ОПИСАННЫХ-страдательное причастие.
5.Иначе говорящие на разных языках никогда не могли бы понять друг-друга ГОВОРЯЩИЕ-действительное причастие
6.Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне
ДРОЖАЩЕЙ-действительное причастие

Комментарии Отметить нарушение!

6
Мозг

Мозг Helper

Сомневаешься в ответе?
Смотреть другие ответы
Узнавайте больше на Знаниях!
У Вас проблема с домашними заданиями?
Попросите о помощи!

80% ответов приходят в течение 10 минут
Мы не только ответим, мы также объясним
Качество гарантируется нашими экспертами

Хочу здесь аккаунт!
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Самые новые вопросы

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!! Составьте Эссэ на 5-10 пред на тему «Жизнь без любви не возможна» по рассказу Островского «Снегурочка»

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

Помогите с 25 и 26 заданием

Русский язык 20 баллов 3 часа назад

Выполнить фонэтический разбор слова торчат

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Ответить на вопрос: Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

Сочинение образ действий 7 класс по русскому языку про маму

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!! Составьте Эссэ на 5-10 пред на тему «Жизнь без любви не возможна» по рассказу Островского «Снегурочка»

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

Синтаксический разбор разбор предложения Лесной воздух чище он увеличивает жизненную силу

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

Помогите пожайлуста подготовиться к изложению Возвращение Владимира в отчий дом

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

Нужен текст с причастными оборотами 5-6 предложений на тему «пришла зима»! срочно!

Русский язык 5 баллов 3 часа назад

Перепишите предложения вставляя Где необходимо пропущенные ь

Правила Контакт Как получить баллы? О нас

PL: Zadane.pl ES: Brainly.lat PT: Brainly.com.br FR: Nosdevoirs.fr TR: Eodev.com RO: Brainly.ro US: Brainly.com

Этот сайт использует cookies Политика Cookies. Вы можете указать условия хранения и доступ к cookies в своем браузере.

otvet.mail.ru

Помогите пожалуйста,нужны 7 предложений из художественного текста с действительными и страдательными причастиями.

Действительные причастия образуются с помощью суффиксов ащ (ящ) , ущ (ющ) — наст. время, вш (ш) — прош. вр. Страдательные — с помощью суффиксов ом, ем, им (наст. время) , нн, енн, т (прош

Усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колёс. (страдательное причастие прошедшего времени) Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозниками. (действит. прич. прош. вр. ) Дорога вилась передо мною межуд густыми кустами орешника, уже залитыми мраком. (страд. прич. прош. вр. ) Я поднял голову и, при свете молнии, увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. (стр. прич. прош. вр. ) Девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарём в руке, показалась на пороге. (-«-) Изорванный тулуп висел на стене. (-«-) Звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. (действ. прич. прош. вр. ) И. С. Тургенев «Бирюк».

ошибка «межуд»

Усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колёс. (страдательное причастие прошедшего времени) Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозниками. (действит. прич. прош. вр. ) Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком. (страд. прич. прош. вр. ) Я поднял голову и, при свете молнии, увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. (стр. прич. прош. вр. ) Девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарём в руке, показалась на пороге. (-«-) Изорванный тулуп висел на стене. (-«-) Звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. (действ. прич. прош. вр. ) И. С. Тургенев «Бирюк».

touch.otvet.mail.ru

Действительные и страдательные причастия

Организационный момент

— Здравствуйте. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ирина Анатольевна.

Проверка домашнего задания

— Сейчас я раздам карточки некоторым ребятам, а с остальными мы проверим домашнее упражнение 57. вам нужно было списать, обозначить границы причастного оборота и расставить пропущенные запятые. Прочитайте первое предложение.

Упражнение 57

1. Ветер, дувший с моря, всё время усиливался.

2. Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху. 3. Мыс, возвышавшийся над поверхностью озера, был похож на утюг.

4. Дорога, вся изрыта глубокими колеями, шла тёмным хвойным лесом. 5. Остров, озарённый солнцем, пышно и ярко сиял над холодной и неприветливой водой.

— Где границы причастного оборота?

— Почему?

+ от определяемого слова к причастию можно поставить вопрос.

— Что такое причастный оборот?

+ причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

— А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа, словарь.

Словарная работа

— Ребята, соберите слова

ря, вый, куд

кур, вый, ча

+ кудрявый, курчавый

— Чем отличаются эти слова?

+ Слова синонимы

кудрявый – вьющийся кудрями, имеющий кудри. Например: кудрявые волосы, кудрявый мальчик.

курчавый – 1)вьющийся с завитками, кудрявый;

2)пышно растущий с богатой листвой.

Например: курчавая борода, курчавая берёза, курчавые кроны яблонь.

— Запишите.

— Запишите следующее слово – колонна

— Что такое колонна?

+ Колонна – 1)о людях, предметах расположенных или движущихся вытянутой линией;

2)сооружение в виде высокого столба, служащие опорой или воздвигаемое в качестве монумента.

— Посмотрите, из следующих слов выпали гласные, вам нужно их вставить.

г…рл…нд…

… тр…з…ть

к…л…тк…

— Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

— Расшифруйте слово, заменяя цифры буквами алфавита, и прочитайте его.

17 1 12 6 20

п а к е т

— Запишите следующие новые слова: как-нибудь, исказить, копошиться, подлинный.

— Частица нибудь всегда пишется через дефис, исказить пишется с буквой а, копошиться – с двумя буквами о, подлинный — удвоенная н. Вы должны запомнить написание этих слов.

Разбор предложения

— А сейчас мы с вами запишем предложение, дадим ему характеристику и сделаем синтаксический разбор. Кто пойдёт к доске.

По у…кой тр…пинк…,/изв…вающейся между скал/,мы подн…маемся на площа…ку к колон…е. (Повест., простое, распр., полное, осложнено причастным оборотом)

— Прочитайте предложение.

— Дадим характеристику этому предложению. Какое это предложение по цели высказывания?

+ Повествовательное

— По своему строению какое это предложение?

+ Простое, распространенное, полное

— Осложнено оно чем-нибудь или нет?

+ Осложнено причастным оборотом.

— Сделаем синтаксический разбор предложения.

— Кто?

+Мы – подлежащие, выраженное местоимением

— Мы что делаем?

+поднимаемся – сказуемое, выраженное глаголом.

— Поднимаемся куда?

+на площадку – обстоятельство, выраженное сущ. с предл.

— На площадку к чему?

+к колонне — дополнение, выраженное сущ. с предлогом

— Поднимаемся по чему?

+по тропинке – дополнение, выраженное сущ. с предлогом

— По тропинке какой?

+узкой – определение, выраженное прилагательным

— Тропинке какой?

+извивающейся между скал – причастный оборот, выраженный причастие + предлог + существительное

— Почему поставили запятые?

+Потому что причастный оборот

— Почему вы думаете, что это причастный оборот?

— По узкой почему пишем букву З?

+Можно проверить – узок

— Тропинке почему пишем О?

+Можно проверить – тропы

— Почему на конце пишем Е?

+ Потому что слово тропинка 1 склонения, жен. рода

— Извивающейся – виться

— Поднимаемся

+Потому что за корнем следует суффикс а

— Площадку – площади

— К колонне – словарное слово

Фронтальный опрос

— Назовите причастие в предложении

+извивающейся

— Что такое причастие?

+Причастие – это особая форма глагола, имеющая как признаки глагола, так и признаки прилагательного.

— Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?

+

Причастие

признаки глагола признаки прилагательного

1) переход. и непереход.; 1) изменяется по родам,

2) вид: сов. и несов.; числам и падежам;

3) время: наст., прошед.; 2) отвечает на вопросы:

4) возврат. и невозврат. какая? какой? какие?

— Что называется причастным оборотом?

+Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

— Как определить границы причастного оборота?

+ От определяемого слова к причастию можно поставить 1 вопрос, от причастия к зависимому несколько.

Объяснение нового материала

— Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя видами причастий. А как они называются мы узнаем разобрав следующее предложение. Прочитайте.

Дети прочитали книгу.

— Найдите глагол

+ прочитали

— Образуйте от глагола причастие, которое бы обозначало признак, который возникает в результате действия самого предмета.

+ Дети, прочитавшие книгу,

— Выберите нужную фразу и дополните предложение.

пошли на прогулку

осталась лежать на столе

+ пошли на прогулку

— Прочитайте предложение полностью.

+Дети, прочитавшие книгу, пошли на прогулку.

— Кто совершает действие?

+Дети

— Причастия, обозначающие признак предмета, которые возникают в результате самого предмета, называются действительными.

— В словосочетании с действительными причастиями можно подставить слова кто сам.

— А теперь образуйте от глагола причастие, обозначающее признак, который возникает у предмета под действием другого предмета.

+ Книга, прочитанная детьми,

Выберите нужную фразу и дополните предложение.

+ осталась лежать на столе

— Прочитайте предложение полностью

+Книга, прочитанная детьми, осталась лежать на столе.

— Кто её прочитал?

+Дети

— На что указывает?

+ Что когда-то её прочитали

— Книгу кто может читать?

+Дети

— Дети могут читать книгу, но книга себя не может читать. Такие причастия обозначают признак, который возникает у предмета под действием другого предмета, называются страдательными.

— В словосочетаниях со страдательными причастиями можно подставить слово кем-то – та, которая кем-то прочитана. Можно таким образом определить страдательные и действительные причастия, а можно и при помощи суффиксов. Действительные причастия имеют суффиксы:

— ущ(-ющ), -ащ(-ящ), -вш-, -ш-. Страдательные причастия имеют суффиксы: -ем(-ом), -им-, -нн-, -енн(-ённ), -т-.

Причастие

Действительное Страдательное

  1. Обозначает признак того 1. Обозначает предмет,

предмета, который сам который испытывает на

производит действие. себе действие другого

  1. кто сам предмета.

  2. Суффиксы: -ущ(-ющ), 2. кем-то

-ащ(-ящ), -вш-, -ш-. 3. Суффиксы: -ем(-ом),

-им-, -нн-, -енн(-ённ), -т-.

— На какие две группы делятся причастия?

+Действительные и страдательные.

— Что обозначают действительные причастия?

+Признак, который возникает в результате действия самого предмета.

— Что обозначают страдательные причастия?

+Признак, который возникает у предмета под действием другого предмета.

— Откройте учебник на странице 31 и прочитайте определение.

— Что обозначает действительное причастие?

— Что обозначает страдательное причастие?

Закрепление материала

1) – А сейчас вам нужно будет определить признак какого предмета (который сам производит действие или который испытывает на себе действие) обозначает причастие и указать какое это причастие. Например: провожающий – значит это тот кто провожает.

— Какое это причастие?

+Действительное

— Почему?

+Потому что можно поставить слово кто сам и обозначает признак, который возникает в результате действия самого предмета.

Провожаемый – значит, кого провожают.

— Какое причастие?

+Страдательное.

— Почему?

+Потому что обозначает признак предмета, который на себе испытывает действие другого предмета.

— Следующие слова: уважаемый, уважающий; любящий, любимый; ожидающий, ожидаемый.

— Значит действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие, а страдательные причастия обозначают признак, который на себе испытывает действие другого предмета.

2) Выборочный диктант

— Сейчас я вам раздам листочки. Вам нужно выписать данные словосочетания в 2 столбика: в первый со страдательными причастиями и во второй с действительными причастиями.

Колеблемый ветром, колеблющийся тростник, уважаемый всеми, уважающий старших, провожающий маму, провожаемый взглядом, вырастивший урожай, выращенный лес, объединившийся в борьбе, объединённые общим делом, освобождённый народ, освободившийся народ, ожидаемый пассажирами, ожидающий пассажир.

— Найдите упражнение 83. Прочитайте задание.

+Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над действительными причастиями пишите букву д, над страдательными – с.

— Прочитайте первое предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

+ 1. Я ехал один на стареньком, видавшем (д.) виды, «москвиче» и боялся, что за Уралом встретит меня выжженная трава, тучи горько-солёной пыли и зной.

— Где поставили запятые?

— Почему?

+Потому что причастный оборот.

— Видавшем какое причастие?

+действительное

— Почему?

+Потому что можно подставить слова кто вам видит и суффикс –вш-.

— Прочитайте второе предложение.

+ 2. Суслики, стоявшие (д.) на часах, заслышав мотор, бросились в густую траву. 3. Совсем стемнело. Вдруг вместе с прохладным ветерком донёсся откуда-то чуть различимый (с.) горький запах костра. 4. Широкий паром, приткнувшийся (д.) к берегу, казался морским чудовищем.

— Что такое паром?

+Паром – плосководное судно, плот для переправы через реку людей, повозок, грузов.

— Запомните, как пишется это слово, потому что оно словарное.

+ 5. В неровном свете костра шалаш, сложенный (с.) из камыша, был похож на огромную задремавшую птицу.

Итог урока

Итак, с какими видами причастий мы познакомились?

+Действительными и страдательными.

— Что обозначают действительные причастия?

— Какие суффиксы имеют?

— Что обозначают страдательные причастия?

— Какие суффиксы имеют?

Домашнее задание

— Запишите в дневники домашнее задание: упражнение 84 страница 32.

videouroki.net

Правописание причастий. Действительные и страдательные причастия



Правописание причастий. Действительные и страдательные причастия.

Подготовила :Гордеева Нина Федоровна,

преподаватель русского языка и литературы ГБОУ НПО ПЛ «Красносельский»,

г.Санкт-Петербург.

Теория

  • Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

  • Отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

  • Дети следили за летящим шариком.



Образование причастий. Настоящее время



Образование причастий. Прошедшее время.



«Узнавание в лицо» Задание: выписать причастие.

  • Предложения с действительными причастиями настоящего времени.

  • 1.Ночи были темны и часто вздрагивали от падающих звезд.

  • 2.Зацветающие каштаны тянут свои лапчатые листья сквозь стрельчатые балюстрады и колонны.

  • 3.Пахло зацветающей рожью.

  • 4.В слабом ветре слышался запах цветущих лугов.

  • 5.Сентябрь холодный бушевал,

  • С деревьев ржавый лист валился,

  • День потухающий дымился,

  • Сходила ночь, туман вставал.



  • 6.От ликующих, праздно болтающих,

  • Обагряющих руки в крови,

  • Уведи меня в стан погибающих

  • За великое дело любви.

  • 7.С перевала открывался широкий вид на цветущую долину.

  • 8.Две очень старые оливы серебрились под пригорком, осеняя небольшой дом со слепящими белизной стенами.



Ответы:

  • 1.падающих

  • 2.зацветающие

  • 3.зацветающей

  • 4.цветущих

  • 5.потухающий

  • 6.ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих

  • 7.цветущую

  • 8.слепящими



  • Предложения с действительными причастиями прошедшего времени

  • 1.Сквозь деревья горела огромная, быстро поднимавшаяся луна.

  • 2.Отдохнувшие лошади бойко бежали по дороге.

  • 3.Сквозь поредевшую листву аллей светился серп молодого месяца.

  • 4.В тепло потемневшем небе загоралось все больше звезд.

  • 5.В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят.



  • 6.И облетают понемногу с продрогших веток семена.

  • 7.Злобно выл ветер, и болезненно стонали гнувшиеся деревья.

  • 8.Колеса тележки скользили по размокшей, глинистой дороге.

  • 9.Лес выл и шумел под налетавшим вихрем.

  • 10.Над лесом, среди прозрачно-белых тучек плыл убывавший месяц.

  • 11.С врезавшегося в песок баркаса смотрели остолбенелые люди.



Ответы:

  • 1. поднимавшаяся

  • 2.отдохнувшие

  • 3.поредевшую

  • 4.потемневшем

  • 5.подтаявшем

  • 6.продрогших

  • 7.гнувшиеся

  • 8.размокшей

  • 9.налетевшим

  • 10.убывавший

  • 11.врезавшегося.



  • Предложения со страдательными причастиями настоящего времени.

  • 1.Вечером на мачтах загорались зеленые фонари, и казалось, что форты, неся сигнальные огни, тяжело шли в ночь навстречу невидимым вражеским эскадрам.

  • 2.Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас испуганно вскочил на ноги.



  • 3.В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставляющими его каждый раз вздрагивать, Тушин…бегал от одного орудия к другому…

  • 4.Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.

  • 5.Волнуемый воспоминаниями, я забылся.

  • 6.Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.



  • 7.Солнце почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел.

  • 8.На главной улице, на мостовой, почти не тревожимой колесами, выросли одуванчики.

  • 9.Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией.

  • 10.Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой.



Ответы:

  • 1.невидимым

  • 2.неведомая

  • 3.оглушаемый

  • 4.увлекаемые

  • 5.волнуемый

  • 6.приносимое

  • 7.рассекаемой

  • 8.не тревожимой

  • 9.возимая

  • 10.сопутствуемая



  • Предложения со страдательными причастиями прошедшего времени.

  • 1.В тишине с сухим звуком упал загнутый лепесток хризантемы.

  • 2.Сквозь густую зелень сверкает раскаленная синева моря.

  • 3.Дорога шла между черными искривленными стволами многовековых олив.

  • 4.Разорванными клочьями туман ползет над водой.



  • 5.О товарищах веселых,

О полях посеребренных

Загрустила, словно голубь,

Радость лет уединенных.
  • 6.Оставаясь наедине с собой в пыльной комнате, заваленной начатыми холстами, Шевченко до слез грустил по Украине, и все думы, вся страсть, вся любовь его были далеко от Петербурга, были со своим обездоленным народом.



  • 7.Шевченко вытащил из-под кровати корзину, доверху набитую изорванными скомканными листами, исписанными крупным неправильным почерком.

  • 8.В глуши на почве раскаленной

Береза старая стоит;

В ее вершине обнаженной

Зеленый лист не шелестит.

  • 9.С потревоженной лозины медленно и бесшумно падали на землю желтые листья.

  • 10.Над морем стоял месяц, широко окруженный зловещим зеленовато-синим кольцом.

  • 11.Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой.



Ответы:

  • 1.загнутый

  • 2.раскаленная

  • 3.искривленными

  • 4.разорванными

  • 5.посеребренных, уединенных

  • 6.заваленной, начатыми, обездоленным

  • 7.набитую,изорванными, скомканными, исписанными

  • 8.раскаленной, обнаженной

  • 9.потревоженной

  • 10.окруженный

  • 11.отделенного



Выборочно-распределительный диктант.

  • Задание: выпишите из текста причастия, распределив их по группам: действительные и страдательные.



Таня и Митрыч выпили остывшего чая. Токарев расплатился с лесником. Двинулись в обратный путь. Усталые и продрогшие, все вяло тащились по рассклизшей, грязной дороге. На севере громоздились уходившие тучи и глухо грохотал гром. Над лесом, среди прозрачно-белых тучек, плыл убывавший месяц. Было сыро и холодно, восток светлел.

Ответы:



Выборочно-распределительный диктант.

  • Задание: выпишите из текста причастия, распределив их по группам: 1 вариант — действительные , 2 вариант — страдательные.



  • Поразительной показалась призрачная белизна ледяных гор. Это не было похоже ни на что виденное прежде. На высоком светло-голубом небе висели, как легкий дым, далекие облака. Полярное солнце отражалось во льдах и снегу. И снега, и горы, и розоватые льды казались спустившимися на землю застывшими облаками. В черневших во льду полыньях плавали одиночные птицы. Когда ледокол, кроша и раскалывая лед, навалился близко, они торопливо и беспомощно исчезали под запенившейся темной водою. В глубине открывавшегося пролива, покуда хватал глаз, зубцами и башнями, бесчисленными колокольнями поднимался ледяной сверкающий город. Чаще встречались высокие айсберги, похожие на неприступные белые замки. Над сказочным ледяным городом, окруженное мерцающим кругом, неподвижно высилось солнце.



Ответы:



Это интересно!

Причастия во фразеологизмах

Действительные причастия

  • 1.Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавшей три часа.

  • 2.Поздно приходящим – кости.

  • 3.Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится.

  • 4.Солгавший в одном лжет во всем.

  • 5.Ушедшая вода в ручей не вернется.

  • 6.Катящийся камень травой не обрастет.



  • 7. Из ряда вон выходящий.

  • 8.Утопающий за соломинку хватается.

  • 9.Глас вопиющего в пустыне.

  • 10.Восходящая звезда.

  • 11.Не помнящий родства.

  • 12.Первый попавшийся.

  • 13.Заблудшая овца.

  • 14.От горящей соломинки сгорает вся копна.



  • 15.Торгующий овощами ест ботву.

  • 16.Всевидящее око.

  • 17.Что день грядущий нам готовит?

  • 18.Имеющий уши да услышит.

  • 19.Дела давно минувших лет.

  • 20.Блуждающие звезды.



Страдательные причастия.

  • 1.Вовремя посеянное – вовремя и всходит.

  • 2.Рана, нанесенная мечом, заживет, а языком – нет.

  • 3.Сказанное слово не может вернуться.

  • 4.Богом обиженный.

  • 5.Отрезанный ломоть.

  • 6.Знать как облупленного.

  • 7.Заколдованный круг.

  • 8.Стоять как вкопанный.



  • 9.Вновь испеченный.

  • 10.Пропущенный час годом не воротишь.

  • 11.Слова улетают, написанное остается.

  • 12.Как ужаленный.

  • 13.Потерянного времени не воротишь.

  • 14.Сила, лишенная разума, рушится от своей громадности сама собой.

  • 15.Виденное лучше сказанного.



Урок окончен.


rpp.nashaucheba.ru

Дайте примеры действительного и страдательного причастия

Которое как-будто «страдает» под каким-либо действием. страдательные причастия имеют только суффиксы -ЕМ- ,-ОМ-, -ИМ-, -НН-, -ЕНН, -Т-. Примеры: решаЕМый, ведОМый, слышИМый, увенчаННый, вытащЕННый, вымыТый

Спрашивающий — действительное, спрашиваемый — страдательное

Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Рассказавший-тот кто сам рассказал кому-то. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Рассказанная-это значит кем-то рассказанная история суффиксы действительных причастий настоящего времени: ущ (ющ), ащ (ящ). несущий, работающий, улыбающийся, дышащий, красящий. суффиксы действительных причастий прошедшего времени: вш, ш. строивший, несший. суффиксы страдательных причастий настоящего времени: ем (ом), им. читаемый, гонимый суффиксы страдательных причастий прошедшего времени нн, енн (ённ), т. понятый, прочитанный, увиденный, принесенный, решенный

действительное и страдательное

спасибо огромное.

Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Рассказавший-тот кто сам рассказал кому-то. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Рассказанная-это значит кем-то рассказанная история суффиксы действительных причастий настоящего времени: ущ (ющ), ащ (ящ). несущий, работающий, улыбающийся, дышащий, красящий. суффиксы действительных причастий прошедшего времени: вш, ш. строивший, несший. суффиксы страдательных причастий настоящего времени: ем (ом), им. читаемый, гонимый суффиксы страдательных причастий прошедшего времени нн, енн (ённ), т. понятый, прочитанный, увиденный, принесенный, решенный

touch.otvet.mail.ru

Билет 3 Действительные и страдательные причастия


Билет 3

  1. Действительные и страдательные причастия.

Причастие — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и объединяющая признаки прил. и глаг.

Действительные: обозначают признак предмета по действию, которое предмет выполняет сам: летящий самолет

Суффиксы действительных причастий:

ащ (ящ), ущ (ющ), вш, ш

Примеры:

Сломавшийся холодильник, потрясающий копьём,

летящая бабочка, увядший цветок

Страдательные: обозначают признак предмета по действию, которое предмет испытывает на себе со стороны другого предмета (причастие-«мученик»): открытая дверь

Суффиксы страдательных причастий:

ем, ом, им, нн, енн, ённ, т

Примеры:

Открытое окно, съеденное мороженное, засеянное поле

Страдательные причастия имеют краткую форму. В краткой форме в суффиксах причастий пишется одна Н,

При этом суффикс енн меняется на ен, а суффикс нн на н

Причастия не имеют будущего времени.

В предложениях причастия являются определениями (полные) или сказуемыми (краткие)


^

Страдательные причастия

настоящее время

прошедшее время

настоящее время

прошедшее время

-ащ- (-ящ-)

-ущ- (ющ-)


-вш- (-ш-)

-ем- (-ом-)

-им-


-енн-, ённ-, -нн-,

-т-


  1. Правописание производных предлогов.

^

Производные предлоги

Не образованы от самостоятельных частей речи

Образованы от самостоятельных частей речи

в, на, под, к, через, из-за, о

и др.


в течение, в продолжение, вокруг, впереди, согласно, кроме, вследствие, благодаря, вопреки, наперекор, навстречу,

по приезде, по окончании,

рядом с, в связи с, несмотря на и др.

Предлог – служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении.

Производные предлоги, это предлоги образованные от других частей речи. Например, предлоги в течение (часа), в продолжение (лета) вследствие (засухи) образованы от существительных течение, продолжение, следствие, и предлога в. Предлоги благодаря и несмотря на – от деепричастий. Предлоги вокруг (дома), согласно (приказу) – от наречий.

Пишутся слитно производные предлоги: вследствие, ввиду (в значении из-за), насчет (о), вместо, наподобие.

^

Выражение иметь в виду пишется в 3 слова

Пишутся раздельно производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и т. д.

^

Предлог


В течение чего?

(временное значение)


играли в течение часа,

работали в течение недели;

объяснял в продолжение всего урока;

рассказал в заключение собрания;

отказались от контракта вследствие нарушений поставок


Благодаря чему?

выполнили задание благодаря помощи

Навстречу, наперекор, вопреки, согласно чему? кому?

шли навстречу ветру,

поступил наперекор советам друзей,

выполнил работу согласно указаниям


^

Во что? В чём?

(объектное значение)


попало в течение реки, вмешался в течение времени;

внёс исправления в заключение романа;

изменил в продолжении сериала сюжет;

в следствии по делу Иванова было допущено много ошибок


Что делая?

проводил до дверей, благодаря за визит

Куда? Как? каким образом?

идёт навстречу, на встречу с другом,

поступил наперекор.

В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется Е

У существительных течение, продолжение, следствие в предложном падеже на конце пишется И.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются

с дательным падежом.

^


Предлоги

Имена существительные

В течение всего года он усердно занимался.
Сочетания с предлогами в течение,

в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы когда? как долго?

Ремонтировали дом в продолжение месяца = в течение месяца.

В заключение (под конец) статьи были подведены итоги.

(В заключение =«под конец», «в итоге».)


^ Рассуждаем так:
1) Начальная форма течение реки.
2) Вопросы: смысловой — где?

падежный — в чём?
3) Можно вставить прилагательное:

в (нижнем) течении реки.

Следовательно, это имя существительное на —ие,

в предл. окончание – и.


Вследствие (из-за) засухи река обмелела. Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. (Вследствие, ввиду = «из-за, по причине».)

Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы почему? по какой причине?


В продолжении (где? в чем? — П. п.) романа встретились старые герои.
В продолжение
(куда? во что? — В. п.) введены новые герои.
^

в Петропавловской крепости. (Заключение — осуждение; в длительном заключении.)
В следствие по делу о хищении вкралась ошибка. Начальная форма — следствие (по делу).
Существительное на -ие; куда? во что? — В. п., окончание — е.
^ (где? в чем? П. п., сущ. на -ие, окончание -и) по делу выяснилось много новых фактов.

3. Цепная (последовательная) и параллельная связь в тексте

Текст – группа предложений (не менее двух), связанных по смыслу и строению.

Textum (лат.) – ткань, соединение, сплетение. (Текстильная промышленность).


Способы развёртывания текста

Цепная

(последовательная) связь


Параллельная связь

— постоянно происходит смена

«данного» и «нового»;

— предложения связаны

«по цепочке»;

— предложение начинается с того,

чем заканчивается предыдущее


— предложения связаны только

по смыслу;

— нет смены «данного»

и «нового»;

большинство предложений

в тексте построены одинаково

(по принципу параллелизма)


^

в валенках и ушанке. Он возвращался из булочной и нёс две буханки хлеба. Хлеб был тёплый и душистый.


Наступает вечер.

Солнце медленно скатывается за горизонт. Сгущаются сумерки.

Становится прохладно.


Н1

Д1(=Н1) – Н2

Д2(=Н2) – Н3.


Д1 – Н1.

Д2(=Д1) – Н2.

Д3(=Д1) – Н3.

Примеры текстов с цепной и параллельной связью.

1. Красив осенний лес. Он расцвечен яркими красками. Эти краски зелёные, жёлтые, алые, бурые, чёрные кое-где.

Н1

Д1 → Н2

Д2 → Н3

(Последовательный способ. «Данное» сменяется «новым».)

2. Синий кит поражает своими размерами. Наибольший из добытых китов достигал в длину 33 метра и весил 150 тонн, что соответствует весу 30 слонов и 150 быков. Сердце такого кита весит около 700 килограммов, почки весят 1 тонну, язык – 2 тонны.

Д1 → Н1

Д1 → Н2

Д1 → Н3

(Параллельный способ. «Данное» остаётся одним и тем же, меняется только «новое».)

ignorik.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *