Распад арабского халифата
Распад единого государства объединившего Аравию — арабского халифатаАрабский халифат – это исламское государство или как в старорусских источниках можно встретить его другое название – царство Агаранское или Измаильтянское. Существовало в 7-9 веках, а если быть точным с 632 года по 1258 год, во главе которого стояли халифы. Халифат стал объединением для крупного полуострова запада Азии – Аравии. Если сравнивать Аравийскую территорию, то по современным меркам она превосходит в пятикратном объеме современную Германию. На то время, территория Аравии была разделена на три части – Песчаную, Каменистую и Счастливую. Арабы же делились на кочевых и оседлых. Одни были хаддези, другие были бедуинами.
Истоки объединения – в исламе
Во всем мире, ислам – мировая религия. Одна из трех самых основных, не уступающая христианству и буддизму. Ее истоки лежат в 7 веке, когда в племенах почитались различные боги, а Аллах выступал верховным богом.
По преданиям, ислам возник в 610 году. Основателем был Мухаммед, проповедник того времени. В его основе лежит создание единого государства, поклонение единственному богу. После длительных прерий и гонений, которым подвергались последователи основоположника исламской религии, а также он сам, было заключено соглашение, в ходе его определялась религиозная власть и политическое влияние Мухаммеда, а также признание ислама. Мекка стала центром ислама, Кааба – святилищем. Благодаря исламу Аравия стала объединяться, но полностью ее обращение и объединение произошло после смерти основателя религии, во время правления первых халифов, приемников Мухаммеда.
У новой религии свои правила – шариат. Оны выполняют роль комплекса сводов и постановок. Каждый последователь ислама обязан последовать им в своей жизни, ведь они уготованы самим Аллахом. Близкие к пророку, стали основоположниками Корана. А все что записано в Коране, не что иное, как внушение ангелом Гавриилом пророку учение об Аллахе.
Мусульмане должны соблюдать единое требование – нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его. Есть пять основ, соблюдая которые можно считать себя мусульманином. Это:
-верование в аллаха как единого бога
-пятиразовая каждодневная молитва
-соблюдение обязательного ежегодного поста
— трата пятой части своей прибыли на милостыню для освобождения от грехов
-совершение паломничества в Мекку или Медину хотя бы один раз за свою жизнь.
Воссоздание халифата приемниками
Смерть создателя ислама стала точкой основы для распрей между мединской знатью и прежними сторонниками. Ведь во главе вопроса лежало главенство государства, а также религиозное лидерство. Было принято решение отдать бразды правления халифам.
На пути первых халифов, которые правили в 632-661 годах, лежали восстания, решение которых, в большинстве разрешалось вооружено. Да и вообще исламский мир активно перешел в атаку, завоевывая новые земли. Противниками Арабского халифата выступали две могущие страны – Иран и Византия, но арабы путем разгрома сумели подчинить Иран, захватили Египет, Сирию и Палестину, а Иерусалим был сдан добровольно.
Преимущество арабов было в их военной тактики. Они создали конницу, которая превосходила множество других своей легкостью. Стремительные атаки арабов доводила противников до отчаянного ужаса, успешно покоряя как пехоту, так и тяжелую конницу врагов. В основе конницы арабов лежали, изобретенные китайцами, стремяны. Опираясь на стремяна, всадники конницы разрубали своих противников наполовину с помощью сабли.
Успех арабской компании способствовал вдохновению на новые походы. На покоренных местах устанавливались свои порядки. У покоренных было захвачено имущество богатых и знати, порабощенные считали арабов освободителями. На захваченной территории была религиозная свобода, но переход в мусульманскую веру поощрялся различными льготами.
Завоевания положили начало огромному государству под названием Арабский халифат.
«Кончина» халифата
За время существования халифата, у него было четыре правителя из круга друзей Мухаммеда, но после заговорщицкой смерти двух последних халифов, власть досталась династии Омеядов. С этого момента власть передавалась из поколение в поколение. Приход клана к власти сделал из халифата теократическое государство, где монархическая власть утверждается за счет террора и насилия, а его власть не имеет границ ни среди закона, ни среди суда, он не несет ответственности за свои поступки ни перед кем.
Правительство предусмотрело постоянное пополнение казны за счет налогов, в первую очередь для поддержания армии. Законы того времени предусматривали что халифату доставались земли вельможи. Только повиновение и желание халифата решало, может ли прямой наследник вельможи наедятся на малую часть его наследства.
Чиновники строго следили и за уплатой налогов. На то время существовало три основных налога:
-земельный
-десятина
-налог с немусульман — подушный
Для немусульман налогообложение было более чем высокое.
Вместе с несправедливым налогообложением, они не имели прав, им было запрещено носить одежды не отличавшиеся от арабских. Также на их плечи ложилось бремя обеспечения армии. Запрещено носить оружие, нельзя было свидетельствовать в суде против мусульман.
8-9 век принес восстания против власти арабов, подтачивающие халифат. Захваченные земли и народ, живший на них не подавлял надежды вернуть себе свое. Но власти все время подавляли восстания.
Для подавления бунта, халифы набрали войска, впоследствии ставшие гвардией, из пленников – тюрок. Но военачальники гвардии вскоре, получили более могущественную власть, нежели сами халифы. Они имели право свергнуть халифов.
Наместники областей, в то время, крупные феодалы усилились на своих местах, они имели в своем подчинении военную силу, несметное количество рабов и крепостных. Наместники противились подчиняться халифу, становясь, таким образом, независимыми правителями. Свои должности они передавали по наследству, вместе с ними передавались и провинции, бывшие в их управлении.
Распад халифата начался с приходом к власти династии Аббасидов, которые уступали предыдущим в прочности и стабильности. После их прихода не было новых завоеваний, а, напротив – по частям начали отходить разные участки, где стали править эмиры.
Постоянные волнения сектантов отнимали и без того пошатнувшуюся власть правителей. В то время как наместники только укреплялись на местах. В халифате появилось множество самостоятельных государств.
Развитие и расцвет халифата, который принадлежал всецело науке и искусству, а также торговле, повлекло ослабевание армии. Халифат стал уязвим, постоянно подвергался вторжениям. Самый сильный удар был нанесен ордами Монголов.
В 9 веке были отделены и провинции Ирана, Афганистана, Северной Африки, а также Египет. Огромную часть владений Ближнего Востока завоевали турецкие сельджуки в 11 веке. Именно в 1055 году был захвачен Багдад, покорившийся туркам-сельджукам. Сам халиф воздвиг на трон султана правителя турок, короновав его и присвоив ему этот титул.
Таким образом, ввиду усиления феодалов – наместников, силовое объединение народов, имевших разнообразную культуру и быт, историю и вероисповедание, а также постоянная борьба за свою свободу покоренных народов за свою территорию и независимость привело к тому, что Арабский халифат распался. Погрязшие в роскоши халифы, передававшие свою власть потомкам, только расшатывали и ослабляли власть и могущество.
www.istmira.com
Распад арабского халифата произошел в
Распад Арабского халифата
Предыдущая123456789Следующая
Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.
Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоеватели осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, начали обостряться внутренние противоречия.
Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в халифат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распространилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».
Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки центральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они проходили под религиозными лозунгами.
Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набегов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль начали играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ислам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.
В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эмиров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.
Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.
Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада достойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религиозной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с конфликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), нередко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен выбираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.
Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что обладание богатствами противоречит Корану.
Предыдущая123456789Следующая
Date: 2015-05-19; view: 338; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
Распад Арабского халифата
Предыдущая123456789Следующая
Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство.
В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.
Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоеватели осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, начали обостряться внутренние противоречия.
Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в халифат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распространилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».
Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки центральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они проходили под религиозными лозунгами.
Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набегов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль начали играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ислам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.
В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эмиров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.
Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.
Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада достойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религиозной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с конфликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), нередко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен выбираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.
Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что обладание богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аскетизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они считали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.
Date: 2015-05-19; view: 339; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
Причины распада Арабского халифата
Арабский халифат и причины его распада.
Арабский
халифат безусловно одно из самых сильных государств в истории.
Эта
огромная страна изменила ход истории для всего мира. Именно благодаря
ней третья авраимическая религия, ислам, стала мировой. Однако и это
великое государство пало. Могущественная империя, которая была создана
так легко, в конечном итоге распалась на множество мелких и слабых
стран.
Всего
было несколько причин этого распада. Основной был огромный размер
халифата. Арабы за каких 20 лет захватили десятки стран, в том числе
Аравию, Сирию, Иудею, Египет, Ливию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию,
Малую Азию, Персию, Южный Кавказ, Армению, Пенджаб (северо-западная
Индия, территория современного Пакистана) а также страны Средней Азии.
властью одного правителя. Более того, религиозный аспект также играл
немало важную роль, особенно для народов с сильной христианской
традицией, как Армения или Византия. К примеру, византийские греки Малой
Азии после присоединения ненадолго оставались под властью халифа.
Первое
время сепаратные настроения удавалось подавлять. Аббасиды делали это
весьма эффективно. Основатель этой династии Абу Аль-Аббас в честь этого
принял прозвище «кровопроливец». К тому же огромную власть в халифате
имела династия талантливых персидских визирей Баркаидов. Именно
благодаря им в империи смогли ужиться культурные, благородные персы и
воинственные арабы. Но время сильных и жестоких правителей прошло, а
Баркаидов уничтожил халиф Харун Ар-Рашид.
Следующим
по значимости фактором отсутствие религиозного единства среди самих
мусульман.
В 661 году закончился период Праведного халифата. Это был
власть халифов была лишь придатком к их религиозному авторитету, а их
приверженность исламу не подлежала сомнениям. После этого к власти
пришли Омейяниды, им в оппозицию стали Алиды, потомки зятя Мухаммеда Али
ибн Абу Талиба. Приверженцы Алидов считали, что власть должна
принадлежать потомкам Али и Фатимы (жены Али). Так появилась шиитская
ветвь ислама. После низвержения Омейянидов, Алиды не смогли прийти к
власти, из-за чего были подвержены гонениям со стороны Аббасидов. Однако
именно шииты стали движимой силой периферийного сепаратизма. Так в 789
году Марокко к власти пришла шиитская династия Идрисидов. Следом за ней
пошли Аравия (867 год), Египет, Сирия, Северная Африка (909 год), Южный
Каспий (864).
И,
конечно, типичной причиной распада большого средневекового государства
был феодальная структура общества, которая порождала множество мелких
правителей на местах. Как было сказано выше, власть правителей стала
слабой ввиду отсутствия таланта. Наследственная система передачи детям
значительных богатств местными правителями приводит к увеличению их
власти, что без сильного объединяющего фактора выливается в сепаратизм.
То есть при слабом давлении центра сильные личности, руководящие
перифериями крайне редко продолжают ему подчинятся. Это явление
совершенно типично для Средних веков, когда феодальная раздробленность
приводила к распаду сильных могущественных империй, среди которых были
Священная Римская, империя Карла великого, Киевская Русь, Монгольская
империя и др. Абсолютно также причина привела к распаду и Арабский
халифат.
Распад Арабского Халифата
В конце IX в. появились первые признаки распадения Халифата. В 172/788-89 г. праправнук Али, Идрис, бежавший после разгрома его восстания в Мекке на крайний запад Халифата, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов. Следующей вышла из-под непосредственного контроля Аббасидов провинция Африка (Ифрикийа), ее наместник Ибрахим ибн Аглаб (с 800 г.), наделенный большими полномочиями, сразу же стал фактически независимым.
Еще опаснее для целостности Халифата оказались события на востоке, который был опорой Аббасидов. В 806 г. в Самарканде поднял мятеж Рафи ибн Лайс, внук умайядского наместника Хорасана Насра ибн Саййара. Его поддержали широкие слои населения Мавераннахра, недовольные притеснениями и вымогательствами аббасидского наместника Хорасана Али ибн Исы. Войска, посланные на подавление мятежа, были разгромлены. В Хорасан отправился сам халиф Харун ар-Рашид (786-809). В пути он заболел и вынужден был остановиться около Туса. Тем временем его новый наместник, Харсама, сменивший Али ибн Ису, нанес поражение Рафи ибн Лайсу под Бухарой. Взятый в плен брат Рафи был доставлен к халифу. Умирающий Харун ар-Рашид приказал мясникам разрезать его на куски.
Julius Köckert, Carlemagne and Haroun al-Rashid
После смерти Харуна ар-Рашида халифом, с резиденцией в Багдаде, стал его сын ал-Амин, а соправителем восточной части Халифата и преемником ал-Амина — сын от другой жены, ал-Мамун. Энергичными действиями Харсамы Рафи был блокирован в районе Самарканда, он обратился к ал-Мамуну с просьбой о помиловании и получил его, так как ал-Мамун был заинтересован в укреплении тыла перед началом борьбы с братом, который нарушил завещание отца и объявил наследником своего малолетнего сына.
Весной 810 г. ал-Мамун объявил себя халифом. В течение 810-812 гг. ал-Амин терял область за областью, и в конце 812 г. войска ал-Мамуна окружили Багдад. После годичной осады ал-Амин, оставленный большинством сторонников, был убит. Однако ал-Мамун пять лет не решался возвратиться в Багдад.
В 814-815 гг. в Куфе, Басре, Медине, Мекке произошли шиитские восстания. В этой сложной ситуации ал-Мамун, в окружении которого было много шиитов, провозгласил своим наследником восьмого шиитского имама Али ибн Мусу (ар-Рида, или Риза) (март 817 г.), отчеканил монету с его именем, заменил официальный черный цвет одежд и знамен Аббасидов на зеленый шиитский и выдал за Али одну из своих дочерей. В ответ в Багдаде дядя ал-Мамуна, Ибрахим ибн ал-Махди, провозгласил себя халифом. Ал-Мамун, уже направившийся в Багдад, вынужден был в пути задержаться, и тут внезапно (и, как считали шииты, не без помощи ал-Мамуна) скончался Али ар-Рида. Ал-Мамун похоронил его с царскими почестями рядом с Харуном ар-Рашидом, но не стал возобновлять завещание в пользу кого-либо из Алидов. В Багдад ал-Мамун вступил только в июле 819 г., после свержения Ибрахима, вместе с ним в его окружении прибыли многие знатные хорасанцы и мавераннахрцы, занявшие командные посты в Халифате.
Ал-Мамун был, несомненно, самым просвещенным и, вероятно, одним из наиболее талантливых политиков среди аббасидских халифов. Но и он не мог остановить начавшегося процесса распадения Халифата, проходившего путем превращения несменяемых наместников в основателей вассальных династий.
Ситуация на территории, непосредственно подчиненной халифу, была неспокойной. Приходилось вести постоянные военные действия против Бабека, подавлять восстания в различных областях. Ал-Мамун решил добиться идейного единомыслия мусульман — впервые сформулировать официальный догмат веры, который удовлетворил бы и суннитов и шиитов.
827 г. был официально принят шиитский лозунг: «Али — лучший из людей» — с оговоркой «после Мухаммада», Муавия был подвергнут осуждению, а единственно верным учением признан мутазилитский догмат о сотворенности Корана. В 833 г. ал-Мамун потребовал проверить убеждения всех судей и знатоков мусульманского предания и отстранить противников этого догмата,
В 830 г. византийский император, пользуясь занятостью значительной части мусульманских войск борьбой с Бабеком, напал на пограничные крепости мусульман. Ал-Мамун ежегодно возглавлял летние кампании против византийцев и добился некоторого успеха, но во время четвертого похода в 833 г. скончался.
В те же годы на востоке, в Систане (ныне Юго-Западный Афганистан), медник (ас-Саффар) Йакуб, собрав вокруг себя добровольцев-газм («борцов за веру»), захватил восточную часть владений Тахиридов, а затем и весь Хорасан, изгнав Тахирида Мухаммада из Нишапура (873 г.). Халифу оставалось лишь утвердить права Йакуба на захваченные области. В 876 г. Йакуб, недовольный поддержкой, оказываемой халифом Тахиридам, двинулся на Ирак. Сложилась критическая ситуация; халиф сам возглавил поход против Йакуба и одержал победу, Йакуб отступил в Южный Иран, а Хорасан и Западный Иран снова оказались во власти Тахиридов.
Насколько низко в это время стоял авторитет халифа и официального ислама, свидетельствует ограбление бедуинами в 880 г. Каабы в Мекке. Вероятно, это было связано с усилением деятельности исмаилитов-карматов в Северной Аравии. Впервые карматы заявили о себе участием в восстании зинджей. К концу века карматы превратились в мощную оппозиционную группировку с тщательно законспирированной организацией. В 890 г. началось открытое восстание, центр которого находился около Куфы. В 894 г. оно распространилось на Бахрейн. Карматы проповедовали установление имущественного равенства и перераспределение богатств, чем привлекли к себе массу сторонников из низших слоев населения.
Таким образом, к концу IX в.
непосредственная власть халифов распространялась лишь на Ирак и Юго-Западный Иран. Но халифы оставались духовными сюзеренами всего суннитского мира, законными мусульманскими правителями считались только те, кто получил инвеституру от халифа.
magictemple.ru
Причины распада Арабского халифата
Арабский халифат и причины его распада.
Арабский халифат безусловно одно из самых сильных государств в истории. Эта огромная страна изменила ход истории для всего мира. Именно благодаря ней третья авраимическая религия, ислам, стала мировой. Однако и это великое государство пало. Могущественная империя, которая была создана так легко, в конечном итоге распалась на множество мелких и слабых стран.
Всего было несколько причин этого распада. Основной был огромный размер халифата. Арабы за каких-то 20 лет захватили десятки стран, в том числе Аравию, Сирию, Иудею, Египет, Ливию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Малую Азию, Персию, Южный Кавказ, Армению, Пенджаб (северо-западная Индия, территория современного Пакистана) а также страны Средней Азии. Многочисленные народы и народности халифата не могли вечно находится под властью одного правителя. Более того, религиозный аспект также играл немало важную роль, особенно для народов с сильной христианской традицией, как Армения или Византия. К примеру, византийские греки Малой Азии после присоединения ненадолго оставались под властью халифа.
Первое время сепаратные настроения удавалось подавлять. Аббасиды делали это весьма эффективно. Основатель этой династии Абу Аль-Аббас в честь этого принял прозвище «кровопроливец». К тому же огромную власть в халифате имела династия талантливых персидских визирей Баркаидов. Именно благодаря им в империи смогли ужиться культурные, благородные персы и воинственные арабы. Но время сильных и жестоких правителей прошло, а Баркаидов уничтожил халиф Харун Ар-Рашид.
Следующим по значимости фактором отсутствие религиозного единства среди самих мусульман. В 661 году закончился период Праведного халифата. Это был непродолжительный период (632-661) в истории арабов, когда политическая власть халифов была лишь придатком к их религиозному авторитету, а их приверженность исламу не подлежала сомнениям. После этого к власти пришли Омейяниды, им в оппозицию стали Алиды, потомки зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Приверженцы Алидов считали, что власть должна принадлежать потомкам Али и Фатимы (жены Али). Так появилась шиитская ветвь ислама. После низвержения Омейянидов, Алиды не смогли прийти к власти, из-за чего были подвержены гонениям со стороны Аббасидов. Однако именно шииты стали движимой силой периферийного сепаратизма. Так в 789 году в Марокко к власти пришла шиитская династия Идрисидов. Следом за ней пошли Аравия (867 год), Египет, Сирия, Северная Африка (909 год), Южный Каспий (864).
И, конечно, типичной причиной распада большого средневекового государства была феодальная структура общества, которая порождала множество мелких правителей на местах. Как было сказано выше, власть правителей стала слабой ввиду отсутствия таланта. Наследственная система передачи детям значительных богатств местными правителями приводит к увеличению их власти, что без сильного объединяющего фактора выливается в сепаратизм. То есть при слабом давлении центра сильные личности, руководящие перифериями крайне редко продолжают ему подчинятся. Это явление совершенно типично для Средних веков, когда феодальная раздробленность приводила к распаду сильных могущественных империй, среди которых были Священная Римская, империя Карла великого, Киевская Русь, Монгольская империя и др. Абсолютно также причина привела к распаду и Арабский халифат.
www.istmira.com
Арабский халифат и его распад 7-9 век
1. Завоевания — арабов.
Вскоре после смерти Мухаммеда мусульмане подчинили себе всю Аравию. Образовалось Арабское государство. Им управляли халифы (или «заместители» Мухаммеда).
При первых халифах многочисленные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница.
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны был истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжёлых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство.
В начале VIII века арабы покорили Северную Африку.
В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Только жители её северной горной части не покорились и продолжали борьбу. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою франки отбросили арабов на юг.
На востоке арабы встретились с упорным сопротивлением народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию и дошли до границ Китая. В ожесточённом сражении китайские войска остановили их дальнейшее продвижение.
Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.
2. Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
3. Народные восстания.
Покорённые народы томились под властью арабов-завоевателей. Все немусульмане облагались восстания.
непосильными налогами и должны были снабжать войска продуктами. Чтобы крестьяне не могли уклониться от уплаты налога, на шею им вешали свинцовые таблички с указанием, где они живут.
В VIII — IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний. Они были направлены против арабского владычества и гнёта феодалов. Около 20 лет продолжалось крестьянское восстание в Азербайджане. Восстание возглавлял Бабёк. В молодости он был погонщиком верблюдов. Путешествуя с караванами, Бабек всюду видел страдания народа и проникся ненавистью к угнетателям. Под его руководством восставшие наносили сильные поражения войскам халифа. Крестьяне перестали подчиняться властям и платить налоги. Они восстанавливали прежние общинные порядки. Из Азербайджана восстание перекинулось в Армению и Иран. Халифу пришлось двинуть против восставших свои главные силы. Хорошо вооружённые войска халифа разгромили восставших. Бабек был предательски схвачен одним из местных феодалов, выдан халифу и казнён.
Но огромный Арабский халифат был непрочным.
4. Распад халифата.
Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.
Крупные феодалы — наместники областей очень усилились. Имея свои военные силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.
В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками.
Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.
- < Начало объединения арабских племён VI в.
- -> Хозяйство и культура стран Арабского Халифата >
hist-world.com
Распад Арабского халифата — это… Что такое Распад Арабского халифата?
Распад Арабского халифата
Арабский халифат во второй половине IX века. Во второй половине IX века во внутренней жизни Халифата наметился решающий перелом. В 847 году взбунтовавшиеся гвардейцы убили аль-Васика, и власть перешла в руки ставленника тюркских военачальников, брата аль-Васика — Джафара, вступившего на трон под именем аль-Мутаваккила (847 — 861).
Уже в первый год своего правления аль-Мутаваккил был вынужден коренным образом изменить религиозную политику своих предшественников и, в отличие от Мамуна и его преемников, больше не оказывать покровительства философам и богословам-мутакаллимам. Небольшая группа мусульманских интеллектуалов, которую традиционная часть исламского общества постоянно подозревала в ереси, была не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезную поддержку предшественникам аль-Мутаваккила, и тем приходилось опираться на преторианскую гвардию сперва в Багдаде, а позднее, после 836 года, и в самом халифском дворце в Самарре. Гвардейцы вскоре осознали, что халиф не обладает реальной силой и предпочли считать своим лидером не его, а того или иного из своих военачальников. Аль-Мутаваккилу пришлось учесть опыт своего предшественника и считаться с тем, что авторитет халифской власти в государстве упал, а чиновники и военачальники, борясь за власть, все больше вмешиваются в государственные дела. Понимая, какую опасность для правящей династии и для него самого представляют неуправляемые и склонные к политическим авантюрам тюркские гвардейцы, аль-Мутаваккил стал лихорадочно искать способ избавиться от их насильственной опеки и попытался найти опору в консервативных кругах общества. Поэтому в последней судорожной попытке восстановить утраченное положение династии халиф решил принять сторону популярной в народе консервативной теологии и отверг насаждавшуюся его предшественниками элитарную мутазилитскую догматику, к которой ни он, ни его преемники больше никогда не возвращались.
Халифы аль-Мансур и Харун ар-Рашид всячески стремились сохранить известное равновесие между требованиями исламского фундаментализма и теми разнообразными культурными традициями, которые привносились в жизнь Халифата интеллектуалами из числа вновь обращенных мусульман. Так они рассчитывали сохранить мир в империи и укрепить свою власть. Аль-Мамун нарушил это равновесие, выступив в поддержку сравнительно узкого крута приверженцев греческой философской мысли и попытавшись основать исламскую догматику на непонятных для широкого круга верующих рационалистических философских основах. Тем самым он нарушил неустойчивый баланс сил и вызвал против себя гнев традиционалистов. Аль-Мутаваккил же, вместо того, чтобы восстановить этот баланс, попытался переориентироваться на традиционный ислам в его самых крайних формах и истребить всякое проявление религиозного свободомыслия, надеясь таким образом укрепить пошатнувшуюся власть Аббасидской династии и предотвратить неизбежный распад империи. Разумеется, успеха эта политика принести не могла.
Аль-Мутаваккил решительно осудил один из главных мутазилитских тезисов о «сотворенности» Корана, равно как и вообще всю рационалистическую теологию — «калам», и запретил какие-либо дискуссии по поводу символа веры. Для пропаганды традиционного вероучения он призвал некоторых факихов консервативного толка публично отвергать в своих проповедях все положения доктрины мутазилитов и других сторонников тезиса о «свободе воли». Он приказал в торжественной обстановке произвести перезахоронение праха Ахмада ибн Насра аль-Хузаи, казненного по приказу халифа аль-Васика за отказ признать мутазилитскую доктрину, а сместив через некоторое время главного кади Ахмада ибн Аби Дуада, велел заточить его в тюрьму, где он и умер в 854 году. По совету Ахмада ибн Ханбала на пост главного судьи был назначен традиционалист Ибн Ахтам. Сам же Ахмад ибн Ханбал от предложенного ему поста судьи отказался, сославшись на возраст, и в 855 году умер.
Рационалистическое направление в исламе после 847 года стало предметом интересов и занятий лишь небольшого числа исламских интеллектуалов. В результате суннитский ислам оказался на долгое время лишенным каких-либо рационалистических подходов, которые отныне были присущи лишь шиитским теоретикам.
Гонения на мутазилитов отразились и на положении Алидов. Со времени непродолжительного союза аль-Мамуна с Али ар-Рида, столь трагически завершившегося для последнего, Алиды не пользовались благосклонностью властей, однако репрессиям не подвергались. А при аль-Мутаваккиле их стали жестоко преследовать. В 850 году аль-Мутаваккил приказал собрать в Самарре всех проживавших в Багдаде Алидов, присоединить к ним вызванных из Египта членов рода и сослать их в Медину. Некоторые, находившиеся в Египте, Алиды пытались уклониться от исполнения этого приказа, за что были жестоко наказаны. Позднее сменивший аль-Мутаваккила халиф аль-Мунтасир (861 — 862) отправил в Египет специальный указ, запрещавший остававшимся там Алидам арендовать государственные земли, покидать пределы египетской столицы, ездить верхом на лошадях, держать более одного раба, давать в суде свидетельские показания. И хотя этот указ никогда не исполнялся, он может служить примером отношения аль-Мутаваккила и его преемников к мусульманской аристократии.
В 851 году аль-Мутаваккил открыто выразил свое враждебное отношение к шиитам. По его приказу шиитская святыня, могила Хусайна в Кербеле, была осквернена, и халиф запретил паломничество к ней. Десятый шиитский имам аль-Хади был насильственно перевезен из Медины в Самарру, где в 868 году и умер. Халиф распорядился наказывать смертью всякого, кто осмелится оскорблять сподвижников Пророка и первых трех праведных халифов. Он старался общаться только с ярыми ненавистниками Али. Рассказывали, что один из них имел обыкновение всячески поносить четвертого праведного халифа. Кривляясь и паясничая, он засовывал под одежду подушку и, обнажив лысый череп, пускался в пляс, припевая: «Вот идет лысый пузан, халиф правоверных», имея в виду Али. Приняв решение возвратиться к консервативной версии ислама, аль-Мутаваккил стал преследовать сторонников других философско-религиозных учений, в первую очередь христиан-несторианцев, которых изгнали из диванов. Дружеский и просвещенный диалог между исламом и христианством сменился ожесточенной полемикой. От времени аль-Мутаваккила сохранились два сочинения, содержащие нападки на иноверцев, в первую очередь христиан: труд уроженца Мерва, перешедшего в ислам христианина Абдаллаха ат-Табари (не путать с известным арабским историком Ибн Джариром ат-Табари), написавшего в 855 году по просьбе аль-Мутаваккила «Книгу о религии и империи» (Китаб ад-дин ва-д-даула), заслужившую одобрение халифа, и трактат аль-Джахиза «Отвержение христиан». Основываясь на истолковании соответствующих мест в Коране, эти авторы обвиняли христиан и иудеев в том, что они исказили священные книги, и объясняли, как они это сделали. Однако при этом мусульманские писатели вынуждены были признать, что проповеди Мухаммада явились завершением иудейско-христианского откровения.
В ответ на высказанные в этих сочинениях обвинения христиане, со своей стороны, указывали, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах не было никаких указаний на пришествие нового пророка. Таким образом, полемика, связанная с толкованием священных текстов, приняла идеологический характер. В этих спорах исламские теологи высказывали не только свои взгляды на роль и место Иисуса Христа, но оперировали множеством трансформированных в ближневосточном фольклоре легенд. Это обстоятельство, равно как и путаница в Коране по поводу двух Марий (сестры Моисея и матери Иисуса Христа), давало христианам обильный материал для аргументации в спорах с их противниками. Многие темы антихристианской полемики со временем стали постоянными, и такие позднейшие теологи как Ибн Хазм (умер в 1064 г.) и аль-Газали (умер в 1111 году), обладавшие глубочайшими познаниями в области догматики враждебной стороны, могли цитировать священные книги иудеев и христиан столь же свободно, как и Коран. Позднейшие суннитские и шиитские историки трактовали действия аль-Мутаваккила в первую очередь как результат его личных религиозных убеждений. В действительности его побуждало к ним политическое положение в стране. Это хорошо понимал аль-Джахиз, который был не столько профессиональным теологом, сколько писателем и эссеистом. Как он справедливо отмечал, источник религиозного ожесточения аль-Мутаваккила и его нетерпимости следовало искать в первую очередь в самой исторической ситуации, в частности в положении халифа, зажатого между своим ближайшим советником аль-Фатхом ибн Хаканом, верховным кади — традиционалистом Ибн Ахтамом — и тюркскими эмирами, в результате чего он быстро утрачивал остатки политической власти в империи. Аль-Джахиз обратил внимание и на социальный аспект ситуации. Он отметил, что христиане более образованы и богаты, ездят на охоту, играют в поло и носят более красивую одежду, что производит впечатление их превосходства и тем самым унижает мусульман. Это и создает условия для религиозных конфликтов. Аль-Джахиз доказывал, что для подобного чувства униженности у мусульман нет никаких оснований и что их религиозное превосходство совершенно очевидно.
В 853 году аль-Мутаваккил издал указ о восстановлении старинных дискриминационных мер против христиан и иудеев, обычно в последние годы не применявшихся. Было предписано надзирать за соблюдением правил в отношении поведения и одежды иноверцев. Иноверцам было запрещено занимать какие бы то ни было должности в администрации и изучать в школах арабский язык, что должно было, по мнению халифа, воспрепятствовать их проникновению во властные структуры и отделить их от мусульман. Установленной еще при халифе аль-Махди михне были приданы новые функции. Теперь михна должна была не только преследовать мусульман, которых подозревали в манихействе, зороастризме или в том, что они исповедуют учение «дахрия» (так именовалась секта, члены которой верили в извечность материального мира («дахр»), но также следить за деятельностью религиозных меньшинств.
В Египте, где еще со времен Омейядов практиковались различные строгости и ограничения в отношении христиан, ситуация еще более обострилась. Особенно тяжелым оказалось положение коптских христиан в IX веке, когда началась интенсивная миграция бедуинских племен в страну. Центры коптского христианства, монастырские общины и обители в пустыне подвергались жестокому разграблению, и монахи вынуждены были превращать свои монастыри в крепости, а власти не принимали никаких мер, чтобы их защитить. В результате такой политики Египет все более исламизировался, а христиане были сведены до положения бесправного религиозного меньшинства. Отказавшись от религиозной политики своих предшественников, аль-Мутаваккил продолжал их строительную деятельность. Грандиозный дворец в Самарре, созданию которого халиф уделял столь большое внимание, дорого обошелся казне. Однако, опасаясь за свою жизнь, аль-Мутаваккил однажды решил вовсе покинуть свою резиденцию и приказал соорудить к северу от Самарры новый город, названный по его имени Джафария, где построил дворец, мечеть и казармы, стоившие казне, по свидетельству хронистов, много денег.
Не доверяя окружавшим его людям, аль-Мутаваккил оказался одним из немногих аббасидских халифов, пытавшихся управлять страной без официально назначенного вазира. Функцию его ближайшего помощника и советника выполнял славившийся своей образованностью, преданный халифу и опытный администратор аль-Шатх ибн Хакан, которого часто, вероятно не вполне справедливо, арабские историки называли интриганом и доносчиком. В окружении аль-Мутаваккила было много тюркских военачальников, занимавших высшие посты в придворной иерархии, и аль-Фатх ибн Хакан в значительной мере противостоял их влиянию, за что, возможно, и заслужил неприязнь многих своих современников.
Аль-Фатх ибн Хакан принадлежал к знатной тюркской семье из Ферганы. Его отец возглавлял тюркских солдат из Мавараннахра, составлявших личную гвардию халифа аль-Мутасима. Аль-Фатх попал к аббасидскому двору в возрасте шести лет в роли товарища по детским играм будущего халифа. Поэтому он воспитывался вместе со своим сверстником аль-Мутаваккилом и позднее стал его другом и помощником во всех государственных делах. Сначала аль-Мутаваккил назначил его надзирающим за строительными работами в Самарре, а в 856 году — правителем Египта, сместив с этого поста своего собственного сына, впоследствии халифа аль-Мунтасира, чего тот никогда не мог простить ни отцу, ни его другу.
Просвещенный помощник аль-Мутаваккила был большим меценатом, в его дворце часто бывали ученые, писатели и поэты, в том числе аль-Джахиз и знаменитый поэт, аббасидский панегирист аль-Бухтури (821—897), филолог и историк ас-Салаб (815—904) и другие. В доме у аль-Фатха была обширная библиотека, которую любили посещать ученые и теологи из Басры и Куфы. Он был страстным «книголюбом», и легенда повествует, что всякий раз, когда он выходил по какой-либо причине из-за стола халифа, он извлекал из рукава или из туфли какую-либо рукопись и читал ее до тех пор, пока не возвращался к столу. Сочинял он и стихи, и прозу. Погиб аль-Фатх трагически, пытаясь своим телом заслонить от кинжала убийцы своего друга и покровителя. Аль-Мутаваккил, как и другие аббасидские правители его времени, очень серьезно относился к поддержанию своего авторитета путем строгого соблюдения внешней атрибутики. В соответствии с древнеиранскими обычаями торжественные аудиенции во дворце давались в форме установленного церемониала, который лишний раз должен был подчеркнуть величие халифской власти. Праздники халифской семьи отмечались во дворце с необыкновенной пышностью. Одним из впечатляющих, отмеченных историками торжеств был праздник, устроенный халифом в связи с днем обрезания его любимого наследника аль-Мутазза.
Создавая придворную гвардию из наемников и рабов, халифы преследовали цель получить военную силу, обязанную своим возвышением лично им, чуждую местному населению и готовую безжалостно подавлять любые мятежи и волнения в империи. Но щедро оплачиваемая гвардия гулямов со временем настолько усилилась, что стала диктовать свою волю самому халифу и сделала его игрушкой в своих руках. Армия наемников стоила дорого. А между тем возможности для ее содержания сократились, и, как сообщают источники, стоимость жизни в IX веке значительно возросла. Некоторые военачальники стали требовать, чтобы им было предоставлено право прямого управления провинциями, где они могли бы содержать свое войско за счет увеличения собираемого с жителей налога. Недовольство армии вылилось в целую серию государственных переворотов.
Жертвой дворцовых заговоров пал сам аль-Мутаваккил, которого, не без содействия одного из его сыновей, будущего халифа аль-Мунтасира, гвардейцы убили в его собственном дворце. Таким образом, смерть аль-Мутаваккила была делом рук тех самых гвардейцев-тюрок, которые, убив его брата, привели его к власти.
Аль-Мутаваккил назначил своим преемником не старшего сына аль-Мунтасира, а младшего отпрыска от любимой фаворитки, греческой наложницы — аль-Мутазза, что вызвало недовольство эмиров. Тюркские военачальники решили поддержать аль-Мунтасира, предварительно заручившись его обещанием управлять государством, строго сообразуясь с их интересами, а аль-Мутазза заточили в тюрьму. Однако вскоре между новым халифом и гвардейцами возникла ссора. Аль-Мунтасир, видимо, не сумел, или не захотел выполнять их волю и спустя шесть месяцев был ими убит.
Смерть аль-Мутаваккила положила начало целому десятилетию кровавых смут и дворцовых переворотов, во время которых тюркские эмиры назначали и низвергали халифов. Эта чехарда была результатом борьбы за власть, которая разыгралась между различными придворными и гвардейскими кликами. За десять лет с 861 по 870 год на престоле сменилось четыре халифа, из которых по крайней мере трое умерли насильственной смертью. Это были аль-Мунтасир (861—862), аль-Мустаин (862—866), аль-Мутазз (866—869) иаль-Мухтади(869—870).
Свергая аль-Мунтасира, тюркские военачальники, видимо, решили действовать более осмотрительно и не доверять обещаниям претендента на престол. Они возвели на трон сына аль-Мутасима — аль-Мустаина. Но этот выбор не был сделан ими единодушно. Часть военачальников сочла, что новый халиф не обладает нужными им качествами и отказалась его поддержать. Противники аль-Мустаина изгнали его из Самарры в Багдад, вызволили из тюрьмы аль-Мутазза и провозгласили его халифом. Таким образом, возникло двоевластие; один халиф находился в Багдаде, а другой — в Самарре. В 865 году тюркские сторонники аль-Мутазза двинулись на Багдад.
С полным основанием опасаясь грабежей со стороны приближавшегося тюркского войска, имевшие богатый и горький опыт междоусобиц горожане решили оказать сопротивление. Осада города сторонниками аль-Мутазза продолжалась около года (865—866), причем оборону возглавили тахиридские эмиры, стоявшие во главе полиции. Они сумели объединить вокруг себя горожан всех конфессий и соорудить прочные защитные укрепления. За время осады и боев предместья города сильно пострадали. Некоторые районы были совершенно разрушены. В конце концов багдадцы вынуждены были капитулировать. Аль-Мустаин отрекся от престола, но это его не спасло, и он был убит. Желая укрепить позиции центральной власти в Египте, одной из самых богатых провинций халифата, аль-Мутазз направил туда своего наместника, а в помощь ему для контроля над финансами назначил тюркского военачальника Ахмада ибн Тулуна. В 868 г. Ахмад ибн Тулун сумел полностью захватить власть над страной и даже частично над Сирией и, воспользовавшись слабостью халифской власти, основал в своих владениях фактически независимую от Багдада династию Тулунидов. Но и аль-Мутаззу не было суждено долго оставаться у власти. Утратив за три года правления благорасположение тюркских гвардейцев в Самарре, он был схвачен, избит, его заставили отречься от престола (это было необходимо для придания видимой законности переходу власти к другому члену правящей династии), а затем убит.
Тяжелые испытания, выпавшие на долю жителей Багдада, и отсутствие в городе стабильной власти оказали влияние и на положение дел в провинциях. Все десятилетие было временем беспрецедентного произвола провинциальных эмиров и чиновников, полностью вышедших из под контроля центральной власти и облагавших жителей вверенных им владений огромными налогами в свою пользу, что давало им возможность создавать свою собственную армию. Разумеется, в этой сложнейшей обстановке государственная казна ничего из провинций не получала.
После убийства аль-Мутазза и шестимесячного правления его преемника аль-Мухтади (869—870) на престол вступил брат аль-Мутазза, другой сын аль-Мутаваккила — аль-Мутамид, которому суждено было продержаться у власти более двадцати лет (870—892). Молодой халиф был слабой фигурой, может быть это и обеспечило ему долгое царствование. С самого начала он счел за лучшее разделить управление государством на две части, что символически положило начало будущему распаду империи. Своему сыну Джафару он пожаловал западные провинции, включавшие Ифрикию, Египет и Сирию, а эмиром Ирака, Ирана и Аравии назначил своего брата аль-Муваффака, который стал фактическим правителем всего востока и которому через некоторое время неспособный руководить государством халиф, возможно вопреки собственной воле, полностью доверил всю власть, избрав для себя резиденцией Самарру, откуда редко выезжал.
В качестве регента аль-Муваффак (умер в 891 г.) вскоре стал фактически неограниченным правителем Халифата. Энергичный и деятельный руководитель, он поставил перед собой задачу укрепить авторитет центральной власти, добиться восстановления порядка в провинциях и подчинения их Багдаду. Он начал с того, что навел порядок в самой столице, где в условиях государственной смуты бесчинствовал плебс, грабивший имущество зажиточных горожан. Кроме того, на его долю выпала тяжелая задача по ликвидации восстания занджей и война с Саффаридами — династией, захватившей власть в восточных провинциях империи.
Потребность в рабах в общественном производстве стимулировала весьма оживленную работорговлю. Особенно интенсивно использовался труд рабов в Нижнем Ираке. Крупные землевладельцы владели здесь поместьями, на которых выращивался сахарный тростник и хлопок, и где шла большая работа по осушению болот и проведению каналов, предназначенных для искусственного орошения. На плантациях трудились исключительно чернокожие рабы, привозимые арабскими и персидскими купцами с восточного побережья Африки и с острова Занзибар (ар. «Зандж»), откуда и произошло их наименование «занджи». Часть плантаций принадлежала государству. Условия работы были каторжными. Надсмотрщики обращались с рабами жестоко, а полуголодное существование и болотная лихорадка убивали их сотнями. Особенно большое скопление рабов на плантациях было в районе Басры и в иранском Хузистане.
В 869 году вспыхнуло большое восстание занджей. Некий Али ибн Мухаммад, утверждавший, что он ведет свое происхождение от Али и Фатимы, провозгласил себя халифом в районе, занятом повстанцами, приказал молиться за него в мечетях как за суверенного государя и даже чеканить монеты с его именем. Он объявил себя «скрытым имамом», собрал в окрестностях Басры около 15 тысяч рабов и возвестил, что явился чтобы улучшить их положение и сделать их владельцами имущества и рабов. Арабские средневековые историки с презрением отвергали «алидскую генеалогию» Али ибн Мухаммеда и мало что сообщали об идеологии, которая стояла за волнениями занджей. Занджи не создали особой секты и поэтому их действия не нашли отражение в трудах арабских ересеографов.
Историк Ибн Джарир ат-Табари довольно подробно описывает ход восстания, но почти ничего не говорит об его идейном содержании. Рабы плохо разбирались в идейных основах, на которых покоились проповеди Али ибн Мухаммеда, как правило они его даже плохо понимали, ибо арабского языка не знали. Из источников следует, что Али проповедовал некую крайнюю форму хариджизма, родственную азракизму, согласно которой смерть предопределялась всем, в том числе и другим мусульманам, и даже семьям тех, кто отвергал хариджитское понимание ислама.
В средневековом исламе хариджизм был удобным ярлыком для описания всякого социального движения и даже для чистейшей анархии. Недовольство безграмотных занджей было вызвано социально-экономическими, а не идеологическими или тем более теологическими причинами. Они были голодны, озлоблены и охотно шли на самый страшный разбой. Они не ставили себе целью создание свободного от рабства утопического общества, а просто ненавидели своих мучителей и, покинув плантации, предавались грабежам городов и деревень Южного Ирака. При этом они либо не могли, либо не хотели обосновываться в тех областях, которые грабили. Действия халифа против занджей в столь же малой степени были мотивированы идеологическими соображениями, как и действия самих занджей. В 869 году занджи захватили и разграбили Убуллу и Абадан. Последовательно нанеся поражение нескольким выступившим против них правительственным отрядам, они распространили свою власть по всему Хузистану и овладели Ахвазом. В 869 году занджи впервые попытались овладеть Басрой, но не сумев этого сделать, подвергли страшному опустошению окрестности, убивая землевладельцев и захватывая добычу и оружие. В 871 году им удалось наконец ворваться в Басру, где они, по свидетельству историка аль-Масуди, убили многих жителей и сожгли большую часть города. Взятием Басры руководил некий аль-Мухаллаби, один из сподвижников Али ибн Мухаммеда. В проповедях азракитского характера и молитвах, которыми сопровождались грабежи, он проклинал Аббасидов как деспотов и тиранов.
Историк аль-Масуди сообщает, что занджи обратили в рабство и увели из города много жителей. По его словам, они продавали на рынках арабских женщин знатного происхождения — алидок и курайшиток. Каждый из грабителей владел десятками женщин, находившихся у него в качестве рабынь-наложниц. Постепенно руководители занджей превратились в крупных землевладельцев и рабовладельцев. Обладая большими богатствами и неограниченной властью, они объявили свою деспотию идеальным государственным устройством.
В 879 году занджи захватили город Васит и таким образом отрезали пути, ведущие из Багдада к Персидскому заливу, прервав нормальный ход речной и морской торговли с заморскими странами (в первую очередь с Индией), приносившей казне большие доходы. Продвигаясь на север, занджи стали угрожать самому Багдаду. Нарушение традиционной торговли по рекам Ирака пошло на пользу главному торговому сопернику Багдада — правителю Египта Ибн Тулуну, ибо торговые корабли стали избегать неспокойный район Персидского залива, и купцы предпочитали доставлять свои товары к Средиземному морю через порты Красного моря.
Оценив всю опасность сложившейся ситуации, аль-Муваффак отправил войско во главе со своим сыном, будущим халифом аль-Мутадидом, которое изгнало занджей из Васита. Подавление восстания занджей заняло полтора десятилетия. Занджи храбро сражались, ибо им нечего было терять, а их главари проявили немалое военное умение. Они не пытались долго удерживать захваченные города, понимая, что это невозможно, но, подвергнув их разграблению, уходили в Нижний Ирак, где находили недоступные убежища в болотах. Они создали укрепленные базы на островах Шатт аль-Араба между каналами и густыми зарослями камыша, где расположили свои жилища, склады и куда свозили награбленную добычу. Отсюда же они совершали набеги на купеческие караваны и нападали на речные суда. Халифская армия, отборные части которой состояли из кавалерии, была непригодна для войны в местных условиях, и солдат приходилось пересаживать на лодки, а повстанцев выгонять из болот под градом стрел. При этом на сторону занджей часто переходили чернокожие солдаты из отрядов правительственных войск.
Сначала аль-Мутамид пытался справиться с ситуацией сам, однако несколько отправленных им против занджей карательных экспедиций оказались малоэффективными. Дело усложнялось тем, что в 875 году у занджей появился новый союзник в лице правителя Сиджистана Иакуба ас-Саффара (о ас-Саффаре и Саффаридах будет сказано ниже), который возымел честолюбивые намерения захватить власть в Халифате и двигался с войском на Багдад. Однако здесь в дело вмешался энергичный аль-Муваффак. Войско Иакуба ас-Саффара было разгромлено на пути в Багдад, а отряд его наместника в Хузистане, пытавшийся предпринять совместные наступательные действия с занджами, был разбит под Сусом в 876 году. Только теперь аль-Муваффак получил возможность начать массированные операции против занджей. Сперва в 880 году он отправил в поход отряд во главе с собственным сыном, но когда тому не удалось добиться реального успеха, сам в 883 году возглавил армию.
Войско аль-Муваффака в сопровождении многочисленной речной флотилии из мелких судов, барок и лодок стало медленно продвигаться по протокам и каналам к убежищам занджей. Аль-Муваффак оказался неплохим стратегом и, вместе с тем, умелым дипломатом. Его войско брало укрепленные лагеря занджей штурмом один за другим, одновременно он сманивал повстанцев хорошим обращением с пленными и обещаниями помиловать всех, кто добровольно выйдет из болот. Наконец ему удалось пробиться к самой большой крепости и резиденции Али ибн Мухаммада, и он предложил вождю восстания капитулировать и принести присягу халифу в обмен на помилование. Али отказался. Началась длительная осада. В крепости голодали. Наконец в 883 году она пала, Али был убит, а регент с войском возвратился в Багдад, где ему была организована торжественная встреча и где за победу над занджами он удостоился почетного имени ан-Насир ли-дин Аллах (Победитель во имя веры Аллаха).
Триумфальная победа аль-Муваффака над занджами не устранила, естественно, опасности местного сепаратизма, но на несколько десятилетий задержала окончательный распад государства. Фактический правитель мусульманской империи при бессильном халифе, аль-Муваффак был требовательным и жестким руководителем. Он не пользовался большой любовью у подданных Халифата, которых он безжалостно облагал все новыми налогами. Однако жители Ирака были ему благодарны за ликвидацию эанджской опасности. Своей главной целью аль-Муваффак положил любыми путями сохранить целостность государства, но добиться этого в полной мере ему не удалось. Его главной опорой продолжали оставаться тюркские военачальники, которых он щедро вознаграждал, пытаясь при этом опереться также и на служивую бюрократию, на мавали и на христианских чиновников, чье влияние при нем заметно возросло. Все они, разумеется, в первую очередь преследовали свои клановые интересы. За спиной халифа аль-Мутамида стояла богатая шиитская верхушка, также обладавшая в стране значительным экономическим и политическим влиянием. Конфликт социальных и религиозных групп часто приводил в Багдаде к различным заговорам, с которыми аль-Муваффак, играя на противоречиях сторон, безжалостно расправлялся. Аресты, конфискации имущества и даже убийства в период его правления были обычным делом.
dic.academic.ru
Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён
Аравийский полуостров, площадь которого составляет 3 млн км2, и территории Сирийской пустыни, прилегающие к нему, с древних времён населяли арабы. Экономическое и социально-культурное развитие этого региона в разных его частях значительно отличалось. В результате исторических событий, происходивших здесь в VII веке, началось объединение арабского мира под знаменем ислама. Что толкало арабские племена к объединению?
Аравия до ислама
Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.
Это интересно: Семилетняя война 1756-1763 гг., кратко о масштабном военном конфликте.
Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.
Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.
Это интересно: Владимиро-Суздальское княжество, кратко о главных фактах.
Возникновение ислама и объединение арабов
Объединение разобщённых племён и создание Арабского государства было тесно связано с рождением единой религии и поклонением единому Богу. Проповедником религии, названной исламом, что переводится как «покорность, предание себя Богу», стал Мухаммед (570−632 н. э.), который происходил из беднейшего рода хамшитов племени курейш.
Ислам, или мусульманство, как религиозное течение, по преданию, возникло около 610 года н. э. Но в городе Мекке, который сейчас является центром паломничества всех мусульман, в то время оно не имело широкой поддержки. Знать Мекки опасалась, что ислам приведёт к уничтожению её политического и экономического влияния. Поэтому мусульмане подвергались преследованиям и гонениям. Из-за этого они в 622 году н. э. переселились в Ясриб (нынешняя Медина). Сам год переселения (от арабского «ходжа») в мусульманском мире является начальной датой летоисчисления, как у христиан Рождество Иисуса Христа.
Это интересно: Наполеон Бонапарт – биография, интересные факты из его жизни.
Утверждение ислама среди арабских племён
Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.
Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.
Ислам становится политической силой
Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию.
Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.
Какие факторы способствовали единству Арабского халифата
Первые халифы (в переводе с арабского — преемник, заместитель) были вынуждены с помощью оружия подавлять мятежи, возникавшие в различных районах Аравии, которые возглавлялись так называемыми лжепророками. Восстания были следствием противоречия между обычными представителями племён и феодальной знатью.
Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий.
Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению). В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:
- Религиозная.
- Нравственная.
- Юридическая.
- Бытовая.
Коран как идеология халифата
Все эти правила были основаны на Священном Писании мусульман — Коране, в котором говорится, что государству не нужно никаких других законов, кроме обозначенных в этой книге. Например, Коран строго запрещает воровство, занятие ростовщичеством, употребление алкогольных напитков, при этом разрешает многожёнство. Объединение большинства арабских племён единой верой и поддержка халифами завоеваний и расширения владений Аравии послужили развитию и укреплению халифата.
Халифат — это (изначально) арабо-мусульманское государство, которое и создал Мухаммед, после его смерти возглавленное халифами. После правления первых четырёх халифов власть над Аравийским полуостровом и завоёванной территорией взял в свои руки род Омейядов, происходивших из Мекки. Во время их правления столица Арабского халифата была перенесена в Дамаск. Обширная территория государства делилась на пять частей, называемых наместничествами, во главе которых были эмиры.
Распространение ислама среди других народов
Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.
Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.
Шииты
Однако, несмотря на широкую экспансию арабского халифата, единство мусульман являлось непрочным. Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии. Так и появилось разделение мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов.
Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского — приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.
Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками — алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.
Хариджиты
Однако Омейяды и арабская аристократия отказалась признать Али халифом, в результате чего началась гражданская война. На стороне новоизбранного повелителя было подавляющее большинство простого народа, но из-за нерешительных действий самого Али часть сторонников разочаровалась и покинула его. Обособившаяся от Али Талиба часть мусульман начала называться хариджитами (с арабского — покинувшие).
Хариджиты ратовали за возвращение мусульман к изначальному исламу, под которыми они понимали следующее:
- Социальное равенство среди мусульман — как арабов, так и других народов.
- Общее владение ресурсами и землёй.
- Равное разделение военных завоеваний.
Хариджиты требовали, чтобы халиф не назначался, а выбирался всеми мусульманами. В дальнейшем хариджиты создали своё отдельное религиозное течение в исламе.
Сунниты
Сторонники же первоначального, официального течения в исламе назывались суннитами. У них Священным Писанием считается не только Коран, но и Сунна, являющаяся одним из первоисточников ислама. Сунна в одном из переводов звучит как путь. В ней описано становление ислама как религии, присутствуют рассказы о жизни пророка Мухаммеда и первых арабских халифов.
В 661 году Али Талиб был убит заговорщиками в соборной мечети города Куфа, а власть была захвачена родом Омейядов и их сторонниками. Новым халифом стал Муавия Аби Суфьян I, который установил наследственную передачу власти.
Распад арабского халифата
Начало
В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:
- иметь оружие;
- одеваться так же, как и арабы;
- ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
- свидетельствовать против мусульман в суде;
- заключать браки с мусульманами.
В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.
Продолжение
Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.
Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.
В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.
Падение
В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.
В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.
obrazovanie.guru