Падежные окончания на ия ий ие – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок русского языка «Правописание окончаний имён сущестительных на –ия, -ие, -ий». | скачать бесплатно

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

Учитель Google

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста


Соответствие стилю


Календарь

Статистика

Склонение имён существительных на -ия, -ие, -ий

Дорогие ребята!

Сегодня мы снова поговорим о склонении существительных. Вы повторите учебный материал прошлого урока и узнаете об особенностях склонения существительных, которые оканчиваются на –ия, -ие, -ий.

Ребята! Как вы думаете, почему о склонении существительных на -ия, -ие, -ий мы вынуждены говорить особо? Дело в том, что эти существительные склоняются иначе, чем существительные 1, 2 и 3 склонения.

Вам следует запомнить правописание падежных окончаний таких слов.

Запомните!

У существительных женского рода на -ия (фамилия, акация) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа в конце пишется -ии. 

Запомните!

У существительных мужского рода на -ий (планетарий, гербарий) и у существительных среднего рода на -ие (здание, решение) в предложном падеже единственного числа на конце пишется -ии:  в планетарии, о гербарии, в здании, о решении.

Ребята, внимательно прочитайте примеры и запомните, что -ия, -ие, -ий — это не окончания.

Тренажёр

 

Обратите внимание на то, что правописание имён Юлия, Валерий, София и т. д. подчиняется этому же правилу.

Различайте имена собственные типа Мария, Наталия — Марья, Наталья. Слова Марья, Наталья, Дарья и т.п. относятся к первому склонению и склоняются по общему правилу.

Важный вывод

Существительные на -ия, -ие, -ий — особые существительные. Вам следует запомнить правописание их падежных окончаний. Ни в одном падеже таких существительных не бывает окончания — .

Обратите внимание, что -ия, -ие, -ий — это не окончания (в словах на -ия, -ие, -ий мы можем выделить окончания -я, -е и нулевое).

Рефлексия

gvozdikova.ucoz.ru

Окончания существительных — Правило

Упражнения к правилу

Существительные изменяются по числам и по падежам. Это называется склонением.

Падежи существительных

Именительный Кто? Что?
РодительныйКого? Чего?
ДательныйКому? Чему?
ВинительныйКого? Что?
ТворительныйКем? Чем?
ПредложныйО ком? О чём?
Существует три типа склонения существительных, различающихся по своим падежным окончаниям. Первое склонение

К нему относятся существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме (именительном падеже) имеют окончания -а, -я,

например: кошка, баня, дядя, дедушка.

И.п. речка
Р.п.речки
Д.п.речке
В.п.речку
Т.п.речкой
П.п.о речке
Правило

В родительном падеже существительных первого склонения всегда пишется окончание -и, в дательном и предложном -е.

Второе склонение

К нему относятся существительные мужского рода, которые в начальной форме имеют нулевое окончание, и среднего рода с окончаниями (в н.ф.) -о, -е, например: берег, конь, окно, поле.

И.п. конь, окно
Р.п.коня, окна
Д.п.коню, окну
В.п.коня, окно
Т.п.конём, окном
П.п.о коне, в окне
Правило

В предложном падеже существительных второго склонения всегда пишется окончание -е.

Третье склонение

К нему относятся существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ь, например: лошадь, пристань, вещь, гордость.

И.п. ткань
Р.п.ткани
Д.п.ткани
В.п.ткань
Т.п.тканью
П.п.о ткани
Правило

В родительном, дательном и предложном падежах существительных третьего склонения всегда пишется окончание -и.

Особо склоняются

Существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ия, мужского рода — на -ий, среднего рода — на -ие, склоняются особым образом.

И.п. история, гений, здание
Р.п.истории, гения, здания
Д.п.истории, гению, зданию
В.п.историю, гения, здание
Т.п.историей, гением, зданием
П.п.об истории, о гении, о здании

Также особо склоняются 10 существительных среднего рода, оканчивающхся (в н.ф.) на -мя: знамя, вымя, стремя, бремя, темя, племя, пламя, семя, время, имя, и слово «путь».

И.п. знамя, путь
Р.п.знамени, пути
Д.п.знамени, пути
В.п.знамя, путь
Т.п.знаменем, путём
П.п.о знамени, о пути
Правило

В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -мя, пишется окончание -и.

В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -ия пишется окончание -и.

В предложном падеже существительных мужского рода на -ий и среднего рода на -ие пишется окончание -и.

www.rusyaz-online.ru

Тема: «Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»

Русский язык 5 класс

Тема: «Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»

Цель: Сформировать навык правописания гласных в падежных окончаниях имён существительных на – ия, — ий, -ие.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять навыки определения склонения и падежа существительного;

  2. Формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на

    -ия, -ие, -ий в единственном числе;

  3. Формировать умение находить в слове изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. Развивать орфографическую зоркость;

  2. Развивать зрительную память учащихся.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать ответственность (выполнение учащимися требований учителя).

Знать: Падежные окончания имён существительных.

Уметь: 1.Видеть, слышать, находить окончания в именах существительных.

2.Правильно писать существительные.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:

-компьютер, презентация, таблица Менделеева, схема, карточки.

Эпиграф «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости » (Пословица )

Ход урока

1.Организационный этап

Психологический настрой на работу. ( Улыбнулись друг дружке, мне ). Желаю успеха.

2.Актуализация знаний

Уже несколько уроков мы ведём разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет всё, что нас окружает в мире. О какой части речи идёт речь? (Отвечают на вопрос об имени существительном, падежи, скл. чило )

-можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительных ? Какие буквы можно спутать? (-е, — и ).

Повторение падежей существительных и склонений

Назовите когда пишется –е, а когда –и.

Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

И.С. Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве и тайнах русского языка. И сегодня на уроке мы раскроем ещё одну тайну русского языка. Какую мы узнаем позже, повторив изученный материал.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации

1.Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа. ( Слова подчиняются общему правилу)

Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь, станция, здание, санаторий. ( орфограммы )

1 скл.

2 скл

3 скл

брошюра

ветка

цыган

чувство

поле

ветвь

рожь

В русском языке есть существительные на -ия, -ий, -ие. Например, станция, здание, санаторий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению. Существительные на –ие и –ий относятся ко второму склонению.

Знаем ли мы, ребята, как склоняются эти существительные ? (нет). Можем мы с вами узнать как склоняются эти существительные ? (Да) .

Какая цель нашего урока? (Узнать о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие)

4. Изучение нового материала

1.Давайте попробуем просклонять существительные станция, санаторий, здание .

И.п. станци-я санаторий здани-е

Р.п. станци-и санатори-я здани-я

Д.п. станци-и санатори-ю здани-ю

В.п. станци-ю санаторий здани-е

Т.п. станци-ей санатори-ем здани-ем

П.п. о станци-и о санатори-и о здани-и

Выделим окончание. С какими трудностями столкнулись? (Не подчиняются правилу ) (Проблема)

Ребята, запомните, что -ия, -ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).

Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть своё правило. Давайте заполним опорную-схему и вы сможете сформулировать правило.

(Заполнение схемы )

Склонение существительных на –ия, -ий,-ие

Падеж

-ия

-ий

-ие

Пример

Р.п.

лекции

планетария

состязания

Д.п.

лекции

планетарию

состязанию

Т.п.

-ей (ею)

-ем

-ем

лекцией

планетарием

состязанием

П.п.

(о) лекции

(о) планетарии

(о ) состязании

Примечание. Существительные м.р. на –ий в Им. п. имеют нулевое окончание: планетарий 

На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?

Верно. Для существительных на —ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать.

5. Упражнения по усовершенствованию навыка

Вот вы и узнали новую тайну русского языка .Это то, что сущ. на –ия относятся к 1 скл., на –ие и –ий – ко 2 скл. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на –ия,-ие,-ий достаточно их опознать и запомнить. На конце этих слов пишутся две и из которых лишь последняя является окончанием.

Применим новые знания на практике. Выполним задание.

1)Карточка 1.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний:

Армия, стена, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, санаторий.

Физминутка

Вы хорошо потрудились, давайте отдохнём.

А сейчас выполним упражнения для глаз.

1 упражнение. Крепко зажмурить глаза на 5 сек., затем открыть (повторить 3 раза)

2 упражнение. Быстро поморгать ( 15 сек.)

3 упражнение. Пальчиками помассировать веки глаз.

4 упражнение. Не поворачивая головы, посмотреть вниз, вверх, влево, вправо.

Е или И . Я называю слова, если в окончании им. сущ. Пишется Е вы хлопаете, если И топаете

О волнении

В сопротивлении

По астрономии

О развлечении

Об ударении

На площади

На площадке

На лошадке

На березе

2) Разминка

На таблице химических элементов Менделеева найдите 8–10 слов, которые в одном из падежей будут иметь окончание, отличное от окончаний других существительных того же склонения.

3) Творческое задание . Словарная работа

Знаете ли вы, что такое планетарийдельфинарийсерпентарийгербарийКолизей. Напишите, что (кого) там можно увидеть. В предложениях обязательно используйте форму предложного падежа. ( предложение устно )

Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара.

Дельфинарий, большой аквариум (океанариум) обычно с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям.

1. Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума.

Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.

КОЛИЗЕЙ (Colosseum), крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название «Колизей» было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме . (Фото )

6. Контроль .

1. Устно . Работа в парах . Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Задание. «Ошибка, я тебя вижу!»

1. На лекцие в лектории демонстрировали слайды. В письме сообщалось о Виталие Петровиче.

2.В здании школы шёл ремонт. На юбилеи моего папы было сказано много добрых слов. Хорошие условия для отдыха созданы в санаторие «Сосны».

2) Самостоятельная работа . Не забывайте, что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).

Карточка 3.

На урок_ астрономи_ учитель сделал объявление об экскурси_ в планетарий. Встретиться мы решили в здани_ планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени_ планет. В конце экскурси_ нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти_ в планетари_.

7. Инструктаж по домашнему заданию стр. 184 параграф 61 упр. 502

8. Итог. Урока. Рефлексия.

Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.

Я благодарю Вас за урок. Всем спасибо. (Оценки).

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 5 класса «Правописание существительных на –ия,-ий, -ие»

Русский язык 5 класс

Тема: «Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»

Цель: Сформировать навык правописания гласных в падежных окончаниях имён существительных на – ия, — ий, -ие.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять навыки определения склонения и падежа существительного;

  2. Формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе;

  3. Формировать умение находить в слове изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. Развивать орфографическую зоркость;

  2. Развивать зрительную память учащихся.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать ответственность (выполнение учащимися требований учителя).

Знать: Падежные окончания имён существительных.

Уметь: 1.Видеть, слышать, находить окончания в именах существительных.

2.Правильно писать существительные.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:

-компьютер, презентация, таблица Менделеева, схема, карточки.

Эпиграф «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости » (Пословица )

Ход урока

1.Организационный этап

Психологический настрой на работу. ( Улыбнулись друг дружке, мне ). Желаю успеха.

2.Актуализация знаний

Уже несколько уроков мы ведём разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет всё, что нас окружает в мире. О какой части речи идёт речь? (Отвечают на вопрос об имени существительном, падежи, скл. чило )

-можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительных ? Какие буквы можно спутать? (-е, — и ).

Повторение падежей существительных и склонений

Назовите когда пишется –е, а когда –и.

Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

И.С. Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве и тайнах русского языка. И сегодня на уроке мы раскроем ещё одну тайну русского языка. Какую мы узнаем позже, повторив изученный материал.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации

1.Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа. ( Слова подчиняются общему правилу)

Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь, станция, здание, санаторий. ( орфограммы )

1 скл.

В русском языке есть существительные на -ия, -ий, -ие. Например, станция, здание, санаторий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению. Существительные на –ие и –ий относятся ко второму склонению.

Знаем ли мы, ребята, как склоняются эти существительные ? (нет). Можем мы с вами узнать как склоняются эти существительные ? (Да) .

Какая цель нашего урока? (Узнать о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие)

4. Изучение нового материала

1.Давайте попробуем просклонять существительные станция, санаторий, здание .

И.п. станци-я санаторий здани-е

Р.п. станци-и санатори-я здани-я

Д.п. станци-и санатори-ю здани-ю

В.п. станци-ю санаторий здани-е

Т.п. станци-ей санатори-ем здани-ем

П.п. о станци-и о санатори-и о здани-и

Выделим окончание. С какими трудностями столкнулись? (Не подчиняются правилу ) (Проблема)

Ребята, запомните, что -ия, -ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).

Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть своё правило. Давайте заполним опорную-схему и вы сможете сформулировать правило.

(Заполнение схемы )

Склонение существительных на –ия, -ий,-ие

На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?

Верно. Для существительных на —ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать.

5. Упражнения по усовершенствованию навыка

Вот вы и узнали новую тайну русского языка .Это то, что сущ. на –ия относятся к 1 скл., на –ие и –ий – ко 2 скл. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на –ия,-ие,-ий достаточно их опознать и запомнить. На конце этих слов пишутся две и из которых лишь последняя является окончанием.

Применим новые знания на практике. Выполним задание.

1)Карточка 1.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний:

Армия, стена, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, санаторий.

Физминутка

Вы хорошо потрудились, давайте отдохнём.

А сейчас выполним упражнения для глаз.

1 упражнение. Крепко зажмурить глаза на 5 сек., затем открыть (повторить 3 раза)

2 упражнение. Быстро поморгать ( 15 сек.)

3 упражнение. Пальчиками помассировать веки глаз.

4 упражнение. Не поворачивая головы, посмотреть вниз, вверх, влево, вправо.

Е или И . Я называю слова, если в окончании им. сущ. Пишется Е вы хлопаете, если И топаете

О волнении

В сопротивлении

По астрономии

О развлечении

Об ударении

На площади

На площадке

На лошадке

На березе

2) Разминка

На таблице химических элементов Менделеева найдите 8–10 слов, которые в одном из падежей будут иметь окончание, отличное от окончаний других существительных того же склонения.

3) Творческое задание . Словарная работа

Знаете ли вы, что такое планетарийдельфинарийсерпентарийгербарийКолизей. Напишите, что (кого) там можно увидеть. В предложениях обязательно используйте форму предложного падежа. ( предложение устно )

Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара.

Дельфинарий, большой аквариум (океанариум) обычно с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям.

1. Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума.

Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.

КОЛИЗЕЙ (Colosseum), крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название «Колизей» было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме . (Фото )

6. Контроль .

1. Устно . Работа в парах . Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Задание. «Ошибка, я тебя вижу!»

1. На лекцие в лектории демонстрировали слайды. В письме сообщалось о Виталие Петровиче.

2.В здании школы шёл ремонт. На юбилеи моего папы было сказано много добрых слов. Хорошие условия для отдыха созданы в санаторие «Сосны».

2) Самостоятельная работа . Не забывайте, что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).

Карточка 3.

На урок_ астрономи_ учитель сделал объявление об экскурси_ в планетарий. Встретиться мы решили в здани_ планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени_ планет. В конце экскурси_ нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти_ в планетари_.

7. Инструктаж по домашнему заданию стр. 184 параграф 61 упр. 502

8. Итог. Урока. Рефлексия.

Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.

Я благодарю Вас за урок. Всем спасибо. (Оценки).

2 скл

3 скл

брошюра

ветка

цыган

чувство

поле

ветвь

рожь

Падеж

-ия

-ий

-ие

Пример

Р.п.

лекции

планетария

состязания

Д.п.

лекции

планетарию

состязанию

Т.п.

-ей (ею)

-ем

-ем

лекцией

планетарием

состязанием

П.п.

(о) лекции

(о) планетарии

(о ) состязании

Примечание. Существительные м.р. на –ий в Им. п. имеют нулевое окончание: планетарий 

doc4web.ru

Вспомни особенности правописания безударных падежных окончаний слов на -ий,-ие,-ия. Окончания слов на -ий слово гербарий

      Имена существительные, оканчивающиеся на -ия, -ий,-ие, являются исключениями из 1-го и 2-го склонения, потому что имеют в безударном положении особые окончания в некоторых падежах.

Существительные на -ия

       У существительных женского рода на -ИЯ в единственном числе пишется окончание -И в трёх падежах:

  • родительном — вернулся (откуда?) из армии, цветение (чего?) акации, не знет (чего?) фамилии;
  • дательном — подъехал (к чему?) к станции, признался (кому?) Наталии, прочертил (как? по чему?) по линии;
  • предложном — говорил (о чём?) о революции, присутствовать (где?) на лекции, оказался (где?) в Болгарии.

Существительные на -ий и -ие

     У существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже единственного числа на конце пишется –ИИ, например: отдыхать (где?) в санатории,  вспоминали (о ком?) об Юрии, побывать (где?) в планетарии, думать (о чём?) о возвращении, сомневался (в чём?) в решении, написать (где?) в отделении. 

Алгоритм рассуждения при написании

      Чтобы правильно написать гласную на конце таких существительных, следует рассуждать так:

  1. побывать на экскурси_; экскурсия — это существительное женского рода на -ия;
  2. существительное употреблено в форме предложного падежа: побывать (где? на чём?) на экскурси_;
  3. в данной форме у существительных женского рода на -ия пишется окончание -и: на экскурсии.

Окончания слов на -ий

      В словах на -ий в начальной форме можно выделить нулевое окончание, что доказывается при изменении слова по падежам: И. п., В. п. — гербарий[ий’], Р. п. — гербария[ий’а], Д. п. — гербарию[ий’у], Т. п.— гербарием[ий’им], П. п.— о гербарии[ий’и]. При сравнении форм на фонетическом уровне видно, что окончание становится выраженным в косвенных падежах, а сочетание звуков [ий’] есть во всех формах и относится к основе.

   Таким образом, существительные на -ия, -ие, -ий — особые существительные, поэтому следует запомнить простое правило правописания их падежных окончаний: на конце соответствующих форм надо писать рядом с И вторую букву И! Но нужно различать вариантивные пары на -ие и -ье, -ия и -ья, так как  эти падежные формы имеют разные окончания, например, о многословии – о многословье, к Марии – к Марье.

vashurok.ru

Русский язык 5 класс Тема: «Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.» — Начальная школа — В помощь учителю — Учительские университеты

Русский язык 5 класс 16.01.13 г.

Тема: «Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»

Цель: Сформировать навык правописания гласных в падежных окончаниях имён существительных на – ия, — ий, -ие.
Задачи:
Обучающие:
1. Закреплять навыки определения склонения и падежа существительного;
2. Формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе;
3. Формировать умение находить в слове изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.
Развивающие:
1. Развивать орфографическую зоркость;
2. Развивать зрительную память учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитывать ответственность (выполнение учащимися требований учителя).

Знать: Падежные окончания имён существительных.
Уметь: 1.Видеть, слышать, находить окончания в именах существительных.
2.Правильно писать существительные.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
-компьютер, презентация, таблица Менделеева, схема, карточки.

Эпиграф «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости » (Пословица )

Ход урока

1.Организационный этап
Психологический настрой на работу. ( Улыбнулись друг дружке, мне ). Желаю успеха.
2.Актуализация знаний
Уже несколько уроков мы ведём разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет всё, что нас окружает в мире. О какой части речи идёт речь? (Отвечают на вопрос об имени существительном, падежи, скл. чило )
-можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительных ? Какие буквы можно спутать? (-е, — и ).
Повторение падежей существительных и склонений
Назовите когда пишется –е, а когда –и.
Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
И.С. Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве и тайнах русского языка. И сегодня на уроке мы раскроем ещё одну тайну русского языка. Какую мы узнаем позже, повторив изученный материал.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации
1.Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа. ( Слова подчиняются общему правилу)
Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь, станция, здание, санаторий. ( орфограммы )
1 скл. 2 скл 3 скл
брошюра
ветка цыган
чувство
поле ветвь
рожь

В русском языке есть существительные на -ия, -ий, -ие. Например, станция, здание, санаторий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению. Существительные на –ие и –ий относятся ко второму склонению.
Знаем ли мы, ребята, как склоняются эти существительные ? (нет). Можем мы с вами узнать как склоняются эти существительные ? (Да) .
Какая цель нашего урока? (Узнать о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие)
4. Изучение нового материала
1.Давайте попробуем просклонять существительные станция, санаторий, здание .

И.п. станци-я санаторий здани-е
Р.п. станци-и санатори-я здани-я
Д.п. станци-и санатори-ю здани-ю
В.п. станци-ю санаторий здани-е
Т.п. станци-ей санатори-ем здани-ем
П.п. о станци-и о санатори-и о здани-и

Выделим окончание. С какими трудностями столкнулись? (Не подчиняются правилу ) (Проблема)
Ребята, запомните, что -ия, -ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).
Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть своё правило. Давайте заполним опорную-схему и вы сможете сформулировать правило.

(Заполнение схемы )
Склонение существительных на –ия, -ий,-ие
Падеж -ия -ий -ие Пример
Р.п. -и -я -я лекции
планетария
состязания
Д.п. -и -ю -ю лекции
планетарию
состязанию

Т.п. -ей (ею) -ем -ем лекцией
планетарием
состязанием

П.п. -и -и -и (о) лекции
(о) планетарии
(о ) состязании
Примечание. Существительные м.р. на –ий в Им. п. имеют нулевое окончание: планетарий 
На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?
Верно. Для существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать.
5. Упражнения по усовершенствованию навыка

Вот вы и узнали новую тайну русского языка .Это то, что сущ. на –ия относятся к 1 скл., на –ие и –ий – ко 2 скл. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на –ия,-ие,-ий достаточно их опознать и запомнить. На конце этих слов пишутся две и из которых лишь последняя является окончанием.
Применим новые знания на практике. Выполним задание.
1)Карточка 1.
Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний:
Армия, стена, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, санаторий.
Физминутка
Вы хорошо потрудились, давайте отдохнём.
А сейчас выполним упражнения для глаз.
1 упражнение. Крепко зажмурить глаза на 5 сек., затем открыть (повторить 3 раза)
2 упражнение. Быстро поморгать ( 15 сек.)
3 упражнение. Пальчиками помассировать веки глаз.
4 упражнение. Не поворачивая головы, посмотреть вниз, вверх, влево, вправо.
Е или И . Я называю слова, если в окончании им. сущ. Пишется Е вы хлопаете, если И топаете
О волнении
В сопротивлении
По астрономии
О развлечении
Об ударении
На площади
На площадке
На лошадке
На березе
2) Разминка
На таблице химических элементов Менделеева найдите 8–10 слов, которые в одном из падежей будут иметь окончание, отличное от окончаний других существительных того же склонения.
3) Творческое задание . Словарная работа
Знаете ли вы, что такое планетарий, дельфинарий, серпентарий, гербарий, Колизей. Напишите, что (кого) там можно увидеть. В предложениях обязательно используйте форму предложного падежа. ( предложение устно )
Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара.

Дельфинарий, большой аквариум (океанариум) обычно с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям.

1. Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума.

Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.

КОЛИЗЕЙ (Colosseum), крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название «Колизей» было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме . (Фото )

6. Контроль .
1. Устно . Работа в парах . Ученики читают только те, в которых есть ошибки.
Задание. «Ошибка, я тебя вижу!»
1. На лекцие в лектории демонстрировали слайды. В письме сообщалось о Виталие Петровиче.
2.В здании школы шёл ремонт. На юбилеи моего папы было сказано много добрых слов. Хорошие условия для отдыха созданы в санаторие «Сосны».
2) Самостоятельная работа . Не забывайте, что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).

Карточка 3.

На урок_ астрономи_ учитель сделал объявление об экскурси_ в планетарий. Встретиться мы решили в здани_ планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени_ планет. В конце экскурси_ нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти_ в планетари_.
7. Инструктаж по домашнему заданию стр. 184 параграф 61 упр. 502
8. Итог. Урока. Рефлексия.
Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.
Я благодарю Вас за урок. Всем спасибо. (Оценки).

collegy.ucoz.ru

«Существительные на -ие, -ия,- ий»

МБОУ «Котлубанская СОШ»

Разработка урока русского языка в 5 классе

Существительные на –ие, -ия, -ий”


Учитель русского языка и литературы

Решетникова Татьяна Васильевна


Тема урока: «Существительные на -ие, -ия,- ий».

Урок в системе 147.

Тип урока: изучение нового материала.

.Цели.


Предметные: 1. знать существительные на -ие, -ий, -ия как особую группу ;

2. уметь применять правило написания падежных окончаний существительных на –ие, -ия, -ий;

3. уметь правильно образовывать падежную форму

существительных, употреблять её в речи.

Метапредметные: 1. уметь извлекать информацию из различных источников: таблиц,

текста учебника;

2. создавать устные и письменные тексты;

3. уметь преобразовывать информацию;

4. уметь аргументировать ответ и делать выводы;

5. адекватно понимать информации устного и письменного сообщения.


Ход урока:

  1. Стадия вызова.

1)Организационный момент.

-Начинается урок. Хочу пожелать вам старания и терпения во время урока.

2) Актуализация знаний.

— Прочитайте текст, записанный на доске, и подумайте, почему автор дал своим героям такие необычные имена?

Имена и фамилии многих героев не являются случайными. В повест… Н. Носова «Приключения Незнайк… и его друзей» автор размышляет о хвастунишк…Незнайк…, умнице… Знайк…, художник… Тюбик…, о любител… поесть Пончик…, о беспечност… Растеряйк… и угрюмост… Ворчуна.
(«Говорящие» имена несут информацию о характере, вкусах, главной черте персонажа).

-Обратите внимание на слова с пропущенной буквой. Ваша задача: вставить пропущенную орфограмму. Для этого необходимо вспомнить правило. Поэтому возьмите Приложение 1 , рассмотрите таблицу. Приготовьте лингвистическое сообщение на тему «Склонение имени существительного .и его падежные окончания» (на основе таблиц;см. приложение 1).

(Отвечает один обучающийся, а остальные дополняют и приводят свои примеры).
— Для чего нужно уметь определять склонение и падеж?

(Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)

-А теперь выпишите словосочетания, в которых зависимым словом является существительное с пропущенной орфограммой , распределяя их на две группы:1) сущ. с окончанием –Е, 2)сущ. с окончанием –И. Объясните выбор буквы.

-Проверим задание.

( 1 ученик зачитывает слова с окончанием –Е, а 2-ой зачитывает слова с окончанием –И, аргументирует свой выбор; остальные дополняют, если необходимо).

2.. Работа над новым материалом.

-Обратите внимание на существительное «фамилии», поставьте его в форму П.п., ед. числа. Запишем.

(На доске: в фамили..)

— Какое окончание нужно писать?

( Одни интуитивно отвечают: «Писать надо «и» , другие ,зная правило, утверждают- «е».)

-Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас откроем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу. Что же это за слова? Имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на –ие, -ия, -ий. Обратите внимание на таблицу « Приложение 2», рассмотрите.

-Попробуйте сформулировать правило по написанию падежных окончаний существительных на – ия, -ие, ий.
(Отвечает 1 обучающийся , а остальные дополняют по необходимости).
— Откройте параграф 99 учебника, самостоятельно прочитайте его и сравните наше правило с тем, что в учебнике. Что мы упустили ?

— Так какую букву напишем на месте пропуска в слове « в фамили..»? Кто сразу, не читая правило, выбрал нужную букву?


-Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к толковому словарю).

— Запишите слово в тетради, укажите ударение, орфограммы.

— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.
Кем был твой прадед на Руси

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рада кузнецов

Отец отца отцова.


— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным, я верю, что такого ни с кем из вас не произойдёт.

3. Закрепление нового материала.

1.- Найдите «лишние» слова, вставив окончания, объясните выбор орфограммы устно.

В расписании.., в оранжере.., в гвардии.., на свидании.., на побережь…
( Отвечает 1 обучающийся, а второй выступает в роли учителя, остальные по необходимости поправляют и дополняют).
2 — .Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже, работу выполните письменно.
Наташа, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.

Писать к кому?
Проверим.

( 1 обучающийся зачитывает, объясняя написание, а остальные проверяют свои работы и исправляют отвечающего, если в этом есть необходимость).


3. Обозначение орфограммы.

— Что является условием выбора гласной в окончании этих слов?

(То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).

— Обозначьте орфограмму в словах предыдущего задания, подчеркивая условия выбора двумя чертами.

4. .Самостоятельная работа с текстом.

. –Озаглавьте текст.Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, объясните графически их написание, продолжите текст.

Из Древней Греци.. дошло до нас предание… о красивых в..дяных девушках. Их называли нимфами. В этом сказани.. говорится, что такая сказочная нимфа превратилось в цветок белой водяной лили… Во многих местах Франци.. был обычай ежегодно выбирать самую красивую девушку в королевы роз. В истори.. извес..на кровопролитная война Алой и Белой розы, которая продолжалось тридцать лет.
Проверка нескольких работ.

4. . Рефлексия.

— Почему имена существительные на –ие, -ия, ий особенные, чем они отличаются от других склоняемых существительных?


— Оценивая вашу работу на уроке, благодарю вас интересные ответы, умение общаться, проявляя при этом уважение друг к другу.
Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. (Приложение 3)
— Очень хорошо, что вы задумались о своих успехах, неудачах, их причинах. А это значит, что вы никогда не остановитесь в своём желании познавать тайны родного языка!
Объяснение домашнего задания.

Параграф 99 (написать сочинение-миниатюру по иллюстрации).

mognovse.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *