Переход от территориального принципа управления к отраслевому – Одним из инициаторов перехода от отраслевого к территориальному принципу управления хозяйством в конце 1950-х гг. был…

Экономическая реформа 1957 года в СССР — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2017; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2017; проверки требуют 10 правок. Н. С. Хрущёв, один из инициаторов экономической реформы 1957 года

Экономи́ческая рефо́рма 1957 года в СССР — реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—65 годы. Характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов[1], на децентрализованную, территориально распределённую систему, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориальному принципу»[2]

. Связывается с именем первого секретаря ЦК КПСС и (с 1958 года) председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва.

Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы»[3] с созданием в пределах областей, краёв и республик СССР сети территориальных советов народного хозяйства, в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. По замыслу инициаторов реформы, децентрализация с

ru.wikipedia.org

А) Попытку перехода от отраслевого принципа управления к территориальному

В) Передачу власти от партии Советам

С) Дальнейшую централизацию управления

D) Ориентацию на решение социальных проблем

Е) Все вышеперечисленное

127. В Казахстане в 1950-х годах развивался ускоренными темпами транспорт:

A) Воздушный.

B) Морской.

C) Автомобильный.

D) Железнодорожный.

E) Речной.

128. Первая в мире атомная водоопреснительная установка была построена в:

A) Уральске.

B) Усть-Каменогорске.

C) Балхаше.

D) Актау.

E) Атырау.

129. Появление крупных городов на карте Казахстана в 60-е годы ХХ века было,главным образом,связано с:

A) Демографической политикой

B) Развитием инфраструктуры

C) Освоением крупных месторождений полезных ископаемых

D)Миграционной политикой

E) Политикой компартии

130. Пленум КПСС 1965 года в целях повышения эффективности управления промышленностью принял решение создать:

A) Отраслевые министерства.

B) Совнархозы.

C) Научно-технические комитеты.

D) Тресты.

E) Монополии.

131. Главной причиной провала реформы середины 60-х гг. ХХ в. стало:

A) Попытка совместить административные и экономические методы управления

B) введение новой системы планирования

C) введение новой системы материального поощрения

D) введение системы экономического стимулирования

E) расширение хозяйственной самостоятельности предприятий.

132. Реформы в СССР с 1962 по 1989 годы не дали эффективных результатов так как:

A) Не поддерживала партия.

B) Объективно не созрели.

C) Касались только отдельных групп людей.

D) Разрабатывали и внедряли в жизнь ученые.

E) Не предусматривали коренных изменений экономических отношений.

133. В 1965 году свою первую нефть дало месторождение:

A) Тенгиз.

B) Сункар.

C) Карачаганак.

D) Узень.

E) Мунайлы.

134. Основная масса грузов в Казахской ССР перевозилась в 60-80-е годы:

A) речным транспортом

B) железнодорожным транспортом

C) авиационным транспортом

D) автомобильным транспортом

E) морским транспортом.

135. К 1970 году общесоюзное значение приобрели отрасли народного хозяйства республики:



A) Мясомолочная.

B) Легкая и пищевая.

C) Машиностроение и металлургия.

D) Нефтедобывающая и химическая.

E) Деревообрабатывающая.

136. Символ революционного прорыва в развитии науки:

А) Освоение новых месторождений на Мангышлаке

В) Старт с космодрома Байконур в космос Ю.А. Гагарина

С) Ядерное испытание на Семипалатинском полигоне

D) Строительство атомной водоопреснительной установки

Е) Освоение целины

Основная причина неэффективности сельского хозяйства в советское время.

A) Нехватка удобрений.

B) Запрет на подсобное хозяйство.

C) Низкая заработная плата.

D) Отчуждение крестьянства от результатов своего труда.

E) Низкая квалификация кадров.

138. В послевоенное время в Казахстане появились и стали развиваться совхозы, которые были в основном:

A) Животноводческими

B) Растениеводческими

C) Зерновыми

D) Птицеводческими

E) Пчеловодческими

139. Освоение целинных и залежных земель в 50-60-е годы XX века было задумано с целью:

A) Отказа от экстенсивных методов хозяйствования

B) Апробации новых методов агрокультуры

C) Увеличения производства зерна и сельхозпродукции

D) Отказа от административных методов хозяйствования

E) Повышения жизненного уровня грудящихся

В каком году началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане?

A) 1945 г.

B) 1949 г.

C) 1951 г.

D) 1954 г.

E) 1959 г.

В каком году по инициативе С.Н. Хрущева город Акмолинск переименовали в Целиноград?

A) 1954 г.

B) 1957 г.

C) 1959 г.

D) 1962 г.

E) 1964 г.

142. Трудности военных лет, сокращение пастбищ и сенокосных угодий в результате освоения целины тормозили развитие главным образом:

A) Животноводства.

B) Растениеводства.

C) Пчеловодства.

D) Рыболовства.

E) Садоводства.

143. Меры, направленные на поднятие экономики колхозов и совхозов, обсуждались на Пленуме ЦК КПСС в марте:

A) 1965 года

B) 1964 года

C) 1963 года

D) 1962 года

E) 1961 года

144. Хозяйственные реформы 60-х годов в области сельского хозяйства предусматривали:

А) Введение пятилетних планов развития сельского хозяйства взамен годовых

В) Повышение закупочных цен на сверхплановую продукцию

С) Создание фермерских хозяйств

D) Создание совнархозов

Е) Всё вышеперечисленное

145. Работник сельского хозяйства Казахстана в 70-е годы XX века, предложивший эффективную и перспективную методику развития:

A) А. Кадыров.

B) И. Худенко.

C) И. Головацкий.

D) С. Мусанов.

E) Н. Ким.

146. В 1958 г. было выражено открытое недовольство условиями жизни и быта в городе:

A) Караганде.

B) Кустанае.

C) Алматы.

D) Темиртау.

E) Усть-Каменогорске.

147. В августе 1958 г. волнения и беспорядки, крупный взрыв недовольства трудящихся в г.Темиртау произошли:

А) Из-за грубого отношения руководства предприятия к трудящимся

В) На почве межнациональных конфликтов

С) Из-за низкого жизненного уровня

D) На почве международных конфликтов

Е) Из-за нехватки стройматериалов

148. Решение о создании в Казахстане немецкой автономной области было принято весной:

A) 1979 года

B) 1978 года

C) 1977 года

D) 1976 года

E) 1975 года

149. Выступление казахской молодежи 16 июня 1979 года против создания на территории республики немецкой автономии произошло в городе:

A) Кокшетау

B) Павлодаре

C) Караганде

D) Целинограде

E) Петропавловске.

150. Д.А. Кунаев снят с поста Первого секретаря ЦК КПСС Казахстана в:

A) 1985 году

B) 1989 году

C) 1987 году

D) 1988 году

E) 1986 году

В каком году молодежь Казахстана выразила протест против назначения Г.В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана?

A) 16 декабря 1986 г.

B) 20декабря 1987 г.

C) 16 декабря 1988 г.

Д) 10 декабря 1987 г.

Е) 19 декабря 1987 г.

