Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
В третьем тысячелетии до нашей эры на Южном Урале существовал город Аркаим, который был на 200 лет старше египетских пирамид и на 2 тысячи лет старше Трои. Многие учёные сравнивают его с английским Стоунхенджем, считая, что его жители вели астрономические наблюдения.
В ходе урока вы узнаете о зарождении земледелия, скотоводства и ремёсел, начале распада первобытного общества и появлении первых городов.
Около пяти – шести тысяч лет назад на юге России зародилось земледелие. Это обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
Люди обратили внимание, что плоды и семена, попав в землю, дают всходы. Затем они стали собирать и сажать самые крупные семена. Так началось освоение нового вида деятельности – земледелия.
Для обработки земли люди придумали специальные орудия труда – мотыги, которые имели каменный наконечник.
Постепенно человек приручал животных. Ещё в период палеолита была приручена собака, одомашнены козы, овцы, коровы и свиньи. На территории Южного Приуралья впервые была одомашнена лошадь. Эти животные выглядели не совсем так, как мы их привыкли видеть. Так, например, предком современных коров был тур, а древняя лошадь называлась тарпан. Таким образом на смену охоте пришло скотоводство. Люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему. Этот процесс получил название неолитическая революция.
В ходе неолитической революции люди научились обжигу глины, стали делать керамическую посуду. Изменилась одежда. После появления ткачества её шили не из шкур, а из ткани. Именно керамика и ткань стали первыми материалами, которые человек научился делать самостоятельно.
С началом обработки металлов, таких как медь, бронза и железо, в жизни людей наступили значительные перемены. Появились металлические орудия труда, которые облегчали процесс земледелия. Люди выращивали все большее количество продуктов, не все из которых они съедали. Так возникло понятие «излишки». Люди стали обмениваться этими излишками друг с другом.
Постепенно племена разделились на земледельческие и скотоводческие. Это объяснялось природно-климатическими условиями территорий, на которых они проживали. На севере европейской части России и в Сибири, где было много лесов, люди продолжали заниматься собирательством, охотой и рыболовством.
Племена скотоводов жили в степях и перешли к кочевому образу жизни.
Земледельцы расселялись в лесостепи. Их образ жизни был оседлым. Именно земледельцы стали создавать долговременные поселения, которые позже превратились в города.
Когда люди научились изготавливать железные топоры, земледелие из лесостепи распространилось и на лесную зону России. Земледельцы пользовались сохой с железной режущей частью, которая называлась лемех. Для облегчения работы в соху впрягали крупных домашних животных.
Изготовление различных предметов обихода требовало специальных навыков. Кузнецы обрабатывали железо и делали из него орудия труда. Гончары изготавливали посуду с помощью гончарного круга. Ткачи делали ткани. Таких людей называли ремесленниками. Они производили всё необходимое для племени и были освобождены от земледельческих работ.
В период неолитической революции произошли изменения и в организации жизни людей. В племенах появились вожди и старейшины. Как правило ими становились те, кто пользовался уважением среди соплеменников. Задачами старейшины были:
Руководство совместной работой.
Контроль обмена продуктами труда с другими племенами.
Исполнение религиозных обрядов.
Также, в случае необходимости, вожди возглавляли военные походы. Всё перечисленное означает, что старейшины и вожди управляли людьми в племени.
Вы помните, что в племенах появлялись излишки. Теперь старейшины и вожди отличались от своих соплеменников не только авторитетом, но и запасами, которые они накапливали. Эти богатства, как правило, передавались по наследству. Таким образом постепенно исчезало равенство между людьми. Люди в племени разделились на знатных и простых общинников. Возникло социальное неравенство.
Накопление богатств у одного племени вызывало у другого племени недовольство и желание их отобрать. Из-за этого происходили военные столкновения. Людей, которых брали в плен, превращали в рабов, а их владельцами становилась знать. Так возникла эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.
С развитием способов изготовления орудий труда, некоторые семьи начали самостоятельно вести хозяйство. Постепенно ослабевали кровные узы. Семьи покидали своё племя и переходили в другое. Родовая община сменилась соседской (или территориальной). Людей теперь объединяло не родство по крови, а проживание на одной территории.
Несколько соседских общин могли быть объединены под властью одного вождя. Это получило название «вождество». В таком объединении сохранялось социальное неравенство. Более высокое положение занимали близкие родственники вождя.
Племена, имевшие между собой тесные связи, объединялись в союзы племён. Они жили на определённой территории и защищали её от нападения врагов.
Главой союза племён становился человек, главными занятиями которого были управление и защита своей территории. Таких людей называли правителями. Именно они вводили обязательные для всех правила поведения (законы) и контролировали их исполнение. Те, кто нарушал закон, подвергался наказанию. Чтобы облегчить управление людьми, правитель собирал собственные вооружённые отряды.
Все перечисленные изменения привели к распаду первобытно-общинного строя, появилось – государство. Это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, живущими на одной территории. Взаимоотношения между людьми в государстве регулируются на основе законов; охраняются государственные земли; регулируются отношения с другими государствами.
Чем больше росли территории, на которых проживали люди, тем меньше они чувствовали себя родичами или соплеменниками. Появлялись народности (этносы). Это большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и имеющая общую культуру.
С течением времени появились первые города. В конце 20 века археологами на Южном Урале была обнаружена «Страна городов». Это территория, на которой около четырёх тысяч дет назад появились укреплённые поселения. Самый первый из городов возник примерно тогда, когда в Древнем Египте возводились пирамиды.
Все города были похожи друг на друга. Они были круглой, овальной или прямоугольной формы. Каждый город был окружён внешней стеной, за которой размещались загоны для животных.
«Страна городов» уникальна в своём роде, до сих пор на Земле не обнаружены подобные поселения. Все города представляли собой единый комплекс помещений, а не отдельно стоящие здания. Здесь нашли самую древнюю колесницу. В городах была проведена ливневая система.
Самое известное поселение «Страны городов» называется Аркаим.
Диаметр города был всего 170 метров. Его окружали две стены. Наружная стена имела четыре входа, а внутренняя только один. В центре находилась небольшая площадь. Все постройки были сделаны из брёвен или высушенных на солнце кирпичей. Располагались они как вдоль внешней, так и вдоль внутренней стены. В Аркаиме были найдены гончарные и металлургические мастерские. Ливневая канализация отводила воду за пределы города. Современные учёные установили, что Аркаим населяли европеоиды.
Давайте подведём итоги.
Во время неолитической революции люди совершили переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Происходило постепенное разложение родовОй общины, появились вожди и старейшины.
В результате распада первобытно-общинного строя возникли государства и народности.
Около четырёх тысяч лет назад на Южном Урале существовали укреплённые поселения, известные как «Страна городов».
videouroki.net
Разработка урока «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники».
Урок 3. Неолитическая революция.
Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Цели и задачи: познакомить с процессом появления земледелия, скотоводства и ремесел; определить причины распада первобытного общества и появления первых городов; осознать изменения, произошедшие в жизни первобытных людей во время перехода к производящему хозяйству.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин распада первобытного строя; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; использовать картографические сведения; понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями, осознавать их влияние на жизнь человека; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; раскрывать характерные черты первобытного общества; осознавать историческую обусловленность и мотивацию людей периода неолита; метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты, использовать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи;
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
Проверим, насколько вы хорошо усвоили изученный материал.
Задания:
Дайте определение понятиям род, племя, присваивающее хозяйство.
Назовите древнейшие стоянки человека на территории современной России. Какие из фактов, которые вы узнали на прошлом уроке, показались вам наиболее интересными? Укажите любые три факта.
Какие вопросы возникли у вас при прочтении § 1?
Объясните связь между концом ледникового периода и совершенствованием орудий труда. Что такое составные орудия труда?
(Проверка выполнения заданий).
Многие думают, что населяющие нашу страну народы существовали всегда, испокон веков. Но не существует «чистых» народов, имеющих только одного предка. Ведь жители разных стран, а особенно соседних, влияют друг на друга. Люди обмениваются товарами, вступают в браки, воюют. Очень редко случается, что какой – либо народ живет совершенно обособленно, изолированно от других. Как правило, это связано с географическими условиями: неприступные горы, леса или морские просторы отделяют его от остального мира. На прошлом уроке мы узнали, как расселялись древние люди на территории современной России, как зарождался родовой строй, совершенствовались орудия труда.
Тема нашего урока «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения).
План урока:
Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.
Начало распада первобытного общества.
Появление первых городов.
Проблемный вопрос:
— Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?
Введение в новый материал.
— Изучите и прокомментируйте таблицу (слайд 1).
Каменный век.
(Проверка выполнения задания).
Работа по теме урока.
Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.
Представьте, что у вас есть возможность с помощью машины времени переместиться в любую историческую эпоху. Предлагаю узнать, что происходило на территории нашей страны 5-6 тысяч лет назад.
Мы видим женщин и мужчин древнего племени, которые возвращаются из леса с пустыми руками. Вот уже несколько дней они не могут добыть пропитание себе и своим детям. Возникла угроза голода.
Как мы можем им помочь? Давайте составим программу спасения племени от гибели.
(Ученики высказывают версии, учитель составляет план).
Программа спасения наши предков:
Научить людей земледелию.
Научить людей разводить домашний скот.
Объяснит людям, что такое ремесло.
— Разделитесь на три группы и выполните задание.
Первая группа составляет рассказ о возникновении земледелия с помощью предложенных учителем слов.
Дополнительный материал для первой группы.
Дикорастущие растения, семена, плоды, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие, железный топор соха с железным лемехом, кузнецы.
Вторая группа работает с предложенным учителем текстом, в котором необходимо найти ошибочные утверждения.
Дополнительный материал для второй группы.
Охотники заметили, что вместе с ними раненого зверя преследуют различные хищные животные (например, тигры). Иногда эти звери раньше охотников настигали обессиленную жертву. Дикие тигры подбегали и к самому поселению древних людей, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.
Тигр ста первым домашним животным, он помогал людям охотиться, находил логово кабана. Для того, чтобы иметь возможность преодолеть большие расстояния, человек приручил ягуара – самого быстрого животного в мире.
Постепенно люди приручили свиней, коз, коров, лошадей. Так возникло ремесло.
(Первое животное, которое приручил человек, было волком –собака; для того, чтобы иметь возможность преодолевать большие расстояния, человек приручил осла –лошадь; ремесло основывалось на использовании ручного труда).
Третья группа вписывает пропущенные слова в предложенный учителем текст.
Дополнительный материал для третьей группы.
Люди научились изготавливать посуду и одежду. Сплетенную из веток и обмазанную ___________(глиной) корзину они поместили в ____________ (огонь). Прутья сгорели, остался прочный и удобный ____________(кувшин). Из ___________ (шерсти) животных и волокон_________ (льна) они научились скручивать _____________ (пряжу). Затем на ___________________________________________ (ткацком станке) они изготовили ______________ (ткань), из которой шили одежду.
(Проверка выполнения задания).
— Изучите и прокомментируйте схему (слайд 2).
повышение производительности труда;появление излишков;
возникновение торговли в форме обмена продуктами питания.
Гончары
Ткачи
Кузнецы
(Проверка выполнения задания).
Начало распада первобытного общества.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них были обнаружены бусы из драгоценных камней остатки золотой короны, медные топоры и кинжал, а также золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении находился лишь медный топор.
— Какие выводы о жизни древних людей можно сделать на основе этих данных?
(Ответы учеников).
Вы видели, что в жизни первобытного общества произошли серьезные изменения.
— Вспомните и назовите существенные признаки первобытного общества.
(По ходу выполнения задания составляется перечень).
Признаки первобытного общества:
Несовершенные (примитивные) орудия труда.
Коллективный труд.
Общинная собственность.
Уравнительное распределение продуктов труда.
Зависимость человека от природы.
— Работая с п. 3 § 1 и п. 2 § 2 учебника, сопоставьте образ жизни людей до и после появления земледелия, скотоводства и ремесла. Сделайте общие выводы.
(По ходу выполнения задания заполняется сравнительная таблица).
Выделяются старейшины и вожди, избираемые всеми общинниками. Старейшины:руководили совместными работами;
контролировали обмен с другими племенами;
следили за соблюдением установившихся порядков;
исполняли религиозные обряды.
Вожди:
Социальное равенство. Уравнительное распределение продуктов труда.
Социальное неравенство. С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди сосредотачивали в своих руках большие запасы. Накопленное богатство они передавали по наследству своим детям.
Отсутствие эксплуатации. Общее имущество и совместный труд всех общинников.
Присвоение результатов чужого труда, т.е. эксплуатация. Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы.
Родовая община – сообщество кровных родственников.
Соседская (территориальная) община – совместное проживание различных родов на определенной территории.
Группы из 20-30 человек.
Объединение нескольких общин под властью верховного вождя. Союзы племен во главе с правителями, которые устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения (законы) и создавали вооруженные отряды для защиты своей территории и оказания давления на соплеменников.
Основа объединения – семья, союз кровных родственников.
Становление народа (народности), или этноса.
(Проверка выполнения задания).
— Разделитесь на две группы и выполните задание.
Первая группа отстаивает преимущества родовой общины.
Вторая группа отстаивает преимущества союза племен.
(Ученики могут пользоваться учебником, справочными пособиями, наглядными средствами).
План работы: (слайд 3).
Состав (ученики, защищающие родовую общину, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы людей, а их противники – о численном преимуществе союза племен, что позволяет такому объединению решать серьезные задачи.
Социальное положение (сторонники родовой общины отмечают равное положение общинников, а их оппоненты считают, что отношения «начальник – подчиненный» более эффективны).
Орудия труда (преимущество на стороне учеников, отстаивающих преимущества племенных союзов).
(Проверка выполнения задания).
Появление первых городов.
Отправимся в виртуальное путешествие в «Страну городов», открытую археологами в конце XX в. на Южном Урале.
Слайд 1. «Страна городов» протянулась вдоль восточных склонов Южного Урала с севера на юг на 400 км и на 100-150 км с запада на восток. На этой территории было обнаружено более 20 укрепленных городов и множество поселений.
Слайд 2. Пологие долины рек с обширными заливными лугами, широкие степные пространства являлись необходимыми условиями для развития скотоводства. Основу стада составлял крупный и мелкий рогатый скот. Коневодство имело два направления: мясное и военно – производственное. В целом скотоводство носило придомно – отгонный характер.
Слайд 3. Укрепленные города располагались на расстоянии 40-70 км друг от друга. Средний радиус освоенной территории каждого административно – хозяйственного центра составлял примерно 25-30 км, что соответствует расстоянию одного дневного перехода. В этих пределах в окрестностях города располагались сезонные стоянки скотоводов и рыболовов, строились небольшие укрепленные поселения в которых жили люди, тесно связанные хозяйственными, военными и религиозными узами с городом – крепостью.
Слайд 4. Самыми ранними из обследованных памятников «Страны городов» являются поселения с овальной панировкой (около 5), затем появляются круговые (9 городов) и квадратные (около 11) городища. Внутри каждого из городов имелась ливневая канализация, выводящая воду за пределы города. Рядом с городами организовывались могильники, сооружались загоны для животных.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ученые назвали переход человека от присваивающего к производящему хозяйству неолитической революцией.
— Как вы думаете, почему используется именно этот термин?
— Что хотят подчеркнуть, используя слово «революция»?
(Ответы учеников).
Подведём итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки: (слайд 10)
! – я думал (думала) иначе;
? – эта информация меня удивила;
x – мне было скучно.
Домашнее задание: (слайд 11)
Прочитать § 2, с. 19-25 учебника (ч.1).
Задание на выбор.
Подготовить сообщение о причинах появления соседской общины.
Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме.
infourok.ru
Первые земледельцы и скотоводы
Земледелие
Еще в эпоху мезолита у некоторых групп людей появляются новые занятия: земледелие и скотоводство. Земледелие возникло из собирательства. Особенно важным оказался сбор злаков, изобиловавших в послеледниковый период в некоторых районах Азии и Африки. Сначала их просто обрывали, причём еще зелёными, потому что зрелые зерна диких злаков осыпаются даже от легкого прикосновения. Зерна хорошо хранились и надолго давали чувство сытости. Чтобы облегчить и увеличить сбор урожая, стали использовать специальные орудия труда – кремневые серпы с вкладными лезвиями из микролитов. С таким серпом один взрослый человек мог всего за две недели работы обеспечить себя и ещё четверых человек едой на целый год.
Жатва серпом со вставными кремневыми пластинами. Роспись в гробнице Сеннеджена. Древний Египет
Почему при таком изобилии пищи и свободного времени, обеспечиваемого собирательством, люди перешли к земледелию, до сих пор не совсем понятно. Прежде всего, люди смогли установить взаимосвязь между зерном, упавшим осенью в землю, и колосом, проросшим и зреющим на этом месте следующей весной. Возможно, в этом помогли жертвоприношения зерном духам плодородия. Люди заметили, что вокруг жертвенников злаки колосятся особенно пышно.
Климат послеледниковой эпохи был неустойчив, после урожайных лет наступали засухи и холода, когда люди страдали от голода. Очевидно, именно стремление обеспечить надежный источник пищи превратило собирателей в земледельцев. Люди стали расчищать и рыхлить землю, для посева отбирали самые крупные зерна. Так появились земледельческие орудия труда, приёмы обработки земли и культурные растения. Выведенные человеком растения давали крупные колосья с большим, чем у диких, количеством зёрен. Зёрна, прочно крепившиеся к колосу, не осыпались во время сбора урожая. Однако создание таких улучшенных сортов потребовало усилий многих поколений людей.
На Земле было несколько не зависимых друг от друга центров, в которых начало развиваться земледелие. В каждом из них люди использовали те растения своей местности, которые давали наилучшие урожаи. Это были не только злаки, но и бобовые, овощи и фруктовые деревья. Древнейшим центром считается Плодородный полумесяц – обширная территория Ближнего Востока и части Передней Азии. Здесь, на территории современного Израиля, уже 13 тысяч лет назад люди (учёные называют их натуфийцами) растили пшеницу, горох, ячмень, чечевицу и инжир. Севернее Плодородного полумесяца, в Закавказье, освоили возделывание винограда. 8500 лет назад в Китае растили рис, просо, сою. Одним из важнейших центров земледелия стала Центральная Америка, где люди начали культивировать кукурузу, картофель, батат, фасоль, перец, томаты и многие другие растения, без которых немыслим стол современного человека. В разных частях света научились возделывать более 400 видов культурных растений. Самой бедной на культурные растения оказалась Европа, растительный мир которой в послеледниковый период не отличался богатством и разнообразием питания.
Труд первых земледельцев был тяжёл, их рацион был беднее, чем у собирателей и охотников, но со временем урожаи культурных растений выросли и позволили обеспечивать жизнь растущих коллективов людей.
Скотоводство
Переход к земледелию заставил людей вести осёдлый образ жизни. Охотники, роль которых в добыче пищи была ещё очень велика, не могли в поисках добычи удаляться на большие расстояния от поселений. Вероятно, люди пытались удержать добычу на одном месте и начали огораживать участки земли. Первые загоны появились в разных районах Земли еще 15 тыс. лет назад. Однако это ещё не было скотоводством, ведь дикие животные не размножались в неволе, были строптивы и агрессивны. Так же, как земледельцы, отбирая лучшие семена для посева, создали культурные растения, охотники создавали первые породы домашнего скота, отбирая самых спокойных, послушных животных. Из-за того, что животные размножаются медленно, создание первых пород потребовало несколько тысяч лет наблюдений и труда.
Шелковая ткань из гробницы в Китае. 2 век до н.э.
Первые скотоводы жили на Ближнем Востоке, оттуда в Европу попали домашние козы, овцы и коровы. Жители степей Евразии одомашнили лошадей, на территории Индии – курицу, в Африке – цесарок, а в Северной Америке не менее 3 тыс. лет назад – индеек. Большую часть животных одомашнили ради мяса, лишь со временем люди выяснили, что лошадь может быть верховым животным, быки могут тянуть за собой повозки и плуги, козы, овцы и коровы – обеспечивать людей молоком, а овцы, козы и ламы – шерстью. За свою историю человечество одомашнило более 400 видов животных, самое маленькое из которых – тутовый шелкопряд.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
1. Потепление на Земле.
Около 13 тысяч лет назад в Европе вновь наступило потепление. Ледник таял и отступал на север. Земля освобождалась ото льда. Она покрывалась лесами и кустарниками. Животные привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли совсем. По мере отступления ледника люди также продвигались на север и заселяли освободившиеся земли.
2. Новые орудия труда из камня и дерева.
Первобытные люди продолжали изготовлять орудия труда из камня, кости и дерева. Люди заметили, что согнутые гибкие прутья распрямляются с большой силой, и начали изготовлять из них луки. Стрелой, пущенной из лука, охотник поражал животное на расстоянии десятков и даже сотен шагов.
Прикрепив заострённый камень к палке, люди сделали топор. Чтобы крепче насадить топор на палку, они просверливали в нём отверстие. Сверлили камень костью, подсыпая на него мокрый песок.
Работать каменными топорами было очень тяжело. Однако ими можно было не только вырубить кустарник, но и срубить большие деревья.
Из двух-трёх связанных брёвен делали плот. Это было первое судно человека. Затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев.
Изобретение лука со стрелами помогло людям перейти к скотоводству, а изобретение топора помогло им перейти к земледелию.
3. Приручение животных.
Поблизости от посёлков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Своим лаем собаки предупреждали жителей посёлка о приближении к нему других животных. Собаки, привыкнув к людям, стали жить в посёлке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя.
Собака была первым домашним животным — помощником охотника и верным сторожем.
Охотники, вооружённые луками и стрелами и сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Нередко уже случалось, что у рода было достаточно пищи. Тогда охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в посёлок. Так люди приручили свиней, коз, овец и коров.
4. Мотыжное земледелие.
Женщины, собирая съедобные зёрна растений, сделали замечательное открытие: они заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, вырастает растение, которое даёт новые зёрна. Отсюда возникло земледелие.
Карта III-I тысячилетие до н.э:
Мужчины топорами расчищали от кустарника участей для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами перетирали комья земли руками и зарывали зёрна в землю. Такое земледелие называется мотыжным. Оно требовало огромного труда. Целый род мог обработать только небольшой участок земли.
Посевы нужно было охранять днём и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай. Земледелие появилось не одновременно во всех странах. Там, где для него были особенно благоприятные условия — тепло, много воды, плодородные почвы, оно возникло около 7 тысяч лет назад. В других странах оно стало возникать значительно позже.
Цветная иллюстрация IV. Родовой посёлок древних земледельцев и скотоводов. На картине, на переднем плане слева, — женщины жнут колосья костяными серпами; в такие серпы вставлялись острые осколки камня. В глубине картины справа — жилища людей и хозяйственные постройки.
5. Род и племя.
Расчистить участок для посева и оберегать поле от диких животных было непосильно для одного человека. Справиться с этим могла только целая родовая община. Родичи сплотились ещё теснее, чем раньше. Собранный урожай, скот и другое имущество принадлежали всему роду. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины — самые старшие и опытные из родичей.
Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Всё племя говорило на одном языке.
Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между родами места для охоты, рыбной ловли и земледелия, разбирал споры между ними.
Старейшины действовали в интересах всего племени. Поэтому они пользовались общим доверием и всё племя беспрекословно выполняло их приказания.
Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всего племени.
- < РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ
- -> ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ >
hist-world.com
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала | 1) Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая революция. 2) Начало распада первобытного общества. |
Тип урока | Комбинированный . |
Ресурсы урока | Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Карта «Территория России в древности». Электронные приложения. |
Основные понятия и термины | Неолитическая революция, производящее хозяйство, народ (народность). |
Основные даты | Зарождение земледелия на юге страны — 5—6 тыс. лет назад. |
Персоналии | |
Домашнее задание | Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Задания 1, 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Задание 3 — по желанию |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | В эпоху первобытности развитие человечества шло очень медленно. Сотни лет проходили между тем или иным достижением или изобретением древних людей (см. рисунки одноклассников на тему «История орудий труда»: назовите наиболее понравившийся из них). Переход к земледелию, скотоводству, т. е. к производящему хозяйству, считают настоящей революцией — неолитической. Чем производящее хозяйство отличается от древнейших занятий людей, от присваивающего хозяйства? | Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период жизни человечества. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. Ставить учебную задачу урока под руководством учителя. | Оценка результатов творческих работ. Постановка учебной задачи урока. |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Вспомните и расскажите о появлении и об образе жизни первобытных людей в Восточной Европе и Сибири. Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны. Используйте результаты своей проектной работы «Стоянки древнейших людей (в том числе на территории края, региона)». Перечислите главные особенности первобытно-общинного строя. | Давать краткое описание внешности, образа жизни людей (жилища, одежды, орудий труда). Называть основные занятия людей в древности. Объяснять понятие «присваивающее хозяйство». Использовать иллюстрации учебника, карту в своём рассказе, при доказательстве своих суждений. Применять различные виды публичных выступлений (высказывания, монолог, презентация). Называть и кратко характеризовать особенности древнейшего исторического этапа развития человечества. | Устный рассказ. Презентация мини-проекта. Беседа. |
Содержательно-операционный | Найдите на карте центры древнего земледелия, скотоводства. На основе рассказа учителя определите, какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия? Прочитав п. 2 параграфа, перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя. Были ли существенные различия в процессах совершенствования орудий труда и изменения родовых отношений у людей, поселившихся на территории нашей страны, и у населения других районов мира? | Использовать карту как источник информации. Характеризовать хозяйственную деятельность древнего человека. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Иллюстрировать примерами различные исторические явления и процессы. Применять изученные в истории Древнего мира понятия: соседская община, законы, социальное неравенство, эксплуатация, государство. Под руководством учителя сравнивать исторические процессы. | Работа с картой. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Заполните под руководством учителя таблицу «Основные открытия и достижения человечества в эпоху первобытности». ИЛИ Ознакомьтесь с таблицей «Основные открытия и достижения человечества в эпоху первобытности». Дайте комментарии о значении достижений, открытий древнейших людей в разных сферах их жизнедеятельности. | Систематизировать информацию в форме таблицы. Характеризовать деятельность человека с учётом выделенных учителем ориентиров действия. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества. | Работа с таблицей. |
Дополнительный материал
Примерное содержание таблицы «Основные достижения и открытия человечества в эпоху первобытности»:
ПЕРИОД | ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ | ИТОГИ, ЗНАЧЕНИЕ |
Палеолит | Использование и поддержание огня. Охота и собирательство. Коллективные приёмы загона животных. Освоение пещер, заслоны и навесы. Возникновение зачатков родовой общины. Распространение примитивных религиозных представлений (культы зверя, плодородия, погребений). Появление искусства как особой сферы общественного сознания и деятельности человека. | Выживание в суровых условиях. Население Земли — 2 млн. Труд способствовал активному развитию человеческого мозга и рук, речи и мышления, происходило сплочение членов праобщины. Закрепляя в образах искусства свой трудовой, жизненный опыт, человек расширял представления о действительности. Искусство способствовало укреплению связей между людьми. |
Мезолит | Умение добывать огонь. Лук и стрелы, лодка, сеть, составные орудия труда, иглы. Приручение животных. Распространение охоты на мелкую дичь, морского зверя. Расселение на север. | Присваивающий тип хозяйства — добыча и освоение готового. Население Земли — около 10 млн. Климат сменился современным, что сделало возможным заселение всей Европы, Южной Сибири. Обмен опытом, навыками, единые племенные языки. |
Неолит | Освоение всех известных ныне земледельческих культур, одомашнивание важнейших видов животных. Ремесло: керамика, прядение, ткачество. Оседлые поселения. Кочевники (степь). Зачатки знаний по астрономии, агрономии, медицине и др. Изобретение колеса. Простой колёсный и водный транспорт. Объединение членов рода в племена (по территории, культам, родству). | Единые корни многих современных народов. Переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). Население Земли увеличилось — ок. 160 млн чел. |
Век металлов | Отделение ремесла от земледелия. Прочные орудия труда. Соседские (территориальные) общины. Союзы племён. Законы. Образование языковых групп индоевропейской семьи, народов (этносов). | Повышение эффективности орудий труда из металлов (медь, бронза, железо). Второе разделение труда. Развитие сообществ людей. Появление имущественного, социального неравенства. Разложение родового строя. Зарождение эксплуатации. Появление общих обязательных норм поведения. Предпосылки образования государств. Совершенствование орудий труда и изменение родовых отношений людей, поселившихся на территории нашей страны, имели те же этапы и особенности, что и в других районах мира. |
Многочисленные нововведения в разных сферах жизни первобытного общества английский учёный Г. Чайльд метко назвал неолитической революцией. Суть её в переходе от присваивающего хозяйства, при котором осваивались готовые природные ресурсы в их натуральном виде (собирательство, охота), использовались природные материалы для изготовления одежды, жилищ, орудий труда, к производящему (земледелие, скотоводство). Человек переходил к оседлому образу жизни, научился выращивать скот, изготавливать керамику, ткать, начал выплавлять первый металл (самородную медь, золото, затем бронзу как сплав меди и олова), приручил лошадь. Постоянная угроза голодной смерти миновала. Появились земледельческие поселения вместо стоянок, в железном веке — укреплённые. Возникали новые крупные объединения — племена. Они быстро расселились по всей лесной зоне до Балтийского и Охотского морей, освоили степные просторы от Монголии до Дуная и тундру, достигнув кромки Северного Ледовитого океана.
Культурные и социальные сдвиги, произошедшие в ходе неолитической революции, дали толчок к разложению родового строя. В степях Украины, на юге Сибири жили земледельцы. В степной зоне от среднего Днепра до Алтая преобладало скотоводство, формировались первые цивилизации кочевников. Произошло первое общественное разделение труда — выделение скотоводческих племён. Обмен между племенами разрушал замкнутость неолитической общины.
Применение металлов привело ко второму крупному общественному разделению труда — отделению ремесленной деятельности (кузнечество, ткачество, гончарство) от земледелия. С распространением более твёрдого и удобного для производства железа существенно изменились условия жизни людей. Играя ведущую роль в производстве, мужчина стремился занять господствующее место в семье и обществе. Улучшение обработки земли, дерева, использование нового оружия способствовали появлению регулярного прибавочного продукта, некоторых излишков. Обмен приобретал постоянный характер, часть продуктов начала производиться непосредственно для обмена. Необходимость в совместной деятельности сородичей становилась всё меньше. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Возникали условия для развития имущественного неравенства внутри рода, хотя родовые обычаи затрудняли этот процесс, а родовые связи ещё тесно переплетались с вытесняющими их соседскими.
ayratmusin.ru
Презентация и конспект по истории на тему «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники»
УРОК 3. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПЕРВЫЕ СКОТОВОДЫ,
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ
Основные вопросы изучения
материала
1) Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая
революция.2) Начало распада первобытного общества
Тип урока Комбинированный
Ресурсы урока Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники».
Карта «Территория России в древности».
Электронные приложения
Основные понятия и термины
Неолитическая революция, производящее хозяйство, народ (народность)
Основные даты Зарождение земледелия на юге страны — 5—6 тыс. лет назад
Домашнее задание Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
«Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремес-
ленники». Задания 1, 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».
Задание 3 — по желанию
Учебные задачи для орга-низации образовательного
процесса
Основные виды деятельности
ученика (на уровне учебных
действий)
Оценивание об-
разовательных
результатов
Мотивационно-
целевой
В эпоху первобытности развитие
человечества шло очень медлен-
но. Сотни лет проходили между
тем или иным достижением или
изобретением древних людей
(см. рисунки одноклассников на
тему «История орудий труда»: назовите наиболее понравивший-
ся из них).
Переход к земледелию, ското-
водству, т. е. к производящему
хозяйству, считают настоящей
революцией — неолитической.
Чем производящее хозяйство
отличается от древнейших заня-
тий людей, от присваивающего
хозяйства?
Объяснять отсутствие точных
дат в древнейший период жизни
человечества.
Оценивать свои достижения и до-
стижения других обучающихся.
Ставить учебную задачу урока
под руководством учителя
Оценка результатов
творческих работ.
Постановка учебной
задачи урока
Ориентационный
(актуализации/
повторения)
Вспомните и расскажите о по-
явлении и об образе жизни пер-
вобытных людей в Восточной
Европе и Сибири.
Определите
по карте, как происходило рас-
селение людей на современной
территории нашей страны. И
Перечислите главные особенно-
сти первобытно-общинного строя
Давать краткое описание внеш-
ности, образа жизни людей
(жилища, одежды, орудий тру-
да). Называть основные занятия
людей в древности. Объяснять
понятие «присваивающее хозяй-
ство».
Использовать иллюстрации учеб-
ника, карту в своём рассказе,
при доказательстве своих суж-
дений.
Применять различные виды пу-
бличных выступлений (высказы-
вания, монолог, презентация).
Называть и кратко характери-
зовать особенности древнейшего исторического этапа развития
человечества
Устный рассказ
Содержательно-
операционный
Найдите на карте центры древ-
него земледелия, скотоводства.
На основе рассказа учителя опре-
делите, какие изменения в жиз-
ни людей произошли с перехо-
дом к производящему хозяйству.
Как повлияло использование же-
лезных орудий труда на появле-
ние излишков продуктов? Почему
этих излишков не было, когда
люди использовали каменные ору-
дия?
Прочитав п. 2 параграфа, пере-
числите явления, свидетельство-
вавшие о начале распада перво-
бытно-общинного строя. Были ли
существенные различия в процес-
сах совершенствования орудий
труда и изменения родовых от-
ношений у людей, поселившихся
на территории нашей страны, и у
населения других районов мира?
Использовать карту как источ-
ник информации.
Характеризовать хозяйственную
деятельность древнего человека.
Устанавливать причинно-след-
ственные связи и зависимости
между историческими объекта-
ми.
Иллюстрировать примерами раз-
личные исторические явления и
процессы.
Применять изученные в истории
Древнего мира понятия: сосед-
ская община, законы, социаль-
ное неравенство, эксплуатация,
государство.
Под руководством учителя срав-
нивать исторические процессы
Работа с картой
Контрольно-оце-
ночный (в том
числе рефлек-
сивный)
Заполните под руководством учи-
теля таблицу «Основные откры-
тия и достижения человечества
в эпоху первобытности».
ИЛИ
Ознакомьтесь с таблицей «Ос-
новные открытия и достижения человечества в
эпоху первобыт-
ности». Дайте комментарии о
значении достижений, откры-
тий древнейших людей в разных
сферах их жизнедеятельности
Систематизировать информацию
в форме таблицы.
Характеризовать деятельность
человека с учётом выделенных
учителем ориентиров действия.
Использовать элементы причин-
но-следственного анализа для выявления связи между деятель-
ностью и развитием человека,
общества
Работа с таблицей
infourok.ru
ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И ЖИВОТНОВОДЫ
Потепление на Земле и его влияние на жизнь человечества. Около 13 тысяч лет назад на Земле значительно потеплело. На севере Европы начал таять ледник. Тундры постепенно зарастали лесами и кустарниками. Более полноводными становились реки. Привычные к холоду животные отошли на север. Вымерли мамонты. Постепенно вывелись стада крупных травоядных животных. Человек был вынужден перейти к охоте на оленей, кабанов и иных более мелких зверей. Люди продолжали заниматься рыбной ловлей, собиранием ягод, грибов, орехов, полезных растений.
Большие изменения в климате и природе начали происходить в странах на юг от Европы, Передней Азии и Северной Африке. В ледниковом периоде ветры с севера зимой и летом чи. Здесь было тепло и влажно. Был богатый растительный и животный мир и хорошие условия для охоты и собирательства.
Но с потеплением почти перестали выпадать дожди в Передней Азии. Стали высыхать
леса и степи, исчезать реки и озера. Начали образовываться такие большие современные пустыни, как Аравийская и Сахара. Значительно ухудшились условия жизни местных жителей.
2. Новые открытия «человека разумного». Около 12 тысяч лет назад люди научились делать маленькие, размером всего в 1—3 см, острые кремнёвые пластинки правильных форм. В археологии их называют микролитами, что значит «маленькие обработанные камни».
Их изготовление способствовало изобретению лука и стрел с острыми наконечниками. Охотники получили меткое и дальнобойное оружие, более совершенное, чем обычное копье. Из лука на расстоянии можно было убивать как крупных, так и мелких животных и птиц.
В это время изобрели топор, привязав рубило к деревянной рукоятке. С его помощью рубили деревья и обрабатывали их.
Для рыбной ловли научились вязать плоты, а из толстых и длинных бревен выдалбливать лодки. С помощью орудий из микролитов вырезали из кости рыболовные крючки. Люди научились плести сети.
Охоте способствовало приручение собаки. Она выслеживала и гнала зверя, бдительно охраняла своих хозяев и их жилище. Собака стала первым домашним животным.
3. Возникновение земледелия. В различных местах Передней Азии и в наше время встречаются заросли диких ячменя древние люди рано обратили внимание на злаки как полезную и вкусную пищу. Имея твердую оболочку, зерно хорошо сохранялось долгое время. Археологи нашли в большом количестве ножи для жатвы. Их лезвия делали из микролитов, вставленных в костяные рукоятки.
Но чтобы приготовить из зерен еду, нужно обязательно разрушить оболочку, которая не переваривается в желудке. Для этого люди применяли терки и ступки. Их также обнаружили при раскопках. Дикие злаки долгое время собирались и использовались местными жителями. Примерно 11 тысяч лет назад люди научились сами высевать и собирать злаковые.
Сначала для обработки почвы использовались палки-копалки. Потом начали делать узкие деревянные лопаты и мотыги с наконечниками из рога и кости. Жали серпами из рога и кости с каменными вкладышами.
Из Передней Азии земледелие распространилось в другие страны.
4. Приручение животных.
Охота с луком и с собакой была более удачной. Появилась возможность не убивать всех животных, а докармливать молодняк около жилья в загонах из жердей. Это ускорило приручение животных.
Люди со временем заметили, что козы и овцы хорошо размножаются в неволе. Наряду с собакой они стали первыми домашними животными. Потом были приручены свиньи и коровы.
Успехи в земледелии способствовали быстрому выкорму домашних животных. Это позволяло постоянно употреблять их мясо, молоко, использовать шкуры. Постепенно снижалась роль охоты в жизни «человека разумного».
Животноводство возникло примерно в одно и то же время, что и земледелие. Как свидетельствует археология, очень рано появились народы, которым одновременно было известно земледелие и животноводство. Их открытие является самым значительным успехом человечества за всю его историю. До этого времени люди только пользовались богатствами земли, беря все необходимое для себя из природы, растительного и животного мира. Земледельцы и животноводы своим умом и трудом начали производить самые необходимые для жизни продукты.
Жизнь в первых поселениях земледельцев и животноводовПочти весь год земледельцы должны были работать на своих полях. Около них они строили постоянное жилье. Сначала это были плетеные из ветвей деревьев хижины, обмазанные глиной. Их сменили четырехугольные постройки, в которых из камня и глины делали очаги. Отпавшие от них обожженные куски глины использовали как первую посуду. Потом из глины начали делать и обжигать сосуды для хранения жидкостей, зерна и варки пищи.
Основным материалом для изготовления орудий труда оставался камень. Около 7 тысяч лет тому назад его научились сверлить, подсыпая песок под сверло, сделанное из полой кости.
Люди умело плели корзины, веревки, сети из прутьев, полосок кожи, волоса и проч. Из плетения развилось прядение из шерсти и льна. Используя полученные нитки, ткали на простом станке ткани и шили более удобную, чем из шкур, одежду.
6. Род и племя. Земледелие и животноводство были делом многочисленных коллективов. На рисунках древних людей видно, что первых пастухов было больше, чем коров. Больших усилий требовала подготовка залежной земли под поля, сооружение оград из бревен и жердей. Поэтому отдельный род не мог существовать. Он жил нераздельно с соседними родственными родами, которые составляли племя.
Племя было многолюдным и сложным обществом. Его главными делами управлял совет старейших людей. Они определяли места для охоты отдельных родов, подбирали участки для новых полей и выпаса домашних животных. Старейшины улаживали все основные жизненные вопросы. Их честная и полезная деятельность в интересах всего племени вызывала доверие и уважение всех людей. Поэтому все люди племени старательно и точно выполняли их приказы. Для решения наиболее важных дел старейшины созывали собрание всех взрослых мужчин.
Русский путешественник о племенах Сибири
Свои топоры, ножи, стрелы и иглы они делают из кости и камня. Топоры у них делались из оленьей и китовой кости, иногда из камня в виде клина. К топорищу их плашмя привязывали кожаными ремнями. Ими они выдалбливали свои лодки, чаши, корыта и прочее. Но это происходило долго и с таким трудом, что лодку приходилось делать три года, а большую чашу не менее года.
Ножи они делали из горного хрусталя и насаживали их на деревянную рукоятку. Из этого же хрусталя у них стрелы и копья. Иглы они делают из собольих костей и шьют ими платья и обувь.
Примитивное земледелие (о племенах о. Новая Гвинея)
Несколько дорожек разделяли большое пространство на участки, на которых возвышались аккуратные грядки. Они имели около 75 см в ширину… В каждой грядке были посажены различные растения: сладкий картофель, сахарный тростник и много неизвестной зелени.
Грядки состоят из мелко размельченной земли. Это достигается очень просто, но с большим трудом. Делается это при помощи самых простых приспособлений: простого заостренного кола более двух метров длины… и очень узкой лопаты в 1 м длины.
Как же они обрабатывают землю? Двое, трое или более мужчин становятся в ряд и вместе рядом втыкают колья по возможности глубже в землю. Потом тоже вместе переворачивают продолговатую глыбу земли. Потом идут далее и переворачивают ряды таких глыб. Несколько мужчин кольями разбивают эти глыбы на более мелкие. За ними следуют женщины с узкими лопатами. Они разбивают большие комья земли, делают грядки. Даже растирают землю руками.
www.istmira.com