Политическая деятельность первых русских князей – Общие черты деятельности первых киевских князей. Краткий курс по русской истории

деятельность, внутренняя и внешняя политика.

Княжеский род традиционно считается по прямой мужской линии, поэтому для первых русских князей генеалогическое древо будет выглядеть так:

Деятельность первых русских князей: внутренняя и внешняя политика.

Рюрик.

Первый из русских князей, положивший начало династии. Пришел на Русь по призыву новгородских старейшин вместе с братьями, Трувором и Синеусом, а после их гибели правил всеми землями вокруг Новгорода. К сожалению, о свершениях Рюрика почти ничего не известно — летописей того времени не сохранилось.

Олег.

После смерти Рюрика в 879 году княжение перешло к одному из его военачальников — Олегу, поскольку сын Рюрика был еще слишком мал. Князь Олег внес большой вклад в создание русского государства: при нем в 882 году был присоединен Киев, затем Смоленск, открыт путь «из варяг в греки», присоединены древлянские и некоторые другие племена.

Занимался Олег и развитием экономических отношений — его поход на Царьград, или Константинополь, закончился подписание мирного торгового договора. За мудрость и проницательность князя Олега прозвали «вещим».

Игорь.

Сын Рюрика, вступивший в княжение в 912 году после смерти Олега. Наиболее известна история его гибели — попытавшись собрать дань с древлян во второй раз, Игорь поплатился за жадность и был убит. Однако к годам правления этого князя относятся также новые походы на Византию — в 941 и 944 годах — еще один мирный договор с этой державой, присоединение племен угличей, успешная оборона границ от печенежских набегов.

Ольга.

Вдова князя Игоря стала первой женщиной-княгиней на Руси. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, она тем не менее установила четкий размер дани и места для ее сбора. Первой попыталась привести христианство на Русь, однако Святослав и его дружина воспротивились новой вере. Христианство было принято только при князе Владимире — внуке Ольги.

Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, вошел в историю, как правитель-воин, правитель-солдат. Все его правление состояло из непрерывных военных походов — на вятичей, на хазар, на Византию, на печенегов. Военная мощь Руси при нем окрепла, и тогда Византия, объединившись с печенегами, атаковала войско князя на Днепре, когда Святослав возвращался домой из очередного похода. Князь был убит, а из его черепа предводитель печенегов сделал чашу.

Итоги правления первых князей.

Всех первых правителей Руси объединяет одно — так или иначе они занимались расширением и укреплением молодого государства. Менялись границы, заключались экономические союзы, князья старались навести порядок внутри страны, устанавливая первые законы.

Похожие статьи

infoogle.ru

Политика первых русских князей

Согласно источникам истории, Древнерусское государство относится к раннефеодальным державам. При этом тесно переплетаются старые общинные формации и новые, которые земли Руси заимствовали у других народов.
Первым князем на Руси стал Олег. Он был родом из варягов. Держава, которую он создал, была, на самом деле, лишь очень своеобразным объединением поселений. Он стал первым князем Киева и «под его рукою» пребывало множество вассалов – местных князей. В процессе своего правления, он желал ликвидировать мелкие княжения, создав единое государство.
Первые князья на Руси выполняли роль полководцев и не только управляли ходом битвы, но также самолично принимали в ней участие, при чем достаточно активное. Власть была наследственной, по мужской линии. После князя Олега правил Игорь Старый (912-915 гг.). Считается, что он является сыном Рюрика. После власть перешла к князю Святославу, который еще был ребенком малым и, потому, при нем регентшей стала мать – княгиня Ольга. За годы правления, эту женщину по праву считали разумной и справедливой правительницей.
Исторические источники указывают, что примерно в 955 году княгиня отправляется в Константинополь, где принимает христианскую веру. Когда она вернулась, то официально передала власть в руки подросшего сына, который был правителем с 957 по 972 год.
Целью Святослава было приблизить страну к уровню мировых держав. За время своего воинствующего правления, этот князь сокрушил Хазарский каганат, разбил печенегов под Киевом, осуществил два военных похода на Балканы.
После его смерти, наследником был Ярополк (972-980 гг.). Тот начал ссору со своим братом – Олегом за власть и начал вести против него войну. В этой войне Олег погиб, а его войско и земли перешли во владения брата. Через 2 года еще один князь – Владимир решил пойти войной на Ярополнка. Их самое ярое сражение произошло в 980 году и закончилось победой Владимира. Ярополк спустя время был убит.

Внутренняя политика


Внутренняя политика первых русских князей осуществлялась следующим образом:
У царя были главные советники – дружина. Она делилась на старшую, членами которой были бояре и богатые мужи и младшую. В состав последней вошли детские, гриди и отроки. С ними князь советовался по всем вопросам.
Княжеская дружина осуществляла мирской суд, сбор судебных пошлин и дани. В процессе развития феодализма, большинство дружинников являлось владельцами различных земельных угодий. Они закабаляли крестьян и таким образом создавали собственное доходное хазяйство. Дружина представляла собой уже сформированный феодальный класс.
Власть князя не была безгранична. В управлении государства принимал участие и народ. Вече, народное собрание, существовало в период с IX-XI вв. Даже гораздо позже народ собирался для принятия важных решений в некоторых городах, в том числе и в Новгороде.
Для укрепления позиций Русского государства были приняты первые правовые нормы. Самыми ранними их памятниками стали соглашения князей Византии, которые относятся к 911-971 гг. В них содержались законы о пленных, праве наследования и собственности. Первым сводом законов является «Русская правда».

Внешняя политика Руси


Основные задачи Русских князей во внешней политике было:
1. Защитаторговообразованных путей;
2. Заключение новых союзов;
3. Борьба с кочевниками.
Особое государственное значение имели торговые отношения между Византией и Русью. Любые попытки Византии ограничить торговые возможности союзника, заканчивались кровопролитными столкновениями. Для того чтобы добиться торговых соглашений с Византией, князь Олег осадил Византию и потребовал подписания соответствующего договора. Произошло это в 911 году. Князь Игорь в 944 году заключил еще один договор торгового характера, который сохранился до наших дней.
Византия постоянно стремилась столкнуть Русь с другими государствами для ее ослабления. Таким образом, Византийский князь, Никифор Фока решил воспользоваться войсками киевского князя Святослава, чтобы тот пошел войной на Дунайскую Болгарию. В 968 году занял множество городов по берегам Дуная, в том числе и Переяславец. Как видно, ослабить русские позиции византийцу не удалось.
Успех Святослава оскорбил Византию, и та отправила на захват Киева печенегов, военные силы которых были активированы в результате дипломатического соглашения. Святослав вернулся в Киев, освободил его от захватчиков и пошел войной на Византию, заключив союз с царем Болгарии – Бориса.
Теперь борьбу с русской мощью возглавил новый царь Византии Иоан Цимисхий. Его дружины потерпели поражение уже в первой битве с русскими. Когда войска Святослава дошли до самого Андрианаполя, Цимисхий заключил со Святославом мир. Последний крупный поход на Византию произошел в 1043 году, как утверждают исторические источники – из-за убийства русского купца в Константинополе. Кровопролитная война продолжалась несколько лет, пока в 1046 году не был подписан мир, следствием которого стало заключение брака между сыном русского князя Ярослава Всеволодовича и дочери византийского императора Константина Мономаха.

www.istmira.com

Деятельность первых киевских князей

После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату — 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

Главным содержанием деятельности первых киевских князей, основным предметом их забот и усилий были:

  • объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

  • защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

  • приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

  • В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

  • Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

Основным содержанием внутренней политики князей Киевской Руси был сбор дани с населения во время полюдья. Размеры дани определены не были. Такая «система налогообложения» таила в себе немало неприятностей для податного населения, поскольку все зависело от княжеского аппетита и жадности дружинников.

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

  • небесная – поклонение явлениям природы;

  • земная — земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

  • подземная — культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

  • Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

  • Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

  • Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

  • Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» — православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

  • У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

  • Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

  • Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла — более 60)

  • Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном — латинском

  • христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

  • православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства — важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов — это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни — от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки — испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения — Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог — десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.

studfiles.net

Деятельность первых русских князей.

Рюрик — родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями — Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику — Олегу.

Олег — второй правитель Руси. Княжил с 879 по 912 г. вначале в Новгороде, а затем в Киеве. Является основателем единой древнерусской державы, созданнойим в 882 г. с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его «вещим», т. е. мудрым.

Игорь— третий русский князь (912-945), сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор, закрепивший военно-политические победы Руси. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.

Ольга — жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В 959 г. первой из русских правителей направила посольство в Западную Европу, к императору Оттону I. Ответом его было направление в 961-962 гг. с миссионерскими целями в Киев архиепископа Адальберта, который попытался принести на Русь западное христианство. Однако Святослав и его окружение отказались от христианизации и Ольга была вынуждена передать власть сыну. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука — будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

Святослав — сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964-966), хазар (964-965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969-971), Византию (971). Воевал также против печенегов (968-969, 972). Русь превратилась при нем в крупнейшую силу на Черном море. С этим не могли смириться ни византийские правители, ни печенеги, договорившиеся о совместных действиях против Святослава. Во время возвращения из Болгарии в 972 г. его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги. Святослав был убит.

Владимир I Святой — младший сын Святослава, победивший своих братьев Ярополка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969) и киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. Заново укреплен и впервые застроен каменными строениями Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета и могущества. Вырос международный авторитет новой христианской державы. Владимир был канонизирован Русской православной церковью и упоминается как Святой. В русском фольклоре назван Владимиром Красное Солнышко. Был женат на византийской принцессе Анне.

Святослав II Ярославич — сын Ярослава Мудрого, князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (с 1073). Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы страны от половцев. В год смерти принял новый свод законов-«Изборник».

Всеволод I Ярославич — князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), великий князь киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу против половцев, принимал участие в составлении Правды Ярославичей.

Святополк II Изяславич — внук Ярослава Мудрого. Князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь киевский (1093-1113). Отличался лицемерием и жестокостью как по отношению к подданным, так и к близкому окружению.

Владимир II Всеволодович Мономах— князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (1113-1125). . Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка П. Принял меры по ограничению произвола ростовщиков и управленческого аппарата. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов, существовавшие до него, новыми статьями. Оставил «Поучение» своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести

Мстислав I Владимирович — сын Владимира Мономаха. Великий князь киевский (1125-1132). С 1088 г. правил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участвовал в работе Любечского, Витичевского и Долобского съездов русских князей. Принимал участие в походах против половцев. Возглавил оборону Руси от западных соседей.

Всеволод П Ольгович — князь черниговский (1127-1139). Великий князь киевский (1139-1146).

Изяслав II Мстиславич (ок. 1097-1154) — князь владимиро-волынский (с 1134), переяславский (с 1143), великий князь киевский (с 1146). Внук Владимира Мономаха. Участник феодальных усобиц. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской патриархии.

Юрий Владимирович Долгорукий — князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы (1147). В 1155г. вторично овладел Киевом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский-сын Юрия Долгорукого. Князь владимиро-суздальский (с 1157). Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо— сын Юрия Долгорукого. Великий князь владимирский (с 1176). Сурово подавил боярскую оппозицию, участвовавшую в заговоре против Андрея Боголюбского. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла периода своего расцвета. Прозвище получил за большое количество детей (12 человек).

Роман Мстиславич — князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни, Считался могущественнейшим правителем Руси. Убит в войне с Польшей.

Юрий Всеволодович — великий князь владимирский (1212-1216 и 1218-1238). В ходе междоусобной борьбы за владимирский престол потерпел поражение в Липицкой битве в 1216г. и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 г. заложил г. Нижний Новгород. Погиб в ходе битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Даниил Романович — князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесла и торговлю. В 1254 г. получил от папы римского титул короля.

Ярослав III Всеволодович -сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Новгороде. В 1236-1238 гг. княжил в Киеве. С 1238 г. — великий князь владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду и в Монголию.

9.Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в. Русь под игом.В 1243 г. великий хан сделал старшим среди русских князей Ярослава Всеволодовича Владимирского. После его смерти в 1246 г. началась борьба за владимирский стол, в которую вмешались ордынцы, разорившие Суздальскую землю. Во Владимире сел Александр Невский. В политических целях он помог Орде обложить Русь данью. В 1262 г. в Суздальской земле вспыхнули восстания против татар, но Александр убедил хана не громить мятежные города. В 1263 г. он умер. Позднее татары еще не раз нападали на Русь, вмешиваясь в распри князей. В это время возвысилась Тверь и Москва, при Данииле Александровиче ставшая самостоятельным княжеством. Вскоре началась борьба за владимирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В разгроме восстания участвовал Иван Калита, князь Москвы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Москву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359-1389) Москва стала подминать под себя Тверь, Нижний Новгород, Рязань. В 1370-х гг. правитель Орды Мамай решил ослабить Москву, но в 1378 г. татары были разбиты на р. Воже, а в 1380 г. Дмитрий Донской и другие князья разбили Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды. После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389-1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар укрепилась. В 1425-1462 гг. в Московском княжестве шла феодальная война — борьба Василия II против дяди Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемя-ки. В ходе ее были ослеплены в 1436 г. Василий Косой, в 1446 г. Василий II («Тёмный»), а Шемяка в 1452 г. отравлен, Василий II одержал победу.




infopedia.su

Деятельность первых русских князей — Мегаобучалка

Время князй Олега в истории государства Российского носит на себе печать полулегендарности. Причина здесь видится не столько в его деяниях, сколько в крайней скудности письменных источников о нем.До наших дней сохранились только две летописи, рассказывающие скупыми строками о деятельности Олега, ~ «Повесть временных лет» Новгородская летопись младшего извода, поскольку начало летописи старшего извода не уцелело. Есть еше документы, происходящие из Византии, мусульманских стран, Хазарии. Но и в последних источниках сведения малы и отрывочны. В 879 году на Новгородской Руси произошло знаменательное для истории событие. В Новгороде умирал правивший здесь варяжский князь Рюрик. Согласно «Повести временных лет», он передал правление своему родственнику Олегу за малолетством сына Игоря. По некоторым летописным сведениям, Олег приходился Рюрику племянником, а наследнику-сыну было всего два года.Н. М. Карамзин скажет по этому поводу в своей «Истории государства Российского», в первом из ее двенадцати томов: «Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных». Такой лестный отзыв о первом правителе Древней Руси навеян летописными «похвальными» словами «Повесть Временных лет».Три года по летописям ничего не было слышно в Киеве про нового новгородского правителя. Как показали дальнейшие события, князь Олег скорее всего потратил это время на деятельную подготовку военного похода с целью захвата города Киева и взятие под контроль всей сухопутной части торгового пути «из варяг в греки». Готовилось большое по тому времени военно-политическое предприятие.Большинство современных историков лишь констатируют действияИгоря Рюриковича, но не дают им объяснения. «После Олега стал княжитьИгорь. И снова, как от времен Олега, имеем его трактат с Византией и разные иностранные известия о последних годах его княжения — о неудачном походе на Цареград и Счастливой экспедиции в каспийские земли. Очевидно, это стало обычаем: первые голы княжения проходили в укреплении положения нового князя и государственной системы, усмирении непокорных князей и наместников, непокорных волостей и племен, а затем, усмирив их и имея в распоряжении значительные военные силы, киевские князья отправлялись походом на далекие богатые страны, ища в них добычи и славы». Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всех киевских князей: вступил на престол ~ утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними — уличи. Несколько лет ему и его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега — дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. В 40-е гг. осложнились отношения с Византией. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 г. утратил силу, и Игорь организовал новые военные экспедиции против могущественного южного соседа. В 941 г. Игорь попытался повторить поход Олега и направил свои ладьи на Константинополь. Они были встречены византийским флотом, на вооружении которого был «гречесьсий огонь» — горючая смесь, которая сожгла русские ладьи. Потерпев неудачу, Игорь принужден был отказаться от похода на столицу. Неудачей закончились военные действия в Малой Азии. Уцелевшим судам пришлось возвратиться ни с чем.



Расцвет киевской Руси. Княжение Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Русь и Византия.

Владимир I Святославич — князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых какравноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю. Ярослав Владимирович — Ростовский князь (987—1010), князь новгородский в (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018. 1019— 1054).Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны РогнедыРогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первмм известным сводом законов на Руси.Владимир Всеволодович Мономах — князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по рода матери которой предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.

megaobuchalka.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. Русская история. 800 редчайших иллюстраций

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ

Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Читая начальный летописный свод, встречаем ряд полуисторических и полусказочных преданий, в которых историческая правда сквозит чрез прозрачную ткань поэтической саги. Эти предания повествуют о князьях киевских IX и X вв. — Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире. Вслушиваясь в эти смутные предания, без особенных критических усилий можно уловить основные побуждения, которые направляли деятельность этих князей.

Покорение восточного славянства. Киев не мог остаться стольным городом одного из местных варяжских княжеств: он имел общерусское значение, как узловой пункт торгово-промышленного движения, и потому стал центром политического объединения всей земли.

Деятельность Аскольда, по-видимому, ограничивалась ограждением внешней безопасности Киевской области: из летописи не видно, чтобы он покорил какое-либо из окольных племен, от которых оборонял своих полян, хотя слова Фотия о Росе, возгордившемся порабощением окрестных племен, как будто намекают на это. Первым делом Олега в Киеве летопись выставляет расширение владений, собирание восточного славянства под своею властью. Летопись ведет это дело с подозрительной последовательностью, присоединяя к Киеву по одному племени ежегодно. Олег занял Киев в 882 г.; в 883 г. были покорены древляне, в 884-м — северяне, в 885-м — радимичи; после того длинный ряд лет оставлен пустым. Очевидно, это порядок летописных воспоминаний или соображений, а не самых событий. К началу XI в. все племена восточных славян были приведены под руку киевского князя; вместе с тем племенные названия появляются все реже, заменяясь областными по именам главных городов.

Расширяя свои владения, князья киевские устанавливали в подвластных странах государственный порядок, прежде всего, разумеется, администрацию налогов. Старые городовые области послужили готовым основанием административного деления земли. В подчиненных городовых областях по городам Чернигову, Смоленску и др. князья сажали своих наместников, посадников, которыми были либо их наемные дружинники, либо собственные сыновья и родственники. Эти наместники имели свои дружины, особые вооруженные отряды, действовали довольно независимо, стояли лишь в слабой связи с государственным центром, с Киевом, были такие же конинги, как и князь киевский, который считался только старшим между ними и в этом смысле назывался «великим князем русским» в отличие от князей местных, наместников.

Для увеличения важности киевского князя и эти наместники его в дипломатических документах величались «великими князьями». Так, по предварительному договору с греками 907 г. Олег потребовал «укладов» на русские города Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, «по тем бо городом седяху велиции князи, под Олгом суще». Это были еще варяжские княжества, только союзные с киевским: князь сохранял тогда прежнее военно-дружинное значение, не успев еще получить значения династического. Генеалогическое пререкание, какое затеял под Киевом Олег, упрекая Аскольда и Дира за то, что они княжили в Киеве, не будучи князьями, «ни рода княжа», — притязание Олега, предупреждавшее ход событий, а еще вероятнее — такое же домышление самого составителя летописного свода. Некоторые из наместников, покорив то или другое племя, получали его от киевского князя в управление с правом собирать с него дань в свою пользу, подобно тому как на Западе в IX в. датские викинги, захватив ту или другую приморскую область Империи Карла Великого, получали ее от франкских королей в лен, т. е. в кормление. Игорев воевода Свенельд, победив славянское племя улучей, обитавшее по нижнему Днепру, получал в свою пользу дань не только с этого племени, но и с древлян, так что его дружина, отроки, жила богаче дружины самого Игоря.

Налоги. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Ольга объезжала подвластные земли и также вводила «уставы и оброки, дани и погосты», т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Дань обыкновенно платили натурою, преимущественно мехами, «скорою». Впрочем, из летописи узнаем, что неторговые радимичи и вятичи в IX и X вв. платили дань хозарам, а потом киевским князьям «по шлягу от рала», с плуга или сохи. Под шлягами надобно разуметь, вероятно, всякие иноземные металлические деньги, обращавшиеся тогда на Руси, преимущественно серебряные арабские диргемы, которые путем торговли в изобилии приливали тогда на Русь. Дань получалась двумя способами: либо подвластные племена привозили ее в Киев, либо князья сами ездили за нею по племенам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй — полюдьем. Полюдье — это административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам.

Олег

Император Константин Багрянородный в своем сочинении О народах, писаном в половине X в., рисует изобразительную картину полюдья современного ему русского князя. Как только наступал ноябрь, русские князья «со всею русью», т. е. с дружиной, выходили из Киева в городки, т. е. на полюдье, о котором ему говорили его славяно-русские рассказчики и которое он по созвучию приурочил к этому греческому слову. Князья отправлялись в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, плативших дань руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апреле, когда проходил лед на Днепре, спускались опять к Киеву. Между тем как князья с русью блуждали по подвластным землям, славяне, платившие дань руси, в продолжение зимы рубили деревья, делали из них лодки-однодеревки и весной, когда вскрывались реки, Днепром и его притоками сплавляли к Киеву, вытаскивали на берег и продавали руси, когда она по полой воде возвращалась с полюдья. Оснастив и нагрузив купленные лодки, русь в июне спускала их по Днепру к Витичеву, где поджидала несколько дней, пока по тому же Днепру собирались купеческие лодки из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Вышгорода. Потом все направлялись вниз по Днепру к морю в Константинополь. Читая этот рассказ императора, легко понять, какими товарами грузила русь свои торговые караваны лодок, сплавлявшихся летом к Царьграду: это была дань натурой, собранная князем и его дружиной во время зимнего объезда, произведения лесных промыслов, меха, мед, воск. К этим товарам присоединялась челядь, добыча завоевательной дружины. Почти весь X в. продолжалось покорение славянских и соседних финских племен из Киева, сопровождавшееся обращением массы побежденных в рабство. Араб Ибн-Даста, писавший в первой половине этого века, говорит о руси, что она производит набеги на славян, подъезжает к ним на кораблях, высаживается, забирает обывателей в плен и продает другим народам. У византийца Льва Диакона встречаем очень редкое известие, что император Цимисхий по договору со Святославом дозволил руси привозить в Грецию хлеб на продажу. Главными торговцами были киевское правительство, князь и его «мужи», бояре. К торговому каравану княжескому и боярскому примыкали лодки и простых купцов, чтобы под прикрытием княжеского конвоя дойти до Царьграда. В договоре Игоря с греками читаем, между прочим, что великий князь русский и его бояре ежегодно могут посылать к великим царям греческим столько кораблей, сколько захотят, с послами и с гостями, т. е. со своими собственными приказчиками и с вольными русскими купцами. Этот рассказ византийского императора наглядно указывает нам на тесную связь между ежегодным оборотом политической и экономической жизни Руси.

К. Лебедев. Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 г.

Дань, которую собирал киевский князь как правитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов: став государем, как конинг, он, как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом. Данью он делился со своею дружиной, которая служила ему орудием управления, составляла правительственный класс. Этот класс действовал как главный рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом: зимою он правил, ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, что собирал в продолжение зимы. В том же рассказе Константина живо обрисовывается и централизующее значение Киева как средоточия политической и хозяйственной жизни Русской земли. Русь, правительственный класс с князем во главе, своими заморскими торговыми оборотами поддерживала в славянском населении всего Днепровского бассейна судовой промысел, находивший себе сбыт на весенней ярмарке однодеревок под Киевом, и каждую весну стягивала сюда же из разных углов страны по греко-варяжскому пути купеческие лодки с товарами лесных зверогонов и бортников. Таким сложным экономическим круговоротом серебряный арабский диргем или золотая застежка византийской работы попадали из Багдада или Царьграда на берега Оки или Вазузы, где их и находят археологи.

Мир с греками

Связь управления с торговлей. Так устроялась внутренняя политическая жизнь в Киевском княжестве IX и X вв. Легко заметить основной экономический интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные и разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю деятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.

Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI в., по Начальной летописи, были военные походы киевских князей на Царьград. До смерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода Владимира на византийскую колонию Херсонес Таврический в 988 г.: Аскольдов, который приурочивали к 865 г., а теперь относят к 860 г., Олегов 907 г., два Игоревых — 941 и 944 гг., второй болгарский поход Святослава 971 г., превратившийся в войну с греками, и, наконец, поход Ярослава, сына Владимира, 1043 г.

Достаточно знать причину первого и последнего из этих походов, чтобы понять главное побуждение, которое их вызывало. При Аскольде Русь напала на Царьград, раздраженная, по словам патриарха Фотия, умерщвлением своих земляков, очевидно, русских купцов, после того как византийское правительство отказало в удовлетворении за эту обиду, расторгнув тем свой договор с Русью. В 1043 г. Ярослав послал на греков своего сына с флотом, потому что в Константинополе избили русских купцов и одного из них убили. Итак, византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Руси поддержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот почему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами. Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X в. Из них дошли до нас два договора Олега, один Игорев и один краткий договор или только начало договора Святославова. Договоры составлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный Руси. Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в X в. Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам: с этой стороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно международного права.

Договоры и торговля с Византией. Ежегодно летом русские торговцы являлись в Царьград на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; по договору Игоря никто из них не имел права оставаться там на зиму. Русские купцы останавливались в предместье Константинополя у св. Мамы, где находился некогда монастырь св. Маманта. Со времени того же договора императорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту с обозначением числа посланных из Киева кораблей и переписывали имена прибывших княжеских послов и простых купцов, гостей, «да увемы и мы, — прибавляют греки от себя в договоре, — оже с миром приходят»: это была предосторожность, чтобы под видом агентов киевского князя не прокрались в Царьград русские пираты.

Русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства даровым кормом и даровой баней — знак, что на эти торговые поездки Руси в Константинополе смотрели не как на частные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзного киевского двора. По свидетельству Льва Диакона, такое значение русских торговых экспедиций в Византию было прямо оговорено в трактате Цимисхия со Святославом, где император обязался принимать приходящих в Царьград для торговли руссов в качестве союзников, «как искони повелось». Надобно заметить при этом, что Русь была платной союзницей Византии, обязывалась договорами за условленную «дань» оказывать грекам некоторые оборонительные услуги на границах империи. Так, договор Игоря обязывал русского князя не пускать Черных болгар в Крым «пакостить» в стране Корсунской. Торговые послы Руси получали в Царьграде свои посольские оклады, а простые купцы месячину, месячный корм, который им раздавался в известном порядке по старшинству русских городов, сначала киевским, потом черниговским, переяславским и из прочих городов. Греки побаивались Руси, даже приходившей с законным видом: купцы входили в город со своими товарами непременно без оружия, партиями не больше 50 человек, одними воротами, с императорским приставом, который наблюдал за правильностью торговых сделок покупателей с продавцами; в договоре Игоря прибавлено: «входяще же Русь в град, да не творят пакости». По договору Олега русские купцы не платили никакой пошлины. Торговля была преимущественно меновая: этим можно объяснить сравнительно малое количество византийской монеты, находимой в старинных русских кладах и курганах. Меха, мед, воск и челядь Русь меняла на паволоки (шелковые ткани), золото, вина, овощи. По истечении торгового срока, уходя домой, Русь получала из греческой казны на дорогу продовольствие и судовые снасти, якори, канаты, паруса — все, что ей надобилось.

Их значение в истории права. Такой порядок торговых сношений Руси с Византией установлен был договорами Олега и Игоря. Разностороннее культурное значение их для Руси понятно само собою: достаточно припомнить, что они были главным средством, подготовившим принятие христианства Русью и именно из Византии.

С. Чуприненко. Через Ненасытецкий порог

Но надобно теперь же отметить в них одну сторону, которая могла возыметь свое действие еще до принятия христианства, — сторону юридическую. Правовые отношения между русскими и греками в Константинополе определялись, уголовные и гражданские правонарушения, между ними случавшиеся, разбирались «по закону греческому и по уставу и по закону русскому». Так возникали смешанные нормы, комбинированные из двух прав, которые излагались в договорах. В них иногда трудно различить составные элементы, римско-византийский и русский, притом русский двойственный, варяжский и славянский. Договоры сами по себе, как дипломатические документы, лежавшие в киевском княжеском архиве, не могли оказать прямого действия на русское право. Они имеют важное научное значение, как древнейшие письменные памятники, в которых проступают черты этого права, хотя, изучая их, не всегда можно решить, имеем ли мы перед собою чистую русскую норму или разбавленную византийской примесью. Но отношения, в которые становилась Русь, имевшая дела с Константинополем, не могли остаться без влияния на юридические ее понятия и сами по себе, как не похожие на то, что было на Днепре или Волхове. В юридическое мышление этих людей иное греко-римское понятие могло запасть так же невзначай, как в некоторые статьи Олегова договора с греками проскользнула терминология греко-римского права. В Константинополе на императорской службе состояло немало руси, и крещеной и поганой. По одной статье Олегова договора, если кто из таких русских умрет, не урядив своего имения, не оставив завещания, а «своих не имать», его имение передается «к малым ближикам в Русь». Свои — это нисходящие, а малые ближики, или просто ближики, как читаем в некоторых древнерусских памятниках, — боковые.

Русь, торговавшая с Византией, была у себя дома господствующим классом, который обособлялся от туземного славянства сначала иноплеменным происхождением, а потом, ославянившись, сословными привилегиями. Древнейшие русские письменные памятники воспроизводят преимущественно право этой привилегированной руси и только отчасти, по соприкосновению, туземный, народный правовой обычай, которого нельзя смешивать с этим правом.

Охрана торговых путей. Другою заботой киевских князей была поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлением печенегов в южнорусских степях это стало очень трудным делом. Тот же император Константин, описывая торговые плавания руси в Царьград, ярко рисует затруднения и опасности, какие приходилось ей одолевать на своем пути.

В. Васнецов. Крещение Руси

Собранный пониже Киева, под Витичевом, караван княжеских, боярских и купеческих лодок в июне отправлялся в путь. Днепровские пороги представляли ему первое и самое тяжелое препятствие. Между Екатеринославом и Александровском, там, где Днепр делает большой и крутой изгиб к востоку, он на протяжении 70 верст пересекается отрогами Авратынских возвышенностей, которые и заставляют его делать этот изгиб. Отроги эти принимают здесь различные формы; по берегам Днепра рассеяны огромные скалы в виде отдельных гор; самые берега поднимаются отвесными утесами высотой до 35 саженей над уровнем воды и сжимают широкую реку; русло ее загромождается скалистыми островами и перегораживается широкими грядами камней, выступающих из воды заостренными или закругленными верхушками. Если такая гряда сплошь загораживает реку от берега до берега, это — порог; гряды, оставляющие проход судам, называются заборами. Ширина порогов по течению — до 150 саженей; один тянется даже на 350 саженей. Скорость течения реки вне порогов — не более 25 саженей в минуту, в порогах — до 150 саженей. Вода, ударяясь о камни и скалы, несется с шумом и широким волнением. Значительных порогов теперь считают до десяти, во времена Константина Багрянородного считалось до семи. Небольшие размеры русских однодеревок облегчали им прохождение порогов. Мимо одних русь, высадив челядь на берег, шестами проталкивала свои лодки, выбирая в реке вблизи берега места, где было поменьше камней. Перед другими, более опасными, она высаживала на берег и выдвигала в степь вооруженный отряд для охраны каравана от поджидавших его печенегов, вытаскивала из реки лодки с товарами и тащила их волоком или несла на плечах и гнала скованную челядь.

Выбравшись благополучно из порогов и принесши благодарственные жертвы своим богам, она спускалась в днепровский лиман, отдыхала несколько дней на острове св. Елевферия (ныне Березань), исправляла судовые снасти, готовясь к морскому плаванию, и, держась берега, направлялась к устьям Дуная, все время преследуемая печенегами. Когда волны прибивали лодки к берегу, руссы высаживались, чтобы защитить товарищей от подстерегавших их преследователей. Дальнейший путь от устьев Дуная был безопасен.

Читая подробное описание этих царьградских поездок руси у императора, живо чувствуешь, как нужна была русской торговле вооруженная охрана при движении русских купцов к их заморским рынкам. Недаром Константин заканчивает свой рассказ замечанием, что это — мучительное плавание, исполненное невзгод и опасностей.

Оборона степных границ. Но засаривая степные дороги русской торговли, кочевники беспокоили и степные границы Русской земли. Отсюда третья забота киевских князей — ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров. С течением времени это дело становится даже господствующим в деятельности киевских князей вследствие все усиливавшегося напора степных кочевников. Олег, по рассказу Повести временных лет, как только утвердился в Киеве, начал города ставить вокруг него. Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева» — и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суле и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, «мужами лучшими», по выражению летописи, которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших Русскую равнину. С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в X и XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав», городков, чтобы сдерживать нападения кочевников.

Все княжение Владимира Святого прошло в упорной борьбе с печенегами, которые раскинулись по обеим сторонам нижнего Днепра восьмью ордами, делившимися каждая на пять колен. Около половины X в., по свидетельству Константина Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси, т. е. от Киевской области. Если Владимир строил города по р. Стугне (правый приток Днепра), значит, укрепленная южная степная граница Киевской земли шла по этой реке на расстоянии не более одного дня пути от Киева. В начале XI в. встречаем указание на успех борьбы Руси со степью. В 1006–1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором Руссов. Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». В одном месте князь Владимир провел немцев воротами чрез эту линию укреплений и, остановившись на сторожевом степном холме, послал сказать им: «Вот я довел вас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская». Весь этот путь от Киева до укрепленной границы пройден был в два дня. Мы заметили выше, что в половине X в. линия укреплений по южной границе шла на расстоянии одного дня пути от Киева. Значит, в продолжение полувековой упорной борьбы при Владимире Русь успела пробиться в степь на один день пути, т. е. передвинуть укрепленную границу на линию реки Роси, где преемник Владимира Ярослав «поча ставити городы», населяя их пленными ляхами.

Так первые киевские князья продолжали начавшуюся еще до них деятельность вооруженных торговых городов Руси, поддерживая сношения с приморскими рынками, охраняя торговые пути и границы Руси от степных ее соседей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Деятельность первых русских князей

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 41Следующая ⇒

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. Один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой, Трувор в Изборске (неподалеку от Пскова). Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911).

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «на двое харатьи», т.е. в двух экземплярах на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства.

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь. Восстание древлян. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, — восстание древлян в 945 г.

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Уроки и погосты. После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» размер дани и «погосты» места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров и хранились необходимые запасы продовольствия и где останавливала княжеская дружина во время сбора дани, появились погосты видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян.

Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (964-972) сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»; шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит.

 

mykonspekts.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.