Декабрьские события 1986 года в г. Алматы были оценены Пленумом ЦК КПСС в июле 1987 года как …


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Территориально-отраслевой принцип — Энциклопедия по экономике

Территориально-отраслевой принцип управления 169  [c.379]

Территориально-отраслевой принцип планирования теория и практика. М. Мысль, 1980.  [c.164]


Районное регулирование заработной платы до последнего времени базировалось на территориально-отраслевом принципе дифференциации оплаты труда величина действующих на предприятиях районных коэффициентов и надбавок зависела не только от особенностей данного района, но и от народнохозяйственного значения отрасли и предприятия. Поэтому в пределах одного и того же населенного пункта районные коэффициенты и надбавки на разных предприятиях существенно различались, а на предприятиях непроизводственной сферы ряда областей они отсутствовали вовсе.  [c.257]

Выборочная совокупность при бюджетных обследованиях в России более 40 лет формировалась на основе территориально-отраслевого принципа отбора. Для создания отраслевой выборки применялась типическая выборка с механическим отбором единиц внутри групп. Главным показателем отбора являлась среднемесячная оплата труда, составлявшая более 80% доходов трудящихся, что делало вполне оправданным типический отбор на ее основе. Отбор обеспечивал пропорциональную представительность в выборочной совокупности работающих с разным уровнем заработной платы. В условиях стабильной социально-экономической ситуации и господства государственного сектора в экономике страны такой отбор позволял решать задачи, стоявшие перед обследованием домашних хозяйств.  [c.59]

Первая попытка организовать круглогодичное выборочное обследование рабочих в промышленности была предпринята в Москве в 1924 г. Выборочные обследования, которые регулярно проводятся в нашей стране с начала 50-х гг., охватывают в настоящее время около 49 тыс. домашних хозяйств всех регионов Российской Федерации. Выборка сформирована по территориально-отраслевому принципу, предполагающему пропорциональное представительство в ней различных общественных групп населения по стране и ее регионам. Однако в настоящее время возникла проблема актуализации выборочной совокупности и перехода от территориально-отраслевой выборки к территориальной, по-  [c.267]

Территориально-отраслевое управление промышленностью предусматривает строгое соответствие производственной специализации предприятий и территориального их размещения. Органы управления промышленностью сверху донизу построены по производственному принципу.  [c.105]

В сформулированных в 1974 г. Основных методических положениях построения АСПР изложена концепция и основные принципы создания АСПР, методологические и структурные предпосылки ее построения, исходные положения о взаимодействии АСПР с территориальными, отраслевыми и ведомственными АСУ, принципы этапности построения и развития АСПР.  [c.172]

В строительстве применяются территориально-отраслевой и отраслевой принципы управления. Территориально-отраслевой обеспечивает территориальное единство подрядных организаций, эффективное сочетание районирования деятельности строительных министерств с их отраслевой направленностью, что создает условия для оперативного маневрирования материальными, трудовыми и денежными ресурсами в пределах районов территориальных управлений. Отраслевой принцип управления дает более высокий уровень специализации работ. По нему строятся транспортные и энергетические сооружения, объекты нефтяной и газовой промышленности, мелиорации, сельского и водного хозяйства. Обеспечивается наиболее эффективное использование материальных и трудовых затрат.  [c.169]

В 1998 г. осуществлен переход с территориально-отраслевого на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования.  [c.460]

Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — необходимое условие совершенствования производства и его непрерывного технического развития, а также более гибкое и эффективное использование людских и материально-технических ресурсов отрасли. Вместе с тем для более успешного централизованного (отраслевого) руководства необходимо усиление самостоятельности территориальных органов.  [c.26]

ФАПСИ и подобных учреждений. Выборка осуществляется комбинированным способом, сочетая территориальный и отраслевой принципы. Число бюджетов семей, отобранных для обследования, распределяется по отраслям и регионам страны пропорционально численности занятых в общественном производстве. В выборку попадают лица, занятые во всех отраслях экономики, а также лица пенсионного возраста.  [c.603]

Первый подход основан на отраслевом или территориальном принципе, когда реализация всех видов налоговых проверок сосредоточена в подразделениях, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах определенного круга налогоплательщиков. Специализация контролирующих отделов осуществляется по отраслевому или территориальному- признаку. При отраслевом принципе каждый отдел специализируется на контроле за соблюдением законодательства о налогах и сборах определенной категории налогоплательщиков, например, отдел налогообложения банков, кредитных и страховых организаций отдел налогообложения промышленных предприятий и т.п. При территориальном принципе организации контрольной работы каждый отдел осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми категориями налогоплательщиков, расположенных на определенной территории. Применение того или другого принципа организационно-структурного построения контролирующих отделов налоговой инспекции зависит от количества подлежащих контролю налогоплательщиков и их распределения по категориям и подконтрольной территории. При этом не исключается и возможность совмещения территориального и отраслевого принципов, т.е. выделения внутри территориальных отделов секторов, построенных по отраслевому принципу, либо наоборот — внутри отраслевых отделов территориальных секторов. Все зависит от конкретных условий контрольной работы на контролируемой налоговой инспекцией территории.  [c.38]

Обмен информацией между налоговыми органами может быть весьма полезным и с точки зрения выявления определенных категорий налогоплательщиков, требующих особого внимания. Если работниками какой-либо налоговой инспекции выявлены систематические типичные нарушения налогового законодательства среди определенной категории налогоплательщиков, то вероятность обнаружения аналогичных нарушений у соответствующей категории налогоплательщиков другими налоговыми инспекциями крайне высока. Подобная аналитическая работа по обобщению результатов выездных налоговых проверок должна проводиться и проводится налоговыми органами всех уровней вплоть до МНС России. При этом должна поддерживаться постоянная обратная связь движение отчетной информации вверх от территориальных налоговых органов в управления МНС России по субъектам РФ и в само министерство должно сопровождаться обратным движением аналитических материалов от вышестоящих налоговых органов к нижестоящим. С точки зрения анализа вероятности обнаружения нарушений налогового законодательства налогоплательщики классифицируются по отраслевому принципу, а внутри отрасли — по объемам реализации, и для каждой такой категории определяется средний объем доначисленных сумм налогов и сборов на одну налоговую проверку за несколько лет. Выявляются и типичные для каждой категории нарушения налогового законодательства.  [c.140]

Отделы, построенные по отраслевому принципу, имеют секторы по отдельным товарам или группам товаров. Они совершают весь круг операций, связанных с экспортом той или иной группы товаров. Территориальные и товарные секторы обычно имеются у фирм, совершающих значительное количество экспортных операций с широким кругом стран. Фирмы, имеющие небольшой объем экспорта, обычно ограничиваются в составе экспортного отдела только секторами, построенными по функциональному признаку.  [c.467]

Одновременно с организационными вопросами разрабатывалась структурная схема управления нефтеснабжением. Создать стройную систему, способную выполнить задачи нефтеснабжения такой огромной по территории страны с разнообразными условиями и многоотраслевым хозяйством, было делом далеко не легким. С самого начала была принята схема управления, сочетающая в себе территориальные и отраслевые принципы. Уже в 1918 г. в стране начали создаваться конторы с центрами в крупных промышленных районах. Эти конторы явились предшественниками действующих в настоящее время территориальных нефтеснабсбытовых управлений. В 1922 г. насчитывалось  [c.56]

Совокупность принципов и методов реализации названной политики охватывает следующие основные элементы регионального экономического механизма инструменты экономического регулирования региональных процессов воспроизводства ресурсов, их накопления и возмещения принципы экономического регулирования, адекватные методам формирования и распределения бюджета для целей воспроизводства положения по дотированию отраслей с учетом приоритетов принципы формирования индикативных планов и программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие всех районов РБ специфические формы и методы согласования общегосударственных, территориальных, отраслевых, коллективных и личных интересов трудящихся рациональная структура организации управления ПК и экономикой народного хозяйства в целом.  [c.139]

Экономические структуры различаются также в соответствии с территориальными и отраслевыми принципами функционирования и управления. В развитых странах на муниципальном уровне к ним относятся предприятия и организации коммунальной и социальной сфер, функционирующие на основе муниципальных финансовых, земельных и других ресурсов, находящихся в муниципальной собственности. На региональном уровне — это региональные рынки и соответствующая им инфраструктура, а также региональные органы их регулирования.  [c.270]

Работа системы основана, как уже отмечалось, на работе ИС, в которой надо выделить как принципы ее ведения и функционирования, так и саму исходную информацию. Структуру исходной информации можно охарактеризовать следующим образом массивы исходной информации, хранящиеся на машинных носителях (магнитных дисках) ЭВМ значения параметров, вводимые в ЭВМ (с перфокарт и консоли) в процессе счета для обеспечения диалога человек—ЭВМ . Информацию, содержащуюся в массивах (табл. 5.3), можно несколько условно разделить на 2 части условно-постоянная (ретроспективные данные, характеризующие объемы газопотребления в территориально-отраслевом разрезе  [c.132]

Перестройка управления промышленностью по территориальному принципу первое время положительно сказывалась на деятельности промышленных предприятий. Вместе с тем отход от отраслевого принципа управления вызвал целый ряд отрицательных моментов.  [c.260]

Помимо промышленных академий, к середине 30-х годов было создано 35 институтов повышения квалификации инженерно-технических работников (ИТР) и хозяйственников, организованных по территориальному и отраслевому принципу. Почти при всех крупных предприятиях существовали филиалы этих институтов, обучение в которых велось без отрыва от производства. В институтах повышали квалификацию начальники и заместители начальников главков, трестов и других объединений, руководители предприятий и строек, начальники цехов и т. д.  [c.342]

Значительное место в хозяйственном строительстве занимает территориально-производственный принцип управления. Управление социалистическим хозяйством организуется с учетом отраслевой специализации и территориального размещения производства. Специализация является одной из наиболее прогрессивных форм организации крупного машинного производства, важным условием научно-технического прогресса. Она требует определенной специализации и хозяйственных органов. …Чтобы управлять,— учил В. И. Ленин,— нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование 22.  [c.72]

В настоящее время отраслевой принцип управления народным хозяйством является доминирующим, в связи с чем целесообразно рассмотреть особенности отраслевой системы маневрирования запасами. Функционирование отраслевой автоматизированной системы маневрирования запасами, заключающейся во взаимодействии предприятий, органов отраслевого и территориального управления, технических средств вычислительной техники и связи, должно обеспечивать  [c.165]

Применение прогрессивных форм территориальной межотраслевой кооперации производства и использования общих материально-технических и природных ресурсов предполагает создание новых и развитие уже имеющихся региональных центров по производству продукции межотраслевого назначения, средств механизации и автоматизации для сокращения объемов ручного труда, выполнению ремонтных, транспортных и других работ (междуведомственные территориально-отраслевые объединения, предприятия, цехи) региональных многоотраслевых комплексов взаимосвязанных производств, образуемых по принципам обеспечения полного технологического цикла производства конечного продукта комплексного использования природных ресурсов на базе внедрения безотходных технологий и т. п.  [c.21]

На практике управление строительством сочетает территориальный и отраслевой принципы организации. Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — важный фактор совершенствования производства и непрерывного его технического развития, а также более гибкое и эффективное использование ресурсов отрасли. Вместе с тем в строительстве в силу его специфики (локальная закрепленность строительной продукции и реализация ее по месту производства), а также ввиду тенденций к территориальному единству строительных организаций отраслевое управление должно сочетаться с принципом зонирования деятельности строительных организаций.  [c.26]

Важной вехой в коммунистическом строительстве в нашей стране является постановление сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства . Пленум признал необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать общесоюзные и союзно-республиканские министерства по отраслям промышленности и общегосударственную систему материально-технического снабжения страны по территориальному принципу во главе с -союзно-республиканским Государственным комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР).  [c.5]

Общегосударственная система материально-технического снабжения построена по территориально-отраслевому принципу. В нее входят главные управления по снабжению и сбыту продукции (союзглавснаб-сбыты), которые регулируют поставки определенных видов продукции главные управления по комплектованию строящихся и реконструируемых предприятий оборудованием и изделиями, созданнные по отраслям строительства (союзглавкомплекты) территориальные органы снабжения в союзных республиках и экономических районах страны, наделенные правами и обязанностями по комплексному материально-техническому обеспечению потребителей района (республики) всеми видами продукции в полном объеме.  [c.197]

МНС России и его территориальные (управления МНС России по субъектам РФ, городские и районные налоговые инспекции) и иные подразделения являются единой системой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляют свои полномочия как в отношении федеральных, так и в отношении региональных (субъектов РФ) и местных налогов и сборов. Данная система контрольно-надзорных органов осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные фонды законно установленных налогов и сборов. МНС России — государственный орган, входящий в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиненный Президенту РФ и Правительству РФ. Помимо центрального аппарата МНС России в его структуру входят, прежде всего, управления по субъектам РФ и городские (районные) — именуемые еще территориальными — налоговые инспекции. Помимо территориальных подразделений в структуре МНС России образуются также специализированные подразделения для работы по отдельным важнейшим направлениям1. Эта система функционально независима от региональных и местных органов власти. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам региональных и местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных соответствующим органам власти полномочий. В свою очередь, региональные и местные органы власти не вправе изменять или отменять решения налоговых органов или давать им оперативные руководящие указания2. Характерной особенностью указанных органов является то, что они формируются не только по территориально-отраслевому принципу, но и по принципу специализации.  [c.247]

Система управления локомотивным хозяйством на железных дорогах построена по территориально-отраслевому принципу. Но территориальному принципу все предприятия локомотивного хозяйства, как и других отраслей железнодорожного транспорта, находятся в ведении и управляются Министерством путей сообщения. Общее руководство дороги осуществляет начальник дороги, а на территории (в границах) отделения — начальник отделения дороги. Локомотиворемонтные заводы подчинены Главному управлению по ремонту подвижного состава и производству запасных частей.  [c.17]

В соответствии с организационной структурой АСЦВК структура распределенного банка данных также является иерархической, построенной по территориально-отраслевому принципу. На верхних уровнях иерархии находятся  [c.100]

Эта система строится в соответствии с административ но-территориальным делением СССР, сложившейся сетью и типами библиотек, объемом и содержанием книжных фондов всех библиотек конкретного региона (района, города, области, края, автономной и союзной республик). Система МБА организуется на основе территориально-отраслевого принципа, предусматривающего создание региональных центров МБА — универсальных и отраслевых и территориально-ступенчатое направление и перенаправление заказов на литературу.  [c.345]

Интенсивно разрабатываются и внедряются АСУ различных звеньев управления пар. х-вом и в европ. социалистич. странах. В Болгарии создаётся единая гос. сеть вычислит, центров (ВЦ) по территориально отраслевому принципу. Сеть ВЦ оснащена упифнциронанной электронно-вычислит. техникой и  [c.17]

Осн. принципы У. социалистич. произ-вом разработаны В. II. Лениным, Коммунистич. партией системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеологич. проблем единство хоз. и политич. руководства демократии, централизм — сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы трудящихся партийность принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей п их спецнфич. проявления в конкретных историч. условиях принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс вопросов У. территориально-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-территориальный подход с отраслевым (гл. задачи отраслевого У.— определение потребности и обеспечение нар. х-ва продукцией отрасли, проведение единой технич. политики, организация внедрения достижений науч.-технич. про-  [c.223]

В период создания и функционирования совнархозов в экономических районах действовали соответствующие управления, координировавшие деятельность предприятий по нефтепереработке и нефтехимии. После ликвидации совнархозов и перехода к отраслевому принципу управления было создано союзно-республиканское Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках организованы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское Министерство нефтеперерабатывающей промышленности в Азербайджане, а также и главные управления в других союзных республиках решали задачи оперативного порядка, связанные с территориальными особенностями той или иной республики. Для более полного руководства территориальными комплексами в крупных экономических районах возникли территориальные производственные объединения и комбинаты — Грознефтсхимзаводы, Башнефтехимзаводы, Куйбышевнефтехим-заводы и др. Их создание характеризует непрерывную концентрацию производства.  [c.96]

Нефтеперерабатывающей промышленностью управляет союзно-республиканское министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках созданы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Азербайджане, так же как и Главное управление Совета Министров УССР по нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, призвано решать задачи оперативного порядка,, связанные с территориальными особенностями данных республик. Таким образом осуществлен отраслевой принцип управления.  [c.117]

На XXVII съезде КПСС была предложена программа перестройки экономики, рассчитанная на длительный период. Эта программа была углублена Съездами народных депутатов и сессиями Верховного Совета Союза ССР. Последние приняли ряд законов, подводящих правоЕ ую базу под экономическую реформу. Законы о собственности, земле, предприятии, кооперации, арендных отношениях и другие станут той основой, которая даст возможность реальной перестройке экономики страны в целом и отдельных трудовых коллективов. В основные задачи, которые ставятся перед страной, отраслями, предприятиями, вхоДят дальнейшее совершенствование систем планирования и экономического стимулирования производства, с повышением в организации управленческой и плановой деятельности роли конечных результатов обеспечение сбалансированности планов на основе совершенствования системы материальных, трудовых и стоимостных балансов совершенствование системы плановых показателей текущего и перспективного планирования усиление роли долгосрочных планов и прогнозирования разработка комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам более полное сочетание отраслевого и территориального (регионального) принципов планирования и управления производством создание системы натуральных и стоимостных нормативов длительного пользования для всех уровней планирования совершенствование планирования, финансирования и стимулирования научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства разработка проблем научно-технического прогресса в отраслях в их единстве с экономическим развитием страны совершенствование нормирования и системы оплаты труда, повышение стимулирующей роли заработной платы, улучшение ее планирования и 1 з  [c.3]

В соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в стране был осуществлен переход от территориального к отраслевому принципу управления народным хозяйством. Для руководства промышленностью были созданы отраслевые министерства. Одновременно была создана Общегосударственная система материально-технического снабжения во главе с Государственным Комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), в состав которого вошли все склады, базы, конторы, управления снабже-  [c.66]

Под руководством Л. Я. Карпова в апреле — мае 1918 г. была разработана структура Отдела, в основу деятельности которого был положен отраслевой принцип, т. е. объединение всех однотипных химических предприятий в одну отрасль [5]. Территориальный принцип управления допускался лишь при объединении мелких предприятий местного значения. Химический отдел состоял из коллегии, технического совета, производственных групп, секций и подотделов общего характера. Заведующий Хим-отделом и члены коллегии назначались Президиумом ВСНХ. Технический совет являлся совещательным органом при коллегии и состоял из специалистов различных отраслей промышленности.  [c.248]

Таким образом, хотя и был восстановлен отраслевой принцип руководства, все еще сохранялись элементы территориальной организации управления промышленностью. Существовала четырехзвепная система управления Министерство химической промышленности СССР —отраслевые управления — республиканские управления химической промышленности—объединения (предприятия). Наличие республиканских органон управления нарушало отраслевой принцип руководства и тормозило развитие специализации.  [c.262]

Необходимо отметить, что с перестройкой управления хозяйством по отраслевому принципу и передачей в ведение министерств отраслей промышленности, решение вопросов правильного размещения производительных сил и территориального планирования значительно усложнилось. Рассмотрение титульных списков капитального строительства предприятий на 1966—1970гг. показало, что многие министерства и ведомства СССР разработали проекты пятилетнего плана без достаточного учета решений Партии и Правительства по вопросам территориального планирования.  [c.25]

Мартовским и сентябрьским (1965 г.) Пленумами ЦК КПСС и XXIII съездом КПСС были приняты решения о коренном улучшении методов управления и планирования в народном хозяйстве СССР. Территориальный принцип управления промышленностью и строительством был заменен более совершенным отраслевым принципом.  [c.22]

В РАСЦВК допускается выделять базовые организации соответствующего профиля, ответственные за ведение в республике отдельных классификаторов или их разделов. Иногда роль базовой организации поручается организации — разработчику данного классификатора или его отраслевого раздела. Например, ведение ОК.ПО в республиках поручается организациям ЦСУ СССР, ведение ОКП—организациям Госснаба СССР и министерства местной промышленности. Структура РАСЦВК построена по территориально-отраслевому (ведомственному) принципу.  [c.97]

В связи с переходом к управлению промышленностью по отраслевому принципу установить, что союзно-республиканские министерства СССР и общесоюзные министерства являются распорядителями материально-технических ресурсов, выделяемых на развитие отраслей промышленности , а реализация планов материально-технического снабжения проводится через систему главснабсбытовJ и территориальных органов материально-технического снабжения 3.  [c.47]

В целях обеспечения правильного территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что Госпланы союзных республик разрабатывают проекты планов развития народного хозяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республикансксго и республиканского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции (кроме оборонной продукции) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республики.  [c.113]

В настоящее время отраслевой принцип руководства промышленностью сочетается с территориальным принципом организации материально-технического снабжения в стране при трехзвеннои и двухзвеннои системах организации материально-технического снабжения. Трехзвенная систе-  [c.219]

economy-ru.info

Развитие административно-территориального устройства в 1950-1960-х годах

К середине 1950-х годов стал очевиден кризис в управлении экономикой. Сложилось мнение о необходимости децентрализа­ции управления. В рамках наметившегося общего расширения прав союзных республик им были переданы вопросы админис­тративно-территориального устройства, находящиеся прежде в компетенции СССР74. Те же, в свою очередь, передали некото­рые вопросы территориального устройства исполнительным ко­митетам областных Советов депутатов трудящихся75. Впервые был поставлен вопрос о целесообразности издания специально­го закона, закрепляющего территориальное устройство СССР, который, однако, так и не был принят76.

XXI съезд КПСС принял решение об удешевлении и совер­шенствовании государственного и хозяйственного аппарата в цен­тре и на местах, что предполагало укрупнение звеньев админи­стративного управления, предусмотренное «Контрольными циф­рами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг.»77.

Динамика областного деления была связана с переходом от отраслевого к территориальному принципу управления промыш­ленностью и строительством. Вертикально-ведомственная систе­ма тормозила формирование хозяйственных комплексов и разви­тие экономики в целом. Стал необходимым переход от целена­правленно измельченной в прошлые десятилетия и функционально приспособленной территориальной системы к ад­министративно-хозяйственной.

Вслед за публикацией 30 марта 1957 года тезисов доклада Н.С.Хрущева о хозяйственной реформе развернулась широкая дискуссия, затронувшая административно-территориальное уст­ройство и взаимодействие совнархозов с местными партийными и советскими органами. Секретари обкомов, крайкомов и ЦК партии союзных республик, опасаясь разрушить сложившуюся систему управления, предлагали «привязать» новые органы к су­ществовавшему административно-территориальному делению со сложившейся вертикалью партийных комитетов и советов. Сек­ретари обкомов наиболее мощных областей (Иркутской, Львов­ской, Свердловской и других) настаивали на создании многооб­ластных экономических районов с центром в соответствующей области. Обоснованное предложение о формировании «многооб­ластных» совнархозов, отвергнутое в 1957 году, было использо­вано в 1962 году, но уже в качестве вынужденного шага для вы­хода из создавшейся кризисной ситуации.



Как и прежде, советское правительство настораживало созда­ние сильных экономических объединений во главе с совнархо­зом. С каждым днем дискуссии увеличивалось количество наме­чаемых совнархозов. Вместо первоначальных 17—22 было обра­зовано 105 административных экономических районов, соответствующих территориальному делению. Однако концепция преобразования административных экономических районов, сфор­мулированная на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 года, пред­полагая интеграцию экономики в рамках мощных районов, сохра­няла прежнее административно-территориальное деление78.

В 1957—1962 годах в качестве экономического района высту­пала республика (союзная или автономная), край, область или группа областей, где создавались совнархозы, руководившие крупной промышленностью и строительством союзно-республи-

канского значения. Управление экономикой подведомственной совнархозу территории имело многоуровневую структуру: одна часть промышленности и строительства по-прежнему оставалась в ведении центральных органов, другая — управлялась совнар­хозами, третья — местными советами. Это принципиально про­тиворечило одному из основных положений теории экономичес­кого районирования, рассматривающему всю экономику как единое целое. Кроме того, находясь в республиканском подчи­нении, совнархозы не всегда успешно взаимодействовали с ме­стными органами.

Самым уязвимым в управлении оставалось чрезвычайно дроб­ное районное звено, которое и претерпело наибольшие измене­ния в 1950—1960-е годы. Начиная с 1956 года, развернулся про­цесс укрупнения, приведший к сокращению районов в отдель­ных областях до 50 процентов79.

В 1962 году единые административные районы были разделе­ны на промышленные и сельскохозяйственные. В последних со­здавались территориальные производственные колхозно-совхоз­ные и другие управления, организованные по тому же принци­пу, что и совнархозы. Отличие состояло в привязке их к первичным звеньям сельскохозяйственного производства — кол­хозам и совхозам. Производственные управления включали от 30 до 60 хозяйств и охватывали 2—4 административных района. Вскоре, однако, наметилась тенденция к их отождествлению с административными районами, укрупнение которых было вве­дено в русло управленческой политики. Однако количество ад­министративных районов сокращалось медленно, и около 40 процентов производственных объединений продолжали быть межрайонными.

В ходе всех преобразований сложилось весьма громоздкое ад­министративно-территориальное устройство, включавшее пять сеток районирования, не увязанных между собой по целям, фун­кциям и границам. Две из них (низовые и районные областно­го ранга) были, прежде всего, административно-политическими, две другие (колхозно-совхозные управления и укрупненные со­внархозы) были административно-хозяйственными, а последняя, не обладавшая директивными функциями, была разработана Гос­планом и предназначалась исключительно для планирования.

Переход к территориальному принципу управления экономи­кой изменил всю систему управления. Ключевым звеном стано­вились совнархозы административных районов, представлявшие коллегиальный орган, в котором не предусматривалось партий­ное представительство. Фактически сложилась ситуация, когда

хозяйственные структуры оказались самостоятельны по отноше­нию к обкомам и были оторваны от местных советов или даже им противопоставлены. Разрушалась складывающаяся десятиле­тиями система управления и соотнесенная с ней партийная вер­тикаль. Местные партийные и хозяйственные руководители уви­дели в этой ситуации способ расширения своих полномочий.

Продиктованная демократическими побуждениями ротация партийных кадров, закрепленная новым уставом КПСС в октяб­ре 1961 года, подорвала их стабильность, особенно на местном уровне. С целью вернуть контроль над управлением экономикой областные, районные и городские партийные организации в но­ябре 1962 года были разделены по производственному признаку на промышленные и сельские. На территории оказывались два райкома партии. Дальнейшее укрупнение совнархозов еще более ослабило позиции промышленных обкомов, которые оказались в подчинении местных совнархозов. Поскольку партийная и со­ветская система были тесно переплетены, то вместо единых со­ветов и их исполкомов создавались сельские и промышленные советы и их исполкомы. Выделение сельских и промышленных ветвей партийного руководства на местах было логичным про­должением сращивания партийного и государственного аппара­тов. Одновременно эта система совершенно отняла у местных советов их и без того очень скромную экономическую базу и создала предпосылки для дальнейшего ослабления власти сове­тов на местах.

В ноябре 1964 года Пленум ЦК КПСС признал необходимым восстановить единые партийные и советские органы на основе территориально-производственного принципа. Одновременно Президиум Верховного Совета РСФСР восстановил во всех об­ластях и краях единые советские органы. В соответствии с этим промышленные районы были ликвидированы, значительная часть необоснованно укрупненных административных районов была разукрупнена, а ранее существовавшие районы были вос­становлены. В ряде областей России, в том числе Урала, Сиби­ри и Дальнего Востока, это восстановление являлось, по суще­ству, механическим возвратом к прежнему делению80. Сентябрь­ский Пленум ЦК КПСС 1965 года признал целесообразным отказаться от территориального варианта управления экономи­кой и вернуться к отраслевому принципу.

Неудача реформы еще раз подтвердила несоответствие эконо­мического районирования административно-территориальному делению. Новая система управления вступила в серьезное про­тиворечие с чрезмерно измельченным низовым административ-

но-территориальным делением, а следовательно, и с территори­альной структурой партийно-государственного аппарата.

В дальнейшем общие направления развития административ­но-территориального устройства предполагали неуклонное уве­личение числа всех других административно-территориальных единиц при сохранении в неизменном виде количества областей (краев).

megaobuchalka.ru

Отраслевой принцип — управление — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Отраслевой принцип — управление

Cтраница 1

Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — необходимое условие совершенствования производства и его непрерывного технического развития, а также более гибкое и эффективное использование людских и материально-технических ресурсов отрасли. Вместе с тем для более успешного централизованного ( отраслевого) руководства необходимо усиление самостоятельности территориальных органов.  [1]

Отраслевой принцип управления трубопроводным транспортом позволит осуществить действенное руководство в масштабах всей страны, улучшить его эксплуатацию, повысит эффективность общественного производства.  [2]

Отраслевой принцип управления промышленностью значительно эффективнее, чем территориальный, и обеспечивает развитие отдельных ее отраслей, а значит, и всей индустрии СССР в целом.  [3]

Отраслевой принцип управления был восстановлен в 1965 г. Вначале это обеспечило укрепление экономического и научно-технического потенциала страны, благоприятно сказалось на росте эффективности производства.  [4]

Осуществление отраслевого принципа управления, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, более широкое развитие работ по внедрению автоматизированных систем управления создают условия для дальнейшего усовершенствования управленческого аппарата и сокращения расходов на его содержание.  [5]

После осуществления отраслевого принципа управления промышленностью ( 1965 г.) и в связи с образованием Министерства нефтяной промышленности СССР были преобразованы и органы материально-технического 1 снабжения нефтяной промышленности. В министерстве было образовано Главное управление материально-технического снабжения ( Главснаб) без.  [6]

Надо лучше сочетать отраслевой принцип управления, определяющий единство хозяйственной и технической политики в отрасли, с системой рациональных хозяйственных связей внутри республик, экономических районов и областей. Для этого необходимо улучшить разработку межотраслевых и территориальных экономических проблем. Следует повысить ответственность министерств за развитие межотраслевых связей, в частности за выполнение поставок в порядке кооперации. Социалистическое хозяйствование принципиально несовместимо как с ведомственностью, нарушающей рациональные производственные связи, так и с местничеством, ослабляющим единство хозяйственной деятельности.  [7]

В настоящее время отраслевой принцип управления народным хозяйством является доминирующим, в связи с чем целесообразно рассмотреть особенности отраслевой системы маневрирования запасами.  [8]

Надо лучше сочетать отраслевой принцип управления, определяющий единство хозяйственной и технической политики в отрасли, с системой рациональных хозяйственных связей внутри республик, экономических районов и областей. Для этого необходимо улучшить разработку межотраслевых и территориальных экономических проблем. Следует повысить ответственность министерств за развитие межотраслевых связей, в частности за выполнение поставок в порядке кооперации. Социалистическое хозяйствование принципиально несовместимо как с ведомственностью, нарушающей рациональные производственные связи, так и с местничеством, ослабляющим единство хозяйственной деятельности.  [9]

С 1965 г. согласно отраслевому принципу управления народным хозяйством министерствам было поручено обеспечить всемерное развитие соответствующих отраслей народного хозяйства, высокие темпы развития производства и роста производительности труда, выполнение заданий государственного плана, строгое соблюдение государственной дисциплины, рациональное использование капи-тальвых вложений и повышение эффективности их использования. Плановое руководство отраслями проводится на научной основе с учетом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР.  [10]

В нашей стране действует отраслевой принцип управления. Поэтому вопросы создания эффективно действующих ОАСУ стоят в центре внимания многих научных и проектных организаций и, конечно, самих отраслевых министерств.  [11]

Совершенствование планирования осуществляется на основе укрепления отраслевого принципа управления промышленностью и сочетания централизованного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий.  [12]

Это Постановление было принято после перехода к отраслевому принципу управления народным хозяйством.  [13]

Решения XXIII съезда КПСС, переход к отраслевому принципу управления промышленностью, совершенствование планирования и материального стимулирования, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий создают возможности для более успешного развития и химико-фармацевтической промышленности.  [14]

Для обеспечения территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что проекты планов развития народного хозяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республиканского и республиканского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции ( кроме оборонной) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республик, разрабатываются Госпланами союзных республик.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Управление экономикой

В СССР существовала сверхцентрализованнаясистема управления экономикой.

В 1957 г. была проведена децентрализация управления экономикой: из 46 отраслевых министерств оставили лишь 6. Взамен других были созданы сотни территориальных советов народного хозяйства – совнархозы, которые руководили всеми предприятиями промышленности и строительства на одной территории. Это означало переход от управления по отраслевому принципу к управлению по территориальному принципу. Новая система управления экономикой дала временный положительный эффект. Недостаткисовнархозной системыуправления: тормозилось внедрение новой техники, утрачивались связи между предприятиямидальних районов. Совнархозная система была ликвидирована после отставки Хрущева в 1964 г.

1957Г. Центр

Совнархозы в каждой области

Пятилетки

В 1951-1955 гг. была 5 пятилетка, а в 1956 г. на XX съезде КПСС был принят план 6 пятилетки.Показатели 6 пятилетки оказались завышенными и план выполнялся с большими трудностями

В 1959 г. собрался XXI съезд КПСС для обсуждения нового семилетнего плана на 1959-1965 гг. На съезде был сделан вывод о том, что «социализм построен полностью», так как СССР теперь не единственная социалистическая стран в мире.Возможен переход к коммунизму, который является высшей стадией развития общества.

Большая часть средств направлялась в военно-промышленный комплекс – ВПК.

Развитие сельского хозяйства в конце 50-начале 60-х гг.

В сентябре 1953 г. Пленум ЦК КПСС утвердилосновыновой аграрной политики. Был взят курс нареформу в с\х:

— повышены государственные закупочные цены на с/х продукцию

— списаны долги колхозов

— снижены налоги с приусадебных участков

— снижены налоги с продаж на свободном рынке

— увеличено финансирование с/х

— увеличение поставок техники.

Это вводило материальные стимулы к труду. Цели реформы – вывести с/х из кризиса, механизация с/х труда, интенсификация с/х производства.

Однако перевести с\х на интенсивный путь развития не удалось. С/Х по-прежнему развивалось по экстенсивному пути – расширению посевных площадей. Освоение целины с 1954 г. – это путь экстенсивный (расширение посевных площадей).

1954 г. – начало освоения целины. Цель– увеличить производство хлеба, решить продовольственный вопрос. Осваивались целинные и залежные земли Казахстана, Урала, Сиьири, Поволжья. Там создавались совхозы. К 1956 г. освоено 32 млн. га земель. Увеличили временно валовой сбор зерна. Однако из-за усталости и эрозии почв в дальнейшем урожайность снизилась. Поэтому в 1963 г. принят курс нахимизацию с/х (внедрение удобрений).

1955 г. – кукурузная эпопея. Это мероприятие – примервозрождения командно-директивных методов руководства с/х. Примерхрущевского волюнтаризма. Принудительно повсеместно сажали кукурузу – от Архангельска до Астрахани. Уменьшены посевы пшеницы, однако почва не подходила для выращивания кукурузы. Кукурузная эпопея провалилась.

Объявлено соревнование с США в производстве мяса, молока и масло на душу населения. Американский опыт развития сельского хозяйств не давал покоя Хрущеву. В1957 г., выступая в Ленинграде, Хрущев сформулировал сверхзадачу: «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока, и масла на душу населения».Это была политическаяавантюра, цель которой –продемонстрировать всему миру преимущества социализма. Хрущев повелавантюристическую политику «прыжка вперед».

В 1958 г. были ликвидированы МТС (Машино-тракторные станции. Они были созданы государством в период коллективизации и принадлежали государству). Колхозы должны были выкурить всю технику МТС. Это привело к разорению колхозов, т.к. у них не было таких больших денег.

В 1959 г. принято решение об укрупнении мелких колхозов и совхозов путем их сливания в одно хозяйство. Одновременно стали без всякой необходимости преобразовывать колхозы в совхозы.Цель – создание единой социалистической формы собственности. Ликвидировались небольшие деревни, которые были объявлены «неперспективными».

В 1858 г. начались гонения на личные подсобные хозяйства. Горожанам было запрещено иметь огороды. В 1959 г. началась кампания по борьбе с частниками. Колхозам приказали скупить скот у колхозников. Это привело к забою скота.

В результате первый успехроста с/х продукции в1956-1958гг. на 32% сменилсяпадениемна 15% в1959-1962гг. Не удалось поднять с/х.

В 1961-1962 гг. во всех регионах ощущался дефицит продуктов. Увеличение производства с/х продукции прекратилось. В 1962-1963 гг. в большинстве городов были введены продовольственные карточки. По стране прокатилась волна массовых выступлений рабочих. События в Новочеркасске в 1962 г.: 6-7 тыс. человек направились к центру города. Было применено оружие для разгона демонстрации. Было убито 24 человека, в том числе 1 школьник. Стал очевиден провал с\х политики Хрущева.

С 1963 г.продовольствие стали закупать за границей.

Таким образом, два периода в развитии с/х:

— первый период – подъем с 1953 г. после принятых на пленуме решений о введении материальных стимулов к труду.- второй – с 1958 г. – с ликвидации МТС, объединения колхозов и запрета приусадебных хозяйств.

studfiles.net

Отраслевой принцип управления — Энциклопедия по экономике

Совнархозы провели полезную работу по объединению родственных предприятий, по специализации и кооперированию производства в пределах экономических районов, улучшилась организация материально-технического снабжения. Однако создание совнархозов привело к нарушению отраслевого принципа управления. Руководство отдельными отраслями оказалось раздробленным, нарушилось единство их технической политики. В связи с этим руководство отраслями промышленности ослабло, стало тормозиться развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находящимися в разных экономических административных районах. По решению сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС были образованы отраслевые союзно-республиканские министерства нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и союзное Министерство газовой промышленности. В июне 1970 г. Министерство нефтедобывающей промышленности преобразовано в общесоюзное Министерство нефтяной промышленности.  [c.88]
В принятом в октябре 1969 г. постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления указывается, что осуществление отраслевого принципа управления, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, все более широкое внедрение в народное хозяйство автоматизированных систем управления создают необходимые условия для дальнейшего совершенствования аппарата управления. Во исполнение этого постановления в Министерстве нефтяной промышленности и ВНИИОЭНГ были разработаны методические основы и принципы новой структуры управления производством. В конце 1969 и начале 1970 г. в объединениях началась подготовительная работа к переходу на новую систему управления. В объединении Башнефть первым на новую структуру управления производством было переведено с 1 апреля 1970 г. НПУ Туймазанефть, а с 1 сентября — все остальные НПУ. Внедрение новой структуры управления производством стало возможным в результате коренного технического перевооружения нефтяной промышленности.  [c.153]

В строительстве применяются территориально-отраслевой и отраслевой принципы управления. Территориально-отраслевой обеспечивает территориальное единство подрядных организаций, эффективное сочетание районирования деятельности строительных министерств с их отраслевой направленностью, что создает условия для оперативного маневрирования материальными, трудовыми и денежными ресурсами в пределах районов территориальных управлений. Отраслевой принцип управления дает более высокий уровень специализации работ. По нему строятся транспортные и энергетические сооружения, объекты нефтяной и газовой промышленности, мелиорации, сельского и водного хозяйства. Обеспечивается наиболее эффективное использование материальных и трудовых затрат.  [c.169]

Отраслевой принцип управления 169 Отраслевые нормативы удельных капитальных вложений 70  [c.377]

Территориально-отраслевой принцип управления 169  [c.379]

Отраслевой принцип управления промышленностью и строительством  [c.25]

Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — необходимое условие совершенствования производства и его непрерывного технического развития, а также более гибкое и эффективное использование людских и материально-технических ресурсов отрасли. Вместе с тем для более успешного централизованного (отраслевого) руководства необходимо усиление самостоятельности территориальных органов.  [c.26]

Плановое руководство производством при отраслевом принципе управления обеспечивается  [c.27]

Помимо этого была осуществлена перестройка структуры управления — переход от совнархозов к министерствам, т.е. отраслевому принципу управления. С целью предотвращения  [c.134]

Перестройка управления промышленностью по территориальному принципу первое время положительно сказывалась на деятельности промышленных предприятий. Вместе с тем отход от отраслевого принципа управления вызвал целый ряд отрицательных моментов.  [c.260]

В решениях нашей партии об улучшении управления промышленностью по-новому ставятся вопросы организации работы различных отраслей промышленности. В этих условиях, когда установлен отраслевой принцип управления промышленностью, когда обеспечивается стимулирование промышленного производства и укрепление. хозяйственного расчета, раскрываются широкие возможности для выявления и использования имеющихся резервов экономии топлива, электрической и тепловой энергии. Создаются благоприятные условия для развернутого обмена опытом по рационализации и улучшению эксплуатации энергетического хозяйства промышленных предприятий.  [c.7]

Научно-технический прогресс должен быть объектом отраслевого управления. Отраслевой принцип управления обеспечивает разработку единой технической политики отрасли, необходимую увязку плана развития новой техники с остальными разделами плана отрасли.  [c.212]

Современная структура управления химической промышленностью построена по отраслевому принципу. Управление отраслью осуществляется на основе Генеральной схемы управления химической промышленностью (рис. 5).  [c.202]

ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ  [c.22]

До последнего времени основным нормативным документом для установления численности ИТР и служащих по структурным подразделениям предприятия являлись штатные расписания. Однако они характеризуют лишь усредненные данные о фактически сложившихся штатах по группам однородных предприятий. Переход промышленности к отраслевому принципу управления создает необходимые предпосылки для создания научно обоснованной расчетной и нормативной базы разработки отраслевых и типовых штатов численности ИТР и служащих. Этому способствует также и то обстоятельство, что внедрение в сферу управленческого труда средств оргтехники позволяет с большой точностью определить прогрессивные затраты труда на выполняемую работу.  [c.149]

В настоящее время отраслевой принцип управления народным хозяйством является доминирующим, в связи с чем целесообразно рассмотреть особенности отраслевой системы маневрирования запасами. Функционирование отраслевой автоматизированной системы маневрирования запасами, заключающейся во взаимодействии предприятий, органов отраслевого и территориального управления, технических средств вычислительной техники и связи, должно обеспечивать  [c.165]

Успешности внедрения этого метода решающим образом способствует организация централизованного изготовления нормализованных элементов оснастки, что при принятом отраслевом принципе управления промышленности может быть осуществлено на специализированных предприятиях отрасли на базе классификации элементов конструкции основных типов изделий отрасли и типизации процессов их изготовления.  [c.163]

ОТРАСЛЕВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (ОАСУ). В нашей стране действует отраслевой принцип управления. Поэтому вопросы создания эффективно действующих ОАСУ стоят в центре внимания многих научных и проектных организаций и, конечно, самих отраслевых министерств.  [c.138]

Отраслевой принцип управления был восстановлен в 1965 г. Вначале это обеспечило укрепление экономического и научно-технического потенциала страны, благоприятно сказалось на росте эффективности производства. Но постепенно система отраслевого управления стала приобретать бюрократический и узковедомственный характер. Министерства и ведомства все более жестко ограничивали нрава и самостоятельность предприятий и объединений, усиливали мелочную опеку над ними. Замедлился рост эффективности производства, ухудшились важнейшие технико-экономические показатели работы отраслей — рост производительности труда, материалоемкость и энергоемкость продукции, ресурсосбережение. Обновление производственных фондов, внедрение новых видов оборудования, изделий и материалов происходило недопустимо медленно.  [c.607]

Совершенствование планирования осуществляется на основе укрепления отраслевого принципа управления промышленностью и сочетания централизованного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий. До реформы предприятию планировался весьма широкий круг показателей, что приводило к излишнему ограничению прав, самостоятельности и хозяйственной инициативы предприятий.  [c.161]

В соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС был осуществлен переход к отраслевому принципу управления промышленностью. Управление строительством промышленных, сельскохозяйственных и жилищно-гражданских объектов продолжало осуществляться через республиканские строительные министерства. Это порождало следующие недостатки в работе  [c.30]

На практике управление строительством сочетает территориальный и отраслевой принципы организации. Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — важный фактор совершенствования производства и непрерывного его технического развития, а также более гибкое и эффективное использование ресурсов отрасли. Вместе с тем в строительстве в силу его специфики (локальная закрепленность строительной продукции и реализация ее по месту производства), а также ввиду тенденций к территориальному единству строительных организаций отраслевое управление должно сочетаться с принципом зонирования деятельности строительных организаций.  [c.26]

В принятом Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления указывается, что осуществление отраслевого принципа управления, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, все более широкое внедрение, в народное хозяйство автоматических систем управления, электронных и вычислительных машин создают необходимые условия для дальнейшего совершенствования аппарата управления и сокращения расходов на его содержание.  [c.413]

Реорганизации планирования и управления, имевшие место в 1956—64, не внесли существенных изменений в хоз. руководство. Это были малоэффективные попытки разрешить противоречие между существующей системой планирования и управления, с одной стороны, и потребностями х-ва — с другой. Причиной неэффективности реорганизаций было стремление разрешить назревшие противоречия чисто механич. путём заменой отраслевого принципа управления территориальным при сохранении прежней меры централизации и прежнего разделения функций между вышестоящими и низовыми звеньями управления. Явления волюнтаризма и субъективизма, приводящие к нарушению принципа научной обоснованности хоз. руководства, были осуждены партией. На Мартовском и Сентябрьском (1965) пленумах ЦК партии и на 23 съезде КПСС был найден путь к разрешению назревших противоречий и было принято решение о проведении хоз. реформы.  [c.384]

Переход к отраслевому принципу управления промышленностью, внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования производства открыли возможности для дальнейшего развития концентрации производства. Достигнуты условия для создания в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности с учетом технико-экономических особенностей производств Всесоюзных промышленных хозрасчетных объединений.  [c.182]

Важное условие более широкого распространения передового опыта — дальнейшее улучшение руководства социалистическим соревнованием. Переход в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС к отраслевому принципу управления промышленным производством открыл для этого благоприятные экономические и организационные возможности. Единство руководства производством, техникой и экономикой в каждой отрасли создало реальные предпосылки для быстрого выявления всего лучшего, передового и прогрессивного, что накоплено на отдельных предприятиях, и организованного внедрения передового опыта на всех предприятиях отрасли. Эта задача в новых условиях хозяйствования становится важным фронтом работы промышленных министерств.  [c.430]

Повышение эффективности развития народного хозяйства неразрывно связано с объемом производства машиностроительной продукции и ее эффективностью в отраслях-потребителях. Учитывая отраслевой принцип управления народным хозяйством, экономические требования к научно-техническому прогрессу могут быть реализованы в практике планирования путем установления долговременных нормативов эффективности создаваемой новой техники для всех подотраслей машиностроения, поставляющих машины и оборудование для соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности. Рассматриваемые нами приростные показатели эффективности основных производственных фондов можно представить следующим образом  [c.74]

Такого рода факты являются следствием преобладания отраслевого принципа управления народным хозяйством. Поэтому увеличение межрегионального обмена продукции может вести не к росту, а к снижению народнохозяйственной эффективности воспроизводства за счет нерационального увеличения затрат в сфере обращения.  [c.226]

Решение этих проблем, безусловно, связано не только с углублением научных исследований в области региональной экономики, но и с совершенствованием практики управления народным хозяйством. Качество управления определяется скоростью наращивания производственного, научного и образовательного потенциала, а также эффективного использования уже созданного потенциала трудовых и природных ресурсов. Управление экономикой включает в себя учет и регулирование в долгосрочных планах процессов воспроизводства трудовых и природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов, цикла наука — производство . Преобладание отраслевого принципа управления сужает и количество, и специфику планируемых воспроизводственных процессов в народном хозяйстве, сводит планирование преимущественно к составлению, контролю и корректировке централизованных заданий по производству и распределению конкретных видов продукции, рассматриваемых сейчас как государственный заказ. Воспроизводство продукции в течение года — основной объект деятельности в условиях отраслевого принципа управления. Отсюда и ряд рассмотренных нами явлений, которых можно было бы избежать при более тщательном учете региональных факторов процессов воспроизводства трудовых, природных ресурсов и основных фондов.  [c.233]

Отраслевой принцип управления, таким образом, должен дополняться, а в целом ряде случаев перекрываться региональным принципом, в основе которого лежит сбалансированное развитие произ-  [c.233]

Сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС и XXIII съездом партии был взят решительный курс на внедрение экономических методов, основанных на широком использовании стоимостных категорий и полном хозяйственном расчете. Это выразилось, во-первых, в уменьшении числа регламентируемых показателей, т. е. в предоставлении предприятиям большой самостоятельности, и, во-вторых, в изменении сущности самих показателей. Основными показателями стали объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность. Введена плата за производственные фонды, стимулирующая лучшее использование основных фондов и оборотных средств. Дальнейшее значительное изменение в системе показателей намечено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы . К наиболее важным из них относятся рост нормальной чистой продукции, а в отдельных отраслях товарной продукции, рост производства продукции высшей категории качества и др. Усиление экономических методов руководства обеспечивает правильное соединение централизованного планового руководства с местной хозяйственной инициативой. В 1965 г. ликвидирован отход от отраслевого принципа управления промышленностью, имевшей место в предыдущие годы (1958— 1964 гг.) и приведший к снижению уровня руководства, нарушению принципа единства технической политики, распылению квалифицированных кадров и многоступенчатости в управлении. Были созданы промышленные министерства, что обеспечило концентрацию и централизацию руководства промышленностью. Важное значение в дальнейшем совершенствовании управления  [c.86]

В период создания и функционирования совнархозов в экономических районах действовали соответствующие управления, координировавшие деятельность предприятий по нефтепереработке и нефтехимии. После ликвидации совнархозов и перехода к отраслевому принципу управления было создано союзно-республиканское Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках организованы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское Министерство нефтеперерабатывающей промышленности в Азербайджане, а также и главные управления в других союзных республиках решали задачи оперативного порядка, связанные с территориальными особенностями той или иной республики. Для более полного руководства территориальными комплексами в крупных экономических районах возникли территориальные производственные объединения и комбинаты — Грознефтсхимзаводы, Башнефтехимзаводы, Куйбышевнефтехим-заводы и др. Их создание характеризует непрерывную концентрацию производства.  [c.96]

Нефтеперерабатывающей промышленностью управляет союзно-республиканское министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках созданы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Азербайджане, так же как и Главное управление Совета Министров УССР по нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, призвано решать задачи оперативного порядка,, связанные с территориальными особенностями данных республик. Таким образом осуществлен отраслевой принцип управления.  [c.117]

В соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в стране был осуществлен переход от территориального к отраслевому принципу управления народным хозяйством. Для руководства промышленностью были созданы отраслевые министерства. Одновременно была создана Общегосударственная система материально-технического снабжения во главе с Государственным Комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), в состав которого вошли все склады, базы, конторы, управления снабже-  [c.66]

Начало использования программно-целевых, методов государственного регулирования относится к 30-м гг. ХХ.а. в индустриально развитых странах -Европы. В середине 60-х гг. данный метод относительно широко, особенно.в США, использовался. для целенаправленного формиррва-ния бюджетной политики, рассматривался как элемент, непрерывного планирования. Министерством обороны СЩА была разработана система ППБ (планирование — программирование -бюджетирование). На последующих этапах государственные прр-граммы стали более совершенными (были преодолены протиь воречия между программно-целевым и ведомственно-отраслевым принципами управления, значительно усовершенствованы методы разработки и реализации программ) и в настоящее время являются главным, стержневым элементом государственного регулирования экономики.  [c.140]

В конце 1965 г. в связи с переходом к отраслевому принципу управления промышленностью и введением новой системы планирования и экономического стимулирования химическое машиностроение, сопутствующие ему отрасли и нефтяное машиностроение были объединены в одну отрасль, руководство которой было возложено на Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР (Минхиммаш).  [c.221]

В целях обеспечения правильного территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что Госпланы союзных республик разрабатывают проекты планов развития народного хозяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республикансксго и республиканского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции (кроме оборонной продукции) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республики.  [c.113]

I о с ь м о и и я т и л е т н н и н л а п (1966 — 70) разрабатывался исходя из Директив 23-го съезда КПСС (1966), а также решений Октябрьского (1964). Мартовского и Сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС, на к-рых была выработана долгосрочная программа дальнейшего подъёма экономики страны. Важнейшее звено этой программы — переход к отраслевому принципу управления пар. х-вом, широкое зкономпч. стимулирование роста п совершенствования пронз-ва. Гл. экономич. задача пятилетки состояла в том, чтобы на основе использования достижений науки н техники, индустриального развития всего обществ, произ-ва, повышения его эффективности обеспечить значит, рост пром-стп, высокие устойчивые темны развития с. х-ва п существ, подъём уровня жизни народа. Важнейшая особенность этого плана — одновременное ускорение темпов экономил, развития страны н повышения уровня жизни народа.  [c.411]

Действующая государственная система материально-технического снабжения, руководство которой Ъсуществляет Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, позволяет сочетать территориальный и отраслевой принципы управления, обеспечивая при этом интересы всего народного хозяйства и интересы потребителей материальных ресурсов.  [c.5]

economy-ru.info

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *