Отношения с китаем – Отношения России и Китая сложнее, чем кажется | Мир | ИноСМИ

Отношения России и Китая сложнее, чем кажется | Мир | ИноСМИ

Вне всякого сомнения, украинский конфликт заставил Россию сблизиться с Китаем, однако это вовсе не означает, что в отношениях между этими странами не существует никаких проблем.

Одним из основных побочных продуктов сближения Москвы с Пекином станет «расширенное» сотрудничество в Средней Азии, как говорит Александр Габуев, старший научный сотрудник и руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги.

«Наибольшее воздействие от укрепления российско-китайских отношений ощутит на себе Центральная Азия — то есть Афганистан, Монголия и пять постсоветских государств Средней Азии», — пишет Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги, в своей статье о российско-китайском альянсе.

«В результате, вероятнее всего, возникнет торговая и инвестиционная зона, охватывающая центральную, северную и восточную части Евразии. Поскольку Китай станет ее движущей силой, этот регион можно будет назвать Большой Азией — от Шанхая, ее делового центра, до Санкт-Петербурга, ее аванпоста на границе с Европой».

Мы уже стали свидетелями нескольких инициатив, предложенных Пекином и принятых Москвой, таких как Экономический пояс Шелкового пути, разработка Северного морского пути, высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая должна соединить Москву и Пекин, и Шанхайская организация сотрудничества.

«Путинская концепция “Большой Европы” от Лиссабона до Владивостока, объединяющей Европейский Союз и Евразийский экономический союз, постепенно вытесняется концепцией “Большой Азии” от Шанхая до Санкт-Петербурга», — пишет Тренин.

Между тем, несмотря на совместные инфраструктурные проекты и политическое сотрудничество, в Средней Азии далеко не все гладко.

«Взаимно полезные и с виду дружелюбные по отношению друг к другу, бывшая сверхдержава и потенциальная сверхдержава ведут соперничество за господство в Евразии», — пишет Анита Индер Сингх (Anita Inder Singh), профессор Центра мира и урегулирования конфликтов в Нью-Дели, в своей статье, опубликованной на сайте издания Diplomat.

«Пока Россия выстраивает свою стратегическую ось в восточном направлении и пытается сохранить влияние в Центральной Азии, Китай продвигается на запад с намерением стать великой евразийской державой».

Источником напряженности является тот факт, что Китай стал главным кредитором соседей России (то есть тех государств в Азии, которые прежде входили в состав Советского Союза и которые сохранили тесные связи с Россией после его распада в 1991 году). Между тем, Россия, испытывающая финансовые трудности, не может предложить им такие же «щедроты и инвестиции», как Пекин.

Китайские инвестиции в энергетический сектор Казахстана «раздражают» Россию, как пишет Сингх, а Туркмения (занимающая четвертое место по объемам запасов природного газа) ищет «новые экспортные маршруты для сведения к минимуму своей зависимости от российских трубопроводов».

Как пишет Сингх, постсоветские государства боятся, что Россия может «использовать ЕАЭС для шантажа и усилить их зависимость от слабеющего рубля». (Мы уже видели, как Казахстан отверг предложение России ввести единую валюту.)

Между тем, «Россия поддерживает экономическую деятельность Китая, а российские чиновники и аналитики пишут о четком разделении обязанностей, которое устраивает обе стороны: Китай обеспечивает экономические инвестиции, а Россия отвечает за безопасность и использует свое политическое влияние», — пишет Александр Кули (Alexander Cooley), профессор колледжа Барнарда.

Однако это разделение между политическими и экономическими функциями не всегда работает. Как пишет Кули, Россия «негласно противостояла или медлила практически по каждой масштабной экономической инициативе», которую Китай предлагал в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

«Россия не хочет и дальше повышать возможности Китая, даже в рамках многосторонних альянсов, поскольку она стремится продвигать свои собственные региональные экономические структуры», такие как Евразийский экономический союз или российско-казахский Евразийский банк развития, как пишет Кули.

«В частных беседах представители Китая говорят о недовольстве Пекина такой скрытностью России, но несмотря на это Китай все же продолжает вести свою экономическую деятельность в рамках их двустороннего альянса», — добавляет он.

Учитывая все это, Китай знает, что пока он должен на публике представлять свои отношения с Россией как «дружбу равных», поскольку это поможет ему достичь своих экономических и политических целей в регионе и во всем мире.

«В рамках Шанхайской организации сотрудничества Россия играет неформальную роль соруководителя вместе с Китаем. Пекин также уважает установленные Москвой красные линии в вопросах о заключении военных альянсов и создании военных баз на территории бывшего Советского Союза, — пишет Тренин в своей статье о российско-китайском альянсе. — Это резко контрастирует с западной политикой расширения НАТО и Евросоюза на пограничных территориях бывшего Советского Союза в Восточной Европе».

«Послушная Россия предоставит Китаю больше ресурсов для того, чтобы он смог подготовиться к решающей битве за статус великой державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия может превратиться в площадку для испытания Китаем его моделей мирового господства (особенно в финансовой сфере), которые Пекин хочет реализовать».

В любом случае, когда речь заходит о политическом партнерстве России и Китая, все вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Межгосударственные отношения России и Китая

Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года.

Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. Ведется интенсивный политический диалог. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин ежегодно встречаются не менее пяти раз в год.

В мае 2015 года председатель КНР Си Цзиньпин совершил визит в Россию. 8 мая на встрече председателя КНР с российским лидером Владимиром Путиным был подписан ряд важных двусторонних документов. Лидер КНР также принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и встретился с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

8-10 июля 2015 года лидер КНР Си Цзиньпин принял участие в саммитах БРИКС и ШОС в Уфе. В рамках двусторонней встречи лидеры двух стран обменялись мнениями по приоритетным вопросам двусторонних отношений, взаимодействию в рамках БРИКС и ШОС, актуальным международным темам.

2-3 сентября 2015 года Владимир Путин посетил Пекин, где принял участие в торжественных мероприятиях по случаю празднования 70-й годовщины Победы Китая в войне сопротивления Японии и окончания Второй мировой войны.

В ноябре 2015 года лидеры Росси и Китая встречались дважды: 15 ноября «на полях» саммита «Группы двадцати» в Анталье (Турция) и 30 ноября после пленарного заседания конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже.

23 июня 2016 года президент России Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин провели встречу «на полях» саммита Шанхайской организации сотрудничества.

24-25 июня 2016 года президент России Владимир Путин посетил Китай с официальным визитом. Приоритетное внимание в ходе переговоров с главой КНР Си Цзиньпином было уделено вопросам укрепления сотрудничества в экономической сфере, прежде всего энергетике. По итогам переговоров стороны подписали большой пакет соглашений, которые затронули самые разные аспекты сотрудничества: от космоса и энергетики до туризма и поставок зерна в Китай. Кроме того, в рамках визита глава Российского государства встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чжан Дэцзяном и премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном.

С 1996 года действует механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая. 17 декабря 2015 года в рамках официального визита премьер-министра Дмитрия Медведева в Китай состоялась 20-я регулярная встреча глав правительств двух стран.

Действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству Совета Федерации и Государственной Думы с Всекитайским собранием народных представителей. На регулярной основе осуществляется обмен делегациями по линии профильных парламентских комитетов и комиссий, а также депутатских групп российско-китайской дружбы.

Проводятся консультации по стратегической безопасности между секретарем Совета Безопасности России Николаем Патрушевым и членом Госсовета КНР Ян Цзечи. Очередной раунд состоялся в мае 2015 года.

Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются «на полях» международных мероприятий, в частности по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС. Между МИДами двух стран действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам, включая ситуацию на Украине, на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Позиция России по тайваньскому вопросу зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань.

Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономическое взаимодействие между Россией и Китаем. Китай с 2010 года является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации.

Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая по итогам 2015 года заняла 16-ю позицию.

Главами двух государств поставлена задача по увеличению к 2020 году объема двустороннего товарооборота до 200 миллиардов долларов, а объема китайских прямых инвестиций в экономику России — до 12 миллиардов долларов.

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот России с Китаем в 2015 году составил 68 065,15 миллиона долларов, в том числе экспорт России в КНР — 33 263,76 миллиона долларов, импорт из КНР — 34 801,39 миллиона долларов.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Китая по итогам 2015 года составил 63 552,2 миллиона долларов, в том числе российский экспорт 28 606,4 миллиона долларов и импорт 34 945,8 миллиона долларов.

За первые шесть месяцев 2016 года внешнеторговый оборот России и Китая составил 28 292,1 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 13 035,7 миллиона долларов и импорт — 15 256,3 миллиона долларов.

Основные товарные группы российского экспорта в КНР — минеральное топливо, нефть, нефтепродукты; древесина и изделия из нее; цветные металлы; рыба, моллюски, ракообразные; химические товары; руды, шлаки, зола; бумажная масса, целлюлоза; удобрения; машины и оборудование; драгоценные и полудрагоценные камни.

Импорт России из Китая представлен следующими группами товаров: машины и оборудование; химические товары; изделия из черных металлов, одежда текстильная и трикотажная, обувь, изделия из кожи; мебель, матрацы, осветительные приборы и др.

Одним из приоритетов развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества является активизация инвестиционного взаимодействия. При этом инвестиционные вложения Китая в российскую экономику почти в 10 раз превосходят инвестиции России в Китай. Согласно данным Минкоммерции КНР, на конец 2015 года объем накопленных прямых российских инвестиций в Китае составил 946,9 миллиона долларов, а объем накопленных прямых китайских инвестиций в России — 8 940,0 миллиона долларов.

Компании двух стран совместно реализуют целый ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения, ракетного двигателестроения, спутниковых навигационных систем, сооружения объектов инфраструктуры и др.

Значительный вклад в продвижение дружественных отношений и укрепление общественной базы российско-китайского партнерства вносят масштабные двусторонние проекты сотрудничества. Большой успех имели национальные Годы России в Китае и Китая в России (2006-2007), Годы русского и китайского языков (2009-2010), Годы туризма (2012-2013). В 2014-2015 годах в обеих странах прошли Годы дружественных молодежных обменов. В 2016 году в России и Китае проходит перекрестный Год обменов между китайскими и российскими СМИ.

Осуществляется сотрудничество в области туризма. По итогам 2015 года Россию посетили 1,36 миллиона туристов из КНР, что на 64% превысило показатель 2014 года. В 2016 году эксперты ожидают рост китайского турпотока в Россию до 30%.

Китай с туристическими целями в 2015 году посетили свыше 1,28 миллиона россиян.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Россия начала пересматривать отношения с Китаем: «Сотрудничество доказывает односторонность»

На днях в Россию прибывает японский премьер Синдзо Абэ — и, судя по всему, его встречи в Кремле (а это будет уже третья российско-японская встреча на высшем уровне) могут окончательно сформировать новый вектор в общем российском Drang nach Osten. Рассматривавшийся традиционно в качестве оправдания ориентации на Китай «поворот на Восток» сегодня начинает постепенно переосмысливаться — прежде всего по причине растущего разрыва между политическими и экономическими параметрами сотрудничества с нашим основным союзником в Азии.

Хотя С.Караганов и его соавторы обыденно повторяют в своем бесконечном труде «К великому океану» (вып. 4, Москва, 2016, с. 14, в приложении), что «медовый месяц в российско-китайских отношениях продолжается, а схожесть взглядов на текущий миропорядок демонстрируется на самом высоком уровне», ситуация сегодня существенно отличается от той, какой она была пять или десять лет назад. Экономическое сотрудничество с Китаем во все большей мере доказывает свою односторонность. В 2015 году доля нефти и других видов сырья в российских поставках в КНР достигла 82,9%, превысив сырьевую «наполненность» российского экспорта в Европу. Если в год прихода В.Путина в Кремль профицит в российско-китайской торговле достигал $4,3 млрд, то прошлый год закончен с дефицитом в $20 млрд. Китайские инвестиции в Россию остаются ограниченными и практически полностью представляют собой портфельные покупки долей в крупных российских сырьевых холдингах: CNPC и Sinopec держат пакеты в «Роснефти», ее дочерних компаниях и «Сибуре»; CIC — в «Полюсе» и «Уралкалии»; High-landFund — в «Норникеле».

При этом в строительстве новых предприятий в России китайцы заинтересованы мало: по соглашению 2009 г. им разрешили строить вдоль границы с российской стороны ресурсодобывающие предприятия, а со своей стороны — перерабатывающие, и результат понятен.

Сейчас практически единственное, что интересует китайцев, — это наращивание экспорта и контроль за торговой и логистической инфраструктурой. Не зря в России закрепляется крупнейший в мире интернет-ритейлер Alibaba. Компания пока поставляет товары напрямую из Китая через систему AliExpress, но стремится не столько вкладываться в развитие собственной логистики, а присматривается к отечественному интернет-ритейлеру «Юлмарт». Сегодня на фоне рутинного конфликта между акционерами, когда российские банки потребовали досрочного возврата кредитов и приготовились к банкротству компании, верящий в партнерство с предпринимательским гением Джеком Ма Г.Греф вполне может выгодно продать Alibaba активы «Юлмарта», но общего положения китайских компаний в России это не изменит.

В отличие от китайцев, которые постоянно стремились обменивать ту самую «схожесть взглядов» на вполне конкретные экономические преференции (характерно, что никто так и не знает реальных параметров газовой «сделки века», под которую сейчас строится «Сила Сибири»), японцы часто шли на обострение политических отношений, но оставались достойными партнерами в хозяйственной сфере.

Еще в 1991–1992 гг. Mitsui и Mitsubishi выступили основными инвесторами в нефтегазовые проекты на Сахалине, результатом которых стал выход России на рынок СПГ — наиболее быстро развивающийся сейчас сегмент газового рынка в мире. Японский банк международного сотрудничества начинает сейчас кредитование нового проекта по сжижению газа — на этот раз в Арктике, в сотрудничестве с «Новатеком». Автосборочные заводы Nissan и Toyota работают под Санкт-Петербургом с конца 2000-х годов; Mazda закладывает завод во Владивостоке, Mitsubishi тоже ведет переговоры о производствах в России. После визита В.Путина в Японию в конце прошлого года в стране создали Фонд прямых инвестиций в Россию более чем на $900 млн, с помощью которого правительство намерено уже в этом году мобилизовать частные инвестиции более чем на $16,5 млрд — причем в основном в обрабатывающей промышленности и наукоемких секторах экономики. Японские компании проявляют серьезный интерес к капиталовложениям в российские порты и частную инфраструктуру — причем не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах нашей страны.

Отличие Японии от Китая состоит в том, что Япония прошла свой индустриальный бум в 1960–1970-х годах, а сейчас промышленное развитие российского Дальнего Востока дало бы японским компаниям возможность экспортировать свои технологии и создавать дополнительный регион для аутсорсинга своего индустриального производства. Китай — и это показывает вся история нашего сотрудничества — рассматривает Россию не как производственную площадку, а как поставщика сырья и рынок сбыта, и потому сотрудничество с Пекином заведомо не принесет таких выгод, как с Токио.

Кроме того, меня существенно смущает постоянное подчеркивание политической составляющей отношений с Китаем — как минимум по двум причинам. С одной стороны, Китай всегда зависел от американского рынка и от американской финансовой системы — и потому он будет прислушиваться к США в случае, если Вашингтон попытается изменить условия сотрудничества (что, кстати, мы уже видели после визита Си Цзиньпина в поместье Трампа Мар-а-Лаго). Япония же — давний союзник Америки, и неожиданностей тут ждать не приходится.

С другой стороны, в переговорах с Японией Россия всегда свободна от каких-то «дружеских» обязательств — тут разговор идет только о бизнесе, и ни о чем больше, — в то время как Китай всегда может напомнить (и, думаю, напоминает) России, что именно он поддерживает Москву в условиях отчуждения с Западом и такая поддержка требует вознаграждения. Наконец, сотрудничество с Японией будет открывать России как раз «путь к великому океану», тогда как общение с Китаем станет все дальше геополитически заводить Россию в глубь Евразии, в то время как мировая экономика все более принимает «океанические» черты.

Каким бы путем ни пошла дальше Россия, она остается не азиатской, а европейской; не южной, а северной страной. Сегодня между нами и атлантическими державами наметился серьезный раскол — и его когда-то придется преодолевать (о чем, собственно, постоянно говорят и российские лидеры). С учетом этого обстоятельства лучше сближаться со страной, которая пусть и находится от нас на востоке, но является частью глобального Запада, чем с Китаем, который пока скорее относится к глобальному Югу. Особенно в условиях, когда Пекин не проявляет существенных инициатив в отношениях с Россией, а Токио впервые за долгие годы поверил в то, что «проблема северных территорий» может начать решаться, и готов многое предложить даже не за само ее решение, а по сути, за создание видимости прогресса в этом направлении.

Глядя на глобус, нужно признать, что «поворот на Восток» — если, конечно, мы будем достаточно последовательны — приведет нас… напрямую на Запад. Туда же мы попадем, если попытаемся оттолкнуться от российского берега «великого океана», а не будем переползать из бухты в бухту, сдвигаясь к югу.

У Китая был шанс превратиться в нашего главного экономического партнера и создать — если говорить по аналогии с Chimerica — RuСhin’у. В течение как минимум десяти последних лет Москва постоянно говорила о Пекине как о своем главном партнере в мире — но товарооборот между Китаем и Соединенными Штатами превышает нашу торговлю с КНР более чем в 8,5 раза; Россия не входит в число десяти крупнейших инвестиционных партнеров Китая; никакого толчка промышленному развитию России это сотрудничество не дало.

Поэтому, мне кажется, нужно делать ставку не на старые политические симпатии, а на новую экономическую реальность. И, поворачивая на Восток, решительно ориентироваться на того, кто восточнее…

Источник

Фото MK

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

www.pravda-tv.ru

Отношения между Россией и Китаем

Сомнения в надежности Китая как геополитического партнера начинают раздувать в российском обществе при каждой новой фазе конфликта с Западом.

Вот и сейчас раздаются голоса о том, почему же Пекин однозначно не осуждает Великобританию за провокацию с делом Скрипаля. Подобные рассуждения говорят о непонимании самой сути российско-китайских отношений – и главной цели, которую преследуют Путин и Си Цзиньпин.

На этой неделе Москву должен был посетить министр иностранных дел Китая Ван И – но в последний момент визит был отложен. Учитывая, что официально о предстоящей поездке главы китайского МИДа не сообщалось, никакого шума в российской прессе не было – иначе нам было бы не избежать серии публикаций в стиле «Китай оставляет Россию один на один в ее конфликте с Западом».

У нас хватает желающих поставить под сомнение стратегический характер российско-китайских отношений – особенно во время обострений отношений с Западом.

Ван И еще приедет в Москву (куда в воскресенье, кстати, прилетает министр обороны Вэй Фэнхэ) – его поездку на самом деле отложили из-за трагедии в Кузбассе – ведь министр должен был встретится не только с Сергеем Лавровым, но и с Владимиром Путиным, чтобы среди прочего рассказать ему об итогах визита в Пекин лидера КНДР Ким Чен Ына.

Российско-китайские отношения напрямую влияют на множество международных проблем – а уж корейский кризис, точнее попытка США нагнетать страсти вокруг ракетно-ядерной программы КНДР, непосредственно касается обеих наших стран.

Внимание Путина было занято не только кузбасской трагедией, но и отношениями с Западом, которые на это недели переживали очередное обострение – после решения о высылке наших дипломатов, принятого США и европейскими странами. Но если Владимир Путин не задается вопросом о том, какую позицию в наших баталиях с Западом занимает Китай, то в СМИ тему «китайской позиции» разыгрывают при каждом похожем случае.

Стоит только прозвучать какого-нибудь резкому обвинению в наш адрес – как, например, в случае с отравлением Скрипаля – как тут же наши либеральные СМИ, да и не только они, начинают спекулировать в стиле «А вот Китай не поддержал Россию, вот он стоит в стороне и смотрит на нашу драку с Западом».

Из чего тут же делается вывод – Пекин не является Москве ни другом, ни союзником, китайцев нужно бояться, им нельзя доверять, от них нужно держаться подальше, потому что они или подчинят нас себе, либо договорятся за нашей спиной с Западом и сдадут нас.

Подобные рассуждения нередки не только в либеральной прессе – встречается такая китаефобия и у абсолютно патриотически настроенных СМИ.

И если либералам «китайская неискренность» нужна для подчеркивания той мысли, что России нужно непременно восстанавливать отношения с Западом, сближаться с ним, потому что ведь «мы одной крови», то для напуганных патриотов «китайская хитрость» служит аргументом в пользу того, что нам не нужны никакие союзники, все они ненадежны, все нам враги и не нужно даже пытаться выстраивать с кем-либо долгосрочные партнерские отношения.

Обе эти позиции ущербны – потому что хотя у России в силу ее величины всегда будет множество противников, крайне опасным является посыл про осажденную крепость, которая должна рассчитывать только на себя. Не потому что мы слабы – как показал опыт СССР мы, при желании, можем даже своими скромными силами успешно противостоять всему Западу (то есть мировому гегемону), еще и переходя в геополитическое наступление.

Нет, угрюмое недоверие ко всем другим странам в принципе, опасно тем, что усложняет задачу и делает ее решение куда более затратным и сложным, а то и невозможным. То есть Россия в принципе не может построить новый, постатлантический миропорядок в одиночку – потому что ей для этого нужна как минимум координация с остальными державами, недовольными существующим финансово-экономической и военно-политическим укладом.

Но эта координация может быть разной – от такой, при которой Россия является лишь одним из игроков, действует по обстоятельствам, исходя из ситуации, ведет себя осторожно, никому ничего не предлагая и не обещая.

И до такой, при которой мы выступаем застрельщиком перемен, устанавливаем стратегические отношения с другими державами и играем на всех досках одновременно. Мы даже не специально выбирали второй вариант – просто никакого другого пути у нас, исходя из нашей истории, на самом деле и не было. Если, конечно, мы действительно хотим восстановить свой статус великой державы.

Именно поэтому наши отношения с Китаем нужно рассматривать в глобальном масштабе – не просто как двухсторонние отношения, но как стратегический альянс, а то и союз во имя достижения целей, которые каждая страна ставит перед собой. Эти цели совпадают в главном – необходимости построения нового мирового порядка, в котором центр тяжести будет находиться в Евразии, а не в Атлантике.

И при этом на первом месте и у России, и у Китая, естественно, стоит задача максимального усиления и развития собственных сил – было бы странно, если бы это было не так. Договоренностей о том, что это будет происходить не за счет второй стороны, конечно, нет – но это как бы подразумевается, имеется ввиду, что мы будем стараться минимизировать противоречия и стремится к согласованию интересов, избегать недобросовестной конкуренции.

Немаловажно, что между нами нет открыто союзнических отношений – тут сказывается и недавний неудачный опыт 50-х годов, когда теснейшее даже не союзничество, а геополитическое и идейное братство закончилось ссорой, более чем на четверть века сделавшей нас врагами. Поэтому сейчас Путин и Си Цзиньпин избегают термин союзники – хотя все понимают, что стратегическое партнерство не описывает всей глубины отношений.

Если в 50-е годы сами китайцы называли СССР старшим братом (имея в виду, конечно, не только мощь страны, но и ее продвижение по пути построения социалистического общества), то сейчас ни Москва, ни Пекин не хотят становится ниже — что вполне разумно. Китай сильнее нас экономически – но Россия сильнее духом и мастерством геополитической игры. Россия это боец, Китай это купец – такое сравнение порой используют китайцы.

Соединение сильных сторон двух держав и является главным смыслом альянса России и Китая в геополитической игре – Поднебесная обеспечивает в первую очередь мощь и ресурсы, тыл, а Россия «вызывает огонь на себя» и ведет активное наступление.

Это касается именно общей игры на мировой арене с безусловным общим противником – и совершенно не отменяет конкуренции и противоречий между двумя странами в разных точках, например, важной для нас Центральной Азии или Африке. Не отменяет – но позволяет расставить приоритеты: для России и Китая важнее вместе добиться общего выигрыша на глобальной арене, чем урвать у соседа кусок на региональной.

Кроме того, открытые союзнические отношения между двумя равными силами затруднили бы нашу работу на мировой арене – возникший военный союз сигнализировал бы США о нашей готовности к противоборству по всем фронтам, от Украины до Тихого океана.

Но, во-первых, обе страна делают ставку на закат американской эры вручную, мирным способом – через совершенно объективное ослабление как военных, так и финансово-экономических позиций США. А, во-вторых, Китай еще не обзавелся необходимыми армией и флотом для того, чтобы бросить открытый вызов американцам, начать выдавливать их из Юго-Восточной Азии и тихоокеанского региона в целом – он идет к этому постепенно, и не склонен опережать события.

Россия же, вступившая в 2014-м в открытую конфронтацию с Западом, находится в гораздо более жестких отношениях с атлантистами, в первую очередь из-за борьбы за Украину – но и тут мы делаем ставку на постепенное ослабление зависимости Европы от США, на рост противоречий внутри так называемого Запада.

Ни Китай, ни Россия не хотят торопиться – время работает на нас. При этом нашим общим противником является англосаксонская, атлантическая элита – которая и сама изначально видит именно в двух наших странах главного противника. Сетования некоторых умных атлантистов на то, что своей политикой давления на Россию Запад лишь толкает нас в объятия Китая, справедливы лишь отчасти – Запад просто дополнительно усиливает и так существующий настрой Москвы и Пекина на совместную деятельность.

Каждый при этом бьется в первую очередь на своем фронте – стоя спина к спине друг с другом. Пока на Россию обрушилась психологическая атака с обвинениями в отравлении Скрипалей и последующая высылка наших дипломатов, Китаю угрожают началом торговой войны – первые выстрелы в которой уже прозвучали неделю назад, когда президент Трамп подписал меморандум о торговых ограничениях, вводящий высокие пошлины на ряд китайских товаров.

В ответ на заявление Трампа Пекин порекомендовал Вашингтону «воздержаться от каких-либо действий, которые могут нанести ущерб торгово-экономическим отношениям двух стран, иначе США сами угодят в вырытую для других яму».

То есть ясно дал понять, что ответит. Позиция же Китая по делу Скрипаля формально нейтральная — МИД заявил о том, что «проблема должна быть решена надлежащим образом между Россией и Великобританией на основе фактов». Но и замечания о недопустимости нагнетания, и статьи в официозной прессе не оставляют сомнений в том, на чьей стороне Пекин.

Вот наиболее характерные формулировки из редакционной статьи Global Times о «грубых и нецивилизованных формах поведения» Запада в отношении России, то есть о высылке дипломатов:

«Подобные действия ни к чему не приводят, кроме как к росту враждебности и ненависти между западными странами и Россией Тот факт, что крупные западные державы могут объединяться и выносить приговор другому государству, пренебрегая международными процедурами и правилами, вызывают большие опасения.

Во времена «холодной войны» ни одна западная нация не осмелилась бы совершить такую провокацию, но сегодня она осуществляется с безудержной легкостью. Такие действия представляют собой не что иное, как форму западных издевательств, которые угрожают глобальному миру и справедливости».

Напоминанием о том, что «Запад — лишь небольшая часть мира». Китай всегда, даже тогда когда был слаб и расколот, превращен в полуколонию Запада, ощущал себя центром вселенной и Поднебесной – не забывая о том, каков его вес во времени и пространстве мировой истории.

Россия, совсем недавно впавшая в крайнее, даже по нашим меркам самоуничижение, все последние годы стремительно возвращает себе реалистичный взгляд на себя и на окружающий нас мир, на свою историю. Именно такой реализм и является главной основой для совместной работы России и Китая – двух великих соседей, которые вместе строят новый миропорядок.

  • Tags: Общество, политика

newspolitics.ru

Российско-китайские отношения на современном этапе



Российско-китайские отношения являются наилучшими за всю историю связей между двумя странами, взаимодействие этих двух стран на международной арене является одним из важнейших факторов для обеспечения стабильности в международных делах.

В настоящее время продолжается тенденция положительного развития китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. В 2015 году Китай и Россия совместно отпраздновали 70-летнюю годовщину победы во Второй мировой войне, скоординировали инициативу строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21-го века с ЕАЭС, успешно провели год молодежных обменов, провели тесное и эффективное взаимодействие в международных делах, был достигнут ряд прорывов в развитии двух стран, а также в деле защиты мира, безопасности и стабильности в глобальном масштабе.

Как известно, ни с кем у России нет такой разветвленной сети механизмов сотрудничества: саммиты, встречи глав правительств, четыре комиссии, которые посвящены работе на различных направлениях инвестиционного, торгово-экономического, энергетического, гуманитарного сотрудничества, которые возглавляются вице-премьерами, рабочие группы. Вся эта работа поставлена на системную основу. Она позволяет достигать впечатляющих результатов.

В основе двухстороннего сотрудничества — международное право, его неукоснительное уважение, уважение центральной роли ООН, недопустимость вмешательства во внутренние дела. С этих позиций Китай и Россия теснейшим образом сотрудничают по всем международным проблемам, будь то Ближний Восток, Северная Африка, Афганистан, иранская ядерная программа, ядерная программа Корейского полуострова, противоракетная оборона. Сотрудничество стран помогает укреплять авторитет БРИКС, ШОС, а также «Группы двадцати», в рамках которой РФ и КНР вместе отстаивают проведение реформы международной валютно-финансовой системы чтобы сделать ее более справедливой.

Валютно-финансовая система нынешняя должна быть более демократичной, отражать возросший вес стран БРИКС, прежде всего. И первый шаг в такой реформе благодаря совместным усилиям – России, Китая, Индии, Бразилии, ЮАР – был сделан совсем недавно. Пятилетний процесс повышения квот и голосов наших государств завершился, и страны БРИКС теперь практически обладают возможностью применять вето в МВФ, это очень важное достижение.

Характеристика российско-китайского стратегического партнерства как имеющего всеобъемлющий характер означала, что оно преодолело перекос в сторону, главным образом, политической составляющей, характерный для предшествующего десятилетия, определяемый китайской формулой «в политике горячо, в экономике холодно». Данная формула зиждется на трех равноценных составляющих: политическом партнерстве, экономическом взаимодействии и гуманитарных связях [1]. Об этом свидетельствует резкая активизация двустороннего взаимодействия по всем трем направлениям. В 2008 г. после окончания демаркационных работ была окончательно определена линия российско-китайской границы, что устранило важнейший фактор, в перспективе способный привести к обострению отношений. Через год в Екатеринбурге состоялся пилотный саммит БРИК, способный после вступления России в ВТО стать мощным фактором защиты интересов развивающихся стран в разработке справедливых условий мировой торговли. В экономическом сотрудничестве происходили наиболее заметные сдвиги. В 2008 г. объем двусторонней торговли впервые преодолел планку в 50 млрд. долларов. Россия стала превращаться в одного из наиболее перспективных партнеров Пекина в сфере нефтегазового сотрудничества. Была подписана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг. [2]

Заключенный на двадцать лет Договор 2001 г. продолжает оставаться институциональной основой российско-китайских отношений. Началась реализация уже третьего плана действий по его положениям на период 2013–2016 гг. Первое место в списке приоритетов отводится проблеме сбалансирования и гармонизации количественных и качественных характеристик экономического сотрудничества. Стороны планируют довести к 2020 г. объемы двусторонней торговли до уровня в 200 млрд. долларов США. Энергетическое сотрудничество продолжает оставаться одним из приоритетов двустороннего экономического взаимодействия.

Китай является наиболее емким и перспективным для экспорта российских энергоресурсов. Приводились прогнозы о необходимости доведения объема поставляемой нефти до 50 млн. тонн в год, строительства еще одного трансграничного нефтепровода в дополнение к сданному в 2010 г. Сковородино — Дацин и др. [3]

Основание для углубления энергетического сотрудничества для России — геополитическая уязвимость западных маршрутов, связанная с позицией стран-транзитеров, для Китая — рост энергопотребления в связи с ускоренным экономическим развитием.

В 2011 г. подписана «Сианьская инициатива», давшая старт Энергетическому клубу ШОС. В последнее время в Китае ведутся дискуссии о создании «энергетического сообщества».

По мнению российских экспертов, в среднесрочной перспективе вряд ли произойдет расширение Таможенного союза за счет присоединения других государств Центральной Азии [4]. В подобной ситуации не могут не настораживать предложения некоторых китайских экспертов по распространению на регион Центральной Азии хорошо зарекомендовавшего себя в Гонконге и Макао режима CEPA (CloserEconomicPartnershipArrangement), обеспечивающего упрощенный доступ товаров на рынки друг друга, беспошлинный ввоз и снижение налогов на продажу импортированных товаров [5].

Говоря о гуманитарном сотрудничестве, значительный импульс контактам в области науки, культуры, образования и других гуманитарных сферах придали стартовавшие в 2006 г. год России в Китае и Китая в России, годы национальных языков, годы туризма, годы дружественных молодежных обменов и в этом году годы средств массовой информации России и Китая, а также начавшееся в 2007 г. открытие Институтов Конфуция в российских вузах. Все это активно повышает уверенность народа двух стран и укрепляет их дружбу.

Отношения между Россией и Китаем заняли достойное место в системе межгосударственных отношений в АТР. Для Китая Россия — важнейший источник военных технологий и сырьевых ресурсов. Очевидно, что стабильное и поступательное развитие стратегического партнерства с северным соседом имеет для Пекина крайне важное значение и с точки зрения реализации ресурсов так называемой «мягкой силы», которым руководство КНР уделяет в последние годы столь пристальное внимание [3]. Для России Китай — это в первую очередь сосед и крупнейший торговый партнер в АТР. В нынешней политической ситуации России нужны не просто хорошие, но образцовые отношения с Китаем. Китай — важнейший стратегический партнер России, благодаря связям с которым она успешнее может включиться в интеграционные процессы в АТР, ее внешняя политика способна стать менее односторонней, а ее фронда с Западом приобрести характер принципиального спора по поводу будущего характера мироустройства.

Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии.

Что касается китайско-российских отношений, иностранные СМИ тоже высоко оценивают их. «Взаимно полезные и с виду дружелюбные по отношению друг к другу, Китай и Россия ведут соперничество за господство в Евразии», — пишет Анита Индер Сингх (AnitaInderSingh), профессор Центра мира и урегулирования конфликтов в Нью-Дели, в своей статье, опубликованной на сайте издания Diplomat. Сложившаяся модель и практика двусторонних отношений является конкретным примером того, как нужно строить двусторонние отношения в XXI веке.

Китай готов совместно с Россией работать над претворением в жизнь договоренностей о сотрудничестве, достигнутых руководителями двух стран, использовать благоприятные возможности, возникающие в связи с наступлением 15-летней годовщины с момента заключения Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией, продолжать развивать мирную идею о развитии китайско-российской дружбы, которая должна передаваться из поколения в поколение, превратить преимущество высокого уровня политических отношений между двумя странами в реальные результаты практического сотрудничества и взаимодействия в международных делах, стремиться к большему прогрессу в китайско-российских отношениях, чтобы внести более весомый вклад в обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире.

Литература:
  1. Сун Тао. Выступление на конференции «Ситуация в Европе и китайско-европейские отношения». 16.08.2012.
  2. http://www.amursu.ru/attachments/article/11560/10.pdf
  3. О. А. Тимофеев. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития// Вестник АГУ. — 2014 – № 64.
  4. 赵鸣文。中俄关系进入新的历史发展时期。《俄罗斯中亚东欧研究》2015年第5期
  5. 崔颖。 CEPA扩展到上海合作组织区域经济合作的可行性初探。《经济前沿》2016年第1期

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, отношение, CEPA, гуманитарное сотрудничество, двусторонняя торговля, Центральная Азия, экономическое сотрудничество, энергетическое сотрудничество.

moluch.ru

Мифы российско-китайских отношений. Откровенный разговор о наиболее важном партнёре России

Центральный комитет Коммунистической партии Китая выступил с инициативой исключить из конституции положение о том, что председатель и вице-председатель КНР могут «занимать должность не более двух сроков подряд». Это позволит председателю КНР Си Цзиньпину переизбраться на новый, третий срок в 2023 году. В этом свете полезно вновь обсудить российско-китайские отношения, которые зачастую получают неверную трактовку в средствах массовой информации.


СУДЬБОНОСНЫЙ СЪЕЗД

В октябре прошлого года, как известно, в Пекине прошёл съезд китайской компартии, который китайская пресса до сих пор называет не иначе как «судьбоносным». А недавно министр иностранных дел КНР Ван И заявил о том, что доклад Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина на съезде является не чем иным, как «учебником по современному Китаю».

Отметим, что внешнеполитическая тематика в докладе главного и единственного на сегодняшний момент китайского лидера, чьи идеи уже вписаны в Устав партии как «квинтэссенция практического опыта и коллективной мудрости партии и народа», а также «руководство к действию при осуществлении партией и народом великого возрождения китайской нации», занимает мало места. Внешнеполитический раздел доклада составляет чуть более двух страниц китайского текста, и основное внимание в нём уделено строительству «сообщества единой судьбы человечества» и характеристике международной обстановки в целом.

При этом Си Цзиньпин, по сути, повторил формулу деления стран мира, предложенную ещё на предыдущем съезде своим предшественником Ху Цзиньтао, которая, в свою очередь, косвенно перекликается со знаменитой теорией Мао Цзэдуна о «трёх мирах».

В соответствии с этой формулой все страны мира для Китая делятся на три вида: крупные страны (даго), сопредельные страны (чжоубяньгоцзя) и развивающиеся (фачжаньчжун гоцзя). Изменился только перевод, предлагающийся китайской стороной для первой группы стран: если в русскоязычной версии доклада Ху Цзиньтао это были «развитые страны», то теперь их перевели как «ведущие страны». В отношении них нужно, во-первых, «продвигать координацию и сотрудничество», а во-вторых, «установить такие рамки отношений, в которых они бы развивались в целом стабильно и сбалансированно» (пер. — А.О.Виноградов). Заметим, что задача построения с этими странами «нового типа отношений», которая ставилась в докладе Ху Цзиньтао, теперь больше не ставится. То есть она, видимо, считается выполненной.

В отношениях с двумя другими группами стран добавилась концепция «亲诚惠容» (цинь чэн хуэй жун) по отношению к сопредельным странам, которая переводится китайцами как «доброжелательность, искренность, взаимовыгодность и инклюзивность». Заметим, что в этой концепции также присутствует иероглиф 惠 (хуэй), использованный для характеристики отношений с соседями и в докладе Ху Цзиньтао. Этот иероглиф, если свериться со словарём, имеет значение «милость, благодетельствовать, оказывать честь, пожаловать, удостоить», что не совсем равноценно переводу «взаимовыгодность». Кстати, и первый иероглиф, переведённый как «доброжелательность», имеет значение «родственный», так что перевод тоже не совсем точный.

Россия, казалось бы, входит во все три группы стран и потому представляет для Китая очень большое значение. Однако мне уже приходилось не один раз писать о том, что это не совсем так. В число развивающихся стран Китай Россию никогда не включал и не собирается, Россия для него — наследница Советского Союза и относится к развитым странам Европы. В то время как Китай, несмотря на поразительные успехи своей экономики и огромные размеры, — страна по-прежнему развивающаяся. Вернее, если использовать китайские формулировки, «самая крупная из развивающихся стран» и «лидер среди развивающихся стран». И понятно, что конкуренция на этом поле Китаю не нужна. Недаром наиболее острые отношения у Китая с партнёром по БРИКС Индией.

В число «крупных» (или «ведущих») стран Китай Россию вроде бы включает. Причём в последнее время даже более чем настойчиво — отношения между КНР и РФ в пропагандистских материалах, особенно на русском языке (см., например, журнал «Китай» за июль 2017 года), представляются даже как «образец отношений между крупными державами». Однако при этом нет-нет да и проскальзывают, даже в интервью того же министра иностранных дел Ван И, «проговорки» по поводу того, что «отношения между крупными державами» — это на самом деле отношения Китай — США. А отношения со всеми остальными странами — это просто «межгосударственные отношения». В любом случае Россия для Китая прежде всего входит во вторую группу, то есть в число стран, которых Китай своим развитием «облагодетельствует».


МИФЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Сразу скажу, что это отнюдь не единственный случай, когда российско-китайские отношения представляются в более «хорошем» свете, чем есть на самом деле. В том числе и экспертами, комментирующими декларируемый с 2014 года «поворот на Восток». При этом несомненно, что Китай на сегодня является ведущим партнёром России как в экономической, так и в политической области. А отношения с Китаем являются (или, по крайней мере, должны являться) главным направлением внешней политики РФ. И именно поэтому здесь необходим беспристрастный и откровенный разговор и анализ. Нужно не поддаваться магии слов и не заниматься самоуспокоением, а видеть конкретные различия в подходах и конкретные проблемы. И тщательно с ними работать в пользу сближения позиций и нахождения точек соприкосновения.

Происходящее в последние годы определённое «приукрашивание», даже мифологизация российско-китайских отношений, попытки представить их исключительно в безоблачном свете на самом деле мешают видеть существующие проблемы и находить пути и возможности для их решения. Что отнюдь не способствует развитию отношений между нашими странами в направлении долгосрочного сотрудничества. На мой взгляд, подобное «приукрашивание» происходит с двух сторон, хотя и по разным причинам, о которых можно поговорить отдельно. Пока отметим основные точки мифологизации.

Одна из них — это характеристика нынешнего этапа в отношениях двух стран как «наилучшего в истории отношений», которая одно время присутствовала и в заявлениях высшего руководства РФ. Напомним, что для российской историографии «наилучшим периодом» в отношениях наших стран всегда было принято считать период первой половины и середины 50-х годов ХХ века, когда Советский Союз и Китайская Народная Республика были связаны Договором о дружбе, союзе и взаимопомощи. И Советский Союз, в полном соответствии с буквой и духом этого договора, такую помощь Китаю всемерно оказывал (в КНР она тогда с полным основанием называлась «братской помощью»). Нам кажется, что об этом периоде отношений не стоит забывать (а тем более интерпретировать характер советско-китайских отношений в тот период в духе последующих высказываний Мао Цзэдуна).

Второй миф относительно российско-китайских отношений — это заявления о том, что в 2000-х годах стороны окончательно решили (или «закрыли») вопрос о российско-китайской границе. Действительно, в результате заключения Договора 2001 года двум сторонам удалось договориться о линии прохождения границы на всех участках, кроме двух островов у Хабаровска. В 2004 году после проведения размежевания в районе этих островов (имеются в виду острова Тарабаров и Большой Уссурийский) была решена и эта проблема. Однако заметим, что характер размежевания вызвал довольно неоднозначную реакцию не только со стороны российского населения (посчитавшего, что российская сторона отдала свои исконные территории китайцам), но и со стороны китайской общественности, до сих пор уверенной в том, что оба этих острова должны полностью принадлежать Китаю.

Не стоит забывать и о том, что в китайской историографии по-прежнему исходят из позиции, заявленной Мао Цзэдуном в 1964 г., в соответствии с которой Россия в своё время захватила 1,5 млн кв. километров китайской территории. Несмотря на то, что в процессе нормализации отношений между нашими странами в 1989 г. было принято решение начать, по словам Дэн Сяопина, «с чистого листа», факт «захвата» Россией огромной китайской территории, которую КНР считает исторически своей, преподносится китайскому населению как «непреложный». И именно в таком ключе изучается в школах и вузах Китая.

Ещё один широко распространённый миф, часто повторяющийся и с китайской, и с российской стороны, касается совпадения стратегических позиций и интересов России и Китая, вплоть до предложений о заключении военного союза. Если мы говорим об объективном совпадении долгосрочных глобальных интересов народов двух стран, нуждающихся в мире и развитии, а также в установлении более справедливого порядка в международных делах (включая борьбу за изменение сложившейся мировой финансовой и экономической системы), то да, разумеется, они совпадают, хотя и тут далеко не во всём. Однако при этом существуют конкретные различия в позициях двух стран по различным международным проблемам, объясняющиеся их различным положением и различным местом в системе международных отношений, в том числе в структуре мировой экономики. А также различным подходом к решению определённых международных вопросов.

Например, в 2014 году во время голосования в ООН по вопросу о признании итогов референдума в Крыму Китай воздержался (так же, как и другие наши партнёры по БРИКС — Индия, Бразилия, ЮАР), поскольку придерживается позиции невмешательства во внутренние дела других стран и принципа территориальной целостности (таким образом, фактически выступает против вмешательства РФ и отделения Крыма).

Другой пример. Когда мы говорим о том, что «Россия и Китай выступают против попыток отрицания, искажения и фальсификации истории Второй мировой войны и отстаивают её итоги», не стоит забывать, что не только в ряде западных стран, но и в Китае сегодня активно осуществляется пересмотр истории Второй мировой войны в попытках доказать, что именно Китай понёс в ней наибольшие жертвы и внёс наибольший вклад в победу над фашизмом и милитаризмом.

Точно так же, когда мы говорим о том, что «стратегическим консенсусом» России и Китая является противодействие международному терроризму, мы не всегда учитываем тот факт, что Россия и Китай вкладывают в понятие международного терроризма разное содержание. В то время как для России это прежде всего ИГИЛ, для Китая главным противником является Исламское движение Восточного Туркестана и другие уйгурские националисты.

То же самое касается и сотрудничества в сфере безопасности в целом. Например, в опубликованной в январе 2017 года Белой книге КНР по сотрудничеству в сфере безопасности в АТР в перечне важных для Пекина механизмов в сфере безопасности ШОС занимает предпоследнее место, а структура ШОС по борьбе с терроризмом — РАТС — не упомянута вообще. А одну из первых строчек по важности в списке занимает новый антитеррористический механизм с участием Китая, Афганистана, Пакистана и Таджикистана, который не включает Россию и не связан с ШОС.

Подобных примеров можно приводить много. Серьёзные различия в подходах существуют не только по ситуации на Украине и вопросу принадлежности Крыма, но и по событиям в Сирии, и по поводу путей и способов «сопряжения» проектов ЕАЭС и «Один пояс, один путь» и др. В очень многих случаях можно обнаружить различия и в подходе сторон, и в понимании причин и следствий происходящих процессов.


ЛУКАВЫЙ РОСТ

Отдельно стоит разговаривать об экономике и торгово-экономических отношениях двух стран, где вышеупомянутое «приукрашивание» характерно в первую очередь для российской стороны, включая высших должностных лиц. Например, постоянное подчёркивание того факта, что количественный рост взаимной торговли после резкого падения в 2015 году (на одну треть — с 90 с лишним млрд долларов до 63) с 2016 года вновь возобновился. Это действительно так: в 2016 году товарооборот составил, по китайским данным, 69 с половиной млрд (по российским — 66 млрд), в 2017 году — 84 млрд (это по данным китайской таможни, российская свои ещё не предоставила).

Однако считать факт роста взаимной торговли, как это делает, например, премьер РФ Дмитрий Медведев, однозначно положительным явлением вряд ли оправданно. При сложившейся структуре взаимной торговли и при том, что главной причиной её сокращения было падение курса рубля в конце 2014 года, сегодняшний рост означает, по сути, то, что Россия продаёт Китаю большее количество сырья по более дешёвой цене и покупает продукцию китайского машиностроения по более высоким ценам. Именно это, кстати, на самом деле имелось в виду, когда тот же премьер подчёркивал, что в 2015 году товарооборот между нашими странами, хоть и упал в ценовом выражении, в физическом объёме даже вырос. То же самое касается победных реляций о том, что существенно выросли (в 2016 году до 2,14 млрд) экспорт продукции российского машиностроения в Китай и экспорт сельскохозяйственной продукции (до 1,5 млрд).

Рост несырьевого экспорта — действительно положительное явление, однако нужно осознавать, что машиностроение в российском экспорте даже после роста составляет менее 7%, а сельскохозяйственная продукция (в которой подавляющая часть по-прежнему — продукция рыбного хозяйства) — и того меньше. А основным драйвером этого роста также явилось резкое снижение обменного курса рубля.

Далеко не однозначно обстоит дело и с электронной торговлей, рост которой преподносится как развитие инноваций и сотрудничества в сфере «новой экономики». Нынешняя электронная торговля, по сути, заменила «челночную торговлю», поощрение которой в 90-е годы способствовало массовому оттоку валютных средств из РФ и огромному росту коррупции. Рост электронной торговли объясняется отсутствием регулирующих нормативных документов и приводит к тому, что покупки россиян в Китае (которые, по некоторым подсчётам, составляют 3–4 млрд долларов в год) не облагаются ни налогами, ни таможенными пошлинами. При этом мизерные объёмы российских электронных продаж в Китае объясняются отсутствием у российских компаний опыта работы, недостаточными усилиями по «брендированию» и т.п.

А то, что происходит в области китайского туризма в Россию (в 2017 году Россию посетили 1,5 млн туристов из Китая, в 2016 их было 1,3 млн, что больше, чем из всей Европы вместе взятой), заслуживает отдельного разговора. Вместо того чтобы привлекать в Россию иностранную валюту и способствовать росту имиджа нашей страны, китайский туризм в РФ приводит к прямо противоположным результатам — оттоку валюты (подавляющая часть потока — до 95% — обслуживается т.н. «серыми» китайскими фирмами, использующими свою деятельность для «отмывания» зависших в России ещё во времена Черкизона денег) и крайне неблагоприятному впечатлению, которое создаётся у побывавших в нашей стране китайцев (процент приезжающих в РФ повторно близок к нулю).

Повторим, это не мешает искать точки соприкосновения, совсем наоборот: только при фиксации различий можно искать и находить то общее, главное, что нас сегодня объединяет и сближает.

Подчеркнём ещё раз, что Китай сегодня — главный и наиболее важный партнёр РФ на международной арене, что обусловлено не только ухудшением отношений России со странами Запада, но и сложившейся международной ситуацией в целом. Однако при этом не следует забывать о том, что Китай — крайне сложный партнёр, не только преследующий в мировой политике свои собственные интересы, но и умеющий жёстко их отстаивать. И эти интересы далеко не всегда и не во всём совпадают с интересами России.

Андрей Виноградов

Источник


Автор Андрей Олегович Виноградов — канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН, преподаватель Факультета мировой экономики и мировой политики и Школы востоковедения НИУ ВШЭ.

Публикация портала СОНАР-2050. 


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

В треугольнике: США(Запад) – Китай – Россия. Что за поворотом страны с Запада на Восток?

Китайский вектор российской политики: кому он выгоден?

Китайский эволюционный вызов

Гибель старшего брата: уроки кризисов Китай учит очень тщательно

Великая Октябрьская революция и ее влияние на Китай

Уроки экономических реформ: опыт Китая и России

Китайский съезд: почему у них получается то, что не вышло у СССР

Китай-Россия: медвежья услуга

Китай и Россия: дружба слона с муравьём

Китайский дракон: геополитические амбиции Поднебесной

Какой формат экономического взаимодействия с Китаем нужен России



Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

rusrand.ru

события, документы и материалы. История, современность и ожидания

Первое официальное российское посольство посетило Пекин в сентябре 1618 года. Этот день можно считать отсчетом дипломатических русско-китайских отношений, которые за четыре века претерпели резкие повороты от недоверия до дружбы, от крепких союзов до открытых конфликтов. Две великие державы долгое время были разделены огромными, практически необжитыми расстояниями, и узнавали друг от друга вскользь из уст путешественников и торговцев.

Молодое Российское государство в первые века своего становления было устремлено на запад, а Древний Китай к средним векам уже был могучим государством, которое отгородилось от внешнего мира стенами и тысячелетними традициями. Китайские императоры даже иноземных королей считали своими вассалами и крайне неохотно шли на контакты с другими странами. Сближению Китая и Руси поспособствовала общая беда.

Первые контакты

Никакие стены и расстояние не смогли сдержать грозные волны монгольских набегов. Воинственные кочевники в 13 веке разбили многочисленные армии китайского императора и смяли дружины русских князей. На долгое время Китай и Русь вошли в состав необъятной Монгольской империи.

В 14 веке в гвардии пекинского хана появился русский отряд, собранный из угнанных монголами в плен славянских воинов. Русские жили вместе, возделывали землю, вели хозяйство так же, как и на Родине. Такое положение дел трудно называть полноценными русско-китайскими отношениями, однако народы лучше узнавали культуру, повадки и традиции друг друга.

После монголов

Распад кочевой империи монголов вновь отдалил два государства, которые стали свободными, но теперь между их границами опять пролегали тысячи и тысячи километров плохо освоенных земель. Западные державы добирались до Китая по морям, в средние века это был самый удобный и быстрый способ перемещения. Одолеть же леса, степи, горы и тайгу решались лишь самые отчаянные русские путешественники и торговцы. Русско-китайские контакты свелись к незначительной торговле и новостям, которые купцы привозили на Русь.

Экспансия России на Восток

Изменил русско-китайские отношения 17 век, в течение которого Россия осваивала восточные территории. Это был век смелых и суровых землепроходцев. В состав Российского государства вошли все восточные земли до Тихого океана, казаки активно изучали Приамурье, русские границы неуклонно приближались к границам Китая, который уже не мог полностью игнорировать энергичного соседа.

В мае 1618 года царь Михаил Федорович послал в Китай посольство во главе с Иваном Петлиным. Оно добиралось до Пикина почти четыре месяца, однако китайские власти посчитали, что к ним приехали не настоящие послы, а данники от далекого вассального царя, поэтому Петлину отказали во встречи с императором, но дали грамоту, в которой император позволял Руси торговать с Китаем и присылать другие посольства. Так началась официальная история русско-китайских отношений.

Первые столкновения

Во второй половине 17 столетия сложились условия для более тесных межгосударственных контактов. Территория России стремительно расширялась, примерно в это же время Китай был покорен маньчжурскими завоевателями, появилась великая Империя Цин, которая просуществовала до начала 20 века. На громадные и практически пустые приамурские земли теперь претендовали как Москва, так и Пекин. Появился первый очевидный конфликт интересов.

У России не было сил и средств направлять в Приамурье крупные экспедиции или регулярные войска, его осваивали отряды лихих казаков, которые порой больше походили на разбойников, чем на представителей царя. Они собирали дань с местного населения, порой опускались до грабежа, вопросы предпочитали решать силой, а не переговорами. Поэтому ничего удивительного, что коренное население было настроено против пришлых людей.

Маньчжурские отряды, имея поддержку Пекина и коренных народов, вступили в конфронтацию с казаками. Больших сражений не было, но Китай руками маньчжуров решил сделать жизнь русских в Приамурье невыносимой. Недавно образовавшиеся казацкие поселения подвергались постоянным нападениям, переселенцы не могли чувствовать себя в безопасности. Толком не оформив дипломатические русско-китайские отношения, два государства вступили в вооруженное противостояние, хоть и без объявления войны.

Дипломатическое сближение

Однако, как часто бывает в истории, экономика заставила замолчать ружья. Государства были намного большее заинтересованы в сотрудничестве в качестве торговых партнеров, нежели в тлеющем военном конфликте. В 1689 году был заключен Нерчинский русско-китайский договор о границах и торговле, Россия уступила Китаю практически все земли южнее Амура, но при этом стала первым западным государством, которое на постоянной основе отправляла торговые караваны в Империю Цин.

Китайский Император впервые согласился на регулярную торговлю с иностранным государством. Он позволял ежегодно устраивать один караван, в котором могло находиться до тысячи купцов. Более того, купцы считались гостями Императора Поднебесной, их пребывание в Китае оплачивалось императорской казной. Поэтому китайцы относились к русским посланникам с великим уважением, торговля процветала. Вскоре в Пекине появились русские дворы, погост, православная церковь.

С этого момента взаимные связи двух стран развивались стремительно. Начиная с Нерчинского договора, русские цари отправили в Пекин восемнадцать дипмиссий. Однако существует интересный факт: русская духовная миссия была основана в 1716 году, а постоянное Посольство Российской Империи – лишь в 1861 году.

Русско-китайские отношения в 18 веке были отмечены заключением в 1727 году крайне важного Кяхтинского трактата, в котором в очередной раз фиксировалась граница между государствами, закреплялось равноправное положение Империй, так как ранее китайский император считал русского царя своим подчиненным. Также трактат регламентировал дипломатическую переписку и прием посольств, узаконивал присутствие в Пекине русской духовной миссии, устанавливал порядок торговли между государствами.

Дипломатические победы

Кяхтинский договор был основой политических и экономических взаимоотношений двух стран более ста лет. В середине 19 века Империя Цин сотрясалась от опиумных войн, которые против нее вели ведущие западные державы. Русско-китайские отношения в 19 веке оставались дружескими, однако Москва смогла дипломатическими способами добиться блестящих успехов.

Ослабленный поражениями Китай в 1858 году согласился изменить государственные границы с Российской Империей, отныне они проходили по реке Амур, Империя Цин отказывалась от Приморья и части Маньчжурии, что было зафиксировано в Айгунском договоре. Последующие Пекинский (1860 год) и Чугучакский договоры окончательно оформили русско-китайские границы.

После союзного договора 1896 года между двумя странами Россия начала строить в Китайскую Восточную ж/д. В 1897 году Российская Империя получила в аренду два порта для своих эскадр: Далянь и Порт-Артур. В 1898 году русскими был основан город Харбин. В 1905 году Россия, безоговорочно проиграв войну Японии, потеряла арендованные порты, также был расторгнут договор 1896 года. Обе империи были на пороге гибели, китайская – исчезла в 1913 году, российская – в 1917 году. На их обломках появились новые государства.

СССР и Китайская Республика

Историография русско-китайских отношений 1917-1922 годов так же запутана, как была запутана политическая ситуация в России, охваченной кровопролитной гражданской войной. В таких условиях любые переговоры с молодой Китайской Республикой о границах, территориальных претензиях, экономическом и политическом сотрудничестве носили временный и зыбкий характер. Ведь не было ясно, кто в итоге станет управлять Россией. Страна была поделена на части, в которых власть постоянно менялась. Большевики смогли окончательно подавить сопротивление белогвардейцев на Дальнем Востоке лишь осенью 1922 года.

После победы в гражданской войне большевики отчаянно нуждались в союзниках для совместной борьбы с империалистической Европой. В Китайской Республике также были сильны антиимпериалистические и антизападные настроения. Китайцы еще хорошо помнили опиумные войны и собственное полуколониальное положение по отношению к западным державам.

Осенью 1920 году в Москву прибыл генерал Чжан Сылинь для официальных переговоров от лица Китайской Республики. Советские дипломаты вручили ему ответную ноту, в которой изложили принципы русско-китайского сотрудничества. Однако китайцы не спешили с заключением каких-либо договоров, они ждали, чем закончится гражданская война.

Лишь 31 мая 1924 года был подписан знаковый документ, состоящий из 15 статей, который урегулировал все спорные и важные вопросы между Китайской Республикой и СССР. Два молодых государства официально стали союзниками. Однако хорошие отношения продолжались совсем недолго.

Охлаждение

В Китае основной политической силой был партия Гоминьдан во главе с харизматическим лидером Чан Кайши. Коммунистическая партия уступала Гоминьдану во влиянии. Москва оказывала поддержку обеим партиям, веря в лояльность Чан Кайши, который провел в Москве несколько месяцев и воспринимался многими руководителями СССР как идеологический союзник.

Однако весной 1927 года разразилось Кантонское восстание коммунистов, которое, по мнению некоторых историков, было инициировано из Москвы. Правительственные войска жестоко подавили мятеж, после чего в декабре Чан Кайши приказал закрыть все дипмиссии СССР в Китае и разорвать дипломатические русско-китайские отношения. Документы и материалы того времени не дают точного ответа, что стало причиной этого дипломатического поражения Москвы: собственные ошибки, работа британских дипломатов или интриги Чан Кайши, который одним ударом уничтожил серьезных политических конкурентов.

Возобновление отношений: от врагов до друзей

Пять лет две крупные державы отгораживались друг от друга дипломатическим бойкотом. Но в декабре 1932 года наметился перелом: на международной конференции в Женеве китайская и русская делегации обменялись письмами со взаимным предложением восстановить нормальные дипотношения. В 1937 году в Нанкине советские представители и Чан Кайши подписали русско-китайский договор о ненападении, в 1939 году ратифицирован Торговый договор между Россией и Китаем, а в мае 1945 года — договор о Дружбе.

Однако Чан Кайши не устраивал Москву, Советское правительство стало оказывать всяческую поддержку Мао Цзэдуну, который был личным другом Сталина и искренним коммунистом. Приход Мао к власти в 1949 году ознаменовал начало золотого времени для русско-китайских отношений. В 1950 году заключен союзный договор о дружбе и взаимопомощи.

Советский Союз помогал китайским друзьям кредитами и специалистами, СССР практически построил промышленность Катая, запустив в работу более трехсот заводов, русские профессионалы обучали китайских рабочих и военных, более половины китайского экспорта приходилось на Союз. Москва вернула Пекину отнятые у Японии порты Дальний и Порт-Артур, а также Китайскую Восточную ж/д.

Очередное охлаждение

После смерти Сталина и начавшейся вслед на ней тотальной десталинизацей отношения меду странами вновь испортились. Мао посчитал, что Хрущев слишком мягок с Западом, чем придает коммунистические идеи. В ответ на критику Хрущев в 1960 году приказал отозвать всех советских специалистов из Китая, многие заводы остановились. Мао назвал мирное разрешение Карибского кризиса поражением СССР, а Советский Союз поддержал Индию в ее вооруженном конфликте с Китаем.

В 1963 году СССР и Китайская Народная Республика официально признали взаимные разногласия. Вчерашние друзья и союзники превратились во врагов, которых не мог примирить даже общий геополитический соперник — США, начавший войну во Вьетнаме. В 1969 году произошли боестолкновения из-за советского острова Даманский, на который претендовал Китай, погибли десятки военных с обеих сторон.

Казалось, что конфликт между странами может обостриться до крайности – полного разрыва дипотношений и даже войны. До самой смерти Мао Цзэдуна в 1976 году в китайском обществе преобладали агрессивные антисоветские настроения. Затем они начали понемногу спадать, но торговые, культурные и политические связи нужно было возобновлять практически с нуля. Окончательно урегулировать проблемы, и восстановить экономические и торговые отношения удалось в 1989 году во время переговоров в Пекине между Михаилом Горбачевым и Дэн Сяопином.

Русско-китайские отношения сегодня

После развала Союза и потери власти коммунистической партией поначалу отношения между Россией и Китаем перешли в основном в торговую сферу. Бурно развивающейся китайской экономике требовались рынки сбыта, огромная и географически близкая Российская Федерация стала выгодным торговым партнером. Но геополитические вызовы опять сблизили два государства, в 1996 году началось стратегическое партнерство.

Сегодня РФ и КНР – союзники, состоящие в таких совместных организациях, как ШОС, БРИКС, Совбез ООН. Несмотря на то что для каждой страны приоритетны национальные интересы, существуют сближающие их факторы. Это противодействие агрессивной политике США и их союзников, борьба с терроризмом, обеспечение мировой и региональной безопасности и стабильности. Россия и Китай оказывают друг другу политическую поддержку, а ее лидеры Владимир Путин и Си Цзиньпин проявляют искренне дружеские отношения и всячески развивают межгосударственное сотрудничество.

И, конечно, две страны связывают крепкие экономические связи. Российско-китайский товарооборот в 2017 году составил 87 миллиардов долларов. Россия — один из крупнейших экспортеров нефти и газа в Китай, доля китайских товаров в общем российском импорте достигла 21%. Государства реализуют множество совместных проектов: строят мосты через Амур, прокладывают железные дороги, которые станут частью нового Шелкового пути, создают инвестиционные банки.

Детально и очень профессионально главные вехи становления и развития связей между Россией и Китаем представлены в книгах доктора исторических наук, востоковеда Владимира Дацышена. История русско-китайских отношений в работах профессора Дацышена изложена подробно и доступно для читателя. Историк при написании своих трудов использует достоверные исторические документы и исследования авторитетных синологов.

fb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *