Петербургский классицизм – Ранний классицизм | Санкт-Петербургский Институт Искусств и Реставрации

Классицизм в Петербурге

С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом.

С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом. Утверждение и развитие классицизма в России началось с двух столиц – Москвы и Петербурга.

Архитектура классицизма в Петербурге получила свое развитие не только из-за философских наклонностей императрицы, общавшейся с великими мыслителями того времени, хотя это влияние несомненно, но и из-за возросших задач зодчества в условиях бурно развивающегося города.

Великолепие барочных дворцов нельзя было распространить на «казенные дома» — торговые ряды, присутственные места, здания школ, больниц, судов, тюрем и т.д. – это было не только неуместно, но и сложно в техническом исполнении, поскольку строительство должно было вестись быстрыми темпами, чтобы удовлетворить нужды молодого города.

Язык классицизма оказался универсален: он позволял строить как дворцовые и храмовые сооружения, так и государственные и общественные учреждения, частные дома-усадьбы. Поэтому классицизм быстро получил широкое признание в России.

Вместе с классицизмом в Санкт-Петербурге утверждались и новые методы строительства. Если при строительстве сооружений Растрелли, мастера резали и крепили элементы декора, гармонизируя строение прямо по месту, то в период классицизма закреплялось разделение труда: архитектор отвечал за замысел, разработку чертежей, которые во всех деталях отражали будущее здание, а за строительство отвечали подрядчики.

Предшествующее классицизму барокко было стилем индивидуальным, а новый стиль, благодаря определенному набору требований к форме и декору, стал унифицированным. Создавались проекты-образцы, выполненные известными архитекторами, их размножали и рассылали в разные города страны. Стиль позволил расширить возможности строительства, более широко использовать образы исторических и литературных персонажей, которые были представлены в скульптурах на фасадах зданий и памятных сооружениях.

Скульптуры на здании Адмиралтейства в Петербурге. Это аллегорические изображения времен года, четырёх стран света, огня, воды, земли, воздуха, Урании — музы астрономии, Изиды – покровительницы корабельщиков и другие.

Петербургский классицизм, начало которому положила Екатерина, отвечал представлениям об абсолютистской власти монарха, а также идеям просвещения и демократизации, поскольку позволял строить в одном стиле людям разных сословий и достатка. По мнению историков, здания в стиле классицизм в исполнении известных зодчих, создавали новое архитектурное единство, нередко подчиняя строения, построенные в других стилях, становились центром городской композиции.

Например, Адмиралтейство после перестройки архитектором Захаровым своей монументальностью архитектурно подчинило себе систему центральных площадей. Перестраивая Главное Адмиралтейство, архитектор комплексно решил сложные градостроительные и архитектурно-художественные задачи.

Главное Адмиралтейство является центром архитектурной композиции.

Биржа перетянула на себя фокус внимания, ранее приходившееся на Петропавловскую крепость. Специалисты объясняют это явление тем, что здания, построенные в стилях, предшествующих классицизму, не были рассчитаны на определяющую роль в ансамбле городских сооружений. Они создавались как самостоятельные и самодостаточные строения. В отличие от них здания в стиле классицизм возводились архитекторами как постройки, рассчитанные на компоновку городского ансамбля.

Здание Биржи – композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова.

Для частного строительства в Петербурге конца 18 века тоже присущи классические формы и декор. Обычно у частных домов делали невысокий фундамент, устанавливали двух- или четырехколонные портики, фронтоны с окнами, строгие оконные наличники, украшенные рельефом. Окраска зданий чаще двухцветная – светло-зеленый или охровый сочетается с белым.

Архитекторы, создававшие сооружения в стиле петербургского классицизма

Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800гг.): Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.

Малый Эрмитаж на Невском проспекте, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот. 1729-1800гг.

Ю. М. Фельтен (1730-1801гг.): Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской, (1771—1776 гг.), Старый Эрмитаж (1771 — 1787гг. ) и переход в Эрмитажный театр. Ограда Летнего сада, одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного. Архитектор также участвовал в сооружении гранитных набережных Невы.

Старый Эрмитаж.

В. И. Баженов (1737-1799 гг.): Дом Теплова (Свердловская набережная, 40) , Михайловский (Инженерный) замок, Второй дворец Павла I.

Дом сенатора и ученого Г.Н. Теплова.

А. В. Квасов (1718-1772гг.): cоздал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Участвовал в застройке Адмиралтейской части.

И. Е. Старов (1745-1808 гг.): завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Фасады Аничкова дворца.

Собор во имя Святой Троицы в Александро-Невском монастыре (лавре) 1776-1790 гг.

Н. А. Львов (1751-1803гг.): Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны). Зодчий перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке).

Дом Державина на Фонтанке.

Д. Кваренги (1744-1817гг.): Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Английская церковь, Иностранная коллегия, дом №4 на Дворцовой набережной, усадьба Безбородко (Свердловская набережная, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой (ул. Садовая, 21), Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39, Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.

Здание Академии наук.

А. Ринальди (1710-1794 гг.): Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).

Мраморный дворец. Дворцовая набережная, 6. арх. А. Ринальди. 1710-1794 гг.

Классицизм Петербурга вызывал как восторг гостей северной столицы, так и удивление. Не все воспринимали соединение русских национальных традиций и интернационального классицизма, основанного на античных формах. Некоторые иностранные путешественники удивлялись сочетанием античных статуй на фасадах домов и колоннад с суровым климатом, образом жизни людей, их одеждой, манерами, религиозными традициями и национальным зодчеством. Их поражал, например, контраст колоннады под античность, греко-римские портики храмов с крестами над ними, как в архитектуре храмов Александро-Невской Лавры (архитектор И. Е. Старов, 1776—1790 гг.) Тем не менее, петербургское направление стиля никого не могло оставить равнодушным.

автор: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Вступление

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры-настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.
Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.
Классицизм, как система международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять — семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х — еще время расцвета первого, середина 1760-х — уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.
Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.
Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для «обывательских» жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.
Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размере-1 и основания» и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую «артельность». Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).
Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.
Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.
Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).
Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян
Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной «государственной» культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной «вне стилевой» культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.
Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.
Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, — зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. «Четырежды восемнадцать» колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) — один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: «древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно». Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража «Лучшие королевские дворцы мира».

Основные этапы развития классицизма
Так Зимний дворец, не смотря на весь растреллиевский блеск своих форм и на бесспорно доминирующее значение этого здание в центре столицы, оказался в архитектурном отношении подчиненным зданию Главного Штаба. Не потому, что классические (или «ампирные») формы этого последнего «сильнее» барочных форм дворца, а потому что Росси построил против Зимнего дворца не только какое-то новое большое сооружение, но и создал новое архитектурное целое, новый ансамбль, новое архитектурное единство. В этом новом единстве, организованном по законам Росси, а не Растрелли, произведение последнего казалось включенным в новую композицию и в итоге подчиненным зданию Росси, а не наоборот, хотя не приходиться говорить о каком-либо формальном «превосходстве» Росси над Растрелли, Главного штаба над Зимним дворцом. Так захаровское Адмиралтейство стало «держать» в своих монументальных руках весь пространственный организм центральных петербургских площадей. Так сравнительно невысокое здание Биржи притянуло к себе узловую точку этого центра, ранее находившуюся в высотном объеме Петропавловской крепости. Так, далее, монументальные постройки Кваренги оказались включенными в новые ансамбли и подчиненными им: Государственный банк-в орбите архитектурного воздействия Казанского собора, Конногвардейский манеж-в ансамбле Сенатской площади, созданной Захаровым, Росси и Монферраном; Академия наук, Екатерининский институт, Мальтийская капелла также целиком подчинены новому архитектурному окружению. Произошло это не потому, что все эти здания, сооруженные выдающимися мастерами большой классической формы, менее значительны, чем-то, что раньше или позднее создавалось по соседству с ними, а потому, что по своей архитектурной природе они не были рассчитаны на организующую роль в ансамбле и на ансамбль вообще. Сопоставление Биржи, сооружавшейся по проекту Кваренги, с Биржей, построенной Томоном, наглядно демонстрирует различие этих двух архитектурных подходов к проблеме города: в одном случае-самодовлеющая архитектурная композиция здания, почти не считающаяся со своим будущие окружением, в другом-здание, компонующее городской ансамбль.

В период завершения пространственных композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, как бы синтезируются архитектурные искания всего XVIII века, синтезируются и подчиняются новым формам, новому стилю, властно накладывающему свою печать на весь облик города. К этому времени Петербург приобретает свой «строгий, стройный вид», по слову Пушкина. И как бы мы ни оценивали в качественно-формальном отношении достижения позднего петербургского классицизма по сравнению с достижениями Растрелли, или Кваренги, или Ринальди, мы должны признать именно за этим, завершающим, периодом значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.


Классицизм в Петербурге

    Его деятельность
    Антонио Ринальди
    1710-1794
    Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С.
    Жан-Батист Валлен-Деламот
    1729-1800
    Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
    Ю.М. Фельтен
    1730-1801
    Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.
    В.И. Баженов
    1737-1799
    Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I
    А.В. Квасов
    1718-1772
    Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.
    И.Е. Старов
    1745-1808
    Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца
    Н.А. Львов
    1751-1803
    Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)
    Джакомо Кваренги
    1744-1817
    Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды» (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице), Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.
    А.Н. Вороникин
    1759-1814
    Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Дарклан-де-Толии.
    Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.
    А.Д. Захаров
    1761-1811
    Капитально перестроил здание Адмиралтейства.
    Жан Тома де Томон
    1760-1813
    Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4.

 

 

Список использованной литературы


1. Д.Е. Аркин «Образы Архитектуры и Образы Скульптуры»
Москва «Искусство», 1990
2. А.В. Иконников «Тысяча лет Росской архитектуры»
Москва «Искусство», 1990
3. Компьютерная сеть Интернет
4. Большая Советская Энциклопедия

www.examen.ru

Классицизм в Петербурге

Вступление

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Классицизм, как система международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять — семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х — еще время расцвета первого, середина 1760-х — уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для «обывательских» жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размере-1 и основания» и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую «артельность». Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).

Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.

Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян

Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной «государственной» культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной «вне стилевой» культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, — зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. «Четырежды восемнадцать» колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) — один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: «древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно». Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания — петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража «Лучшие королевские дворцы мира».

mirznanii.com

Особенности классицизма в Москве и Санкт-Петербурге

Архитектор

Его деятельность

Антонио Ринальди 1710-1794

Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С.

Жан-Батист Валлен-Деламот 1729-1800

Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.

Ю. М. Фельтен 1730-1801

Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.

В. И. Баженов 1737-1799

Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I

А. В. Квасов 1718-1772

Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.

И. Е. Старов 1745-1808

Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца

Н. А. Львов 1751-1803

Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны) , церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)

Джакомо Кваренги 1744-1817

Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40) , Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33) , Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги) . Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.

А. Н. Вороникин 1759-1814

Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.

А. Д. Захаров 1761-1811

Капитально перестроил здание Адмиралтейства.

Жан Тома де Томон 1760-1813

Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4.

 

Архитектор

Его деятельность

К. Бланк (1728-1793)

С 1762 г. был главным архитектором Москвы

И. Еготов

в 1787 г. Главный архитектор Москвы

Д. Ухтомский (1719-1774).

Основоположником московской архитектурной школы считается князь  В 1749 г. он основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие М. Казаков (1738-1812) и А. Кокоринов (1726-1772).

В. И. Баженов (1735 – 1799)

Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784 – 1786)

М.Ф. Казаков (1738 – 1812)

Здание Сената в Кремле (1776 – 1787)
Церковь Митрополита Филиппа (1777 – 1788)
Здание Благородного собрания (80-ые годы)
Голицынская больница (1796 – 1801)
Старое здание университета (сгорело)
Петровский подъездной дворец на Петербургском шоссе.
Всего Казаков построил около 100 зданий.

О. Бове

является автором проекта здания Большого театра (1821-1824гг.), Александровского сада у стен Кремля и триумфальной арки у Тверской заставы(1826-1834гг.).

Д. Жилярди (1785-1845гг.)

автор строений в Кузьминках под Москвой.

Этапы развития Классицизма

Ранний Екатерининский Классицизм

На годы правления Екатерины II пришлись сразу два этапа развития классицизма – ранний и строгий. Главным отличием одного периода от другого является смешение раннего классицизма с декоративными барочными формами и полный отказ от элементов барокко и рококо в строгом классицизме архитектуры Санкт-Петербурга.

Ранний классицизм в творчестве Ж.Б. Валлен-ДеламотаА.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена воплотил идеи гармоничной упорядоченности и лаконичной сдержанности, где остатки барочного шика ушли на второй план, освободив центральное место греческим ордерам.

Строгий классицизм, сформировавшийся к 1780 году, полностью отказывается от архитектурных форм барокко, безукоризненно следуя чертежам и описаниям греческого ордера Витрувием и Палладио. Среди петербургских зодчих этого периода можно выделить Чарльза КамеронаВ. И. БаженоваИ. Е. СтароваД. Кваренги и т.д.

Поздний Классицизм и ампир

Поздний классицизм (Александровский) в истории архитектуры рассматривается в качестве переходного этапа от классицизма к стилю ампир. Это объясняется, прежде всего, усиленной стилизацией под архаику, тяжеловесностью и величественностью образов. Петербургские архитекторы отдают предпочтение не украшенным, а простым ордерам, таким как дорический и тосканский.

Логичным завершением классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков. стало появление императорского стиля – ампира. Идеи торжественной и мужественной архитектуры, присущие французскому парадному стилю, быстро подхватывают зодчие Санкт-Петербурга, используя его не только в сооружениях военной тематики, но и в конструкциях церквей, площадей и даже улиц.

Неоклассицизм в архитектуре советского периода

Конец XIX века характеризуется полным отказом от классических форм и преобладанием эклектичных стилей в петербургской архитектуре.

Возвращение классического стиля в несколько измененном виде происходит в начале XX века, благодаря исканиям русских архитекторов, стремящихся преобразить советские жилые дома, посредством использования композиционных форм классицизма. Данный этап в архитектуре получил название неоклассицизм.

В архитектуре Санкт-Петербурга классицизм по праву занял самое заметное место. Он не только воплотил в себе сложнейшие градостроительные задачи XVIII века, но и способствовал укреплению высокого гражданского духа российской империи. Античные формы в исполнении русских зодчих стали визитной карточкой Санкт-Петербурга, сделав его настоящей архитектурной жемчужиной России и всего мира

Этапы развития Классицизма

Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)

На первом этапе тон задают общественные здания. В раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).


Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).

На этом этапе тон задают— городские частные дворцы и усадьбы. В строгом классицизме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами). В этот период дворяне получили освобождение от обязательной государевой службы, что способствовало массовому строительству загородных усадеб с пейзажными парками. В центрах городов на крупных площадях по индивидуальным планам создавались ансамбли общественных и дворцовых построек. Ансамбль — отличительная черта классицистической архитектуры. Отдельно выделяется такой этап развития данного стиля, как ампир: наиболее поздняя стадия классицизма. Ампир начала XIX в. — наивысшая фаза в почти вековом развитии архитектуры классицизма. Новизну и стилистическое своеобразие этого этапа определяют преобладание в архитектурном творчестве градостроительных задач и господство общественных сооружений. Укрупнение архитектурных форм и членений, сокращение элементов, делящих объем, подчеркивали монументальные качества архитектуры. Пространственный размах предопределяет характерную для архитектуры ампира протяженность фасадов, все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доминанте. Следует обратить внимание на то, что крупнейшие ампирные сооружения в столицах — это перестройки или перепланировки уже существующих комплексов.

Особенности Классицизма в Санкт-Петербурге

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И. Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Особенности Классицизма в Москве

Старая Москва была ограничена в пространстве, дома стояли довольно тесно. Строили в то время в разных стилях, не выдерживая общую концепцию, как в Петербурге, однако, всегда, по свидетельству историков, присутствовал специфический местный акцент, который давал возможность характеризовать постройки как типично московские.

Многие специалисты определяли московский акцент как сумбурность, нелогичность и аляповатость строений. Нередко даже в документах не указывали имя зодчего, в то время как в Петербурге по характеру фасада здания можно было определить имя архитектора.

Традиционный вид постройки в Москве того времени – городская усадьба. Существовало две разновидности усадьбы: когда дома выходил фасадом на улицу, а все постройки и сад находились за ним, или когда дом располагался в глубине двора, усадьба была ограждена решеткой с воротами.

В отличие от петербургского классицизма, классицизм в Москве больше связан с традициями древнерусского зодчества. Классицизм в Москве историки признавали менее строгим и рациональным, чем в Петербурге, зато в нем просматривались национальные черты, большая терпимость к дополнениям

multiurok.ru

Строгий классицизм

Строгий классицизм — период с 1780 года до конца XVIII века. Часто термин «Екатерининский» применяется к раннему и строгому классицизму одновременно, так как эти периоды приходятся на годы правленияЕкатерины Великой—1762-1796 годы.

Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувиеми позжеПалладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применениеколоннад,аркад,портиков,фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивыантичныхскульптур, декоративные элементы известных тогда древнихцивилизаций.

Таврический дворец (1783—1789)

Таким образом, в этом периоде произошёл полный отказ от барокко. Некоторое упрощение, демократизация и типизация архитектурных форм и конструкций позволили нарождающимся классам буржуа и интеллигенции приблизиться в определённом смысле по положению к высшему дворянству и даже к царствующему дому. Городские и загородные усадьбы в стиле классицизма, отличавшиеся от дворцов в основном размерами, могли себе позволить и представители «среднего класса».

Одним из первых переход к строгим канонам классицизма совершил Чарльз Камерон. Эта эпоха петербургской архитектуры отмечена такими именами, какВ. И. Баженов,И. Е. Старов,Д. Кваренги,Н. А. Львов. Строго классические здания этих мастеров демонстрируют гармонию и функциональную завершенность композиции, пропорциональность и лаконичность форм. Ярким примером строгого классицизма служит величественныйТаврический дворец(И. Е. Старов, 1783—1789 гг.). БарочныеАнфиладные залызаменены центральными парадными залами. Параллельно фасаду вытянута Большая галерея, дополнительную чёткость которой подчёркивают парные колонны ионического ордера.

Павловский классицизм

Период 1796-1801 годоввыделяется некоторыми исследователями как романтический вариант классицизма, испытавший влияние средневековой готики. К проектам, в которых проявились готические элементы, можно отнестиЧесменский дворец(1774—1777,Ю. М. Фельтен; современный адрес ул. Гастелло, 15). Дворец треугольной в плане формы был украшен башенками, зубчатыми парапетами, стрельчатыми окнами.

В 1800 годуВ.Бреннапо проектуВ. И. Баженовазаканчивает строительствоИнженерного замка, не совсем обычного для классического стиля: собственно, классицистическим можно назвать только главный, южный фасад и часть интерьеров. В остальном дворец действительно напоминает южно-европейский замок. Стиль замка мужественный, даже воинственный. Это сказывается и в Тронном зале, и на северном фасаде: тяжелые карнизы напоминают шлемы воинов[30].

Ампир Александровский (поздний) классицизм

Поздний, или «Александровский» классицизм — предвоенная архитектура примерно 1800—1812 годов, является предшественником русскогоампираи часто отождествляется с ним[31]. Понятия «Александровский» (период 1800—1830 годов) и «Николаевский» (после 1830 года) классицизм введеныИ. Э. Грабарём, который термин «ампир» не использовал[30].

Сильное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга оказывают архитекторы и скульпторы Западной Европы, в частности, Франции, приглашенные Александром I. Этот период парадоксально перекликается с более архаичными стилями, чем в предшествующих версиях классицизма: строгими дорическим и тосканским ордерами,египетскимитяжеловесными колоннами исфинксами(см.Египтизирующий стиль). Для александровского классицизма характерна строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта.

Одним из первых творений наступившего XIX векастало зданиеГорного институтаИмператрицы ЕкатериныА. Н. Воронихина(1806-1808 годы; 21-я линия Васильевского острова, 2). В выходящем на Неву фасаде здания ощущается влияние античных храмовПестума, дорические колонны сканнелюрамипривлекают наибольшее внимание. Воронихинский шедевр украшен статуями Геракла с Антеем и Прозерпины, стилизованными под архаику (В. И. Демут-Малиновский,С. С. Пименов)[32].

Северный фасад Казанского собора

Однако наиболее известным творением А. Н. Воронихина является построенный в 1801-1811 годахКазанский собор. Строительство нового собора было задумано ещё императоромПавлом, который предписал взять за основуСобор Святого ПетравВатикане(в то время — вПапской области, оккупированнойФранцией). Однако от прототипа осталась лишь общая компоновка с мощным центральным куполом, вытянутой базиликой и отсутствием колокольни. Колоннада ватиканского Собора была пристроена значительно позже и фактически представляет собой обрамлениеплощади Святого Петра. У Воронихина северная и южная (не была построена) колоннады представляли собой органичное дополнение к основному объёму храма. Западный же входной фасад должен был открываться зрителю со стороны Воронихинского сада. Но и в таком не до конца воплощённом виде собор является украшениемНевского проспекта.

Новая биржа; ныне Центральный военно-морской музей

К позднему, «высокому» классицизму можно отнести работы Тома де Томона: перестройка зданияБольшого театра(Театральная площадь, 3,1804-1805 годы, сохранилось частично), перестройка дома графини А. Г. Лаваль (1806-1809 годы, Английская набережная, 4), строительство зданияНовой биржии всего комплексастрелки Васильевского островасРостральными колоннами(Биржевая площадь, 4,1805-1810 годы). Колоннада здания Биржи отнесена от здания, колонны широко расставлены, что усиливает пространственную гармонию композиции с окружающим простором Невы. Здание и Ростральные колонны украшены аллегорическими скульптурами (Ф. Тибо, И. Камберлен, С. К. Суханов и др.[33]).

Адмиралтейство

В 1806-1823 годахА. Д. Захаровсоздал величественное зданиеАдмиралтейства, ставшее одним из символов города на Неве. От предыдущего здания (архитекторИ. К. Коробов,1732-1738 годы) осталась центральная часть с высоким шпилем, которая не диссонирует, а смягчает плоскостное развитие сравнительно низкого огромного здания. Разнообразие фасадов достигается ритмикой выступающих портиков с лаконичнымитосканскимиколоннами (колонны центральной части осталисьионическими).

Здание также было украшено большим количеством аллегорических скульптур (часть не сохранилась), что стало отличительной чертой многих строений александровского классицизма. Строительство Адмиралтейства явилось предпосылкой к ансамблевому объединению трех главных площадей города: Дворцовой,ИсаакиевскойиСенатской, а такжеАлександровского сада.

В этот же период Кваренги возводит здание Смольного института(1806-1808 годы, Смольный проезд, 1). Отчётливая, торжественная и светлая композиция здания учебного заведения явилась одной из последних работ великого мастера зрелого классицизма. Обогащают фасады восьмиколонный портик с фронтоном, боковые флигели с ионическими колоннами.

studfiles.net

Санкт-Петербург, классицизм: alex_anv

Оригинал взят у sabesski в Санкт-Петербург, классицизм

Поскольку домов в стиле классицизм в Санкт-Петербурге насчитывается по некоторым данным около 970, то и в Атласе их тоже было много. И далеко не все были хоть сколько-нибудь удачно сняты.
Так что покажу совсем немного. Которые мне самой очень нравятся.
1. Правительствующий Сенат, Сенатская площадь 1, архитектор Росси К. И.


2. Здание Биржи, Биржевая площадь, 4, архитектор Тома де Томон

3. Храм Дружбы, Павловск, парк, архитектор Ч. Камерон

4. Павловский дворец, Павловск, Ч. Камерон, В. Бренна

5. Мраморный дворец, Миллионная ул. 5/1, архитектор Ринальди А.

6. Большой Гостинный Двор, Невский проспект 35, архитектор Валлен-Деламот Ж. — Б.

7. Храм Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха», Проспект Обуховской обороны, 235, архитектор Львов Н. А.

8. Академия Художеств, Университетская наб., 17, архитекторы Валлен-Деламот Ж. — Б., Кокоринов А. Ф., Фельтен Ю. М.

9. Таврический дворец, Шпалерная ул. 47, архитектор Старов И. Е.

10. Александровский Дворец, Царское село, парк, архитектор Кваренги Д.

alex-anv.livejournal.com

Классицизм в Москве и Санкт Петербурге


Классицизм в Москве и Санкт-Петербурге
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером  HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0» \o «Палладио, Андреа» Палладио и его последователем  HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%86%D1%86%D0%B8» \o «Скамоцци» Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы- HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE» \o «Палладианство» палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.
Сравнительная таблица
Классицизм Санкт-Петербурга Классицизм Москвы
Архитектор Его деятельность
Антонио Ринальди 1710-1794 Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С.
Жан-Батист Валлен-Деламот 1729-1800 Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Ю. М. Фельтен 1730-1801 Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.
В. И. Баженов 1737-1799 Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I
А. В. Квасов 1718-1772 Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.
И. Е

educontest.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *